Мудрый Юрист

Изменения в валютном законодательстве, затрагивающие участников внешнеторговой деятельности

/"Российский внешнеэкономический вестник", 2014, N 1/
О.В. ЛЕОНОВА

В статье дается комментарий к указанию Банка России от 14.06.2013 N 3016-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" по изменениям, коснувшимся порядка оформления некоторых базовых документов валютного контроля с 1 октября 2013 года. В статье подробно рассматриваются изменения, затрагивающие практику оформления паспортов сделок участниками внешнеторговой деятельности по форме 1 и форме 2.

Ключевые слова: валютное законодательство, внешнеторговая деятельность.

Changes in the currency legislation affecting foreign trade activity

O.V. Leonova

In the article the author reviews direction of the Bank of Russia N 3016-U of June 14, 2013 "On introduction of the amendments to Instruction of the Bank of Russia N 138-1 of June 4, 2012 "On the procedure for submission by residents and non-residents of documents and information related to conducting currency transactions to the authorized banks, on the procedure for formalization of transaction passports, and on the procedure for the recording by the authorized banks of currency transactions and control for carrying them out" effective from October 1, 2013. The author focuses on the amendments affecting the procedure for the drawing up of currency transaction certificates. Detailed consideration is given to the changes of names of certain types of currency operations with codes used by foreign trade parties when filling out certificates.

Key words: currency legislation, foreign trade activity.

Новые указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У (далее - указание N 3016-У) "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" изменили порядок оформления некоторых базовых документов валютного контроля с 1 октября 2013 года.

В данной статье рассмотрим, какие изменения коснулись заполнения базового документа валютного контроля, а именно справки о валютных операциях (далее - СВО).

СВО - документ, созданный для контроля движения денежных средств по счетам резидентов, открытых ими в уполномоченных банках либо в банках-нерезидентах.

При проведении валютных операций в иностранной валюте резиденты обязаны представлять в уполномоченный банк СВО (п. 2.1. Инструкции N 138-И), а также документы, связанные с проведением валютных операций, указанных в справке о валютных операциях.

Форма справки о валютных операциях представлена в Приложении N 1 к Инструкции N 138-И. Составляется справка в одном экземпляре.

Инструкция N 138-И действовала с октября 2012 года, но практическая работа показала, что некоторые практические вопросы по заполнению базовых документов валютного контроля, таких как паспорта сделок, справок о валютных операций и подтверждающих документов, вызывали вопросы у участников внешнеторговой деятельности и банковских работников, и регулятору потребовалось расширить некоторые понятия в тех или иных пунктах Инструкции N 138-И. Урегулированию послужило введение с 1 октября 2013 года указания Банка России под номером 3016-У.

Указание 3016-У обозначило требование регулятора по отражению в полном объеме операций по транзитному счету, как по списанию, так и по зачислению на транзитный счет резидента.

Справочно: режим транзитного валютного счета отражен в главе 2 Инструкции ЦБ от 30.03.2004 N 111-И.

Начиная с 1 октября 2012 г. согласно новым правилам резиденты могли передавать уполномоченному банку полномочия по оформлению СВО (п. п. 2.4, 3.5, 3.9, 9.4 Инструкции N 138-И), для этого было необходимо резиденту включить соответствующее положение в договор, заключенный с банком.

Согласно п. 3.9 Инструкции N 138-И Банка России уполномоченный банк после заключения с клиентом договора берет на себя функцию по заполнению соответствующих справок по проведенным клиентом валютным операциям.

В свою очередь, участник внешнеторговой деятельности берет на себя обязательство по контролю за правильностью заполнения СВО банком.

В случае несогласия резидента с заполнением СВО банком резидент пишет заявление с указанием в нем причин несогласия с содержанием СВО, заполненной уполномоченным банком, с приложением к данному заявлению документов, обосновывающих несогласие с банком, при их наличии.

Срок подачи заявления остался прежним - не позднее 15 рабочих дней со дня получения от банка заполненного СВО.

Резидент предоставляет в уполномоченный банк корректирующую справку СВО, содержащую скорректированные сведения, с приложением заявления, составленного в произвольной форме, с указанием в нем причин несогласия с содержанием СВО, заполненной банком, с приложением дополнительных документов (при их наличии), связанных с проведением валютной операции, если они ранее не были представлены банку.

Указание N 3016-У внесло некоторые изменения в Порядок заполнения СВО. При заполнении справки так же, как и при заполнении ПС, требуется заполнять только аббревиатуру организационно-правовых форм юридических лиц.

Поле СВО "номер счета резидента в уполномоченном банке" не заполняется в следующих случаях:

В графе 2 "Уведомление, распоряжение, расчетный или иной документ" указываются через "/" номер документа (при его наличии) либо аббревиатура, состоящая из двух букв "БН", а во втором разделительном символе - дата документа в формате дд.мм.гггг. Регулятор добавил в перечень документов, подлежащих отражению в данной графе:

документ по операциям с использованием платежных карт, СВО третьего лица резидента, другого лица - резидента, который не оформляет ПС в случаях, указанных в п. п. 12.4, 12.5, 12.10 и абзаце 2 п. 12.2, при заполнении СВО резидентом, оформившим ПС.

В графе 3 "Дата операции" резидент указывает дату совершения валютной операции, используя восьмизначный символ (дд.мм.гггг), отражающий зачисление или списание финансовых средств с клиентского счета банком.

Графа 4 СВО не претерпела изменений и отражает коды признаков платежа:

Перевод денежных средств при исполнении аккредитива в пользу получателя-нерезидента.

В графе 5 СВО "Код вида валютной операции" код операции проставляется в справке в соответствии с назначением валютной операции и документами, связанными с проведением валютных операций, представленными резидентом.

Регулятор в указании N 3016-У уточняет применение кодов при осуществлении резидентами - участниками внешнеторговой деятельности валютных операций, связанных с расчетами по экспортно-импортным операциям, по которым оформлен ПС за оказание услуг, работ, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, графа 5 заполняется исходя из осуществления авансового платежа со следующими кодами: 10100, 11100, 20100, 21100, 22100, 23100.

По операциям, связанным с поступлением от нерезидента валюты РФ, зачисленной на рублевый расчетный счет резидента в банке, указывается код вида операции, содержащийся в расчетном документе, поступившем от плательщика-нерезидента.

В случае несогласия резидента с кодом валютной операции, проставленном в расчетном документе нерезидента, либо его отсутствия резидент в срок не позднее 15 рабочих дней после даты зачисления, указанной в выписке по расчетному счету, представляет в банк заполненную СВО с указанием кода, соответствующего проведенной валютной операции.

Заполнение граф 6 и 7 СВО не претерпело изменений, изменения были внесены в заполнение графы 8. Данное изменение коснулось следующего уточнения: в случае списания и зачисления резидентом денежных средств с одного счета резидента на другой его счет, открытый в этом или другом уполномоченном банке, сведения о документах в таком случае в графе 8 не указываются.

Изменения также были внесены в заполнение графы 11 "Ожидаемый срок": данная графа предполагает заполнение сведений резидентом об ожидаемом максимальном сроке исполнения нерезидентом обязательств по контракту, по которому оформлен ПС, по импортному внешнеторговому контракту, в счет осуществляемого резидентом авансового платежа по следующим кодам валютных операций: 11100, 21100, 21300, 23100, 23110. В иных случаях графа 11 не заполняется.

Ожидаемый срок указывается в виде последней даты, заполняемой в виде восьми знаков, истечения срока исполнения нерезидентом обязательств в счет осуществляемого авансового платежа, который определяется резидентом следующим образом.

При наличии в контракте максимального срока исполнения нерезидентом обязательств по контракту к нему (к ним) прибавляется срок (сроки), который (которые) в соответствии с обычаями делового оборота необходим (необходимы) для ввоза товаров на территорию РФ (оформления ТД), и (или) сроки для оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

При отсутствии в контракте максимального срока исполнения нерезидентом обязательств по контракту указывается срок, рассчитанный резидентом самостоятельно в соответствии с обычаями делового оборот, с учетом сроков оформления ТД и (или) сроков оформления документов, подтверждающих исполнение нерезидентом обязательств путем передачи резиденту товаров (при отсутствии установленного нормативными правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органам товаров), выполнения для него работ, оказания ему услуг, передачи ему информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них.

Указанный в графе 11 срок не может превышать даты завершения исполнения обязательств по контракту, указанной в графе 6 раздела 3 "Общие сведения о контракте" ПС (форма 1).

Требования по заполнению остальных параметров СВО остались прежними.

Регулятор через указание N 3016-У существенно расширил и перечень валютных и иных операций резидентов и нерезидентов.

Внесенные изменения в наименование отдельных видов валютных операций с кодами нашли отражение в подпункте 1.57 указания от 14.06.2013 N 3016-У. Корректировке подверглись следующие группы видов операций: 20, 21, 57, 58, 60, 61.

Дополнительно были введены коды, отражающие следующие операции:

- переводы валюты РФ со счета резидента, открытого в уполномоченном банке, на счет другого резидента, открытый в банке-нерезиденте (61165);

Редакционные изменения регулятор внес в группу видов операций 58, отражающих расчеты по договорам о брокерском обслуживании, и 80 группу, используемую уполномоченным банком для хранения данных по валютным и иным операциям, проводимым резидентами и нерезидентами.

Как видно из внесенных Банком России изменений в Инструкцию от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением", регулятор стремиться сделать валютный контроль и регулирование более прозрачными, ликвидировать возможные пробелы в валютном законодательстве и тем самым оказать влияние не только на валютную политику, но и на проводимую им денежно-кредитную политику страны в целом.

Библиография

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". М.: Омега-Л, 2012. С. 32. (Federal'nyj zakon "О valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole". M.: Omega-L, 2012. С. 32.)

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением". (Instrukcija Banka Rossii ot 4 ijunja 2012 goda N 138-I "O porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankam dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformlenija pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem".)

Указание Банка России от 14.06.2013 N 3016-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением". (Ukazanie Banka Rossii ot 14.06.2013 N 3016-U "O vnesenii izmenenij v Instrukciju Banka Rossii ot 4 ijunja 2012 goda N 138-I "O porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankam dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformlenija pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem".

/"Российский внешнеэкономический вестник", 2014, N 3/

Новые указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" изменили порядок оформления некоторых базовых документов валютного контроля с 1 октября 2013 года.

В данной статье рассмотрим, какие изменения коснулись заполнения базового документа валютного контроля, а именно паспорта сделки (далее - ПС).

Как и прежде, ПС должен оформляться резидентом - участником внешнеторговой деятельности и нерезидентом по договорам, предусматривающим экспорт и импорт товаров, услуг, передачу информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (п. 5.1.3 Инструкции N 138-И), в данном случае резидент оформляет ПС (по форме 1).

ПС (по форме 2) оформляется резидентом при получении или предоставлении денежных средств нерезиденту в виде кредита или займа (п. 5.1.5 Инструкции N 138-И).

В связи с введением Инструкции N 138-И в октябре 2012 года список договоров, подлежащих паспортизации, был значительно расширен главой 5 Инструкции. Данный список пополнился 1 октября 2013 года требованием по паспортизации, помимо недвижимого имущество (Инструкция N 138-И), теперь и договорами движимого имущества, заключенными между контрагентами согласно требованиям (указание N 3016-У).

Существенные изменения коснулись и главы 6, отражающей требования регулятора по оформлению паспортов сделок (далее - ПС).

У участника внешнеторговой деятельности есть теперь право выбора по оформлению ПС, а именно: заполнить ПС самостоятельно либо заключить с банком договор и поручить оформление ПС банку, учитывая тот факт, что оформление ПС и базовых документов валютного контроля банком потребует от участника внешнеторговой деятельности дополнительных материальных затрат.

Справочно: предоставление резидентом уполномоченному банку прав по заполнению ПС приведены в п. 6.11 главы 6 Инструкции N 138-И.

Для оформления ПС резидент - участник внешнеторговой деятельности согласно требованиям п. 6.6 Инструкции N 138-И представляет в уполномоченный банк (далее банк - ПС) одновременно следующие документы и информацию:

Экспортер обязан отражать в контрактах максимальные сроки получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках валютной выручки в иностранной и национальных валютах, об ожидаемых в соответствии с заключенными импортерами договорами максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по заключенным договорам, также впервые регулятор обязал, помимо означенных выше требований, раскрывать также информацию, касающуюся расчетов по контракту либо кредитному договору (часть 1.1 статьи 19 Закона N 173-ФЗ).

Регулятором внесено уточнение относительно исчисления суммы, требуемой к заполнению ПС (50000 долларов США либо ее эквивалента). Данная сумма не только теперь исчисляется на момент заключения контракта, но регулятор уточняет, что при внесении изменений или дополнений в контракт (кредитный договор), в котором сумма изменяется и начинает превышать означенную выше сумму, участнику внешнеторговой деятельности потребуется оформить ПС на данный договор.

Расширен список документов, которые экспортеры и импортеры обязаны представлять в банк при исполнении своих обязательств перед контрагентами: помимо декларации на товары, также заявление на условный выпуск товаров (заявление на выпуск компонента вывозимого товара).

Также в данную главу 6 был введен дополнительный подпункт 6.6.4 следующего содержания: "Принятое налоговыми органами по месту учета резидента уведомление об открытии (закрытии) счета (вклада), об изменении реквизитов счета (вклада), о наличии счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ, в случае осуществления валютных операций, связанных с расчетами по контракту (кредитному договору), по которому оформляется ПС, через счета резидента, открытые в банке-нерезиденте".

В данном пункте говорится, что уполномоченный банк вправе для оформления ПС принимать от участников внешнеторговой деятельности, помимо договоров (контрактов) и иных документов, раскрывающих характер внешнеторговой сделки, также и информацию, предоставляемую резидентами в налоговые органы по оборотам по счетам, открытым в банке-нерезиденте, затрагивающим паспортизированную сделку.

Изменения коснулись и оформления ПС резидентом, предусматривающим проведение расчетов по внешнеторговому контракту через счета, открытые в банке-нерезиденте. Ранее такие ПС оформлялись только в соответствующем ГУ ЦБ, теперь, после внесения уточнения требования информировать банки по условиям расчетов по внешнеторговым контрактам, оформление и ведение досье по таким ПС перешло в компетенцию уполномоченных банков.

Изменился только срок, отведенный уполномоченному банку для рассмотрения оформленного резидентом ПС для принятия окончательного решения о принятии данного ПС на обслуживание или его отказе.

Срок увеличился с трех дней до 10 рабочих дней после даты представления резидентом требуемых для оформления ПС документов, предусматривающих ведение расчетов по счетам, открытым в банке-нерезиденте.

Процедура оформления ПС банком не претерпела изменений, п. 6.8 Инструкции N 138-И был обозначен срок передачи банком оформленного им ПС резиденту не позднее 2 рабочих дней после размещения ПС в виде электронного документа.

В связи с имеющейся в банках практикой было внесено дополнение в п. 7.9 Инструкции N 138-И, где оговаривается ситуация, когда резидент вправе закрыть все расчетные счета в уполномоченном банке при неисполнении обязательств по контракту, не закрыв ПС. В этом случае банк ПС по истечении 30 рабочих дней, следующих за датой закрытия расчетных счетов, самостоятельно закроет ПС клиента с 1 октября 2013 г.

Согласно внесенным изменениям в п. п. 6.4 и 7.10 Инструкции N 138-И резидент - участник внешнеторговой деятельности имеет право реанимировать ПС, если банк его закрыл спустя 180 дней, согласно п. 7.9 Инструкции N 138-И, либо при закрытии расчетных счетов в банке ПС резидент вправе возобновить работу по данному ПС в случае внесения им изменений в такой контракт (кредитный договор) либо продолжит исполнение своих обязательств, согласно главе 8 Инструкции N 138-И, написав заявление в уполномоченный банк о востребовании данного ПС из архива банка.

Уполномоченный банк, согласно п. 19.8 Инструкции N 138-И, обязан обеспечить сохранность ПС в течение 3-х лет. В случае истечения данного срока резидент вправе оформить новый ПС по данному договору в этом уполномоченном банке либо в другом уполномоченном банке.

Если после даты закрытия ПС по контракту (кредитному договору) состоится завершение исполнения обязательств по нему и в случае, если трехлетний срок хранения истек, то оформление нового ПС по такому контракту не требуется.

Участник внешнеторговой деятельности может вносить изменения в ПС после внесения дополнений или изменений во внешнеторговый контракт. В таком случае, резидент направляет в банк ПС заявление о переоформлении ПС. Требования по оформлению такого заявления приводятся в п. 8.2 главы 8 Инструкции N 138-И. Одновременно с Заявлением резидентом предоставляются в банк ПС документы и информация, которые послужили основанием для внесения изменения в ПС.

Банк вправе отказать резиденту в переоформлении ПС в случае предоставления им либо неполной, либо недостоверной информации (регулятор расширил трактовку п. 8.6 Инструкции N 138-И, оговорив возможную практику).

А именно если в одном представленном резидентом заявлении о переоформлении ПС указана информация о нескольких ПС и банк ПС принимает решение об отказе в переоформлении одного (отдельных) ПС, то он обязан переоформить те ПС, по которым у банка не возникло возражений о правомочности их переоформления. В отношении же ПС, по которому принято решение об отказе в его переоформлении, направит в адрес резидента информацию о причинах отказа для их дальнейшего устранения резидентом, возвратив комплект соответствующих документов.

С 1 октября 2013 г. изменения коснулись и порядка заполнения самого ПС, прописанного в приложении 4 Инструкции N 138-И.

При подписании ПС банком ПС и присвоения ему соответствующего номера, состоящего из пяти частей, изменения коснулись заполнения четвертой части кода, отражающей коды вида контракта, состоящего из пяти кодов (1, 2, 3, 4, 9), изменения коснулись двух кодов (3, 4), а именно: кода под номером 3 - отражает внешнеторговые договора резидентов, оказывающих нерезидентам услуги, работы, передачу информации и интеллектуальной собственности, передачи в аренду недвижимого имущества, пополнился также передачей в аренду теперь и движимого имущества, за исключением финансовой аренды и лизинга; тогда как код вида контракта под номером 4, отражающий оказание подобных услуг нерезидентами резидентам, также пополнился внешнеторговой операцией по передаче в аренду движимого имущества.

В разделе 1 "Сведения о резиденте" регулятор уточнил правильность правописания в ПС аббревиатуры организационно-правовых норм юридических лиц "(например, ОАО, ЗАО, ИП и т.д.)". В случае оформления ПС физлицом, занимающимся частной практикой (нотариус или адвокат), требуется в данном разделе указывать его регистрационный номер в соответствии с реестром государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой, либо регистрационный номер адвоката в соответствии с реестром адвокатов субъектов РФ.

При оформлении ПС резиденту, поставленному на учет в налоговом органе крупнейших налогоплательщиков, предусмотренных в Приказе Минфина РФ от 11.07.2005 N 85н "Об утверждении особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков" и при наличии у резидента нескольких КПП, в пункте 1.4 раздела 1 ПС указывается КПП в соответствии со свидетельством о постановке на учет резидента в налоговом органе.

В разделе 3 "Общие сведения о контракте" (форме 1 ПС) и подраздела 3.1 "Общие сведения о кредитном договоре" (форме 2 ПС, лист 1) в графе 5, где отражается сумма контракта или сумма привлеченных средств по кредитному договору, без учета процентных платежей.

По контракту (кредитному договору) в случае, указанному в абзаце первом пункта 7.10 Инструкции N 138-И, когда резидент оформляет новый ПС, при продолжении исполнения обязательств по нему указывается не сумма первоначальных обязательств, а только сумма незавершенных обязательств.

В разделе 4 "Сведения об оформлении, переводе и закрытии паспорта сделки" после изменений, внесенных с 1 октября 2013 г., заполняется следующим образом, если после закрытия ПС резидент исполняет обязательства по контракту (кредитному договору), а банк ПС обеспечит их учет в ранее оформленной по такому ПС ведомости банковского контроля, согласно п. 7.10 Инструкции N 138-И, то в графах 2 и 3 раздела 4 соответственно указываются сведения об уполномоченном банке, территориальном учреждении Банка России, который (которое) переоформляет такой ПС (графа 2), и дата переоформления ПС банком (графа 3).

Графы 4 и 5 раздела 4, отражающие основания для закрытия ПС, заполняются на основании, указанном в заявлении резидента в формате дд.мм.гггг либо самостоятельно заполняются банком по освоениям, указанным в п. 15.1 и п. 15.2 Инструкции N 138-И.

В раздел 5 "Сведения о переоформлении паспорта сделки" регулятором внесено уточнение по заполнении граф данного раздела в случае отсутствия у резидента документов, являющихся основанием для внесения изменений в ПС с указанием даты заявления резидента о переоформлении ПС и его номера (при его наличии) или символа "БН" (при его отсутствии).

Из этого уточнения хорошо просматривается элемент либерализации валютного законодательства по отношению к участникам внешнеторговой деятельности, ранее переоформление ПС без подтверждающих документов было невозможно.

Что касается переоформления ПС в случае, предусматривающем пролонгацию контракта без подписания дополнений и изменений к контракту (кредитному договору), резидент для переоформления в ПС даты исполнения обязательств по контракту (кредитному договору), прописанной в графе 6 раздела 3 оформленного ранее ПС в срок не позднее 15 рабочих дней от этой даты представляет в банк ПС только заявление о переоформлении ПС, с указанием в нем новой даты завершения обязательств по контракту (кредитному договору). Ранее требовалось оформить новый бланк паспорта, изменив соответствующую графу в разделе 3 ПС.

Регулятор также внес уточнения, закрепив за резидентом право самостоятельного заполнения данного поля графы 7.1 ПС резидентом как для ПС (по форме 1), так и ПС (по форме 2), при представлении резидентом ПС в банк ПС документов в электронном виде, а иных документов, необходимых для оформления ПС, - на бумажном носителе и при наличии заключенного между резидентом и банком ПС договора.

Графой 7.1 и 7.2 завершается форма ПС, оформляемая с кодами видов контракта (1, 2, 3, 4, 9).

Форма 2 ПС, оформляемая по кредитным договорам и займам имеет продолжение в виде второго листа, заполняемого участником внешнеторговой сделки с кодами (5, 6).

В разделе 8 "Специальные сведения о кредитном договоре" в подразделе 8.3 "Сумма задолженности по основному долгу на дату, предшествующую дате оформления ПС" указывается информация о сумме задолженности по основному долгу по кредитному договору, возникшей на дату, предшествующую дате оформления ПС.

При заполнении данного подраздела банк фактически фиксировал нарушение со стороны участников внешнеторговой сделки по несвоевременному оформлению ПС и направлял об этом нарушении информацию органу валютного контроля.

С 1 октября 2013 г. были внесено уточнение по ее заполнению, а именно регулятор подчеркнул, что данная графа не должна заполняться в случае получения резидентом денежных средств по кредитному договору на счет резидента в банке ПС до даты оформления ПС и предоставления соответствующей справки о валютной операции.

Регулятор обязал уполномоченный банк заполнять данный подраздел в случае уступки требований по кредитному договору первого резидента второму резиденту, взяв данные по данной кредитной операции из ведущейся банком ведомости банковского контроля по тому ПС, который был ранее оформлен по кредитному договору.

Все остальные требования по заполнению формы 2 ПС по кредитному договору остались без изменений.

Библиография

Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". М.: Омега-Л, 2012. 32 с. (Federal'nyj zakon "O valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole". M.: Omega-L, 2012. 32 s.)

Инструкция Банка России от 4 июня 2012 года 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (Instrukcija Banka Rossii ot 4 ijunja 2012 goda 138-I "O porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankam dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformleniya pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem".)

Указание Банка России от 14.06.2013 N 3016-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением". (Ukazanie Banka Rossii ot 14.06.2013 N 3016-U "O vnesenii izmenenij v Instrukciju Banka Rossii ot 4 ijunja 2012 goda 138-I "O porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankam dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformleniya pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem".)

/"Российский внешнеэкономический вестник", 2014, N 4/

Новые указания Банка России от 14.06.2013 N 3016-У (далее - указание N 3016-У) "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформлении паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" изменили порядок оформления некоторых базовых документов валютного контроля с 1 октября 2013 года.

В данной статье рассмотрим, какие изменения коснулись заполнения базового документа валютного контроля, а именно справки о подтверждающих документах (далее - СПД).

Исходя из положений главы 9 Инструкции N 138-И "Порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов, связанных с осуществлением валютных операций по договорам (контрактам, на которые установлено требование об оформлении паспорта сделки)" в обязанности резидента входит предоставление СПД уполномоченному банку и документов, подтверждающих исполнение им обязательств по внешнеторговому контракту.

При исполнении, изменении или прекращении обязательств по внешнеторговому контракту (кредитному договору), по которому оформлен паспорт сделки (далее - ПС), резидент участник ВЭД представляет в уполномоченный банк один экземпляр СПД и документы, перечисленные в п. 9.1 Инструкции N 138-И, а именно в случае вывоза (ввоза) товаров с территории (на территорию) РФ таможенную декларацию, также в качестве таможенной декларации могут использоваться транспортные (перевозочные), коммерческие и (или) иные документы, содержащие сведения, необходимые для выпуска товаров в соответствии с таможенной процедурой, определяемой Таможенным кодексом или решением комиссии Таможенного союза.

Заявление на условный выпуск (заявление на выпуск компонента вывозимого товара), предусмотренное статьей 215 Федерального закона от 27.11.2010 N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в РФ" (п. 1.25 указания N 3016-У).

При отсутствии установленного нормативно-правовыми актами в области таможенного дела требования о декларировании таможенным органом товаров участник внешнеторговой деятельности представляет в уполномоченный банк следующие документы:

Иные документы, содержащие сведения об экспортно-импортной операции, оформленные в рамках внешнеторгового контракта и (или) в соответствии с обычаями делового оборота, в том числе документы, используются резидентом для учета своих хозяйственных операций в соответствии с правилами бухгалтерского учета и делового оборота.

Указанием N 3016-У в п. 1.25 регулятор дает пояснение по применению статистической формы учета перемещения товаров. Статистическая форму учета перемещения товаров представляется резидентом в банк после ее оформления и представления в таможенные органы без представления справки о подтверждающих документах. Также регулятор дает пояснение, что если статистическая форма учета перемещения товаров предоставляется резидентом банку одновременно с другими документами, то она не служит основанием для заполнения формы СПД.

Информационное письмо ЦБ РФ от 21.01.2014 N 43 дает разъяснение, что если на момент представления резидентом в банк ПС документов статистическая форма учета была еще не оформлена и не представлена в таможенные органы, то она представляется резидентом в банк ПС позже, без представления СПД. Требование регулятора заключается в том, чтобы на момент закрытия ПС в уполномоченном банке находились все статистические формы учета перемещения товаров, в которых содержатся сведения об отгруженных (полученных) товарах в рамках внешнеторгового контракта, заключенного резидентом.

В случае если статистические формы учета не были представлены резидентом на момент закрытия ПС в банк ПС либо представлены не все, то банк ПС сообщает о нарушении органу валютного контроля согласно требованиям Положения Банка России N 308-П "О порядке передачи уполномоченными банками информации о нарушениях лицами, осуществляющими валютные операции, актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного контроля".

Резиденту - участнику внешнеторговой деятельности не следует представлять в уполномоченный банк ни подтверждающие документы, ни СПД в случае, когда контрактом предусмотрены периодически фиксированные платежи, например, в связи с передачей движимого или недвижимого имущества по договору аренды, финансовой аренды (лизинга), оказанием услуг в связи со страхованием (п. 9.5 Инструкции N 138-И).

Периодичность платежей либо порядок расчета периодичности осуществления платежей определяется в самом внешнеторговом контракте.

При этом под периодичностью следует понимать определенные условиями контракта платежи, которые осуществляются (будут осуществляться) более одного раза в рамках исполнения условий контракта.

Под фиксированными платежами для целей применения пункта 9.5 Инструкции N 138-И следует понимать платежи, сумма которых зафиксирована условиями контракта либо является определяемой, т.е. в контракте установлен способ расчета платежа и (или) алгоритм исчисления суммы платежа (к таким платежам можно отнести, например, плату за уборку помещения и др.).

Указанием N 3016-У в п. 1.28 регулятор дает пояснение, в случае осуществления платежей, отличных от периодических фиксированных платежей, резидент обязан представлять в банк ПС сами подтверждающие документы и СПД в обычном предусмотренном порядке.

Не требуется представлять СПД и подтверждающих документов и в случае, когда банк ПС владеет информацией об удержании банком - корреспондентом банковской комиссии по переводам, связанным с оформленным резидентом ПС и согласии резидента на отражении банком данной информации по движению денежных средств в ведомости банковского контроля.

При отсутствии у банка ПС подобной информации резидент информирует банк об удержании банковской комиссии из суммы средств, причитающихся резиденту, отраженной им в контракте (кредитном договоре), резидент подтверждает удержание банком комиссии через предоставление в банк СПД и подтверждающих документов (п. 9.6 Инструкции N 138-И).

Не требуется представлять СПД и подтверждающих документов и в случае, когда резидент осуществляет оплату штрафов, пеней и иных аналогичных платежей, так как исходя из главы 25 ГК РФ штрафы, пени и иные платежи аналогичного характера не относятся к обязательным по контракту, а являются способом обеспечения исполнения обязательств.

Не требуется представлять СПД при закрытии ПС в случае уступки требования по контракту (кредитному договору) другому лицу резиденту либо при переводе долга на третье лицо.

Форма справки о СПД, а также порядок оформления представлены в приложении N 5 к Инструкции N 138-И.

Указанием N 3016-У глава 9 была дополнена двумя дополнительными пунктами 9.8 и 9.9.

В случае вывоза и (ввоза) товара с территории (на территорию) РФ, предусматривающих декларирование товаров, резидент - участник внешнеторговой деятельности представляет в банк ПС в срок не позднее 15 рабочих дней после месяца, в котором зарегистрированы декларации на товары только СПД без предоставления декларации на товары.

В СПД включаются сведения о декларациях на товары за исключением:

В СПД отражаются только сведения, которые зарегистрированы таможенными органами в течение отчетного месяца только при наличии следующих условий при:

Необходимость предоставлять резиденту таможенную декларацию на товары утратила свое значение с 1 января 2013 г., т.к. Постановлением Правительства РФ от 28.12.2012 N 1459 на таможенные органы была возложена обязанность о передаче таможенными органами ЦБ РФ и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары, т.е. уполномоченные банки владеют информацией о декларируемых участниками внешнеторговой деятельности товарах.

Уполномоченные банки на основании п. 18.6.4 Инструкции N 138-И отказывают в принятии справок СВО и СПД, если информация, указанная резидентом в справках либо не соответствует полученной банком электронной информации от ФТС, либо в ней не отражены ожидаемые максимальные сроки исполнения нерезидентом обязательств по контракту.

В случае если в оформленном резидентом ПС содержатся коды (3, 4, 9), отражающие оказания услуг, выполнение работ, передачу информации результатов интеллектуальной деятельности, резидент обязан представить в уполномоченный банк, помимо заполненной СПД, и подтверждающие документы, такие как: акты приема-передачи, счета, счета-фактуры и (или) иные коммерческие документы, оформленные в рамках контракта и обычаями делового оборота и правилами бухгалтерского учета.

Исключением являются сделки, предусматривающие внешнеторговые контракты на переработку сырья.

ФТС РФ передает уполномоченным банкам в электронном виде, помимо информации о зарегистрированных декларациях на товары, также и информацию о стоимости оказанных услуг и (или) выполненных работ в составе электронной информации о вывозе (ввозе) с территории (на территорию) РФ товаров после их переработки в виде декларации на товары, в указанном случае резиденту не требуется дополнительно представлять в уполномоченный банк СПД, содержащую информацию об оказанных услугах (работах), а также документы, подтверждающие исполнение указанных обязательств, т.к. уполномоченный банк обладает данной информацией в полном объеме.

Предоставлять в уполномоченный банк только СПД резидент обязан по контракту, предусматривающему оказание услуг и (или) выполнение работ в связи с вывозом (ввозом) с территории (на территорию) РФ продуктов переработки (продуктов на переработку), по которым оформлен ПС с целью представления резидентом в банк ПС об ожидаемом максимальном сроке исполнения обязательств по такому контракту.

Если какие-либо сведения, указанные в СПД, изменились, то резиденту необходимо сформировать новую справку с указанием обновленных сведений. Представить в банк ПС ее следует в течение 15 рабочих дней после даты оформления документов, повлиявших на изменение представленной информации (п. 9.7 Инструкции N 138-И).

Корректирующую справку о подтверждающих документах банк может оформить самостоятельно в случае, когда эти полномочия резидент передал банку на основании договора.

Согласно письму ЦБ РФ от 16 ноября 2012 г. N 157-Т непредставление резидентом - участником внешнеторговой деятельности в банк ПС при осуществлении валютных операций, связанных с расчетами (переводами) по внешнеторговым договорам (контрактам), заключенным с нерезидентами, в соответствии с которыми перемещение товаров осуществляется между территориями РФ, Республики Беларусь и Республики Казахстан, транспортных документов, а также представление им недействительных и/или недостоверных документов, может являться основанием для применения уполномоченными банками абзаца четвертого части 5 статьи 23 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле".

Библиография

  1. Федеральный закон "О валютном регулировании и валютном контроле". М.: Омега-Л, 2012. 32 с. (Federal'nyj zakon "O valjutnom regulirovanii i valjutnom kontrole". M.: Omega-L, 2012. 32 с.)
  2. Инструкция Банка России от 4 июня 2012 года 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (Instrukcija Banka Rossii ot 4 ijunja 2012 goda 138-I "O porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankam dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformleniya pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem").
  3. Указание Банка России от 14.06.2013 N 3016-У "О внесении изменений в Инструкцию Банка России от 4 июня 2012 года 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (Ukazanie Banka Rossii ot 14.06.2013 N 3016-U "O vnesenii izmenenij v Instrukciju Banka Rossii ot 4 ijunja 2012 goda 138-I "O porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankam dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformleniya pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem").
  4. Информационное письмо ЦБ РФ от 21.01.2014 N 43 "Вопросы по применению Инструкции Банка России от 04.06.2012 N 138-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением" (Informacionnoe pis'mo CB RF ot 21.01.2014 N 43 "Voprosy po primeneniju instrukcii Banka Rossii ot 04.06.2012 N 138-I "O porjadke predstavlenija rezidentami i nerezidentami upolnomochennym bankam dokumentov i informacii, svjazannyh s provedeniem valjutnyh operacij, porjadke oformleniya pasportov sdelok, a takzhe porjadke uchjota upolnomochennymi bankami valjutnyh operacij i kontrolja za ih provedeniem").