Мудрый Юрист

Взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами на стадиях возбуждения и административного расследования дел об административных правонарушениях в области дорожного движения

Шевченко Орест Александрович, адъюнкт кафедры управления деятельностью служб обеспечения общественного порядка Академии управления МВД России.

В настоящей статье рассматриваются теоретические и практические вопросы взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами на стадиях возбуждения и административного расследования дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.

Ключевые слова: административное правонарушение, дорожное движение, административное расследование.

The interaction of the internal affairs bodies with other subjects at the stages of excitation and administrative investigation of the cases about administrative offences in the field of traffic

O.A. Shevchenko

Shevchenko Orest Alexandrovich, adjunct of the Chair of Management of Activities of Services to Ensuring Public Order of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

This article deals with theoretical and practical issues of cooperation of internal Affairs bodies with other actors at the stages of excitation and administrative investigation of cases on administrative offences in the field of traffic.

Key words: administrative offence, road traffic, administrative investigation.

Стадия возбуждения и административного расследования дела об административном правонарушении в области дорожного движения представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на выяснение всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в т.ч. путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Возложение на полицию в числе основных направлений деятельности задачи по обеспечению безопасности дорожного движения <1>, а также обострившаяся ситуация с ростом административной деликтности в этой области <2> диктуют необходимость усиления роли взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами на стадиях возбуждения и административного расследования дел об административных правонарушениях в области дорожного движения.

<1> Это предусмотрено п. 7 ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".
<2> Только в 2013 г. выявлено почти 68 млн административных правонарушений в области дорожного движения, из которых более 35 млн зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств. См.: Статистические данные Госавтоинспекции МВД России.

Поскольку на органы внутренних дел государство возложило функции по непосредственному обеспечению охраны общественного порядка и общественной безопасности в стране, им принадлежит ведущая роль в организации данного взаимодействия, которое, как нам представляется, должно осуществляться на основе общих принципов государственного управления. Эти принципы и формы взаимодействия закреплены в нормативных актах, регулирующих деятельность органов внутренних дел, других правоохранительных органов и общественных формирований, а также в иных актах.

Правовые основы данного взаимодействия закреплены в ст. 10 Федерального закона "О полиции". Рассмотрим подробнее данные нормы.

Так, ч. 1 данной статьи предусмотрено, что полиция при осуществлении своей деятельности взаимодействует с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами.

Согласно ч. 2 полиция при выполнении возложенных на нее обязанностей может использовать возможности государственных и муниципальных органов, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При этом ч. 3 закреплено, что полиция в пределах своих полномочий оказывает содействие государственным и муниципальным органам, общественным объединениям и организациям в обеспечении защиты прав и свобод граждан, соблюдении законности и правопорядка, а также оказывает поддержку развитию гражданских инициатив в сфере предупреждения правонарушений и обеспечения правопорядка.

Вполне логичной является ч. 4, предписывающая государственным и муниципальным органам, общественным объединениям, организациям и должностным лицам оказывать содействие полиции при выполнении возложенных на нее обязанностей.

Анализ компетенции Госавтоинспекции позволяет говорить об особом статусе службы. Наряду с выполнением общеполицейских функций (участие в охране правопорядка, борьбе с преступностью и др.) Госавтоинспекция осуществляет федеральный государственный надзор <3> и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения (надзор за соблюдением правил дорожного движения, надзор за изменением конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним, контроль за подготовкой водителей, надзор за строительством, эксплуатацией и ремонтом улично-дорожной сети и др.) в целях обеспечения соблюдения юридическими и физическими лицами законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения. Для их успешной реализации служба наделена широкими государственно-властными полномочиями. Таким образом, можно говорить о двойственности правовой природы службы: с одной стороны, Госавтоинспекция - служба полиции, с другой - государственная инспекция.

<3> Постановление Правительства Российской Федерации от 19 августа 2013 г. N 716 "О федеральном государственном надзоре в области безопасности дорожного движения" // СЗ РФ. 2013. N 34. Ст. 4446.

В отличие от других служб полиции, Положение о Госавтоинспекции утверждено Указом Президента Российской Федерации <4>.

<4> Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (вместе с Положением о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации) // СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2897 (с посл. изм. и доп.).

Пункт 4 названного Положения предусматривает, что Госавтоинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, организациями, средствами массовой информации.

Наличие данной нормы логично следует из содержания п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ, которая наделяет полицию правом в связи с находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в т.ч. персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

В теоретических работах вопросам взаимодействия органов внутренних дел с другими правоохранительными органами, средствами массовой информации, по нашему мнению, уделяется недостаточное внимание. Ранее они в основном изучались только в контексте Закона РФ "О милиции" и работы милиции в советский период, а также взаимодействия служб милиции между собой <5>.

<5> См., напр.: Яковенко В.Е. Взаимодействие следователей с работниками ГАИ при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 24.

В этой связи следует особо отметить, что произошедшие в последние годы принципиальные изменения национального законодательства в части государственного управления в сфере внутренних дел требуют проведения специальных научных исследований, посвященных изучению вопроса взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами при производстве по делам об административных правонарушениях.

Вместе с тем существующая нормативная правовая основа деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения не лишена недостатков. К их числу можно отнести фактическое отсутствие норм, стимулирующих участие институтов гражданского общества и средств массовой информации в деятельности по профилактике административной деликтности и предупреждению дорожно-транспортных происшествий.

Обозначенный недостаток системы нормативного правового регулирования в области дорожного движения диктует объективную необходимость дальнейшей активизации нормотворческой деятельности в области безопасности дорожного движения в этом направлении.

Следует отметить, что практически все направления и формы взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами на стадиях возбуждения и административного расследования дел об административных правонарушениях в области дорожного движения сопровождаются информационным обменом или базируются на нем.

Правоведы обозначают виды и пределы взаимодействия в основном только отдельными видами в методической литературе по линии службы <6>.

<6> См., напр.: Антонов С.Н., Миронов С.С., Попов М.И. Общественный контроль за деятельностью Госавтоинспекции (правовые и организационные основы). М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2012.

Как нам представляется, суть взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами в процессе административно-юрисдикционной деятельности, в т.ч. на стадиях возбуждения и административного расследования дел об административных правонарушениях в области дорожного движения, имеет следующие формы:

  1. Обмен информацией о состоянии административной юрисдикции и обеспечения безопасности дорожного движения. Эта информация необходима для определения актуальных задач по предупреждению и пресечению правонарушений, планирования работы, повышения ее эффективности и оценки конечных результатов. Объем и содержание информации, которую органы внутренних дел могут предоставить, определяются руководителями соответствующих органов внутренних дел.
  2. Совместное планирование и проведение мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения, по предупреждению и пресечению административных правонарушений в области дорожного движения.
  3. Обучение сотрудниками органов внутренних дел членов общественных формирований методам и формам предупреждения и пресечения правонарушений; проведение с ними работы по правовому обучению; оказание методической и иной помощи в планировании и учете их работы.
  4. Передача общественными формированиями материалов о правонарушениях в органы внутренних дел, если при наличии информации об административном правонарушении в области дорожного движения общественное формирование придет к убеждению о необходимости привлечения правонарушителя к административной ответственности.

Основные принципы взаимодействия:

Нам представляется возможным обозначить несколько направлений и форм взаимодействия органов внутренних дел и других субъектов на стадиях возбуждения и административного расследования дел об административных правонарушениях в области дорожного движения:

В настоящее время успешное решение задач, ставящихся перед инспекторами по исполнению административного законодательства Госавтоинспекции <7>, представляется возможным при условии постоянной опоры на широкий актив внештатных сотрудников полиции по линии службы. Исходя из этого, инспекторам необходимо проявлять инициативу, направленную на создание групп добровольных помощников по исполнению административного законодательства, работающих непосредственно при строевых подразделениях. В состав таких групп целесообразно привлекать пенсионеров - бывших сотрудников органов внутренних дел, работников автотранспортных предприятий, преподавателей автошкол, студентов юридических вузов и т.д., т.е. таких лиц, которые смогут квалифицированно оказать реальную практическую помощь инспектору при выполнении ряда задач, связанных с направлением сообщений по месту работы участников дорожного движения, допустивших нарушение ПДД, розыском водителей и (или) пешеходов, скрывшихся с места ДТП, при проведении административного расследования и т.п.

<7> На основании подп. 34 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции".

В качестве внештатных сотрудников полиции могут быть граждане Российской Федерации не моложе 18 лет, способные по своим личным и деловым качествам оказывать полиции содействие в охране общественного порядка и обеспечении общественной безопасности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, раскрытии преступлений <8>.

<8> Приказ МВД России от 10 января 2012 г. N 8 "Об утверждении Инструкции по организации деятельности внештатных сотрудников полиции" // Российская газета. 2012. 20 апреля. N 88.

Эффективность обеспечения процесса возбуждения дела и самого административного расследования во многом зависит от непосредственной связи полиции с населением и средствами массовой информации. Правоохранительная практика показывает, что, опираясь на поддержку населения и средства массовой информации, Госавтоинспекция может более успешно решать задачи по обеспечению общественного порядка и безопасности дорожного движения.

Что касается взаимодействия с населением, то их участие на стадии возбуждения дела и самого административного расследования должностными лицами Госавтоинспекции должно определяться исходя из правового положения (например, как свидетеля правонарушения или ДТП, предоставление ими данных с автомобильных видеорегистраторов и т.п.).

Необходимым условием успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел (полицию), должно быть взаимодействие со средствами массовой информации.

Контакты с журналистами и другими представителями средств массовой информации могут включать в себя оказание им помощи в получении и проверке информации в процессе административного расследования (поиск свидетелей нарушения или ДТП, проведение интервью, ознакомление с материалами, привлечение представителей прессы для участия в рейдах, патрулировании и других мероприятиях) <9>.

<9> Это следует из содержания ст. 47 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. N 2124-1 "О средствах массовой информации" // Ведомости СНД и ВС РФ. 1992. N 7. Ст. 300 (с посл. изм. и доп.).

Сотрудники органов внутренних дел могут выступать перед журналистами и представителями иных средств массовой информации на радио, телевидении, в прессе по вопросам возбуждения и административного расследования дел об административных правонарушениях.

Анализируя особенности взаимодействия органов внутренних дел с другими субъектами на стадиях возбуждения и административного расследования дел об административных правонарушениях необходимо отдельно рассмотреть прокурорский надзор. Сущность прокурорского надзора заключается в обеспечении режима законности и правопорядка при осуществлении Госавтоинспекцией административно-юрисдикционной деятельности <10>.

<10> См.: Письмо Генпрокуратуры РФ от 27 февраля 2004 г. N 36-12-2004 "О Методических рекомендациях по организации работы прокуратуры по надзору за исполнением законодательства об административных правонарушениях" // АИПС "КонсультантПлюс".

Прокуратура осуществляет свои полномочия на основании Конституции Российской Федерации и Федерального закона Российской Федерации от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями).

Статьей 52 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ "О полиции" предусмотрено, что надзор за законностью ее деятельности осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в соответствии с полномочиями, предоставленными федеральным законодательством. В семантическом значении под термином "законность" понимается "соблюдение законов, положение, при котором жизнь общества охраняется законом" <11>. Таким образом, можно сделать вывод, что основной целью прокурорского надзора является проверка законности действий сотрудников Госавтоинспекции на стадии возбуждения дел об административных правонарушениях и в процессе административного расследования.

<11> Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 210.

При осуществлении надзора за законностью возбуждения дел об административных правонарушениях и проведении административного расследования прокурор руководствуется требованиями ст. 21 - 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" <12>. Данными статьями устанавливают предмет прокурорского надзора: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов должностными лицами, соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами. Для реализации надзорной функции прокурорские работники наделены правом направления актов реагирования, которыми в соответствии со статьями 23 - 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" являются: протест на противоречащий закону правовой акт, представление об устранении нарушений закона, постановление о возбуждении уголовного дела или производства по делу об административном правонарушении, а также предостережение о недопустимости нарушений закона.

<12> Федеральный закон от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" // СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472 (с посл. изм. и доп.).

Основными формами прокурорского реагирования на нарушения законов являются: объявление предостережений; внесение представлений об устранении нарушений закона; принесение протестов на незаконные правовые акты; возбуждение уголовных дел при обнаружении признаков преступления; возбуждение административных производств; заявление-иск в суд.

Пункты 2 и 3 ст. 22 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" предусматривают, что прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона; опротестовывает противоречащие закону правовые акты; обращается в суд или арбитражный суд с требованием о признании таких актов недействительными; вносит представления об устранении нарушений закона.

Принимая во внимание собранные в процессе проведения проверки материалы и их правовую оценку, прокурор принимает меры реагирования, руководствуясь Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". Правовые средства прокурорского реагирования в каждом конкретном случае определяются в зависимости от характера выявленных нарушений законов в деятельности должностных лиц, степени их распространенности и путей их реального устранения.

Наиболее распространенной мерой прокурорского реагирования в сфере обеспечения безопасности дорожного движения является внесение представлений прокурора руководителю поднадзорной организации (например, директору автотранспортного предприятия или подрядной организации, проводящей дорожные работы), уполномоченному устранить допущенные нарушения, либо руководителю вышестоящей организации. Представление подлежит безотлагательному рассмотрению. Этому праву прокурора корреспондирует обязанность должностных лиц принять конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, которые должны быть приняты в месячный срок. О результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.

Помимо представлений, ст. 25.1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации", а также указанием Генеральной прокуратуры Российской Федерации N 39/7 от 6 июля 1999 г. "О применении предостережения о недопустимости нарушения закона" <13> прокуроры наделены правом объявлять предостережение об устранении нарушений закона.

<13> Сборник основных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ. Т. 1. М., 2004 (с посл. изм. и доп.).

Предостережение объявляется в случаях, когда у прокурора имеются сведения о готовящемся противоправном деянии. Основанием для предостережения должностного лица могут быть только достоверные данные о готовящихся противоправных деяниях, могущих привести к совершению правонарушения и причинению вреда государственным или общественным интересам либо охраняемым законом правам и свободам граждан, не влекущих уголовную ответственность.

При наличии оснований для привлечения нарушителей к административной ответственности предостережение, как правило, не применяют. Вместе с тем предостережение должностному лицу может быть объявлено наряду с другими средствами прокурорского реагирования.

При наличии признаков административного правонарушения выносится постановление о возбуждении производства об административном правонарушении с направлением материалов дела в уполномоченные для рассмотрения административного правонарушения органы (в нашем случае - территориальный орган Госавтоинспекции).

За рассмотрением актов реагирования должен устанавливаться надлежащий контроль. В случае нарушения сроков их рассмотрения либо явно формальных отписок прокурор также вправе возбудить производство об административном правонарушении, предусмотренное ст. 19.5 КоАП РФ.

Изучение материалов проверок деятельности подразделений Госавтоинспекции органами прокуратуры показывает, что в 90 - 95% случаях надзор сводится к проверке административно-юрисдикционной деятельности в части соблюдения административно-процессуальных норм КоАП РФ в поднадзорных территориальных подразделениях Госавтоинспекции, группах по исполнению административного законодательства строевых подразделений ДПС и непосредственно аппарата УГИБДД ГУ (У) МВД по субъекту федерации.

Имеют место единичные случаи направления представлений при проведении проверок по жалобам граждан на действия должностных лиц поднадзорных подразделений Госавтоинспекции.

Думается, что максимального эффекта по принятым мерам прокурорского реагирования удастся достичь при их комплексном использовании, в частности, когда одновременно наряду с принесением протеста вносятся представления, заявляются иски, проводятся заседания коллегий и совещания в прокуратурах субъектов Российской Федерации с приглашением и заслушиванием руководителей территориальных органов исполнительной власти, ответственных за безопасность дорожного движения (руководителей региональных комиссий по безопасности дорожного движения). Впоследствии по итогам прокурорских проверок, анализа и обобщений имеющихся материалов должны проводиться координационные совещания органов внутренних дел, в рамках которых целесообразно вырабатывать конкретные меры по укреплению законности в рассматриваемой сфере общественных отношений, а также осуществления надзора и контроля за указанными правоотношениями со стороны Госавтоинспекции и ее территориальных органов.

Отдельно следует остановиться на процессе запрашивания и получения от медицинских организаций сведения о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности.

В настоящее время порядок реализации нормы о порядке прекращения действия права на управление транспортными средствами при наличии медицинских противопоказаний или медицинских ограничений к управлению транспортными средствами на основании п. 1 ст. 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" <14> не регламентирован. Вместе с тем имеет место практика рассмотрения судами исков органов прокуратуры в интересах неопределенного круга лиц к гражданам, страдающим алкоголизмом, наркоманией и другими болезнями, препятствующими безопасному управлению транспортными средствами. По результатам рассмотрения таких исков выносятся решения о прекращении действия права на управление транспортными средствами, которые направляются для исполнения в подразделения Госавтоинспекции.

<14> СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4873 (с посл. изм. и доп.).

Для реализации указанной нормы должностными лицами Госавтоинспекции регулярно проводятся сверки информации о лицах, совершивших административные правонарушения, связанные с употреблением наркотических и психотропных веществ, или состоящих на учете в наркологических и психиатрических диспансерах, с базой данных лиц, имеющих право управления транспортными средствами. Учитывая, что любой гражданин может стать потерпевшим в ДТП, виновными в которых являются лица, страдающие указанными заболеваниями, информация о выявленных фактах незамедлительно направляется в прокуратуру для дальнейшего обращения в суд с иском о прекращении действия права на управление транспортными средствами в порядке ст. 45 ГПК РФ. Необходимо отметить, что ряд руководителей медицинских учреждений, ссылаясь на ст. 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" <15>, отказывается в предоставлении информации о факте обращения за медицинской помощью, состоянии здоровья гражданина, диагнозе его заболевания и иных сведений, т.к. они составляют врачебную тайну. Данное обстоятельство лишает правоохранительные органы возможности обратиться в суд в порядке ст. 45 ГПК РФ с иском о прекращении действия права на управление транспортным средством данной категории лиц. Вследствие этого значительное количество состоящих на учете в наркологических диспансерах лиц продолжают управлять транспортными средствами. Автор поддерживает мнение правоведов о необходимости создания Минздравсоцразвития России на территории Российской Федерации информационной базы, содержащей сведения о гражданах, которые по медицинским показаниям не могут быть допущены к управлению транспортными средствами, с возможностью доступа к ней правоохранительных органов <16>.

<15> СЗ РФ. 2011. N 48. Ст. 6724 (с посл. изм. и доп.).
<16> Клименко А.Б., Молчанов П.В. Прекращение действия права на управление транспортными средствами вследствие ухудшения здоровья водителя: основания, механизм реализации, проблемы // Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Сборник статей межвузовского научно-практического семинара (Москва, 25 октября 2011 г.). М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 88 - 93.

В заключение настоящей статьи следует отметить, что взаимодействие органов внутренних дел с другими субъектами на стадии возбуждения и административного расследования дел об административных правонарушениях в области дорожного движения должно базироваться на строгом соблюдении требований законодательства, что позволит снизить количество жалоб участников движения, а также будет способствовать повышению авторитета службы.

Литература

  1. Антонов С.Н. Общественный контроль за деятельностью Госавтоинспекции (правовые и организационные основы) / С.С. Миронов, М.И. Попов. М.: ФКУ НИЦ БДД МВД России, 2012.
  2. Клименко А.Б. Прекращение действия права на управление транспортными средствами вследствие ухудшения здоровья водителя: основания, механизм реализации, проблемы / П.В. Молчанов // Актуальные вопросы совершенствования деятельности служб и подразделений полиции в области охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности: Сборник статей межвузовского научно-практического семинара (Москва, 25 октября 2011 г.). М.: Академия управления МВД России, 2012. С. 88 - 93.
  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1989. С. 210.
  4. Яковенко В.Е. Взаимодействие следователей с работниками ГАИ при расследовании дел о дорожно-транспортных происшествиях: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992. С. 24.