Мудрый Юрист

Правовое регулирование бюджетных расходов на среднее общее образование в Российской Федерации и ее субъектах

Гинзбург Ирина Владимировна, аспирант кафедры финансового права НИУ "Высшая школа экономики", адвокат коллегии адвокатов "Республиканская юридическая защита" (Республика Мордовия, г. Саранск).

Работа посвящена бюджетному финансированию образования в целом и среднего общего образования в частности в Российской Федерации и ее субъектах. На основании произведенного мониторинга нормативных правовых актов федерального и регионального уровня в статье приводится анализ направлений модернизации образования, первостепенным образом отражающихся на формировании расходов в обозначенной сфере.

Ключевые слова: образование, среднее общее образование, бюджетные расходы, нормативное подушевое финансирование, публичные финансы.

Legal regulation of budgetary expenditure for general secondary education in the Russian Federation and subjects thereof

I.V. Ginzburg

Ginzburg Irina Vladimirovna, graduate student of the Chair of Financial Law of the National Research University "Higher School of Economics", attorney of the Board of Attorneys "Republican Juridical Defense" (Republic of Mordovia, Saransk).

The article concerns budgetary financing of education in general and general secondary education, in particular in the Russian Federation and subjects thereof. On the basis of the monitoring of regulatory legal acts of federal and regional level the author analyses directions for modernization of education that primarily influence formation of expenditure in the sphere in question.

Key words: education, secondary general education, budgetary expenditure, regulatory per capita financing, public finances.

В законодательстве Российской Федерации образование определяется как общественно значимое благо, целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, семьи, общества, государства. Тезис об особом значении образования для духовного и социально-экономического развития нашего общества, укрепления российской государственности едва ли нуждается в аргументации. Стык экономических и социальных функций современного образования предъявляет особенные требования к качеству последнего и позволяет выделить его в одну из основных государственных и общественных потребностей.

В последнее время все большую значимость приобретают внебюджетное финансирование, привлечение в развитие образовательной организации частных финансов, которое государство стимулирует. Однако государство по-прежнему является основным заказчиком и основным потребителем услуг в сфере образования, оказываемых населению, что и обусловливает приоритет бюджетного финансирования.

Стремительное развитие образования и динамика соответствующих расходов определяются одним первостепенным фактором: значимостью сферы образования и прямой зависимостью развития экономики, производства от уровня образованности общества. Расходы на образование нацелены не столько на получение краткосрочного результата, сколько на создание потенциала для устойчивого развития общества в будущем.

В Конституции РФ гарантируется общедоступность и бесплатность среднего общего образования. Во многом данные гарантии приобретают возможность своего непосредственного воплощения в жизнь через обоснованную, исходя из принципов разумности и достаточности, и должным образом реализуемую государственную политику в сфере финансового обеспечения образовательной сферы. Рост расходов на развитие среднего общего образования как уровня образовательной системы обусловлен увеличением объема финансирования всей системы образования.

Ежегодно в Посланиях Президента РФ отмечается необходимость развития образования и предлагаются конкретные направления этого развития. Анализируя Послания Президента с 2001 по 2013 г., можно выявить некоторые аспекты модернизации образования, которые первостепенным образом влияют на формирование расходов в обозначенной сфере.

Согласно Посланию Президента РФ в 2001 г. была провозглашена необходимость изменения самого подхода к сущности образования <1>. Было выдвинуто утверждение о том, что темпы развития современной экономики, науки, информационных технологий требуют перехода к непрерывному - в течение всей жизни - образованию. Была отмечена негативная по тем временам констатация факта необходимости привлечения в сферу образования внебюджетных источников в связи с недостаточным количеством бюджетного финансирования. Отмечалось, что внебюджетное финансирование образовательных учреждений - это нелегальный рынок, что официальная "бесплатность" образования при его фактической, но скрытой платности развращает и учеников, и преподавателей. Интересным данное Послание представляется в силу того, что на настоящий момент привлечение внебюджетных источников в образовательную сферу является одним из приоритетных направлений в области оптимизации финансового обеспечения образования. При этом согласно Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2002 год" в рамках раздела "Образование" предусматривались расходы федерального бюджета в количестве 80 млрд. рублей, из которых 1,3 млрд. рублей в рамках подраздела "общее образование" <2>.

<1> Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. "Не будет ни революций, ни контрреволюций" // Российская газета. 2001. N 66.
<2> Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" // Российская газета. 2001. N 256.

В 2003 г. образование стало рассматриваться в качестве одной из основ конкурентоспособности страны, был выбран курс на международное сотрудничество в данной сфере <3>. В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2003 год" расходы на образование возросли до 99 млрд. рублей, в рамках раздела "общее образование" расходы выросли до 1,8 млрд. рублей <4>.

<3> Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // Российская газета. 2003. N 93.
<4> Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" // Парламентская газета. 2002. N 246 - 247.

В 2004 г. повысились требования как к среднему общему образованию ввиду его основной целевой нагрузки, выраженной в подготовке обучающихся к последующему профессиональному обучению, так и к профессиональному образованию. Обусловлено это было отсутствием устойчивой связи профессионального образования с рынком труда. Основной приоритет заключается в соответствии образования не только внутригосударственным потребностям, но и мировым стандартам <5>. В 2004 г. расходы на образование из федерального бюджета составили 119 млрд. рублей, из которых 1,9 млрд. рублей предусматривалось в рамках подраздела "общее образование" <6>.

<5> Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г. // Российская газета. 2004. N 109.
<6> Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" // Парламентская газета. 2003. N 239.

В 2005 г. начался процесс качественного реформирования системы образования. С 2005 г. был объявлен старт приоритетного национального проекта "Образование", основная цель которого в создании эффективной, отвечающей современным реалиям системы образования <7>. Учитывая, что в рамках нацпроекта действует несколько направлений, например, таких как: стимулирующие выплаты за классное руководство, инновационные школы, сельский школьный автобус, интернетизация образования и т.д., расходы на образование заметно возросли и стали составлять 160 млрд. рублей, из которых в рамках федерального бюджета на "общее образование" было предусмотрено 1,8 млрд. рублей <8>.

<7> Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. 2005. N 86.
<8> Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" // СЗ РФ. 2004. N 52. Ст. 5277.

В 2006 г. политика направлена в первую очередь на поддержку высших учебных заведений, которые реализуют инновационные программы, в том числе путем закупки для вузов новейших отечественных и зарубежных образцов оборудования. Применительно к системе среднего общего образования продолжается реализация приоритетного национального проекта "Образование" <9>. В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2006 год" предусмотрено 211 млрд. рублей, из которых 2,7 млрд. рублей в рамках подраздела "общее образование" <10>.

<9> Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006. N 97.
<10> Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" // СЗ РФ. 2005. N 52. Ст. 5602.

В 2007 - 2008 гг. в Российской Федерации организовывается работа в области поиска талантливой и одаренной молодежи и в России, и за рубежом, содействие приходу молодых, одаренных людей в фундаментальную и прикладную науку, продолжение реализации нацпроекта "Образование", главным результатом которого должно стать соответствие школьного образования целям опережающего развития. К тому же с 2008 г. заложена основа реализации инициативы "Наша новая школа" <11>. В Федеральном законе "О федеральном бюджете на 2007 год" на реализацию качественного и доступного образования предусматривалось 287 млрд. рублей, на 2008 г. - 307 млрд. рублей. При этом в целях финансового обеспечения "общего образования" предусматривались расходы в размере 3 млрд. рублей <12>.

<11> Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. N 230.
<12> Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3995.

Объем бюджетных ассигнований федерального бюджета на реализацию расходных обязательств в сфере образования из года в год увеличивается. Так, в 2010 г. он составил 416,4 млрд. рублей, в 2011 г. расходы на образование составили 495,8 млрд. рублей, а в 2012 г. - 603,52 млрд. рублей <13>. Согласно Основным направлениям бюджетной политики на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг., а также Федеральному закону "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" <14> в 2013 г. расходы на образование предусмотрены с некоторым уменьшением по сравнению с 2012 г. Так, в 2013 г. они составят 597,4 млрд. рублей, в 2014 г. - 544,3 млрд. рублей, в 2015 г. - 573 млрд. рублей <15>. Согласно бюджетной политике снижение бюджетных расходов на образование обусловлено завершением некоторых государственных программ.

<13> Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" // СЗ РФ. 2011. N 49. Ст. 7049.
<14> Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Российская газета. 2012. N 283.
<15> Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов // СПС "КонсультантПлюс".

Содержание системы образования всех уровней финансируется в зависимости от степени участия бюджета определенного уровня бюджетной системы. При этом федеральный уровень включает в себя три направления финансирования расходов: финансирование учреждений федерального ведения, финансирование федеральных образовательных целевых программ за счет предоставления субсидий, финансирование переданных на уровень субъектов государственных полномочий за счет предоставления субвенций. Региональный и местный уровни аналогичны федеральному.

Федеральные целевые программы распространяют свое действие на всей территории Российской Федерации. В связи с этим расходы бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляются за счет предоставленных из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации субсидий по софинансированию расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих при реализации мероприятий, предусмотренных соответствующей программой.

Так, например, в 2010 г. на территорию Российской Федерации распространяли свое действие 22 Федеральные целевые программы ("Русский язык (2006 - 2010 годы)", "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы", "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации" на 2008 - 2010 гг., "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России" на 2009 - 2013 гг.). Большинство программ реализуются в 2012 и в 2013 гг., при этом добавились и новые целевые программы, например Федеральная целевая программа развития образования на 2011 - 2015 годы, Проект модернизации региональных систем общего образования, инициатива "Наша новая школа" и т.д.

Программа модернизации региональных систем общего образования предусматривает приобретение оборудования (учебно-лабораторное, учебно-производственное, спортивное и компьютерное оборудование, оборудование для организации медицинского обслуживания обучающихся, оборудование для школьных столовых); приобретение транспортных средств для перевозки обучающихся; пополнение фондов школьных библиотек; развитие школьной инфраструктуры (текущий ремонт с целью обеспечения выполнения требований к санитарно-бытовым условиям и охране здоровья обучающихся, а также с целью подготовки помещений для установки оборудования); модернизация общеобразовательных учреждений путем организации в них дистанционного обучения для обучающихся (увеличение пропускной способности и оплата интернет-трафика, обновление программного обеспечения и приобретение электронных образовательных ресурсов) и т.д. На реализацию направления модернизации региональных систем школьного образования в федеральном бюджете на 2011 г. предусматривались бюджетные ассигнования в объеме 20 млрд. рублей. При этом в 2012 г. их размер вырос до 60 млрд. рублей. В 2013 г. расходы составляют 40 млрд. рублей.

В отдельную группу можно отнести полномочия Российской Федерации в области образования, переданные для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации. К ним относятся, например, полномочия по лицензированию образовательной деятельности и государственной аккредитации образовательных учреждений, расположенных на территории субъекта Российской Федерации. При этом отмечается, что финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий проводится за счет субвенций из федерального бюджета.

Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного среднего общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством формирования и осуществления расходов относится к предмету ведения субъектов.

В целях реализации основных общеобразовательных программ из бюджетов субъектов выделяются субвенции местным бюджетам в размере, необходимом для оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений, формирования учебно-методической базы общеобразовательных учреждений, обеспечения хозяйственных нужд в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации. В целях должной реализации региональных целевых программ, распространяющих свое действие на территорию каждого конкретного субъекта, бюджетам муниципальных образований выделяются субсидии по софинансированию расходных обязательств, возникающих при реализации мероприятий, предусмотренных соответствующей программой. Также в числе финансовых полномочий субъектов - установление региональных нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности.

Представляется интересным произвести мониторинг расходной части бюджета некоторых субъектов в части финансового обеспечения общего образования, предусмотренной на 2013 г., а также привести сведения относительно принятия региональных нормативов.

Законом Белгородской области "Об областном бюджете на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" на 2013 г. предусмотрены расходы бюджета в размере 54 млрд. рублей. При этом расходы на образование составили 11 млрд. рублей, что составляет 20% от общего количества расходов областного бюджета Белгородской области. При этом расходы на общее образование составляют 8 млрд., которые включают в себя субвенции бюджетам муниципальных образований, субвенции на выплату вознаграждения за классное руководство, субвенции на поддержку сельских общеобразовательных учреждений и долгосрочных региональных целевых программ <16>.

<16> Закон Белгородской области от 21 декабря 2012 г. N 164 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Белгородские известия. 2012. N 240 - 252.

Согласно Закону Республики Татарстан "О бюджете Республики Татарстан на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" предусмотрены расходы в размере 131 млрд. рублей, из которых по разделу "образование" приходится 22,2 млрд. рублей, что составляет 16,8% от общего количества расходов. В рамках подраздела "общее образование" расходы составляют 2,6 млрд. рублей <17>.

<17> Закон Республики Татарстан от 30 октября 2012 г. N 80 "О бюджете Республики Татарстан на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" // СПС "Гарант".

Согласно Закону Республики Дагестан "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" расходы областного бюджета на 2013 г. составляют 69,4 млрд. рублей, из которых на финансирование образования направляются средства в размере 19,8 млрд. рублей, составляющие 28% от общего количества расходов. Из них по подразделу "общее образование" предусматриваются средства в размере 17,6 млрд. рублей. При этом в рамках расходов на "общее образование" бюджетные средства направляются на финансирование и софинансирование расходных обязательств муниципальных образований, на финансирование расходов на обеспечение разовым питанием обучающихся общеобразовательных учреждений, по организации дистанционного образования детей-инвалидов, на проведение оздоровительных кампаний детей и молодежи <18>.

<18> Закон Республики Дагестан от 27 июня 2013 г. N 101 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Дагестанская правда. 2013. N 216 - 221.

Законом Республики Саха (Якутия) "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2013 год" на 2013 г. предусматриваются расходы в объеме 131 млрд. рублей, из которых 25,2 млрд. рублей составляют расходы на образование (19%) <19>.

<19> Закон Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2012 г. 1128-З N 1147-IV "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2013 год" // Ил Тумэн. 2012. N 53.

При этом в законе дошкольное образование и общее образование - это два самостоятельных подраздела. Так, на финансирование реализации гарантий общедоступности и бесплатности общего образования, ежемесячного вознаграждения за классное руководство, содержания детей-сирот в общеобразовательных учреждениях, материального обеспечения специальных коррекционных образовательных учреждений в рамках подраздела "общее образование" предусматривается 19,7 млрд. рублей.

В Законе Республики Мордовия "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" общий объем расходов составляет 27,5 млрд. рублей, из которых на финансирование образования отводится 4,6 млрд. рублей, составляющие 16% от общего количества расходов. На финансирование общего образования в рамках соответствующего подраздела предусматриваются расходы в объеме 2,8 млрд. рублей <20>.

<20> Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 88 "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Известия Мордовии. 2012. N 111-40.

В Законе Пермского края "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" расходы на образование составляют 93 млрд. рублей. Отмечается, что расходы на общее образование выделяются в соответствии с принципами нормативного подушевого финансирования, и их объем постепенно растет: по сравнению с 2012 г. расходы по подразделу "общее образование" выросли на 29,7% и составили 10 млрд. рублей <21>.

<21> Закон Пермского края от 19 декабря 2012 г. N 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Бюллетень законов Пермского края. 2012. N 51.

При этом финансирование из бюджетов субъектов мероприятий долгосрочных целевых программ осуществляется в соответствии со сводной бюджетной росписью и кассовым планом бюджета субъекта, в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, установленных на текущий финансовый год в целях реализации программы.

Как уже отмечалось, в основе финансового обеспечения среднего общего образования лежит норматив. Федеральный норматив бюджетного финансирования устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, и принимается в виде федерального закона вместе с Законом "О бюджете" на соответствующий год. Нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации устанавливаются в порядке, определенном органами государственной власти субъектов Российской Федерации, и принимаются в виде законов субъектов. Аналогичная процедура присуща и местному уровню. При этом федеральный норматив обязателен к исполнению региональными и местными бюджетами: на уровне субъекта его нельзя уменьшить, существует лишь возможность его увеличения за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Также обязательными правилами в области установления подушевого норматива являются: обоснованный учет расходов на оплату труда работников образовательных учреждений и расходов, связанных с обеспечением образовательного процесса. При этом нормативы определяются исходя из типа, вида и категории образовательных учреждений, уровня образовательных программ.

По результатам мониторингов, проводимых ежегодно государственными структурами, систематически выявляется интересная закономерность (подробнее рассмотрим ее на примере мониторинга, осуществляемого аппаратом полномочного представителя Президента РФ по Приволжскому федеральному округу). В каждом субъекте Российской Федерации существуют свои особенности реализации механизма нормативного подушевого финансирования: в ряде регионов нормативы утверждаются только для расчета субвенций на реализацию государственных гарантий прав граждан на получение общего образования в расчете на одного обучающегося (Оренбургская область, Республика Марий Эл), а в некоторых регионах (Самарская, Ульяновская области, Чувашская Республика, Пермский край и др.) эти принципы реализованы уже и на школьном уровне, общеобразовательные учреждения получают бюджетные средства на основе утвержденных нормативов подушевого финансирования с учетом количества учащихся <22>.

<22> Официальный сайт Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. URL: http://www.pfo.ru/?id=11881&template=print (дата обращения: 10.12.2011).

Что касается принятия нормативов подушевого финансирования, нормативы чаще всего принимаются вместе с законами о бюджете на очередной год: им посвящены либо статьи в самом законе, либо приложение к нему. Так, в Законе Республики Адыгея "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" нормативам финансирования общего образования посвящена ст. 9, в которой они приводятся применительно к городской и сельской местности <23>. В Республике Коми норматив утвержден в приложении 19 к Закону Республики Коми "О республиканском бюджете Республики Коми на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов". При этом отдельно утверждается норматив каждого типа и вида образовательной организации для городской и сельской местности <24>.

<23> Закон Республики Адыгея от 14 декабря 2012 г. N 140 "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Ведомости ГС - Хасэ Республики Адыгея. 2012. N 21.
<24> Закон Республики Коми от 29 ноября 2012 г. N 88-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2012. N 63. Ст. 1542.

Размер утвержденного регионального норматива - это своего рода гарантия финансирования городской и сельской образовательной услуги в должном объеме, а соответственно и гарантия реализации права на образование гражданам региона.

В число полномочий органов государственной власти субъектов РФ согласно ст. 8 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" входят разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных особенностей. Почти в каждом субъекте РФ действуют Областные целевые программы по развитию образования. Например, Областная целевая программа "Развитие образования Курской области на 2011 - 2014 годы" <25> ориентирована на обеспечение доступности общего образования, а также повышение качества образовательных услуг. На территорию Республики Дагестан распространяют свое действие региональные целевые программы "Развитие образования в Республике Дагестан на 2011 - 2015 годы", "Патриотическое воспитание граждан в Республике Дагестан на 2011 - 2015 годы".

<25> Постановление Администрации Курской области от 11 октября 2010 г. N 464-па "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2011 - 2014 годы" // Курская правда. 2010. N 122.

В Тамбовской области реализуется программа "Развитие образования" на 2013 - 2020 гг., в рамках которой одним из значимых направлений является развитие общего и дополнительного образования. В некоторых субъектах приняты комплексные региональные программы. Например, в Республике Татарстан принята стратегия развития образования, реализация которой рассчитана в два этапа и предусматривает повышение эффективности работы общеобразовательной школы.

Постановлением Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N 463-пп была утверждена государственная областная программа "Развитие образования и науки Архангельской области на 2013 - 2016 годы" <26>. На территорию Республики Алтай распространяет свое действие республиканская целевая программа "Развитие образования в Республике Алтай на 2013 - 2018 годы" <27>. При этом основной задачей региональных программ развития образования является улучшение качества образовательных услуг, приведение их в соответствие уровню социально-экономического развития. Применительно к общему образованию необходимым является обеспечение его доступности и качества, соответствующего потребностям граждан. Как уже отмечалось, модернизация региональных систем образования является одним из направлений формирования расходов федерального уровня. Именно поэтому федеральный бюджет участвует в финансировании региональных программ посредством субсидий.

<26> Постановление Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N 463-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие образования и науки Архангельской области на 2013 - 2016 годы" // Волна. 2012. N 43.
<27> Постановление Правительства Республики Алтай от 29 января 2013 г. N 11 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Алтай на 2013 - 2018 годы" // Сборник законодательства Республики Алтай. 2013. N 96 (102). С. 43.

Однако на реализацию некоторых целевых программ выделяются исключительно средства бюджета субъектов. Приведем в пример целевую программу Ленинградской области "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012 - 2014 годы", направленную на развитие региональной базы работы с одаренными детьми посредством оснащения образовательных организаций обновленной техникой, создания центров по работе с детьми и т.д. <28>. Посредством регионального бюджета финансируется целевая программа "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы" <29>.

<28> Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 21 декабря 2011 г. N 120 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012 - 2014 годы" // Вестник Правительства Ленинградской области. 2012. N 5.
<29> Постановление Правительства Новосибирской области от 7 февраля 2011 г. N 36-п "О Порядке финансирования из областного бюджета Новосибирской области мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы" // Советская Сибирь. 2011. N 31.

Среднее общее образование способствует формированию базового объема знаний, социализации личности, без которых невозможно получение профессиональных знаний. По мнению В.Т. Смирнова, осуществление расходов на среднее общее образование - это инвестиционный период в процессе формирования человеческого капитала <30>.

<30> Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование / под ред. В.Т. Смирнова. М., 2005. С. 28.

Действительно, расходы на образование носят инвестиционный характер: они направлены на увеличение капитала государства посредством вложений последнего. Государство, осуществляя расходы на образование, возвращает затраченные бюджетные средства через определенное количество лет в виде подготовленных кадров, в которых оно нуждается вне зависимости от стадии своего развития.

Развитие образования как системы взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, условия повышения роста благосостояния, основы формирования человеческого капитала является основным направлением деятельности государства, его внутренней функцией. Однако одного признания необходимости развития образования недостаточно, для того чтобы данный процесс в полной мере реализовывался: необходимы конкретные государственные мероприятия, способствующие этому процессу, а также соответствующее финансовое обеспечение.

Таким образом, формирование расходов на образование первостепенным образом зависит от государственной политики в сфере образования в Российской Федерации. Можно сказать, что образовательная политика и государственная политика в области достаточного для этого финансового обеспечения тесно связаны. Именно поэтому особенное внимание в процессе финансового обеспечения образования должно уделяться вопросам финансового планирования и эффективности расходования бюджетных средств. При этом основным критерием, на котором должен основываться поиск ответов, является определение соответствия затрат задачам государства.

Литература

  1. Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Российская газета. 2012. N 283.
  2. Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов" // СЗ РФ. 2011. N 49. Ст. 7049.
  3. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3995.
  4. Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 189-ФЗ "О федеральном бюджете на 2006 год" // СЗ РФ. 2005. N 52. Ст. 5602.
  5. Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. N 173-ФЗ "О федеральном бюджете на 2005 год" // СЗ РФ. 2004. N 52. Ст. 5277.
  6. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" // Парламентская газета. 2003. N 239.
  7. Федеральный закон от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" // Парламентская газета. 2002. N 246 - 247.
  8. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. N 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год" // Российская газета. 2001. N 256.
  9. Основные направления бюджетной политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов // СПС "КонсультантПлюс".
  10. Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 5 ноября 2008 г. // Российская газета. 2008. N 230.
  11. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006. N 97.
  12. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г. // Российская газета. 2005. N 86.
  13. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 26 мая 2004 г. // Российская газета. 2004. N 109.
  14. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. // Российская газета. 2003. N 93.
  15. Послание Президента РФ В.В. Путина Федеральному Собранию от 3 апреля 2001 г. "Не будет ни революций, ни контрреволюций" // Российская газета. 2001. N 66.
  16. Закон Республики Адыгея от 14 декабря 2012 г. N 140 "О республиканском бюджете Республики Адыгея на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Ведомости ГС - Хасэ Республики Адыгея. 2012. N 21.
  17. Закон Белгородской области от 21 декабря 2012 г. N 164 "Об областном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Белгородские известия. 2012. N 240 - 252.
  18. Закон Республики Дагестан от 27 июня 2013 г. N 101 "О республиканском бюджете Республики Дагестан на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Дагестанская правда. 2013. N 216 - 221.
  19. Закон Республики Коми от 29 ноября 2012 г. N 88-РЗ "О республиканском бюджете Республики Коми на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" // Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми. 2012. N 63. Ст. 1542.
  20. Закон Республики Мордовия от 24 декабря 2012 г. N 88 "О республиканском бюджете Республики Мордовия на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Известия Мордовии. 2012. N 111-40.
  21. Закон Пермского края от 19 декабря 2012 г. N 139-ПК "О бюджете Пермского края на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов" // Бюллетень законов Пермского края. 2012. N 51.
  22. Закон Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2012 г. 1128-З N 1147-IV "О государственном бюджете Республики Саха (Якутия) на 2013 год" // Ил Тумэн. 2012. N 53.
  23. Закон Республики Татарстан от 30 октября 2012 г. N 80 "О бюджете Республики Татарстан на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" // СПС "Гарант".
  24. Постановление Правительства Республики Алтай от 29 января 2013 г. N 11 "Об утверждении республиканской целевой программы "Развитие образования в Республике Алтай на 2013 - 2018 годы" // Сборник законодательства Республики Алтай. 2013. N 96 (102). С. 43.
  25. Постановление Правительства Архангельской области от 12 октября 2012 г. N 463-пп "Об утверждении государственной программы Архангельской области "Развитие образования и науки Архангельской области на 2013 - 2016 годы" // Волна. 2012. N 43.
  26. Постановление Администрации Курской области от 11 октября 2010 г. N 464-па "Об утверждении областной целевой программы "Развитие образования Курской области на 2011 - 2014 годы" // Курская правда. 2010. N 122.
  27. Постановление Правительства Новосибирской области от 7 февраля 2011 г. N 36-п "О Порядке финансирования из областного бюджета Новосибирской области мероприятий, предусмотренных ведомственной целевой программой "Развитие образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов Новосибирской области на 2011 - 2013 годы" // Советская Сибирь. 2011. N 31.
  28. Приказ комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 21 декабря 2011 г. N 120 "Об утверждении ведомственной целевой программы "Создание инновационной образовательной инфраструктуры для работы с одаренными детьми в Ленинградской области на 2012 - 2014 годы" // Вестник Правительства Ленинградской области. 2012. N 5.
  29. Официальный сайт Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском федеральном округе. URL: http://www.pfo.ru/?id=11881&template=print (дата обращения: 10.12.2013).
  30. Человеческий капитал: содержание и виды, оценка и стимулирование / под ред. В.Т. Смирнова. М., 2005. С. 28.