Мудрый Юрист

Закрепление свободы совести и вероисповедания в конституциях стран европы

Машаров Евгений Иванович, доцент кафедры конституционного и муниципального права ФГБОУ ВПО "Российская правовая академия Министерства юстиции Российской Федерации", кандидат юридических наук.

Статья посвящена описанию юридического оформления свободы совести и вероисповедания в конституциях стран Европы и анализу содержания статей европейских конституций, посвященных свободе совести и вероисповедания, и сравнению в части объема данного содержания и юридических гарантий указанной свободы.

Ключевые слова: свобода совести и вероисповедания, светское государство, конституционные ценности.

Consolidation of freedom of consciences and faith in constitutions of Europe

E.I. Masharov

Masharov Evgenij Ivanovich, assistant professor of the Chair of Constitutional and Municipal Law of the Federal State Budgetary Educational Institute of Higher Professional education "Russian Law Academy of the Ministry of Justice of the Russian Federation", candidate of juridical sciences.

The article presents the description of legal securing of the freedom of conscience and religion in constitutions of European countries, analysis of the content of the constitutions' articles, devoted to the freedom of conscience and religion and comparison in part of this content and legal guarantees of the mentioned freedom.

Key words: freedom of conscience and religion, secular state, constitutional values.

В настоящее время подавляющее большинство государств в той или иной форме закрепляет свое отношение к религии и возможности гражданам своей страны осуществлять богослужение. Как правило, в конституциях закрепляется светский характер государства, вместе с тем в некоторых конституционных актах содержатся нормы об особых взаимоотношениях церкви и государства.

На международном уровне данный вопрос нашел свое отражение в ст. 18 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой "каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков" <1>.

<1> Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948) // Российская газета. N 67. 05.04.1995.

Вместе с тем европейский опыт регламентации данной сферы заключает в себе не только декларацию права на свободу совести и исповедания религии, но и содержит ограничения, связанные с защитой интересов государства, прежде всего, в области общественной безопасности и охраны правопорядка. Таким образом, государства - участники Конвенции о защите прав человека и основных свобод имеют правовые основания для ограничения свободы исповедовать религию или убеждения лишь в той мере, в какой это необходимо в демократическом обществе "в интересах общественной безопасности, для охраны общественного порядка, здоровья или нравственности или для защиты прав и свобод других лиц" <2>.

<2> Конвенция о защите прав человека и основных свобод (заключена в г. Риме 04.11.1950, с изм. от 13.05.2004) // Собрание законодательства РФ. 08.01.2001. N 2. Ст. 163.

Несмотря на гарантии реализации свободы совести и вероисповедания, содержащиеся в международных правовых актах, государства самостоятельно определяют свое отношение к религиозным институтам, равно как и к праву реализовывать или нет свои личные свободы, включая свободу совести и вероисповедания. Как правило, базовые положения содержатся в текстах Конституции и уже в дальнейшем находят свое отражение и развитие в национальном законодательстве.

Так, Конституция Польши определяет, что "свобода религии заключает в себе свободу исповедовать или принимать религию по собственному выбору, а также индивидуально или вместе с другими, публично или частным образом, выражать свою религию путем отправления культа, моления, участия в обрядах, осуществления практик и обучения". Указанная Конституция определяет правовой механизм осуществления свободы религии и реализации имущественных прав церкви и личных неимущественных прав по осуществлению религиозного обряда ("свобода религии заключает в себе также владение храмами и иными местами культа в зависимости от потребностей верующих, равно как и право лиц пользоваться религиозной помощью по месту своего нахождения") <3>.

<3> См.: ст. 53 Конституции Республики Польша. URL: http://www.polska.ru/polska/polityka/uc/konstytucja.html.

Не менее актуальным является закрепленное Конституцией право родителей на религиозное воспитание детей, государство представляет возможность родителям самостоятельно обеспечивать моральное и религиозное воспитание и обучение согласно своим убеждениям. В то же время государство допускает возможность преподавания одной из религий в школе, при этом главной задачей является соблюдение принципа свободы совести и вероисповедания. Российское законодательство также устанавливает право на получение религиозного образования, в том числе возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы <4>.

<4> См.: ст. 5 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О свободе совести и о религиозных объединениях" (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2013).

Вместе с тем в Конституции Польши введен прямой запрет на невмешательство государства в мировоззрение, религиозные убеждения и вероисповедания, а также декларируется и соблюдается принцип о том, что никто не может принуждаться к участию в осуществлении религиозных обрядов.

Учитывая религиозность польского общества, в Конституции Польши также закрепляются особые отношения с католической церковью. Отношения между Республикой Польша и Католическим костелом определяются международным договором, заключенным с Апостольским Престолом, и законами. В свою очередь, отношения между Республикой Польша и иными церквями, а также вероисповедными союзами определяются законами, принятыми на основании договоров, заключенных Советом Министров с их соответствующими представителями <5>.

<5> См.: ст. 25 Конституции Республики Польша. URL: http://www.polska.ru/polska/polityka/uc/konstytucja.html.

Некоторые конституции закрепляют важность кооперации государства и институтов церкви. В Венгрии на конституционном уровне также закрепляется право на свободу совести и религии и положение о светском характере государства. При этом провозглашается, что государство будет сотрудничать с религиозными институтами для достижения целей сообщества <6>. Государство признает не только возможность осуществления религиозных культов и обрядов, но и признает социально важную функцию церкви, что, безусловно, повышает ее авторитет в обществе.

<6> См.: ст. 6 Конституции Венгрии. URL: http://constitutions.ru/archives/6509.

В странах Прибалтики в целом воспроизведены положения международных актов, в частности, церковь отделена от государства и гарантируется право на свободу мысли, совести и вероисповедания. В Конституции Эстонии закреплено, что "каждый обладает свободой совести, вероисповедания и мысли. Принадлежность к церкви и религиозным общинам свободна. Государственной церкви нет. Каждый волен как сам, так и вместе с другими, публично или приватно исполнять религиозные обряды, если это не наносит ущерба общественному порядку, здоровью или нравственности". В свою очередь, Конституция Латвии ограничивается только наличием права на свободу мысли, сознания и религиозных убеждений и положением о том, что церковь отделена от государства. Более подробно указанные вопросы изложены в Конституции Литовской Республики, которая определяет возможность осуществления религиозных обрядов как индивидуально, так и коллективно, в том числе предоставляя право на обучение данным религиозным обрядам <7>. Подытоживая обзор конституций стран Прибалтики, следует отметить, что положения литовской Конституции в полной мере соответствуют международным и европейским стандартам, что свидетельствует о желании государства соблюдать данные права и свободы как высшую ценность.

<7> См.: ст. 26 Конституции Литовской Республики. URL: http://constitutions.ru/archives/178.

В ряде государств правовое регулирование свободы совести и вероисповедания осуществляется с учетом опоры на традиции народа, проживающего на территории данного государства. В Конституции Республики Беларусь установлено, что "взаимоотношения государства и религиозных организаций регулируются законом с учетом их влияния на формирование духовных, культурных и государственных традиций белорусского народа" <8>.

<8> См.: ст. 16 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004). URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2101.

Нередко в конституциях некоторых стран можно встретить положение о поддержке государством какой-либо религии и возможности отправления религиозного культа в государственных учреждениях при условии, что данное государство является светским и провозглашает свободу совести и вероисповедания. В Румынии религиозные культы автономны по отношению к государству и пользуются его поддержкой, включая благоприятствование религиозной помощи в армии, больницах, местах лишения свободы, приютах и сиротских домах. Вместе с тем Конституция Румынии устанавливает, что "в отношениях между культами запрещаются любые формы, средства, акты или действия, возбуждающие религиозную рознь" <9>. А в Конституции Республики Беларусь установлено, что "запрещается деятельность религиозных организаций, их органов и представителей, которая направлена против суверенитета Республики Беларусь, ее конституционного строя и гражданского согласия либо сопряжена с нарушением прав и свобод граждан, а также препятствует исполнению гражданами их государственных, общественных, семейных обязанностей или наносит вред их здоровью и нравственности" <10>.

<9> См.: ст. 29 Конституции Румынии. URL: http://worldconstitutions.ru/archives/111.
<10> См.: ст. 16 Конституции Республики Беларусь 1994 г. (с изм. и доп., принятыми на республиканских референдумах 24.11.1996 и 17.10.2004). URL: http://www.pravo.by/main.aspx?guid=2101.

Отдельного внимания требует вопрос возможности прохождения военной службы лицом, исповедующим религию, принципы которой не позволяют указанному лицу состоять в рядах вооруженных сил. В большинстве государств, в том числе и в Российской Федерации, таким гражданам предоставляется возможность выбрать альтернативную службу, которая будет соответствовать гуманистическим началам и не нарушать конституционные права данной категории лиц. В ст. 4 Основного закона Федеративной Республики Германия закреплено, что "никто не может быть принуждаем против своей совести к военной службе с оружием". Порядок прохождения альтернативной службы регламентируется федеральным законодательством.

Несмотря на различия в объеме предоставляемых конституциями государств гарантий реализации свободы совести и вероисповедания, следует отметить, что большинство европейских государств, за исключением теократических, не только соблюдают международные стандарты прав человека, но и последовательно совершенствуют законодательство в указанной сфере.