Мудрый Юрист

О международной энергетической безопасности

Ворожихин Владимир Вальтерович, ведущий научный сотрудник Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при Правительстве России, кандидат экономических наук.

Тютюнник Игорь Георгиевич, научный сотрудник Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при Правительстве России.

В статье рассматриваются вопросы международной энергетической безопасности в условиях глобализации. Отмечается рост значимости вопросов энергобезопасности с учетом постоянного роста рисков, недостаточность их проработки. Подчеркивается необходимость проведения постоянных исследований и корректировки нормативно-правовых актов.

Ключевые слова: международная энергетическая безопасность, опыт развитых стран, индекс энергетической безопасности США.

On international energy security

V.V. Vorozhikhin, I.G. Tyutyunnik

Vorozhikhin Vladimir Val'terovich, leading researcher of the Institute of Problems of Economic Security and Strategic Planning of the Financial University under the Government of Russia, candidate of economic sciences.

Tyutyunnik Igor' Georgievich, researcher of the Institute of Problems of Economic Security and Strategic Planning of the Financial University under the Government of Russia.

The article considers the issues of international energy security in the context of globalization. Notes the growing importance of energy security taking into account the constant growth of risks, failure of their elaboration. Stresses the need for continuous research and adjustment of legal acts.

Key words: international energy security; the experience of developed countries; the index of the U.S. energy security.

В современных условиях возможность изменения направленности экономико-политических интересов России на международной арене, а также благоприятной для развития национальной экономики внешней среды предполагает решение проблем энергетической безопасности на национальном и международном уровнях <1>.

<1> Турсунов К.В. Международная энергетическая безопасность как инструмент обеспечения устойчивого развития мировой экономики: автореф. дис. ... к.э.н. СПб., 2012. С. 3.

Выработка научного подхода к анализу проблем энергетической безопасности требует создания развитой современной онтологии. Понятие "энергетической безопасности", как и экономической, не сформировано. Представители разных школ предлагают свои определения, а некоторые специалисты считают эти понятия вырожденными, так как по мере углубления рассмотрения они начинают распространяться на сферы определения экономики и энергетики соответственно.

Энергетическая безопасность, по представлениям специалистов США, это гарантированные поставки энергоносителей. Она достигается путем формирования страной-потребителем экономических правил игры или условий, формирующих выгодную для потребителя политику импорта и наличие достаточного числа поставщиков-партнеров, обеспечивающего диверсификацию поставок и ответственность поставщиков.

Состояние энергобезопасности предполагает взаимное удовлетворение интересов поставщиков и потребителей, нарушения которых приводят к нарушению поставок и отсутствию энергобезопасности.

Эту задачу решает энергетическое право в теоретическом и практическом аспектах. В первом аспекте энергетическое право представляет собой самостоятельную, интегрированную, комплексную отрасль права; в практическом же аспекте энергетическое право нужно понимать как совокупность правовых норм, направленных на правовое регулирование отношений в области генерации, передачи, распределения и потребления электрической энергии; отношений в области нефтяной и газовой промышленности, отношений в области ядерной (атомной) энергетики, в угольной отрасли и т.д. <2>. При этом энергетическое право, осуществляющееся в рамках специальных национальных энергетических законов, должно соответствовать мировой практике, что приводит к постоянному изменению энергетического законодательства России <3>. Важность и высокая динамика процесса требуют подготовки специалистов в рамках специализированных высших учебных заведений, способных разобраться в сложных вопросах правового обеспечения международного энергетического сотрудничества <4>.

<2> Козлов С.В. Влияние норм международного энергетического права на становление и развитие энергетического права России // Энергетическое право. N 2. 2013. С. 25.
<3> Романова В.В. Изменения энергетического законодательства на современном этапе реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года // Энергетическое право. N 2. 2013. С. 12.
<4> Шевченко Л.И., Грищенко А.И. Опыт разработки и реализации магистерской программы "Правовое обеспечение международного энергетического сотрудничества" // Энергетическое право. N 2. 2013. С. 19.

Энергетическая безопасность подразумевает долгосрочный баланс между энергетикой, окружающей средой и экономическим развитием.

Трансформация мироустройства и международных связей, глобализация энергетики как сферы деятельности вслед за информацией, финансами, космосом, транспортом требует переопределить понятие энергетической безопасности с учетом новых реалий.

Значимы проблемы, связанные с угрозами нарушения международных поставок энергоносителей и возможных политических и экономических последствий, возникающих для государств-потребителей и государств-продавцов, обостряющиеся по мере исчерпания земных ресурсов. В краткосрочном периоде срыв поставок может вызвать экономический кризис, но не менее важен вопрос стратегического обеспечения энергобезопасности человечества.

С этих позиций необходима оценка барьера на пути к космопланетарным ресурсам и необходимости его преодоления.

Обостряется вопрос экологической безопасности - при истощении легкодоступных месторождений технологии усложняются, мощности технических устройств вынужденно возрастают. Существенно возрастают риски, видимо, быстрее, чем в целом по экономике. Взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе в апреле 2010 г. привел к колоссальному экологическому и экономическому ущербу.

Можно выделить следующие подходы к проблеме энергетической безопасности в современных публикациях:

Инновационный характер мирового развития предполагает быстрое развитие энерготехнологий, формирование новых возможностей энергообеспечения и развития конкуренции за счет новых секторов энергетических рынков. В таких условиях развитая и дорогостоящая традиционная энергетическая инфраструктура может стать своеобразным барьером освоения новых технологий, а ее отсутствие или проблемное состояние - драйвером для освоения новых энерготехнологий. К примерам таких потенциальных барьеров можно отнести развитие в США транспорта, ориентированного на потребление нефтепродуктов, и соответствующей дорогостоящей инфраструктуры.

Энергетическая безопасность предполагает формирование многоуровневой системы регулирования энергорынков с учетом интересов стран как макроэкономических агентов, энергетических ТНК, представляющих комплексные услуги энергообеспечения или специализирующихся на добыче ТЭР, их переработке и транспортировке и конечных потребителей.

Региональные, национальные и локальные особенности с неизбежностью отражаются в вопросах энергобезопасности. США как мировой лидер стремятся выстроить глобальную инфраструктуру обеспечения собственной энергобезопасности за счет влияния на режимы и взаимодействие со странами ОПЕК. Потребность для стран ЕС в снижении уровня энергозависимости подтолкнула Европу к принятию третьего энергопакета и развитию "умной энергетики" и повышению энергоэффективности использования ТЭР. Для быстроразвивающихся государств главной является проблема доступа к энергоресурсам для поддержания темпов экономического роста (Китай, Индия). Бедные страны мира (Африка, часть Латинской Америки) нуждаются в помощи мирового сообщества для энергообеспечения населения. Отметим, что сегодня доступа к электроэнергии не имеет 1,3 - 1,4 млрд. чел. и 3 млрд. чел. - к чистым технологиям приготовления пищи - энергетическая бедность сохраняется. Цели тысячелетия не достигнуты.

Совокупность угроз энергетической безопасности планеты отражена в документах саммита G8:

Указанные вызовы стоят не только на глобальном уровне, организационно-экономические системы сталкиваются с ними на всех уровнях деятельности. Заявление G8 стало одним из наиболее полных и глубоких международных документов по теме энергетической безопасности, однако серьезного развития документ пока не получил, так как в 2007 - 2008 гг. началась мировая рецессия, которая на время отодвинула проблемы энергобезопасности в мировой повестке дня. Но кризис также явился фактором формирования нового подхода, требующего более широкого круга участников. Безусловно, многие угрозы сохраняются, однако система глобальной экономики требует иных мер реагирования, в частности, существует необходимость поднятия вопроса о системе энергетической безопасности в формате G20 совместно с ОПЕК, где в первую очередь необходимо принять решение по нейтрализации ценовых шоков на рынке нефти, вызываемых геополитическими и иными факторами, возможно, расширить полномочия по использованию международных резервов нефти, а также увеличить размеры запасов МЭА.

Для разработки понятийного аппарата международной энергетической безопасности может быть использован опыт крупнейшего потребителя энергоресурсов - США с учетом особенностей энергообеспечения: большая часть энергии поступает в США из внутренних источников, создаются резервы ТЭР для будущего использования.

Основными угрозами энергетической безопасности США являются:

Основой концепции энергетической безопасности США служит принцип "соседства" (propinquity), в соответствии с которым наиболее географически близкие источники считаются наиболее надежными и, таким образом, находятся в центре внимания и наиболее преференцированного отношения.

Эта концепция особенно четко просматривается в торговле нефтью. Внутреннее производство находится в самом центре страны, и на этот самый безопасный источник в настоящее время приходится около 51% потребления, следующими по безопасности считаются Канада и Мексика. На эти две страны приходится около трети импорта нефти США.

Зависимость США от ближневосточной нефти представляет угрозу национальной безопасности, так как регион нестабильный и существует постоянный риск срыва поставок из-за нарушения в работе транспортной инфраструктуры. Помимо этого, серьезным вызовом в связи с ростом глобального спроса на энергоносители становится конкуренция за энергетические активы.

В долгосрочной перспективе вызов для импорта США представляет растущий спрос на нефть со стороны Китая, где спрос растет в семь раз быстрее, чем в США, Китай в 2010 г. стал крупнейшим энергопотребителем и довольно скоро может "догнать и перегнать" США по потреблению нефти.

При этом Китай проводит довольно активную и агрессивную политику получения доступа к сырью и энергетическим ресурсам, присутствуя в Центральной Азии и интенсивно приобретая активы в Африке, развивая отношения с традиционной для США сферой влияния - латиноамериканскими странами.

Для выявления и ответа на вызовы, стоящие перед энергетическим будущим, в США был разработан ряд методик анализа статистической информации. Одним из наиболее развитых, а также регулярно используемых Департаментом энергетики США показателей является индекс энергетической безопасности Соединенных Штатов Америки (рис. 1), разработанный Американской торговой палатой.

Рис. 1. Формирование индекса энергетической безопасности

Индекс объединяет 37 метрических показателей, которые, в свою очередь, группируются в 4 подындекса: геополитический, экономический, экологический и показатель надежности. Четыре подындекса объединяются в общий индекс в соотношении <5>: геополитический - 30%; экономический - 30%; показатель надежности - 20%; экологический - 20%.

<5> URL: http://www.uschamber.com/press/releases/2011/august/2011-us-chamber-index-energy-security-risk-shows-america-facing-increased.

Помимо текущих показателей ежегодно составляется индекс будущей безопасности США в области энергетики до 2035 г. на основе ежегодного доклада МЭА о развитии мировых рынков энергии до 2035 г.

Соответственно, правительство США принимает решения и корректирует уже принятые стратегии с целью снижения степени риска.

Опыт Соединенных Штатов Америки по организации системы энергетической безопасности для построения аналогичных систем в государствах, в которых отсутствует комплексный подход к решению указанных проблем, в том числе для России, в области: повышения энергетической эффективности, повышения технологического уровня добычи, переработки и использования энергии, модернизации объектов ТЭК, развития возобновляемых источников топлива, в частности, развития потенциала геотермальной энергетики на Дальнем Востоке, активной работы на международных рынках.

В целом изучение опыта США может способствовать повышению качества решений при реализации проектов по замене отдельных решений различных государственных структур на комплексный подход, объединяющий и координирующий видение государственных и частных структур в области обеспечения энергетической безопасности.

Поскольку ведущиеся за рубежом работы по созданию безопасности технологий производства метана из газовых гидратов (запасы которых в тысячи раз превосходят разведанные на сегодняшний день запасы газа и распределены в мире более равномерно) могут изменить конъюнктуру газовых рынков не в пользу России, следует уделить в ближайшее время внимание решению проблем промышленной добычи сланцевого газа, а также других нетрадиционных источников газа. Кроме того, возможность введения жесткого экологического регулирования в ряде развитых стран формирует угрозу конкурентоспособности российского экспорта энергоресурсов.

Интенсивное развитие рынка сжиженного природного газа на фоне слабости позиций России в этом сегменте, а также стремление стран-потребителей диверсифицировать источники поставок за счет СПГ создают угрозу сокращения доли России на всех существующих и потенциальных газовых рынках.

В этих условиях рекомендуется повысить дипломатическую поддержку деятельности российских компаний по расширению географии их присутствия в разведывательных и добывающих проектах в зарубежных государствах, особенно в развивающихся странах. Одновременно следует развивать географическую диверсификацию поставок российского газа путем создания новых транспортных коридоров на восточном и западном направлении, развития торговли сжиженным газом, а также мониторинга рынков сланцевого газа, увеличить инвестиции в СПГ-проекты за рубежом, расширяя геоэкономическое присутствие российских концернов на различных рынках и оптимизируя пути доставки топлива на рынки, в частности, рынок Юго-Восточной Азии.

Литература

  1. Турсунов К.В. Международная энергетическая безопасность как инструмент обеспечения устойчивого развития мировой экономики: автореф. дис. ... к.э.н. / К.В. Турсунов. СПб., 2012. 24 с.
  2. Козлов С.В. Влияние норм международного энергетического права на становление и развитие энергетического права России / С.В. Козлов // Энергетическое право. N 2. 2013. С. 25 - 27.
  3. Романова В.В. Изменения энергетического законодательства на современном этапе реализации Энергетической стратегии России на период до 2030 года / В.В. Романова // Энергетическое право. N 2. 2013. С. 12 - 14.
  4. Шевченко Л.И., Грищенко А.И. Опыт разработки и реализации магистерской программы "Правовое обеспечение международного энергетического сотрудничества" / Л.И. Шевченко, А.И. Грищенко // Энергетическое право. N 2. 2013. С. 19 - 21.
  5. URL: http://www.uschamber.com/press/ releases/2011/august/ 2011-us-chamber-index-energy- security-risk-shows- america-facing-increased (дата обращения: 07.04.2014).