Мудрый Юрист

Критерии дифференциации правовых и неправовых функций государства

Дембицкий Алексей Алексеевич, соискатель кафедры теории государства и права Московского университета МВД России (12.00.01 - теория и история права и государства; история учений о праве и государстве).

В статье рассматриваются основания для разграничения правовых и неправовых функций государства; доказывается невозможность дифференциации правовых и неправовых функций государства в зависимости от того, в какой форме - правовой или неправовой - эти функции осуществляются.

Ключевые слова: государство, функция государства, правовые функции государства, неправовые функции государства, функциональная характеристика государства.

Criteria of differentiation of legal and non-legal functions of the state

A.A. Dembitsky

Dembitsky Alexey Alekseevich, competitor theory of State and law, Moscow University of Internal Affairs of Russia 12.00.01 - theory and history of law and the State; history of exercises on the right and the State.

The article considers the basis for the separation of legal and extralegal functions of the state; it is proved the impossibility of differentiation of legal and extralegal functions of the state, depending on what form - of legal or extra-legal - these functions are carried out.

Key words: the State, function of the State, the legal functions of the State, the extralegal functions of the State, functional characterization of the State.

В условиях провозглашения Российской Федерации правовым государством актуальной оказывается постановка вопроса о реализуемых современным Российским государством правовых функциях. Для того чтобы данный вопрос решить, прежде всего необходимо установить критерии, по которым правовые функции могут быть выделены.

Для современной отечественной теории государства и права традиционным является анализ, прежде всего, не правовых и неправовых функций, а правовых и неправовых форм осуществления функций государства <1>. При этом вопрос о том, связано ли разграничение правовых и неправовых форм функционирования государства с различием правовых и неправовых функций, не ставится и не разрешается.

<1> См., напр.: Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: дис. ... к.ю.н. М., 2002. С. 38 - 72; Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного Российского государства (теоретико-правовой аспект): дис. ... к.ю.н. Ставрополь, 2002. С. 68 - 76; Сим А.В. Функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве: дис. ... к.ю.н. Н. Новгород, 2004. С. 73 - 130 и др.

Наиболее значимые для разрешения проблемы правовых и неправовых форм осуществления функций государства моменты, определяющие сущность сложившегося в отечественной науке подхода, в полной мере находят отражение в работе известного российского государствоведа В.Е. Чиркина "Современное государство". Различая правовые и неправовые формы осуществления функций государства, В.Е. Чиркин к правовым формам относит законодательствование, государственное управление, правосудие и государственный контроль <2>. При этом основанием для отнесения перечисленных форм к правовым является то, что "их использование детально урегулировано правом" <3>. Отдельно подчеркивается, что "как видно из указанного перечня, классификация правовых форм и методов осуществления функций государства связана с особенностями различных ветвей государственной власти" <4>.

<2> Чиркин В.Е. Современное государство. М., 2001. С. 205 - 207.
<3> Там же. С. 205.
<4> Там же.

К мнению уважаемого В.Е. Чиркина нельзя отнестись однозначно. Разумеется, ценным представляется сам факт различения правовых и неправовых форм осуществления функций государства. Однако не вполне можно согласиться с критерием выделения правовых форм осуществления функций государства, а также с отнесением к числу таких форм государственного контроля и государственного управления - очевидно, что в названных формах функционирования государства по самой их природе нет ничего правового. Объяснение высказанного уважаемым В.Е. Чиркиным мнения тем, что и государственное управление, и государственный контроль детально регламентированы правовыми нормами, нельзя принять ввиду того, что юридически регламентировать можно практически что угодно, какую угодно деятельность государства, но сам факт ее регламентированности еще не делает ее правовой.

Следует еще раз подчеркнуть, что В.Е. Чиркин только воспроизводит сложившуюся, "устоявшуюся" точку зрения, констатирует широкое распространение в юридической науке определенного подхода - это подчеркивает и сам ученый. Тем не менее именно признание большинством исследователей подхода, не получающего убедительной аргументации, предопределяет важность рассмотрения вопроса о правовых и неправовых формах осуществления функций государства в несколько ином ракурсе.

Проблема разграничения правовых и неправовых форм осуществления функций государства приобретает актуальность тогда, когда при рассмотрении государства в качестве системы (института) организации общественных отношений возникает вопрос о том, каким способом осуществляется такая организация, посредством чего она достигается. А она достигается, с одной стороны, за счет использования государством находящихся в его распоряжении властных ресурсов, а с другой стороны, за счет осуществления правового регулирования общественных отношений. Что касается первого момента, то он в дополнительных пояснениях не нуждается: возможность использовать властные ресурсы для проведения в жизнь собственной воли определена тем, что государство является политической организацией общества. Второй момент также в обосновании не нуждается: государство и право возникают одновременно, и одно без другого не существует и существовать не может <5>.

<5> Антонов Я.В. Государство как произведение искусства // Государство как произведение искусства: 150-летие концепции. М., 2011. С. 57 - 58; Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства. М., 2003. С. 99 - 100.

Принимая во внимание изложенное, можно утверждать, что любым государством его функции осуществляются либо правовыми, либо неправовыми способами. Именно это обстоятельство дает основание для различения правовых и неправовых форм реализации функций государства.

Полагая не совсем точным определение функций государства в качестве основных направлений его деятельности <6> (в связи с тем, что такое понимание не вполне совместимо с характеристиками, которые даются функциям государства в рамках современных правовых исследований), считаем, что для современного государства функция предстает ролью, выполняемой им для реализации потребностей общества как системы более высокого уровня организации. В контексте предложенного понимания функции государства дифференциация правовых и неправовых функций государства в зависимости от того, в какой форме - правовой или неправовой - эти функции осуществляются, вряд ли является возможной. У современного государства невозможно обнаружить функции, для которых правовая их реализация была бы единственно возможной, и функции, которые могут осуществляться исключительно в неправовых формах.

<6> Куковский А.А. Некоторые вопросы определения понятия "функции государства" // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. "Право". 2009. N 19. С. 7 - 8; Захаров А.В. Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству // Вестник Тамбовского университета. Сер. "Гуманитарные науки". 2012. Т. 105. N 1. С. 240 - 241; Чиркин В.Е. Указ. соч. С. 199 и др.

Проблема разграничения правовых и неправовых форм реализации функций государства является актуальной тогда, когда при рассмотрении государства в качестве политической организации общества встает вопрос о том, каким способом данная организация осуществляет свое воздействие на общественные отношения. Проблема разграничения правовых и неправовых функций государства возникает тогда, когда ставится вопрос о закономерностях функционирования данной организации в ее неразрывной связи, взаимной обусловленности с системой права. В свою очередь, обозначенный вопрос оказывается актуальным в ситуации, когда возникает потребность отграничения функциональных характеристик, относящихся к государству, рассматриваемому в правовой плоскости, в рамках правовой теории, от тех функциональных особенностей, которые характеризуют государство в политическом аспекте и значимы для политической теории <7>.

<7> Собственно, именно правовая сторона в характеристике государства предстает наиболее значимой для правовой теории государства. В этом заключается базовое отличие данной теории от политической теории государства (см.: Зыкова С.В., Клименко А.И., Кулакова Ю.Ю. и др. Актуальные проблемы правовой теории государства / под ред. Малахова В.П., Клименко А.И. М., 2013. С. 3).

Неразрывная связь государства с правом, активное использование им правового инструментария для решения стоящих перед ним задач предопределяют то, что правовая сфера выступает одной из тех областей, в оптимизации которой государство самым непосредственным образом заинтересовано. Данное обстоятельство позволяет говорить о существовании у любого государства специфических функций, правовых не по форме их осуществления, а по сфере возникновения и реализации, а следовательно, в конечном итоге - по содержанию. К числу таких, правовых по своему содержанию, функций современного государства могут быть отнесены функции правообразования, правовоспроизводства, правообеспечения, правосудия, правоохраны, правозащиты, законотворчества, регулирования и самоограничения.

Предложенная постановка вопроса о правовых функциях государства предполагает, что в качестве правовых функций должны рассматриваться выполняемые государством роли, которые связаны непосредственно с организацией правовой жизни общества, с воздействием на систему права и правовую систему в целом.

Выделяя правовые функции государства в качестве самостоятельной группы функций, мы тем самым, прежде всего, отграничиваем их от неправовых функций как ролей, реализуемых государством в экономической, политической, социальной или любой другой сфере жизни общества. Дифференциация правовых и неправовых функций государства в рассматриваемом случае предполагает, что функции, в реализации которых право для государства выступает лишь средством решения стоящих перед ним задач (даже если они осуществляются посредством правовой по своей форме деятельности), признаются неправовыми. Реализация той или иной функции преимущественно в правовой форме также сама по себе еще не придает данной функции характера правовой. Например, признание того, что экологическая функция государства может осуществляться при помощи правовых средств, правовыми способами, не является основанием для того, чтобы рассматривать экологическую функцию в качестве правовой. То же самое можно сказать и об экономической, и об идеологической, и о многих других функциях, реализуемых современным государством.

Безусловно, следует признать, что правовая сфера далеко не единственная из тех, в оптимизации которых государство непосредственным образом заинтересовано. Вместе с тем функционирование государства в обозначенной сфере приобретает очевидное своеобразие, что позволяет не просто выделить правовые функции государства наряду с экономическими, социальными и иными, а именно дифференцировать правовые и неправовые функции как две самостоятельные подсистемы в системе функций государства. Лишь с правом государство находится в такой связи, которая может быть определена как "связь между близкими явлениями, при которой они взаимопроникают, взаимно обусловливают друг друга, взаимно зависят друг от друга" <8>. Что касается иных сфер общественной жизни, то они не находятся с государством во взаимной зависимости. Государство воздействует на экономическую, социальную, культурную и иные сферы, однако они в отличие от права не воздействуют на государство, а лишь влияют на его деятельность.

<8> Алексеев С.С. Собрание сочинений: в 10 т. Т. 3. Проблемы теории права. Курс лекций. М., 2010. С. 56.

Отдельно следует отметить, что актуализация в современных условиях задач, связанных с построением правового государства, придает связи государства с правовой сферой жизни общества еще большую специфичность в сравнении с теми связями, которые существуют между ней и любой другой сферой общественной жизни.

В условиях актуализации права как средства решения задач, стоящих перед государством, когда эффективность и полнота реализации им интересов и потребностей общества оказывается все в большей мере зависящей от действенности находящихся в его распоряжении правовых инструментов, правовая сфера оказывается одной из тех областей, которая "питает политическую витальность современного государства" <9>. Это обстоятельство также способствует увеличению в современных условиях значимости правовых функций, реализуемых государством.

<9> Куренной В. Государство как механизм деполитизации // Научные тетради Института Восточной Европы. 2011. Вып. III. С. 87.

Различение правовых и неправовых функций государства для правовой теории является не менее полезным и необходимым, чем разграничение правовых и неправовых форм осуществления функций государства. Значимость такого различения определяется не только тем, что оно позволяет отграничить характеристики государства, носящие правовой характер и значимые для правовой теории, от тех его свойств, которые не являются предметом правовой теории и значимы для политической теории. Она подтверждается, по крайней мере, еще несколькими обстоятельствами:

Список литературы

  1. Алексеев С.С. Собрание сочинений: в 10 т. / С.С. Алексеев. Т. 3. Проблемы теории права. Курс лекций. М., 2010. С. 56.
  2. Антонов Я.В. Государство как произведение искусства / Я.В. Антонов // Государство как произведение искусства: 150-летие концепции. М., 2011. С. 57 - 58.
  3. Бухтерева М.А. Формы реализации функций государства: дис. ... к.ю.н. / М.А. Бухтерева. М., 2002. С. 38 - 72.
  4. Захаров А.В. Функции государства и отражение в них борьбы с современными глобальными экологическими вызовами человечеству / А.В. Захаров // Вестник Тамбовского университета. Сер. "Гуманитарные науки". 2012. Т. 105. N 1. С. 240 - 241.
  5. Зыкова С.В. и др. Актуальные проблемы правовой теории государства / С.В. Зыкова, А.И. Клименко, Ю.Ю. Кулакова и др.; под ред. Малахова В.П., Клименко А.И. М., 2013. С. 3.
  6. Куковский А.А. Некоторые вопросы определения понятия "функции государства" / А.А. Куковский // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. "Право". 2009. N 19. С. 7 - 8.
  7. Куренной В. Государство как механизм деполитизации / В.Куренной // Научные тетради Института Восточной Европы. 2011. Вып. III. С. 87.
  8. Меркулов М.М. Проблемы экологической функции современного Российского государства (теоретико-правовой аспект): дис. ... к.ю.н. / М.М. Меркулов. Ставрополь, 2002. С. 68 - 76.
  9. Сим А.В. Функция охраны прав и свобод личности в современном Российском государстве: дис. ... к.ю.н. / А.В. Сим. Н. Новгород, 2004. С. 73 - 130.
  10. Четвернин В.А. Введение в курс общей теории права и государства / В.А. Четвернин. М., 2003. С. 99 - 100.
  11. Чиркин В.Е. Современное государство / В.Е. Чиркин. М., 2001. С. 205 - 207.