Мудрый Юрист

Реализация правовых моделей: проблемы и поиск решений

Рафалюк Е.Е., старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.

Кичигин Н.В., ведущий научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук.

В феврале 2014 г. на заседании секции "Публичное право" Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации (ИЗиСП) был заслушан доклад ведущего научного сотрудника отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП кандидата юридических наук Н.В. Кичигина на тему "Реализация правовых моделей".

Открывая заседание секции, ее председатель доктор юридических наук, профессор Ю.А. Тихомиров пояснил, что доклад был подготовлен в рамках работы молодых ученых ИЗиСП над коллективной монографией "Правовые модели и реальность".

В своем выступлении Н.В. Кичигин остановился на проблеме понятия правовой модели. Он отметил, что термин "правовая модель" достаточно широко используется в научных публикациях. При этом, по мнению А.Ф. Черданцева, термином "модель" заменяются другие термины или какие-либо понятия определяются через этот термин без предварительного уточнения, что понимается под моделью в данном тексте <1>.

<1> См.: Черданцев А.Ф. Логико-языковые феномены в юриспруденции: Монография. М., 2012. С. 215 - 216.

Докладчик пояснил, что в юридической литературе используется и иная терминология, например понятие "модель правового регулирования". Т.Я. Хабриева выделяет в модели правового регулирования (применительно к миграции) две главные стороны: внешнюю (формальную) и внутреннюю (содержательную). Первая - это иерархическая совокупность различных правовых актов и содержащихся в них норм. Вторая, содержательная, сторона представляет саму концепцию правового регулирования. Она раскрывает содержание тех норм и правовых институтов, которые используются в этих целях, их ориентирующее значение. Эта сторона, в свою очередь, имеет нормативную, правоприменительную и правопсихологическую составляющие <2>.

<2> См.: Хабриева Т.Я. Миграция в России: о модели правового регулирования // Журнал российского права. 2006. N 7.

Среди ученых, занимающихся тематикой правовых моделей с точки зрения теории, докладчик назвал А.Ф. Черданцева, который в монографии "Логико-языковые феномены в юриспруденции" в главе "Идеальные модели в правоведении" рассмотрел определение понятия модели, соотношение моделей и юридических конструкций, роль моделей в правоведении. Ученый не дал собственного определения правовой модели, но перечислил ее характерные признаки: она является формой отражения действительности; создается в результате процесса абстракции; модель и исследуемый образ находятся между собой в отношении соответствия; модель служит средством отвлечения и выражения внутренней структуры сложного явления.

Проблематике правовых моделей была посвящена кандидатская диссертация А.С. Безрукова "Правовая модель как инструмент юридической науки и практики". Ее автор под правовой моделью понимает созданную в результате абстракции, идеализации (для теоретических и метатеоретических моделей) или наблюдения (для материальных моделей) форму отражения правовой (или окружающей) действительности, находящуюся в отношении соответствия с исследуемым объектом, служащую средством отвлечения и выражения внутренней структуры сложного правового явления (или наглядности в описании объектов материального мира), несущую информацию об объекте или выполняющую специальную описательную (демонстрационную) задачу <3>.

<3> См.: Безруков А.С. Правовая модель как инструмент юридической науки и практики: Дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2008. С. 30.

В готовящейся монографии "Правовые модели и реальность" под правовой моделью предлагается понимать "прогнозируемый вариант оптимального правового регулирования, содержащий систему используемых взаимосвязанных правовых регуляторов и расчеты целевых результатов и последствий".

По вопросу о категории "реализация правовой модели" Н.В. Кичигин подчеркнул, что она не была объектом самостоятельных научных исследований. Между тем в ряде научных работ авторы исследуют формы проявления правовых моделей. Например, А.С. Безруков под операциональным определением формы проявления правовой модели в законодательстве понимает внешнее выражение внутренне структурированной системы, отражающей закономерности существования и развития правовых явлений, а также служащей методологическим ориентиром для познания взаимообусловленных явлений правовой действительности. По мнению Н.В. Кичигина, с позицией автора можно подискутировать, поскольку в его понимании правовая модель находит проявление в законодательстве и является его внешним отражением. Вместе с тем такое понимание приводит к тому, что об идеальной правовой модели судят по ее воплощению в законодательстве. Однако практика правотворческой деятельности свидетельствует о том, что идеальная правовая модель зачастую не находит полного воплощения в нормативном правовом акте. Поэтому логично разделять правовую модель как идеальный образ и правовую модель, воплощенную в законодательстве. На то, что между моделью и отражаемым явлением не может быть полного соответствия, указывает и А.Ф. Черданцев: модель не есть тождественное повторение того или иного процесса, явления.

Далее Н.В. Кичигин рассмотрел вопрос о соотношении категорий "реализация права" и "реализация правовой модели". Реализация норм права есть непосредственный результат правового регулирования, конкретное его проявление. Как известно, по характеру правореализующих действий обычно выделяются четыре формы реализации норм права: соблюдение, исполнение, использование, применение. А реализация правовой модели связана с "жизненным циклом" правовой модели. При этом реализация - один из последовательных этапов, который проходит правовая модель от зарождения правовой идеи до возможной корректировки правовой модели в результате выявленного отклонения от нее. Иными словами, реализация правовой модели - процесс воплощения ее идеальной формы в тело правовой нормы и ее последующая реализация в возникающих правоотношениях.

Выступающий обосновал зависимость между условиями реализации правовой модели и ее эффективностью. В связи с этим он предложил выделять внутренние и внешние условия реализации правовой модели.

В числе внутренних условий следует назвать: обоснованный правовой прогноз как основание для разработки правовой модели; внутреннюю логичность, непротиворечивость правовой модели; согласованность правовой модели с иными правовыми моделями; последовательное прохождение всех стадий жизненного цикла правовой модели.

К внешним условиям можно отнести: формализацию модели, ее утверждение или санкционирование государством; наличие финансовых, человеческих, материальных ресурсов для реализации правовой модели; наличие реального и детального плана реализации правовой модели; наличие политической воли; публичное обсуждение правовой модели, признание правовой модели обществом в целом или его отдельными сегментами.

Кроме того, на эффективную или неэффективную реализацию правовой модели влияют: политический фактор; социально-экономический фактор; фактор ментальности.

В докладе Н.В. Кичигин отметил две стадии реализации правовых моделей: 1) через формирование модели правового регулирования, получившей воплощение в правовой норме; 2) через реализацию правовой нормы и создание правоотношения-модели. При этом выступающий отметил, что данный подход к "двустадийной" реализации правовых моделей является новеллой в теоретических подходах к правовой модели, однако не следует считать его "абсолютно истинным". Так, А.Ф. Черданцев пишет, что применительно к юридической науке можно выделить три разновидности моделей: идеологическую, нормативную и реальную. Первый вид модели может быть создан на основе какой-либо философии, идеологических и программных документов партий; второй - на основе действующих правовых норм; третий - на основе информации о реальном состоянии соответствующего политико-правового феномена.

Н.В. Кичигин проанализировал проблему реализации правовой модели на стадии нормотворчества. По мнению докладчика, нормативный правовой акт является результатом реализации правовой модели. В то же время правовая идея, заложенная в каждом нормативном правовом акте, лишь реализуется в нем. Другими словами, нормативный правовой акт не является источником идеальной правовой идеи. Применительно к нормативным правовым актам можно говорить о нормативно закрепленной правовой идее и соответственно реализованной в таком акте правовой модели. Этот подход справедлив в отношении не только ординарных, но и кодифицированных законов. В частности, кодекс, хотя и несет в себе идеальную правовую идею в наиболее комплексном ее выражении, не является ее источником.

Таким образом, результатом реализации правовой модели на стадии нормотворчества является модель правового регулирования: правовая модель, воплощенная в норму права. Между правовой моделью и моделью правового регулирования устанавливается определенное соответствие, которое может быть охарактеризовано как полное соответствие, частичное соответствие и даже полное несоответствие. Впрочем, полное соответствие между идеальной правовой моделью и нормативно закрепленной правовой моделью встречается довольно редко, особенно при подготовке крупных, комплексных законопроектов.

Далее Н.В. Кичигин затронул вопрос о конституции как источнике правовых моделей. Конституция является юридическим документом особого рода, и в ней содержится ряд правовых общетеоретических моделей (правового государства, разделения властей, приоритета прав человека, федерализма). Поэтому, по мнению докладчика, конституция сама по себе является источником правовых моделей, которые реализуются в законах и подзаконных нормативных правовых актах. Основываясь на данном подходе, выступающий пришел к выводу о том, что Конституционный Суд РФ, осуществляя проверку конституционности нормативных правовых актов, реализует функцию контроля за воплощением конституционных правовых моделей в российской правотворческой и правоприменительной практике. Постановления и определения КС РФ позволяют корректировать российское законодательство и практику его применения, приводить их в соответствие с правовыми моделями, формализованными в Конституции РФ.

В целях реализации правовой модели на этапе реализации нормы права, отметил Н.В. Кичигин, можно предложить формирование правоотношения-модели. Это необходимо для сравнения реальных правоотношений с правоотношением-моделью для выявления отклонений от правовой модели и модели правового регулирования.

Таким образом, следует провести следующую логическую цепочку в реализации правовой модели: правовая модель (идеальный образ) - модель правового регулирования (нормативное воплощение) - правоотношение-модель (реализация правовой нормы).

Н.В. Кичигин не оставил без внимания тему реализации правовых моделей в аспекте мониторинга правоприменения, оценки регулирующего воздействия и правовой экспертизы. Мониторинг реализации правовых моделей, по мнению выступающего, важен как для оценки эффективности нормы права, так и для оценки эффективности самой модели. В настоящее время правовые модели находятся вне рамок проведения мониторинга правоприменения, осуществляемого в соответствии с Указом Президента РФ от 20 мая 2011 г. N 657 "О мониторинге правоприменения в Российской Федерации". В действующей системе правового мониторинга сравнение реализации правовой нормы происходит с самой нормой. Этот подход, без сомнения, является верным, в частности, в отношении анализа реализации конкретного закона или группы законов. Однако его недостаточно для получения полной картины о реализации целой отрасли законодательства, особенно такой фрагментированной, как административное, экологическое законодательство, либо о реализации межотраслевого института, такого как, например, право собственности и его защита. Кроме того, в рамках мониторинга правоприменения представляется проблематичным осуществить мониторинг реализации общетеоретических правовых моделей: модели разделения властей, модели федерализма, модели правового государства, модели приоритета прав человека.

Аналогичная ситуация складывается при проведении оценки регулирующего воздействия (ОРВ), осуществляемой в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 17 декабря 2012 г. N 1318 "О порядке проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Совета Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации". В связи с этим можно предложить проводить процедуру ОРВ в отношении формализованных правовых моделей в виде концепций, стратегий, чтобы государство и бизнес-сообщество на более ранней стадии нормативного проектирования представляли себе риски и последствия от реализации той или иной модели.

При проведении правовой экспертизы проектов нормативных правовых актов может быть использована формализованная в форме концепций правовая модель. Данный подход возможно реализовать в деятельности как Минюста России, так и Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.

В заключение Н.В. Кичигин подчеркнул, что мониторинг реализации правовых моделей важен для выявления отклонений от идеальной правовой модели, ибо любая концепция, стратегия не может быть реализована в полном соответствии с исходными заложенными идеями. Мониторинговое исследование позволит понять, нужно ли корректировать правовую модель либо практика ее реализации не является оптимальной и нуждается в корректировке путем принятия организационных мер.

В дискуссии принял участие научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП Т.Е. Мельник. Он поставил вопрос об уточнении соотношения категорий "правовая модель" и "модель правового регулирования", а также о необходимости приведения примеров правовых моделей. В качестве таких примеров Н.В. Кичигиным были названы модели верховенства права, правового государства, развития социального законодательства. "Схема" интеграционного сотрудничества государств в рамках межгосударственного объединения, по мнению старшего научного сотрудника отдела теории законодательства кандидата юридических наук Е.Е. Рафалюк, также может быть отнесена к примеру правовой модели. В учредительных документах интеграционных объединений, как правило, закрепляются цель интеграции, организационная структура, компетенция органов, т.е. создается некая модель интеграционного взаимодействия государств. На следующем этапе происходит воплощение правовой модели в реальность, ее реализация, которая может сопровождаться отклонениями от "идеальной" модели интеграции, противоречиями и даже сломом системы в силу ее "нежизнеспособности".

Заведующий отделом международного публичного права ИЗиСП доктор юридических наук, профессор О.И. Тиунов обратил внимание на определение роли правовых стандартов в правовом моделировании.

Заведующий отделом теории законодательства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Н.А. Власенко критически проанализировал положения представленного доклада. Он указал на необходимость определения грани в понимании модели. Понятие "модель" не может быть размытым и расширенным до некой идеи, образа. В монографическом исследовании следует дать четкие определения модели и моделирования, опираясь на труды ученых, занимающихся данной проблематикой (например, А.Ф. Черданцев). Н.А. Власенко подчеркнул, что тема моделирования в праве сложна, требует глубоких теоретических познаний, в том числе опоры на философию. В целом правовое моделирование включает в себя: 1) моделирование фактической ситуации; 2) моделирование правовых средств; 3) моделирование правовых режимов; 4) моделирование правоотношения.

В дискуссии приняла участие ведущий научный сотрудник отдела финансового, налогового и бюджетного законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук О.О. Журавлева. Она обратила внимание на роль математического моделирования в праве, а также на критерии оценки правильности выбора той или иной правовой модели.

На тему разграничения "эксперимента" и "прогнозирования" и их роли в правовом моделировании выступил ведущий научный сотрудник отдела мониторинга законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Д.Б. Горохов. На целесообразность привлечения социологических методов в правовом моделировании указал заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор А.Я. Капустин. По проблеме возможности применения нескольких правовых моделей в правовом регулировании высказалась заместитель заведующего отделом административного законодательства и процесса ИЗиСП доктор юридических наук Л.К. Терещенко.

Подвел итоги заседания секции Ю.А. Тихомиров. Понятие правовых моделей, пояснил ученый, не ограничивается только лишь правовыми актами. Правовые модели существуют как в правотворчестве, так и в правоприменении. На современном этапе общественного развития происходят эволюция и борьба правовых моделей. Например, модель Европейского союза реформируется, испытывая кризис и противоречия в развитии. Международные модели связаны с национальными правовыми моделями: они влияют друг на друга и взаимодействуют.

В заключение Ю.А. Тихомиров отметил, что хаотичный порядок регуляции создает иллюзию правового регулирования и его эффективности. При этом использование правовых моделей позволяет прогнозировать, учитывать риски и проектировать варианты оптимального правового регулирования.