Мудрый Юрист

К вопросу об источниках брачно-семейного права Российской империи XIX - начала XX в.

Т.А. Моховая, преподаватель кафедры международного частного и предпринимательского права Кубанского государственного аграрного университета.

В статье рассматриваются источники брачно-семейного права Российской империи, их различные виды, а также структура гражданского права России, в которое были включены нормы семейного права. Особое внимание уделяется соотношению официального законодательства и норм канонического права. Анализируются изменения в семейно-брачном законодательстве XIX - начала XX века.

Ключевые слова: источники права, брак, семья, законодательство, указы, каноническое право, кормчая книга, заключение брака, брачный союз.

The article deals with the sources of marital laws of the Russian Empire, their species, and of the structure of Russian civil law, which included family law. Special attention is paid to the ratio of official legislation and norms of canon law. The changes in the family and marital legislation of the XIX - beginning of XX century.

Key words: sources of law, marriage, family, legislation, decrees, canonical law, rudder of the book, marriage, the marriage for union.

Источниками брачно-семейного права России начиная с древних времен были Уставы князей Владимира и Ярослава, Псковская и Новгородская судные грамоты, Судебники 1497 и 1550 гг., положения Стоглавого собора 1551 года. Во время правления Ярослава Мудрого им был издан Устав о церковных судах, который переписывался на протяжении XI - XVII веков. В XI - XII вв. в Уставе не содержалось никаких запретов на браки христиан с лицами других исповеданий (католиками, несторианами) <1>. И лишь после шведской, а затем немецкой агрессии в Устав Ярослава Мудрого были внесены положения, запрещавшие общение с "латинянами" <2>.

<1> Российское законодательство X - XX веков. Т. 1. М., 1984. С. 206.
<2> Семидеркин Н.А. Семейное законодательство // Законодательство Петра I. М., 1997. С. 713.

С этого же времени Кормчая книга, представляющая собой дополненное постановлениями русских князей собрание византийского семейного права, также становится основным документом в области регулирования брачно-семейных отношений <3>. Как указывали исследователи прошлого, "положения Кормчей книги со времени появления в печати на славянском языке получили громадное значение в истории развития нашего брачного права, имели исключительное влияние на практику церковных судов по делам брачным в течение XVII и XVIII столетий и сохранили за собой значение канонического закона в брачном праве и по настоящее время" <4>, то есть до конца XIX века.

<3> Куриленко О.Г. Трансформация понятия и формы брака в процессе формирования российского семейного права // Журнал российского права. 2000. N 5 - 6. С. 48.
<4> Горчаков М.И. О тайне супружества. Происхождение, историко-юридическое значение и каноническое достоинство 50-й (по спискам патриархов Иосифа Никона 51-й) главы печатной Кормчей книги. СПб., 1880.

Брачному праву посвящена глава 50 Кормчей книги "О тайне супружества", в первой части которой дается общее понятие брака и излагаются в общем виде руководства для приходских священников, порядок, условия, место и время совершения браков. Во второй части главы приведены таблицы степеней кровного родства и свойства, при наличии которых запрещено или дозволено вступление в брак, а также собранные из различных источников учения, правила и законы о духовном родстве (при восприемстве, крещении, усыновлении) и его влиянии на брачное право <5>. В третьей части содержатся общие указания о круге родства, при котором запрещено заключение брака. Помимо этого, в этом же разделе приведены случаи, при которых может возникнуть вопрос о законности заключения брака или возможности вступления в брак лицам, состоящим в близких отношениях.

<5> Добровольский В.И. Брак и развод. Очерк по русскому брачному праву. СПб., 1903. С. 11.

Кормчая книга содержала два понятия брака, которые взаимодополняли друг друга: "Брак есть мужье и жене сочетание, и событие во всей жизни божественная и человеческая правды общения"; "Супружество или законный брак тайна от Христа Бога установлена есть, во умножение рода человеческого и воспитания чад к славе Божьей в нерушимый союз любви и дружества и во взаимную помощь" <6>. Таким образом, смысл брака состоял в образовании союза мужчины и женщины с целью рождения детей и избежания греховной жизни.

<6> Цитирую по: Цатурова М.К. Русское семейное право XVI - XVII вв. М., 1991. С. 56.

Однако такое содержание брака, определявшее его церковной формой, придавало брачному союзу характер мистического таинства, но утверждение его происходило довольно медленно, что было связано с полиэтничностью Киевской Руси, которая тяжело воспринимала византийскую правовую модель <7>. Однако с течением времени положение в этом вопросе несколько изменилось, особенно после того, как христианская церковь стала играть все более главенствующую роль, в том числе и в семейно-брачных отношениях.

<7> Куриленко О.Г. Указ. соч. С. 49.

Соборное Уложение 1649 г. - один из первых законодательных памятников, где стали прописываться нормы брачного права. Так, согласно Уложению юридические последствия имел только брак, заключенный в церкви.

Но собственно становление семейного законодательства приходится на имперский период, при котором активно выходят указы Святейшего Синода, Правительствующего Сената, принимается Духовный Регламент, Устав Духовных консисторий, принятый в правление императора Николая I <8>.

<8> ПСЗРИ-2. Т. XVI. N 14409.

Нельзя не отметить и такой источник брачного права, как указы и другие нормативно-правовые акты Российской империи. В этом плане показателен известный указ Петра I от 6 апреля 1722 г. "О свидетельствовании дураков в Сенате" <9>, согласно которому "которые ни в науку, ни в службу не годились, и впредь не годятся, отнюдь жениться и замуж идти не допускается". При императоре Петре III он был дополнен положением о содержании лиц, страдающих психическими отклонениями, в особых домах (долгаузах) и о назначении над ними и их имуществом опеки наследников <10>. Если рассматривать этот запрет (препятствие к заключению брака), то можно проследить, что законодателем он был урегулирован и в других нормативно-правовых актах. Так, к примеру, ст. 1551 Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. определяла уголовную ответственность за склонение к браку лиц, страдающих психическими заболеваниями. При этом принадлежность или непринадлежность к православному вероисповеданию во внимание не принималась. Преследование виновных осуществлялось на основании ст. 1012 Устава уголовного судопроизводства, ст. 1164 Военно-судебного устава (если виновник был военнослужащим). Приговор уголовного суда сообщался духовному суду как для решения о действительности брака, так и определения ответственности лиц, совершивших бракосочетание (ст. 208 Устава Духовных консисторий). При этом ответственность священнослужителей, зарегистрировавших такой брак, носила, помимо духовного, и светский характер по ст. ст. 1552 и 1577 Уложения о наказаниях.

<9> ПСЗРИ-1. Т. VI. N 3949.
<10> ПСЗРИ-1. Т. XV. N 11509. В России наследственные правоотношения входили в структуру семейно-брачного права.

На этом примере ярко видно тесное переплетение источников брачно-семейного права Российской империи.

Говоря о брачно-семейном праве Российской империи, нужно отметить, что в законодательстве России отсутствовало четкое понятие брака и семьи. С одной стороны, семья смешивалась с родом, с другой - под семьей подразумевался то тесно ограниченный круг лиц (родители, супруги и дети), то более широкий, в который были включены некоторые боковые родственники и даже лица, принятые в семью <11>.

<11> Синайский В.И. Русское гражданское право. Вып. 2. Ч. IV. Семейное право. М., 1917. С. 172.

Характеризуя семейное право рассматриваемого периода, исследователи прошлого отмечали, во-первых, что оно является все же правом, так как взаимные отношения членов семьи носят юридический характер, следовательно, при толковании норм семейного права необходимо стремиться придать им юридическое значение, а не констатировать их нравственный характер. Во-вторых, семейное право является правом гражданским, но носящим специфический характер: оно не подлежит изменению путем договора, "замкнуто" в своих основных видах и неотделимо от личности, как личное право. В-третьих, семейное право есть абсолютное право, но, в отличие от вещного права, объектом его служит сам субъект (человек), в отношении которого абсолютность права выражается в защите семейных отношений против третьих лиц. И последнее, семейное право как особое право состояния человека в семье имеет и особые основания своего возникновения: брак (брачный союз), происхождение и другие способы (родительский союз, назначение опекунов) <12>.

<12> Таль Л.С. Проблема власти над человеком в гражданском праве // Юридический вестник. 1913. Кн. 3. С. 123 - 139; Синайский В.И. Русское гражданское право. С. 173 - 174; Синайский В.И. Личное и имущественное положение замужней женщины в гражданском праве. Юрьев, 1910. С. 119.

Церковно-государственное право давало следующее понятие брака: Брак основывается на устройстве природы человеческой, данной Творцом первозданной чете, по которому человек инстинктивно ищет восполнения себе в особе другого пола. Это восполнение состоит не в одном плотском союзе, а, кроме него, еще и в совокупном удовлетворении всех потребностей человеческой природы и, наконец, в религиозном взаимообщении <13>. В литературе того времени указывалось, что для того, чтобы иметь характер брака, союз мужчины и женщины должен получить общественное признание. Для этого он должен быть заключен с ведома и согласия заинтересованных в этом деле сторон, публично, с соблюдением формы, установленной в законе <14>.

<13> Бердников И.С. Краткий курс церковного права православной греко-российской церкви с указанием главнейших особенностей католического и протестантского права. Казань, 1888. С. 59.
<14> Неволин А.М. История российских гражданских законов. СПб., 1851. С. 79.

Еще одним источником семейно-брачного законодательства был Свод законов гражданских, который в отличие от западноевропейских кодексов не являлся гражданским уложением, то есть не был кодифицированным актом. Первое издание Свода 1832 г. только внесло некоторые изменения в предшествующее законодательство, но его систематизации в этом акте проведено не было <15>. Именно поэтому материалы по семейному праву носят здесь довольно пестрый характер; в большей степени регулируются вопросы вещных прав и наследования. Что касается брачно-семейного права, то так как оно долгое время находилось под исключительным влиянием канонического права, то и в Свод законов оно вошло в довольно урезанном виде. В последующих изданиях Свода законов (1842, 1857, 1887 и 1900 гг.) практически мало что изменили. До конца имперского периода оставался спорным вопрос о юридическом характере последующих редакций Свода законов и их отношении к предшествующему законодательству <16>. Последнее издание Свода законов, по мнению ряда дореволюционных исследователей, представляло собой систематическое собрание не только законов, но и актов верховного управления. И внесение какой-либо статьи в Свод не могло придать ей силы закона <17>, так как "последняя зависит исключительно от того, в каком порядке был издан подлинный текст" <18>. Взгляд на последующие издания Свода как на закон поддерживались также рядом исследователей <19>.

<15> Кассо Л.А. К истории Свода Законов Гражданских // Журнал Министерства юстиции. 1904. N 3. С. 13.
<16> Законы гражданские. Практический и теоретический комментарий / под ред. А.Э. Вормса и В.Б. Ельяшевича. М., 1913. С. 5.
<17> Лозина-Лозинский М.А. Кодификация законов // Журнал Министерства юстиции. 1897. N 5. С. 112; Лазаревский Н.И. Лекции по русскому государственному праву. СПб., 1908. Т. I. С. 455; Малышев К.И. Курс общего гражданского права России. СПб., 1878. Т. I. С. 291; Шершеневич Г.Ф. Общая теория права. М., 1911. С. 435; Таганцев Н.С. Русское уголовное право. СПб., 1902. С. 214; Победен Е.К. К вопросу о юридической силе Свода законов // Журнал Министерства юстиции. 1904. N 4. С. 138 - 150; Пахарнаев А.И. Обзор действующего Свода Законов, издание 4. СПб., 1909. С. 77 и др.
<18> Законы гражданские. Практический и теоретический комментарий. С. 12.
<19> Цитович П.П. Курс русского гражданского права. Том I: Учение об источниках права. Выпуск первый. Одесса, 1878; Каминка А.И. Сила свода законов // Право. 1802. N 1. С. 6; он же. Очерки торгового права. СПб., 1912. С. 86 - 87; Ивановский В.В. Указ и закон // Журнал Министерства юстиции. 1912. N 5. С. 34 и др.

В целом, учитывая, что последующие после 1832 года издания носили в большей степени неофициальный характер, можно все-таки говорить о том, что как источник права мы можем рассматривать только первое издание Свода законов. Для нашей темы представляет интерес т. X, в котором содержались, как уже было сказано выше, и некоторые нормы семейно-брачного права Российской империи. Так, в ст. ст. 1 - 60 Свода излагаются законы о браке между лицами православного исповедания, но при этом определение брачного союза, понятие брака в данном нормативно-правовом акте не даны. Законодательство отсылает к официальному источнику церковного права - Кормчей книге. Что касается Свода законов, то здесь внимание законодателя было направлено на установление юридического значения брака и его правовых последствий. При этом правовые последствия заключения брака рассматриваются на основании гражданских законов. Такое тесное переплетение норм семейно-брачного и гражданского права было характерно для законодательства Российской империи. Не менее были переплетены и нормы семейно-брачного права с нормами канонического права.

В целом следует отметить, что, несмотря на то, что брачно-семейное законодательство, кодифицированное в Своде законов, имело своим источником в основном церковные постановления, оно, однако, не ограничивалось формулированием норм канонического права, но и вырабатывало новые правила об условиях для вступления в брак и о брачных отношениях в целом. Выше уже было сказано о принятии в 1841 г. Устава духовных консисторий. Такое же значение имел и Указ от 6 февраля 1850 г. "О пояснениях и исправлениях узаконений о действительности и законности браков и о детях, от сих браков рожденных" <20>. Исследователями указывалось, что без соблюдения условий, предписанных этими светскими законодательными актами, брак не мог ни возникнуть, ни прекратиться <21>.

<20> ПСЗРИ-2. Т. XXV. N 23906.
<21> Законы гражданские. Практический и теоретический комментарий. С. 85.

Не вдаваясь в подробный анализ семейно-брачного законодательства, установленного в Своде законов гражданских, лишь отметим, что источниками действующего на то время брачного права служили не только постановления Свода законов гражданских и Устава духовных консисторий. Пробелы в законодательстве восполнялись на основании источников канонического права: Кормчей книги, синодальной "Книги правил", книги "О должностях пресвитеров приходских", "Инструкции благочинному приходских церквей" и др.

Как уже было сказано выше, церковным правом брак рассматривался как "установление Божественное, как таинство, от Самого Бога установленное, и разбирает все дела, до брака относящиеся, по правилам Св. Апостолов, Св. Отец, семи вселенских соборов, и девяти поместных соборов" <22>. В начале XX века в учебнике церковного права 1913 г. понятие брака дано следующим образом: "Брак, как образ таинственного союза Христа с Его церковью, есть таинство, соединяющее мужа и жену для полого неделимого общения жизни и низводящее на них дары Божией благодати" <23>. Из этого определения следовала обязательная регистрация брака православным священником. Церковным правом были урегулированы: условия действительности брака, "доказательство его существования", порядок заключения брака, расторжение брака (ст. ст. 230 - 236 Устава Духовных консисторий) и др.

<22> Гусаков А.Г. Курс семейного и наследственного права. М., 1911. С. 3.
<23> Суворов Н.С. Учебник церковного права. М., 1913. С. 351.

С другой стороны, церковный брак являлся в то же время институтом юридическим, так как без соблюдения требований права не могло быть законного брака. К середине XIX века эти требования уже не ограничивались соблюдением норм канонического права и были вновь установлены светской властью в установленных ею правовых актах <24>. А к концу рассматриваемого периода нормы светского права постепенно вытесняли нормы церковного права, которое выступало уже в большей степени в качестве дополнительного источника, восполняющего пробелы светского законодательства.

<24> ПСЗРИ-1. Т. XXVI. N 23906.

Взаимоисключение норм канонического и гражданского права проявлялось и в условиях "законного супружества", перечень которых был дан в гражданских законах, которые отдельно регулировали вопросы брака христиан неправославного исповедания и браки нехристиан (ст. ст. 70 - 71, 90 - 92). В целом, говоря о семейном праве как части гражданского права, учеными начала XX века было дано его следующее определение: "Семейное право в объективном смысле есть совокупность юридических норм, регулирующих взаимоотношения супругов (брачное право), родителей и детей (родительское право и родственников), опекунов и подопечных (малолетних и душевнобольных - опекунское право в семейном порядке)" <25>. Из этого определения выводились три основных института семейного права: брачное право, родительское право и опекунское. Но, повторимся, понятие брака как института права на тот момент сделано не было. Это объяснялось, прежде всего, отсутствием точного отграничения церковного (конфессионального) брака, регулируемого каноническими нормами, с браком, заключаемым светской властью.

<25> Синайский В.И. Русское гражданское право. С. 174.

Именно поэтому еще со второй половины XIX века встал вопрос о том, каким образом должны заключаться браки между лицами, не принадлежавшими к православию, что, по мнению ряда авторов, могло бы помочь устранить многие препятствия к вступлению в брак <26>.

<26> Свечникова Л.Г., Микаелян О.С. Заключение брака. Сравнительный анализ законодательства России и зарубежных стран с древнейших времен до конца XX века. Ставрополь, 2003. С. 34.

Обращение к опыту Западной Европы привело к мысли о том, что для этой категории лиц необходимо установление так называемого гражданского брака, сущность которого заключается не только в заключении брака перед светскими чиновниками гражданского состояния, но и тем, что этот брак должен регулироваться нормами, устанавливаемыми государством <27>, а не каноническим правом. Наиболее ярым противником этой идеи выступил К.П. Победоносцев, считавший, что гражданский брак может обставляться не менее сложными формальностями, как и церковный брак <28>. Эта позиция была поддержана и другими исследователями <29>.

<27> Законы гражданские. Практический и теоретический комментарий. С. 59.
<28> Победоносцев К.П. Курс гражданского права. Т. 2. СПб., 1871. С. 57 - 64.
<29> Бердников И.С. Форма заключения брака у европейских народов в ее историческом развитии // Ученые записки императорского Казанского университета. 1887. Т. 54 по юридическому факультету. Казань, 1887. С. 1 - 56; Суворов Н.С. Гражданский брак. СПб., 1889.

В первую очередь речь шла о браках раскольников-старообрядцев, правовая политика в отношении браков которых была заложена еще законодательством Петра I. Так, согласно Указу Синода от 15 мая 1722 г. старообрядцы лишались права вступать в брак между собой, в противном случае они могли быть подвергнуты уголовному преследованию <30>. До этого, 24 марта 1719 г., Петром I был принят Указ, по которому для раскольников, обратившихся в православие, снижался денежный сбор, а на тех, кто не обращался и женился тайно, не в церкви, налагался дополнительный сбор: "Рубли по три с человека мужеска и женска пола, на обе стороны поровну, а с богатых и больше" <31>.

<30> ПСЗРИ-1. Т. VI. N 4009.
<31> ПСЗРИ-1. Т. V. N 3340.

И только в последней четверти XIX - начале XX веков законодатель пошел на регистрацию браков раскольников-старообрядцев. Так, Законом от 19 апреля 1874 г. были утверждены Правила о метрической записи браков, рождения и смерти раскольников <32>, а Указом от 17 октября 1906 г. утвержден порядок оформления брака в старообрядческих и сектантских общинах <33>.

<32> ПСЗРИ-2. Т. XLXIX. N 53391.
<33> ПСЗРИ-3. Т. XXVI. N 28244.

Помимо этого, в отношении лиц, не принадлежавших ни к какому вероисповеданию, Постановлением Временного Правительства от 14 июля 1917 г. "О свободе совести" акты гражданского состояния, в том числе по заключению брака, велись органами местного самоуправления <34>.

<34> Вестник Временного правительства. 1917. N 109.

Таким образом, к концу рассматриваемого периода светская власть пыталась взять под свой контроль вопросы заключения брака и иные, связанные с брачно-семейным правом.

Отдельно следует сказать о регулировании браков с иностранцами. Начало этому также положило петровское законодательство. Осуществляя гонения на русских раскольников, Петр I предоставил весьма льготный режим пленным шведам <35>. После окончания Северной войны, 23 июля 1721 г. вышел синодальный Указ о разрешении пленным шведам жениться на "русских девках и вдовах", а через месяц, 18 августа, Святейший Синод выпустил Послание к православным "О беспрепятственном им вступлении в брак с иноверцами". Хотя такие браки и признавались Синодом, однако в Послании предусматривались условия, соблюдение которых должно было уберечь православных жен от перехода к иноверию. Условия заключения брака были следующими:

<35> Семидеркин Н.А. Семейное законодательство // Законодательство Петра I. М., 1997 С. 712.
  1. шведские пленные должны были подписать обязательство, что они не будут в течение всей жизни жен своих ни прельщениями, ни угрозами к вере своей склонять, а также не будут их укорять за соблюдение православной веры;
  2. детей мужского и женского пола родители были обязаны крестить в православную веру российского исповедания и обучать православным обычаям <36>.
<36> ПСЗРИ-1. Т. VI. N 3814.

Браки русских женщин со шведами были действительны только на территории России. Если пленные шведы, получая свободу, покидали Россию, то жен с ними не отпускали. Если в течение определенного срока они не возвращались, то согласно нормам Указа от 21 октября 1721 г. браки расторгались <37>.

<37> ПСЗРИ-1. Т. VI. N 3839, п. 4; Семидеркин Н.А. Семейное законодательство. С. 714.

В рассматриваемое нами время иностранцы могли вступать в брак в России, что вытекало из общего правила ст. 822 Закона о состояниях, но при вступлении в брак они полностью подчинялись нормам российского законодательства. Законом 14 июня 1888 г. была установлена подсудность брачных дел супругов - только в духовных судах <38>. В связи с этим Россией не была подписана и Гаагская конвенция 1902 г., согласно ст. 1 которой право вступления в брак определяется национальным законодательством каждого из будущих супругов. Представители Российской империи требовали включения норм об обязательном венчании брака, но они приняты не были. Так что нормы международного частного права в вопросе заключения брака и его правовых последствий в стране не применялись.

<38> ПСЗРИ-3. Т. VIII. N 5353.

В заключение хотелось бы отметить и такой источник брачно-семейного права Российской империи, как военное законодательство. Так, к примеру, Устав о воинской повинности запрещал состоящему на действительной военной службе офицеру вступать в брак, если он достиг возраста 23 лет (п. 2 ст. 27). Выше уже говорилось о том, что военнослужащие, вступившие в брак, заключение которого было невозможно в связи с установленными в законе препятствиями к заключению брака, подвергались наказанию в соответствии со ст. 1164 Военно-судебного устава 1867 г. И таких примеров можно привести множество.

Итак, к концу XIX века брачно-семейное законодательство Российской империи не приобрело стройной системы, и этому способствовала в первую очередь разрозненность источников семейного права, которое регулировалось нормами канонического права, гражданским законодательством России, нормативно-правовыми актами верховной власти.

Список использованной литературы

  1. Российское законодательство X - XX веков. Т. 1. М., 1984.
  2. Семидеркин Н.А. Семейное законодательство // Законодательство Петра I. М., 1997.
  3. Куриленко О.Г. Трансформация понятия и формы брака в процессе формирования российского семейного права // Журнал российского права. 2000. N 5 - 6.
  4. Добровольский В.И. Брак и развод. Очерк по русскому брачному праву. СПб., 1903.
  5. Цатурова М.К. Русское семейное право XVI - XVII вв. М., 1991.
  6. Суворов Н.С. Гражданский брак. СПб., 1889.
  7. Свечникова Л.Г., Микаелян О.С. Заключение брака. Сравнительный анализ законодательства России и зарубежных стран с древнейших времен до конца XX века. Ставрополь, 2003.
  8. Гусаков А.Г. Курс семейного и наследственного права. М., 1911.