Мудрый Юрист

Начальные этапы становления и реформирования министерства внутренних дел Российской империи (1802 - 1819 гг.)

Дмитрян Мария Сергеевна, Северо-Кавказский социальный институт, аспирант 2 курса по кафедре истории и теории государства и права.

В статье кратко излагаются начальные этапы становления и реформирования Министерства внутренних дел Российской империи. Тема данного исследования носит актуальный характер, имеет научное и практическое значение. В первую очередь это связано с повышенным интересом к реформированию органов правопорядка. Чтобы быть эффективным инструментом государства по защите прав и законных интересов граждан, государства, сегодняшнее реформирование МВД России должно учитывать ошибки позапрошлого столетия. Таким образом, при проведении любых преобразований, в том числе в правоохранительной системе, необходимо учитывать и опыт прошлых лет.

Ключевые слова: Манифест, министерская реформа, Департамент, Экспедиция, Главное управление.

First stages of formation and reformation of The Interior Ministry of the Russian Empire (1802 - 1819)

M.S. Dmitryan

Dmitryan Maria Sergeevna, North-Caucasus social Institute, post-graduate student of the second year at the Department of history and theory of state and law.

The article summarizes the initial stages of formation and reformation of The Interior Ministry of the Russian Empire. The topic of this research is relevant, is of scientific and practical value. First of all, this is due to the increased interest in the reform of the law enforcement bodies. To be an effective tool of the state to protect the rights and interests of citizens and the state, the current reform of The Interior Ministry of Russia should take into account the errors of the last century. Thus, while carrying out any reforms, including the ones in the law enforcement system, it is necessary to take into account the experience of the past years.

Key words: a Manifesto, Ministerial reform, the Department of the Expedition, the Main office.

С начала современного реформирования Министерства внутренних дел прошло совсем немного времени. Отношение к первым результатам деятельности МВД России неоднозначное, так же как и само отношение к органам правопорядка и к его представителям. Однако в силу общественно-политических и социально-экономических преобразований, происходящих в нашей стране в последние десятилетия, проведение реформы оказалось неизбежным.

Уникальность Министерства внутренних дел среди прочих органов государственной власти не вызывает сомнения. Именно органы охраны правопорядка чаще других напрямую контактируют с гражданами. От работы сотрудников полиции зависят жизнь и здоровье наших граждан, соблюдение законности, обеспечение безопасности и многие аспекты повседневной жизни граждан.

При проведении любых преобразований, в том числе в правоохранительной системе, необходимо учитывать и опыт прошлых лет. Таким образом, изучение истории развития Министерства внутренних дел с момента его образования имеет и научное, и практическое значение.

Кратко рассмотрим начальные этапы становления и реформирования Министерства внутренних дел в начале XIX в., его положение в системе органов исполнительной власти, опираясь на основные нормативно-правовые акты того периода.

8 сентября 1802 г. Манифестом "Об учреждении министерств" положено начало становлению министерской системы управления в России. Согласно Манифесту, в состав Министерства вошли следующие восемь отделений: Иностранных дел, Военное, Морское, Внутренних дел, Финансов, Юстиции, Коммерции и Народного просвещения. "Каждое из министерств находилось под непосредственным управлением одного из министров. Министрам внутренних и иностранных дел, юстиции, финансов и народного просвещения, по обширности вверенных им частей, положено было придать помощников, в звании товарищей министров. Три первые коллегии были оставлены на прежних основаниях и подчинены министрам: 1) Военных Сухопутных сил; 2) Военных Морских сил; 3) Иностранных дел. Все министры были членами Государственного Совета и присутствовали в Сенате" [2].

По итогам министерской реформы 1802 г. М.М. Сперанский по отношению к Министерству внутренних дел высказывался, что "...произошло смешение и несвязность дел: соль, фабрики и полиция мало имеют общего" [8]. "Внутренняя государственная безопасность сама по себе есть столько же предмет уважительный и обширный, как и все другие части управления" [8]. Из данных высказываний напрашивался вывод о необходимости создания Министерства полиции, включающего в себя две основные части - полиции учредительной и исполнительной [8]. Таким образом, компетенция Министерства внутренних дел коренным образом должна была измениться.

На этапе министерской реформы 1810 - 1811 гг. основными правовыми актами стали:

  1. Манифест "О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих" от 25 июля 1810 г.;
  2. "Высочайше утвержденное разделение государственных дел по министерствам" от 17 августа 1810 г.;
  3. "Общее учреждение министерств" от 25 июня 1811 г. [5]

Манифест "О разделении государственных дел на особые управления, с означением предметов каждому управлению принадлежащих" от 25 июля 1810 г. включал в себя два раздела. Первый освещал разделение государственных дел, а второй - предметы ведения каждого министерства и Главного управления [5]. Основные положения данного Манифеста легли в основу Манифеста от 25 июня 1811 г.

Манифест предусматривал создание новых центральных государственных учреждений. Речь идет о Министерстве полиции, Главном управлении духовных дел разных исповеданий и Ревизии государственных счетов [5].

Основным предметом ведения Министерства полиции стало устройство внутренней безопасности - дела полиции "исполнительной" и полиции "предохранительной". Таким образом, Министерство полиции становилось центральным специализированным охранительным государственным учреждением.

Что же касается полномочий Министерства внутренних дел, то они сводились к попечению о распространении и поощрении земледелия и промышленности ... фабрики, внутренняя торговля, почты и публичные здания [5].

Согласно положениям "Высочайше утвержденного разделения государственных дел по министерствам" от 17 августа 1810 г. в состав Министерства внутренних дел входили следующие предметы ведения:

I. "Из 1-й Экспедиции МВД все дела промышленности, за исключением дел соляных и предметов, в состав Министерства полиции отделяемых".

II. Из дел 2-й Экспедиции: "1) часть строительная, со всеми ее принадлежностями и со Строительным комитетом; 2) дела, до устройства Сарского села принадлежащая; 3) дела о свободных хлебопашцах; 4) дела о торговле и промышленности; 5) о устройстве новых весов и мер; 6) решение дел, до устройства портовых городов принадлежащая; 7) дела о дворянских и купеческих выборах; 8) дела по Царскому Грузинскому дому; 9) об устройстве чиншовой шляхты и евреев".

III. "Почтовый департамент, со всеми его принадлежностями, исключая дела полицейские".

IV. "Главное Правление Мануфактур".

V. "Внутренняя торговля" [5].

Что же касается медицинского управления гражданской частью, то оно перешло в Министерство полиции и Министерство народного просвещения [5]. Таким образом, МВД потеряло свое монопольное положение в данном направлении.

С реформой 1810 - 1811 гг. изменились полномочия практически всех министерств. Главной обязанностью непосредственно МВД было признано попечение о промышленности и земледелии. На вновь учреждаемое Министерство полиции возлагались государственное благоустройство и медицинская часть. Реформы 1810 - 1811 гг. позволили создать твердую внутреннюю организацию министерств.

В соответствии с Общим учреждением министерств от 25 июня 1811 г. единую систему ведомств исполнительной власти составляли не только министерства, но и главные управления отдельными частями и приравненный к ним государственный контроль.

Центральное место в этой системе занимали министерства. Этот факт объясняется тем, что на них возлагались функции по решению задач исполнительной власти, руководство государственными делами в различных наиболее значимых сферах общественной жизни. Речь идет о сферах внешней безопасности и внешней политики, правоохранительной и социально-экономической сферах.

Исходя из данных направлений, в которых действовали министерства, их можно было разделить на отдельные группы:

  1. Министерства, действующие в сфере внешней безопасности и внешней политики - Министерство иностранных дел, Министерство военно-сухопутных сил, Министерство морских сил.
  2. Министерства, действующие в правоохранительной сфере - Министерство юстиции (1802 г.), Министерство полиции (1810 г.). Министерство внутренних дел после упразднения Министерства полиции стало также относиться к правоохранительным.
  3. Министерства, действующие в социально-экономической сфере - Министерство финансов, Министерство внутренних дел, Министерство народного просвещения. В том числе к данной группе можно отнести Государственное казначейство, Главное управление путей сообщения, Ревизию государственных счетов.

В составе некоторых министерств были изданы особые учреждения, в том числе и в составе Министерства полиции. Оно состояло из трех департаментов, медицинского совета и особой канцелярии министра. Первый департамент - полиции хозяйственной - ведал в отделениях продовольственными делами и приказами общественного призрения. Второй - полиции исполнительной, отделения которого ведали личным полицейским составом, рассматривал губернские отчеты, а также ведал судными и уголовными делами по предметам полиции, делами по отправлению земских повинностей. И, соответственно, отделения третьего департамента - медицинского - вели дела по устройству медицинского управления и общих мер для охраны народного здоровья, заготовлению врачебных средств.

Министром полиции был назначен генерал-лейтенант генерал-адъютант А.Д. Балашов, который сохранил звание министра полиции до самого закрытия этого Министерства (4 ноября 1819 г.), но фактически управлял этим ведомством лишь с 25 июля 1810 г. по 28 марта 1812 г. Затем управление Министерством было поручено генералу от инфантерии главнокомандующему в Санкт-Петербурге и Санкт-Петербургскому военному губернатору графу С.К. Вязмитинову. После его смерти А.Д. Балашов снова вступил в отправление обязанностей министра полиции, но уже через 19 дней этот пост был упразднен.

В ноябре 1819 г. управляющим Министерством внутренних дел был вновь назначен граф В.П. Кочубей. Министерство полиции было присоединено к МВД, а из состава последнего выделялись два департамента: торговли и мануфактур.

Министерство внутренних дел после этого имело следующую структуру: 1) Канцелярия Министерства и присоединенная к ней общая Канцелярия министра полиции; 2) Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, при нем Строительный комитет и Чертежная; 3) Департамент полиции хозяйственной (Хозяйственный департамент); 4) Департамент полиции исполнительной; 5) Департамент медицинский; 6) Медицинский совет; 7) Особенная канцелярия министра; 8) Цензурный комитет; 9) Совет министра.

Министерство и после 1819 г. неоднократно подвергалось частичным преобразованиям, тем не менее круг его ведения с тех пор изменился незначительно. Поэтому 1819 г. является знаменательной гранью в истории Министерства внутренних дел: им завершается период, когда вырабатывались приемы и организации министерского управления.

Как мы уже выяснили ранее, в состав иных министерств вошли: Главное управление духовных дел разных исповеданий, Ревизия государственных счетов, Государственное казначейство и Главное управление путей сообщения. Впоследствии все эти органы вошли в состав соответствующих министерств.

Центральные ведомства исполнительной власти Российской империи не являлись министерствами, но имели схожую с ними структуру и практически не отличались по своему статусу. Однако в большинстве из них отсутствовали департаменты, что объясняется масштабами деятельности и меньшим количеством служащих чиновников.

Таким образом, мы видим, что Министерство внутренних дел с момента своего создания занимало особое положение в системе органов исполнительной власти в силу различных причин: 1) масштаб и род его деятельности. Круг полномочий Министерства объединял в себе самые разнообразные стороны народной жизни; 2) Министерству внутренних дел было подчинено наибольшее число учреждений; 3) оно было наиболее приближено к элементам общественного благоустройства и народного благосостояния; 4) особое положение среди других министерств отразилось и на выборе лиц, его возглавивших.

В связи с частыми структурно-организационными перестроениями Министерства его положение среди других органов власти часто менялось. Несмотря на различного рода проявления, оно продолжало занимать ведущую роль в системе органов государственной власти.

Помимо функций по обеспечению общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, Министерству внутренних дел Российской империи было поручено выполнение и административно-хозяйственных функций (сельское хозяйство, строительство, медицина, промышленность и т.д.). Но это не говорит о том, что в настоящее время на Министерство следует возложить выполнение подобных функций. Наоборот, несвойственные функции, возлагаемые на Министерство с начала периода становления, отвлекали от главного предназначения данного ведомства - обеспечения общественного порядка и безопасности. Со временем, в связи со сложившейся обстановкой в государстве, функции "по обеспечению повсеместного благосостояния народа" передавались компетентным в том ведомствам.

Таким образом, сегодняшнее реформирование МВД России должно учитывать ошибки позапрошлого столетия, чтобы быть эффективным инструментом государства по защите прав и законных интересов граждан, государства, их собственности.

Литература

  1. Адрианов С.А. Министерство внутренних дел 1802 - 1902 гг. СПб., 1902.
  2. Богданович М.И. История царствования Александра I и России в его время. Глава I. Т. 1. 1869.
  3. Варадинов Н.В. История Министерства внутренних дел. Ч. 1 - 3. СПб., 1858 - 1859.
  4. Ерошкин Н.П. История государственных учреждений России до Великой Октябрьской социалистической революции. М., 1968.
  5. Михеева И.В. Российские министерства в XIX в. // Журнал российского права. 2000. N 4. С. 155 - 162.
  6. Полное собрание законов Российской империи. Собрание 1-е. СПб., 1830. Т. 31. N 24307. С. 278 - 280; N 24326. С. 323 - 328; N 24686. С. 626 - 719.
  7. Покровский С.П. Министерская власть в России. Ярославль, 2001.
  8. Предтеченский А.В. Очерки общественно-политической истории России в первой четверти XIX века. М., 2003.
  9. Сперанский М.М. Проекты и записки. М.-Л., 1961.