Мудрый Юрист

Проблемы судебной и административной защиты интеллектуальной собственности

Щербак Евгений Николаевич, заведующий кафедрой административного и финансового права юридического факультета ФГБОУ ВПО "Московский государственный открытый университет им. В.С. Черномырдина" (МАМИ), доктор юридических наук, профессор.

Автор статьи полагает, что Гражданский кодекс РФ (ч. 4, раздел VII), действующий с 1 января 2008 г., а также Суд по интеллектуальным правам обязаны предусмотреть внесудебный (административный) порядок разрешения споров в сфере интеллектуальных прав и тем самым сократить число судебных дел.

Ключевые слова: Гражданский кодекс, Суд по интеллектуальным правам, судебная защита интеллектуальной собственности, административная защита прав интеллектуальной собственности.

Problems of judicial and administrative protection of intellectual property

E.N. Shherbak

Shherbak Evgenij Nikolaevich, head of the Chair of Administrative and Financial Law of the Law Faculty of the Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Professional Education "Moscow State Open University named after V.S. Chernomy'rdin" (MAMI), doctor of juridical sciences, professor.

The author believes that the Civil Code of the RF (Part 4, Section VII) as of January 1, 2008 and the Court of Intellectual Rights are obliged to provide for an extra judicial (administrative) procedure of resolution of disputes in the sphere of intellectual rights and by doing so reduce the number of judicial cases.

Key words: Civil Code, Court on Intellectual Rights, judicial defense of intellectual property, administrative defense of rights of intellectual property.

В век информатизации и глобализации все большую актуальность приобретают вопросы охраны интеллектуальной собственности как на национальном, так и на международном уровнях. Данный сравнительно "молодой" для нашей правовой системы объект охраны приобретает в современных условиях особое значение и влияние на экономические процессы, проходящие в России, которая совсем недавно стала полноправным членом ВТО.

С момента вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию актуальность этого вопроса постоянно возрастает, что связано не только с повышенными требованиями ВТО к государствам - участникам соглашения ТРИПС, но и объективно растущим числом споров в области защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности <1>.

<1> См.: Самородова-Богацкая Л.В. ВТО - конструктивный подход: экономико-правовой анализ российской перспективы // Право ВТО. 2012. N 4. С. 2 - 8.

При этом особенность российской модели, как считает И.И. Домулен, состоит в том, что российский законодатель должен "не просто пытаться перевести документы ВТО на русский язык и сделать их национальными законами, а создать национальные законы, включая в них дословно правовые нормы ВТО" <2>. Повышение уровня правовой защиты результатов творческой деятельности являлось одной из целей создания Суда по интеллектуальным правам <3>. Важную роль играет формирование судом единообразной практики правоприменения в области защиты интеллектуальной собственности, а также высокопрофессионального подхода к рассмотрению споров.

<2> Домулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Изд. "Норма", 2003. С. 34.
<3> См.: ФКЗ от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам", вступивший в силу с 7 декабря 2011 г. // Российская газета. 09.12.2011.

Как правильно отмечал А.П. Фоков <4>, создание Суда - это не просто дань времени, но и возможность формирования отечественной судебной практики с учетом мировой практики защиты прав и гарантий в любой области, в том числе и интеллектуальной, на самом высоком и качественном уровне. В то же время немаловажно, как действуют административные процедуры в сфере правовой охраны и защиты интеллектуальной собственности и возможно ли их законодательно усовершенствовать с тем, чтобы исключить судебные споры или хотя бы уменьшить их число? Для этого необходимо обратиться к теоретической проблеме о соотношении понятий "охрана" и "защита" в праве вообще и в праве интеллектуальной собственности в частности. Понятие "защита прав" означает возможность государства, его органов защищать те или иные права. Право на защиту включает в свое содержание как меры материально-правового, так и меры процессуально-правового характера. С точки зрения материально-правового содержания, право на защиту означает применение мер защиты, мер юридической ответственности, мер безопасности, с точки зрения процессуального содержания, - регламентацию порядка реализации права на защиту.

<4> См.: Фоков А.П. Суд по интеллектуальным правам в системе арбитражных судов Российской Федерации // Российский судья. 2012. N 11. С. 4.

Действительно, принцип "всемерной охраны права собственности" <5>, в том числе и интеллектуальной, - основополагающий для российского права и может регулироваться механизмами правоприменения (административный или судебный порядок охраны и защиты прав на результаты интеллектуальной деятельности). Наиболее разработанной формой защиты права, безусловно, является судебная форма, что подтверждается ст. 1248 ГК РФ - споры, связанные с защитой нарушенных или оспоренных интеллектуальных прав, рассматриваются и разрешаются судом.

<5> См.: Живихина И.Б. Гражданско-правовые проблемы охраны и защиты права собственности: автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2007. С. 17.

Охраняются права постоянно, а защищаются только тогда, когда они нарушаются. Защита есть момент охраны, одна из ее форм. Поэтому данные понятия не совпадают. Прежде всего, в теории права отчетливо проводится мысль о том, что активная роль права выражается в его функциях. При этом одной из важнейших функций права рассматривается охранительная функция, под которой понимается направление правового воздействия, нацеленное на охрану господствующих общественных отношений, их неприкосновенность <6>. В научной литературе издавна справедливо подчеркивалось, что правовое регулирование и охрана прав не могут противопоставляться, поскольку регулирование означает охрану прав, а их охрана осуществляется путем регулирования соответствующих отношений правовыми методами <7>. Так, п. 3 ст. 1246 ГК РФ - Государственное регулирование отношений в сфере интеллектуальной собственности - четко приравнивает юридически значимые действия по государственной регистрации результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации к действиям по их правовой охране. Особенностью административных процедур является то, что они организуют применение материальных норм права различной отраслевой принадлежности. Административные процедуры часто понимаются как "нормативно установленный порядок осуществления деятельности государственных органов, государственных организаций, органов местного самоуправления и должностных лиц, обеспечивающий оптимальное и эффективное выполнение возложенных на них функций в пределах их компетенции" или "сумма управленческих действий, совершаемых публичной администрацией", или "систематизированные процессуальные правила осуществления компетенции субъектов права", или "нормативно установленный порядок осуществления уполномоченными субъектами права последовательно совершаемых действий в целях осуществления их компетенции и оказания публичных услуг" <8>.

<6> См.: Мезрин Б.Н. Состав механизма охраны прав граждан // Гражданско-правовая охрана интересов личности в СССР. Межвузовский сборник научных трудов. Свердловск: Изд. Свердл. юрид. инст., 1977. Вып. 53. С. 47 - 59.
<7> См.: Максимова Л.Г. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей в договоре розничной купли-продажи. Проблемы гражданского права и процесса: сборник научных статей. Гродно, 2006. С. 142 - 156.
<8> Андреева Е.М., Щербак Е.Н. Административные процедуры в государственном управлении: учебное пособие. М.: Изд. МГОУ, 2013. С. 32.

В ходе административной реформы развернулся активный процесс разработки и принятия административных регламентов - актов органов исполнительной власти, устанавливающих процедуры их деятельности. Как отмечалось выше, в четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации только обозначены основные положения системы правового обеспечения оборота объектов интеллектуальной собственности, но эти положения предусматривают дальнейшее формирование административного механизма правовой охраны интеллектуальной собственности. Функционирующая в настоящее время регламентная модель административных процедур в сфере интеллектуальной собственности предполагает установление регламентов подзаконным актом внутриорганизационного характера и их реализацию в практической управленческой деятельности, в том числе и в области охраны интеллектуальной собственности.

На Федеральную службу по интеллектуальной собственности <9> возложен ряд чрезвычайно важных государственных функций:

<9> Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам переименована в Федеральную службу по интеллектуальной собственности / Указ Президента РФ от 24 мая 2011 г. N 673, вступил в силу с 26.05.2011. // Российская газета. 26.05.2011. N 111.

Для установления четкого порядка исполнения функций правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности действуют следующие административные регламенты:

<10> См. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 234 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ".<11> См. Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 мая 2012 г. N 66 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ".

В этих регламентах определены составные элементы единого административно-правового механизма, призванного обеспечивать четкий порядок исполнения государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности.

К таким элементам в действующей редакции административных регламентов отнесены: требования к порядку исполнения государственной функции; состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур; требования к порядку их выполнения; порядок и формы контроля за исполнением государственной функции. Административными регламентами подробно прописан досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) Роспатента.

Постановлением Правительства РФ от 23.01.2014 N 53 <12> внесены значительные изменения в Правила разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций. В новых Правилах дано следующее определение регламента, под которым понимается нормативный правовой акт, устанавливающий сроки и последовательность административных процедур (действий) федерального органа исполнительной власти... при осуществлении государственного контроля (надзора). Регламент устанавливает порядок взаимодействия между структурными подразделениями, должностными лицами федеральных органов исполнительной власти... с физическими и юридическими лицами, иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, учреждениями и организациями при исполнении государственной функции.

<12> См. Постановление Правительства РФ от 23 января 2014 г. N 53 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации" от 16 мая 2011 г. N 373".

Таким образом, дальнейшее совершенствование регламентной модели, которая в настоящее время охватывает сферу предоставления государственных услуг по охране результатов интеллектуальной собственности, позволит значительно усилить интеграцию российской инновационной системы в мировую систему, позволит развивать конкурентную среду, стимулирующую создание и использование объектов интеллектуальной собственности, а также творческую активность, прежде всего, научных, педагогических и инженерно-технических кадров.

Литература

  1. Конституция РФ.
  2. Гражданский кодекс РФ.
  3. Домулен И.И. Всемирная торговая организация. М.: Изд. "Норма", 2003.
  4. Самородова-Богацкая Л.В. ВТО - конструктивный подход: экономико-правовой анализ российской перспективы // Право ВТО. 2012. N 4.
  5. ФКЗ от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам", вступивший в силу с 7 декабря 2011 г. // Российская газета. 09.12.2011.
  6. Приказ Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 29 мая 2012 г. N 66 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ".
  7. Постановление Правительства РФ от 23 января 2014 г. N 53 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373".
  8. Приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 26 апреля 2013 г. N 234 "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной функции по осуществлению контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций - исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ".
  9. Указ Президента РФ от 24 мая 2011 г. N 673 "О Федеральной службе по интеллектуальной собственности".
  10. Фоков А.П. Суд по интеллектуальным правам в системе арбитражных судов Российской Федерации // Российский судья. 2012. N 11.