Мудрый Юрист

Реформирование системы пенсионного обеспечения сотрудников полиции: зарубежный опыт

Быковская Юлия Викторовна, старший преподаватель кафедры бухгалтерского учета и аудита Московского университета Министерства внутренних дел Российской Федерации, кандидат экономических наук.

В статье рассмотрено пенсионное обеспечение сотрудников полиции Польши, Австрии, Франции, Германии, Великобритании. Показано, что в настоящее время во многих зарубежных странах проводятся реформы пенсионных систем правоохранительных органов. Сделан вывод, что основные направления реформирования сводятся к повышению пенсионного возраста, изменению механизмов расчета пенсий, ограничению вариантов и практики досрочного выхода на пенсию.

Ключевые слова: сотрудники полиции, пенсионное обеспечение, реформа пенсионной системы, пенсионный возраст, расчет пенсии.

Reform of the system of pension security for the police employees: foreign practices

Yu.V. By'kovskaya

The article discusses pension's police Poland, Austria, France, Germany and United Kingdom. It is shown that in the present time in many foreign countries undergoing reforms of pension systems of law enforcement. It is concluded that the main directions of the reform is to increase the retirement age, changing the pension calculation mechanisms, control options and the practice of early retirement.

Key words: police, pensions, pension reform, retirement age, the pension payment.

В настоящее время многие страны мира сталкиваются с проблемами пенсионного обеспечения своих граждан. Низкие размеры пенсий, увеличение пенсионной нагрузки на работающее население вследствие снижения соотношения работающих граждан и пенсионеров, нестабильность и неустойчивость пенсионных систем, отсутствие достаточного обеспечения финансовыми средствами - все это говорит о необходимости серьезного реформирования систем пенсионного обеспечения в зарубежных государствах. Схожие проблемы как в отношении гражданских пенсионеров, так и в отношении пенсионеров правоохранительных органов существуют и в России, а направления дальнейшего совершенствования систем пенсионного обеспечения являются весьма актуальными.

В последние несколько лет проводится широкомасштабная реформа правоохранительных органов Российской Федерации, в том числе в отношении системы социальной защиты сотрудников. В рамках реформы социальных гарантий были увеличены размеры пенсий пенсионерам МВД России. Кроме этого, изменилась схема расчета пенсий. С 1 января 2012 г. денежное довольствие для исчисления пенсий учитывается в размере 54% и начиная с 1 января 2013 г. ежегодно увеличивается на 2% до достижения 100% его размера. С учетом уровня инфляции (потребительских цен) Федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период ежегодное увеличение может быть установлено в размере, превышающем 2% <1>. Так, например, в 2013 г. размер пенсий увеличился в два раза и стал составлять: с 1 января 2013 г. - 56,0% и с 1 октября 2013 г. - 58,05% размера денежного довольствия для исчисления пенсий <2>.

<1> Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
<2> Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".

В 2014 г. пенсии также должны увеличиться в два раза: с 1 января 2014 г. - до 60,05% и с 1 октября 2014 г. - до 62,12% денежного довольствия для исчисления пенсий <3>.

<3> Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".

Наряду с этим, если сравнивать размеры пенсий сотрудников ОВД со средним размером назначенных пенсий по Российской Федерации и прожиточным минимумом пенсионера, то можно сказать, что величина пенсий сотрудников ОВД невысока. Так, по состоянию на III квартал 2013 г. размер пенсии майора полиции с выслугой 20 лет составлял всего 1,86 прожиточных минимума пенсионера, и по сравнению с 2012 г. это соотношение снизилось. Пенсия майора полиции с выслугой 20 лет была всего в 1,13 раза выше средней назначенной пенсии по Российской Федерации, и по сравнению с 2012 г. это соотношение также снизилось. Если говорить о величине коэффициента замещения, то можно констатировать, что этот показатель также находится на низком уровне. Расчеты показывают, что в условиях 2013 г. этот коэффициент даже не достигает 30% (см. таблицу 1).

Таблица 1

Соотношение пенсий пенсионеров ОВД с величиной прожиточного минимума пенсионера, средним размером назначенных пенсий за 2012 г. - III квартал 2013 г.

Наименование показателя

Сумма, руб./мес.

2012 г.

2013 г.

Пенсии пенсионеров ОВД <*>:

  • старший оперуполномоченный майор полиции с выслугой 20 лет

10530

11320

  • начальник отдела УВД подполковник полиции с выслугой 25 лет

16953

18224

Величина прожиточного минимума пенсионера

5281

6097

Средний размер назначенных пенсий по Российской Федерации

9153,6

10055

Соотношение пенсий пенсионеров ОВД с величиной прожиточного минимума пенсионера:

  • старший оперуполномоченный районного уровня майор полиции с выслугой 20 лет

2,0

1,86

  • начальник отдела УВД подполковник полиции с выслугой 25 лет

3,2

3,0

Соотношение пенсий пенсионеров ОВД к среднему размеру назначенных пенсий по Российской Федерации:

  • старший оперуполномоченный районного уровня майор полиции с выслугой 20 лет

1,15

1,13

  • начальник отдела УВД подполковник полиции с выслугой 25 лет

1,85

1,8

Денежное довольствие:

  • старший оперуполномоченный майор полиции с выслугой 20 лет

56400

56400

  • начальник отдела УВД подполковник полиции с выслугой 25 лет

64950

64950

Коэффициент замещения:

  • старший оперуполномоченный майор полиции с выслугой 20 лет

0,19

0,2

  • начальник отдела УВД подполковник полиции с выслугой 25 лет

0,26

0,28

<*> Статистические данные и расчеты приведены на основании информации: Росстата; Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации"; Закона Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1; брошюры "Денежное довольствие и отдельные социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в условиях 2012 года". Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2012.

Говоря о нормативном правовом регулировании пенсионного обеспечения сотрудников ОВД, следует отметить, что действующий в настоящее время Закон о пенсионном обеспечении лиц, проходивших службу в органах внутренних дел, был принят два десятилетия назад - в феврале 1993 г. На протяжении двадцати лет в этот Закон неоднократно вносились различного рода изменения, уточнения и дополнения, в том числе в отношении порядка назначения пенсий, надбавок, дополнительных социальных гарантий и правил их исчисления. Вышесказанное свидетельствует о том, что необходимо совершенствование системы пенсионного обеспечения сотрудников ОВД.

В этой связи важным становится исследование опыта зарубежных стран, который дает возможность расширения совокупности имеющихся представлений о направлениях развития пенсионного обеспечения сотрудников правоохранительных органов, позволяет находить более конструктивные решения. Научный интерес к подобным исследованиям имеет вполне очевидное практическое значение: по результатам такого анализа генерируются знания, из которых можно извлечь уроки на будущее; определить ключевые направления проведения реформ; предвидеть проблемы, которые могут возникнуть при реализации поставленных целей и задач; провести своевременные корректировки уже разработанных программ реформирования.

Анализ международного опыта показывает, что зарубежные государства принимают разнообразные решения в процессе реформирования пенсионных систем "силовых" структур.

В большинстве зарубежных стран право на пенсионное обеспечение является одним из основных прав граждан, в том числе государственных служащих, после завершения ими трудовой деятельности. Выплата государственных пенсий является компенсацией за оказанные услуги в пользу государства и оправдывается спецификой и характером службы сотрудников, занятых в государственном секторе, в том числе при исполнении правоохранительных функций. При этом во многих странах пенсионеры государственной службы, в том числе правоохранительных органов, находятся в привилегированном положении по сравнению с общегражданскими пенсионерами. Разница заключается в пенсионном возрасте, стаже службы, необходимом для выхода на пенсию, размерах пенсий, а также наборе социальных гарантий, предоставляемых пенсионерам и членам их семей.

Например, в Польше право на пенсию имеют сотрудники полиции, имеющие выслугу не менее 15 лет независимо от возраста. В этом случае размер пенсии составляет 40% от размера заработка. После 25 лет службы пенсия за выслугу лет составляет 60% и увеличивается на 2,6% за каждый год службы. Максимальный размер пенсии составляет 75% заработной платы по последнему месту службы.

С 1 января 2013 года в законодательство Польши о пенсионном обеспечении сотрудников правоохранительных органов были внесены существенные изменения. Теперь вводится минимальный возраст, по достижении которого можно стать пенсионером полиции. Ранее это было не важно, учитывался только стаж службы в правоохранительных органах. Теперь вторым условием (помимо выслуги лет) является достижение 55-летнего возраста. При этом за каждый год службы после 25 лет пенсия будет увеличена на 3%. Как отмечают представители власти Польши, поправки вступают в силу по ряду причин. Во-первых, средняя продолжительность жизни мужчин в Польше более 70 лет, женщин - 80 лет. Отсюда следует, что человек, который в возрасте 35 лет уходит из государственного органа на пенсию, по крайней мере 35 лет будет получать пособия по социальному обеспечению, при этом не работая. Конечно, работа в полиции и других силовых структурах трудна и отягчена высокими психическими и физическими нагрузками, но в нынешней финансовой ситуации ограниченности бюджетных средств Польша не может направлять на выплату пенсий такие огромные суммы. Тем более что многие из пенсионеров силовых структур после ухода с военной или иной службы продолжают свою трудовую деятельность. Это второй аргумент, который оправдывает введение дополнительных ограничений при рассмотрении изменений в систему пенсионного обеспечения полицейских <4>.

<4> Сайт справочной информации о пенсиях в Польской Республике. URL: http://emery-turapomostowa.pl/emerytury-mundurowe (дата обращения: 25.12.2013).

Также в законодательстве Польши существуют определенные ограничения по выплате пенсий работающим пенсионерам правоохранительных органов. Если заработная плата на новой работе не превышает 70% от средней заработной платы по стране, то пенсия и заработная плата выплачиваются полностью. Однако если оплата труда составляет свыше 70% от средней заработной платы по стране, то в этом случае пенсия уменьшается на сумму, которая превышает определенный предел (но не более 25% от размера пенсии). Например, если заработная плата по новому месту работы более 130% от средней заработной платы по стране, то такая ситуация приведет к снижению пенсий на 25%. При этом законодательство Польши обязывает пенсионера сообщать в соответствующий орган о новом месте работы и сумме дохода. На основе информации, полученной от служб социального обеспечения, решается вопрос, следует ли уменьшить размер пенсии, получаемой бывшим офицером.

Для государственных служащих Франции предусмотрена отдельная система пенсионного страхования. Пенсии государственным служащим выплачиваются из средств государственного бюджета страны. Общий возраст выхода на пенсию государственного служащего - 65 лет, в некоторых случаях выход на пенсию возможен в 60 лет. Однако для некоторых категорий служащих, таких как полицейские, право на пенсию возникает с 50 или 55 лет. При этом сотрудники полиции могут выходить на пенсию при 25-летнем стаже службы (за исключением дозорных и унтер-офицеров, для которых минимальный срок службы составляет 15 лет) и не менее чем на пять лет раньше законодательно определенного пенсионного возраста по соответствующей должности. Например, для констеблей и сержантов пенсионный возраст - 50 лет. Иными словами, дата рождения - это не единственный элемент, который дает право сотрудникам полиции на пенсию. Учитываются выслуга лет и законодательно закрепленный возраст для общегражданских пенсионеров, а также занимаемая должность. Кроме этого, важен верхний предел пенсионного возраста, по достижении которого сотрудник правоохранительного органа должен уйти на пенсию. Младшие офицеры могут выходить на пенсию в возрасте не менее 55 лет, старшие офицеры - в возрасте от 58 до 60 лет, в зависимости от занимаемой должности. Например, для констеблей и сержантов этот порог установлен на уровне 55 лет. Полицейский может запросить продление срока службы, если, например, ему 55 лет и он имеет на иждивении несовершеннолетних детей. В этом случае период службы увеличивается, но не более трех лет. Размеры пенсий сотрудников полиции Франции следующие: младший офицер, имеющий выслугу более 25 лет, в возрасте 55 лет будет получать максимальную пенсию - 75% от заработной платы по последнему месту службы. После ухода в отставку любой сотрудник полиции имеет право привлекаться к временной работе в полиции. Кроме того, в полиции Франции предусмотрено использование так называемых "резервистов". Это полицейские, которые вышли на пенсию не позднее чем пять лет назад. В течение этих пяти лет полицейские могут привлекаться к выполнению обязанностей максимум 92 дня (около трех месяцев) в год, без ограничений своей пенсии.

В Германии полицейский имеет право на максимальную пенсию (73,5% от заработной платы по последнему месту службы без надбавок) в возрасте 60 - 65 лет. При этом он не может работать в полиции более 40 лет (в период службы включаются стажировки, а также каждый год работы в качестве гражданского служащего или вольнонаемного работника). Досрочный выход на пенсию может быть в случае проблем со здоровьем. Основанием для предоставления таких льгот являются только профессиональные полицейские заболевания. Сотрудники полиции, находящиеся на пенсии, могут привлекаться к работе по найму на полный рабочий день. Вместе с тем это исключительные случаи. К такой работе на должности консультантов может привлекаться только высший офицерский состав <5>.

<5> Сайт полиции Великопольского воеводства Польской Республики. URL: http://www.nszzp-wlkp.pl/policja,483,emerytury_mundurowe_w_europie.htm (дата обращения: 23.12.2013).

В Австрии с 1 января 2005 г. существует единая система пенсионного обеспечения, под которую подпадают сотрудники правоохранительных органов. Право на получение пенсии (или так называемого пенсионного пособия) имеют сотрудники, достигшие 65-летнего возраста. Для сотрудников полиции, которые поступили на службу до 1 января 2005 г., существует ряд переходных положений. При расчете размера пенсии за каждый год трудового стажа начисляется 1,78% от годовой заработной платы, с которой перечислялись страховые взносы. При этом размер средней заработной платы для исчисления пенсий индексируется. После 540 месяцев взносов (45 лет) сотруднику полиции начисляется пенсия в максимальном размере - 80% от средней заработной платы по последнему месту службы. Размеры пенсий могут быть увеличены за счет оплаты сверхурочных часов и работы на "опасной" службе. После выхода на пенсию повторное трудоустройство в полицию не предусмотрено. Исключение составляет случай, когда сотрудник находится на пенсии по инвалидности. В этом случае он может быть возвращен на службу в полиции после выздоровления при условии, если его возраст не достиг 60 лет.

Сотрудники полиции Великобритании, так же как и остальные граждане, имеют право на пенсионное обеспечение. При этом размеры, механизмы и условия выплаты пенсий всегда рассматривались в этой стране в качестве ключевых элементов системы стимулирования сотрудников полиции, с тем чтобы в течение службы они могли выполнять свои должностные обязанности на высоком профессиональном уровне.

В обзорах государственных органов Великобритании (полиции, пенсионных фондов) отмечается, что к концу 1990-х годов стало очевидно, что законодательство о пенсионном обеспечении сотрудников полиции 1987 г. уже не отвечает потребностям современной полицейской службы. Это обстоятельство в сочетании со значительным ростом расходов на пенсионное обеспечение привело к поиску новых моделей и схем пенсионного обеспечения полицейских. К концу 2002 г. в ходе пенсионной реформы были рассмотрены варианты модернизации пенсионного обеспечения сотрудников полиции. Эти варианты сводились к более гибким механизмам назначения и выплаты пенсий <6>. В 2006 г. был принят новый Свод правил о пенсионном обеспечении сотрудников полиции Великобритании.

<6> Сайт Dyfed пенсионного фонда Dyfed Великобритании. URL: http://www.cronfabensiwn-dyfed.org.uk/english/police/aboutus/pages/aboutus.aspx (дата обращения: 18.11.2013).

В настоящее время в Великобритании действуют две модели пенсионного обеспечения сотрудников полиции, принятые в 1987 и 2006 гг. Каждый пенсионер, имеющий пенсию до вступления в силу Закона о пенсиях 2006 г., может выбрать любую из этих моделей. Сотрудники полиции, не достигшие пенсионного возраста к 2006 г., после выхода на пенсию подпадают под модель пенсионного обеспечения 2006 г.

Основные отличия старой схемы пенсионного обеспечения от новой заключаются прежде всего в размерах пенсионных отчислений, которые производятся из заработной платы полицейских в течение периода прохождения службы (см. таблицу 2).

Таблица 2

Размеры пенсионных отчислений с заработной платы сотрудников полиции Англии и Уэльса по схемам пенсионного обеспечения 1987 г. и 2006 г. <7>

<7> Официальный сайт графства Гемпшир Великобритании. URL: http://www3.hants.gov.uk/pensions/homepage-police/police-pension-scheme.htm#section487563-1 (дата обращения: 20.12.2013).

Базовая годовая заработная плата

Размер отчислений, %

01.04.2012 - 31.03.2013

01.04.2013 - 31.03.2014

Схема 1987 г.

Схема 2006 г.

Схема 1987 г.

Схема 2006 г.

До 27000

10,1

10,7

От 27000 До 60000

12,25

10,5

13,5

11,5

Свыше 60000

12,5

10,75

14

12

Помимо этого, две схемы отличаются друг от друга пенсионным возрастом, с которого начинается выплата пенсий. По старой схеме сотрудникам, вышедшим на пенсию, пенсия выплачивается после 50 лет и старше, по новой схеме - после 55 лет и старше.

Кроме того, отличия имеются в механизмах расчета пенсий.

По старой схеме максимальный размер пенсии составляет 2/3 от размера заработной платы (1/60 от заработной платы на момент выхода на пенсию за каждый год службы за первые 20 лет, затем 2/60 от заработной платы за каждый год службы после - от 20 лет до 30 лет). Для того чтобы получить максимальный размер пенсии, выслуга лет должна составлять 30 лет. В случае смерти пенсионера выплачивается пособие в размере двух пенсий.

По новой схеме максимальный ежемесячный размер пенсии составляет 1/2 заработной платы (1/70 суммы от заработной платы на момент выхода на пенсию за каждый год службы). Для того чтобы получить максимальный размер пенсии, выслуга лет должна составлять 35 лет. В случае смерти пенсионера выплачивается пособие в размере трех пенсий.

Таким образом, новая схема начисления пенсий гораздо проще старой. Более того, в новой схеме пенсионного обеспечения расширены случаи выплаты пенсий по потере кормильца, а также законодательно определено, что при определенных условиях выплата пенсий может производиться в пользу третьих лиц, не являющихся супругами или детьми сотрудников.

Следует также отметить, что в настоящее время в Великобритании проводится очередная реформа пенсионной системы правоохранительных органов. Новая схема расчета пенсий сотрудникам полиции будет введена в действие с 2015 г. Правительство Великобритании предлагает увеличить пенсионный возраст до 60 лет и производить расчет пенсий исходя из ставки 1,81% заработной платы за каждый год службы в полиции плюс ежегодное увеличение расчетной суммы на коэффициент инфляции в размере 1,25% до момента выхода на пенсию <8>. При этом также увеличатся ставки отчислений в пенсионный фонд - до 13,7%.

<8> Официальный сайт Правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/police-pension-reform (дата обращения: 10.01.2014).

Правительство Великобритании отмечает, что основная цель проведения реформы пенсионной системы государственных служащих заключается в необходимости сделать эту систему более справедливой и устойчивой в долгосрочной перспективе. Изменения нужны для того, чтобы пенсионная система стала более простой, прозрачной и справедливой. По мнению Правительства Великобритании, такая схема расчета пенсий позволит сотрудникам полиции, имеющим более высокую заработную плату, получать более высокую пенсию (почти в два раза больше, чем при существующей схеме). При этом новая схема предполагает, что пенсионные накопления будут формироваться в течение всего периода службы, а не рассчитываться на основе последних нескольких лет работы в полиции. Все эти нововведения, по мнению Правительства Великобритании и британских экспертов, делают службу в полиции более привлекательной для молодежи, т.к. в первую очередь позволяют сделать размеры пенсий адекватными потребностям современного общества. Более того, по расчетам экспертов Великобритании, т.к. с течением времени все большее количество сотрудников полиции перейдет на новую схему пенсионного обеспечения, будет осуществляться экономия государственных расходов на пенсионное обеспечение <9>.

<9> Официальный сайт Правительства Великобритании. URL: https://www.gov.uk/police-pension-reform (дата обращения: 10.01.2014).

Итак, в заключение подведем итоги. На сегодняшний день для многих зарубежных стран весьма актуальными являются вопросы о реформировании пенсионной системы государственных служащих. В основном проводимые преобразования сводятся к постепенному повышению пенсионного возраста в сочетании с экономическим стимулированием отсроченного выхода на пенсию; изменению механизмов расчета пенсий; увеличению размеров страховых взносов и периодов страхования; увеличению периода учета заработков при определении размера пенсии; ограничению вариантов и практики досрочного выхода на пенсию; сокращению числа получателей различного рода пенсионных льгот; стимулированию создания частных пенсионных фондов. Необходимость совершенствования систем пенсионного обеспечения в зарубежных странах прежде всего связана со стремлением приспособить национальные пенсионные системы к меняющимся экономическим условиям на основе новых социальных компромиссов. При этом оптимальное сочетание названных и других мер позволяет зарубежным странам решать наиболее острые вопросы, связанные с финансированием пенсионного обеспечения.

Литература

  1. Закон Российской Федерации от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
  2. Федеральный закон от 03.12.2012 N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов".
  3. Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ "О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов".
  4. Постановления Правительства РФ от 03.11.2011 N 878 "Об установлении окладов месячного денежного содержания сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации".
  5. Денежное довольствие и отдельные социальные гарантии сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации в условиях 2012 года. Можайск: Можайский полиграфический комбинат, 2012.