Мудрый Юрист

Правовые проблемы переселения из ветхого и аварийного жилья (на примере курской и смежных областей)

Афанасьева Юлия Леонидовна, доцент кафедры финансового и предпринимательского права факультета экономики и права ФГБОУ ВПО "Курская государственная сельскохозяйственная академия имени профессора И.И. Иванова", кандидат исторических наук.

В статье рассматриваются отдельные аспекты проблемы реализации федеральных и региональных программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. Акцентировано внимание на проблемах несоответствия показателей программного, стратегического и бюджетного планирования, несовершенства нормативной правовой базы в части дефинитивного аппарата, количества предоставляемого жилья и т.д., а также практики реализации программ переселения.

Ключевые слова: ветхое жилье, аварийное жилье, программа переселения, Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, технический регламент о безопасности зданий и сооружений.

Legal problems of resettlement from slum and abnormal dwelling (by the example of Kursk and related areas)

J.L. Afanasyeva

Afanasyeva Julia Leonidovna, associate professor of Chair of Financial and business law of faculty Economics and Law FSBEI HPO "Kursk State Agriculture Academy named Professor I.I. Ivanova", candidate of Historical Sciences.

The article deals with certain aspects of the implementation of federal and regional programs to move people of old and dilapidated housing. The attention is focused on the problems of inconsistency of indicators of software strategic and budget planning, normative legal imperfections of base of the part of definitive system, quantity of rendered housing, etc., and the practice of realization of resettlement programs.

Key words: slum housing, abnormal housing, resettlement program, the Fund of assistance to reforming housing and communal services, technical regulation on safety of buildings.

Расселение ветхого и аварийного жилья в России остается одной из приоритетных задач жилищно-коммунальной реформы. Все регионы сталкиваются с проблемой ее реализации. Среди черноземных регионов самые низкие показатели демонстрирует Курская область, наиболее высокие - Белгородская.

После вступления в должность Президента РФ В.В. Путин 7 мая 2012 г. подписал ряд указов, определяющих основные направления развития государства. Указом Президента N 600 "О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг" в числе других мер была определена оптимизация проведения мероприятий по переселению граждан из ветхого и аварийного жилого фонда <1>.

<1> О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг: Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 600 // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/70170944.

В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 12 декабря 2012 г. содержалось заявление о том, что "у нас есть уникальный шанс в ближайшее десятилетие кардинально решить... застарелую российскую проблему - жилищную". В планах Президента "в 2013 - 2014 гг... значительно продвинуться в решении проблемы расселения аварийного жилья. В ближайшие годы из таких домов в новые квартиры должны переехать все граждане, которые признаны на 1 января 2012 г. нуждающимися в улучшении жилищных условий в связи с аварийным состоянием их жилища". В ежегодном Послании Президента РФ Федеральному Собранию 2013 г., говоря о реализации "майских указов", В.В. Путин отметил: "Порой приходится слышать, что на реализацию всех заявленных планов и целей не хватает средств, что нужно снизить планку, упростить задачи... Нужно заниматься делом и искать решения, четко расставлять бюджетные и другие приоритеты. Прошу актуализировать все государственные программы" <2>. Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства также декларирует необходимость увеличения темпов реализации программ переселения в 2013 - 2015 гг. более чем в два раза.

<2> Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета - Федеральный выпуск. N 287. 13.12.2012; Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета - Федеральный выпуск. N 6258. 13.12.2013.

Программы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья уже неоднократно реализовывались в новейшей истории России. В ходе реализации Государственной целевой программы "Жилище" (1993 г.), утвержденной Постановлением Совета Министров - Правительства РФ 20 июня 1993 г. N 595, и Основных направлений нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище", утвержденных Указом Президента РФ от 29 марта 1996 г. N 431, были созданы правовые и организационные основы государственной жилищной политики, определены ее направления и отработаны механизмы реализации <3>. Существенное развитие законодательной базы было обеспечено в 2004 г. в результате принятия 25 федеральных законов, в том числе Жилищного и Градостроительного кодексов РФ.

<3> О Государственной целевой программе "Жилище": Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 20 июня 1993 г. N 595 // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/2306060 / Основные направления нового этапа реализации Государственной целевой программы "Жилище". Утверждены Указом Президента РФ от 29 марта 1996 г. N 431.

Мероприятия по переселению предусматривались подпрограммой "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 <4>. Основными целями подпрограммы являлись обеспечение благоустроенным жильем граждан, проживающих в домах, признанных непригодными для постоянного проживания, ликвидация до 2010 г. аварийного жилищного фонда, признанного таковым в 2000 г.

<4> О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 гг.: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/2306859/.

Программа переселения вступила в новую фазу в 2007 г., когда президент подписал Федеральный закон от 21 июля 2007 г. "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", согласно которому финансовую поддержку в переселении граждан из аварийного жилья субъектам РФ и муниципальным образованиям стала оказывать специально созданная государственная корпорация - Фонд содействия реформированию ЖКХ <5>.

<5> О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/12154776/. Ст. 4.

Для реализации программ расселения регионы распределяют средства муниципалитетам, в которых выявлен аварийный фонд. Муниципалитеты заключают контракты с застройщиками на покупку готовых квартир или участие в долевом строительстве по ценам, установленным Министерством регионального развития РФ. Кроме того, регионы и муниципалитеты могут реализовывать собственные программы по переселению без финансирования Фондом содействия реформированию ЖКХ.

В подпрограмме принимали участие 65 субъектов Российской Федерации. Были ликвидированы ветхие и аварийные жилые дома общей площадью 630,4 тыс. кв. м, из них переселено 27100 семей <6>. В Курской области реализовывалась подпрограмма "Переселение граждан Курской области из ветхого жилищного фонда" областной целевой программы "Жилище" на 2004 - 2010 гг., утвержденной Постановлением Курской областной Думы от 24 декабря 2003 г. N 831. Планировалось переселение до 2010 г. из аварийного и не подлежащего реконструкции ветхого жилищного фонда 1643 семей. Общий объем финансирования составил 602,1 млн. руб., из них 30% привлекалось из федерального бюджета, 60% - областного и местных бюджетов и 10% - внебюджетных средств. Основной задачей подпрограммы было обеспечение выполнения обязательства государства по реализации права на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в домах, не отвечающих установленным санитарным и техническим требованиям, и ликвидация до 2010 г. существующего аварийного жилищного фонда <7>. К этому времени общая площадь ветхого и аварийного жилья в Курской области составляла около 172,7 тыс. кв. м. В ветхих и аварийных домах проживало 3662 семьи (9383 человека).

<6> О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 гг.: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/2306859/.
<7> Областная целевая программа "Жилище" на 2004 - 2010 гг. Утверждена Постановлением Курской областной Думы от 24 декабря 2003 г. N 831 // Официальный сайт администрации Курской области. URL: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=31&page=4.

С 2008 г. Курская областная подпрограмма осуществлялась с участием Фонда реформирования ЖКХ. Было предусмотрено переселение 2,75 тыс. человек из 179 аварийных домов общей площадью 36,33 тыс. кв. м. На переселение госкорпорация направила в область 1,99 млрд. руб., область и муниципалитеты - 2,7 млрд. руб. Полностью были расселены по заявкам 2008 - 2012 гг. 130 домов, снесено из них 40. Для сравнения: в Белгородской области было предусмотрено переселение 6,579 тыс. человек из 40 аварийных домов общей площадью 99,06 тыс. кв. м. На переселение было направлено 2,7 млрд. руб., из них 1,99 млрд. руб. - Фондом ЖКХ и 679,33 млн. руб. - субъектом РФ и муниципалитетами. По заявкам 2008 - 2012 гг. полностью расселено 312 многоквартирных домов, 257 из них снесено <8>.

<8> Старикова М. Ветхий застрой // Коммерсант.ру. Черноземье. Воронеж. 06.06.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2205392.

Реализация федеральной подпрограммы "Переселение граждан Российской Федерации из ветхого и аварийного жилищного фонда" 2002 - 2010 гг. не достигла главной цели - крупномасштабного переселения граждан из ветхих и аварийных жилых домов. Необходимость обеспечения комплексного подхода при ликвидации ветхого и аварийного жилищного фонда, а также системной застройки городских территорий стала основанием начала реализации новой подпрограммы "Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой в целях жилищного строительства" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 гг. <9>. Но и с учетом корректировок подпрограмма оказалась проваленной.

<9> О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2002 - 2010 гг.: Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2001 г. N 675 // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/2306859/.

В настоящее время в РФ реализуется подпрограмма "Переселение из ветхого и аварийного жилья" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденная Постановлением Правительства РФ 17 декабря 2010 г. <10>. В Курской области реализуется подпрограмма "Переселение граждан в Курской области из непригодного для проживания жилищного фонда" областной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 гг., утвержденная Постановлением администрации Курской области 18 февраля 2011 г. <11>.

<10> О Федеральной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 гг.: Постановление Правительства РФ от 17 декабря 2010 г. N 1050 // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/12182235/.
<11> Областная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 гг. Утверждена Постановлением администрации Курской области от 18 февраля 2011 г. N 65-па // Официальный сайт администрации Курской области. URL: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=31&page=4.

Отчет о реализации программы в Курской области за 2012 г. не удовлетворил правление Фонда реформирования ЖКХ. В регионе нарушили сроки реализации программы по переселению граждан из аварийного жилфонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства, не успев завершить ее до 31 декабря 2012 г. Кроме того, не выполнены параметры реализации программы в части численности переселения граждан и площади расселяемого аварийного жилья, не обеспечено долевое финансирование программы за счет средств регионального и местных бюджетов. Фонд временно приостановил финансирование программы по переселению из ветхого жилья Курской области <12>. Надо отметить, что подобная мера была осуществлена в отношении 42 субъектов РФ. В г. Курске в ходе реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда по состоянию на 1 июня 2013 г. из 92 многоквартирных домов, признанных аварийными, снесено лишь 44 дома, т.е. менее 50% домов, запланированных к сносу.

<12> Александрова А. Область лишилась денег на переселение курян из ветхого жилья. Фонд ЖКХ дал курянам четыре месяца. URL: http://www.dddkursk.ru/number/965/consumer/003439/.

В Курской области за 2013 - 2015 гг. должно быть расселено около 90 домов (19,102 тыс. кв. м), в результате чего улучшат условия проживания 1,186 тыс. граждан. Общий объем финансирования составит 463,3 млн. руб., из них средства фонда - 190,9 млн. руб., средства субъекта - 247,6 млн. руб., средства муниципалитетов - 24,8 млн. руб. <13>. Соответствующую "дорожную карту" в начале мая 2013 г. утвердил губернатор Курской области. Дома, признанные аварийными до 2012 г., планируется полностью ликвидировать к 1 января 2016 г.

<13> Старикова М. Указ. соч.

По эффективности реализации региональных адресных программ переселения из ветхого аварийного жилья наилучшие результаты показывает Белгородская область. По этой причине Белгородская область единственная из всех черноземных регионов в 2013 г. дополнительно получила от Фонда 300 млн. руб. В Белгородской области в 2013 - 2015 гг. планируется переселить больше 105 тыс. кв. м аварийного жилья. Объем финансирования составит порядка 3,13 млрд. руб. Из них средства Фонда - около 630 млн. руб., областного бюджета - 763 млн. руб., еще порядка 735 млн. руб. на реализацию программы поступит из местных бюджетов. Порядка 1 млрд. руб. составят средства дополнительных источников финансирования. В июне 2013 г. в Белгородской области закончилась реализация двух программ переселения граждан из аварийного жилищного фонда. По данным Управления жилищно-коммунального хозяйства Белгородской области, по ним было расселено 653 человека из 40 аварийных домов (10,5 тыс. кв. м). Общий объем средств на реализацию программ составил 266,27 млн. руб. (166,59 млн. руб. из средств Фонда, 99,68 млн. руб. из средств региона и муниципалитета). На 27 мая 2013 г. из 653 человек переселено 108 <14>.

<14> Там же.

Одним из препятствий в реализации большинства федеральных, региональных и местных программ является проблема несоответствия показателей стратегического, программного и бюджетного планирования. В частности, решение такой социальной проблемы, как переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, не предусмотрено Стратегией социально-экономического развития Курской области до 2020 г., между тем этот вопрос рассматривается в Стратегии социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. <15>. Имеются существенные расхождения в плановых показателях финансирования программ переселения из ветхого и аварийного жилья в областной целевой программе "Жилище" на 2011 - 2015 гг. и областном бюджете Курской области на соответствующий период <16>.

<15> Стратегия социально-экономического развития Курской области на период до 2020 г. Одобрена на заседании Правительства Курской области 11 мая 2007 г. и Курской областной Думой 24 мая 2007 г. // Официальный сайт администрации Курской области. URL: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=2&mat_id=815; Стратегия социально-экономического развития Белгородской области на период до 2025 г. Утверждена Постановлением правительства Белгородской области от 25 января 2010 г. N 27-пп // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://www.garant.ru/hotlaw/belgorod/522967/.
<16> Областная целевая программа "Жилище" на 2011 - 2015 гг. Утверждена Постановлением администрации Курской области от 18 февраля 2011 г. N 65-па; Об областном бюджете Курской области на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.: Закон Курской области // Официальный сайт Курской областной Думы. URL: http://oblduma.kursknet.ru/zd5/12-124zko.php.

Ключевой проблемой реализации программ переселения из ветхого и аварийного жилья является противоречивость законодательства уже на стадии признания жилья аварийным и ветхим. Согласно ФЗ N 185-ФЗ аварийный жилищный фонд - совокупность жилых помещений в многоквартирных домах, признанных аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации <17>, т.е. единственной причиной аварийного состояния помещения является его "физический износ". Дефиниции "ветхое жилье" в ФЗ N 185-ФЗ не содержится. Отсутствуют термины "аварийное" и "ветхое" жилье и в Федеральном законе от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", на соответствие которому проводится оценка технического состояния зданий и сооружений.

<17> О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства: Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ // Информационно-правовой портал "Гарант". Ст. 2.

В соответствии с Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47, признаются аварийными жилые помещения, получившие повреждения в результате взрывов, аварий, пожаров, землетрясений, неравномерной просадки грунтов, а также в результате других сложных геологических явлений, если проведение восстановительных работ технически невозможно или экономически нецелесообразно. При этом существует опасность для пребывания людей и сохранности инженерного оборудования <18>, а не в результате "физического износа", как указывается в ФЗ N 185-ФЗ. Ответа на вопрос, какие помещения следует относить к ветхим, в документе также не содержится.

<18> Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (утв. Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47. П. 30 - 41) // Российская газета - Федеральный выпуск. 10.02.2006. N 3994.

Критериями и техническими условиями отнесения жилых домов (жилых помещений) к непригодным для проживания, утвержденными Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. N 10, в числе других относятся жилые дома в аварийном состоянии и ветхие жилые дома. Жилой дом в аварийном состоянии - дом, состояние которого угрожает безопасности проживания граждан. И поясняется, что аварийное состояние жилого дома наступает в результате деформации, повреждения, снижения прочности и несущей способности одного или группы несущих конструктивных элементов; деформации основания здания; получения повреждений во время землетрясений, просадок, неравномерных осадков, стихийных бедствий и т.п., если эти повреждения не могут быть устранены с одновременным конструктивным обеспечением требований строительных норм и правил к жилым зданиям для особых условий строительства и эксплуатации; аварии, пожара, в случае если проведение восстановительных работ технически невозможно или нецелесообразно с экономической точки зрения <19>.

<19> Об утверждении критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих и аварийных: Постановление Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 20 февраля 2004 г. N 10 // Каталог документов Norma CS. URL: http://www.normacs.ru/Doclist/doc/184G.html.

Под ветхим жилым домом понимается жилой дом с физическим износом, при котором его прочностные и деформационные характеристики равны или ниже предельно допустимых характеристик, установленных нормативными документами. К ветхим жилым домам относятся кирпичные и каменные дома с физическим износом свыше 70%; деревянные дома и дома со стенами из местных материалов, а также мансарды с физическим износом свыше 65%. Вышеназванный документ к ветхим жилым помещениям причисляет те, которые ФЗ N 185-ФЗ относит к аварийным. На наш взгляд, наиболее корректны формулировки критериев и технических условий отнесения жилых домов (жилых помещений) к категории ветхих и аварийных, и они могут быть введены в законодательство. Что же касается самого документа, то его правовое положение неоднозначно. Одни электронные правовые системы относят его к действующим, другие - нет. На практике документ применяется, хотя Министерством юстиции РФ ему в регистрации было отказано.

С 1 января 2013 г. вступили в силу положения Градостроительного кодекса РФ, согласно которым муниципальный орган устанавливает порядок проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния в соответствии с требованиями "Технического регламента о безопасности зданий и сооружений" <20>. Ни в Курской, ни в близлежащих областях муниципальные органы не разработали данного документа. Исключение составляют несколько муниципальных образований Воронежской области. Видится крайне необходимым введение в действие таких документов, тем более что типовая форма Порядка проведения осмотра зданий и сооружений весьма успешно разработана М.С. Чакаловой на основе анализа аналогичных действующих нормативных актов <21>.

<20> Технический регламент о безопасности зданий и сооружений: Федеральный закон от 30 декабря 2009 г. N 384-ФЗ // Информационно-правовой портал "Гарант". URL: http://base.garant.ru/12172032/.
<21> Чакалова М.С. О порядке проведения осмотра зданий, сооружений органами местного самоуправления в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания // Юрист. 2013. N 3. С. 9 - 10.

Многие переселенные граждане оказались не удовлетворены предоставленным жильем. В г. Курске были случаи предоставления квартиры в 42 кв. м на пять человек. Даже по минимальным допускам в 12 кв. м на человека семья должна была получить 60 кв. м. Чиновники действуют в соответствии со ст. 86 Жилищного кодекса РФ, согласно которой "если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам... предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма". Аналогичную позицию высказал и Верховный Суд РФ: при выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным ст. ст. 86 - 88 ЖК РФ... судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям ст. 89 ЖК РФ: оно должно быть... равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению <22>. На наш взгляд, лиц, переселяемых из ветхого и аварийного жилья, следует приравнять к правовому статусу лиц, нуждающихся в жилых помещениях, так как их прежнее жилье подлежит сносу. Кстати, такая формулировка (процитированная выше) содержится и в Послании Президента Федеральному Собранию РФ 2013 г. В этом случае будет применима ст. 57 ЖК РФ, согласно которой жилое помещение должно предоставляться гражданам общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

<22> О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 // Российская газета - Федеральный выпуск. 08.07.2009. N 4947. П. 37.

Реализация подпрограммы переселения граждан из ветхого и аварийного жилья сопровождаются многочисленными правонарушениями. Аварийные дома должны подлежать сносу с последующим использованием земельных участков под строительство новых объектов капитального строительства, однако, в нарушение требований Жилищного кодекса РФ и региональных постановлений администрацией г. Курска были приняты решения о переводе жилых помещений в нежилые. Согласованы перепланировка и переустройство 23 многоквартирных домов, ранее признанных ветхими и аварийными. Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Курска не имел законных оснований для распоряжения указанным имуществом как объектами нежилого фонда. При этом Комитет заключил договоры аренды этих помещений. В последующем Земельный комитет г. Курска заключил договоры аренды земельных участков. Как показала прокурорская проверка, администрация г. Курска распорядилась земельными участками, на которых расположены дома, признанные аварийными, минуя процедуру торгов, предоставляя участки "на свое усмотрение". Необходимо усилить контроль за действиями чиновников, ужесточить ответственность за правонарушения, совершенные с использованием служебного положения <23>. В этой связи вполне обоснованным видится предложение А.Н. Сухаренко повысить эффективность общественного контроля в сфере противодействия коррупции: "...необходимо ускорить принятие Федерального закона "Об основах общественного контроля в Российской Федерации" совместно с пакетом документов, обеспечивающих его реализацию; обеспечить надлежащую защиту и вознаграждение граждан, информирующих о фактах коррупции" и др. <24>. Необходимо также внести изменения в законодательство, которые разблокируют процесс предоставления земельных участков под застройку, установят правило, согласно которому органы местного самоуправления будут обязаны выставлять все свободные участки под застройку на торги по прозрачным и ясным процедурам. Одновременно должна возрасти ответственность застройщика путем введения жестких санкций за задержку строительства.

<23> Светлов Д. Это прямая коррупция // Русская планета. 16.09.2013. URL: http://kursk.rusplt.ru/index/v_kurske_chinovniki_perevodili_avariynie_doma_v_nezhiloy_fond_a_potom_sdavali_zemlyu_svoim_v_arendu.html.
<24> Сухаренко А.Н. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в России // Российская юстиция. 2013. N 6. С. 64.

Таким образом, оптимизация работы по реализации программ переселения из ветхого и аварийного жилья должна вестись по ряду направлений. Во-первых, требуется выявление и устранение противоречий между показателями стратегического, программного и бюджетного планирования на федеральном и региональном уровнях. Во-вторых, с целью единообразия трактовок понятий "аварийное" и "ветхое" жилье следует на законодательном уровне скорректировать дефинитивный аппарат. В-третьих, необходимо на местах завершить формирование пакета нормативных актов, обеспечивающих реализацию программ переселения граждан из ветхого и аварийного жилья. В-четвертых, в целях снятия жилищной проблемы целесообразно при переселении граждан из ветхого и аварийного жилья предоставлять им жилые помещения в соответствии с нормами предоставления. В-пятых, необходима дальнейшая работа по совершенствованию антикоррупционного законодательства.

Литература

  1. Александрова А. Область лишилась денег на переселение курян из ветхого жилья. Фонд ЖКХ дал курянам четыре месяца / А. Александрова. URL: http://www.dddkursk.ru/number/965/consumer/003439/.
  2. Светлов Д. Это прямая коррупция / Д. Светлов // Русская планета. 16.09.2013. URL: http://kursk.rusplt.ru/index/v_kurske_chinovniki_perevodili_avariynie_doma_v_nezhiloy_fond_a_potom_sdavali_zemlyu_svoim_v_arendu.html.
  3. Старикова М. Ветхий застрой / М. Старикова // Коммерсант.ру. Черноземье. Воронеж. 06.06.2013. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2205392.
  4. Сухаренко А.Н. Общественный контроль как средство противодействия коррупции в России / А.Н. Сухаренко // Российская юстиция. 2013. N 6. С. 64.
  5. Чакалова М.С. О порядке проведения осмотра зданий, сооружений органами местного самоуправления в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания / М.С. Чакалова // Юрист. 2013. N 3. С. 9 - 10.