Мудрый Юрист

Понятие светского государства в России: историко-правовой анализ

Дорская Александра Андреевна, заведующая кафедрой международного права Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена, доктор юридических наук, профессор.

Статья посвящена рассмотрению эволюции понятия "светское государство" в России. Показано, что его разработка началась в дореволюционный период на основе европейского законодательного опыта и передовых научных разработок. Раскрывается значение советского опыта для современной конституционной конструкции данного понятия.

Ключевые слова: светское государство, свобода совести, церковное право, отделение церкви от государства.

A concept of the secular state in Russia: historical and legal analysis

A.A. Dorskaya

Dorskaya Aleksandra Andreevna, Head of Department of International Law of Herzen State Pedagogical University, Doctor of Law, Professor.

The article discusses the evolution of the concept of "secular state" in Russia. It is shown that its development began in the pre-revolutionary period, based on the European legislative experience and advanced scientific research. The significance of the Soviet experience for modern constitutional structure of the concept reveals.

Key words: secular state, freedom of conscience, ecclesiastical law, the separation of church from the state.

22 ноября 2013 г. депутат Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Елена Мизулина предложила внести в преамбулу Конституции слова о православии как основе национальной и культурной самобытности России <1>. Естественно, что в такой многонациональной и многоконфессиональной стране как Российская Федерация такое заявление неминуемо порождает острую дискуссию. Между тем по данному вопросу существует огромный пласт как нормативно-правовых документов, так и примеров научного осмысления. Без привлечения историко-правового материала государственно-конфессиональные отношения в России снова могут зайти в тупик.

<1> Официальный сайт Елены Мизулиной // URL: http://elenamizulina.ru/news (дата обращения: 20.12.2013).

Проблема светского государства стала изучаться в России с 80-х годов XIX века. В 1882 г. специалист в сфере церковного права Н.С. Суворов перевел и издал с немецкого книгу доктора римского и канонического права Венского университета Ф.Б.Х. Маасена "Девять глав о свободной церкви и о свободе совести" <2>. Уже на следующий год в свет вышла книга В. Кипарисова по данному вопросу <3>. Таким образом, началась разработка понятия "свобода совести". Однако достаточно быстро специалисты перешли и к понятию светского государства. Так, доцент канонического права при Московской Духовной академии Н.А. Заозерский, анализируя зарубежный опыт, выделял в 1888 г. следующие виды государств: 1) "юридическое государство", где ликвидировано опекунство государства над церковью; 2) либеральное государство, при котором реализуется формула "Свободная церковь в свободном государстве"; 3) государство, равнодушно относящееся к вере и церкви; 4) теократическое государство; 5) превосходство церкви над государством <4>. Но пока это была только научная классификация.

<2> Маасен Ф. Девять глав о свободной церкви и свободе совести / пер. с нем. Н.С. Суворова. Ярославль, 1882. 324 с.
<3> Кипарисов В.Ф. О свободе совести. Опыт критического исследования вопроса в области церкви и государства с I по IX в. М., 1883. Вып. 1. 386 с.
<4> Заозерский Н.А. Право православной греко-восточной русской церкви как предмет специальной юридической науки. М., 1888. С. 85 - 92.

Новые идеи стали активно распространяться в конце XIX - начале XX в. Ярким тому подтверждением является научное наследие В.К. Соколова. В 1899 г. он издал работу "Государственное положение религии в Германии по действующему праву", в которой отмечал: "На долю современного православного канониста выпадает весьма благодарный труд - выяснить на основании принципиальных и исторических данных истинный смысл и значение усвоенного современными западными законодательствами принципа отделения государства от церкви.., и через это хотя бы только отчасти восполнить существующий по этому вопросу пробел в нашей богословско-канонической и светской литературе" <5>. Таким образом, не имея возможности изучать эти вопросы на российском материале, ученые обращались к зарубежному опыту.

<5> Соколов В.К. Государственное положение религии в Германии по действующему праву. Казань, 1899. С. I - II.

Нельзя не отметить также труды М.А. Рейснера. С 1899 по 1902 г. он писал докторскую диссертацию на тему об отношении государства к церкви и верующей личности. Главным лозунгом его статей и лекций была личная религиозная свобода <6>. М.А. Рейснер считал, что нужно идти на самые радикальные меры, вплоть до отделения церкви от государства и провозглашения свободы совести <7>.

<6> Рейснер М.А. Право свободного исповедания // Вестник права. Журнал юридического общества Санкт-Петербургского университета. 1899. Ноябрь. С. 85 - 102.
<7> Рейснер М.А. Государство и верующая личность: сборник статей. СПб., 1905. С. 14 - 16.

Власть не могла не реагировать на происходящие события. В Основных законах Российской империи от 23 апреля 1906 г., в главе II "О правах и обязанностях российских подданных", было закреплено, что "российские подданные пользуются свободой веры. Условия пользования этой свободой определяются законом" <8>. То есть законодатель побоялся использовать термин "свобода совести", не говоря уже о том, чтобы отказаться от господствующей Церкви. Как справедливо отмечает И.Я. Коцелапова, "конституционная реформа не затрагивала напрямую религиозную сторону общественной жизни" <9>.

<8> Основные государственные законы от 23 апреля 1906 г. // Полное собрание законов Российской империи. Собрание III. СПб., 1909. Т. XXVI. Отделение I. N 27805.

Необходимо отметить, что ко времени Первой российской революции относятся и первые законодательные разработки, которые могли привести к конституционному закреплению принципа светского государства в России. 12 мая 1906 г. 49 депутатов Государственной думы подписали "Основные положения законопроекта о свободе совести" и 15 мая представили их Председателю I Думы С.А. Муромцеву. Согласно п. 3 законопредложения гарантировалось, что "никто не может быть силой государственной власти принужден принадлежать к какому-либо вероисповеданию или исполнять обязанности, вытекающие из принадлежности к какому-нибудь вероисповедному обществу или совершать религиозные действия или участвовать в обрядах какого-нибудь вероисповедания" <10>. То есть завуалированно признавалось вневероисповедное состояние, законодательное оформление которого в дальнейшем должно было привести к провозглашению светского государства. Однако открыто, опять же без употребления термина "светское государство", вневероисповедное состояние было провозглашено законным только Постановлением Временного Правительства о свободе совести в июле 1917 г. <11>.

<9> Коцелапова И.Я. Вопросы свободы вероисповедания в работе Государственной думы и старообрядчество // История государства и права. 2005. N 3. С. 58.
<10> Государственная дума. II созыв. Обзор деятельности комиссий и комитетов. СПб., 1907. С. 548.
<11> Постановление Временного правительства о свободе совести от 14 июля 1917 г. // Вестник Временного правительства. 1917. 20 июля.

Таким образом, к 1917 г. в российской юридической науке проблема светского государства была достаточно хорошо исследована, хотя применялась в основном другая терминология: "юридическое государство", "либеральное государство", государство, признающее вневероисповедное состояние, и т.д.

Первым законодательным актом Советского государства, непосредственно относящимся к вопросам религии, стал Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви. В п. 3 Декрета закреплялось, что "каждый гражданин может исповедовать любую религию или не исповедовать никакой. Всякие праволишения, связанные с исповеданием какой бы то ни было веры или неисповедованием никакой веры, отменяются" <12>. Интересно, что изначально Декрет назвался по-другому - Декретом о свободе совести, церковных и религиозных обществах. Как отмечает С.С. Савва, "только несколько позже в официальных изданиях стал именоваться Декретом об отделении церкви от государства и школы от церкви. Опираясь на советскую литературу, можно предположить, что советская власть сделала выбор в пользу "второго" названия Декрета, так как оно закрепляет "наиболее важную гарантию свободы совести", а не просто декларирует ее" <13>.

<12> Декрет Совета Народных Комиссаров от 23 января 1918 г. об отделении Церкви от государства и школы от Церкви // Русская Православная Церковь в советское время (1917 - 1991 гг.) / сост. Г. Штриккер. М.: Изд-во ПРОПИЛЕИ, 1995. Книга 1. С. 113 - 114.
<13> Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права. 2009. N 12 (156). С. 130 - 131.

Можно считать, что дореволюционные научные разработки не пропали даром, т.к. одним из авторов Конституции РСФСР 1918 г. был М.А. Рейснер. В первой советской Конституции свобода совести была поставлена на первое место среди прав трудящихся. Согласно ст. 13 "в целях обеспечения за трудящимися свободы совести церковь отделяется от государства и школа от церкви, а свобода религиозной и антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами" <14>. Была заложена традиция - закреплять принцип светского государства и гарантированность свободы совести в одной статье. При этом необходимо отметить, что изначально одним из признаков светского государства большевики считали равенство религий, возможность открытого выражения как религиозной, так и атеистической позиций.

<14> Конституция (Основной Закон) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г. // Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. С. 244.

Тенденция не разделять светское государство и свободу совести была продолжена и в "Конституции победившего социализма". В ст. 124 Конституции СССР 1936 г. говорилось, что в целях обеспечения за гражданами свободы совести церковь в СССР отделена от государства и школа от церкви, свобода отправления религиозных культов и свобода антирелигиозной пропаганды признается за всеми гражданами <15>. Из признаков светского государства исчезла возможность религиозной пропаганды.

<15> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических республик: утв. Чрезвычайным VIII съездом Советов Союза ССР 5 декабря 1936 г. (с последующими изменениями и дополнениями) // Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. С. 309.

Вновь терминология несколько поменялась в следующей советской Конституции. В ст. 52 Конституции СССР 1977 г. было закреплено: "Гражданам СССР гарантируется свобода совести, т.е. право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять религиозные культы или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с религиозными верованиями запрещается. Церковь в СССР отделена от государства и школа - от церкви" <16>. Как отмечается в работе А.Р. Подопригора, в 1977 г. появилось два главных нововведения: термин "антирелигиозная пропаганда" был заменен на "атеистическую пропаганду", "признание" свободы совести трансформировалось в его "гарантированность" <17>.

<16> Конституция (Основной Закон) Союза Советских Социалистических Республик: принята на внеочередной седьмой сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. // Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. С. 333.
<17> Подопригора А.Р. Что такое свобода совести. Алма-Ата, 1982. С. 10.

Таким образом, хотелось бы согласиться с мнением Л.В. Порватовой, которая отмечает, что "большевики не удержались в рамках светского, свободного государства с мировоззренческим плюрализмом, соскользнув к подмене "светского" "атеистическим" <18>. Однако именно в советский период были найдены удачные конституционные конструкции объединения принципа светского государства и гарантированности свободы совести гражданам в одной статье, формула нейтрального отношения государства к религиозным организациям.

<18> Порватова Л.В. Особенности взаимоотношений государства и церкви в период становления Советской власти // Вестник Московского университета МВД России. 2010. N 1. С. 134.

Но в Российской Федерации сложилась другая тенденция, вызванная тем, что, во-первых, новые конституционные нормы формировались под воздействием международно-правовых стандартов, во-вторых, в конце XX в. во всем мире начался рост религиозности, сопровождающийся постепенным становлением нового "типа" верующего - человека, обладающего высоким уровнем образования, рефлексии, но остро нуждающегося в нравственных ориентирах в бесконечных информационных потоках.

В результате в ст. 28 Конституции Российской Федерации 1993 г., было закреплено, что "каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними" <19>. То есть приоритетная защита прав и свобод граждан привела к том у, что свобода совести была закреплена в ряду других прав и свобод. Впервые в истории российского конституционного права принцип светского государства был провозглашен одной из основ конституционного строя (ст. 14). Трактовка светского государства в целом сохранила сложившуюся в дореволюционный и советский период традицию определять светскость через отделение религиозных организаций от государства: "1. Российская Федерация - светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. 2. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом".

<19> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. N 237; 2009. N 7.

Д.А. Пашенцев, анализируя Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 15 декабря 2004 г., выделил такие признаки светского государства, как: 1) государство, его органы и должностные лица не вправе вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений, возлагать на них выполнение функций органов государственной власти и местного самоуправления; 2) религиозные объединения не вправе вмешиваться в дела государства, участвовать в формировании государственных органов, выполнять их функции, участвовать в выборах, оказывать помощь политическим партиям <20>.

<20> Пашенцев Д.А. Церковь и государство в истории России: рецензия на научную статью Сорокиной Ю.В. "Особенности русского религиозно-правового сознания и его влияние на взаимоотношения общества и государства: к вопросу истории взаимоотношений церкви и государства" // История государства и права. 2009. N 12 - 13; 2009. N 24. С. 4.

Однако реализация принципа светского государства и свободы совести сопряжена с рядом трудностей. Прежде всего, Русскую Православную Церковь называют "первой среди равных" 82,1% протестантов, 69,7% католиков, 57,1% иудеев, 54,9% мусульман. Между тем идея равенства религий перед законом вызывает достаточно широкую поддержку среди российского общества. Как показала К.И. Колесникова, ее поддерживают 37,1% православных, 66,3% католиков, 67,6% протестантов, 70,1% иудеев, 79,2% мусульман..." <21>.

<21> Колесникова К.И. Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006. С. 15 - 16.

Современные исследователи отмечают, что "противоречия, неясность стратегических целей религиозной политики в государстве приводят к правовым злоупотреблениям свободы совести и вероисповеданий" <22>.

<22> Мордовцева Т.В. Свобода совести в светском государстве: теоретико-правовой анализ злоупотреблений // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2013. N 1. С. 49.

Таким образом, историко-правовой материал позволяет выявить сложившуюся традицию в конституционно-правовом понимании светского государства в России. Его основными характеристиками являются: отсутствие государственной религии, отделение от государства всех религиозных организаций, нейтральное отношение государства ко всем религиозным объединениям, неучастие религиозных организаций в политической жизни, гарантированность и реализация свободы совести как верующим, так и атеистам, равенство религиозных организаций, верующих и неверующих перед законом, отсутствие дискриминации в зависимости от отношения к религии. Несмотря на все перекосы советского времени, с точки зрения юридических конструкций по сравнению с дореволюционным периодом был сделан огромный шаг вперед. Основная проблема состоит не в том, чтобы внести поправки в действующее законодательство, закрепив особую роль православия, а реализовать на практике конституционные принципы и нормы, обеспечивающие межконфессиональный мир в стране, а также возможность атеистического мировоззрения.

Литература

  1. Заозерский Н.А. Право православной греко-восточной русской церкви как предмет специальной юридической науки. М., 1888. С. 85 - 92.
  2. Кипарисов В.Ф. О свободе совести. Опыт критического исследования вопроса в области церкви и государства с I по IX в. М., 1883. Вып. 1. 386 с.
  3. Колесникова К.И. Государственно-конфессиональные отношения в России: социологический анализ: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Екатеринбург, 2006. С. 15 - 16.
  4. Коцелапова И.Я. Вопросы свободы вероисповедания в работе Государственной думы и старообрядчество // История государства и права. 2005. N 3. С. 58.
  5. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987. С. 244, 309, 333.
  6. Маасен Ф. Девять глав о свободной церкви и свободе совести / пер. с нем. Н.С. Суворова. Ярославль, 1882. 324 с.
  7. Мордовцева Т.В. Свобода совести в светском государстве: теоретико-правовой анализ злоупотреблений // Вестник Таганрогского института управления и экономики. 2013. N 1. С. 49.
  8. Пашенцев Д.А. Церковь и государство в истории России: рецензия на научную статью Сорокиной Ю.В. "Особенности русского религиозно-правового сознания и его влияние на взаимоотношения общества и государства: к вопросу истории взаимоотношений церкви и государства" // История государства и права. 2009. N 12 - 13; 2009. N 24. С. 4.
  9. Подопригора А.Р. Что такое свобода совести. Алма-Ата, 1982. С. 10.
  10. Порватова Л.В. Особенности взаимоотношений государства и церкви в период становления Советской власти // Вестник Московского университета МВД России. 2010. N 1. С. 134.
  11. Рейснер М.А. Право свободного исповедания // Вестник права. Журнал юридического общества Санкт-Петербургского университета. 1899. Ноябрь. С. 85 - 102.
  12. Рейснер М.А. Государство и верующая личность: сборник статей. СПб., 1905. С. 14 - 16.
  13. Савва С.С. Конституционное закрепление светского государства в России: национальный и международно-правовой аспекты // Журнал российского права. 2009. N 12 (156). С. 130 - 131.
  14. Соколов В.К. Государственное положение религии в Германии по действующему праву. Казань, 1899. С. I - II.