Мудрый Юрист

Правовая охрана наименований мест происхождения товаров: необходимы серьезные изменения

Авторы статьи Э.П. Гаврилов, доктор юридических наук, проф. кафедры гражданского права Национального исследовательского университета Высшая школа экономики (Москва) и К.М. Гаврилов, кандидат юридических наук, старший юрист ООО "Издательский дом "Азбукварик", полагают, что правовая охрана наименований мест происхождения товаров, действующая в России, требует пересмотра <1>.

<1> Данное научное исследование N 14-01-0138 выполнено при поддержке программы "Научный фонд НИУ ВШЭ в 2014 - 2015 гг." и при информационной поддержке СПС "КонсультантПлюс".

Ключевые слова: наименование места происхождения товара, исключительное право на наименование места происхождения товара, географический объект, особые свойства товара, изменение законодательства.

Legal protection of appellations of origin: need for major amendments

E.P. Gavrilov, K.M. Gavrilov

The authors of article E.P. Gavrilov, prof., civil law division, National research university Higher school of economics, doctor of law (Moscow) and K.M. Gavrilov, candidate of law, senior associate, publishing house "Azbukvarik", believe that legal protection of the appellations of origin in Russia shall be amended.

Key words: appellation of origin, exclusive right to the appellation of origin, geographic feature, special qualities of the product, amendments to legislation.

Предисловие

Настоящее предисловие предназначено для читателей, которые вообще не знают, что такое наименование места происхождения товара, или имеют о нем лишь смутное представление. А такие лица есть, в том числе среди патентоведов и специалистов по интеллектуальной собственности. И этого незнания не надо стыдиться. Все знают, что всего существует 16 видов объектов интеллектуальных прав, но среди них есть и "звезды-гиганты" (авторские произведения, товарные знаки, изобретения), и "звездочки-карлики", то есть объекты, которые не только редко встречаются, но и "не греют", то есть большого практического значения для работы не имеют. К последним относятся и наименования мест происхождения товаров.

Вместе с тем наименования мест происхождения товаров все же заслуживают внимания как разновидность средств индивидуализации товаров, которым посвящена глава 76 ГК РФ. Наименование места происхождения товара - это название определенного места (местности) на Земле. Им обозначаются товары, изготавливаемые в этом месте и обладающие особыми свойствами (качествами). Это название получило определенную известность.

При наличии всех указанных условий любой изготовитель таких товаров может получить право использовать наименование места происхождения товара для своих товаров, обладающих указанными свойствами и производимыми в этом месте. Это право возникает на основе государственной регистрации наименования места происхождения товара Роспатентом. Такая регистрация производится на основе первой поступившей в Роспатент заявки. Другие заявители на основе своих заявок могут получить аналогичное право на использование уже зарегистрированного наименования места происхождения товара.

В любой заявке должно содержаться подтверждение того, что товар, производимый заявителем, обладает особыми свойствами и изготавливается в соответствующем месте. Все заявители - и первый, и последующие получают одинаковое право на использование наименования места происхождения товара. Это право, названное исключительным правом, подтверждается свидетельством. Существо исключительного права на наименование места происхождения товара состоит в том, что его владелец может помещать его на своих товарах и запрещать всем лицам, которые не имеют такого свидетельства, помещать на своих товарах наименование места происхождения товара.

Наименования мест происхождения товаров выполняют, по сути, те же функции, что и товарные знаки: они индивидуализируют (выделяют) товары определенных товаропроизводителей, тем самым рекламируя их, способствуя сбыту. Полученные свидетельства на наименования мест происхождения товаров действуют бессрочно. Однако каждые 10 лет владелец обязан продлевать срок их действия, подтверждая при этом особые свойства производимых им товаров и уплачивая государственную пошлину. В этом и состоят основные положения о правовой охране наименований мест происхождения товаров.

Литературы о правовой охране наименований мест происхождения товаров довольно много. Прежде всего надо назвать кандидатскую диссертацию и многочисленные научные труды С.А. Горленко <2>. Праву на наименования мест происхождения товаров были посвящены и другие кандидатские диссертации и научные статьи <3>. Особо следует выделить работы докт. юрид. наук В.И. Еременко <4>.

<2> Горленко С.А. Проблемы регулирования охраны наименований мест происхождения товаров: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994; Горленко С.А. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров. 4-е изд. М.: ИНИЦ Роспатента, 2004; Горленко С.А., Кирий Л.Л. Совершенствование законодательства в области наименований мест происхождения товаров и географических указаний // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. N 12. С. 13.
<3> Григорьев А.Н. Географические указания: пробелы правовой охраны на национальном и международном уровне: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГИИС, 1995; Салтыков М.А. Правовая охрана наименования места происхождения товара как одного из объектов интеллектуальных прав: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГАИС, 2012; Китайский В.Е. Правовая охрана народных промыслов и традиционных продуктов России. М.: РГИИС, 2006; Гаврилов Э.П., Данилина Е.А. Практика охраны наименования места происхождения товара: что изменилось? // Патенты и лицензии. 2006. N 1. С. 3, N 2. С. 2; Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008. С. 680 - 899 (автор - А.Л. Маковский); Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: Контракт; Инфра-М, 2009. С. 719 - 770 (автор - А.Л. Маковский).
<4> См., например: Еременко В.И. О правовой охране наименований мест происхождения товаров в России // Законодательство и экономика. 2012. N 5. С. 16.

Действующее законодательство

Охрана наименований мест происхождения товаров существует в России с 1992 г. 17 октября 1992 г. вступил в силу Закон РФ от 23 сентября 1992 г. N 3520-1 "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров". Федеральным законом от 11 декабря 2002 г. N 166-ФЗ, вступившим в силу 27 декабря 2002 г., содержащиеся в этом Законе положения, касающиеся охраны наименований мест происхождения товаров, были существенно изменены. Таким образом, можно говорить уже о двух этапах национального регулирования правовой охраны наименований мест происхождения товаров.

Третий, современный этап охраны наименований мест происхождения товаров наступил 1 января 2008 г., когда была введена в действие четвертая часть ГК РФ. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров обеспечивается нормами, содержащимися в § 3 главы 76 (22 статьи), а также некоторыми общими нормами, содержащимися в главе 69 и других главах ГК РФ. Кроме того, имеется несколько подзаконных актов, касающихся правовой охраны наименований мест происхождения товаров (постановления Правительства РФ и ведомственные акты).

22 августа 2012 г. Россия стала участницей Соглашения об учреждении ВТО. Его составной частью является Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Соглашение ТРИПС). В ТРИПС содержится несколько важных положений, относящихся к охране наименований мест происхождения товаров.

Говоря о действующем законодательстве, касающемся охраны наименований мест происхождения товаров, нельзя не упомянуть проекты изменений в ГК РФ. Прежде всего надо назвать проект, внесенный в Государственную Думу 2 апреля 2012 г. Президентом РФ Д.А. Медведевым. Впоследствии он был разбит на несколько частей. Отдельные его части уже приняты как самостоятельные федеральные законы. 12 марта 2014 г. принят Федеральный закон N 35-ФЗ "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". После введения его в действие вся система регулирования интеллектуальных прав серьезно обновляется и стабилизируется. В нормы ГК РФ, относящиеся к интеллектуальным правам, вносятся значительные изменения. Некоторые из них касаются и права на наименования мест происхождения товаров. Тем не менее этих изменений явно недостаточно. В частности, представляется, что в настоящее время есть потребность заново взглянуть на некоторые принципиальные подходы к правовой охране наименований мест происхождения товаров.

Характер права, возникающего на наименование места происхождения товара

Действующее законодательство указывает, что лицо, получившее свидетельство на наименование места происхождения товара, получает исключительное право (ст. 1519 ГК РФ). Здесь же подробно поясняется содержание этого исключительного права и пределы его действия.

В ранних российских исследованиях утверждалось, что фактически право на наименование места происхождения товара вовсе не является исключительным, либо говорилось, что хотя оно и является исключительным, но не является абсолютным, что это ослабленное исключительное право. Вместе с тем утверждается, что после принятия четвертой части ГК РФ вопрос об исключительном характере этого права решен законодателем и обсуждать его нет смысла. С этим трудно согласиться, поскольку законодатель тоже может ошибаться.

Действительно, правом на наименование места происхождения товара нельзя распорядиться (п. 4 ст. 1519 ГК РФ), в то время как право распоряжения составляет важную характерную черту практически любого исключительного права. Исключительное право на наименование места происхождения товара не препятствует другим лицам получить на свое имя и использовать тождественное наименование места происхождения товара. А это значит, что право на наименование места происхождения товара не такое уж исключительное.

С другой стороны, право на наименование места происхождения товара действует как исключительное в отношении тех производителей, товары которых произведены за границами местности, которая указана в свидетельстве, либо не соответствуют особым свойствам. Таким образом, вопрос об исключительном характере права, возникающего на наименование места происхождения товара, требует дальнейшего изучения.

Особые свойства товаров, маркируемых наименованием места происхождения товара

Охраняемые наименования мест происхождения товаров выполняют в основном ту же функцию, что и товарные знаки: они рекламируют товары, способствуют их продаже, сбыту. Попытаемся рассмотреть типичный экономический механизм такой рекламы. Лицо зарегистрировало новый товарный знак. Он еще никому не известен, поэтому владелец товарного знака собственными силами начинает его популяризировать, внедрять в сознание потребителей. Основной путь превращения такого знака в популярный, как говорят специалисты, в сильный (широко известный) знак - обеспечить хорошее качество товаров, им маркируемых. Это естественный способ: лишь хорошее качество товаров, маркируемых товарным знаком, делает его сильным, способствует массовому сбыту такого товара. Конечно, есть и другие способы усиления товарного знака, в частности широкая, активная и даже жесткая реклама. Но в любом случае внедрение, популяризация товарного знака - результат собственных усилий его владельца. Только так товарный знак становится узнаваемым.

Иначе обстоят дела с охраняемым наименованием места происхождения товара. Это уже известное, популярное, широко узнаваемое обозначение, обладающее хорошей репутацией. Чьими усилиями завоеваны такая репутация и широкая известность? Закон на этот вопрос не отвечает. Может быть, эта известность - результат собственных усилий нынешнего обладателя свидетельства на наименование места происхождения товара? Тогда все хорошо: он пожинает плоды собственного труда. Но это имеет место далеко не всегда. Во многих случаях заявки на наименования мест происхождения товаров подают новые товаропроизводители. Но даже когда заявки подают традиционные производители, от них не требуют никаких доказательств того, что они являются правопреемниками лиц, которые в данной местности производили такие товары издревле.

В этой связи следует предположить, что многие владельцы охраняемых наименований мест происхождения товаров (а может, и все) пытаются, как бы это помягче сказать, загребать жар чужими руками. А поскольку это так, не следует ли установить, что владельцы свидетельств обязаны делиться своими доходами с местными органами власти? Не следует ли считать, что право на наименование места происхождения товара представляет собой не только гражданское (частное) право, но и публичное право? Вывод из всего изложенного такой: наименование места происхождения товара сходно с фольклором, традиционными знаниями.

Нет никаких сомнений в том, что обозначение товара, охраняемое как наименование места происхождения товара, дает материальные преимущества, прибыль владельцу свидетельства. Эти преимущества и прибыль напрямую зависят от особых качеств товара, который продается с данным наименованием места происхождения товара. В этой связи естественно, что заинтересованные лица (к ним прежде всего относятся потребители, покупатели данных товаров) хотят знать, какими особыми свойствами (качествами) обладает этот товар, не обманывают ли их, не продают ли им кота в мешке.

Поэтому следует считать, что эти особые свойства товара должны быть легко доступны, публиковаться, в частности, в официальных сведениях о государственной регистрации наименований мест происхождения товаров. Но этого не происходит. По непонятным причинам в соответствии с редакцией Закона о товарных знаках, вступившей в силу 27 декабря 2002 г., в официальном бюллетене Роспатента публикуются сведения о регистрации и предоставлении права пользования наименованием места происхождения товара, внесенные в Реестр, за исключением сведений, содержащих описание особых свойств товара (ст. 38). Эта норма перенесена в действующую ст. 1533 ГК РФ.

В этой норме нет никакой логики: без описания особых свойств товара официальная публикация обессмысливается, выхолащивается. Достаточно представить, во что превратилась бы официальная публикация сведений о государственной регистрации товарного знака без его изображения или перечня товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак (ст. 1503 ГК РФ), или публикация сведений о выдаче патента на изобретение, не содержащая формулу изобретения. Следует считать, что утаивание сведений об особых свойствах товара нарушает права потребителей. Эта норма подлежит отмене в срочном порядке.

Особые свойства товара должны быть объективно достоверными, проверяемыми, они не должны быть неопределенными, расплывчатыми. Для пояснения того, о чем идет речь, приведем небольшие выдержки из решения Федеральной службы по интеллектуальной собственности от 26 марта 2013 г. N 2001724629(74). Суть его состоит в доказательстве того, что исключительное право на наименование места происхождения товара N 74 "Сыр адыгейский" было предоставлено заявителю вполне обоснованно. Решение основывается на заключении экспертной комиссии, специально созданной для рассмотрения поступившего возражения против предоставления исключительного права этому наименованию места происхождения товара. Как видно из этих документов, особые свойства сыра адыгейского состоят, в частности, в следующем: это продукт с чистым пряным привкусом, имеет слегка кисловатый вкус, консистенция продукта нежная, в меру плотная. Для изготовления использовано молоко от коров, пасущихся на пастбищах в предгорьях Большого Кавказа, вкус и запах молока обусловлены сочными кормами, представляющими полноценный набор витаминов и микроэлементов, что обеспечивает высокие пищевые и диетические качества.

Все это чисто субъективные, по-видимому, не доказуемые особые свойства данного сыра. Более того, утверждается, что они видны при его сенсорной оценке. Вот как: для выявления этих особых качеств сыр не надо пробовать на вкус, достаточно взглянуть и потрогать его! Субъективизм в оценке особых свойств товара достигает своего апогея, когда утверждается, что изготовители этого сыра владеют ноу-хау технологиями, заимствованными у народа, которые [эти самые технологии] невозможно описать в технологической инструкции. Это уже мистика. Но именно ее пытаются положить в основу реального, основанного на законе исключительного права, возникающего на наименования мест происхождения товаров.

Если бы особые свойства сыра адыгейского были объективными особенностями качества, то отклонить поступившее возражение против регистрации наименования места происхождения товара N 74 было бы очень просто. Надо было бы только доказать, что у владельца свидетельства привкус более чистый, кисловатость больше, консистенция продукта не так нежна, а используемое для изготовления сыра молоко получено от коров, которые питаются кормами, не содержащими полноценного объема витаминов и микроэлементов, что сказывается на качестве молока. К счастью Роспатента, ничего этого доказывать не пришлось, ибо лицо, подавшее возражение, производило товары за пределами Республики Адыгея - территории, для которой было зарегистрировано наименование места происхождения товара N 74.

Если конфликт возникает между двумя лицами, претендующими на получение права на наименование места происхождения товара, и оба эти лица находятся на одной и той же территории, а особые свойства товаров, обозначаемых наименованием места происхождения товара, определены нечетко, субъективно, то для разрешения такого конфликта приходится придумывать и применять некие новые правила, не прописанные в действующем законодательстве.

Вот пример. На имя ОАО "Дербентский винно-коньячный комбинат" ("ДВКК") зарегистрированы наименования мест происхождения товаров N 105 коньяк (бренди) "Дербент" и N 106 коньяк (бренди) "Дагестан". Географическое место производства этих товаров - Республика Дагестан. Другое лицо - ООО, находящееся также в Республике Дагестан и, по-видимому, в том же г. Дербенте, в 2009 г. подало заявки, а в 2010 г. получило свидетельства на наименования мест происхождения товаров N 105/2 коньяк (бренди) "Дербент" и N 106/2 коньяк (бренди) "Дагестан". Разумеется, в этих новых свидетельствах были указаны те же особые свойства коньяков (бренди), что и в свидетельствах ОАО "ДВКК".

Тем не менее ОАО добилось признания недействительными исключительных прав на наименования мест происхождения товаров, принадлежащих ООО, путем подачи возражений в Роспатент (ст. 1535 ГК РФ). Принадлежащие ООО свидетельства были аннулированы. Арбитражный суд г. Москвы, а затем и Девятый арбитражный апелляционный суд Постановлением от 22 мая 2013 г. N 09АП-10076/2012 по делу N А40-910/12-12-18 оставили в силе решения Роспатента.

Вероятно, подумает читатель, коньяки (бренди), изготовляемые ООО и поступающие затем на рынок под этим наименованием места происхождения товара, были чем-то хуже коньяков (бренди), продаваемых ОАО? Основания аннулирования этих свидетельств иное. Оказывается, что коньяки (бренди) под названием "Дербент" должны были иметь выдержку 6 - 7 лет, а под названием "Дагестан" - 15 лет. А новый владелец наименования места происхождения товара (ООО) на эти коньяки получил лицензию (административное разрешение) на производство, хранение и поставку спиртных напитков только в 2009 г. Следовательно, начав продавать свои коньяки "Дербент" и "Дагестан" в 2010 - 2012 гг., он явно использовал при этом первоначальные компоненты для этих напитков, произведенные не им самим, а другими лицами. Поэтому, решил Роспатент и подтвердили две инстанции арбитражного суда, ООО стало владельцем этих наименований мест происхождения товаров незаконно, а права на них подлежат аннулированию.

Что можно сказать о качествах этих коньяков? Что коньяки, производимые ООО, имели худшие или хотя бы иные органолептические свойства по сравнению с коньяками ОАО? Если имеются какие-либо различия, то уместно вспомнить о защите прав потребителей и тем самым обосновать право ОАО на исключительное использование этих наименований мест происхождения товаров. Ни в одном опубликованном документе никакие различия в особых свойствах этих коньяков не указаны, хотя можно быть абсолютно уверенными, что если бы такие различия существовали, они были бы указаны. А при отсутствии таких различий сама правовая охрана наименования места происхождения товара не имеет права на существование, лишается своего смысла. Сразу вспоминается советский анекдот. Вопрос: "Почему коньяк три звездочки получил золотую медаль, а пять звездочек - только серебряную?". Ответ: "Сами не понимаем, из одной бочки наливали". Уникальные, объективные особые свойства товара - единственное обоснование для закрепления за изготовителем товара права на наименование места происхождения товара. Это надо прямо прописать в законодательстве.

Определение особых свойств товара и контроль за их соблюдением

Как мы установили, особые свойства, которыми должен обладать товар, маркируемый наименованием места происхождения товара, - это первооснова для введения и существования самой системы правовой охраны данного средства индивидуализации. С другой стороны, как уже отмечалось, система правовой охраны наименований мест происхождения товаров была установлена в России в 1992 г., так что ей уже 21 год. Солидный возраст! Гражданин в таком возрасте уже три года может не только сам покупать сигареты и спиртные напитки, но и смотреть по телевидению любые неприличные фильмы. На этом фоне, к нашему стыду, приходится признаться, что до сих пор в действующем законодательстве остается неясным, кто обязан определять эти особые свойства товаров, для которых регистрируются наименования мест происхождения товаров, кто и как обязан следить за наличием этих особых свойств в товарах, маркируемых наименованием места происхождения товара.

В соответствии с п. 3 ст. 1522 ГК РФ заявка на наименование места происхождения товара должна содержать, в частности, указание места происхождения (производства) товара либо указание границ географического объекта, а также описание особых свойств товара. Поскольку заявки составляются и подаются заявителем, очевидно, что законодатель обязывает именно заявителя указать в ней место происхождения и особые свойства товара.

Конечно, эти данные должны соответствовать тому, что содержится в прилагаемом к заявке заключении органа, уполномоченного Правительством РФ (первый абзац п. 5 ст. 1522), или в заключении компетентного органа, определяемого в порядке, установленном Правительством РФ (второй абзац п. 5 ст. 1522 ГК РФ). Из общего контекста закона видно, что речь идет о тех же самых органах, хотя и названных по-разному <5>.

<5> Конечно, такой разнобой в терминах - существенный недостаток закона, но мы на таких "мелочах" просто не можем останавливаться.

Постановление Правительства РФ от 17 сентября 2004 г. N 481 (действует с последующими изменениями, последнее внесено Постановлением Правительства РФ от 23 апреля 2012 г. N 371) содержит следующий Перечень федеральных органов исполнительной власти, компетентных давать заключения по наименованиям мест происхождения товаров:

Минздрав России - минеральные воды;

Минпромторг России - изделия народных художественных промыслов;

Минсельхоз России - сельскохозяйственные товары, продовольственные товары, продукты пчеловодства, товары, вырабатываемые из рыбы и морских продуктов;

Росалкогольрегулирование - алкогольная и спиртосодержащая пищевая продукция.

Прежде всего необходимо обратить внимание, что этот Перечень охватывает не все виды товаров, которые, в принципе, могут обозначаться наименованием места происхождения товара. Хотя указанное Постановление Правительства определяет Перечень органов, компетентных давать такие заключения (то есть имеющих право их давать), это Постановление было воспринято правильно - как обязывающее эти органы давать такие заключения. Поэтому все они приняли в 2011 - 2013 гг. свои административные регламенты по предоставлению соответствующей государственной услуги по выдаче заключений <6>.

<6> См., например: Административный регламент Росалкогольрегулирования // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. N 12. С. 50.

Эти регламенты по объему очень солидные документы, но построены по принципу "больше слов и как можно меньше существа дела". Тем не менее из них все же можно установить, в чем же состоит работа этих федеральных органов по предоставлению государственной услуги. Это очень большая работа, занимающая 30 дней (в Минздраве России - 60 дней). По сути эта государственная функция состоит в штамповании поступивших документов. Их существо никак не проверяется и не оценивается. Лишь Минздрав России ведет такую проверку: он посылает запрос в федеральное государственное учреждение, подведомственное министерству, для проверки поступивших данных (о наименованиях мест происхождения товаров, относящихся к минеральным водам). Но ни это министерство, ни остальные компетентные органы сами проверки поступивших сведений не осуществляют, свою компетентность не проявляют. Именно поэтому появляются наименования мест происхождения товаров, относящиеся к товарам, имеющим специфический вкус, даже по внешнему виду отличающимся от других аналогичных товаров, произведенным из молока, полученного от коров, которые пасутся на определенных пастбищах, где растут травы, насыщенные различными витаминами, и т.п. Все подобные особые свойства не проявляются в самих товарах, не могут быть объективно проверены, а потому должны быть признаны иррелевантными для решения вопроса о предоставлении наименованию места происхождения товара правовой охраны.

Компетентные органы лишь перепечатывают на своих бланках данные, поступившие от заинтересованных заявителей. Это нужно менять: государственные компетентные органы в сомнительных случаях должны отказывать в предоставлении исключительных прав на наименование места происхождения товара. Иными словами, законный интерес государства состоит в том, что при наличии сомнений исключительное право на наименование места происхождения товара не должно предоставляться. Это общий принцип отношения государства к любым исключительным правам: авторскому праву, патентному праву, праву на товарные знаки. Ведь исключительные права исключают применение общего принципа свободы конкуренции в имущественных (экономических) отношениях.

Географический объект, к которому относится наименование места происхождения товара

Наименование места происхождения товара, которому предоставляется правовая охрана, - это обозначение, представляющее собой либо содержащее наименование географического объекта. Кроме того, правовая охрана в качестве наименования места происхождения товара может предоставляться и такому обозначению, которое производно от названия географического объекта, а также обозначению, которое хотя и не содержит наименования географического объекта, но позволяет идентифицировать товар как происходящий с территории определенного географического объекта (п. 1 ст. 1516 ГК РФ). Таким образом, во всех трех вариантах при предоставлении правовой охраны наименование места происхождения товара оказывается связанным с определенным географическим объектом.

Что же понимается здесь под географическим объектом? Слово "география" означает "описание Земли" (по древнегречески "гео" - Земля, а "графо" - писать, описывать). Но в настоящее время география означает многочисленные и разные отрасли науки, изучающие Землю. География, в частности, включает: естественную или физическую географию и общественные географические науки. К физической географии относятся комплексная география, включающая общее землеведение, ландшафтоведение, гидрологию суши, климатоведение, географию почв, биогеографию. К общественным географическим наукам относятся экономическая география, социальная география, география населения, география культуры, политическая география. На этом фоне ответить на вопрос, какой смысл в ст. 1516 ГК РФ имеет словосочетание "географический объект", просто невозможно. Некоторые пояснения по этому вопросу можно, однако, найти в самом ГК РФ, а также в Административном регламенте по наименованиям мест происхождения товаров 2008 г. <7>.

<7> См.: Патенты и лицензии. 2009. N 7. С. 48. С правовой точки зрения этот Регламент основывается на п. 2 ст. 1246, п. 7 ст. 1522 и п. 2 ст. 1530 ГК РФ.

В ст. 1516 ГК РФ указывается, что наименование места происхождения товара предоставляется для товара, особые свойства которого определяются "характерными для данного географического объекта природными условиями", а в п. 7.3.4 Регламента говорится, что описание особых свойств может указывать на наличие в данном районе исходного сырья, соответствующих климатических, геологических, гидрогеологических или иных природных условий. Отсюда следует, что географический объект - это объект физической географии. Такому толкованию соответствует и содержащееся в п. 7.3.5 Регламента указание на то, что "границы географического объекта могут быть описаны с помощью... естественных границ местности - рек, гор, озер...".

Вместе с тем в нормативных актах имеется и иное толкование понятия "географический объект". В ст. 1516 ГК РФ прямо указывается на то, что географическим объектом может быть страна, а в п. 7.3.5 Регламента устанавливается, что границы географического объекта могут быть описаны в виде административных границ. Все это означает, что понятие такого объекта может относиться к политической географии. Далее в этой же статье указывается, что особые свойства наименования места происхождения товара могут быть результатом воздействия человеческого фактора. А это означает, что географический объект может относиться к науке, которая именуется географией населения, либо экономической географии.

Картина получается чрезвычайно пестрой, запутанной, а отвечать на вопрос, что такое географический объект и где проходят его границы, надо именно юристам. И вот почему. Принятая и ныне действующая в России система правовой охраны наименований мест происхождения товаров основана на том, что товар, произведенный в пределах определенного географического объекта и обладающий особыми свойствами, может обозначаться наименованием места происхождения товара и, напротив, товар, произведенный за пределами этого географического объекта, в принципе не может обозначаться наименованием места происхождения товара, потому что он не может обладать такими особыми свойствами, как бы ни старался его производитель. Это краеугольный камень нашей системы охраны наименования места происхождения товара.

Поскольку это так, то следует ответить на вопрос: почему этот товар, произведенный за пределами этого географического объекта, не обладает и не может обладать такими особыми свойствами? Мыслим только один ответ: потому, что он "оторвался" от географического объекта. Но особые свойства товара нельзя "оторвать" от географического объекта только в случае, если географический объект понимается как совокупность климата, почвы, залежей сырья, ареал произрастания определенных растений, то есть как объект физической географии.

Особые свойства товара не могут быть неразрывно связаны с географическим объектом в политической и экономической географии, географии населения и т.п. Действительно, попытаемся ответить на вопросы: что будет с правовой охраной наименования места происхождения товара, для которого географический объект указан как город Москва, если административные границы Москвы изменились? Может ли большое селение адыгейцев, переселившихся в Краснодарский край или в Карачаево-Черкесию, продолжать выпускать адыгейский сыр, если его географическим объектом указана Республика Адыгея? Ведь следует учитывать, что любые технологические, традиционные, художественные навыки в принципе могут быть использованы и в другом географическом объекте. Эти вопросы требуют дальнейшего исследования, результаты которого должны найти отражение в законодательстве.

Но если требуется предоставить охрану такому наименованию, которое применимо в границах географического объекта в политическом, экономическом или любом ином смысле, кроме физической географии, это можно осуществить только при условии, что такая охрана не будет обусловлена уникальными особыми свойствами товара. В этом случае об особых свойствах товара надо забыть: охрана будет основываться на "репутации" географического объекта, на традициях и прочих воображаемых особенностях, которые объективно не могут быть установлены. Это будет совсем иная правовая охрана.

Иные вопросы совершенствования действующей правовой охраны наименований мест происхождения товаров

Выше говорилось об общей, генеральной ревизии существующей у нас правовой охраны наименований мест происхождения товаров. Наряду с этим следовало бы проводить и "текущий ремонт", устранить пробелы, неясности и неточности существующей правовой системы. Прежде всего следует уточнить содержание заявок, подаваемых в Роспатент. Следовало бы установить, что по любой заявке заявитель просит зарегистрировать указываемое в заявке наименование места происхождения товара на свое имя. А после этого в соответствии с законом заявитель получает исключительное право на его использование. Сама государственная регистрация наименований мест происхождения товаров должна быть привязана (прямо и неразрывно) к конкретной заявке. Регистрация наименований мест происхождения товаров не может быть никому не принадлежащей - "бессубъектной", "спящей".

Взятые в кавычки термины применены В.И. Еременко, который отмечает в указанной статье, что "бессубъектность" наименований мест происхождения товаров в принципе является не вполне нормальным явлением". Сказано верно, но слишком мягко: гражданин может быть нормальным (то есть дееспособным) или ненормальным (то есть недееспособным). Такого понятия, как "не вполне нормальный", в законодательстве нет. Единственный известный случай был рассказан Швейком (героем романа Я. Гашека): один генерал был официально признан слабоумным, но с правом занимать любые должности в государственной службе. Поскольку этот случай никак здесь не подходит, следует признать, что в нынешней российской частноправовой системе охраны наименований мест происхождения товаров "бессубъектных" наименований мест происхождения товаров быть не может: такие наименования должны вычеркиваться из Реестра, что не исключает появления аналогичных или сходных наименований мест происхождения товаров для товаров, обладающих тождественными или сходными особыми свойствами.

В настоящее время лицо, которое подает заявку на предоставление права использовать ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара (то есть второй и последующие заявители), оказывается в положении бедного родственника. Это лицо обязано указать в своей заявке, что выпускаемые им товары обладают особыми качествами, которые были указаны в заявке другого (первого) заявителя, а ныне указаны в Государственном реестре наименований мест происхождения товаров. А указать в такой заявке эти особые качества, во-первых, трудно (ибо содержащиеся в Реестре сведения чуть ли не засекречены, о чем говорилось выше) и, во-вторых, часто бывает невозможно. Так, минеральную воду "Ессентуки" (а это название - наименование места происхождения товара) добывают организации, находящиеся не только в г. Ессентуки, но и в нескольких населенных пунктах, расположенных за его пределами. Естественно, что по своему химическому составу вода, добываемая в этих местах, не является однородной. А поскольку вода, добываемая из этих различных источников, имеет одно наименование места происхождения товара - "Ессентуки", естественно, что имеются различия в химических составах разных "Ессентуков", то есть различия в особых свойствах. Вот почему в Регламенте появились указания на то, что вторая и последующие заявки на наименование места происхождения товара могут содержать описания особых свойств производимых заявителями товаров, которые совпадают с основными особыми свойствами товара, в отношении которого уже зарегистрировано наименование места происхождения товара (п. п. 7.3.4 и 7.3.6.2). Эти положения Регламента, конечно, не соответствуют нормам ст. ст. 1522, 1531 ГК РФ. А это означает, что в ГК РФ нужно снова вносить коррективы. Очевидно, что следовало бы продумать вопрос о введении вариантов наименований мест происхождения товаров.

Таковы основные проблемы совершенствования системы правовой охраны наименований мест происхождения товаров, которые целесообразно обсудить на страницах журнала "Патенты и лицензии. Интеллектуальные права".

Список литературы

  1. Гаврилов Э.П., Данилина Е.А. Практика охраны наименования места происхождения товара: что изменилось? // Патенты и лицензии. 2006. N 1, 2.
  2. Горленко С.А. Правовая охрана наименований мест происхождения товаров. 4-е изд. М.: ИНИЦ Роспатента, 2004.
  3. Горленко С.А. Проблемы регулирования охраны наименований мест происхождения товаров: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994.
  4. Горленко С.А., Кирий Л.Л. Совершенствование законодательства в области наименований мест происхождения товаров и географических указаний // Патенты и лицензии. Интеллектуальные права. 2013. N 12.
  5. Григорьев А.Н. Географические указания: пробелы правовой охраны на национальном и международном уровне: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГИИС, 1995.
  6. Еременко В.И. О правовой охране наименований мест происхождения товаров в России // Законодательство и экономика. 2012. N 5.
  7. Китайский В.Е. Правовая охрана народных промыслов и традиционных продуктов России. М.: РГИИС, 2006.
  8. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / Отв. ред. Л.А Трахтенгерц. М.: Контракт; Инфра-М, 2009.
  9. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации / Под ред. А.Л. Маковского. М.: Статут, 2008.
  10. Салтыков М.А. Правовая охрана наименования места происхождения товара как одного из объектов интеллектуальных прав: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М.: РГАИС, 2012.