Мудрый Юрист

Гарантии реализации конституционного права гражданина на предпринимательскую деятельность в Российской Федерации

Павлов Е.А., кандидат юридических наук.

Экономика современных развитых капиталистических стран представляет собой смешанную экономику как потому, что в ней сочетаются разные формы собственности (частная, корпоративная и государственная), так и потому, что рыночные отношения в ней соединяются с государственным регулированием. Существенная роль государства в регулировании экономики, в частности предпринимательства как способа хозяйствования, традиционна для России. Государство в экономической сфере никогда не выступало в качестве стороннего наблюдателя или арбитра, а всегда активно вмешивалось в экономическую деятельность.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, предприниматель, Конституция, права человека, социальная защита, капитал, финансы, государство.

Guarantees of realization of a constitutional law of the citizen on business activity in the Russian Federation

E.A. Pavlov

Pavlov E.A., candidate of jurisprudence.

The economy of the modern developed capitalist countries represents mixed economy as because in it different forms of ownership (private, corporate and state) and because the market relations in it connect to state regulation are combined. The essential role of the state in regulation of economy and, in particular, businesses as way of managing, is traditional for Russia. The state in the economic sphere never acted as the detached onlooker or the arbitrator, and always actively interfered with economic activity.

Key words: business activity, businessman, Constitution, human rights, social protection, capital, finance, state.

Необходимость государственного воздействия на экономику вызывается прежде всего объективными требованиями охраны общественных интересов, сфера которых отнюдь не исчерпывается рамками самой экономики, а охватывает всю совокупность отношений между людьми. В некоторых работах эти требования сводятся к следующим:

<1> См.: Ионов В.И. Бизнес-право. М., 1998. С. 59; Предпринимательское право. М., 2000. С. 100.

В этом перечне можно обнаружить две группы требований. Одна касается влияния экономики на другие сферы общественной жизни и на природу, другая - функционирования самой экономики. Что касается первой из этих групп, то обобщенно относящиеся к ней требования можно определить как установку на социальную ориентацию экономики, то есть подчинение ее таким целям, как повышение жизненного уровня и качества жизни всего населения. Может ли сама рыночная экономика и предпринимательская деятельность как ее органическая часть обеспечить ориентацию на достижение этих целей? На наш взгляд, было бы наивно на это рассчитывать. Эта экономика может служить как этим целям, так и принципиально иным - расслоению населения на богатеющее меньшинство и нищающее большинство, обострению социальных конфликтов, подавлению в массовой психологии высоких духовных стремлений и ее заражению мещанскими и антигуманными настроениями. За доказательствами далеко ходить не надо: их немало предоставляет наша сегодняшняя жизнь. Какую именно ориентацию приобретает экономика - социальную, гуманистическую или асоциальную, антигуманистическую - это зависит от других общественных структур и институтов и прежде всего от государства, его целевых установок и его способности решительно и последовательно проводить их в жизнь.

То же можно сказать и об отношениях между рыночной экономикой и политической сферой. От государственной воли зависит, служит эта экономика развитию сотрудничества между странами и народами или же порождает международные конфликты, угрозу войн.

Не менее очевидна решающая роль государства в экологической сфере - отношений общества с природой. Развитие производства привело к экологическому кризису, а погоня за прибылями, без которой немыслимо предпринимательство, его обостряет и приближает угрозу экологической катастрофы. Эффективно противодействовать этому может и должно государство <2>.

<2> Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2009.

Что касается требований, относящихся к функционированию самой рыночной экономики, то и здесь оказывается, что, несмотря на действие присущего ей механизма саморегулирования, она нуждается в целенаправленном воздействии государства. Оно осуществляется по нескольким направлениям. Э.В. Таланина, например, выделяет следующие направления:

  1. Установление правил экономической игры, т.е. издание нормативных актов, определяющих поведение субъектов экономической, хозяйственной деятельности и распространяющихся на всех участников экономических отношений.
  2. Контроль за соблюдением установленных правил и защита участников экономических отношений от любых противоправных нарушений.
  3. Осуществление государством права собственности наряду с другими участниками экономического оборота.
  4. Экономическое регулирование, поддержка и стимулирование субъектов рыночных отношений <3>.
<3> Таланина Э.В. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. 1999. N 11. С. 74.

Несколько иная трактовка направлений государственной деятельности в экономике дается в других работах, например в книге В.И. Ионина "Бизнес-право". Но общим для разных вариантов является то, что в качестве основных направлений воздействия государства на экономику выделяются три: нормативное регулирование экономической деятельности, контроль за соблюдением субъектами хозяйственной деятельности установленных государством правовых норм и непосредственное участие государства в хозяйственной деятельности в качестве ее субъекта, осуществляющего право собственности <4>.

<4> Грудцына Л.Ю. Частная собственность как основа формирования и развития гражданского общества // Образование и право. 2010. N 2. С. 72 - 86.

Соотношение этих трех направлений не остается неизменным. Указывая на это, В.Ф. Яковлев констатировал, что в ходе экономических преобразований "наше государство стремительно уходило из экономики как собственник и как субъект непосредственного хозяйствования. Но, разумеется, в эти же годы государство должно было и прийти в экономику в новом качестве - для установления правовых правил и для обеспечения их соблюдения" <5>.

<5> Яковлев В.Ф. От реформирования к совершенствованию судебно-арбитражной системы, укреплению независимости судебной власти // Вестник ВАС РФ. 1998. N 4. С. 5.

Правовое нормативное регулирование экономики осуществляется на основе законов и других нормативных актов, разрабатываемых Государственной Думой и Советом Российской Федерации, а также законодательными органами субъектов РФ и органами местного самоуправления. Эти акты дополняются принятием Президентом России указов, определяющих решение оперативных вопросов, возникающих в ходе хозяйственной деятельности. Содержание этих правовых документов конкретизируют в рамках своей компетенции постановления Правительства РФ, приказы и инструкции его министерств и комитетов, аналогичные документы высших судебных и арбитражных органов и т.д. В своей повседневной деятельности любой индивидуальный предприниматель или владелец фирмы (либо нанятый им менеджер, возглавляющий аппарат управления) постоянно сталкивается с необходимостью руководствоваться теми нормативными документами, которые определяют его права и обязанности, правила отношений с другими хозяйствующими субъектами, различными рыночными структурами и с государственными органами.

Круг вопросов, охватываемых правовыми нормативными документами, чрезвычайно широк. На некоторые из них, наиболее общие, указывает Э.В. Таланина:

  1. Фиксация правового статуса собственности.
  2. Определение видов субъектов хозяйственной деятельности, а также их государственная регистрация.
  3. Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности.
  4. Контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов (противопожарный, санитарный, природопользовательский и др.).
  5. Установление основ налоговой системы.
  6. Обеспечение общего правового режима хозяйствования <6>.
<6> Таланина Э.В. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. 1999. N 11. С. 75.

Система правовых норм, регулирующих экономику, учитывает как ее общие параметры, так и особенности ее структурных частей - как отраслевых, так и региональных. Последние для нашей страны имеют особое значение, так как она в политическом отношении представляет собой Федерацию, субъекты которой имеют как общие интересы, так и особые интересы, далеко не всегда совпадающие с общими. В задачу центральных федеративных органов власти входит обеспечение гармонического сочетания всех этих интересов, предполагающее, в частности, сглаживание различий в уровнях экономического и социального развития регионов, вызванных наличием или отсутствием природных богатств, благоприятных климатических и других условий. Естественно, что решение этой задачи требует осуществлять определенное перераспределение ресурсов и доходов, что не всегда нравится руководству тех регионов, которым приходится делиться своим добром с отставшими. И не всегда у него встречает понимание и поддержку необходимость выделять часть региональных доходов в центральный бюджет для решения общегосударственных задач.

Обеспечение оптимального сочетания федеральных и региональных интересов требует продолжения работы по законодательному разграничению полномочий между федеральными и региональными органами государственной власти. Особенно важно решение таких вопросов, как разграничение объектов собственности на природные ресурсы и доходов, получаемых от природопользования, совершенствование системы бюджетного федерализма (в которой нередко оправданными оказываются жалобы региональных органов на перекосы в распределении бюджетных средств в пользу центра), обеспечение социально-экономических прав граждан независимо от места их проживания.

Конституция РФ и предшествовавший ей Федеративный договор оставили нерешенной часть проблем, касающихся распределения предметов ведения между уровнями Федерации. Поэтому необходимым шагом явилось принятие и вступление в силу в 1999 году Федерального закона, который установил порядок принятия законов по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, а также основные принципы и порядок разграничения предметов ведения и полномочий при заключении договоров и соглашений. Закон предусматривает участие субъектов РФ в федеральном законодательном процессе. Он также расширяет правовую базу для приведения конституций, законов и иных нормативных актов субъектов Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Проблема совершенствования вертикали власти и сегодня остается принципиально важной, что, естественно, требует продолжения работы по ее правовому обеспечению.

Нормативно-правовое регулирование экономики на всех ее структурных уровнях осуществляется с помощью юридических документов, прежде всего законов. Государственные органы создали целый комплекс экономического законодательства (Гражданский кодекс, Законы о конкуренции, о лицензировании, Налоговый кодекс и другие) <7>. В соответствии с Конституцией РФ федеральная законодательная власть устанавливает этими документами правовые основы единого рынка, федеральные налоги и сборы, правила финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, определяет стандарты, эталоны и пр. (п. "ж", "з", "р" ст. 71 Конституции РФ) <8>.

<7> См.: Сборник законодательных актов Российской Федерации в области экономической деятельности. М., 1991 - 1998; Предпринимательское (хозяйственное) право. Сб. норм. актов. М., 1999; Предпринимательское право: Сб. норм. актов. М., 2000.
<8> Конституция Российской Федерации. М., 1997.

В правовом положении личности все составляющие ее элементы не только тесно связаны между собой, взаимно дополняют друг друга, но каждый из них имеет свое назначение, сущность, выполняет определенную функцию. Это, на взгляд диссертанта, в полной мере относится к конституционным гарантиям прав человека и проблеме их реализации в государстве. Определимся с основными понятиями, которые будут использоваться в исследовании.

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля определяет гарантию (франц. garantie, от garantir - обеспечивать, охранять) как ручательство, обеспечение, заверение и безопасенье. Большая советская энциклопедия под гарантиями прав граждан понимает условия и средства, обеспечивающие гражданам возможность пользоваться установленными Конституцией и другими законами правами. Словарь Брокгауза и Ефрона определяет конституционные гарантии как определения закона, образующие составную часть Конституции, которые обеспечивают население от произвольного нарушения или изменения основных законов страны.

В более узком значении под конституционными гарантиями понимаются правовые средства реализации и защиты гражданами своих прав. К системе таких гарантий относится деятельность специальных государственных органов, например Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Конституционного Суда Российской Федерации.

Проблема реализации прав и свобод личности не может быть рассмотрена сугубо в формально-юридическом аспекте. Особую роль здесь играют факторы политического, экономического, духовно-нравственного, социально-психологического и организационного порядка, которые обусловливают процесс реализации прав и свобод и во многом определяют его эффективность и результат. Не следует забывать и о том, что юридически невозможно оформить все многообразие явлений общественной жизни, влияющих на продуктивность реализации субъективных прав. Даже очень хорошие законы, к сожалению, не могут остановить рост преступности, предотвратить вооруженные конфликты, посягающие на первейшее конституционное право - право на жизнь. Равно как нельзя обеспечить высокую ответственность и профессионализм должностных лиц одними нормативными директивами и предписаниями <9>.

<9> Грудцына Л.Ю. Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ // Образование и право. 2011. N 3. С. 132 - 153.

Каждое право может быть реализовано только тогда, когда ему соответствует обязанность государства или другого лица, органа (которых государство в случае их неправомерных действий привлекает к ответственности) его обеспечить. Применительно к конституционным правам и свободам каждая гарантия - это обязанность государства ее обеспечить <10>. Гарантии призваны обеспечить такую благоприятную обстановку, в атмосфере которой зафиксированные в конституции и других законах положения о юридическом статусе личности, ее правах и свободах стали бы фактическим положением каждого человека. Гарантии нужны не сами по себе, а для возможно полного претворения в жизнь прав и свобод.

<10> Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Инфра-М, 2001. С. 225.

Согласно ч. 1 ст. 45 Конституции РФ "государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется". Эта гарантия конкретизируется в последующих статьях Конституции РФ.

Первое (ч. 1 ст. 46). Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Второе (ч. 2 ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Третье (ч. 3 ст. 46). Каждый вправе в соответствии с международными договорами России обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

Четвертое (ч. 1 ст. 47). Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.

Пятое (ч. 2 ст. 47). Обвиняемый в совершении преступления имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Шестое (ч. 1 ст. 48). Каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно.

Седьмое (ст. 49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого.

Восьмое (ч. 1 ст. 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

Девятое (ч. 2 ст. 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

Десятое (ч. 3 ст. 50). Каждый осужденный за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом, а также право просить о помиловании или смягчении наказания.

Одиннадцатое (ч. 1 ст. 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определяется федеральным законом.

Двенадцатое (ст. 52). Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

Тринадцатое (ст. 53). Каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Четырнадцатое (ст. 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Согласно ч. 1 ст. 55 Конституции РФ перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина.

Формулировка "гарантируется" (в ч. 1 ст. 45 Конституции РФ) звучит более весомо, нежели "каждый имеет право", и чаще встречается в тех случаях, когда государство обладает системой, способной обеспечить права всех индивидов <11>. Например, ч. 1 ст. 39 Конституции России гласит: "Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности..."

<11> Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2009.

Отметим, что формулировки конституционных положений разнообразны. Одни конституционные положения закреплены непосредственно в форме гарантии, например "гарантируется свобода массовой информации" (ч. 5 ст. 29), "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту" (ч. 1 ст. 39). Другие конституционные положения закреплены в качестве объекта охраны или защиты со стороны государства или закона. Например, "право частной собственности охраняется законом" (ч. 1 ст. 35), "материнство и детство, семья находятся под защитой государства" (ч. 1 ст. 38). Различие формулировок не умаляет признания тех или иных прав граждан, поскольку Конституция РФ имеет прямое действие и само по себе закрепление того или иного права есть своеобразная его гарантия, во всяком случае, невозможность его отрицания <12>.

<12> Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. См.: Там же. С. 226.

По мнению диссертанта, перед рассмотрением самого механизма реализации конституционных гарантий прав человека следует перечислить и охарактеризовать специфический набор средств и методов защиты конституционных прав и свобод, следующих из самой Конституции:

  1. конституционно-судебный механизм - это возможность обращения в Конституционный Суд РФ, которая детально регулируется Федеральным конституционным законом от 21 июля 1994 г. N 1-ФКЗ "О Конституционном Суде Российской Федерации" <13>.
<13> СЗ РФ. 1994. N 13.

Согласно ст. 1 этого Закона Конституционный Суд РФ - судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. В соответствии со ст. 2 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда РФ определяются Конституцией РФ (в частности, главой 7 "Судебная власть") и данным Законом.

По мнению Ю.А. Тихомирова, чрезвычайно важной для разделения властей "особой формой правосудия" является конституционное судопроизводство <14>. Защита Конституционным Судом РФ конституционных прав и свобод граждан осуществляется косвенно (с различной степенью эффективности) при рассмотрении ряда категорий дел:

<14> Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М., 1999.
  1. при проверке конституционности актов и договоров, указанных в пп. "а", "б", "в", "г" ч. 2 ст. 125 Конституции РФ;
  2. при разрешении споров между органами государственной власти, определенными пп. "а", "б", "в" ч. 3 ст. 125 Конституции РФ;
  3. при толковании Конституции (ч. 5 ст. 125 Конституции РФ) <15>.
<15> Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие. М., 1998. С. 177.

Почти все дела, разрешенные Конституционным Судом РФ, как утверждает судья Конституционного Суда РФ Н.В. Витрук, так или иначе затрагивают вопросы защиты конституционных прав и свобод граждан.

Конституционный Суд РФ по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, полагая, что данный закон нарушает конституционные права и свободы граждан в порядке, установленном федеральным законом (ч. 4 ст. 125 Конституции РФ; п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации") <16>. Рассмотрение конституционных жалоб граждан в конституционных судах - особая категория дел. Во-первых, заявитель должен отчетливо выразить в жалобе свое мнение о том, что нарушено его конкретное конституционное право или свобода. Во-вторых, конституционные суды - это не кассационная, апелляционная или надзорная судебная инстанция в рассмотрении дел, связанных с нарушением прав и свобод граждан в судах общей юрисдикции. Конституционный суд лишь оценивает конституционность закона или подзаконного акта, действия (бездействие) должностных лиц. Процедура рассмотрения конституционной жалобы не означает замену юрисдикции иных судов в защите конституционных прав и свобод личности <17>. Защита гражданами своих прав посредством конституционного судопроизводства способствовала утверждению свободы передвижения и запрету института прописки, защите избирательных прав, права частной собственности, всем видам прав человека и гражданина <18>.

<16> Витрук В.Н. См.: Там же. С. 180.
<17> См., напр.: Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. 2000. N 25. С. 12.
<18> См., напр.: Постановление Конституционного Суда РФ по делу о проверке конституционности абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР от 18 апреля 1991 г. "О милиции" в связи с жалобой гражданина В.М. Минакова от 6 июля 1995 г.; Постановление по делу о проверке конституционности отдельных положений ст. 4 Закона РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" в связи с жалобой гражданина В.А. Мостипанова; Определение по жалобе гражданина П.М. Терзияна на нарушение его конституционных прав положениями ст. 159 и 199 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.

Таким образом, полномочия Конституционного Суда РФ, порядок обращения и общие правила производства являются реализацией конституционной гарантии права граждан на судебную защиту его прав и свобод. Этот способ защиты индивидами своих прав особенно важен, поскольку определения и постановления Конституционного Суда РФ при удовлетворении жалобы отдельной личности или группы лиц обеспечивают в то же время соответствие действующего законодательства Конституции;

  1. судебная защита прав и свобод гарантируется каждому (ч. 1 ст. 46 Конституции РФ) и регулируется федеральными законами, в том числе Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. Федерального конституционного закона от 15 декабря 2001 г.) <19>; Федеральным законом от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации" <20>; Законом РФ от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации" (в последней редакции от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ) <21>; Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" (в редакции Федерального закона от 14 декабря 1995 г.) <22>.
<19> СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 2001. N 51. Ст. 4852.
<20> СЗ РФ. 1998. N 51. Ст. 6270.
<21> ВВС РФ. 1992. N 30. Ст. 1792; 1993. N 17. Ст. 606; СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2399; 1999. N 29. Ст. 3690; 2000. N 26. Ст. 2336; 2001. N 51. Ст. 4934.
<22> Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. N 19; СЗ РФ. 1996. N 51. Ст. 4970; Российская газета. 1993. 12 мая.

В законах, принятых после вступления в силу Конституции РФ, содержатся положения, по сути дублирующие конституционные нормы. Так, ч. 3 ст. 1 ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" дословно воспроизводит норму ч. 2 ст. 118 Конституции РФ (судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства). Однако следует помнить о том, что почву для принятия Конституции РФ на референдуме 12 декабря 1993 г. подготовили действующие в то время Закон РФ "О статусе судей в Российской Федерации" и Закон РСФСР от 12 июля 1991 г. "О Конституционном Суде РСФСР", который стал первым актом, нормативно закрепившим положение о судебной власти. Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" судебная власть в России осуществляется только судами в лице судей. Содержание этой нормы (принятой еще в 1992 г.) воплотилось в норме ч. 1 ст. 118 Конституции РФ, согласно которой правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом <23>.

<23> Грудцына Л.Ю., Пашенцев Д.А., Шленева Е.В. Основные направления формирования концепции правового обеспечения комплексной национальной инновационной системы // Образование и право. 2011. N 6. С. 130 - 138.

В науке судебную защиту рассматривают как институт конституционного права, вид государственной защиты прав и свобод личности <24>, как общественное отношение и государственную функцию <25>. Иногда судебная защита отождествляется с правосудием <26> или рассматривается как гарантия доступа к нему <27>. В уголовно-процессуальной науке под судебной защитой понимается "совокупность организационных и процессуальных правил, предоставленных подозреваемому, обвиняемому и потерпевшему для защиты своих прав и законных интересов" <28>. В теории права судебная защита рассматривается как составная часть правоохранительной функции государства <29>. Однако закономерное в правовом государстве усиление влияния судебной власти, ее обособление от правоохранительных органов, выделение в самостоятельную ветвь государственной власти неизбежно приводят к перерастанию судебной защиты прав и свобод граждан в самостоятельную государственную функцию <30>.

<24> Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
<25> Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. М., 1996. С. 225.
<26> Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Там же. С. 226.
<27> Международная жизнь. 1990. N 9. С. 135.
<28> Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 8 - 9.
<29> Толкачев Х.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. Уфа, 1990. С. 46.
<30> Грудцына Л.Ю. Особенности конституционных гарантий реализации прав человека в России (на примере гражданского судопроизводства): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.

Конституция РФ провозгласила права и свободы человека и гражданина высшей ценностью, обеспечиваемой правосудием (ст. 18), и возложила на государство обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ст. 2). Согласно Конституции РФ каждому предоставлено право защищать свои интересы всеми не запрещенными законом способами (ч. 2 ст. 45), обжаловать в суд решения и действия (бездействие) органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты (ч. 3 ст. 46). Это свидетельствует о том, что Россия не только признает основные права и свободы человека, но и декларирует защиту прав и свобод своих граждан в качестве одной из приоритетных функций государства. Именно это в первую очередь позволяет характеризовать его как демократическое и правовое <31>, поскольку общепризнано, что права и свободы индивида - обязательный системообразующий признак правового государства <32>.

<31> Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. Саратов, 1991. Вып. 9. С. 150 - 160.
<32> Лучин В.О. Конституционные институты // Современный конституционализм. Москва, 1990. С. 35.

Как отметили авторы Концепции судебной защиты прав и свобод человека и гражданина, одобренной Советом по судебной реформе Российской Федерации от 11 января 1995 г., судебный порядок является наиболее совершенным из всех известных мировой человеческой цивилизации методов и средств обеспечения прав личности. Полномочия власти "легитимны лишь в пределах соблюдения прав человека. Нарушение общепризнанных стандартов в этой области служит основанием для изменения статуса самой власти" <33>.

<33> Зарицкий А.В. Гарантии прав личности при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики): Дис. канд. юрид. наук. Коломна, 1999. С. 16.

Идея приоритета судебной защиты прав, свобод и охраняемых законом интересов любых субъектов правовых отношений прошла долгий путь развития и внедрения в практику. До января 1988 г. судам были подведомственны дела, прямо предусмотренные законом (все остальные были отнесены к компетенции иных органов власти). С 1 января 1988 г. до 1 июля 1990 г. - все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан кроме случаев, когда законодательством был установлен иной порядок их разрешения. С 1 июля 1990 г. до 17 сентября 1991 г. - все дела о защите прав и охраняемых законом интересов граждан кроме случаев, когда законами был установлен иной порядок их разрешения. С 17 сентября 1991 г. - все дела о защите прав, свобод и охраняемых законом интересов без ограничения.

Характер судебной защиты позволяет считать ее универсальным, а потому - наиболее эффективным способом защиты нарушенных прав и свобод личности. Основной чертой судебной защиты является ее неограниченность или, по определению В.П. Кашепова, всеобщность <34>.

<34> Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 187 - 192.

Во-первых, судебная защита распространяется на неограниченный круг лиц. Правом на судебную защиту обладают не только граждане, но и их объединения. Конституция РФ применительно к субъекту, права и свободы которого обеспечиваются судебной защитой, употребляет термин "каждый", что подчеркивает неперсонифицированность судебной защиты, отсутствие каких-либо формализованных ограничений на использование этого способа защиты субъективного права и законного интереса. Судебные решения обязательны для всех субъектов права, и в этом проявляется сила судов как государственной власти. Суды выносят решения от имени государства, и государство обеспечивает исполнение этих решений. При этом право на судебную защиту гарантируется не только гражданам России, но и иностранцам, а также не имеющим гражданства лицам (апатридам). Указание Конституцией РФ на защиту прав человека и гражданина отражает стремление восстановить те общечеловеческие ценности, которые не зависят от принадлежности к государству, но являются естественными, принадлежащими человеку от рождения <35>. Государственная защита этих прав и свобод состоит в невмешательстве государства в их свободную реализацию и ограждении от иного постороннего вмешательства.

<35> Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом РФ Закона "Об охране окружающей природной среды") // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1993. N 3. С. 10 - 11.

Во-вторых, судебной защите подлежат все без исключения права и свободы, принадлежащие индивиду, как в силу прямого указания Конституции РФ и иных законов, так и не имеющие нормативного закрепления, но не противоречащие закону. Право на судебную защиту как закрепленное законом, имеющим высшую юридическую силу, является непосредственно действующим (ст. 15 Конституции РФ) вне зависимости от наличия соответствующей процедуры его реализации, в связи с чем Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" обязал суды обеспечить надлежащую защиту прав и свобод человека и гражданина, рекомендовал в ряде случаев непосредственно применять Конституцию РФ, в том числе и при отсутствии федерального закона, который должен регулировать рассматриваемые судом правоотношения. Поэтому отсутствие прямых указаний в законе не может служить основанием для отказа в праве на обжалование в суд любых действий и решений, в том числе органов расследования и прокуроров. Учитывая это, Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений о неконституционности законов, в которых отсутствует указание на возможность обращения в суд. В наибольшей степени это коснулось уголовно-процессуального законодательства <36>.

<36> Петров С.М., Грудцына Л.Ю. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 2010. N 7. С. 14 - 22.

В-третьих, в полном соответствии с Пактом о гражданских и политических правах, обязывающим государство обеспечить любому лицу, права и свободы которого нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве, Конституционный Суд РФ в ряде постановлений указал на возможность обжалования в суд решений и действий (бездействия) любых государственных органов. Права, нарушенные судом, не могут быть исключены из числа объектов судебной защиты. Правовая позиция Конституционного Суда РФ, заключающаяся в утверждении, что право на судебную защиту предполагает право на охрану прав и законных интересов не только от произвола законодательной и исполнительной власти, но и от ошибочных решений суда <37>, имеет принципиальное значение.

<37> Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. С. 60 - 61.

В-четвертых, судебная защита относится к числу прав, которые не подлежат ограничению ни при каких обстоятельствах <38>, поскольку ограничение этого права ни при каких условиях не может быть обусловлено необходимостью достижения признаваемых Конституцией РФ целей: защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Другой не менее существенной особенностью судебной защиты должно стать воплощение в жизнь конституционного принципа независимости суда от других государственных органов <39>.

<38> См.: ч. 3 ст. 56 Конституции РФ, Постановление Конституционного Суда РФ от 13 ноября 1995 г. по делу о проверке конституционности части 5 статьи 209 УПК РСФСР.
<39> Грудцына Л. Развитие личной свободы индивида как основа формирования гражданского общества // Право и жизнь. 2011. N 151(1). С. 87 - 96.

Заключенная во множестве правовых норм судебная защита не может быть правильно понята, если считать ее выражением одной лишь только ст. 46 Конституции РФ ("Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод"). Право на судебную защиту обеспечивает реализацию прав и свобод граждан, потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью, которым государство обеспечивает доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба (ст. 52 Конституции РФ), возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти (ст. 53 Конституции РФ). В рамках судебной защиты реализуется право на получение квалифицированной юридической помощи (ст. 48 Конституции РФ), на обжалование незаконных действий и решений государственных органов и должностных лиц (ч. 2 ст. 46 Конституции РФ). Поэтому судебную защиту необходимо рассматривать как институт, включающий совокупность вышеприведенных правовых норм. Только в совокупности они создают гарантию судебной защиты прав и свобод индивида.

Право на правосудие есть основная гарантия, предоставляемая гражданину для реализации свобод, а стало быть, и всего того, что связано с этой реализацией (а именно защиты личности и имущественных прав и законных интересов); в своей совокупности они образуют одну из составных частей неприкосновенности личности <40>.

<40> Люшер Ф. См.: Там же. С. 333.

Сейчас, увы, можно констатировать, что законодательно деятельность судов полностью не обеспечена. До сих пор не принят Федеральный конституционный закон "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" <41>, о котором так много говорят. Именно он должен установить более или менее единую систему, с одной стороны, и с другой стороны, конкретные права и обязанности судей и судов. В связи с этим важным моментом стало принятие Закона о мировых судах, целью которого является, несомненно, разгрузка судов общей юрисдикции.

<41> Проект Закона N 98102315-2 был внесен в Государственную Думу Президентом РФ 14 декабря 1998 г. и включен в план пленарных заседаний Государственной Думы на 16 апреля 1999 г., однако был отклонен.

Одна из главных причин низкой эффективности правосудия - незнание и непонимание людьми задач, образа действий, возможностей суда как потенциального защитника их прав и свобод, присущее российской правовой культуре недоверие населения к судам и правоохранительным органам, низкий престиж последних. В суды обращаются редко, боясь многодневных хождений по кабинетам, волокиты, грубости и бюрократизма, не надеясь добиться там справедливости.

Библиографический список:

  1. Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации. Учебник. М.: Инфра-М, 2001. С. 225.
  2. Витрук Н.В. Конституционное правосудие. Учебное пособие. М., 1998. С. 177.
  3. Грудцына Л. Развитие личной свободы индивида как основа формирования гражданского общества // Право и жизнь. 2011. N 151(1). С. 87 - 96.
  4. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. докт. юрид. наук. М., 2009.
  5. Грудцына Л.Ю. Направления и результаты сотрудничества государства и профессиональных юридических сообществ // Образование и право. 2011. N 3. С. 132 - 153.
  6. Грудцына Л.Ю. Особенности конституционных гарантий реализации прав человека в России (на примере гражданского судопроизводства): Дис. канд. юрид. наук. М., 2004.
  7. Грудцына Л.Ю. Частная собственность как основа формирования и развития гражданского общества // Образование и право. 2010. N 2. С. 72 - 86.
  8. Грудцына Л.Ю., Пашенцев Д.А., Шленева Е.В. Основные направления формирования концепции правового обеспечения комплексной национальной инновационной системы // Образование и право. 2011. N 6. С. 130 - 138.
  9. Зарицкий А.В. Гарантии прав личности при реализации юридической ответственности (вопросы теории и практики): Дис. канд. юрид. наук. Коломна, 1999. С. 16.
  10. Ионов В.И. Бизнес-право. М., 1998. С. 59; Предпринимательское право. М., 2000. С. 100.
  11. Конституционное законодательство России / Под ред. Ю.А. Тихомирова. М. 1999.
  12. Лучин В.О. Конституционные институты // Современный конституционализм. Москва, 1990. С. 35.
  13. Матузов Н.И. Правовая система и личность. Саратов, 1987. С. 8 - 9.
  14. Мордовец А.С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина. Саратов, 1996.
  15. Николаев А. Проблемы реализации принципа разделения властей в Конституции Российской Федерации // Право и жизнь. 2000. N 25. С. 12.
  16. Общая теория права и государства: Учебник для юрид. вузов / Под ред. акад. В.В. Лазарева. М., 1994. С. 187 - 192.
  17. Петров С.М., Грудцына Л.Ю. Конституционное законодательство России: проблемы и перспективы развития // Государство и право. 2010. N 7. С. 14 - 22.
  18. Петров В.В. Экологический кодекс России (к принятию Верховным Советом РФ Закона "Об охране окружающей природной среды") // Вестник МГУ. Сер. 11. Право. 1993. N 3. С. 10 - 11.
  19. Синюкова Т.В. Юридические гарантии как метод регулирования правового положения личности // Вопросы теории государства и права. Межвузовский сборник научных работ. Саратов, 1991. Вып. 9. С. 150 - 160.
  20. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации. М., 1990. С. 60 - 61.
  21. Таланина Э.В. Вопросы правового регулирования экономической функции государства // Государство и право. 1999. N 11. С. 74.
  22. Толкачев Х.Б., Хабибуллин А.Г. Личные конституционные права и свободы граждан СССР: система, характеристики, особенности реализации. Уфа, 1990. С. 46.
  23. Яковлев В.Ф. От реформирования к совершенствованию судебно-арбитражной системы, укреплению независимости судебной власти // Вестник ВАС РФ. 1998. N 4. С. 5.

Bibliograficheskiy spisok:

  1. Baglay M.V., Gabrichidze B.N. Konstitutsionnoe pravo Rossiyskoy Federatsii. Uchebnik. M.: Infra-M, 2001. S. 225.
  2. Vitruk N.V. Konstitutsionnoe pravosudie. Uchebnoe posobie. M., 1998. S. 177.
  3. Grudtsyna L. Razvitie lichnoy svobody individa kak osnova formirovaniya grazhdanskogo obschestva // Pravo i zhizn'. 2011. N 151(1). S. 87 - 96.
  4. Grudtsyna L.Yu. Gosudarstvenno-pravovoy mehanizm formirovaniya i podderzhki institutov grazhdanskogo obschestva v Rossii: Avtoref. dis. dokt. yurid. nauk. M., 2009.
  5. Grudtsyna L.Yu. Napravleniya i rezul'taty sotrudnichestva gosudarstva i professional'nyh yuridicheskih soobschestv // Obrazovanie i pravo. 2011. N 3. S. 132 - 153.
  6. Grudtsyna L.Yu. Osobennosti konstitutsionnyh garantiy realizatsii prav cheloveka v Rossii (na primere grazhdanskogo sudoproizvodstva): Dis. ... kand. yurid. nauk. M., 2004.
  7. Grudtsyna L.Yu. Chastnaya sobstvennost' kak osnova formirovaniya i razvitiya grazhdanskogo obschestva // Obrazovanie i pravo. 2010. N 2. S. 72 - 86.
  8. Grudtsyna L.Yu., Pashentsev D.A., Shleneva E.V. Osnovnye napravleniya formirovaniya kontseptsii pravovogo obespecheniya kompleksnoy natsional'noy innovatsionnoy sistemy // Obrazovanie i pravo. 2011. N 6. S. 130 - 138.
  9. Zaritskiy A.V. Garantii prav lichnosti pri realizatsii yuridicheskoy otvetstvennosti (voprosy teorii i praktiki): Dis. kand. yurid. nauk. Kolomna, 1999. S. 16.
  10. Ionov V.I. Biznes-pravo. M., 1998. S. 59; Predprinimatel'skoe pravo. M., 2000. S. 100.
  11. Konstitutsionnoe zakonodatel'stvo Rossii / Pod red. Yu.A. Tihomirova. M., 1999.
  12. Luchin V.O. Konstitutsionnye instituty // Sovremennyj konstitutsionalizm. Moskva, 1990. S. 35.
  13. Matuzov N.I. Pravovaya sistema i lichnost'. Saratov, 1987. S. 8 - 9.
  14. Mordovets A.S. Sotsial'no-yuridicheskiy mehanizm obespecheniya prav cheloveka i grazhdanina. Saratov, 1996.
  15. Nikolaev A. Problemy realizatsii printsipa razdeleniya vlastey v Konstitutsii Rossiyskoy Federatsii // Pravo i zhizn'. 2000. N 25. S. 12.
  16. Obschaya teoriya prava i gosudarstva: Uchebnik dlya yurid. vuzov / Pod red. akad. V.V. Lazareva. M., 1994. S. 187 - 192.
  17. Petrov S.M., Grudtsyna L.Yu. Konstitutsionnoe zakonodatel'stvo Rossii: problemy i perspektivy razvitiya // Gosudarstvo i pravo. 2010. N 7. S. 14 - 22.
  18. Petrov V.V. Ekologicheskiy kodeks Rossii (k prinyatiyu Verhovnym Sovetom RF Zakona "Ob ohrane okruzhayuschey prirodnoy sredy") // Vestnik MGU. Ser. 11. Pravo. 1993. N 3. S. 10 - 11.
  19. Sinyukova T.V. Yuridicheskie garantii kak metod regulirovaniya pravovogo polozheniya lichnosti // Voprosy teorii gosudarstva i prava. Mezhvuzovskiy sbornik nauchnyh rabot. Saratov, 1991. Vyp. 9. S. 150 - 160.
  20. Sotsialisticheskoe pravovoe gosudarstvo: kontseptsiya i puti realizatsii. M., 1990. S. 60 - 61.
  21. Talanina E.V. Voprosy pravovogo regulirovaniya ekonomicheskoy funktsii gosudarstva // Gosudarstvo i pravo. 1999. N 11. S. 74.
  22. Tolkachev H.B., Habibullin A.G. Lichnye konstitutsionnye prava i svobody grazhdan SSSR: sistema, harakteristiki, osobennosti realizatsii. Ufa, 1990. S. 46.
  23. Yakovlev V.F. Ot reformirovaniya k sovershenstvovaniyu sudebno-arbitrazhnoy sistemy, ukrepleniyu nezavisimosti sudebnoy vlasti // Vestnik VAS RF. 1998. N 4. S. 5.