Мудрый Юрист

Инновационные подходы в преподавании дисциплины "информационное право" *

<*> Статья рекомендована кафедрой информационного права, информатики и математики РПА Минюста России (протокол N 3 от 12 марта 2014 г.).

Рустикова Галина Сергеевна, преподаватель кафедры информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

Брюханов Николай Николаевич, аспирант кафедры информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации.

В статье рассматривается использование инновационных технологий в преподавании дисциплины "Информационное право", в том числе возможность использования ресурсов интерактивного научно-образовательного портала электронная "Юстиция", созданного кафедрой информационного права, информатики и математики Российской правовой академии Минюста России для подготовки высококвалифицированных кадров юристов - специалистов по информационному праву.

Ключевые слова: инновационные технологии, информационное право, юридическое образование.

Innovational approaches to teaching of subject "Information Law"

G.S. Rustikova, N.N. Bryukhanov

Rustikova Galina Sergeevna, lecturer of the department of information law, informatics and mathematics Russian legal academy the Ministry of justice of the Russian Federation.

Bryukhanov Nikolaj Nikolaevich, postgraduate student of the department of information law, informatics and mathematics Russian legal academy the Ministry of justice of the Russian Federation.

The article discusses the use of innovative technologies in the teaching discipline "Information law", including the possibility of resource use interactive scientific-educational portal of "electronic "Justice", created by the Department of information law, Informatics and mathematics of the Russian legal Academy of the Ministry of justice of Russia in training highly qualified lawyers specializing in information law.

Key words: innovative technologies, information law, legal education.

Интенсивное внедрение информационных технологий и формирование информационного общества в Российской Федерации неминуемо влекут за собой создание новых видов занятости, а значит, требуют непрерывной специальной подготовки и переподготовки кадров. В этих условиях необходимо произвести адаптацию существующих методик подготовки специалистов к требованиям информационного века для наиболее полного использования новых информационных технологий, мультимедиа, информационных и коммуникационных сетей, следовательно, ввести в образовательный процесс некоторые инновации.

Что касается инновационности того или иного метода преподавания любой учебной дисциплины вообще, она весьма относительна, ведь то, что для одного преподавателя (или учебного заведения) - инновация, для другого - обыденность и ежедневная рутина. А по мнению некоторых авторов <1>, учебная деятельность всегда инновационна (по отношению к обучающемуся. - Прим. авт.).

<1> А.М. Новиков, М.С. Пацекина и др.

В Российской правовой академии Минюста России (далее - РПА) преподавателями кафедры информационного права, информатики и математики (далее - кафедры) в процессе обучения активно используются инновационные технологии преподавания и различные информационно-коммуникационные технологии. Например, при изучении дисциплины "Информационное право" используются мультимедийные средства поддержки обучения (электронные презентации, образовательные видеофильмы и пр.); проводятся деловые игры и конкурсы с использованием ИКТ; применяются справочно-правовые системы в процессе поиска и обработки данных и т.д. Отдельно хотелось бы выделить использование в образовательном процессе ресурсов научно-образовательного портала электронная "Юстиция" http://pravoinfo.su/ (далее - портал), созданного в результате научной работы профессорско-преподавательского состава, выпускников и аспирантов кафедры. На наш взгляд, в настоящий момент использование ресурсов портала является самой инновационной технологией в преподавании дисциплин кафедры.

Портал ориентирован на выполнение разнообразных функций, связанных с правовой информацией: аналитических, образовательных, научно-исследовательских, оказание различных юридических услуг, совместной работы в поисках решений.

Ресурсы портала можно использовать не только в образовательных, просветительных, но и в воспитательных целях (видеоресурсы подраздела портала "Патриотическое воспитание").

Портал также является некоторым коммутатором нескольких информационных ресурсов, выполняя функции закладок в браузере или адресного блокнота, тем самым ускоряя процесс поиска необходимой информации.

Ресурсы портала организованы так, что можно найти интересующую информацию различными способами (по рубрикам (разделам/подразделам), отраслям права, по фамилиям, в разделе "Ведущие ученые" или с помощью строки поиска) и найти наиболее оптимальный из них.

Главная страница портала электронная "Юстиция" оформлена в виде таблицы и состоит из пяти больших разделов ("Мониторинг правоприменения", "Правовое просвещение", "Наука", "Образование", "Профессии") и двадцати четырех подразделов, и каждый из них выполняет свою функцию <2>.

<2> См.: Морозов А.В., Филатова Л.В., Остроушко А.В., Рустикова Г.С. Интерактивные ресурсы портала "Юстиция" в реализации Основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Правовая культура. 2012. N 1. С. 204 - 210.

С учетом разного восприятия учебного материала, несмотря на регулярно проводимые преподавателями кафедры консультации, в идеале видится необходимым дополнительное самостоятельное изучение непонятого лекционного материала. Для этого можно использовать не только учебно-методические комплексы, учебники и учебные пособия, но и видеолекции, которые можно остановить на паузу, перемотать назад и повторить в отличие от реальной лекции. Учебные материалы, необходимые для самостоятельного изучения дисциплин кафедры информационного права, информатики и математики, размещены на портале в соответствующем разделе "Образование". Эти материалы содержат гиперссылки на нормативно-правовую базу. Пользователю портала предоставляется возможность ознакомиться с "Глоссарием" и получить дополнительную "Справочную информацию" при нажатии на соответствующую ссылку. Существует фонд видеолекций. Все это позволяет пользователям портала проходить обучение дистанционно, что, несомненно, имеет свои преимущества и пока еще относится к инновациям в образовании.

Материалы раздела "Наука", расположенные в трех подразделах: "Ведущие ученые", "Конференции и публикации", "Диссертации", позволяют пользователям портала ознакомиться с диссертациями, авторефератами, материалами круглых столов и конференций по изучаемым проблемам информационного права, что дает возможность использовать их для цитирования в научных, исследовательских, полемических, критических и информационных целях.

В подразделе "Конференции и публикации" можно не только найти необходимые материалы для цитирования в своих работах, но и узнать о предстоящих конференциях, представить там результаты своей научно-исследовательской деятельности.

Для аспирантов, соискателей ученых степеней в подразделе "Диссертации" есть интересные видеоматериалы (видеолекции) о методах поиска, сбора, обработки информации для таких работ, как диссертация, о требованиях к их содержанию, различных тактических приемах при защите выводов научных исследований и т.п. Эта информация также будет полезна студентам, получающим знания по дисциплине "Информационное право".

В подразделе "Ведущие ученые" размещена информация о выдающихся ученых в различных отраслях права, в том числе информационного, а также результаты их исследований и научных работ, этот подраздел имеет перекрестные связи с другими ресурсами портала, позволяющие посмотреть учебные материалы, в том числе видеолекции, подготовленные этими учеными и размещенные на портале.

Раздел "Мониторинг правоприменения" предназначен для того, чтобы помочь пользователям портала оценить положения действующего законодательства в актуальном состоянии, ознакомиться с официальными и неофициальными толкованиями права, быть в курсе законопроектной деятельности государственных органов и общественного обсуждения проектов нормативных правовых актов, а также выявить пробелы отечественного законодательства и сформулировать предложения по его совершенствованию.

Подраздел "Законодательство" позволяет получать доступ к интернет-версиям информационно-правовых справочных систем (КонсультантПлюс, Гарант, Кодекс), к ресурсам сайта Научного центра правовой информации (НЦПИ), к ресурсам других сайтов, наиболее часто используемых для научно-исследовательской и образовательной деятельности. Эти ресурсы активно используются при изучении дисциплины "Информационное право".

Подраздел "Правовой анализ" посвящен проблемам применения нормативных правовых актов, изучению судебной практики и вопросам совершенствования законодательства по конкретной отрасли права. Для более качественного анализа в подавляющем большинстве случаев предоставляется возможность непосредственно с сайта обращаться к контексту документа и прослеживать его взаимосвязи с другими источниками права и иными явлениями социальной действительности.

Подраздел "Законопроектная инициатива" знакомит пользователя портала электронная "Юстиция" с деятельностью палат Федерального Собрания РФ по принятию законов, а также с работой исполнительных органов государственной власти, и прежде всего Минюста России, в сфере законотворческой инициативы. Из этого подраздела можно получить доступ к ресурсам, на которых проходит общественное обсуждение проектов нормативных правовых актов, и к тематическим интернет-форумам, посвященным нормотворческому процессу в нашей стране. В данном разделе можно ознакомиться с деятельностью Минюста России по выдаче заключений о соответствии законопроектов Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, правилам юридической техники.

Материалы подразделов "Бесплатная юридическая помощь" и "Вопросы и ответы" можно и нужно использовать в процессе обучения, ведь, изучив интересующую рубрику с вопросами и ответами, можно почерпнуть для себя полезную информацию.

Одним из отличительных признаков нового, инновационного образования <3>, по мнению А.М. Новикова, является неразделимая совокупность трех тесно взаимосвязанных процессов: обучения, воспитания и развития. Патриотическое воспитание является одним из приоритетных направлений в системе российского образования, способствующих формированию у граждан высокого патриотического сознания, готовности к выполнению гражданского долга. Этому посвящен целый подраздел портала "Патриотическое воспитание".

<3> Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. С. 34.

Таким образом, используя инновационные технологии в преподавании дисциплины "Информационное право", профессорско-преподавательский состав стремится к оптимизации учебного процесса путем придания объемности, наглядности изучаемого материала, освоению практических навыков, необходимых в дальнейшей деятельности будущих высококвалифицированных кадров юристов - специалистов по информационному праву.

Литература

  1. Морозов А.В., Филатова Л.В., Остроушко А.В., Рустикова Г.С. Интерактивные ресурсы портала "Юстиция" в реализации Основ государственной политики в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан // Правовая культура. 2012. N 1. С. 204 - 210.
  2. Новиков А.М. Методология учебной деятельности. М.: Эгвес, 2005. С. 34.

Bibliography

  1. Morozov A.V., Filatova L.V., Ostroushko A.V., Rustikova G.S. "Interaktivny'e resursy' portala "Yustitsiya" v realizatsii Osnov gosudarstvennoj politiki v sfere razvitiya pravovoj gramotnosti i pravosoznaniya grazhdan" ["Interactive resources of portal "Justice" in implementation of the Fundamentals of State Policy in the Sphere of Development of Legal Literacy and Legal Consciousness of Citizens"]. Legal Culture - Pravovaya kul'tura, 2012, no. 1, pp. 204 - 210.
  2. Novikov A.M. Metodologia uchebnoj deyatel'nosti [Methodology of educational activities]. Moscow, "E'gves" Publ., 2005. P. 34.