Мудрый Юрист

Зачет и возврат излишне уплаченных налогов и возврат бюджетных ссуд и кредитов

Ситуации, когда налогоплательщик в силу различных причин излишне уплачивает в бюджет тот или иной налог либо получатель бюджетных средств не возвращает или несвоевременно возвращает полученные на возвратной основе средства, являются достаточно распространенными на практике.

Наиболее актуальны вопросы, связанные с возвратом из бюджета излишне уплаченных или взысканных сумм налогов, а также с возвратом полученных на возвратной основе бюджетных средств.

Действовавшее ранее финансовое законодательство не содержало порядка разрешения подобных ситуаций. Порядок возврата излишне уплаченных денежных средств регулировался инструкцией Госналогслужбы РФ, которая во многом ущемляла права налогоплательщиков. С принятием части первой Налогового кодекса РФ впервые данный вопрос регламентирован на законодательном уровне. Статья 78 НК РФ устанавливает порядок проведения зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора, пени. Казалось бы, введение в действие указанных норм должно было снять возникающие вопросы. Однако некоторые формулировки и неудачная редакция указанной статьи, по мнению Воробьевой В., Грековой И., Сомова Л., Титовой Г., Шубина Д.А., порождают неоднозначное толкование <*>. Президиум ВАС РФ высказал свою позицию по данному вопросу в Постановлении от 05.09.2000 N 4520/00 <**>.

<*> Воробьева В. Зачет или возврат излишне уплаченного налога // Финансовая газета. 2003. N 46; Шубин Д.А. Проблемы возврата из бюджета косвенных налогов // Финансовые и бухгалтерские консультации. 2002. N 1; Сомов Л. Порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2003. N 43; Грекова И. Возврат излишне уплаченных сумм налога // Финансовая газета. Региональный выпуск. 2002. N 43; Титова Г. Возврат и зачет сумм налоговых платежей // Финансовая газета. 1999. N 33.
<**> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 11.

На практике встречаются также ситуации, когда вследствие неправильного определения подлежащей уплате суммы налога в результате, например, налоговой проверки с налогоплательщика в бесспорном порядке взыскивается излишняя сумма налога. Разрешению подобных ситуаций посвящена ст. 79 Налогового кодекса РФ.

Как уже упоминалось выше, ст. 78 Налогового кодекса РФ регулирует порядок возврата и зачета сумм налога, излишне уплаченных самим налогоплательщиком. В случае если указанные суммы были излишне взысканы налоговым органом, то при их возврате применяются правила ст. 79 НК РФ.

По мнению некоторых авторов, вопросы, связанные с зачетом или возвратом излишне уплаченного налога, решаются налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не установлено Налоговым кодексом РФ <*>. В случае излишней уплаты налогов или сборов в связи с пересечением товаров через таможенную границу Российской Федерации указанные вопросы разрешаются таможенными органами. Установленные статьей 78 НК РФ правила применяются также при зачете или возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

<*> Савинко Т.В. Реализация права налогоплательщика на возврат излишне уплаченных в бюджет денежных средств // Бухгалтерский учет. 2002. N 6; Зайцев Б.З. Исполнение налогоплательщиками обязанности по уплате налогов // Бухгалтерский учет. 2000. N 22.

Налоговый кодекс РФ возлагает на налоговый орган обязанность сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и его сумме не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. При выявлении фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении совместной выверки уплаченных налогов. Результаты такой выверки оформляются актом, который подписывается налоговым органом и налогоплательщиком.

В случае если излишняя уплата налога произошла в результате неправильного исчисления налоговой базы и ошибка была обнаружена самим налогоплательщиком, то он может подать заявление о возврате или зачете суммы излишне уплаченного налога.

В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ излишне уплаченные суммы налога могут быть: 1) зачтены в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам; 2) направлены на погашение недоимки; 3) возвращены налогоплательщику.

  1. Зачет излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей.

Зачет излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Налоговый орган обязан вынести решение о проведении зачета в течение пяти дней после получения такого заявления. Зачет в счет предстоящих платежей проводится при условии, что данная сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога (п. 4 ст. 78 НК РФ).

Например, предприятие перечислило в бюджет налог на прибыль. В дальнейшем была выявлена ошибка в исчислении налоговой базы, в результате которой в федеральный бюджет сумма налога излишне уплачена. В данном случае предприятие вправе зачесть сумму излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей по налогу на прибыль или иному налогу, если данная сумма также направляется в федеральный бюджет. Если сумма налогов направляется в бюджет субъекта РФ или в местный бюджет, зачет не производится.

  1. Зачет излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки.

Сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки по заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа (п. 5 ст. 78 НК РФ). Таким образом, по общему правилу зачет в счет погашения недоимки либо задолженности по пеням осуществляется на основании заявления налогоплательщика. Однако налоговый орган вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам. Право на осуществление зачета имеющейся у налогоплательщика переплаты в счет погашения задолженности по пеням налоговому органу не предоставлено.

В отличие от зачета излишне уплаченных сумм налога в счет предстоящих платежей срок проведения зачета в счет погашения недоимки НК РФ не установлен.

Пункт 6 ст. 78 Налогового кодекса РФ содержит норму, устанавливающую, что налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении о зачете излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей либо в счет погашения недоимки или задолженности по пеням не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Таким образом, комплексный анализ приведенных норм позволяет сделать вывод, что решение о зачете излишне уплаченных сумм налога в счет погашения недоимки либо задолженности по пеням должно быть принято в течение двух недель с момента подачи заявления налогоплательщика, и в этот же срок налоговый орган обязан проинформировать об этом налогоплательщика.

Правовые последствия вынесения такого решения содержатся в п. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым обязанность по уплате налога считается исполненной после вынесения налоговым органом решения о зачете излишне уплаченных сумм налогов.

Необходимо обратить внимание, что в отличие от нормы, содержащейся в п. 9 ст. 78 НК РФ, которая предусматривает начисление процентов за нарушение сроков возврата налогоплательщику излишне уплаченных сумм налогов, проценты за нарушение налоговыми органами сроков проведения зачета не начисляются.

  1. Возврат излишне уплаченного налога.

Возврат излишне уплаченной суммы налога производится по письменному заявлению налогоплательщика. Ему может быть отказано в возврате данной суммы только при наличии у него недоимки по уплате налогов и сборов или задолженности по пеням, которые начислены тому же бюджету (внебюджетному фонду). Возврат налогоплательщику излишне уплаченной суммы производится только после зачета указанной суммы в счет погашения недоимки (задолженности) <*>.

<*> См.: Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 августа 2003 г. N А65-18100/02-СА2-9; Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 октября 2000 г. N А55-5143/00-37.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении этого срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата (в настоящее время процентная ставка рефинансирования установлена в размере 16% годовых). В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, проценты начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу ЦБ России на день, когда был излишне уплачен налог (п. 9 ст. 78 НК РФ).

Данной статьей предусмотрен административный порядок возврата сумм излишне уплаченных налогов (сборов) и пеней. Излишне взысканные налоги (сборы), пени могут быть возвращены или в административном, или в судебном порядке.

Административный порядок возврата излишне уплаченных налогов нельзя отождествлять с досудебным порядком урегулирования спора. В соответствии с п. 3 ст. 4 АПК РФ досудебный (претензионный) порядок урегулирования спора устанавливается федеральным законом.

Для примера можно привести положение п. 1 ст. 104 НК РФ, согласно которому до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику (иному лицу) добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. Как видно из этой нормы, на момент предъявления претензии между налоговым органом и налогоплательщиком существует спор по уплате налогов <*>.

<*> Савинко Т.В. Реализация права налогоплательщика на возврат излишне уплаченных в бюджет денежных средств // Бухгалтерский учет. 2002. N 6.

Однако факт перечисления денежных средств в бюджет не является основанием возникновения налогового спора, поскольку до направления налогоплательщиком заявления в налоговый орган у последнего отсутствует обязанность по возврату сумм излишне уплаченного налога.

Таким образом, до обращения в налоговый орган налогоплательщик не сможет доказать в суде нарушения его права, и в соответствии с п. 1 ст. 4 АПК РФ в иске будет отказано.

В п. 22 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.01 N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" судам даны указания о том, что обращение налогоплательщика в суд с иском о возврате или зачете излишне уплаченных сумм налогов и пеней возможно только в случае отказа налогового органа в удовлетворении упомянутого выше заявления либо неполучения налогоплательщиком ответа в установленный законодательством срок <*>.

<*> Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2001. N 7.

Иная ситуация возникает при излишнем взыскании сумм налогов. В соответствии с п. 2 ст. 46 НК РФ взыскание налога производится по решению налогового органа. Принятие неправомерного решения является основанием для обращения в суд. Однако законодатель предлагает налогоплательщику выбор между административным и судебным порядком разрешения вопроса о возврате излишне взысканных налогов.

Пленум ВАС РФ определил категории дел, возникающих при разрешении вопроса о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов. В п. 25 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 N 5 указано, что "в случае возникновения спора между налогоплательщиком и налоговым органом по вопросу осуществления зачета сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов и пеней, в том числе по причине разногласий о размере переплаты, такой спор может быть передан налогоплательщиком на рассмотрение суда" <*>.

<*> См.: Там же.

Если налогоплательщик полагает, что решение налогового органа об отказе в зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм в счет погашения имеющейся у него недоимки нарушает его права, он может оспорить такое решение в суде на основании ст. 22 АПК РФ путем предъявления иска о признании недействительным решения налогового органа.

В том случае, если налоговый орган не принимает никакого решения по заявлению налогоплательщика, поданному в соответствии со ст. 78 и 79 НК РФ, либо в случае, когда между налогоплательщиком и налоговым органом возник спор о том, можно ли считать конкретную сумму налога уплаченной в соответствии с п. 2 ст. 45 НК РФ, налогоплательщик вправе обжаловать действия (бездействие) налогового органа (должностного лица) путем предъявления иска о зачете уплаченных сумм. Исковой порядок обжалования действий (бездействия), решения налогового органа закреплен ст. 138 НК РФ.

Этими разъяснениями необходимо руководствоваться и при решении вопроса о возврате излишне уплаченных или взысканных сумм налогов. При этом отсутствие решения суда о признании недействительным решения налогового органа и незаявление истцом ходатайства о рассмотрении такого требования не лишает его права на защиту иным способом, то есть путем предъявления иска о возврате денежных средств <*>.

<*> Постановление Президиума ВАС РФ от 11.06.96 N 938/96 // Вестник ВАС РФ. 1996. N 9.

Возникает вопрос: являются ли эти иски неимущественными? Ведь налогоплательщик требует возврата определенной суммы денежных средств, которую он может увеличить или уменьшить в процессе рассмотрения спора.

Будет ли при этом изменен предмет иска (ст. 37 АПК РФ)?

Эти обстоятельства имеют значение и при решении вопроса о размере госпошлины, подлежащей уплате при обращении в суд.

В п. 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.01 N 5 указано, что налогоплательщик подает заявление о возврате излишне уплаченных сумм налога либо об их зачете в счет предстоящих платежей или в счет имеющейся задолженности, одновременно обязывая налоговый орган рассмотреть заявление в соответствии с определенными ст. 78 НК РФ правилами и в установленные сроки принять по нему решение.

Из этого следует, что, если эта обязанность не исполнена, налогоплательщик вправе потребовать исправить нарушение закона, предъявив иск о признании незаконными действий (бездействия) должностного лица. Суд должен восстановить нарушенное право, обязав налоговый орган принять правомерное решение либо произвести возврат. В соответствии с подп. 4 п. 2 ст. 4 Закона РФ от 09.12.91 N 2005-1 "О государственной пошлине" иски об обязании исполнить обязанность в натуре являются неимущественными и оплачиваются в десятикратном размере минимальной месячной оплаты труда <*>. В таком же размере оплачиваются иски о признании недействительными актов государственных и иных органов.

<*> См.: Российская газета. 1992. 12 марта.

Нельзя однозначно сделать вывод об имущественном характере исков о возврате денежных средств исходя из ст. 92 АПК РФ, поскольку они не относятся к искам о взыскании. Иначе обстоит дело, когда на сумму, подлежащую возврату, начисляются проценты. В данном случае проценты, по сути, не возвращаются, а взыскиваются.

В арбитражный суд предъявляются иски с различными требованиями: об обязании налогового органа возвратить излишне уплаченные либо взысканные суммы налогов; о возврате и о взыскании этих сумм.

В Постановлении Президиума ВАС РФ от 07.03.2000 N 6344/99 указано, что ответчиком по делу может быть как налоговый орган, так и должностное лицо, что предусмотрено п. 5 ст. 22 АПК РФ, ст. 138 НК РФ <*>.

<*> См.: Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 2000. N 5.

В НК РФ содержатся определенные требования к порядку зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога. Так, зачет (возврат) производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика без начисления процентов на эту сумму. Согласно ст. 83 НК РФ налогоплательщик должен встать на налоговый учет по: местонахождению организации; местонахождению обособленных подразделений; месту жительства физического лица; местонахождению принадлежащего организации (физическому лицу) недвижимого имущества и транспортных средств.

Если налогоплательщик состоит на учете в нескольких налоговых органах, то заявление о зачете или возврате налога подается в тот налоговый орган, который ведет учет платежей в соответствующий бюджет.

Например, организация зарегистрирована в Москве и имеет филиалы в Санкт-Петербурге, Калуге и Московской области, не имеющие отдельного баланса и расчетного счета. При расчете налога на прибыль за 9 месяцев 2000 г. была допущена арифметическая ошибка, в результате которой произошла переплата налога в целом по организации в сумме 10000 руб., из которых:

2000 руб. - переплата в федеральный бюджет;

2000 руб. - переплата в бюджет Москвы;

2000 руб. - переплата в бюджет Санкт-Петербурга;

1000 руб. - переплата в бюджет Калуги;

3000 руб. - переплата в бюджет Московской области.

В этой ситуации для возврата или зачета переплаты в федеральный бюджет и бюджет Москвы организации следует подать заявление в Московскую налоговую инспекцию, по переплате в бюджеты Санкт-Петербурга, Калуги и Московской области - в налоговые инспекции Санкт-Петербурга, Калуги и Московской области соответственно <*>.

КонсультантПлюс: примечание.

Статья Борисова А.В. "О порядке зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов" включена в информационный банк согласно публикации - М.: "Финансы", N 9, 2001.

<*> Борисов А.В. О порядке зачета и возврата излишне уплаченных и излишне взысканных сумм налогов // Аудиторские ведомости. 2001. N 4.

Налоговый орган обязан сообщить налогоплательщику о каждом ставшем известным налоговому органу факте излишней уплаты налога и сумме излишне уплаченного налога не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта. В случае обнаружения фактов, свидетельствующих о возможной излишней уплате налога, налоговый орган вправе направить налогоплательщику предложение о проведении выверки уплаченных налогов, чтобы окончательно определиться, был ли факт излишней уплаты и какова излишне уплаченная сумма. Результаты такой выверки оформляются актом, подписываемым налоговым органом и налогоплательщиком.

Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. Налоговый орган обязан проинформировать налогоплательщика о вынесенном решении, о зачете (возврате) сумм излишне уплаченного налога не позднее двух недель со дня подачи заявления о зачете.

Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченного налога, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей на дни нарушения срока возврата.

Например, организация 05.08.2000 подала заявление о возврате излишне уплаченного в федеральный бюджет налога в размере 10000 руб. Недоимка по налогам и задолженность по пени перед федеральным бюджетом отсутствовали. По истечении календарного месяца со дня подачи заявления налог возвращен не был. Излишне уплаченная сумма была перечислена налоговым органом на расчетный счет налогоплательщика 01.11.2000. Ставка рефинансирования до указанной даты включительно оставалась неизменной - 16% годовых.

В соответствии с п. 9 ст. 78 НК РФ срок возврата излишне уплаченной суммы налога истек 05.09.2000. Таким образом, проценты должны начисляться за 57 дней со дня, следующего за днем истечения срока возврата, по день возврата включительно. Размер процентов, подлежащих уплате, составит: (10000 руб. х 16% х 57 дней) : 365 дней = 249,86 руб., где 10000 руб. - сумма излишне уплаченного налога; 16% - ставка рефинансирования ЦБ РФ; 365 дней - количество дней в году; 57 дней - период, за который начисляются проценты.

В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то проценты начисляются на сумму излишне уплаченного налога, пересчитанную по курсу ЦБ РФ на день, когда произошла излишняя уплата налога. Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте РФ. Аналогичный порядок зачета (возврата) излишне уплаченных сумм сбора и пеней распространяется на налоговых агентов и плательщиков сборов. Также производится зачет (возврат) излишне уплаченных сумм налогов (сборов) в связи с перемещением товаров через таможенную границу России. При этом таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие контроль за уплатой налогов и сборов, пользуются правами и несут обязанности, предусмотренные гл. 12 НК РФ.

Зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога производится в валюте Российской Федерации. В случае если уплата налога производилась в иностранной валюте, то суммы излишне уплаченного налога принимаются к зачету или подлежат возврату в валюте Российской Федерации по курсу Центрального банка РФ на день, когда излишне уплачен налог.

Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает правовые основы предоставления бюджетных средств заемщикам на возвратной и возмездной основах.

Бюджетные средства на возвратной основе предоставляются в форме бюджетных ссуд другим уровням бюджетной системы Российской Федерации и бюджетных кредитов юридическим лицам.

Бюджетная ссуда - это бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. Бюджетный кредит может быть предоставлен юридическому лицу, как являющемуся, так и не являющемуся государственным или муниципальным унитарным предприятием и бюджетным учреждением.

Возможности федерального бюджета по предоставлению организациям бюджетного кредита как одной из форм расходов федерального бюджета могут быть оценены исходя из положения, установленного Указом Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1484 "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" <*>, согласно которому Правительству Российской Федерации поручено предусматривать при разработке проектов федерального бюджета на 1995 и последующие годы направление до 4% совокупных расходов федерального бюджета на предоставление краткосрочной финансовой поддержки предприятиям <**>. Причем указанная финансовая поддержка предоставляется предприятиям на возвратной основе и за плату в размере, обеспечивающем уплату процентов по государственному долгу.

<*> См.: СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1196.
<**> См.: Указ Президента Российской Федерации от 08.07.94 N 1484 "О порядке предоставления финансовой поддержки предприятиям за счет средств федерального бюджета" // СЗ РФ. 1994. N 11. Ст. 1196.

В свою очередь, средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, в том числе средства, получаемые от продажи имущества и другого обеспечения, переданного получателями бюджетных кредитов, бюджетных ссуд соответствующим федеральным органам исполнительной власти в качестве обеспечения обязательств по бюджетным кредитам и бюджетным ссудам, составляют доходную часть федерального бюджета <*>. Плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в федеральный бюджет и, как правило, аккумулируются на лицевых счетах Главного управления федерального казначейства Минфина России с последующим направлением на те же цели.

<*> См.: Ялбулганов А.А. Правовое регулирование государственного и муниципального кредитов // Гражданин и право. 2002. N 3.

Так, согласно распоряжению Мэра Москвы от 3 мая 2001 г. N 426-РМ "О бюджетном кредите в городе Москве" <*> к основным целям бюджетного кредитования относятся: финансовая поддержка проектов и программ развития субъектов предпринимательской деятельности, реализуемых за счет собственных и привлеченных средств предприятий и организаций; предоставление средств бюджета города Москвы на возвратной и возмездной основе на пополнение оборотных средств предприятий и организаций, поставляющих продукцию, выполняющих работы и оказывающих услуги в рамках городского заказа, реализующих городские инвестиционные проекты, а также осуществляющих поставку продукции для первоочередных потребностей инфраструктуры городского хозяйства; формирование, размещение и обслуживание общегородских резервов продовольствия, топливно-энергетических ресурсов и других видов сырья и материалов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности города и сохранения стабильной ценовой политики по группам товаров, входящих в "потребительскую корзину" жителей города Москвы; предоставление бюджетного кредита в случаях нанесения хозяйствующему субъекту значительного материального ущерба в результате стихийных бедствий и других обстоятельств непреодолимой силы.

<*> Распоряжение Мэра Москвы от 3 мая 2001 г. N 426-РМ "О бюджетном кредите в городе Москве" // Вестник мэрии Москвы. 2001. N 19.

Невозврат либо несвоевременный возврат бюджетных средств, полученных на возвратной основе, по истечении установленного для их возврата срока, неперечисление либо несвоевременное перечисление процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, а также нецелевое использование бюджетных средств влечет применение к получателю бюджетного кредита санкций, предусмотренных статьями 289, 290, 291 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

В случае невозврата кредита оформление прав собственности на заложенное недвижимое имущество осуществляется Департаментом государственного и муниципального имущества города Москвы по представлению главных распорядителей бюджетных средств, указанных в пункте 5 настоящего распоряжения <*>.

<*> Распоряжение Мэра Москвы от 3 мая 2001 г. N 426-РМ "О бюджетном кредите в городе Москве" // Вестник мэрии Москвы. 2001. N 19.

В соответствии с БК РФ сторону Российской Федерации в договорах о предоставлении средств федерального бюджета на возвратной основе по поручению Правительства Российской Федерации представляет Минфин России. Это Министерство обеспечивает предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов в пределах лимита средств, утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, и в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.

Пункт 10 ст. 76 Бюджетного кодекса РФ гласит, что "нарушение установленного порядка предоставления бюджетных кредитов финансовыми органами, а также принятие в обеспечение имущества низкой ликвидности является нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации и основанием для привлечения к ответственности должностных лиц, допустивших выдачу кредита с нарушением установленного порядка". В связи с тем что законодатель установил по отдельным правоотношениям обратную силу действия всех норм Бюджетного кодекса <*>, нарушение порядка выдачи бюджетных кредитов и ссуд в первую очередь должно повлечь за собой привлечение к ответственности виновных в данных проступках лиц, а вовсе не заемщиков.

<*> См. ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 09.07.99 N 159-ФЗ "О введении в действие БК России" // СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3492.

На практике же на нарушение порядка выдачи кредита, который в силу указания п. 3 ст. 8 Закона N 159-ФЗ "О введении в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации" должен был быть соблюден, и на момент предоставления кредита, как считает Каровайчик Д., заинтересованные органы закрывают глаза, но на основании названной нормы применяют предусмотренные ст. 282 Кодекса меры ответственности к нарушителям бюджетного законодательства, что предполагает применение этих мер за нарушения законов, о которых никто не знал и не мог знать, поскольку они вступили в силу намного позднее совершения действий, дающих основание для применения мер взыскания <*>.

<*> Каровайчик Д. Обратная сила Бюджетного кодекса РФ // ЭЖ-Юрист. 2003. N 2.

По мнению Киреева А., в случаях, установленных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации, в договоре о предоставлении бюджетного кредита Российскую Федерацию могут представлять и иные государственные органы, а также бюджетные учреждения <*>. Это положение БК РФ отличается от положения ст. 819 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ), согласно которому в роли кредитора по кредитному договору может выступать только банк или иная кредитная организация, имеющая соответствующую лицензию Банка России <**>.

<*> Киреев А. Финансирование организаций путем предоставления бюджетного кредита // Финансовая газета. 1999. N 40 - 41.
<**> Приказ Минфина РФ и Минэкономики РФ от 10 августа 1999 г. NN 52н, 400 "Об утверждении формы типового соглашения о предоставлении и возврате бюджетных ссуд под высокоэффективные контракты, заключенные на производство и поставку продукции, в том числе на экспорт". Текст Приказа официально опубликован не был.

По поручению Правительства Российской Федерации в подготовке предложений о предоставлении бюджетного кредита либо об отказе в его предоставлении помимо Минфина России могут принимать участие, как считает Киреев А., и иные федеральные органы исполнительной власти <*>.

<*> Киреев А. Финансирование организаций путем предоставления бюджетного кредита // Финансовая газета. 1999. N 40 - 41; Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 18 октября 2001 г. N 1989-III ГД "Об Отчете о работе Счетной палаты Российской Федерации за 2000 год" // СЗ РФ. 2001. N 45. Ст. 4223.

Минфин России разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации для направления в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект бюджета на очередной финансовый год, указывая в нем в том числе цели, на которые может быть предоставлен бюджетный кредит, условия и порядок их предоставления, лимиты предоставления бюджетных кредитов на срок в пределах года и на срок, выходящий за пределы бюджетного года, а также ограничения по субъектам использования бюджетных кредитов.

Например, согласно ст. 44 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" Правительство Российской Федерации вправе приостанавливать и уменьшать финансирование за счет предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов.

Кроме того, Минфин России подготавливает предложения, определяющие политику Правительства Российской Федерации по предоставлению бюджетных средств на возвратной основе, и о порядке предоставления бюджетных ссуд и бюджетных кредитов. Разрабатываются также соответствующие внутренние документы, определяющие правила предоставления бюджетных кредитов и бюджетных ссуд, ведения реестров всех предоставленных бюджетных кредитов по получателям бюджетных кредитов, составления отчетов о предоставлении и погашении бюджетных кредитов.

Согласно ст. 71 Федерального закона от 23 декабря 2003 г. N 186-ФЗ "О федеральном бюджете на 2004 год" средства, поступающие в счет возврата ранее выданных из федерального бюджета ссуд и бюджетных кредитов, вносятся в федеральный бюджет.

Бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

При выделении конкретных сумм средств любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных федеральным бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в федеральном бюджете, являются нарушением бюджетного законодательства Российской Федерации.

В соответствии со ст. 236 БК РФ размещение бюджетных средств на банковских депозитах, получение дополнительных доходов в процессе исполнения бюджета за счет размещения бюджетных средств на банковских депозитах и передача полученных доходов в доверительное управление не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Бюджетные кредиты предоставляются юридическим лицам на основании договора, заключенного в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации с учетом положений БК РФ и иных нормативных правовых актов на условиях и в пределах лимитов, предусмотренных федеральным бюджетом на соответствующий год.

Предоставление бюджетных кредитов государственным или муниципальным унитарным предприятиям допускается на возмездной и безвозмездной основе. Другим организациям бюджетный кредит может быть предоставлен на условиях возмездности и только при условии предоставления заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату указанного кредита.

Обязательное условие предоставления бюджетного кредита - предварительная проверка финансового состояния получателя бюджетного кредита финансовым органом или по его поручению уполномоченным органом. Уполномоченные органы имеют право на проверку получателя бюджетного кредита в любое время действия кредитного договора. Уполномоченные органы проводят также проверку целевого использования бюджетного кредита.

Минфин России организует проверки финансового состояния получателя бюджетного кредита и использования бюджетного кредита через Главное управление федерального казначейства, территориальные органы Федерального казначейства и территориальные контрольно-ревизионные органы.

Средства бюджетного кредита перечисляются заемщику на его бюджетный счет в кредитной организации. Заемщик самостоятельно осуществляет операции и платежи за счет средств бюджетного кредита в соответствии с целями бюджетного кредита в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Статьей 163 БК РФ определено, что получатели бюджетных средств обязаны эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением, своевременно и в полном объеме возвращать их, своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, своевременно представлять отчет и иные сведения об их использовании.

Способами обеспечения исполнения обязательств по возврату бюджетного кредита могут быть только поручительства, банковские гарантии, залог имущества, в том числе в виде акций, иных ценных бумаг, паев, в размере не менее 100% предоставляемого кредита. Обеспечение исполнения обязательств должно иметь высокую степень ликвидности. Оценка имущества, предоставленного в обеспечение получения бюджетного кредита, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. При неспособности заемщика обеспечить исполнение обязательств по бюджетному кредиту указанными способами бюджетный кредит не предоставляется.

Бюджетный кредит может быть предоставлен только тем юридическим лицам, которые не имеют просроченной задолженности по ранее предоставленным бюджетным средствам на возвратной основе.

По мнению Друговой Ю.В., одна из проблем, связанных с предоставлением бюджетных ссуд и кредитов, состоит в том, что эта помощь предоставляется только ближе к концу финансового года, хотя рассчитана на использование в течение всего финансового года <*>. В результате сумму, рассчитанную на 12 месяцев, организация - получатель такой помощи должна израсходовать за два-три месяца, чтобы уложиться в сроки <**>. К тому же организация должна израсходовать финансовую помощь строго на цели, определенные в бюджетном законодательстве, и отчитаться по установленным формам. На самом деле формы отчетности довольно неопределенны, и организациям, как правило, не составляет труда представить отчет, включив в него значительные расходы на выплату заработной платы, на закупку дорогостоящего сырья и т.п. Для организации проблематичнее бывает вовремя израсходовать финансовую помощь. Если же финансовая помощь не была использована по целевому назначению или в установленные сроки, то в соответствии с п. 2 ст. 78 БК РФ эти бюджетные средства подлежат возврату в соответствующий бюджет. Кроме того, в законодательстве предусмотрена ответственность за нецелевое использование бюджетных средств (ст. 289 БК РФ, ст. 15.14 КоАП РФ) <***>.

<*> См.: Другова Ю.В. Использование бюджетных средств коммерческими организациями: правовой аспект // Законодательство и экономика. 2003. N 1.
<**> Постановление Правительства Московской области от 17 октября 2002 г. N 466/39 "О выделении бюджетных кредитов муниципальным образованиям Московской области" // Информационный вестник Правительства Московской области. 2002. N 12; Постановление Правительства Московской области от 31 декабря 2002 г. N 648/51 "О выделении бюджетного кредита муниципальному образованию "Чеховский район Московской области". Текст Постановления официально опубликован не был.
<***> Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 февраля 2002 г. N КГ-А41/612-02. Текст Постановления официально опубликован не был.