Мудрый Юрист

Экономическая безопасность оффшорного бизнеса: аспекты налоговой оптимизации

Бауэр Владимир Петрович, директор центра исследований критериев и показателей безопасности Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, доцент.

Пинская Миляуша Рашитовна, директор Института налоговой политики и налогового администрирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, доктор экономических наук, доцент.

Агеева Елена Сергеевна, ведущий научный сотрудник центра исследований критериев и показателей безопасности Института проблем экономической безопасности и стратегического планирования Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, кандидат философских наук.

В статье рассматриваются проблемы экономической безопасности оффшорного бизнеса в условиях совершенствования законодательства по трансфертному ценообразованию и использованию территорий с низким уровнем налогообложения.

Ключевые слова: экономическая безопасность, оффшорный бизнес, оффшорная зона, налоговая оптимизация, трансфертное ценообразование, проблема резидентства.

Economic security of the offshore business: aspects of tax optimization

V.P. Bauer, M.R. Pinskaya, E.S. Ageeva

Bauer Vladimir Petrovich, head of center Security Problems and Strategic Planning Institute of Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics, associate professor.

Pinskaya Milyausha Rashitovna, director of Institute of a tax policy and tax administration of Financial University under the Government of the Russian Federation, Doctor of Economics, associate professor.

Ageeva Elena Sergeevna, leading researcher Security Problems and Strategic Planning Institute of Financial University under the Government of the Russian Federation, Candidate of philosophical sciences.

The article considers the problems of economic security the offshore business in the conditions of legislation improvement on transfer pricing and use of the territories with a low level of the taxation.

Key words: economic security, offshore business, offshore zone, tax optimization, transfer pricing, residence problem.

В экономической литературе научного профиля понятие "экономическая безопасность" ассоциируется с законопослушными хозяйствующими субъектами, защищающими свой бизнес от различного рода внутренних и внешних угроз, рисков и прочих посягательств. К числу этих субъектов относится как национальная экономика в целом, так и экономика региона, города, муниципального образования и отдельного предприятия. Можно считать, что на данный момент указанная тема достаточно исследована и в ее рамках получены впечатляющие положительные результаты, изложенные как в учебно-методической литературе [1], так и в научных исследованиях [2], [3], [4], [5], [6]. Вместе с тем известно, что многие субъекты мировой и российской экономической деятельности активно участвуют в оффшорном бизнесе. Оффшорные сделки опираются не только на договоры купли-продажи, но и на лизинговые комиссионные, трастовые, страховые и другие договорно-правовые формы их осуществления. Зарубежные оффшорные компании используются в процессе текущего и долгосрочного финансирования российских проектов из-за рубежа. В схемах этого типа обычно широко используются специализированные компании, расположенные в зонах налоговых льгот. В последние годы российские банки и финансовые компании используют оффшорные схемы деятельности на мировых рынках ценных бумаг. Растет роль оффшорных схем в формировании транснациональных хозяйственных систем, когда оффшорные фирмы встраиваются в сеть внешних филиалов российских предприятий. Оффшорные схемы также нацелены на преодоление иностранных налоговых барьеров.

В большинстве стран мира оффшорный бизнес пресекается официальными органами власти из-за ущерба, который он приносит национальным экономикам. Так, по сведениям газеты Guardian [7], "... анализ с использованием данных МВФ, Банка международных расчетов и национальных центробанков показал, что объем теневого богатства, хранящегося на незадекларированных счетах, равен как минимум 21 триллиону долларов, а как максимум - 32 триллионам. Эта сумма соответствует десятой части всего объема мирового богатства, оцененного Credit Suisse в 231 триллион долларов в середине 2011 года. Наибольшие потери от оффшоров несут богатые природными ресурсами и полезными ископаемыми, и особенно нефтью, страны. К примеру, за последние два десятилетия из России, согласно данным экономиста Джеймса Генри, изложенным в интервью газете Observer (цитируется по материалу журнала "Эксперт"), вывезли 798 млрд. долларов. Из Кувейта в 1970 - 2010 гг. - 496 млрд., Венесуэлы - 406 млрд., Саудовской Аравии - 308 млрд., Нигерии - 306 млрд. Россию опережает Китай с его 1189 млрд. долларов, но эти деньги китайские неплательщики вывезли в налоговые гавани не за 20, а за 30 лет. В количественном исчислении по общему объему вывезенных капиталов с Россией могла бы поспорить маленькая Южная Корея, но ее 779 млрд. долларов южнокорейцы спрятали в оффшорах за четыре десятилетия. Большие потери от любителей прятать деньги за границей понесли Бразилия - 520 млрд. долларов, Мексика - 417 млрд., Индонезия - 331 млрд. Для сравнения, Соединенные Штаты потеряли от уклонистов за 40 лет порядка 300 млрд. долларов".

На фоне этих данных становится понятным, почему проблема применения компаниями схем уклонения от налогообложения с использованием низконалоговых территорий является актуальной для Российской Федерации. Как свидетельствует информация о доходах, полученных иностранными организациями, и о суммах налогов, удержанных с крупнейших налогоплательщиков федерального уровня инспекциями Федеральной налоговой службы (далее - ФНС), значительная доля денежных средств, перечисляемых за границу, направляется в адрес низконалоговых территорий в виде дивидендов, возвратов займов, оплаты процентов по займам, выплат купонного дохода и роялти.

Отметим также, что потери экономики России от оффшорного бизнеса существенно наращиваются потерями, связанными с незаконными финансовыми операциями. Так, по официальным данным, "... в 2013 году в отечественной кредитно-финансовой сфере совершено более 42 тысяч преступлений, из них почти 16 процентов - в крупном и особо крупном размерах. Ущерб только от выявленных преступлений за последние три года составил свыше 20 миллиардов рублей" [8].

Принятый в России Закон о противодействии нелегальным финансовым операциям [9], планируемое введение в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее - НК РФ) понятия необоснованной налоговой выгоды, а в Уголовный кодекс Российской Федерации - ответственности за ее получение вплоть до конфискации имущества [10], ужесточение принципов двойного налогообложения в целях раскрытия конечного бенефициара [11] могут серьезно подорвать основы механизмов обеспечения экономической безопасности оффшорного бизнеса. Это связано еще и с тем, что в большинстве оффшорных зон экономическая безопасность трактуется только с точки зрения надежности сохранности конфиденциальных сведений о клиенте-выгодоприобретателе. Так, например, в Панаме сведения в государственный реестр подаются только о наемном директоре компании, а данные о владельцах и акционерах не декларируются, бухгалтерские требования к компании не предъявляются, размер вложенного капитала не разглашается, место хранения корпоративной отчетности не указывается. Банковский закон позволяет кодировать банковские счета компании, защищать их псевдонимами и накладывает на банки уголовную ответственность за раскрытие тайны банковского счета [12]. Поэтому на фоне указанной выше правоприменительной практики российскому оффшорному бизнесу требуется разработка достаточно эффективных мер экономической защиты, сведения о методах которых практически отсутствуют в доступных источниках информации.

Согласно п. 3 ст. 284 НК РФ оффшорными зонами в целях налогообложения признаются государства и территории, предоставляющие льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающие раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций. Перечень таких государств и территорий утвержден Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13 ноября 2007 г. N 108н "Об утверждении Перечня государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (оффшорные зоны)". Однако оффшорная зона - всего лишь один из промежуточных пунктов миграции частного капитала из страны его формирования в страну-реципиент. И здесь правомерен интерес финансовых инженеров к раскрытию механизмов и инструментов, которые, несмотря на ужесточение национальных законодательств об оффшорных сделках, используют собственники капитала для обеспечения его экономически безопасного приобретения и перемещения в оффшорные зоны [13], [14], [15].

Реализация налогового законодательства практически всех промышленно развитых стран свидетельствует о том, что налогоплательщики, используя предоставленную им свободу выбора юридических форм деятельности, стремятся минимизировать свою налоговую нагрузку. Поэтому одним из наиболее актуальных вопросов деоффшоризации экономики России является проблема предотвращения получения собственниками капитала необоснованной налоговой выгоды за счет использования схем налоговой оптимизации и принципов международного налогообложения и международного налогового планирования [16].

Особенность налоговой оптимизации заключается в нарушении общего запрета действовать добросовестно, при этом само по себе поведение не будет являться противоправным, поскольку субъект экономической деятельности действует в соответствии с нормами материального права. Однако его действия не преследуют достижения какого-либо экономического эффекта, кроме как уменьшения сумм налоговых платежей. Если налогоплательщик осуществляет предпринимательскую деятельность, не только не нарушая букву закона, но и не злоупотребляя своими правом на получение льгот, такая деятельность называется налоговым планированием и не влечет ответственности. Если же речь идет об умышленном сокрытии некоторой суммы налога, подлежащего уплате, - это уклонение, уголовно наказуемое деяние. Во избежание указанных последствий частные субъекты налогового права изобретают новые и совершенствуют имеющиеся схемы уклонения от уплаты налогов, которых в настоящий момент только в России насчитывается более двухсот [17, 18]. Схемы имеют под собой основы, связанные с включением подставных фирм в торгово-финансовые сделки, использованием проблемных банков, затратных сделок, результаты которых могут существенно дестабилизировать не только экономику, но все общество России [19, 20].

В российском налоговом законодательстве прямо не установлены критерии правомерности той или иной деятельности по минимизации налогов. Правоприменительная практика также складывается не единообразно, зачастую позиции налогоплательщиков, налоговых органов и судов по этому вопросу крайне противоречивы. Поэтому, как показывают последние исследования, даже планируемое к внедрению согласование предпринимателями с ФНС схем налоговой оптимизации вряд ли сможет кардинально снизить указанные выше показатели оффшоризации экономики России и преступности в кредитно-финансовой сфере [21].

В связи с этим рассмотрим такие наиболее популярные методы налоговой оптимизации, как трансфертное ценообразование и использование торговых операций, проводимых через территории (государства) с низким уровнем налогообложения, а также связанные с этими видами экономической деятельности возможные подходы к обеспечению экономической безопасности в условиях ужесточения норм российского законодательства. Считаем, что в этом плане публикация ОЭСР по раскрытию методов эрозии (размывания) налоговой базы и перемещения прибыли в низконалоговые юрисдикции [22] также может дать адекватное представление о современной системе обеспечения экономической безопасности оффшорного бизнеса за счет анализа представленных в публикации методов налоговой оптимизации.

Под трансфертным ценообразованием (от англ. Funds Transfer Pricing) понимается реализация товаров или услуг взаимозависимыми лицами по внутрифирменным ценам, отличным от рыночных [23]. При таком ценообразовании решаются и вопросы внутреннего ценообразования на уровне группы взаимозависимых компаний и на уровне подразделений компаний. Трансфертное ценообразование позволяет руководству материнской компании (холдинга) за счет наличия своих представительств в различных странах перераспределять общую прибыль группы юридических лиц в пользу лиц, находящихся в государствах с более низкими налогами [24]. В связи с этим трансфертное ценообразование стало одним из главных объектов контроля фискальных органов в странах с рыночной экономикой [25].

В настоящее время в России по трансфертному ценообразованию действует новое законодательство, которое регулируется Разделом V.1 НК РФ. Этим разделом вводятся нормы, соответствующие руководству ОЭСР по трансфертному ценообразованию (OECD Transfer Pricing guidelines 2010 [26]). Раздел содержит основные положения, касающиеся определения круга взаимозависимых лиц, видов контролируемых сделок и порядка информирования налоговых органов о характере таких сделок, методов, используемых при определении для целей налогообложения доходов в сделках, сторонами которых являются взаимозависимые лица [27].

Сопоставительный анализ практики трансфертного ценообразования и указанных выше документов позволяет выявить в них ряд концептуальных недоработок, дающих возможность субъектам оффшорной экономической деятельности совершенствовать методы обеспечения экономической безопасности своего бизнеса в целях применения трансфертного ценообразования за счет "лавирования" по ряду статей НК РФ, например, в части:

Из анализа указанных статей НК РФ можно сделать вывод, что в случае реализации механизма трансфертного ценообразования меры по совершенствованию обеспечения экономической безопасности компаний должны сосредоточиться в основном на вопросах определения суммовых критериев с целью признания сделок контролируемыми, а также порядка признания лиц взаимозависимыми. Поэтому выявление налоговыми органами применяемых российскими организациями схем оптимизации налогов и уклонения от налогообложения с использованием оффшорных компаний зависит от возможности получения налоговыми органами Российской Федерации необходимой информации о лицах, зарегистрированных в оффшорных зонах (проблема т.н. "резидентства").

В связи с этим необходимо отметить, что у Российской Федерации отсутствуют заключенные с оффшорными зонами соглашения об избежание двойного налогообложения, устанавливающие порядок обмена информацией между налоговыми органами Российской Федерации и компетентными органами соответствующих государств и территорий. В то же время при направлении в адрес налоговых органов государств, с которыми у Российской Федерации заключены соглашения об избежание двойного налогообложения, обоснованного запроса налоговые органы Российской Федерации имеют возможность получать сведения о лицах, зарегистрированных в третьих странах, в том числе в оффшорных зонах. При этом в соответствии с имеющейся практикой международных налоговых отношений ни одно из государств, включая Российскую Федерацию, не берет на себя обязательство требовать у любой третьей стороны информацию по запросу своего партнера по двустороннему соглашению. Данная коллизия вскрывает в российском праве проблемы налогового резидентства и контролируемой иностранной компании, позволяющие использовать схемы налоговой оптимизации, что нашло свое отражение в публикации [28] и монографии [29].

Подходы к решению проблемы "резидентства" в развернутом виде впервые сформулированы в разделе 5 документа "Основные направления налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов" [30]. Кратко они сводятся к следующему:

Дальнейшее развитие подходы к решению проблемы "резидентства" получили в разделе 2.4 документа "Основные направления налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов", имеющем название "Противодействие уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций" [31]. Сущность предложений сводится к следующему:

Анализ показывает, что, если нам в случае трансфертного ценообразования удалось выявить статьи НК РФ, в рамках которых субъектам оффшорной экономической деятельности можно продолжать легитимную политику налоговой оптимизации, то в случае ужесточения подходов к понятию "резидентство" ситуация является более сложной. Вместе с тем в условиях, когда российское законодательство не успевает отслеживать совершенствование мировой практики использования оффшорных центров для оптимизации налогообложения за счет фактора "резидентства", наиболее целесообразным является непосредственное использование данной практики в своих целях. Так, например, рекомендуется:

<1> Более точно гибрид - это юридическое лицо, которое имеет статус налогоплательщика в одной стране, а является "прозрачным" в другой стране, в которой доходы или убытки этого юридического лица списываются на уровне участников.

В качестве выводов статьи можно сформулировать следующее.

  1. Практика российского законотворчества показывает, что в силу инновационности поправок к законопроектам их текст носит "размытый", аналитически неформализованный характер, что дает возможность для совершенствования методов обеспечения экономической безопасности деятельности субъектов оффшорного бизнеса в случаях применения как трансфертного ценообразования, так и решения проблемы "резидентства".
  2. В условиях реализации новых законодательных инициатив должны существенно возрасти транзакционные издержки российских компаний, поскольку для решения указанных проблем должны быть подключены коммерческая, налоговая и юридическая служба, IT-служба, а также подразделения, ответственные за планирование, бюджетирование и, соответственно, экономическую безопасность компании в части анализа и оценки последствий финансовых, нормативно-правовых и репутационных рисков.
  3. Представленный в статье перечень аспектов налоговой оптимизации оффшорного бизнеса в целях обеспечения экономической безопасности субъектов экономической деятельности является открытым и требует своего расширения, что является предметом последующих публикаций.

Литература

  1. Экономическая безопасность России: общий курс: учебник / под ред. В.К. Сенчагова. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2009. 815 с.
  2. Кузнецова Е.И. Методология формирования экономической стратегии государства: экономическая безопасность и конкурентоспособность: автореф. дис.... д-ра экон. наук. М.: ФГОУ ВПО "Московский университет МВД России", 2010. 45 с.
  3. Листопад М.Е. Экономическая безопасность России: концептуальные основы функционирования и развития: автореф. дис.... д-ра экон. наук. СПб.: СПбГУ, 2011. 50 с.
  4. Каурова Н.Н. Финансово-экономическая безопасность в условиях открытости национальной экономики (теоретико-методологический аспект): автореф. дис.... д-ра экон. наук. М.: ФГБУН ИЭ РАН, 2014. 46 с. и др.
  5. Авдийский В.И., Безденежных В.М. Экономическая безопасность как системообразующий фактор устойчивости сложных социально-экономических систем // Безопасность бизнеса. 2014. N 1.
  6. Ларичев В.Д. Правовые методы предупреждения преступности в сфере экономики // Безопасность бизнеса. 2014. N 1.
  7. Guardian: За 20 лет из России в оффшоры выведено 800 миллиардов долларов // URL: http://www.nr2.ru/finance/396066.html.
  8. Из выступления Президента России В.В. Путина на совещании в Росфинмониторинге по вопросам противодействия незаконным финансовым операциям 4 марта 2014 г. // URL: http://www.1tv.ru/news/economic/253447.
  9. Кондрат Е.Н. Комментарий к Федеральному закону от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям (постатейный). М.: Юстицинформ, 2013. 306 с.
  10. Сенаторы предлагают ввести в Налоговый кодекс понятие необоснованной налоговой выгоды // URL: http://www.rnk.ru/news/tax/document207634.phtml.
  11. Силуанов А.Г. Борьба с оффшорами требует от России пересмотра соглашений о двойном налогообложении // URL: http://www.1prime.ru/Politics/20140225/778907820.html.
  12. Оффшорная зона в Панаме - "налоговый рай" // URL: http://offshornye-zony.ruspanamainvest.ru/.
  13. Волкова К.В. Проблема развития оффшорного бизнеса в мировой экономике: автореф. дис.... канд. экон. наук. Самара: СГЭУ, 2006. 22 с.
  14. Воронина А.М. Место и роль оффшорного бизнеса в современной мировой экономике: автореф. дис.... канд. экон. наук. М.: ГУУ, 2008. 23 с.
  15. Шонджиев Б.И. Оффшорный бизнес и проблемы противодействия отмыванию "грязных" денег в современной мировой экономике: автореф. дис.... канд. экон. наук. М.: Финансовая академия при Правительстве Российской Федерации, 2005. 24 с.
  16. Погорлецкий А.И. Принципы международного налогообложения и международного налогового планирования. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та, 2005. 386 с.
  17. Пархачева М.А., Беляйкина Г.В., Шеленков С.Н. Самые опасные налоговые схемы. М.: Эксмо, 2008. 416 с.
  18. Путилин Д.А. Опасные налоговые схемы. М.: Альпина Бизнес Букс, 2009. 326 с.
  19. Чашин А.Н. Выявление необычных сделок как метод противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма. М.: Дело и Сервис, 2010. 160 с.
  20. Дадалко В.А., Песков В.В. Обеспечение экономической безопасности социально-экономических систем: инновационное развитие и инвестиционная деятельность: монография. Минск: ИВЦ Минфина, 2010. 208 с.
  21. Кондрат Е.Н. Правонарушения в финансовой сфере России. М.: ИД "ФОРУМ", 2014. 928 с.
  22. OECD (2013), Addressing Base Erosion and Profit Shifting (Russian version), OECD Publishing // URL: http://dx.doi.org/10.1787/9789264201262-ru.
  23. Пашкус В.Ю. Теория трансфертного ценообразования в современной организации: понятия, модели, проблемы // URL: http://www.ippnou.ru/article.php?idarticle=000761.
  24. Короткова А.В. Методология учета трансфертных финансовых результатов холдинга: монография. Йошкар-Ола: ООО "Стринг", 2011. 210 с.
  25. Трансфертное ценообразование. Обзор законопроекта // URL: http://minfin.com.ua/taxes/news/648936/.
  26. URL: http://www.slideshare.net/ReportLinker/oecd-transfer-pricing-guidelines-for-multinational-enterprises-and-tax-administrations-2010.
  27. Горина Г.А., Ахмадеев Р.Г. Трансфертное ценообразование и новации налогового контроля // Справочник экономиста. 2013. N 3.
  28. Киреева А.В. Проблема налогового резидентства и контролируемой иностранной компании в российском праве // Публичное и частное право. 2013. Вып. III (XIX). С. 194 - 205.
  29. Золотарева А.Б., Киреева А.В., Шаталов С.С. Проблемы определения резидентства в налоговых целях. М.: Издательский дом "Дело" РАНХиГС, 2014. 328 с.
  30. Основные направления налоговой политики на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_129118/.
  31. Основные направления налоговой политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов // URL: http://www.minfin.ru/common/img/uploaded/library/2013/06/ONNP_2013-06-05.pdf.