Мудрый Юрист

Проблемы регистрации звуковых товарных знаков

Е.А. Данилина, кандидат юридических наук, патентный поверенный, генеральный директор Патентной фирмы "СТЕД".

Согласно п. 1 ст. 5 Закона РФ "О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров", "в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации".

В настоящем рассмотрении акцент будет сделан на такой нетрадиционный вид товарных знаков, как звуковые знаки.

Прежде всего проблема звукового знака состоит в достижении возможности графической формы идентификации обозначения. Для звукового знака такая графическая форма представляется в большей или меньшей степени абстрактной, только лишь отражающей свойства знака, но не дающей возможности его идентификации в смысле немедленного воспроизведения.

Проблема нетрадиционных видов знаков. и в частности звуковых знаков, состоит в том, что подобные нетрадиционные (неграфические по сути) обозначения, если Патентное ведомство будет их принимать в составе заявок и размещать в свидетельствах на товарные знаки, в нормальном виде так, как они функционируют (например, в виде фонограммы музыкальной фразы), то возникнет проблема хранения источников информации о нетрадиционных знаках (например, аудиокассет) и проблема прикрепления таких изображений к выдаваемому свидетельству.

Российская практика пошла по пути "притягивания" нетрадиционных обозначений к традиционным - звуковые знаки обычно подаются к регистрации в виде распечатки нот.

Недостатки подобной системы очевидны: нотная запись не вполне идентифицирует музыкальную фразу. Будучи воспроизведена с помощью разных музыкальных инструментов, такая нотная запись может дать различное звучание.

При этом если в обозначении, кроме нот, присутствует также вокальная часть, как, например, в обозначении, принадлежащем ЗАО "Региональный радиоканал", то неоднозначность идентификации увеличивается - "пропевание" знака возможно разными голосами, разными стилями и т.д. ЗАО "Региональный радиоканал" принадлежит и другой знак, включающий короткую музыкальную и одновременно вокальную фразу.

Представляется, что подобной неоднозначности идентификации можно избежать, пойдя по пути представления в приложении к заявке соответствующего носителя звукового файла.

Интересно, что отмененные ныне Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Роспатентом и зарегистрированные Минюстом 08.12.95 под N 989, содержали в п. 3.2(1) абзац 7, который гласил: "Если на регистрацию в качестве товарного знака заявляется звуковое (световое) обозначение, то заявляемое обозначение представляется в виде фонограммы (видеозаписи) на аудио (видео) кассете". То есть ранее звуковое обозначение должно было быть представлено только в виде фонограммы.

Ныне действующие Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака и знака обслуживания, утвержденные Роспатентом и зарегистрированные Минюстом 25.03.2003 под N 4322, пунктом 3.3.1, абзац 9, также устанавливают требования к звуковым обозначениям: "Если на регистрацию в качестве товарного знака заявляется звуковое (световое) обозначение, то заявляемое обозначение представляется исполненным графически и в виде фонограммы (видеозаписи) на аудио (видео) кассете". Таким образом, в настоящее время надо представлять графическое обозначение в заявке и аудионоситель в приложении к заявке.

Еще один путь идентификации звукового обозначения предложен Правилами в п. 2.11, а именно абзац 12 этого пункта гласит: "Если на регистрацию в качестве товарного знака заявляется звуковое обозначение, то приводится характеристика составляющего его звука (звуков), или нотная запись, или диаграмма частот, с приложением фонограммы на аудиокассете". То есть дополнительная идентификация диаграммой частот возможна в описании заявленного обозначения.

Итак, звуковой знак может характеризоваться:

При этом в Бюллетене товарных знаков отображено только графическое обозначение, обычно изображенное в виде нотной записи. Однако следует отметить, что среди зарегистрированных звуковых обозначений присутствуют не только музыкальные звуковые знаки. Так, словесное обозначение "Эвергард" предназначено для индивидуализации производителя товаров 17, 19 и 37 классов МКТУ. Возможно, подобный словесный (но не музыкальный и не вокальный) звуковой знак может быть предназначен для использования в радио- и телерекламе.

В качестве звуковых товарных знаков могут быть зарегистрированы различные ономатопеи, то есть характерные естественные звуки, издаваемые животными (звукоподражания типа "Кукареку"). Каким в этих случаях звукоподражаний будет изображение знака в Бюллетене и свидетельстве на него - не совсем понятно. Это вопрос усовершенствования Правил.

Хотя обычно звуковые обозначения принадлежат радиостанциям и представляют собой радиопозывные, тем не менее вопрос нетрадиционных форм представления звуковых знаков стоит на повестке дня.

Практически все зарегистрированные звуковые товарные знаки представляют собой музыкальные фрагменты в виде нотной записи. Предусмотренная Правилами возможность выполнения звукового знака в виде диаграммы частот применяется редко. Идентификация нотной записи и звучания музыки обычно осуществляется с помощью предоставляемой в составе подобной заявки, согласно пункту 2.11 Правил, аудиокассеты с записанным на ней заявляемым музыкальным фрагментом.

Особенности экспертизы различного вида обозначений разъяснены в Рекомендациях по отдельным вопросам экспертизы заявленных обозначений (ред. О.Л. Алексеева, М.: ФИПС Роспатента, 2001). Рекомендации снабжены примерами с пояснением позиции экспертизы и отражают подходы экспертов Роспатента. В Рекомендациях, в частности, отражены особенности экспертизы заявок, содержащих звуковые обозначения. В какой-то степени Рекомендации отвечают на некоторые вопросы, поставленные в настоящей статье. Так, формой представления звукового обозначения может быть нотная запись, словесное описание звука, указание происхождения звука или его источника (стр. 19 Рекомендаций). При этом не рекомендуется использовать в качестве звуковых обозначений функциональные звуки, например звук звонка будильника. С последним утверждением Рекомендаций можно спорить, ведь и функциональный звук также может, при определенных условиях, идентифицировать производителя.

В настоящее время вышеупомянутые Рекомендации могут помочь при подаче звуковых знаков на регистрацию.

Еще один вопрос, косвенно касающийся регистрации звуковых обозначений - это вопрос личных неимущественных авторских прав автора музыки или текста вокальной фразы, могут быть затронуты и права исполнителя. Данный вопрос выходит за рамки настоящего рассмотрения, можно только отметить его нерешенность. Договорный путь использования таких музыкальных фрагментов, с указанием в договоре анонимного использования музыки, представляется не всегда применимым. Тем более что новые технологии позволяют выяснить авторство даже при анонимном использовании. Так, по сообщению Русской службы ВВС от 14.04.2003, найдены новые способы архивации музыкальных файлов. Согласно сообщению, голландские исследователи утверждают, что на основе принципа действия программ-архиваторов компьютерных файлов в будущем станет возможным определять авторство того или иного музыкального произведения. Взяв на вооружение принцип архивации, трое исследователей из Голландского национального исследовательского института в Амстердаме решили опробовать его на музыкальных файлах. Применив архиватор Bzip2 к 32 классическим произведениям различных авторов, ученые убедились, что программа без труда справилась с заданием. Все произведения были ею правильно классифицированы по авторам.

Что может вынести патентовед из приведенного выше сообщения Русской службы ВВС? То, что можно найти автора любой музыкальной фразы после ее обработки программным методом. Следовательно, и в особенности для звуковых обозначений, проблема авторских личных неимущественных прав сохраняет свою актуальность.

Резюмируя, можно сделать следующие выводы:

  1. Необходима доработка нормативных документов в части представления звуковых обозначений на регистрацию, их расположения в свидетельстве на товарный знак, а также правильной идентификации их при публикации в Бюллетене.
  2. Возможность коллизий, связанных с наличием личных неимущественных авторских прав в музыкальном фрагменте, заявляемом к регистрации, сравнительно с другими видами обозначений, велика.
  3. Практика регистрации звуковых обозначений должна дать ответы на эти вопросы, при этом необходимо привлечь внимание специалистов к рассматриваемой проблеме, несмотря на ее кажущуюся малую значимость.