Мудрый Юрист

О некоторых проблемах реализации положений федерального закона о защите конкуренции

Осипов Михаил Юрьевич, старший научный сотрудник Института законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации, кандидат юридических наук.

Эмпирическая основа статьи - анализ некоторых положений Федерального закона о защите конкуренции. В ходе исследования анализировались особенности применения законодательства о защите конкуренции. Сделан вывод о том, что юридическая конструкция монопольно высокой цены товара не имеет прямого отношения к монополистической деятельности. Кроме того, некоторые особо опасные проявления монополистической деятельности не нашли своего отражения в Федеральном законе о защите конкуренции. Внесены некоторые предложения по совершенствованию законодательства о защите конкуренции.

Ключевые слова: конкуренция, защита, право, закон, монополизация, монополистическая деятельность.

On some problems of realization of Federal Law on Protection of Competition

M.Yu. Osipov

Empirical basis of article - an analysis of some of the provisions of Federal Law on Protection of Competition. The study analyzed the features of the application of the legislation on the protection of competition. Concluded that the legal construction of monopolistically high prices of goods is not directly related to monopolistic activity. In addition, some very dangerous manifestations of monopolistic activity is not reflected in the Federal Law on Protection of Competition. Made some suggestions to improve the legislation on the protection of competition.

Key words: competition, defense, law, monopolization, monopolistic activity.

Одной из актуальных проблем, стоящих перед современным российским конкурентным правом, является проблема надлежащего обеспечения защиты конкуренции <1>. Конституция РФ в ст. 34 закрепляет следующие положения: "Каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. При этом не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию" <2>.

<1> См. об этом: Еременко В.И. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности // Конкурентное право. 2011. N 2. С. 8 - 12; Гурин Н.В. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства // Конкурентное право. 2011. N 2. С. 23 - 28; Попондопуло В.Ф. Антимонопольное регулирование и защита конкуренции: общий обзор // Конкурентное право. 2011. N 1. С. 3 - 14; Саввин А.М., Фадеева Ю.В. Основы маркетинга и его правового регулирования: Учебно-методическое пособие для студентов вузов / Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации. Тула: Папирус, 2012. 98 с.
<2> Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.

Что же представляет собой экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию? Для того чтобы ответить на данный вопрос, необходимо обратиться к основополагающему акту, регулирующему общественные отношения в данной сфере: к Федеральному закону о защите конкуренции.

Согласно п. 10 ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <3> (далее - Закон о конкуренции) "монополистическая деятельность - злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным законодательством, а также иные действия (бездействие), признанные в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью".

<3> Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.01.2014) // СПС "КонсультантПлюс".

На наш взгляд, данное определение монополистической деятельности не отвечает требованиям юридической техники <4>. В самом деле, для того чтобы дать полное определение монополистической деятельности, необходимо определить: 1) что представляет собой доминирующее положение на товарном рынке; 2) что представляет собой группа лиц; 3) в чем состоит злоупотребление хозяйствующим субъектом, группой лиц своим доминирующим положением; 4) какие соглашения или согласованные действия запрещены антимонопольным законодательством; 5) какие иные действия (бездействие) признаны в соответствии с федеральными законами монополистической деятельностью.

<4> О требованиях юридической техники см.: Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2006. С. 160 - 162.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что полностью раскрыть понятие "монополистическая деятельность" с перечислением всех ее признаков не представляется возможным, поскольку в одном определении содержатся разные по своему смысловому составу объекты и, как следствие, нарушается одно из главных требований, предъявляемых к правовому регулированию, - требование определенности.

Как отмечается в юридической литературе, требование определенности является одним из первых и самостоятельных требований <5>. Если каждый отдельный человек должен подчиняться праву, если он должен приспосабливать свое поведение к его требованиям, то очевидно, что первым условием упорядочения общественной жизни является определенность этих требований. Всякая неясность в этом отношении противоречит самому понятию правопорядка и ставит человека в весьма затруднительное положение: неизвестно, что исполнять и к чему приспособляться <6>.

<5> Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2003. С. 91.
<6> Там же.

Данное требование состоит в том, что регламентация общественных отношений, а также процессов правотворчества, установления индивидуальных предписаний, реализации субъективных прав и обязанностей, правоприменения не должна быть противоречивой или неполной. Непротиворечивость правового регулирования означает, во-первых, соответствие содержания правового регулирования принципам правового регулирования. Во-вторых, непротиворечивость правового регулирования означает то, что нормы права, содержащиеся в различного рода источниках права, не должны противоречить друг другу. В-третьих, непротиворечивость правового регулирования предполагает существование механизма разрешения коллизий в праве.

Полнота правового регулирования означает то, что при осуществлении правового регулирования общественных отношений должны быть определены: круг субъектов общественных отношений; правовой режим объектов этих отношений; характер и содержание субъективных прав и обязанностей; основания их возникновения и прекращения; способы и сроки реализации субъективных прав и обязанностей <7>; меры ответственности за их нарушение (неисполнение); процедура реализации мер защиты и мер ответственности, а также вид норм, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений; круг источников, в которых они могут выражаться; пределы действия этих норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

<7> Исаков В.Б. Фактический (юридический) состав в механизме правового регулирования М., 1978. С. 5; Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1983. С. 53.

Требование определенности не означает, что все элементы общественных отношений должны быть регламентированы на уровне норм права в одинаковой мере. Поскольку наряду с нормативным регулированием общественных отношений существует и индивидуальное регулирование, то неопределенность на уровне нормативного регулирования, как справедливо отмечают Н.А. Власенко и Т.Н. Назаренко, создает условия индивидуального юридического регулирования. Более того, "юридическая неопределенность выступает технико-юридическим способом правового регулирования, позволяющим учитывать конкретные обстоятельства, динамику общественных отношений, новые потребности и задачи, возникающие в обществе" <8>.

<8> Власенко Н.А., Назаренко Т.Н. Неопределенность в праве: понятие и содержание // Государство и право. 2007. N 6. С. 7.

Однако неопределенность на уровне нормативного регулирования недопустима относительно правового статуса субъектов общественных отношений; правового режима объектов общественных отношений, основных прав и обязанностей этих отношений, оснований их возникновения, изменения и прекращения <9>; вида мер защиты и мер ответственности, используемых в случае нарушения субъективных прав и неисполнения юридических обязанностей, в особенности же вида правовых норм, используемых в правовом регулировании общественных отношений; круга источников, в которых они могут и должны содержаться; пределов действия этих норм во времени, в пространстве и по кругу лиц.

<9> Исаков В.Б. Правовое регулирование и юридические факты // Правоведение. 1980. N 5. С. 34 - 35.

В случае, когда такое требование игнорируется, субъекты права дезориентируются относительно того, каким образом они могут или должны поступать в той или иной правовой ситуации. В этом случае субъект права будет поступать так, как ему удобнее, что может привести к возникновению различного рода конфликтов между субъектами права.

Ярким примером подобного рода споров являются споры между хозяйствующими субъектами и антимонопольным органом относительно так называемой монопольно высокой цены товара, установление которой относится к составу злоупотребления субъектом своим доминирующим положением на товарном рынке.

Согласно ст. 6 Закона о конкуренции монопольно высокой ценой товара является цена, установленная занимающим доминирующее положение хозяйствующим субъектом, если эта цена превышает сумму необходимых для производства и реализации такого товара расходов и прибыли и цену, которая сформировалась в условиях конкуренции на товарном рынке, сопоставимом по составу покупателей или продавцов товара, условиям обращения товара, условиям доступа на товарный рынок, государственному регулированию, включая налогообложение и таможенно-тарифное регулирование (далее - сопоставимый товарный рынок), при наличии такого рынка на территории Российской Федерации или за ее пределами, в том числе установленная:

  1. путем повышения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, остались неизменными или их изменение не соответствует изменению цены товара;

б) состав продавцов или покупателей товара остался неизменным либо изменение состава продавцов или покупателей товара является незначительным;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, остались неизменными или их изменение несоразмерно изменению цены товара;

  1. путем поддержания или неснижения ранее установленной цены товара, если при этом выполняются в совокупности следующие условия:

а) расходы, необходимые для производства и реализации товара, существенно снизились;

б) состав продавцов или покупателей товара обусловливает возможность изменения цены товара в сторону уменьшения;

в) условия обращения товара на товарном рынке, в том числе обусловленные мерами государственного регулирования, включая налогообложение, тарифное регулирование, обеспечивают возможность изменения цены товара в сторону уменьшения. При этом цена товара не признается монопольно высокой, если она установлена субъектом естественной монополии в пределах тарифа на такой товар, определенного в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае непревышения цены, которая сформировалась в условиях конкуренции на сопоставимом товарном рынке.

Цена товара не признается монопольно высокой в случае, если она установлена на бирже при одновременном соблюдении следующих условий:

  1. объем продаваемого на бирже товара, производимого и (или) реализуемого хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, составляет не менее величины, установленной федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара;
  2. сделки заключаются хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, в ходе биржевых торгов, которые соответствуют требованиям, определенным федеральным антимонопольным органом и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование сферы деятельности, к которой относится производство соответствующего товара, в том числе требованиям к минимальному количеству участников биржевых торгов в течение торговой сессии;
  3. хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, аккредитованный и (или) участвующий в торгах (в том числе путем подачи заявок на участие в торгах брокеру, брокерам), предоставляет бирже список аффилированных лиц в порядке, установленном федеральным антимонопольным органом;
  4. действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, и (или) его аффилированных лиц не относятся к манипулированию рынком;
  5. реализация на бирже товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется регулярно с равномерным распределением объема товара по торговым сессиям в течение календарного месяца. Правительство Российской Федерации вправе определять критерии регулярности и равномерности реализации товара на бирже для отдельных товарных рынков;
  6. хозяйствующий субъект, занимающий доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляет регистрацию внебиржевых сделок на поставки товаров, обращающихся на таком товарном рынке, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации;
  7. минимальный размер биржевого лота не препятствует доступу на соответствующий товарный рынок;
  8. реализация товара хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на соответствующем товарном рынке, осуществляется на бирже, соответствующей требованиям законодательства Российской Федерации об организованных торгах, включая требования к соблюдению конфиденциальности информации о лицах, подавших соответствующие заявки на участие в торгах, в том числе путем подачи таких заявок брокеру, брокерам.

Не признается монопольно высокой цена товара, установленная с учетом особенностей формирования стартовой цены на продукцию при ее продаже на бирже, согласованных с антимонопольным органом.

Не признается монопольно высокой цена товара в случае, если она не превышает цену, установленную на бирже с соблюдением условий, предусмотренных частями 5 и 6 ст. 6 Закона о конкуренции.

Подобного рода неопределенные положения ст. 6 Закона о конкуренции порождают многочисленные споры между хозяйствующими субъектами и антимонопольными органами, о чем довольно-таки подробно писалось в юридической литературе <10>.

<10> Еременко В.И. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности // Конкурентное право. 2011. N 2. С. 8 - 12; Гурин Н.В. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства // Конкурентное право. 2011. N 2. С. 23 - 28; Попондопуло В.Ф. Антимонопольное регулирование и защита конкуренции: общий обзор // Конкурентное право. 2011. N 1. С. 3 - 14.

Наличие столь многочисленных исключений из данного правила, устанавливающего запрет на монопольно высокую цену товара, свидетельствует о неудачной конструкции монопольно высокой цены товара, которая с точки зрения экономического анализа вообще не имеет никакого отношения к защите конкуренции.

В самом деле, что представляет собой конкуренция? Согласно п. 7 ст. 4 Закона о конкуренции, "конкуренция - соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке" <11>. Следовательно, по логике вещей деятельностью, направленной на монополизацию, является деятельность, направленная на недопущение соперничества хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке".

<11> Там же.

Иными словами, деятельность, направленная на монополизацию (монополистическая деятельность), - это такая деятельность, которая направлена на предотвращение или ограничение конкуренции. Подобная деятельность может выражаться в следующих формах: а) установление неоправданно высоких административных барьеров для входа на рынок, например повышенные требования к уставному капиталу коммерческих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность на товарном рынке, по сравнению с действующим законодательством; б) установление фиксированных цен на товары, работы и услуги, установление квот на производство и продажу товаров, выполнение работ или оказание услуг, установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров; дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров; установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары; создание дискриминационных условий; скупка акций или долей в уставном капитале компаний-конкурентов с целью их последующей ликвидации, дискриминационные условия при получении кредита с целью последующего преднамеренного банкротства конкурента и другие действия, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции.

Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что нормы Федерального закона о защите конкуренции являются несовершенными и в силу вышеизложенных причин нуждаются в серьезной корректировке.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. N 4. Ст. 445.
  2. Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 22.06.2014) // СПС "КонсультантПлюс".
  3. Власенко Н.А., Назаренко Т.Н. Неопределенность в праве: понятие и содержание // Государство и право. 2007. N 6.
  4. Гурин Н.В. Картели и их влияние на экономику государства: анализ российского законодательства // Конкурентное право. 2011. N 2. С. 23 - 28.
  5. Еременко В.И. Антимонопольное регулирование в области торговой деятельности // Конкурентное право. 2011. N 2. С. 8 - 12.
  6. Исаков В.Б. Правовое регулирование и юридические факты // Правоведение. 1980. N 5.
  7. Исаков В.Б. Фактический (юридический) состав в механизме правового регулирования. М., 1978.
  8. Кашанина Т.В. Юридическая техника. М., 2006.
  9. Покровский И.А. Основные проблемы гражданского права. М., 2003.
  10. Попондопуло В.Ф. Антимонопольное регулирование и защита конкуренции: общий обзор // Конкурентное право. 2011. N 1. С. 3 - 14.
  11. Реализация прав граждан в условиях развитого социализма / Под ред. Е.А. Лукашевой. М., 1983.
  12. Саввин А.М., Фадеева Ю.В. Основы маркетинга и его правового регулирования: Учебно-методическое пособие для студентов вузов / Институт законоведения и управления Всероссийской полицейской ассоциации. Тула: Папирус, 2012. 98 с.