Мудрый Юрист

Торги как способ заключения государственного и муниципального контракта

Гатаулина Людмила Фаруковна, доцент кафедры международного частного права ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия", кандидат юридических наук, доцент.

В работе рассматриваются актуальные вопросы в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Действующий механизм формирования и исполнения государственных и муниципальных контрактов несовершенен. Законодательство, регулирующее сферу государственных и муниципальных закупок, продолжает развиваться и совершенствоваться.

Ключевые слова: торги, государственный, муниципальный контракт, электронный аукцион.

Trading as a means of conclusion of state and municipal contracts

L.F. Gataulina

Topical issues in the sphere of orders placement, work fulfillment, providing services for state and municipal needs are considered in the article. The current mechanism of formation and performance of state and municipal contracts is imperfect. Legislation regulating the sphere of state and municipal procurement is under development and improvement.

Key words: bidding, state, municipal contract, electronic auction.

Законодательство, регулирующее сферу закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, продолжает развиваться и совершенствоваться. Одним из способов заключения договора, в том числе государственного и муниципального контракта, являются торги. Общие нормы о торгах закреплены в ст. ст. 447 - 449 ГК РФ. При этом большая часть специальных правил проведения отдельных видов торгов содержится в различных нормативных правовых актах. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса (п. 4 ст. 447 ГК РФ). В обеих формах проведения торгов имеет место состязательность участников, конкурирующих между собой за право заключить договор и стремящихся выдвинуть организатору торгов наиболее выгодные условия договора по поставке товаров, выполнению работ или оказанию услуг. Именно торги позволяют максимально использовать механизм конкуренции и состязательности участников, достигать наиболее выгодных результатов, выдвигая более жесткие требования и условия по гарантиям исполнения, что и отвечает юридической природе торгов.

На сегодняшний день действующий механизм формирования и исполнения государственных и муниципальных контрактов несовершенен, в нем имеется целый ряд пробелов и юридических коллизий. Отсутствие должной законодательной базы в этой сфере влечет за собой немало ошибок, совершаемых как организатором торгов, так и их участниками. В связи с этим в правовой литературе, а также среди практических работников ставится вопрос о действии ранее принятых и вновь принимаемых нормативных правовых актов, в частности, это выражается в неопределенности используемой терминологии, статуса субъектов правоотношений, правовой природы торгов. Кроме того, большое количество противоречий между законами, непоследовательная их систематизация создают нестабильность управленческих отношений в сфере государственного управления.

Наряду с этим имеют место разного рода правонарушения, такие как мошенничество, рейдерство, нарушение сроков проведения торгов. Что касается грубых нарушений правил проведения торгов, то в этом случае зафиксированы нарушения, связанные с необоснованным допуском лиц к участию в торгах, либо наоборот - лицам, желающим участвовать в торгах, было необоснованно отказано в таком участии. Основная проблема обычных торгов в сфере государственных закупок заключается в нерыночном сговоре между участниками торгов, многократном завышении реальной стоимости контрактов, необоснованном увеличении сроков исполнения заказов, заключении контракта с единственным поставщиком. Кроме того, не был урегулирован механизм государственных закупок, отвечающий за четкое обоснование необходимости размещения того или иного государственного заказа. На размещение заказов для государственных и муниципальных нужд тратятся значительные денежные средства государственных и муниципальных бюджетов, поэтому в этой сфере нередко имеет место чиновничий произвол. Так, в целях повышения управляемости торгов и в своих же интересах чиновники, отвечающие за распределение государственного заказа в части принятия решения о проведении торгов, зачастую намеренно отказываются от проведения электронных торгов в пользу запросов котировок <1>.

<1> Гатаулина Л.Ф. Проблемы и перспективы электронных торгов в сфере государственных закупок // Тенденции развития частного права: Сборник научных трудов, посвященный 80-летию Саратовской государственной академии права / ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права". Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2011. С. 39 - 45.

Для решения давно назревших проблем были предприняты соответствующие меры законодательного регулирования. В Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" <2> (далее - Закон N 94-ФЗ) была включена новая электронная форма аукционов, проводимых на сайте в сети Интернет <3>. Принципиальная особенность этого Закона заключается практически в полном отказе от проведения традиционных аукционов, конкурсов и запросов котировок для размещения государственных и муниципальных заказов.

<2> Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
<3> Федеральный закон от 24.07.2007 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (ред. от 08.05.2010) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 31. Ст. 4015.

По мнению ряда авторов, специфика электронной процедуры такова, что она может воспрепятствовать реализации сговора на торгах <4>. Соблюдение данного правила является главным условием честной конкуренции между участниками торгов. Основное преимущество электронных аукционов заключается в минимизированном сговоре между участниками торгов и давлении на потенциальных конкурентов. Электронный аукцион построен по принципу анонимности, участники которого не видят друг друга и не знают, кто стоит за каждым номером. Поэтому победитель даже для заказчика до второй стадии остается неизвестен. Анонимность электронного аукциона обеспечивает безопасность участников и уменьшает коррупционный потенциал.

<4> Беляева О.А. Электронные аукционы по размещению государственных заказов: совершенствование правового регулирования // Журнал российского права. 2011. N 7. С. 17.

Стратегией развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 годов, утвержденной Президиумом ФАС России, предусматривается усовершенствовать механизм отбора исполнителей работ по строительству по результатам аукционов, проводимых в электронной форме, а также ввести электронную форму открытого конкурса <5>.

<5> Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг.: утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013 // СПС "КонсультантПлюс" (Документ опубликован не был).

С 1 января 2014 г. Закон N 94-ФЗ теряет юридическую силу в связи с принятием Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" <6> (далее - Закон N 44-ФЗ). Законом N 44-ФЗ вносятся значительные изменения как в деятельность государственных и муниципальных заказчиков по организации и проведению закупок, так и в деятельность участников государственных закупок.

<6> Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 14. Ст. 1652.

В Российской Федерации создается единая контрактная система в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - контрактная система), которая будет регулировать государственные закупки от этапа планирования и до этапа оценки их эффективности.

По мнению специалистов, данный Закон позволит сократить коррупцию в сфере государственных закупок. Если все нормы Закона будут выполнены, то откаты станут практически невозможны. Сейчас около 39% государственных закупок, а это 2,8 трлн. рублей ежегодно, осуществляется у единого поставщика, а значит, конкуренция отсутствует <7>.

<7> URL: http://www.rg.ru/2013/04/09/otkaty.html (дата обращения: 23.10.2013).

Большое распространение контракты для государственных и муниципальных нужд получили во многих странах мира, особенно в Соединенных Штатах Америки, где создана и десятки лет работает Федеральная контрактная система. Доля государственных расходов на оплату заказов, размещаемых через Федеральную контрактную систему, на федеральном, штатном и местном уровнях, в течение последних 30 лет устойчиво составляет более 20% ВНП <8>, и более 93% номенклатуры товаров и услуг национального рынка приходятся на государственные заказы <9>.

<8> Федорович В.А. Американский капитализм и государственное хозяйствование // Федеральная контрактная система: эволюция. Проблемы, противоречия. М., 1979. С. 136 - 137.
<9> Code of Federal Regulations. Title 41. Public Contracts and Property Management. Federal Procurement Regulations System., Wash., 1989. P. 230 - 250.

К действующим способам определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) Законом N 44-ФЗ вводятся новые способы: конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс и запрос предложений. Что касается открытого аукциона, то он будет проводиться только в форме электронного аукциона. Данный Закон наделяет заказчика более широким выбором способов определения поставщика, уточняются действующие способы размещения заказов, а также более точно проводится разграничение оснований для использования каждого из возможных способов заключения государственного и муниципального контрактов.

Новеллой Закона N 44-ФЗ является запрет на заключение контракта с единственным поставщиком по итогам несостоявшихся торгов. Использование такого способа размещения государственного заказа (с единственным поставщиком) негативно отражается на здоровой конкуренции, что противоречит динамике развития рыночных отношений. Контрактная система на данный случай закрепляет процедуру запроса предложений. Запрос предложений очень близок к запросу котировок, основное их отличие заключается в порядке определения победителя. В случае запроса котировок победителем признается участник, который предложил наименьшую цену контракта. При запросе предложений победителем будет признан участник, который представил окончательную оферту, которая наилучшим образом удовлетворяет необходимым потребностям заказчика.

Подводя итог сказанному, следует отметить, что впервые Закон N 44-ФЗ закрепляет комплексный подход к публичным закупкам. В силу этого совершенствование правового механизма государственных и муниципальных закупок должно быть направлено в первую очередь на развитие их состязательных способов, одним из которых являются торги. Развитая и усовершенствованная система государственных и муниципальных закупок должна служить действенным механизмом позитивного воздействия как на экономику страны, так и на предпринимательство в целом.

Литература

  1. Гатаулина Л.Ф. Проблемы и перспективы электронных торгов в сфере государственных закупок // Тенденции развития частного права: Сборник научных трудов, посвященный 80-летию Саратовской государственной академии права / ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права". Саратов: Изд-во ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2011. С. 39 - 45.
  2. Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. N 30 (ч. 1). Ст. 3105.
  3. Федеральный закон от 24.07.2007 N 218-ФЗ (ред. от 08.05.2010) "О внесении изменений в Федеральный закон "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. N 31. Ст. 4015.
  4. Беляева О.А. Электронные аукционы по размещению государственных заказов: совершенствование правового регулирования // Журнал российского права. 2011. N 7. С. 17.
  5. Стратегия развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013 - 2024 гг.: утв. Президиумом ФАС России 03.07.2013 // СПС "КонсультантПлюс" (Документ опубликован не был).
  6. Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ (ред. от 02.07.2013) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 14. Ст. 1652.
  7. URL: http://www.rg.ru/2013/04/09/otkaty.html (дата обращения: 23.10.2013).
  8. Федорович В.А. Американский капитализм и государственное хозяйствование // Федеральная контрактная система: эволюция. Проблемы, противоречия. М., 1979. С. 136 - 137.
  9. Code of Federal Regulations. Title 41. Public Contracts and Property Management. Federal Procurement Regulations System., Wash., 1989. P. 230 - 250.