Мудрый Юрист

Международные договоры и конвенции как источники таможенного права в Российской Федерации

Чермянинов Дмитрий Викторович, кандидат юридических наук, доцент кафедры административного права Уральской государственной юридической академии.

Серов Станислав Игоревич, магистрант 2-го курса Института государственного и международного права Уральской государственной юридической академии ("Юрист-международник").

В статье рассматриваются международные договоры как центральный источник российского таможенного права. Анализируются причины усиления роли международных договоров в регулировании таможенных правоотношений. Рассматривается процесс вступления СССР и России в международное экономическое пространство путем присоединения к различным международным договорам и конвенциям в области таможенного дела. Проводится классификация международных договоров.

Ключевые слова: источник норм таможенного права, Таможенный союз, конвенция, международный договор, ЕврАзЭС.

International treaties and conventions as sources of Customs Law of the Russian Federation

D.V. Chermyaninov, S.I. Serov

Chermyaninov Dmitry Victorovich, Associate Professor of the Department of customs of the Russian Economic University named after G.V. Plekhanov, Candidate of Law, Associate Professor.

Serov Stanislav Igorevich, Master of the second course of the Institute Public and International Law Ural State Law Academy ("International lawyer").

The article considers the treaties as a central source of Russian customs law. Analyzes the reasons for the increasing role of international treaties in the regulation of customs relations. The process of the entry of the USSR and Russia in the operator International Economic Area, by joining various international treaties and conventions in the field of customs. A classification of international treaties.

Key words: sources of customs law, Customs union, convention, international treaty.

Источник права - это форма официального выражения общеобязательных предписаний, создаваемых органами государства в целях регламентации общественного порядка <1>. Каждой отрасли права присущи определенная система и особенности источников.

<1> Теория государства и права: Учебник / Отв. ред. В.Д. Перевалов. 4-е изд., перераб. и доп. М.: "Норма - ИНФРА-М", 2011. С. 178.

У источников таможенного права Российской Федерации также имеется определенная специфика, они многочисленны и разнообразны. С учетом происходящих в мире международных интеграционных процессов, влияющих, помимо прочего, и на правовую сферу Российской Федерации, целью данной статьи является рассмотрение роли международных договоров как регуляторов таможенных правоотношений.

Очевидно, что интеграционные процессы являются неотъемлемой частью глобализации. По мнению В.М. Шумилова, процесс постепенного формирования "глобального мира" происходит как по "горизонтали", так и по "вертикали". "Горизонтальное" взаимодействие правовых систем современных государств выражается в том, что все основные известные правовые семьи сближаются по некоторым своим параметрам. "Вертикальное" взаимодействие в правовой надстройке выражается во взаимном влиянии внутреннего права государств и международного права <2>.

<2> Щербакова Н.В., Лукьянова Е.Г., Скурко Е.В. Правовая система России в условиях глобализации и региональной интеграции (Обзор материалов "круглого стола") // Государство и право. 2004. N 11. С. 105.

Международные договоры также выступают одним из механизмов глобализации. Они сближают правовые системы государств и формируют единое международное экономическое и правовое пространство.

Например, Сильвестров С.Н. в своей статье "Формирование экономической политики: фактор международного права" отмечает, что международное публично-правовое регулирование все теснее взаимодействует с национальными правовыми системами государств. Это происходит путем унификации внутренних норм, конвергенции внутренних режимов регулирования и включения международных норм во внутренний правовой порядок государств <3>.

<3> Экономические науки. 2007. N 8.

Конституция Российской Федерации 1993 года <4> установила, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

<4> СЗ РФ. 2009. N 4. Ст. 445.

Данным положением в Конституции Российской Федерации закреплен приоритет международного договора перед национальным законодательством (естественно, при определенных условиях признания такого договора), в том числе и в таможенных правоотношениях. Развивая взаимовыгодное международное сотрудничество в рамках заключенных международных договоров, Российская Федерация соответствующим образом корректирует свое внутреннее законодательство. Очевидно, что в значительной степени такая трансформация коснулась внешнеэкономической деятельности и таможенных правоотношений. Можно утверждать, что создание Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества и является тем интеграционным процессом, который сформировал новое таможенное законодательство Российской Федерации. Посредством участия в международных договорах и создания интеграционных объединений наше государство все более стремительно становится неотъемлемой частью мирового экономического пространства.

Еще в недалеком прошлом процесс интеграции России в международное экономическое пространство сдерживался определенными объективными факторами, лежавшими в основе устройства Союза Советских Социалистических Республик.

22 апреля 1918 года СНК РСФСР издал Декрет о национализации внешней торговли <5>. Все торговые сделки по покупке и продаже товаров производились только специально уполномоченными органами от лица государства. В соответствии с данным Декретом полномочия по ведению внешней торговли передавались Народному комиссариату торговли и промышленности. Таможенный кодекс СССР 1928 года, утвержденный Постановлением ЦИК и СНК СССР <6>, отнес к ведению Народного комиссариата внешней и внутренней торговли СССР по Главному таможенному управлению участие в разработке проектов международных договоров и конвенций в части, касающейся таможенно-тарифного дела.

<5> СУ РСФСР. 1918. N 33. Ст. 432.
<6> СЗ СССР. 1929. N 1. Ст. 1.

В условиях монополии государства на осуществление внешнеторговой деятельности формировалось и развивалось таможенное законодательство послереволюционной России и Советского Союза.

В связи с активизацией торговых связей РСФСР в 1920-х гг. встал вопрос о регламентации процесса таможенного оформления пропуска внешнеторговых грузов через границу. 12 ноября 1920 года В.И. Ленин подписал Декрет СНК "О порядке приема, хранения, отпуска импортных и экспортных товаров" <7>.

<7> Старовойтова Е.Н. История таможенного дела и таможенной политики России: Учебное пособие / Е.Н. Старовойтова, О.М. Долидович. СПб.: "Троицкий мост", 2012. С. 115.

В 1935 году Советский Союз присоединился к Конвенции о создании международного союза публикации таможенных тарифов. Конвенция была заключена в Брюсселе 5 июля 1890 года. Целью создания такого международного союза публикации таможенных тарифов была необходимость публикации таможенных тарифов государств мира в Международном таможенном бюллетене, а также последующей публикации тех изменений, которым эти тарифы подвергнутся в будущем.

В Таможенном кодексе СССР 1964 <8> года появилось положение о том, что если международным соглашением, в котором участвует СССР, установлены иные правила по таможенному делу, чем те, которые содержатся в Таможенном кодексе, то в этом случае применяются правила международного соглашения. Л.Н. Марков в своей работе "Таможенное право СССР" отмечает, что введение такой нормы было обусловлено активным развитием договорного сотрудничества (заключения международных договоров) в области таможенного дела с другими социалистическими странами <9>.

<8> "Свод законов СССР". 1990. Т. 9. С. 140.
<9> Марков Л.Н. Таможенное право СССР. Иркутск, 1973. С. 10.

Кроме того, Советский Союз присоединился к ряду международных договоров, касающихся таможенного дела. Например, СССР являлся участником следующих международных договоров: Конвенция о таможенных льготах для туристов от 04.06.1954 (Нью-Йорк), Конвенция о временном ввозе частных дорожных перевозочных средств (Женева), Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 года, Венская конвенция о консульских сношениях 1963 года, Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (Женева) и некоторых других. Наиболее активное сотрудничество в области таможенного дела развивалось с другими социалистическими странами. Здесь наиболее важным международным актом следует назвать Соглашение о сотрудничестве и взаимопомощи по таможенным вопросам от 5 июля 1962 года, подписанное между СССР и европейскими странами социалистического лагеря.

Государственная монополия на внешнеторговую деятельность в СССР наложила специфический отпечаток на развитие таможенного законодательства нашего государства и на роль международных договоров как источников таможенного права. В стране не существовало частных лиц, осуществляющих внешнеторговую деятельность, которые бы осуществляли вывоз товаров в иностранные государства и ввоз их на территорию Советского Союза. Поэтому просто не существовало какой-либо жесткой необходимости в гармонизации и унификации таможенного законодательства с общепринятыми мировыми стандартами.

Либерализация внешнеторговой деятельности в СССР пришлась лишь на период перестройки и на последующий период распада Советского Союза. Впервые международные стандарты в области таможенного дела, применяемые Международным советом таможенного сотрудничества (позднее - Всемирная таможенная организация), появились в Таможенном кодексе СССР 1991 года <10>. Россия как правопреемница СССР стала членом Международного совета таможенного сотрудничества. Цель этой международной организации заключается в международном сотрудничестве в области таможенного дела и взаимной интеграции опыта таможенных служб государств-членов организации.

<10> Ведомости СНД СССР и ВС СССР. 1991 N 17. Ст. 484.

Можно сказать, что коренные изменения роли международного договора как источника таможенного права произошли с момента либерализации внешнеторговой деятельности и распада Советского Союза. Новая внешнеэкономическая политика государства и присоединение нашего государства к различным международным договорам в области таможенного дела характеризуют направление развития таможенного законодательства России. Так, В.А. Бублик в своей статье "Внешнеэкономическая политика современной России" пишет о том, что, по сути, основы внешнеэкономической политики современной России были заложены всего 20 лет назад Указом Президента РФ "О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР", который разрешил выход на внешний рынок практически любому хозяйственному субъекту <11>.

<11> Российский юридический журнал. 2010. N 5.

В соответствии с пунктом "а" статьи 2 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" <12> международный договор Российской Федерации означает международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.

<12> СЗ РФ. 1995. N 29. Ст. 2757.

Международные договоры могут заключаться от имени Российской Федерации (межгосударственные договоры), от имени Правительства Российской Федерации (межправительственные договоры), от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций (договоры межведомственного характера). По данным справочно-информационной системы "КонсультантПлюс", на сегодняшний день Россия является участницей более 70 международных договоров в области таможенного дела, которые выступают источниками таможенного права России.

Предлагаются разные варианты классификации международных договоров. По нашему мнению, в качестве одного из наиболее практичных вариантов можно предложить разделение международных договоров как источников таможенного права Российской Федерации на две большие группы: международные договоры, заключенные Россией в рамках Таможенного союза ("союзные источники"), и международные договоры, заключенные Россией до Таможенного союза ("национальные источники") <13>.

<13> См.: Таможенное право: Учебник для бакалавров / Отв. ред. Д.Н. Бахрах. 3-е изд., перераб. и доп. М.: "Юрайт", 2013. С. 23.

Наибольшую роль в формировании таможенного законодательства Российской Федерации в том виде, в котором оно сейчас существует, сыграло создание Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества. Появление подобного интеграционного объединения поставило перед государствами-членами задачу сформировать единое законодательство в сфере таможенного дела, которое составляет Таможенный кодекс Таможенного союза, международные договоры государств-членов союза и решения Комиссии таможенного союза. Решения Комиссии Таможенного союза принимаются в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного союза и международными договорами государств-членов Таможенного союза. Центральным актом в законодательстве Таможенного союза можно обозначить решение Межгосударственного совета Евразийского экономического сообщества N 17 от 27 ноября 2009 года <14>, которым был принят Таможенный кодекс Таможенного союза. Таможенный кодекс Таможенного союза по своей сути является главенствующим актом во всей системе источников таможенного права. Остальные акты в рамках Таможенного союза можно считать принятыми на основании и во исполнение данного Кодекса. Они развивают и дополняют те положения, которые не нашли отражения в тексте Таможенного кодекса Таможенного союза.

<14> СЗ РФ. 2010. N 50. Ст. 6615.

Международные договоры Таможенного союза также можно подразделить на две группы: организационные договоры - международные договоры, формирующие Таможенный союз, и регулятивные договоры - международные договоры, регулирующие таможенные правоотношения в рамках Таможенного союза.

Организационные договоры Таможенного союза направлены на начальное и завершающее формирование и выстраивание структуры интеграционного объединения, в том числе его внутренних органов. В качестве примера таких договоров можно привести Договор о Таможенном союзе и едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 года, Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества от 10 октября 2000 года, Договор о создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза от 6 октября 2007 года, Протокол о порядке вступления в силу международных договоров, направленных на формирование договорно-правовой базы Таможенного союза, выхода из них и присоединения к ним от 6 октября 2007 года и другие.

К регулятивным договорам Таможенного союза можно отнести ту большую группу международных договоров, которые непосредственно осуществляют регулирование таможенных правоотношений в рамках Таможенного союза. Например, это Соглашение о едином таможенно-тарифном регулировании от 25 января 2008 года, Соглашение о вывозных таможенных пошлинах в отношении третьих стран от 25 января 2008 года, Соглашение о единых правилах определения страны происхождения товаров от 25 января 2008 года, Соглашение о порядке декларирования товаров от 12 декабря 2008 года, а также многие другие международные договоры.

Что касается группы иных международных договоров как источников таможенного права Российской Федерации, то кроме тех международных договоров и конвенций, участником которых являлся СССР, Россия является участником большого количества международных договоров, которые подразделяются на многосторонние международные договоры (конвенции) и двухсторонние международные договоры. Применение правил и положений, которые содержатся в заключенных Россией международных договорах в области таможенного дела, на территории Российской Федерации производится в соответствии с ведомственными актами, изданными Государственным таможенным комитетом Российской Федерации (ГТК РФ) и Федеральной таможенной службой Российской Федерации (ФТС РФ).

Среди многосторонних международных договоров можно выделить Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 18 мая 1973 года (Киотская конвенция). Россия присоединилась к данной Конвенции в ноябре 2010 года. Целью принятия Конвенции является унификация российского законодательства в соответствии с международными нормами и правилами в сфере таможенного регулирования, что является необходимым условием для вступления России во Всемирную торговую организацию. Принципы и положения, установленные Конвенцией, должны упростить таможенные формальности, ускорить переход на использование электронных документов, автоматизацию таможенных процедур и создание электронных систем "единого окна" <15>. Кроме того, Киотская конвенция привнесла в Россию систему управления рисками, применяемую при таможенном контроле. На территории России система управления рисками в таможенных органах используется в соответствии с Приказом ГТК РФ от 26.09.2003 N 1069 "Об утверждении Концепции системы управления рисками в Таможенной службе Российской Федерации", Приказом ФТС от 13.07.2005 N 638 "Об утверждении типового положения о подразделении координации и применении системы управления рисками регионального таможенного управления", Приказом ФТС от 03.05.2007 N 554 "Об утверждении Правил взаимодействия при применении системы управления рисками".

<15> URL: http://www.gblplaw.ru/news/legal/46192 (дата обращения: 28.10.2013).

К Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (Женева) СССР присоединился в 1982 году с заявлениями и оговоркой. Цель данной Конвенции - создание упрощенной и гармонизированной системы оформления грузов во время их перевозки при пересечении границ другого государства. На территории России Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП используется в порядке, который был утвержден Приказом ГТК России от 18.05.1994 N 206 "Об утверждении Положения о порядке применения Конвенции МДП, 1975 г." <16>. Кроме того, обеспечение использования таможенными органами России Таможенной конвенции о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года установлено Приказом ФТС РФ от 25.02.2011 N 397 "Об утверждении Порядка таможенного сопровождения транспортных средств международной перевозки, перевозящих товары".

<16> Экономика и жизнь. 1994. N 24.

Россия также является участником Конвенции о временном ввозе от 26 июня 1990 года и Таможенной конвенции о карнете АТА для временного ввоза товаров от 6 декабря 1961 года, направленных на упрощение и гармонизацию таможенных режимов. Указанные Конвенции на территории России используются в соответствии с Приказом ФТС от 28.12.2012 N 2675 "Об утверждении Методических рекомендаций о применении карнета АТА". Кроме того, Приказом ФТС РФ от 26.12.2012 N 2654 установлена компетенция таможенных органов по совершению таможенных операций с товарами, перемещаемыми с применением корнетов АТА.

К другим многосторонним международными договорам - источникам таможенного права России можно отнести Конвенцию о договоре международной дорожной перевозки грузов 1956 года, Международную конвенцию о взаимной административной помощи для предотвращения, расследования и наказания за таможенные преступления от 1977 года (Конвенция Найроби) и другие.

Двусторонние международные договоры также являются источниками таможенного права России. В данной группе можно выделить:

<17> URL: http://www.customs.ru (дата обращения: 28.10.2013).

Подводя итоги, следует сделать вывод о том, что международные договоры выступают важнейшим источником таможенного права Российской Федерации. Создание Таможенного союза и дальнейшая интеграция государств в рамках этого объединения формируют единое унифицированное законодательство, регулирующее таможенные правоотношения государств-членов союза и соответствующую национальную нормативно-правовую базу, включающую в себя множество подзаконных актов.

Думается, что с развитием Таможенного союза роль международных договоров в регулировании таможенных правоотношений Российской Федерации будет только увеличиваться.