Мудрый Юрист

Отражение положений конституции РФ в современном таможенном законодательстве

Агамагомедова Саният Абдулганиевна, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Пензенский государственный университет", кандидат социологических наук.

В работе рассмотрены вопросы отражения положений Конституции РФ в таможенном законодательстве в условиях интеграционных процессов. Автором приведены конституционные положения, которые прямо или косвенно относятся к таможенному регулированию, сделаны выводы о многоуровневости системы действующего таможенного законодательства и постепенном усилении в ней надгосударственного уровня регулирования отношений, связанных с трансграничным перемещением товаров.

Ключевые слова: Таможенный союз, Конституция РФ, единство экономического пространства, таможенное регулирование, защита прав интеллектуальной собственности.

Reflection of the provisions of the Constitution of the Russian Federation in the modern customs legislation

S.A. Agamagomedova

Agamagomedova Saniyat Abdulganievna, Candidate of sociological sciences, associate professor, sub-departament of state-legal disciplines, Penza State University.

The paper deals with the reflection of the provisions of the Constitution of the Russian Federation in the customs legislation in the integration process. The author shows the constitutional provisions that are directly or indirectly related to customs regulations, and conclusions about the hierarchical structure of the current customs legislation and the gradual increase in its supranational level of regulation of relations connected with the cross-border movement of goods.

Key words: Customs Union, the Constitution, the unity of economic space, customs regulation, protection of intellectual property rights.

Современный период развития таможенных правоотношений неразрывно связан с активными интеграционными процессами на территории Евразийского экономического пространства. Создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана, формирование единого экономического пространства на территории этих трех государств обусловили разработку и принятие целого ряда нормативно-правовых актов, регламентирующих порядок перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза. Важнейшим среди них является Таможенный кодекс Таможенного союза (далее - ТК ТС), ставший основой таможенного законодательства в условиях межгосударственной интеграции <1>. Несмотря на большое количество отсылочных норм, ТК ТС содержит положения, определяющие основные направления деятельности таможенных органов в современный период, правовой статус участников таможенных правоотношений, условия и порядок проведения таможенных операций.

<1> Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.

На уровне национального законодательства в РФ основным нормативно-правовым актом в области таможенного дела является Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации" (далее - Закон) <2>. Кроме вышеназванных документов нормативно-правовую базу в области таможенного дела составляет целый ряд соглашений и решений на уровне Таможенного союза, федеральные законы РФ, подзаконные акты, а также обширная ведомственная база, включающая нормативно-правовые акты Федеральной таможенной службы (ФТС России). Рассмотрим отражение в таможенном законодательстве положений действующей Конституции РФ.

<2> Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Российская газета. 29 ноября 2010 года.

Согласно пункту "ж" статьи 71 Конституции РФ таможенное регулирование в РФ находится в ведении Российской Федерации.

В Постановлении Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 N 4-П содержится положение о том, что, конкретизируя обязанность государства по гарантированию единства экономического пространства, Конституция (п. "ж" ст. 71) относит установление правовых основ единого рынка к ведению РФ, поскольку без обеспечения приоритетного, прямого действия законов, закрепляющих эти правовые основы (ГК Российской Федерации, законы в области антимонопольной политики и защиты конкуренции, ценообразования, финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования и т.п.), на территории всего государства свобода экономической деятельности не может быть реализована <3>.

<3> Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе" [Электронный ресурс]. СПС "КонсультантПлюс".

Конституционный принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, в его интерпретации Конституционным Судом, лежит в основе особого конституционно-правового режима стабильности экономического оборота, который базируется на принципе поддержания доверия к закону <4>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина) включен в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2011 (2-е издание, пересмотренное).

<4> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М.: "Эксмо", 2010. [Электронный ресурс] СПС "Гарант". С. 96.

Эти положения развивают одну из основ конституционного строя - принцип единства экономического пространства (ч. 1 ст. 8), означающий, в том числе, что на территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств (ч. 1 ст. 74), а ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74).

Конституция РФ устанавливает открытый перечень возможных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Прямо названы только таможенная граница, пошлины и сборы. Следует обратить внимание на то, что ограничения могут вводиться только в соответствии с федеральным законом, т.е. субъекты РФ не вправе вводить подобные ограничения в своих законах.

У исследователей вызывает обоснованные вопросы тот факт, что в части второй статьи 74 Конституции РФ не упоминается ограничение перемещения финансовых средств. По мнению Г.А. Гаджиева, разделяемому другими авторами, это может быть связано с тем, что ограничение перемещения финансовых средств вообще недопустимо. Действительно, ограничение перемещения финансовых средств парализует всю экономическую деятельность, поэтому такая мера может иметь место только в чрезвычайных условиях. Вместе с тем на данный момент мнение о недопустимости ограничения перемещения финансовых средств существует только в виде научной доктрины и не отражено в каком-либо нормативно-правовом акте <5>.

КонсультантПлюс: примечание.

Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (под ред. Ю.А. Дмитриева) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2007.

<5> Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева. "Деловой двор", 2009. С. 227 - 229. [Электронный ресурс] СПС "Гарант".

Таким образом, на конституционном уровне в РФ провозглашаются принципы отнесения таможенных правоотношений к федеральному ведению, а также свободы трансграничного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На основании последнего можно сделать вывод о том, что осуществление таможенными органами мер в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства в рамках таможенного контроля не должно ограничивать данную свободу и каким-либо образом препятствовать трансграничному перемещению товаров как основных объектов таможенного контроля.

Несмотря на то, что конкретно о таможенном регулировании Конституция РФ упоминает всего в двух статьях (в пункте "ж" статьи 71 и в статье 74), многие ее положения так или иначе касаются правоотношений в области внешнеэкономической деятельности и таможенного дела. Следует согласиться с мнением о том, что, будучи основным законом государства, Конституция РФ предопределяет характер таможенного дела в целом. Так, Конституция РФ формирует один из основных принципов осуществления таможенного дела в Российской Федерации - принцип законности (ст. 15), а также такие принципы, как равенство всех перед законом и судом (ст. 19); институт обжалования и судебная защита прав и свобод (ст. 46); гарантия получения квалифицированной юридической помощи (ст. 48); презумпция невиновности (ст. 49); гарантия возмещения государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием органов государственной власти и их должностных лиц (ст. 53); действие закона во времени (ст. 54) и др. Все эти принципы непосредственно относятся к таможенному регулированию <6>.

<6> Кормаков Г.А. Источники гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела // Правосудие в Поволжье. N 2. Март - апрель 2007 г. [Электронный ресурс] СПС "Гарант".

Многие другие нормы Конституции РФ также имеют определенное отношение к таможенному праву, например конституционные нормы о поддержке конкуренции и свободе экономической деятельности (ч. 1 ст. 8); о признании и защите равным образом частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности (ч. 2 ст. 8); о защите достоинства личности (ст. 21), которая, как норма общего характера, относится ко всем официальным действиям таможенных органов и их должностных лиц; об обязанности органов государственной власти и их должностных лиц обеспечивать возможность ознакомления каждого с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы (ч. 2 ст. 24); о праве каждого свободно выезжать за пределы Российской Федерации, беспрепятственно возвращаться в нее (ч. 2 ст. 27) и, соответственно, свободно ввозить и вывозить товары; о праве граждан обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33); о праве каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности (ч. 1 ст. 34), в том числе в сфере внешнеэкономической деятельности; и ряд других норм. В связи с этим следует согласиться с мнением о том, что таможенные отношения - это отношения публичные и по свой природе находятся на стыке экономики и административных механизмов <7>. Таможенное регулирование представляет собой правовое регулирование отношений в области внешнеэкономической деятельности посредством административных механизмов.

<7> Чечельницкий И.В. К вопросу о понятии международного таможенного права // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 37.

Приведем примеры. Закрепленное в ст. 33 Конституции РФ право граждан может быть определено как право на индивидуальное или совместное (коллективное) обращение в публичные (государственные и муниципальные) органы. На международно-правовом уровне это право соотносится с положениями ст. 19 Всеобщей декларации прав человека и ст. 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. Историческим и понятийно-категориальным аналогом данного элемента конституционного статуса граждан РФ является право петиций, которое было закреплено еще в Конституции Франции 1791 г. и сегодня указывается в конституциях ряда зарубежных стран <8>.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина) включен в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2011 (2-е издание, пересмотренное).

<8> Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М: "Эксмо", 2010. [Электронный ресурс] СПС "Гарант". С. 324 - 325.

Говоря о праве граждан в соответствии со статьей 33 Конституции РФ, необходимо учитывать специальные порядки, призванные обеспечить возможность досудебного обжалования гражданами решений и действий государственных органов, связанных с установлением и применением мер юридической ответственности или иных принудительных мер. Досудебный порядок обжалования постановлений по делам об административных правонарушениях предусмотрен КоАП РФ. Порядки подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в таможенные органы на решения, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц, запросов о причинах принятых такими органами и должностными лицами решений устанавливаются действующим таможенным законодательством как на уровне Таможенного союза, так и на уровне национального законодательства. Так, согласно статье 9 ТК ТС любое лицо вправе обжаловать решения таможенных органов, действия (бездействие) таможенных органов или их должностных лиц в порядке и сроки, которые установлены законодательством государства - члена таможенного союза, решения, действия (бездействие) таможенного органа или должностных лиц таможенного органа которого обжалуются. В Законе обжалованию решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц посвящена глава 3. Порядку обжалования и формам документов при обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц посвящен целый ряд ведомственных актов Федеральной таможенной службы: Приказ ФТС России от 27.12.2010 N 2613 "Об утверждении форм решения по жалобе и акта о рассмотрении жалобы в упрощенном порядке", письмо ФТС России от 30.08.2011 N 01-11/41869 "О направлении Методических рекомендаций по рассмотрению жалоб на решения, действия (бездействие) в области таможенного дела", Приказ ФТС России от 18.04.2012 N 760 "Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы и определяемых ею таможенных органов по предоставлению государственной услуги по принятию предварительных решений по классификации товаров по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности Таможенного союза" и другие.

В качестве другого примера можно привести правовое регулирование обеспечения таможенными органами защиты прав интеллектуальной собственности. Согласно Закону одна из функций (обязанностей) таможенных органов РФ - обеспечение в пределах своей компетенции защиты прав на объекты интеллектуальной собственности (пункт 7 части 1 статьи 12). Практически в той же формулировке, но в качестве основной задачи таможенных органов данное положение содержится и в ТК ТС (пункт 9 части 1 ст. 6 ТК ТС). Таким образом, законодатель четко обозначает полномочия таможенных органов в рассматриваемой сфере, отделяя их от задач иных государственных органов, осуществляющих властные полномочия в сфере защиты прав интеллектуальной собственности на внутреннем рынке.

Согласно части 1 статьи 44 Конституции РФ каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. В данном случае конституционный принцип охраны интеллектуальной собственности отражен в таможенном законодательстве в отдельном аспекте охраны, а именно - аспекте трансграничной защиты, защиты прав правообладателей при перемещении товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, через таможенную границу. На внутреннем (национальном) рынке данные полномочия осуществляет целая система правоохранительных и иных государственных органов (Министерство внутренних дел Российской Федерации, прокуратура, Федеральная антимонопольная служба, Роспотребнадзор). У каждого из них своя специфика защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Что касается таможенных органов, то их правомочия в области обеспечения прав интеллектуальной собственности ограничиваются таможенным контролем товаров, содержащим объекты интеллектуальной собственности.

Примером отражения конституционных принципов в законодательстве РФ в области таможенного дела могут также выступать нормы, устанавливающие уголовную ответственность за преступления в сфере внешнеэкономической деятельности. В первую очередь, указанная группа преступлений посягает на личность, ее права и свободы. Так, специалисты справедливо считают, что при ввозе из-за рубежа с целью распространения материалов с призывами к экстремистской деятельности в виде печатных, аудио-, видео- или иных цифровых изданий, предназначенных для многих читателей или зрителей, затрагиваются права неопределенного круга лиц <9>. Анализ норм таможенного законодательства, а также иных отраслей права, регулирующих отношения в области таможенного дела, позволяет сделать вывод о том, что посредством их положений осуществляется обеспечение охраны и защиты конституционных прав и свобод граждан.

<9> Алпеева М.А. Экстремистские материалы как предмет преступлений экстремистской направленности, связанных с пересечением границы // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 29.

Таким образом, в современном таможенном законодательстве отражен целый ряд конституционных принципов, получивших в нем свое развитие в условиях оптимизации таможенного регулирования.

В заключение хотелось бы отметить сложность современного таможенного законодательства. В условиях формирования Евразийского экономического пространства оно представляет собой многоуровневую систему, включающую в себя международные договоры универсального характера, устанавливающие современные стандарты в области таможенного регулирования (Киотская конвенция, Генеральное соглашение по тарифам и торговле и др.), документы в рамках Таможенного союза (ТК ТС, соглашения между правительствами стран - членов ТС по различным вопросам, решения комиссии таможенного союза (КТС) и Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) и др.), акты национального законодательства РФ. Согласно части 4 статьи 15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. В условиях стремительных интеграционных процессов на постсоветском пространстве данный конституционный принцип приобретает особую актуальность. Применение его в действующем таможенном законодательстве позволяет включить нормативно-правовые акты Таможенного союза в систему российского таможенного законодательства и признать их частью правовой системы РФ. Значение рассматриваемого принципа в дальнейшем будет возрастать в связи с тем, что создание единого экономического пространства на территории стран - членов ТС предполагает постепенную унификацию не только таможенного, но и иных отраслей законодательства (налогового, административного, уголовного и др.). В связи с этим будет усиливаться надгосударственный уровень регулирования общественных отношений, связанных с процессами трансграничного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Литература

  1. Таможенный кодекс Таможенного союза (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества от 27 ноября 2009 г. N 17) // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru.
  2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" // Российская газета. 29 ноября 2010 года.
  3. Постановление Конституционного Суда РФ от 04.03.1997 N 4-П "По делу о проверке конституционности статьи 3 Федерального закона от 18 июля 1995 года "О рекламе" // СПС "КонсультантПлюс" [Электронный ресурс].
  4. Алпеева М.А. Экстремистские материалы как предмет преступлений экстремистской направленности, связанных с пересечением границы // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 27 - 29.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Конституции Российской Федерации (под ред. В.Д. Зорькина) включен в информационный банк согласно публикации - Норма, Инфра-М, 2011 (2-е издание, пересмотренное).

  1. Комментарий к Конституции Российской Федерации / Под ред. В.Д. Зорькина, Л.В. Лазарева. М: "Эксмо", 2010. [Электронный ресурс] СПС "Гарант".

КонсультантПлюс: примечание.

Конституция Российской Федерации. Научно-практический комментарий (под ред. Ю.А. Дмитриева) включен в информационный банк согласно публикации - Юстицинформ, 2007.

  1. Конституция Российской Федерации: доктринальный комментарий (постатейный) / Под ред. Ю.А. Дмитриева // Деловой двор. 2009. [Электронный ресурс] СПС "Гарант".
  2. Кормаков Г.А. Источники гражданско-правового регулирования отношений в области таможенного дела // Правосудие в Поволжье. N 2. Март - апрель 2007 г. [Электронный ресурс] СПС "Гарант".
  3. Чечельницкий И.В. К вопросу о понятии международного таможенного права // Таможенное дело. 2013. N 3. С. 35 - 38.