Мудрый Юрист

Влияние конституции Российской Федерации на конституции стран СНГ и приднестровской молдавской республики

Брусалинская Галина Степановна, доцент кафедры конституционного, административного и муниципального права юридического факультета Приднестровского государственного университета имени Т.Г. Шевченко, кандидат юридических наук (г. Тирасполь).

В статье анализируется роль Конституции Российской Федерации как основополагающего документа страны, ее влияние на конституции стран СНГ. Особое внимание уделено влиянию Конституции России на Конституцию ПМР.

Ключевые слова: конституция, Конституция Российской Федерации, конституции стран СНГ, Конституция Приднестровской Молдавской Республики, влияние.

Impact of the Constitution of the Russian Federation on the constitutions of the CIS states and the Trans-Dniester Moldovan Republic

G.S. Brusalinskaya

Brusalinskaya Galina Stepanovna, assistant professor of the Chair of Constitutional, Administrative and Municipal Law of the Law Faculty of Trans-Dniester State University named after T.G. Shevchenko, candidate of juridical sciences (Tiraspol').

The article analyzes the role of the Constitution of the Russian Federation as a fundamental document of state, its influence on constitutions of the CIS states. The special attention is drawn to the impact of the Constitution of Russia on the Constitution of the Trans-Dniester Moldovan Republic.

Key words: constitution, Constitution of the Russian Federation, constitutions of the CIS states, Constitution of the Trans-Dniester Moldovan Republic, impact.

За 20-летний период действия Конституция Российской Федерации претерпела сравнительно небольшое количество изменений и дополнений, что позволяет говорить о ее устойчивости. Роль конституций в целом и действующей российской Конституции в частности трудно переоценить. Во-первых, конституция - это основа легитимности власти, ядро правового сознания и опора гражданского общества. Устойчивость Основного Закона является залогом политической стабильности и динамичности развития любого государства. Во-вторых, конституция - это не абстрактные нормы и декларации, а живой, действующий документ, который не только активно влияет на общественно-политическую и экономическую действительность, воплощаясь в законах, решениях, институтах, но также самым непосредственным образом влияет на облик страны и ход современной истории <1>.

<1> Шахрай С.М. О Конституции. Общество в период изменений: опыт конституционного строительства. М., 2013. С. 3.

Конституция обладает мощным идеологическим потенциалом и оказывает самое непосредственное влияние на духовную жизнь общества путем распространения и утверждения определенных политических и правовых идей, представлений и ценностей, что имеет большое значение для авторитета государства на международной арене и внутри страны. Кроме того, конституция имеет важное социально-культурное значение, поскольку Основной Закон является не чем иным, как отлитой в юридическую форму матрицей конкретного общества <2>. Эта матрица представляет собой сложившийся баланс интересов его политических сил, наиболее оптимальные принципы властвования, формы политических институтов, особенности экономического устройства.

<2> Там же. С. 7.

После распада Советского Союза и образования Содружества Независимых Государств в странах СНГ стали происходить государствообразующие процессы, которые необходимо было нормативно закрепить. Накопленный с советских времен законодательный массив по нарастающей терял свою актуальность и юридическую силу. В связи с быстроменяющимися политическими и экономическими реалиями середины и конца 90-х гг. XX в. назрела острая необходимость для начала что-то взять за основу, а затем ее детализировать, доработать и видоизменить адаптивным путем под особенности конкретного государства-участника СНГ.

Так как правопреемницей Советского Союза по очень большому количеству государственно важных вопросов стала Российская Федерация, основную "нагрузку" взяла на себя именно она. Какой-то определенно короткий период прежнее советское законодательство (и СССР, и РСФСР) действовало, чтобы не возникало пробелов в праве, коллизий, кризиса в государстве в результате отсутствия регулирования самых важных процессов, слома господствующей длительный период идеологии. Но с принятием Конституции Российской Федерации 1993 г. был задан новый вектор законодателю, причем не только российскому, - обновить и усовершенствовать действующее законодательство, чтобы оно не противоречило новому Основному Закону.

В итоге, с учетом включения в текст общепризнанных принципов и норм международного права, Конституция России 1993 г. стала настолько прогрессивным документом, несмотря на довольно сложный путь ее принятия, что впоследствии она в немалой степени учитывалась при последующей разработке конституций различных стран СНГ.

Известно, что Конституция 1993 г. не была плодом "согласия элит" и потому не стала в полном смысле слова "общественным контрактом" (договором). Тем не менее особенности ее юридической конструкции, наличие специальных внутренних механизмов позволили превратить этот документ в платформу для последующего формирования широкого гражданского согласия. Конституция России 1993 г. с момента своего рождения отличалась устойчивостью и жизнеспособностью, поскольку изначально включала в себя набор стимулов, процедур, инструментов, обеспечивающих ее самосохранение. С одной стороны, это жесткое закрепление основополагающих принципов, включая усложненный порядок внесения изменений в текст Основного Закона. С другой стороны, это отсутствие запретов для самого широкого политического творчества в существующих конституционных рамках <3>.

<3> Конституция 1993 г. как план будущего для России: Материалы круглого стола (22 октября 2008 г.). М., 2009.

Обновление конституций в большинстве стран Содружества стало результатом меняющейся расстановки политических сил, продолжающихся политических и экономических реформ. Вместе с тем в конституциях были сохранены основные конституционные нормы и принципы: парламентаризм, разделение властей, права и свободы человека и гражданина. Они выдержали испытание временем, во многом благодаря тому, что имеют под собой прочный фундамент в международных документах.

Одним из ключевых вопросов современных конституционных реформ в странах Содружества был и остается поиск наиболее эффективного варианта конституционной модели организации и деятельности институтов государственной власти и их согласованного функционирования в рамках единой конституционной системы <4>.

<4> Вишняков В.Г. Сравнительный анализ конституций государств-участников СНГ. М., 2006. С. 7.

У конституционных реформ бывших советских республик во многом похожая судьба. Высокая степень общности моделей конституционных преобразований обусловлена, прежде всего, тем фактом, что до 1991 г. эти республики были частями одной страны, единого целого. Весь процесс указанных преобразований на пространстве бывшего СССР можно было бы попытаться условно разделить на три основных этапа.

Первый этап охватывает период с конца 1988 г. по конец 1991 г. Это был период постепенного расшатывания, а затем и разрушения Советского государства, и одновременно возникновения основ новой суверенной государственности в союзных республиках. Конституционные реформы в этот период внешне проходили под общедемократическими лозунгами и были направлены своим острием против КПСС и якобы "диктата Союзного центра". Реформы при этом практически не имели четкого плана, носили во многом спонтанный и незаконченный характер, что выражалось в попытках соединить советскую систему власти с институтом президентства и идеей разделения властей.

Второй этап: принятие конституций бывших республик в составе Союза ССР, закрепивших основы новой политической и экономической системы, а также правового статуса личности. В Литве, Эстонии, Туркменистане, Узбекистане этот этап завершился уже в 1992-м г., в Казахстане, Кыргызстане, России - в 1993-м, в Беларуси, Молдове, Таджикистане - в 1994-м, в Армении, Азербайджане, Грузии - в 1995-м, в Украине - только в 1996 г.

Третий период, который начался после принятия новых конституций и продолжается сейчас, характеризуется развитием новых конституционных положений в законодательстве и на практике, а также дальнейшей эволюцией конституционного строя в отдельных странах. Преобразования, обозначившиеся в общественной жизни стран СНГ практически с момента обретения независимости, вызвали необходимость совершенствования и дальнейшего развития конституционно-правового регулирования государственной и общественной жизни. Доказательством этого стал интенсивный процесс обновления конституционного законодательства, результатом стало и принятие в странах СНГ новых конституций в период с 1993 по 1996 г. включительно.

Конституционные реформы в странах СНГ свидетельствовали о серьезных изменениях, происходящих в государственном устройстве этих стран, новом отношении к общепризнанным в мировом сообществе демократическим ценностям, построении иной организации органов государственной власти и органов местного самоуправления.

Сегодня конституции и текущее законодательство в государствах-членах СНГ более контрастно, нежели ранее, отражают специфические национальные и исторические особенности этих территорий. Демократическая направленность преобразований, происходящих в обществе и государстве, находит свое отражение в конституциях этих стран. Конституционное закрепление прав человека и гражданина, утверждение государственного суверенитета, становление рыночных отношений характеризуют основные направления конституционного развития стран СНГ. На основе конституций стран СНГ развертывалось формирование их правовых систем.

Что именно стало фундаментом конституционных положений в странах СНГ, можно проиллюстрировать на примере сравнительного анализа основных норм, входящих в конституции ряда стран.

Так, например, основы конституционного строя утверждаются на принципиально новых для этих государств демократических началах, общепризнанных в мировом сообществе, таких как: провозглашение демократического характера государства; признание человека высшей ценностью в обществе и государстве и конституционное закрепление его основных прав и свобод; народовластие; принцип разделения властей; верховенство закона во всех сферах государственной жизни; политический плюрализм; равноправие всех форм собственности; социальная направленность государственной власти; светский характер государства. В той или иной форме закрепление или декларация этих принципов присутствуют во всех конституциях стран СНГ.

Большинство конституций стран СНГ закрепляют суверенитет народа, и народ провозглашается единственным источником государственной власти. Вместе с тем большое значение в конституциях стран СНГ придается провозглашению государственного суверенитета. Это объясняется тем, что народы большинства бывших республик СССР ни до его образования ни после не имели собственного независимого суверенного государства. Более того, конституции стран СНГ распространяют принцип государственного суверенитета и на сферу внешнеполитических отношений. В их текстах прямо или косвенно подчеркивается, что они являются полноправными субъектами международных отношений. В качестве примера можно привести положения главы VI Конституции Республики Узбекистан, посвященной внешней политике.

Конституции государств СНГ закрепляют социальный и демократический характер государства. В основных законах этих государств запрещается узурпация государственной власти кем бы то ни было. Об этом говорится, к примеру, в ст. 5 Конституции Азербайджана. В ст. 2 Конституции Республики Молдова установлено, что ни одно частное лицо, ни одна часть народа, ни одна социальная группа, ни одна политическая партия или иное общественное объединение не могут осуществлять государственную власть от своего имени. Узурпация государственной власти является тягчайшим преступлением против народа. Однако, несмотря на столь громкий посыл статьи Конституции Республики Молдова, то, что было закреплено в такой интерпретации почти двадцать лет назад под прямым влиянием международных правовых актов и общечеловеческих ценностей, сегодня в реальности сведено к минимуму. Правящий альянс в Республике Молдова, забыв напрочь о народной воле, практически уничтожил молдавскую государственность своей готовностью не только низко "поклониться" Евросоюзу, но и отказаться от всего того, что создавалось веками в интересах настоящего и будущего поколений. Это в итоге серьезно осложнило взаимоотношения Республики Молдова с Российской Федерацией, исказило взаимоотношения с другими странами СНГ, и уже довольно трудно представить себе, как при таком подходе можно построить по-настоящему независимое демократическое правовое государство не только на бумаге, но и в жизни.

В ряде конституций государств СНГ провозглашается политический плюрализм и идеологическое многообразие. Так, в ст. 7 Конституции Республики Армения говорится: "... в Республике Армения признается многопартийность". Подобное закреплено в ст. 5 Конституции Республики Казахстан. При этом Республика Казахстан заимствует не только опыт Российской Федерации, но и ряда стран СНГ, и подтверждает, что нормальное демократическое развитие невозможно без политической стабильности, основанной на межнациональном сотрудничестве и общественном согласии <5>.

<5> Акуев Н.И. Конституционная реформа в Казахстане // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы международной научной конференции (28 - 31 марта 2007 г.) / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М.: Издательство Московского университета, 2008. С. 234.

В большинстве конституций стран СНГ провозглашается светский характер государства, означающий, что церковь отделена от государства и никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Кроме того, практически во всех конституциях стран СНГ прямо или косвенно провозглашается система государственного образования, отделенного от церкви, и закрепляется светский характер образования.

В качестве примера можно привести ст. 16 Конституции Республики Беларусь, где установлено, что все религии и вероисповедания равны перед законом <6>.

<6> Вишняков В.Г. Указ. соч. С. 18.

Значительное место в конституционном праве государств-участников СНГ занимают положения, закрепляющие основы правового статуса личности. Степень развития данного государственно-правового института определяется характером политических реформ, проходящих в каждой из стран-участниц Содружества. Содержание разделов конституций стран СНГ, посвященных правовому статусу личности, свидетельствует об имплементации международно-правовых норм о правах и свободах человека в их внутригосударственное законодательство. Очевидно, что в современном мире государства-члены СНГ не могут быть полноправными членами международного сообщества, строго не ориентируя свое законодательство и государственную политику на установившиеся международные стандарты в области соблюдения основных прав и свобод человека.

В соответствии с нормами конституций стран СНГ, гарантом прав и свобод выступает государство. Так, ст. 24 Конституции Республики Молдова закрепляет: "Государство гарантирует каждому человеку право на жизнь и на физическую и психическую неприкосновенность", а ст. 26 гарантирует право на защиту. Правовой статус личности в странах СНГ в значительной мере зависит от характера института гражданства. Все конституции государств СНГ включают в себя нормы о гражданстве, и большинство из них закрепляет равное гражданство вне зависимости от оснований его приобретения и равноправие всех граждан.

Так, ст. 10 Конституции Республики Казахстан предусматривается, что гражданство Республики Казахстан приобретается и прекращается в соответствии с законом, является единым и равным независимо от оснований его приобретения. В конституциях всех государств СНГ закрепляется основополагающий принцип гражданства - принцип защиты и покровительства государства своим гражданам как внутри страны, так и за пределами государства.

Особое место в конституциях стран СНГ уделяется политическим правам граждан. В обязательном порядке в конституциях стран СНГ закреплено право граждан на объединение, а также свобода собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Однако часто конституции, закрепляя это право, ставят непременное условие, что граждане могут собираться только мирно и без оружия. Избирательные права во всех конституциях стран СНГ закрепляются только за гражданами, зачастую в контексте права граждан на участие в управлении государством. Практически все конституции содержат ограничение этого права в отношении граждан, признанных судом недееспособными, и в отношении граждан, отбывающих наказание по приговору суда.

Право на социальное обеспечение предоставляется в государствах-участниках СНГ, главным образом, в случае болезни, инвалидности, по старости или в случае потери кормильца. Однако объем конституционных статей, посвященных праву на социальное обеспечение, и их содержание существенно отличаются в каждом конкретном государстве. В целом ряде стран реализация такого права предполагается за счет средств общеобязательного государственного социального страхования (ст. 46 Конституции Украины) <7>. В ряде конституций закрепляется также право на достаточный жизненный уровень, предполагающее, что государство обязано всемерно способствовать постоянному повышению жизненного уровня населения страны, чтобы каждый человек мог обеспечить себе достойное существование.

<7> Там же. С. 60.

Помимо прав и свобод в конституциях стран СНГ в отношении граждан и других категорий лиц, проживающих или находящихся на территории государства, прописаны четко и определенные обязанности. Большая часть из них распространяется на всех без исключения в равной степени, в том числе на иностранцев и лиц без гражданства: обязанность каждого соблюдать конституцию и законы государства, обязанность уважать права, свободы и законные интересы других лиц. Своим гражданам конституции всех стран-участниц СНГ адресуют обязанность по защите отечества. Помимо перечисленных в конституциях стран СНГ закрепляется обязанность по сохранению памятников культуры и истории, обязанность беречь и охранять природу, обязанность платить установленные законом налоги и сборы.

Имеют место и специфические обязанности, закрепленные в конституциях стран Содружества - например, обязанность граждан быть верными родине (ст. 83 Конституции Азербайджанской Республики). Таким образом, наглядные вышеизложенные примеры говорят о незыблемых основах конституционного строя стран Содружества, но допускают свою специфику в области государственного строительства в каждом отдельно взятом государстве.

Говоря о влиянии Конституции Российской Федерации 1993 г. на развитие конституционализма в Приднестровской Молдавской Республике, следует отметить, что государствообразующие процессы, происходившие в связи с распадом СССР, повлияли и на образование и становление Приднестровской Молдавской Республики, а также ее правового пространства. Они имели свою специфику и характерные особенности, определяемые условиями, складывавшимися внутри Республики, вокруг нее и далеко за ее пределами.

25 августа 1991 г. Верховный совет Приднестровской Молдавской Республики принял Декларацию о независимости Приднестровья. Важнейшим нормативным правовым актом, принятым Верховным советом нашей Республики, стала первая Конституция Приднестровской Молдавской Республики, принятая 2 сентября 1991 г. в день первой годовщины образования Приднестровской Молдавской Республики. Правовой базой для Конституции ПМР в тот период послужил Декрет о государственной власти и Декларация о суверенитете, принятые Верховным советом ПМР на своей первой сессии. Конституция Приднестровской Молдавской Республики 1991 г., в свою очередь, стала правовой базой для строительства правового пространства государства.

На разработку и принятие действующей в настоящее время Конституции Приднестровской Молдавской Республики 1995 г. повлияло множество факторов. Как и в большинстве стран Содружества, принятие Конституции Приднестровья стало результатом меняющейся расстановки политических сил, продолжающихся политических и экономических реформ в стране. Конституция Российской Федерации 1993 г. послужила основой для разработки действующей Конституции нашей Республики, в которую были заложены и сохраняются важнейшие конституционные нормы и принципы: народовластие, суверенитет, независимость, демократия, парламентаризм, разделение властей, права, свободы, обязанности и гарантии человека и гражданина.

За годы своего действия Конституция ПМР претерпела множественные изменения и дополнения. В 2006 г. в результате референдума по вопросу взаимоотношений между Приднестровской Молдавской Республикой, Республикой Молдовой и Российской Федерацией, народ Приднестровья однозначно высказался за дальнейшее будущее с Российской Федерацией. В результате реформ 2011 г. организация государственной власти в Республике отразила ряд российских моделей. В частности, это коснулось полномочий Президента ПМР как главы государства, утратившего статус главы исполнительной власти, но получившего статус независимого арбитра над всеми тремя ветвями власти в Республике - законодательной, исполнительной и судебной, что дает основания говорить о новой ветви власти в Приднестровье - президентской. Новеллой явилось установление возможности президента распускать Верховный совет ПМР в определенных Конституцией случаях, что расширило имеющийся инструментарий главы государства в системе сдержек и противовесов, обеспечивающий баланс ветвей государственной власти. В Конституции ПМР закреплен конституционно-правовой статус Правительства ПМР в качестве коллегиального органа, осуществляющего исполнительную власть в Республике. При этом предусмотрена возможность отставки Правительства ПМР как мера юридической ответственности за проводимую им политику.

Однако следует отметить, что в рамках гармонизации приднестровского законодательства с российским те разделы Конституции ПМР, изменения в которые вносятся только посредством проведения республиканского референдума (Раздел I об основах конституционного строя, Раздел II, посвященный правам, свободам, обязанностям граждан и гарантиям их реализации, а также Раздел IV о порядке внесения изменений и дополнений в Конституцию ПМР), затронуты не были.

В настоящее время текст действующей Конституции ПМР максимально приближен к тексту Конституции Российской Федерации, за исключением положений главы 1 раздела III (об основах государственного управления) "Развитие основ конституционного строя", где четко прописаны функции государства и ряд других норм, обладающих своей спецификой. Также при внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР в ходе конституционной реформы 2009 - 2011 гг. в указанный раздел приднестровский законодатель учитывал унитарную, а не федеративную форму государственного устройства Республики и руководствовался некоторыми принципами политической и правовой целесообразности. Речь идет о сохранении однопалатной структуры парламента (Верховного совета ПМР), формировании Конституционного суда ПМР на прежних началах (шесть судей - по два от каждой ветви власти), выделении норм о прокуратуре ПМР в отдельную главу "Надзор за точным и единообразным исполнением Конституции и законов Приднестровской Молдавской Республики".

Обобщая вышеизложенное, можно отметить, что в практике стран-членов СНГ накапливается коллективный опыт конституционализма. Все эти страны творчески использовали и используют опыт конституционных реформ в России. Конституция Российской Федерации 1993 г. включает в себя все большее количество прогрессивных норм, перешедших в практику конституционного развития государств-членов Содружества и западных демократий.

В то же время все конституции государств-участников Содружества объединяет общий концептуальный подход. Новые конституции в странах СНГ отражают светский и социальный характер государственной власти, поднимают на более высокий уровень демократию, создают прочные гарантии государственного единства, политической стабильности, реального осуществления конституционных прав, свобод и обязанностей граждан, их социальной защищенности.

Но это отнюдь не означает, что конституции стран СНГ могут оставаться неизменными в столь быстро меняющейся окружающей реальности. Для того чтобы быть не просто "концептуальными и схематичными" документами, а идти в ногу со временем, конституции, вполне объективно претерпевающие на себе влияние отраслевого законодательства, развивающегося намного быстрее, должны стать объектом объединенных усилий ученых-конституционалистов, теоретиков и практиков, органов государственной власти и управления. Очень показательной является ст. 59 Конституции Республики Беларусь, в соответствии с которой государство обязано принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан Республики, предусмотренных Конституцией. Приведенный пример не случаен. Исходя из того, как строятся сегодня отношения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь, можно взять за основу то, на что и российские и белорусские ученые давно обращают внимание: необходимо прогнозировать последствия принятия нормативных правовых актов, так как достаточно часто сама жизнь подтверждает их дефектность, отторжение обществом <8>. И об этом надо серьезно задуматься в каждом государстве-участнике СНГ, прежде чем решать вопрос о внесении изменений и дополнений в Конституцию или принятии нового Основного Закона в результате назревающих конституционных реформ.

<8> Василевич Г.А. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве (белорусское законодательство и практика) // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения. Материалы международной научной конференции / Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М.: Издательство Московского университета, 2008. С. 213.

На встрече с российскими учеными-конституционалистами в ноябре 2013 г. Президент РФ В.В. Путин подчеркивал доминирующее значение российской Конституции в сопоставлении с международными документами, решениями Европейского суда по правам человека: "Все-таки приоритет должен быть у нашей Конституции. И это не только наша с вами позиция, практически во всех странах мира это применяется". Данное высказывание лишний раз подтверждает, что, даже переняв весь прогрессивный опыт общепризнанных принципов и норм международного права, каждое государство должно относиться к подобному процессу внимательно, тем самым не умаляя свою национальную специфику и накопленный "правовой багаж" и не нанося ущерб своим подлинным национальным интересам. Адаптивный путь развития, свидетельствующий об уважении к законам и правилам других государств, - наиболее оптимальный способ совершенствования законодательства, а также жизни государства и общества в целом.

Литература

  1. Акуев Н.И. Конституционная реформа в Казахстане // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы международной научной конференции (28 - 31 марта 2007 г.) / Н.И. Акуев; Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М.: Издательство Московского университета, 2008.
  2. Василевич Г.А. Устранение и преодоление пробелов и дефектов в законодательстве (белорусское законодательство и практика) // Пробелы и дефекты в конституционном праве и пути их устранения: Материалы международной научной конференции 28 - 31 марта 2007 г. / Г.А. Василевич; Под ред. проф. С.А. Авакьяна. М.: Издательство Московского университета, 2008.
  3. Вишняков В.Г. Сравнительный анализ конституций государств-участников СНГ / В.Г. Вишняков. М., 2006.
  4. Конституция 1993 г. как план будущего для России: Материалы круглого стола (22 октября 2008 г.). М., 2009.
  5. Шахрай С.М. О Конституции. Общество в период изменений: опыт конституционного строительства / С.М. Шахрай. М., 2013.