Мудрый Юрист

О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере физической культуры и спорта

Шилакин Виктор Борисович, адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России.

В статье рассматриваются перспективы совершенствования законодательства в сфере физической культуры и спорта. Автор предлагает введение норм по государственной поддержке спортсменов и созданию благоприятных условий по их мотивации.

Ключевые слова: Конституция, правовые акты, физическая культура и спорт, мотивация, совершенствование законодательства.

On some problems of improvement of the legislation in the sphere of physical culture and sports

V.B. Shilakin

Shilakin Viktor Borisovich, adjunct of the Chair of State-Law Subjects of the Far-East Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

The article concerns the prospects of legislation improvement in the sphere of physical culture and sports. The author proposes to discuss the possibility of introduction of rules on state support for athletes and create favorable conditions for their motivation.

Key words: Constitution, law acts, physical education and sports, motivation, legislation improvement.

Основным источником правового регулирования в сфере физической культуры и спорта является Конституция Российской Федерации. Статья 41 гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также констатирует, что "поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта" <1>. Исходя из федеративного устройства России, в Конституции определено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "е" ч. 1 ст. 72).

<1> Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.

Сейчас в правовой системе Российской Федерации постепенно складывается значительный массив правовых предписаний - норм законодательного, подзаконного и локального уровней об урегулировании общественных отношений в области физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, профессионального спорта, других областях физкультурно-спортивного движения, а также в смежных с ними сферах общественной деятельности. Наличие широкого пласта правовых актов в действительности не решает большого количества проблем, которые сложились в этой отрасли. 12 декабря 2012 г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил: "Важнейшее направление - развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятие физической культурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организовываем в нашей стране крупнейшие международные соревнования. Но эту задачу, задачу занятий спортом и физической культурой, массовым спортом, не решишь лишь за счет проведения международных спортивных форумов и даже увеличения учебных часов физкультуры в школах и вузах. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, как мы знаем, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать. Считаю необходимым поддержать и идею создания ассоциаций студенческих спортивных клубов. Эта организация призвана не только содействовать развитию студенческого спорта, но и стать в известном смысле социальным лифтом для талантливой, целеустремленной и активной молодежи. При этом считаю важным, чтобы эта организация была вообще вне всякой политики, объединяла молодежь с самыми разными политическими взглядами" <2>.

<2> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2012. 13 декабря.

Особенно отмеченные проблемы видны при анализе регионального законодательства Дальнего Востока. Принятая Правительством Российской Федерации распоряжением N 2094-р от 28.12.2009 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года определила, что "государственная политика в сфере физической культуры и спорта будет ориентирована на повышение интереса жителей Дальнего Востока и Байкальского региона к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганду спорта как основы здорового образа жизни". В целях реализации этой Стратегии субъектами ДФО были приняты законы и подзаконные акты, регламентирующие вопросы физической культуры и спорта. Действительно, на Дальнем Востоке происходит значительное улучшение ситуации по сравнению с прошлыми годами, когда дальневосточники оставались не причастными к процессу спортивной жизни России. Так, в рамках реализации Стратегии о проведении всероссийских соревнований на Дальнем Востоке в Хабаровске прошел чемпионат России по самбо (7 - 10 марта 2013 г.). Следует отметить, что Президент Российской Федерации В.В. Путин поддержал инициативу о признании самбо базовым и приоритетным видом спорта в нашей стране. Во время проведения спортивного мероприятия нами было проведено анкетирование 102 участников соревнований (тренеров и спортсменов). Посредством анкетирования мы хотели установить, как осуществляется поддержка (мотивация) спортсменов в различных субъектах Российской Федерации. Хронология полученных ответов позволила сделать вывод, что положительная динамика мотивации спортсменов превалирует по всей России, за исключением Дальнего Востока. Это и понятно, поскольку анализ нормативных актов субъектов ДФО (Постановление Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае"; Постановление Администрации Приморского края об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие физической культуры и спорта Приморского края на 2013 - 2017 годы"; Постановление Правительства Сахалинской области от 29 октября 2010 г. об утверждении долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Развитие физической культуры и спорта в Сахалинской области"; Постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 615 об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2012 - 2015 годы"; приложение к Постановлению Правительства Камчатского края от 29 октября 2010 г. N 457-П о долгосрочной краевой целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы"; приложение к распоряжению Правительства Камчатского края от 25 октября 2010 г. N 519-РП "Стратегия развития физической культуры и спорта в Камчатском крае до 2025 года"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2009 г. N 524 "Стратегия развития физической культуры и спорта на 2009 - 2020 г. в Республике Саха (Якутия)") подтверждает вывод анкетирования.

Основными проблемами текущего состояния физической культуры и спорта в ДФО, в соответствии с вышеуказанными документами, являются:

Обратимся к теории мотивации и попробуем предложить пути совершенствования действующего законодательства. Мотивация (от греч. motif, от лат. moveo - двигаю) - внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. По утверждению С.А. Русакова, задача мотивации персонала решается во имя того, чтобы получить от работников то, что нужно, в обмен на то, что нужно работникам. Мотивируя работников, следует делать вот что:

  1. определиться с тем, что нужно получить от работников - труд, результаты труда, лояльность - и что от них получить можно, потому что получить удастся не все, что хочется;
  2. выяснить, что нужно работникам вообще, их разным группам и даже каждому конкретному работнику. Нужно много всего разного, поэтому работодателю нужно определиться с тем, что он может реально дать работникам;
  3. связать в головах работников в целом, работников разных групп и даже в голове отдельного работника то, что им нужно, с тем, что они должны дать в обмен работодателю. Теперь можно обменивать то, что нужно работникам, на то, что нужно работодателю. Давать меньше, если работники не выполняют свою часть договоренности. Давать больше, поощряя работников делать еще больше, чем они делают. И укреплять в головах работников нарисованную картину.

Мотивация, или мотивирование, - это усилия работодателя и его менеджмента, направленные на то, чтобы сформировать ожидания работников в получении нужного им в обмен на нужное предприятию. Результат мотивации - ожидания работников, логическая связь: "Если я дам это предприятию, работодателю и его менеджерам, то получу то, что мне нужно самому". Цель мотивации - устойчивая картинка в голове работника. Картина обмена. Задача мотивации - получить на основе нарисованной картины то, что нужно предприятию: труд, результаты труда, лояльность и прочее <3>.

<3> Русаков С.А. Теория управления: Курс лекций. М., 2009.

Перекладывая основные посылки мотивации (по С.А. Русакову) на труд спортсменов, работодатель, а им выступает государство в лице органов государственной власти в Российской Федерации, обязан реализовывать ч. 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации (развитие физической культуры и спорта). Поэтому предлагаем внести изменения в действующее законодательство, позволяющие определить преференции для спортсменов (или перспективных спортсменов):

Дополнить пунктом 8 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

Пункт 2 ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" изложить в следующей редакции: "Право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеют:

Литература

  1. Русаков С.А. Теория управления: Курс лекций. М., 2009.