О некоторых проблемах совершенствования законодательства в сфере физической культуры и спорта
Шилакин Виктор Борисович, адъюнкт кафедры государственно-правовых дисциплин Дальневосточного юридического института МВД России.
В статье рассматриваются перспективы совершенствования законодательства в сфере физической культуры и спорта. Автор предлагает введение норм по государственной поддержке спортсменов и созданию благоприятных условий по их мотивации.
Ключевые слова: Конституция, правовые акты, физическая культура и спорт, мотивация, совершенствование законодательства.
On some problems of improvement of the legislation in the sphere of physical culture and sports
V.B. Shilakin
Shilakin Viktor Borisovich, adjunct of the Chair of State-Law Subjects of the Far-East Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.
The article concerns the prospects of legislation improvement in the sphere of physical culture and sports. The author proposes to discuss the possibility of introduction of rules on state support for athletes and create favorable conditions for their motivation.
Key words: Constitution, law acts, physical education and sports, motivation, legislation improvement.
Основным источником правового регулирования в сфере физической культуры и спорта является Конституция Российской Федерации. Статья 41 гарантирует право на охрану здоровья и медицинскую помощь, а также констатирует, что "поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта" <1>. Исходя из федеративного устройства России, в Конституции определено, что общие вопросы физической культуры и спорта находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов (п. "е" ч. 1 ст. 72).
<1> Конституция РФ // Российская газета. 1993. 25 декабря.Сейчас в правовой системе Российской Федерации постепенно складывается значительный массив правовых предписаний - норм законодательного, подзаконного и локального уровней об урегулировании общественных отношений в области физической культуры, массового спорта, спорта высших достижений, профессионального спорта, других областях физкультурно-спортивного движения, а также в смежных с ними сферах общественной деятельности. Наличие широкого пласта правовых актов в действительности не решает большого количества проблем, которые сложились в этой отрасли. 12 декабря 2012 г. в ежегодном Послании Федеральному Собранию Президент Российской Федерации В.В. Путин обозначил: "Важнейшее направление - развитие физической культуры и спорта, особенно среди молодежи. Ведь именно для того, чтобы побудить людей заниматься спортом, чтобы занятие физической культурой и спортом стало модным, престижным делом, мы и организовываем в нашей стране крупнейшие международные соревнования. Но эту задачу, задачу занятий спортом и физической культурой, массовым спортом, не решишь лишь за счет проведения международных спортивных форумов и даже увеличения учебных часов физкультуры в школах и вузах. Нужны новые формы работы, широкий выбор не только спортивных, но и оздоровительных занятий, прежде всего для детей, хочу это подчеркнуть, для детей младшего возраста. Именно в этом возрасте, как мы знаем, на всю жизнь закладываются привычки и интересы, и нужно их сформировать. Считаю необходимым поддержать и идею создания ассоциаций студенческих спортивных клубов. Эта организация призвана не только содействовать развитию студенческого спорта, но и стать в известном смысле социальным лифтом для талантливой, целеустремленной и активной молодежи. При этом считаю важным, чтобы эта организация была вообще вне всякой политики, объединяла молодежь с самыми разными политическими взглядами" <2>.
<2> Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. 2012. 13 декабря.Особенно отмеченные проблемы видны при анализе регионального законодательства Дальнего Востока. Принятая Правительством Российской Федерации распоряжением N 2094-р от 28.12.2009 Стратегия социально-экономического развития Дальнего Востока и Байкальского региона на период до 2025 года определила, что "государственная политика в сфере физической культуры и спорта будет ориентирована на повышение интереса жителей Дальнего Востока и Байкальского региона к регулярным занятиям физической культурой и спортом, пропаганду спорта как основы здорового образа жизни". В целях реализации этой Стратегии субъектами ДФО были приняты законы и подзаконные акты, регламентирующие вопросы физической культуры и спорта. Действительно, на Дальнем Востоке происходит значительное улучшение ситуации по сравнению с прошлыми годами, когда дальневосточники оставались не причастными к процессу спортивной жизни России. Так, в рамках реализации Стратегии о проведении всероссийских соревнований на Дальнем Востоке в Хабаровске прошел чемпионат России по самбо (7 - 10 марта 2013 г.). Следует отметить, что Президент Российской Федерации В.В. Путин поддержал инициативу о признании самбо базовым и приоритетным видом спорта в нашей стране. Во время проведения спортивного мероприятия нами было проведено анкетирование 102 участников соревнований (тренеров и спортсменов). Посредством анкетирования мы хотели установить, как осуществляется поддержка (мотивация) спортсменов в различных субъектах Российской Федерации. Хронология полученных ответов позволила сделать вывод, что положительная динамика мотивации спортсменов превалирует по всей России, за исключением Дальнего Востока. Это и понятно, поскольку анализ нормативных актов субъектов ДФО (Постановление Правительства Хабаровского края от 24 мая 2012 г. N 169-пр об утверждении государственной целевой программы Хабаровского края "Развитие физической культуры и спорта в Хабаровском крае"; Постановление Администрации Приморского края об утверждении государственной программы Приморского края "Развитие физической культуры и спорта Приморского края на 2013 - 2017 годы"; Постановление Правительства Сахалинской области от 29 октября 2010 г. об утверждении долгосрочной целевой программы Сахалинской области "Развитие физической культуры и спорта в Сахалинской области"; Постановление Правительства Амурской области от 23 сентября 2011 г. N 615 об утверждении долгосрочной целевой программы "Развитие физической культуры и спорта в Амурской области на 2012 - 2015 годы"; приложение к Постановлению Правительства Камчатского края от 29 октября 2010 г. N 457-П о долгосрочной краевой целевой программе "Развитие физической культуры и спорта в Камчатском крае на 2011 - 2015 годы"; приложение к распоряжению Правительства Камчатского края от 25 октября 2010 г. N 519-РП "Стратегия развития физической культуры и спорта в Камчатском крае до 2025 года"; Постановление Правительства Республики Саха (Якутия) от 11 декабря 2009 г. N 524 "Стратегия развития физической культуры и спорта на 2009 - 2020 г. в Республике Саха (Якутия)") подтверждает вывод анкетирования.
Основными проблемами текущего состояния физической культуры и спорта в ДФО, в соответствии с вышеуказанными документами, являются:
- дефицит квалифицированных кадров;
- слабая материально-техническая база для занятий физической культурой и спортом;
- крайне недостаточная обеспеченность спортивной инфраструктуры;
- низкий уровень заработной платы инструкторов физического воспитания дошкольных учреждений, инструкторов физической культуры и спорта спортивных сооружений, учителей и преподавателей физической культуры в учебных заведениях, тренеров ДЮСШ, других специалистов сферы физической культуры и спорта;
- высокая стоимость физкультурно-спортивных услуг для большинства населения, особенно социально неблагополучных слоев;
- недостаточное использование возможностей современных средств массовой информации для пропаганды физической культуры и спорта, здорового образа жизни;
- отдаленность от центральной части России, где проводится более 80% всероссийских соревнований, что не позволяет достаточному числу спортсменов участвовать в этих соревнованиях и повышать свое спортивное мастерство;
- низкий процент населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, в т.ч. детей, подростков и молодежи;
- недостаточное привлечение средств федерального бюджета на строительство спортивной базы;
- слабое взаимодействие федераций по видам спорта с органами исполнительной власти в сфере управления физической культурой и спортом;
- недостаточное количество научных и методических разработок в сфере физической культуры и спорта, отсутствие современных планов подготовки спортсменов высокого класса;
- отсутствие системы подготовки профессиональных судейских кадров;
- отсутствие системы переподготовки и повышения квалификации кадров для отрасли "Физическая культура и спорт" в субъектах РФ;
- недостаточное финансовое обеспечение реализации соглашений о сотрудничестве с субъектами Российской Федерации и соглашений о международном сотрудничестве в части спортивного обмена и развития физической культуры и спорта;
- отсутствие финансирования на приобретение оборудования и содержание специалистов по антидопинговому контролю;
- низкая потребность в занятиях физической культурой и спортом граждан, окончивших общеобразовательные учебные заведения;
- неразвитость материальной базы для реабилитации и восстановления спортсменов;
- низкий уровень методического обеспечения и использования современных и эффективных технологий, слабый контроль за организацией учебной и внеучебной работы по физическому воспитанию школьников, учащихся и студентов;
- недостаточное финансирование на муниципальном уровне детско-юношеских спортивных школ;
- недостаточное количество массовых детских спортивных мероприятий, соревнований на муниципальном уровне, отсутствие новых привлекательных форм для вовлечения школьников и молодежи в занятия физической культурой и спортом;
- неэффективное использование имеющегося потенциала научных учреждений и высших учебных заведений физической культуры для подготовки спортивного резерва;
- отсутствие централизованной поставки спортивного инвентаря и оборудования для населения, специализированных спортивных магазинов в районах;
- недостаточная оснащенность высших учебных заведений современной научно-исследовательской аппаратурой, затрудняющая проведение серьезных научных исследований, и, как следствие, отсутствие научно обоснованной системы подготовки сборных команд республики и спортивного резерва;
- слабая организация физкультурно-спортивной работы по месту жительства в городах, поселках;
- малый охват занятиями физической культурой и спортом, массовыми физкультурно-спортивными мероприятиями неработающей и работающей молодежи, взрослого населения по всем возрастным категориям;
- недостаток современных методик по профессионально-прикладной физической культуре и оздоровлению с учетом специфики условий труда работников;
- недостаточное количество спортивных секций по видам спорта, групп общей физической подготовки и физкультурно-оздоровительных систем для взрослого населения, в т.ч. и по оказанию платных физкультурно-оздоровительных услуг;
- отсутствие законодательной базы развития частных и коммерческих спортклубов;
- недостаточный охват физической культурой и спортом женской части населения;
- слабое развитие частных, коммерческих клубов спортивной и оздоровительной направленности;
- недостаточное финансирование развития спорта среди лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов;
- низкий уровень проводимой физкультурно-спортивной работы среди учащихся специальных образовательных учреждений (для воспитанников с отклонениями в физическом и умственном развитии);
- слабое привлечение и низкий уровень развития физической культуры и спорта среди жителей с ограниченными возможностями здоровья;
- отсутствие спортивных специализированных учреждений для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Обратимся к теории мотивации и попробуем предложить пути совершенствования действующего законодательства. Мотивация (от греч. motif, от лат. moveo - двигаю) - внешнее или внутреннее побуждение экономического субъекта к деятельности во имя достижения каких-либо целей, наличие интереса к такой деятельности и способы его инициирования, побуждения. По утверждению С.А. Русакова, задача мотивации персонала решается во имя того, чтобы получить от работников то, что нужно, в обмен на то, что нужно работникам. Мотивируя работников, следует делать вот что:
- определиться с тем, что нужно получить от работников - труд, результаты труда, лояльность - и что от них получить можно, потому что получить удастся не все, что хочется;
- выяснить, что нужно работникам вообще, их разным группам и даже каждому конкретному работнику. Нужно много всего разного, поэтому работодателю нужно определиться с тем, что он может реально дать работникам;
- связать в головах работников в целом, работников разных групп и даже в голове отдельного работника то, что им нужно, с тем, что они должны дать в обмен работодателю. Теперь можно обменивать то, что нужно работникам, на то, что нужно работодателю. Давать меньше, если работники не выполняют свою часть договоренности. Давать больше, поощряя работников делать еще больше, чем они делают. И укреплять в головах работников нарисованную картину.
Мотивация, или мотивирование, - это усилия работодателя и его менеджмента, направленные на то, чтобы сформировать ожидания работников в получении нужного им в обмен на нужное предприятию. Результат мотивации - ожидания работников, логическая связь: "Если я дам это предприятию, работодателю и его менеджерам, то получу то, что мне нужно самому". Цель мотивации - устойчивая картинка в голове работника. Картина обмена. Задача мотивации - получить на основе нарисованной картины то, что нужно предприятию: труд, результаты труда, лояльность и прочее <3>.
<3> Русаков С.А. Теория управления: Курс лекций. М., 2009.Перекладывая основные посылки мотивации (по С.А. Русакову) на труд спортсменов, работодатель, а им выступает государство в лице органов государственной власти в Российской Федерации, обязан реализовывать ч. 2 ст. 41 Конституции Российской Федерации (развитие физической культуры и спорта). Поэтому предлагаем внести изменения в действующее законодательство, позволяющие определить преференции для спортсменов (или перспективных спортсменов):
Дополнить пунктом 8 ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации": "Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:
- обучающийся в высшем учебном заведении и имеющий высокий спортивный результат (призер первенства или чемпионата России) может быть принят на работу и обязан защищать честь высшего учебного заведения на соревнованиях различного уровня по его окончании".
Пункт 2 ч. 4 ст. 71 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" изложить в следующей редакции: "Право на прием без вступительных испытаний в соответствии с частью 1 настоящей статьи имеют:
- чемпионы и призеры Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, чемпионы мира, чемпионы Европы, лица, занявшие первое место на первенстве мира, первенстве Европы по видам спорта, включенным в программы Олимпийских игр, Паралимпийских игр и Сурдлимпийских игр, лица, имеющие звание "мастер спорта России" по специальностям и (или) направлениям подготовки в любой области образования".
Литература
- Русаков С.А. Теория управления: Курс лекций. М., 2009.