Мудрый Юрист

Использование деятельностного подхода в исследовании механизма административно-правового воздействия

Нехайчик Владимир Казимирович, заведующий кафедрой государственного и муниципального права Института государства и права Сургутского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Исследован деятельностный подход в изучении механизма административно-правового воздействия и административной деятельности - базового элемента его организационной структуры.

Ключевые слова: деятельностный подход, административная деятельность, правовые формы реализации функций административного органа, механизм административно-правового воздействия.

The use of activity approach in investigation of the mechanism of administrative legal influence

V.K. Nekhaychik

Nekhaychik Vladimir Kazimirovich, head of the department of the state and municipal law of Institute of the state and right of the Surgut state university, candidate of jurisprudence, associate professor.

Investigation of the activity approach in the mechanism of administrative legal influence and administrative activity as a basic element of its organizational structure.

Key words: activity approach, administrative activity, legal forms of realization of functions of the administrative authority, mechanism of administrative legal influence.

Реальность современного мира, а также активность процессов глобализации требуют разработки и внедрения новых научных методов исследования, способных под новым углом зрения создавать необходимые научные теории, целью которых должно стать объяснение действующей правовой системы общества. Одной из таковых, по мнению Т.В. Науменко, является теория деятельности, выступающая как объяснительный принцип социальной действительности <1>.

<1> Науменко Т.В. Деятельностный подход как объяснительный принцип современной социальной философии // Credo new. 2013. N 1.

Как считает Б.И. Пугинский <2>, деятельность служит не только исследовательским, объяснительным принципом, но есть реальная движущая сила правового регулирования, основа существования и развития права. Деятельностная концептуальная позиция определяет направленность и способы исследования, выработки теоретических положений, позволяющих описать и рационально объяснить все объекты, которые ранее описывались и получили объяснение с других точек зрения <3>.

<2> Заведующий кафедрой коммерческого права и основ правоведения юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Б.И. Пугинский, впервые применивший деятельностный подход в 80-х гг. XX в., и сегодня подтверждает необходимость его дальнейшего использования.
<3> Пугинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. М., 2008. С. 112.

Многими учеными-исследователями современной отечественной и зарубежной науки, отмечает Р.В. Шагиева, категория "деятельность" рассматривается как "важный методологический ресурс, который мог бы способствовать созданию единой интегрированной юриспруденции" <4>.

<4> Шагиева Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. Казань: Издательство Казанского университета, 2005. С. 16.

Деятельностный подход в праве - это способ правопознания, использование которого позволяет охарактеризовать нацеленность права, его норм и институтов на достижение фактических результатов, тех целей, которые вытекают из права. С точки зрения данного подхода право представлено теми установлениями, которые воплощаются в фактическом правовом поведении индивидов и их объединений. Формула данного подхода: "Что не реализуется, то не является правом" <5>.

<5> Яндекс. Словари. Элементарные начала общей теории права. 2003.

Данная формула наилучшим образом, на наш взгляд, подходит для исследования такого явления, как механизм административно-правового воздействия (МАПВ), поскольку и само административное право, и его субъекты живут, развиваются и совершенствуются именно в условиях реализации и правового обеспечения правоустанавливающих норм.

Как вид деятельности в теории государства и права рассматривается функция. При этом принято отграничивать функции государства от функций его конкретного органа. Социально-целевое назначение последнего состоит в том, что он через функции реализует свою компетенцию. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства - правотворческую, правоисполнительную и правоохранительную деятельность.

Следует отметить, что впервые основной акцент на формы осуществления функций государства сделали С.А. Голунский и М.С. Строгович. Они предложили вычленить три формы: законодательство (правотворческая деятельность), управление (административная деятельность) и правосудие (правоохранительная деятельность) <6>.

<6> Голунский С.А., Строгович М.С. Теория государства и права. М.: Юриздат, 1940. С. 54. Об этом же см.: Правовые формы деятельности общенародного государства / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 4 - 5.

В науке административного права, так же как и в общей теории права, обращается внимание на категорию деятельности, рассматриваемую в рамках осуществления ее органами государственной администрации (административными органами) <7> функций управления. Их специфика носит исполнительно-распорядительный характер, и называется эта деятельность административной или административно-правовой деятельностью. Административная деятельность делится на более простые, специальные виды организационной деятельности. Их называют функциями управления (административной деятельности).

<7> Бахрах Д.Н. Функции (содержание деятельности) государственной администрации // Административное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 169 - 172; Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 46 - 58.

Как и в общей теории права, в науке административного права утвердилась традиция понимать под функциями прежде всего основные направления деятельности органов государственной власти, которые реализуются (осуществляются) в определенных формах (более конкретными видами деятельности).

В то же время общепризнано, что понятие "функция" может употребляться в самых разных значениях. Оно может означать способность к деятельности и саму деятельность, роль, свойство, значение, задачу и т.д. Под функциями понимают и цели, которые ставит государство перед исполнительной властью, и средства, которые применяются для достижения этих целей. Кроме того, понятие функции связывают со сферами, с компетенцией и полномочиями, с предметом или кругом ведения, с подведомственностью и т.д.

Под формами реализации функций в административном праве понимается внешне выраженная деятельность административных органов, осуществляемая в соответствии с их компетенцией, вызывающая (или нет) в связи с этим юридические (правовые) последствия. В соответствии с этим принято выделять внешние и внутренние или правовые и неправовые формы административной деятельности.

Однако есть и иные мнения исследователей. Например, что подразделение функций права, государства на внешние и внутренние не представляется глубоким по содержанию. Что оно не отражает сложных и значимых взаимодействий (отношений) субъектов социальной практики. Кроме того, рекомендуется для лучшего понимания права разграничить категории функции и деятельности, чтобы не определять их как тождественные <8>.

<8> Тарасенко В.Г. Постулаты права. М.: Городец, 2009. С. 117, 122.

Являясь важнейшим сущностным элементом административного права, особое и главенствующее место в МАПВ занимают его принципы. Принципы административного права не могут существовать отдельно без субъектов (администраций и их должностных лиц), которые их реализуют и проводят в жизнь, их нельзя отрывать и от самой административной деятельности этих субъектов. В свою очередь, субъекты, ее осуществляющие, должны быть пронизаны этими принципами, а их деятельность (в единстве с ее целями, принципами, формами, методами и способами) должна им соответствовать и подчиняться. Об этом очень содержательно изложено у А.Г. Глебова <9>.

<9> Глебов А.Г. Сущностно-субстанциональный и функциональный подходы в исследовании государственных и правовых явлений // Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: Проспект, 1999. С. 157 - 161.

Мы исходим из того, что административное правоисполнение в структуре МАПВ складывается из двух основных составляющих, а именно: 1) из административных органов (администраций), реализующих (осуществляющих) основные государственные и свои собственные функции, и 2) из норм права, которыми регламентированы правомочия административных органов, их деятельность, представляемая ее различными функциями, формами и методами. Кроме названных основных составляющих в МАПВ должны также найти свое место как обязательные его элементы принципы, правовая культура и гарантии. Все эти составляющие и элементы должны быть связаны общей целью.

С.Д. Хазанов пишет о необходимости формирования в публично-правовой среде общих принципов исполнительной деятельности, являющихся составной частью общих принципов административного права <10>.

<10> Хазанов С.Д. Административно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти: некоторые методологические вопросы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М.: Новая правовая культура, 2003. С. 30 - 44.

Итак, можно сделать вывод, что, несмотря на изучение функций государства и его административных органов, в отечественной и зарубежной юридической науке все же до сих пор не сложилось единого их понимания.

В этой связи функциональный метод и деятельностный подход открывают, на наш взгляд, новые возможности в исследовании такого феномена и явления, каким является непосредственно "механизм административно-правового воздействия" и его базовый элемент - административная деятельность.

Результаты проведенной в рамках административной реформы работы по оптимизации и упорядочению функций, по упразднению избыточных и дублирующих функций федеральных органов исполнительной власти, по их типизации, разграничению и передаче в негосударственный сектор не убеждают и не могут пока убедить нас в правильном понимании функций исполнительной власти и ее исполнительно-распорядительной (административной) деятельности.

Литература

  1. Бахрах Д.Н. Функции (содержание деятельности) государственной администрации // Административное право России: Учебник. М.: Эксмо, 2010. С. 169 - 172.
  2. Глебов А.Г. Сущностно-субстанциональный и функциональный подходы в исследовании государственных и правовых явлений // Проблемы теории государства и права: Учебное пособие. М.: Проспект, 1999. С. 157 - 161.
  3. Голунский С.А. Теория государства и права / С.А. Голунский, М.С. Строгович. М.: Юриздат, 1940. С. 54.
  4. Машаров И.М. Административно-публичная деятельность в России. Проблемы правового регулирования: Монография. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2009. С. 46 - 58.
  5. Науменко Т.В. Деятельностный подход как объяснительный принцип современной социальной философии // Credo new. 2013. N 1.
  6. Правовые формы деятельности общенародного государства / Под ред. В.М. Горшенева. Харьков, 1985. С. 4 - 5.
  7. Пугинский Б.И. Теория и практика договорного регулирования. М., 2008. С. 112.
  8. Тарасенко В.Г. Постулаты права. М.: Городец, 2009. С. 117, 122.
  9. Хазанов С.Д. Административно-правовое регулирование деятельности органов исполнительной власти: некоторые методологические вопросы // История становления и современное состояние исполнительной власти в России. М.: Новая правовая культура, 2003. С. 30 - 44.
  10. Шагиева Р.В. Концепция правовой деятельности в современном обществе. Казань: Издательство Казанского университета, 2005. С. 16.