Мудрый Юрист

Основания для отказа в государственной регистрации политической партии

Долгих Федор Игоревич, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Московского финансово-промышленного университета "Синергия", кандидат исторических наук, доцент.

В статье рассматриваются основания отказа в государственной регистрации политической партии. Статья основана на анализе правоприменительной практики Министерства юстиции Российской Федерации.

Ключевые слова: политические партии, отказ в государственной регистрации политической партии, наименование политической партии, устав политической партии, Министерство юстиции РФ.

Grounds for refusal in state registration of a political party

F.I. Dolgikh

Dolgikh Fedor Igorevich, head of the chair of theory and history of state and law of Moscow financial-industry university "Synergia", candidate of historical sciences, assistant professor.

The article covers the reasons for the refusal in the state registration of political parties. Article is based on the analysis of a law enforcement practice of the Ministry of justice of the Russian Federation.

Key words: political parties, refusal in the state registration of a political party, the Statute of a political party, name of a political party, the Ministry of justice of the Russian Federation.

Изменения, внесенные в 2012 г. в Федеральный закон "О политических партиях", привели к бурному росту числа зарегистрированных политических партий. В то же время далеко не всем удавалось и удается пройти процедуру государственной регистрации. Так, по данным А. Любарева, только с апреля 2012 г. по апрель 2013 г. было отказано в регистрации не менее 16 политическим партиям <1>.

<1> См.: Любарев А. Либерализация условий регистрации политических партий: итоги прошедшего года. 04.04.2013 // URL: http://vybor-naroda.org/vyboryvrf/vybory2013/33670-liberalizaciya-usloviy-registracii-politicheskih-partiy-itogi-proshedshego-goda.html.

Основания отказа в государственной регистрации политических партий перечислены в Законе <2>.

<2> См.: п. 1 ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СПС "КонсультантПлюс".

Первым основанием являются противоречия устава политической партии Конституции РФ, федеральным конституционным законам, Федеральному закону "О политических партиях" и иным федеральным законам. На основании анализа правоприменительной практики С.Е. Заславский выделил в качестве наиболее характерных оснований для отказа в регистрации следующие отступления от положений Федерального закона "О политических партиях":

<3> См.: Заславский С.Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. М., 2003. С. 137 - 138.

Так, в 2011 г. политической партии "Партия народной свободы "За Россию без произвола и коррупции" было отказано в государственной регистрации вследствие того, что по результатам рассмотрения представленных документов было установлено несоблюдение требований действующего законодательства <4>.

<4> См.: Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации политической партии "Партия народной свободы "За Россию без произвола и коррупции" при ее создании от 21 июня 2011 г. N 15-40062 // URL: http://www.svobodanaroda.org/about/docs/refusal_to_register.php.

По мнению Минюста, положения Устава партии противоречили Федеральному закону "О политических партиях" и иным федеральным законам. В нарушение п. 5 ст. 24 Федерального закона "О политических партиях" партийным Уставом не была предусмотрена ротация руководителей коллегиальных постоянно действующих руководящих органов партии и ее региональных отделений. В нарушение ст. 24 Федерального закона "О политических партиях" и п. 3 ст. 29 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Устав относил к коллегиальным руководящим органам партии, ее региональных отделений и иных структурных подразделений единоличный исполнительный орган партии, единоличный исполнительный орган регионального отделения и единоличный исполнительный орган местного отделения. Также было выявлено противоречие положений Устава указанному пункту Закона в том, что Устав предусматривал назначение и освобождение от должности исполнительного директора партии не высшим руководящим органом (съездом), а постоянно действующим руководящим органом - Федеральным политическим советом <5>.

<5> См.: Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации политической партии "Партия народной свободы "За Россию без произвола и коррупции" при ее создании от 21 июня 2011 г. N 15-40062 // URL: http://www.svobodanaroda.org/about/docs/refusal_to_register.php.

В Уставе политической партии "Пиратская партия России" были выявлены следующие противоречия. Согласно пп. 5 п. 2 Устава Контрольно-ревизионная комиссия регионального отделения указанной политической партии принимает решение о досрочном прекращении полномочий председателя ревизионной комиссии регионального отделения и ее отдельных членов, однако в Уставе отсутствовали положения, касающиеся вопросов избрания председателя ревизионной комиссии регионального отделения, срока его полномочий, не были определены сами полномочия, а также основания их досрочного прекращения <6>.

<6> См.: Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации политической партии при создании от 29 декабря 2012 г. N 15-107164/12 // URL: http://www.pirate-party.ru.

В числе оснований для отказа в государственной регистрации политической партии "Великая Россия" оказалось содержащееся в Уставе нарушение положений ст. 8 и 23 Федерального закона "О политических партиях", устанавливающих равенство всех членов политической партии при голосовании. В Уставе же содержалось положение "о решающем голосе" председателя партии при равном количестве голосов <7>.

<7> См.: Заключение об отказе в государственной регистрации политической партии "Великая Россия" от 18 июля 2007 г. // URL: http://www.savelev.ru/journal/case/more/?id=74.

Основанием для отказа в государственной регистрации политической партии "Национально-демократическая партия" явились, в частности, положения устава данной партии, предоставляющие региональным отделениям партии полномочия по принятию решения о ликвидации и реорганизации местных отделений, а также наделяющие региональное и местное отделения партии правом вступать в избирательные блоки с другими избирательными объединениями <8>.

<8> См.: Орлов П. Ушли из политики. Минюст отказал в регистрации "Национально-демократической партии" // URL: http://www.rg.ru/2013/05/24/ndp.html.

Одним из оснований для отказа в государственной регистрации Всероссийской политической партии "Курсом правды и единения" стали положения Устава данной партии, согласно которым "учет членов партии ведется в первичных, местных и региональных отделениях, а при отсутствии на территории субъекта Российской Федерации регионального отделения постановка на учет новых членов производится в местных отделениях" <9>. Данное положение Устава было признано противоречащим п. 6 ст. 23 Федерального закона "О политических партиях", в соответствии с которым член партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания <10>.

<9> Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации Всероссийской политической партии "Курсом правды и единения" от 22 сентября 2010 г. N 15-17764 // URL: http://www.kpe.ru/partiinaya-rabota/resheniya-i-zayavleniya-kpe/2507-proceed-ings-of-the-judicial-proceedings-against-the-justice-ministry.
<10> См.: Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации Всероссийской политической партии "Курсом правды и единения" от 22 сентября 2010 г. N 15-17764 // URL: http://www.kpe.ru/partiinaya-rabota/resheniya-i-zayavleniya-kpe/2507-proceedings-of-the-judicial-proceedings-against-the-justice-ministry.

Вторым основанием для отказа в регистрации является несоответствие наименования или символики партии требованиям Закона. Согласно Закону в наименовании политической партии - как полном, так и сокращенном - не допускается использование наименований иных существующих в Российской Федерации политических партий и других общероссийских общественных объединений, наименований, схожих с этими наименованиями до степени смешения, либо наименований политических партий, прекративших свою деятельность вследствие ликвидации в связи с осуществлением экстремистской деятельности. Также в наименовании политической партии не допускается использование наименований органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также имени и (или) фамилии гражданина <11>. В то же время Закон "не содержит запрета на использование названий других государств, то есть название политической партии может даже совпадать с названием иностранного государства" <12>.

<11> См.: п. 1 - 2 ст. 6 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СПС "КонсультантПлюс".
<12> Митин Г.Н. Наименование политической партии: особенности конституционно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 6. С. 19.

Кроме того, наименование политической партии должно соответствовать требованиям законодательства РФ об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Также запрещается использовать наименование политической партии, оскорбляющее расовые, национальные или религиозные чувства <13>. Учитывая наличие запрета "на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности, недопустимо именовать политическую партию по названию определенной профессии, расы, нации или народности, религиозной конфессии" <14>.

<13> См.: п. 5 ст. 6 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СПС "КонсультантПлюс".
<14> Митин Г.Н. Наименование политической партии: особенности конституционно-правового регулирования. С. 19.

Что касается символики политической партии, то она не должна совпадать с государственной символикой РФ, государственной символикой субъектов РФ, символикой муниципальных образований, а также с государственной символикой иностранных государств. В качестве эмблемы и иных символов политической партии также не могут быть использованы эмблемы и иные символы существующих в РФ политических партий и других общероссийских общественных объединений, а также эмблемы и иные символы организаций, деятельность которых на территории РФ запрещена.

Как и наименование, символика политической партии также должна соответствовать требованиям законодательства РФ об охране интеллектуальной собственности и (или) авторских прав. Запрещается использовать символику, оскорбляющую или порочащую Государственный флаг РФ, Государственный герб РФ, Государственный гимн РФ, флаги, гербы, гимны субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных государств, религиозные символы, а также символы, оскорбляющие расовые, национальные или религиозные чувства. Нарушение любого из перечисленных выше требований к наименованию и символике является основанием для отказа в регистрации политической партии.

Не обходится без курьезов. Так, в наименовании политической партии "Пиратская партия России" Министерство юстиции РФ усмотрело несоответствие требованиям законодательства. Минюст руководствовался тем, что "пиратство в соответствии с действующим законодательством является преступным деянием и относится к преступлениям против общественной безопасности" <15>.

<15> Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации политической партии при создании от 29 декабря 2012 г. N 15-107164/12 // URL: http://www.pirate-party.ru.

Третьим основанием для отказа в регистрации является непредставление документов, требуемых в соответствии с Законом о политических партиях для регистрации. Как считает С.Е. Заславский, к основаниям для отказа в регистрации следует относить непредставление в необходимом количестве копий протоколов конференций или общих собраний, проведенных более чем в половине субъектов РФ, а также копий решений о принятии устава или программы политической партии <16>.

<16> См.: Заславский С.Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. С. 139 - 140.

Одним из оснований отказа в регистрации Всероссийской политической партии "Народный альянс" стало следующее обстоятельство. Данная политическая партия в нарушение пп. "з" п. 1 ст. 16 Федерального закона "О политических партиях" не представила заверенные уполномоченными лицами региональных отделений партии копии протоколов конференций (общих собраний) о выдвижении делегатов на II съезд партии от 41 регионального отделения. В связи с этим Министерство юстиции РФ посчитало невозможным сделать вывод о правомочности съезда указанной партии <17>.

<17> См.: Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации Всероссийской политической партии "Народный альянс" при ее создании от 5 июля 2013 г. N 15-60275/13 // URL: http://peoplesalliance.ru/press/news/ob_otkaze_v_gosudarstvennoj_registracii_vpp_narodnyj_alyans/?Year=2013.

Четвертым основанием для отказа в регистрации является несоответствие содержащейся в представленных для регистрации партии документах информации требованиям закона.

Так, еще одним основанием отказа в регистрации в 2011 г. политической партии "Партия народной свободы "За Россию без произвола и коррупции" стало то обстоятельство, что информация, содержавшаяся в представленных для государственной регистрации партии документах, была признана не соответствующей требованиям ст. 23 Федерального закона "О политических партиях". По информации, представленной Федеральной миграционной службой РФ, в документах партии содержались сведения о несовершеннолетних лицах, о гражданах, умерших до проведения учредительного съезда партии, о гражданах, не значащихся зарегистрированными по месту постоянного или преимущественного проживания на территории соответствующего субъекта РФ <18>.

<18> См.: Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации политической партии "Партия народной свободы "За Россию без произвола и коррупции" при ее создании от 21 июня 2011 г. N 15-40062 // URL: http://www.svobodanaroda.org/about/docs/refusal_to_register.php.

Помимо этого, было установлено, что в представленных документах содержались сведения о гражданах, находившихся в местах лишения свободы по приговору суда. Данное обстоятельство было признано нарушением требования ч. 3 ст. 19 Федерального закона "Об общественных объединениях", устанавливающей, что членом общественного объединения не может быть лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда <19>.

<19> См.: Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации политической партии "Партия народной свободы "За Россию без произвола и коррупции" при ее создании от 21 июня 2011 г. N 15-40062 // URL: http://www.svobodanaroda.org/about/docs/refusal_to_register.php.

В числе оснований отказа в регистрации Всероссийской политической партии "Народный альянс" оказались такие нарушения, как наличие в списке членов партии региональных отделений лиц, снятых с регистрационного учета по месту жительства по указанным адресам, наличие в списке членов партии лица, не достигшего 18 лет к моменту проведения общего собрания членов регионального отделения, несоответствия указанных данных в списках членов региональных отделений данным, представленным территориальными органами ФМС России <20>.

<20> См.: Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации Всероссийской политической партии "Народный альянс" при ее создании от 5 июля 2013 г. N 15-60275/13 // URL: http://peoplesalliance.ru/press/news/ob_otkaze_v_gosudarstvennoj_registracii_vpp_narodnyj_alyans/?Year=2013.

В представленных для государственной регистрации политической партией "Пиратская партия России" протоколах общих собраний региональных отделений было выявлено, что в 11 региональных отделениях при проведении общего собрания не было кворума, в результате чего решения данных общих собраний Министерство юстиции РФ признало неправомочными. Также в представленных документах отсутствовали решения региональных конвентов региональных отделений об избрании председателей конвентов, в связи с чем Министерство юстиции РФ посчитало невозможным проверить достоверность сведений, представленных в отношении председателей региональных конвентов <21>.

<21> См.: Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации политической партии при создании от 29 декабря 2012 г. N 15-107164/12 // URL: http://www.pirate-party.ru.

Пятым основанием для отказа в регистрации являются нарушения установленных сроков подачи документов. Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О политических партиях" документы, необходимые для государственной регистрации политической партии, представляются не позднее чем через шесть месяцев со дня проведения учредительного съезда политической партии либо съезда общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения, принявшего решение о преобразовании общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения в политическую партию. А в соответствии с п. 4 той же статьи государственная регистрация региональных отделений политической партии осуществляется после государственной регистрации политической партии, при этом не менее чем в половине субъектов РФ государственная регистрация региональных отделений должна быть осуществлена не позднее чем через шесть месяцев со дня государственной регистрации политической партии.

Наконец, шестым основанием для отказа в государственной регистрации является неустранение обстоятельств, вызвавших приостановление государственной регистрации политической партии. Так, данное обстоятельство стало одной из причин отказа в государственной регистрации Российской политической партии "5 декабря" при повторной подаче документов <22>. Следует отметить, что отказ в государственной регистрации политической партии не является препятствием для повторной подачи документов на регистрацию при условии устранения оснований, вызвавших подобный отказ <23>.

<22> См.: Уведомление Министерства юстиции Российской Федерации об отказе в государственной регистрации Российской политической партии "5 декабря" при создании от 21 октября 2013 г. N 15-95300/13 // URL: http://issuu.com/sevachagaev/docs/1b7e84dd259e16.
<23> См.: Узунян Т.Т. Создание и регистрация политической партии // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 9. С. 10; п. 5 ст. 20 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях" // СПС "КонсультантПлюс".

Итак, законом предусмотрен исчерпывающий перечень оснований, по которым политической партии может быть отказано в регистрации. В то же время анализ правоприменительной практики показывает, что трактовать данные основания можно достаточно широко и наряду с серьезными нарушениями партии может быть отказано в регистрации при наличии мелких несущественных недоработок документов. Не случайно Конституционный Суд РФ в своем Определении отметил, что "федеральный законодатель не лишен возможности в пределах своих дискреционных полномочий конкретизировать правила государственной регистрации политических партий" <24>, что, по мнению автора, следует понимать как необходимость более конкретно и детализированно изложить в законе в том числе и основания для отказа в регистрации. Также Конституционный Суд РФ определил, что "сами по себе неточности, в частности языковые ошибки, юридико-технические дефекты, обнаруженные регистрирующими органами в документах, представленных политической партией в процессе государственной регистрации, не могут служить безусловным основанием для отказа в государственной регистрации политической партии. Регистрирующие органы... обязаны, не ограничиваясь установлением одного только формального основания применения конкретной меры, учитывать все обстоятельства дела, включая характер допущенных нарушений" <25>.

<24> См.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 июня 2012 г. N 1251-О по жалобе гражданина Тюлькина Виктора Аркадьевича на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 25 Федерального закона "О политических партиях" // СПС "КонсультантПлюс".
<25> Там же.

Литература

  1. Заславский С.Е. Политические партии России: проблемы правовой институционализации. М., 2003. С. 137 - 140.
  2. Любарев А. Либерализация условий регистрации политических партий: итоги прошедшего года. 04.04.2013 // URL: http://vybor-naroda.org/vyboryvrf/vybory2013/33670-liberalizaciya-usloviy-registracii-politicheskih-partiy-itogi-proshedshego-goda.html.
  3. Митин Г.Н. Наименование политической партии: особенности конституционно-правового регулирования // Конституционное и муниципальное право. 2008. N 6. С. 19.
  4. Орлов П. Ушли из политики. Минюст отказал в регистрации "Национально-демократической партии" // URL: http://www.rg.ru/2013/05/24/ndp.html.
  5. Узунян Т.Т. Создание и регистрация политической партии // Конституционное и муниципальное право. 2009. N 9. С. 10.