Мудрый Юрист

Регламентация правового статуса начальника таможенного округа Российской империи XIX века

Савосина Наталья Геннадьевна, заведующая кафедрой административного права и таможенного дела Забайкальского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

В условиях современных тенденций по укреплению государственности возрождается интерес к истории создания и реформирования государственной службы в органах государственной власти. Современная государственная служба в своей основе сохранила облик прошедшей эпохи, в этом смысле обращение к истории Российской империи имеет свою логику: ведь накопленный годами опыт позволит найти пути разрешения существующих проблем. Сегодня остаются недостаточно изученными вопросы правового обеспечения отдельных видов государственной службы, в том числе правового статуса служащего. В настоящей работе автор раскрывает отдельные аспекты правового статуса государственных служащих таможенных органов России XIX века.

Ключевые слова: департамент таможенных сборов, таможенные органы, таможня, таможенный округ, начальник таможенного округа, Таможенный устав, циркуляры.

Regulation of legal status of the head of a customs region of the Russian empire of the XIX century

N.G. Savosina

Savosina Natal'ya Gennad'evna, head of the Chair of Administrative Law and Customs Affairs of Transbaikal State University, candidate of juridical sciences, assistant professor.

In conditions of contemporary tendencies for strengthening of statehood the interest for history of creation and reform of state service in the agencies of state power comes to life. The contemporary state service in its essence preserves the image of the passed epoch, in this sense the address to the history of the Russian Empire is logic as the experience gained with years will allow to find ways of resolution of existing problems. At present the issues of legal support of some types of state service including the legal status of a state employee remains unclear. The present article reveals some aspects of the legal status of state employees of customs agencies of Russia in the XIX century.

Key words: Department for Customs Charges, customs agencies, customs, customs region, head of the customs region, Customs Charter, circular.

24 июня 1811 г. последовало учреждение таможенного управления по европейской границе, по которому было образовано 11 таможенных округов, которые составлялись из определенного числа таможен в следующем порядке: округ Архангельский (из таможен: Архангельской, Онежской; из застав: Новодвинской, Кольской, Мезенской); округ Санкт-Петербургский (из таможен: С.-Петербургской, Кронштадтской, Нарвской с заставой Магербургской, Выборгской с заставой Транзундской, Фридрихсгамской); округ Ревельский (из таможен: Ревельской, Гапсальской; из заставы Балтийского порта); округ Рижский (из таможен: Рижской, Болдеражской, Перновской, Аренсбургской); округ Лимбавский (из таможен: Лимбавской, Виндавской); округ Полангенский (из таможни Полангенской и таможен и застав по границе от Полангена до Бреста-Литовского); округ Радзивиловский (из таможни Радзивиловской и таможен и застав по границе от Бреста-Литовского до Исаковецкой таможни включительно); округ Дубоссарский (из таможни Дубоссарской и таможен и застав от Исаковецкой таможни до Овидиополя); округ Одесский (из таможни Одесской; из застав: Маякской, Херсонской, Николаевской); округ Феодосийский (из таможен: Феодосийской, Евпаторийской и застав: Балаклавской, Еникольской, Керченской, Бугаской); округ Таганрогский (из таможни Таганрогской и заставы Мариупольской) <1>.

<1> ПСЗРИ. Т. 31. N 24688. Гл. IX. С. 740.

В 1816 г. к этому числу округов добавилось еще 2, а в 1818 г. - еще 4 по азиатской границе. Впоследствии система округов была закреплена в Таможенном уставе 1819 г. и сохранялась на протяжении всего столетия.

Введение системы окружного управления таможенными органами и в целом окружная организация таможенного дела требовала качественной проработки вопросов, связанных с реализацией руководящей деятельности. Для осуществления руководства округом были созданы должности начальников таможенных округов.

Статусное положение начальника округа определялось в различных регулятивных актах - Манифесте 1811 г., Таможенном уставе 1819 г., а впоследствии Таможенном уставе 1842 г., 1857 г. и, наконец, Таможенном уставе 1892 г. Кроме этого, применялись положения циркуляров по профильным департаментам (Департаменту внешней торговли, Департаменту таможенных сборов).

Анализ названных актов говорит о том, что права и прерогативы начальников таможенных округов были весьма обширны, они не только руководили всеми таможнями и заставами в округе и обеспечивали взаимодействие с местными властями, но и в комплексе осуществляли управление штатами. Кроме того, в его ведение входило управление пограничной стражей, а также организацией прохождения пограничной службы в округе.

Особенно качественно статусное положение начальника округа определено в Таможенном уставе 1857 г. <2>. Статья 298 Устава раскрывает объем прав и основных обязанностей начальника. В соответствии с ней начальник таможенного округа управляет всеми находящимися во вверенном ему округе таможенными установлениями, в пределах предоставленного ему ведомства действует самостоятельно, подчиняясь непосредственно Департаменту таможенных сборов и его директору.

<2> Свод законов Российской империи 1857 г. Т. 6. Уставы таможенные. Свод учреждений и Уставов таможенных. СПб., 1857. 516 с.

Начальник округа осуществлял наблюдение за точным исполнением и правильным применением действующих по таможенной части законов и инструкций, а также издаваемых Департаментом таможенных сборов общих распоряжений, решая возникающие проблемы и трудности собственной властью или представляя сведения о них Департаменту таможенных сборов.

В части управления штатами начальник округа принимал меры к устранению упущений или злоупотреблений служащими; распоряжался производством расследований по таким нарушениям; подвергал виновных взысканиям, налагаемым в административном порядке. Он освобождал от должностей, делая вместе с этим распоряжение о предании их суду.

По пограничной страже начальнику округа принадлежали в дисциплинарном отношении права начальников дивизий. Так, например, при объездах мест расположения пограничной стражи начальник округа мог производить инспекторский осмотр, а также лишать специального звания унтер-офицеров пограничной стражи, а также производить в унтер-офицеры нижние чины, лишенные унтер-офицерского звания по суду или в порядке дисциплинарном.

Осуществляя общее наблюдение за надлежащей охраной границы, начальник округа распоряжался, по представлениям командиров бригад пограничной стражи, а в случае надобности - непосредственно, расположением частей стражи в соответствии с местными условиями и обстоятельствами, распределял кордонные посты и устанавливал их численный состав.

В случае задержаний, производимых не принадлежащими к таможенному ведомству чинами и лицами, начальник округа распоряжался производством дознания и обязан был доносить Департаменту таможенных сборов о случаях: 1) когда ценность задержанных вне семиверстной таможенной полосы товаров превышает сто пятьдесят рублей и 2) когда в семиверстной от границы полосе задержаны товары ценностью свыше шестидесяти рублей. По заведыванию личным составом таможенных установлений и пограничной стражи начальник округа <3>:

<3> Общее собрание циркуляров, распоряжений Департамента таможенных сборов за 1870 - 1900 гг. СПб., 1902. 222 с.
  1. определял и увольнял нештатных чиновников управления;
  2. распределял, по представлениям бригадных командиров, вновь назначаемых командиров отделов и отрядных офицеров по отделам и отрядам;
  3. перемещал, по представлениям бригадных командиров, командиров отделов из одного отдела в другой, а отрядных офицеров - из отряда в отряд;
  4. определял, по представлениям таможен, число досмотрщиков в таможнях и размер содержания служителей;
  5. разрешал, по представлениям бригадных командиров: в мирное время - увольнение ранее истечения года службы, в запас или отставку тех состоящих на сверхсрочной службе нижних чинов пограничной стражи, которые окажутся не соответствующими своему назначению, а в военное время - лишение их добавочного содержания;
  6. поручал, в случае увольнения, отсутствия или болезни командира отдела, исправление его должности одному из офицеров для поручения или отрядных офицеров, по представлению командира бригады;
  7. назначал по каждой таможне, где не положено должности помощника управляющего, одного из членов для временного управления таможней, на случай отсутствия или болезни управляющего;
  8. представлял Департаменту таможенных сборов дела:

а) об увольнении от службы офицеров пограничной стражи и штатных чинов таможенных установлений, по представлениям о том подлежащих бригадных командиров и начальников таможенных установлений;

б) о достойных повышениях: штатных чинах окружного управления, причисленных к нему лицах, управляющих таможенными установлениями, штатных чинах сих последних и офицеров пограничной стражи;

в) о награждении чинами, орденами или денежными выдачами чинов окружного управления, таможенных установлений и офицеров пограничной стражи, по ходатайствам уполномоченных руководителей или по предварительному согласованию с ними;

г) о награждении знаком отличия ордена св. Анны тех нижних чинов, которые, на основании устава о нем, могут быть удостоены награждения за оказанные ими особые подвиги и заслуги;

  1. давал командирам бригады и управляющим таможенными установлениями разрешения на вступление в брак, а в случае увольнения сих лиц от службы выдавал им документы об отставке;
  2. увольнял всех подведомственных ему чиновников и офицеров пограничной стражи в отпуска внутри Империи на срок до одного месяца, а в уважительных случаях выдавал этим лицам и их семействам билеты на кратковременные проезды за границу на сроки первым - до сорока восьми часов, а вторым - до восьми суток.

Таким образом, правовое положение начальника таможенного округа в актах таможенного законодательства в большей степени характеризуется правами и обязанностями контрольно-распорядительного характера, что в полной мере соответствовало существующей управленческой концепции окружного управления.

На протяжении XIX в. с учетом складывающихся тенденций статусное положение начальника округа менялось. Рассматривая ведомственные акты Департамента таможенных сборов, можно, например, констатировать, что на начальника округа были возложены значительные полномочия в хозяйственной области, прежде всего по обеспечению деятельности подконтрольных таможенных органов.

В соответствии с Циркуляром Департамента таможенных сборов 24 августа 1884 г. N 17239 начальник округа "имеет главный надзор за хозяйственною частью подведомственных ему таможенных установлений и бригад пограничной стражи, делая все по этой части распоряжения, которые превышают власть подчиненных ему мест и должностных лиц; разрешает ремонтные расходы и утверждает сметы на исправление таможенных зданий и судов на всякую сумму, в пределах сметного на сей предмет назначения; по найму, отоплению и освещению зданий для таможенных установлений и пограничной стражи, а также по другим предметам хозяйственной части; утверждает подряды и поставки и заключает контракты на сумму не свыше пяти тысяч рублей, а по операциям на большую сумму представляет предположения свои в Департамент таможенных сборов; обеспечивает комплектование пограничной стражи лошадьми" <4>.

<4> Таможенный устав по европейской и азиатской торговле. СПб.: Изд-во Миклашевского, 1887. 341 с.

По рассмотрению годовых расходных смет, составляемых по всем частям таможенного управления в округе, начальник округа представлял их в Департамент таможенных сборов. Кроме того, он разассигновывал по таможенным учреждениям те кредиты, которые попадали в его ведение, и распоряжался передвижением всех сметных кредитов по округу.

В части контрольной деятельности подверглись корректировке полномочия по "жалобным делам". По делам о нарушениях Таможенного устава начальники округов исполняли обязанности и пользовались правами казенного управления, поступая при этом согласно правилам, изложенным в уставе уголовного судопроизводства, если дела эти подлежали ведению судебных установлений, образованных по судебным уставам, а в случаях, когда дела должны были производиться в судебных местах прежнего устройства, руководствовались правилами, указанными в Законах о судопроизводстве по делам о преступлениях и проступках в Уставе таможенном.

Представляемые командирами бригад дознание и следственные производства о нарушениях нижними чинами пограничной стражи границы или порядка пограничного надзора начальник округа, по рассмотрению таких дел, обращал их к бригадным командирам для законного направления.

Кроме того, начальник округа утверждал решения таможенных мест о взысканиях с лиц, виновных в тайном переходе или переезде границы, за исключением ряда случаев. Также принимал окончательные решения: 1) по делам о замене акциденциями конфискаций и штрафов, налагаемых таможенными установлениями за неправильности в объявлениях, когда сумма заменяемого штрафа не превышает ста рублей, и 2) по жалобам на решения таможенных мест о конфискации задержанных товаров, если оценочная их сумма не свыше ста рублей. Жалобы на решения таможенных мест по делам о конфискации задержанных товаров, оцененных выше ста рублей, представлялись начальником округа, при его заключении, на разрешение Департамента таможенных сборов.

По части карантинной в своей деятельности начальник таможенного округа руководствовался относящимися до карантинного надзора правилами, содержащимися в Уставах таможенном и врачебном.

Все перечисленные выше элементы правового статуса начальника таможенного округа в большей мере имеют функциональный характер. Что же касается социально-личностных элементов статуса, то здесь следует отметить нормы Устава о службе гражданской 1832 г. В Уставе регламентации подвергались не только общие права и обязанности служащего, но и имущественные права, что было определенной новеллой. К середине XIX в. сформировалась система ограничений и гарантий служащих, например привлечение к ответственности осуществлялось по особым правилам, отличающимся от общих, закреплены они были в Законах о судопроизводстве по делам о преступлениях и проступках <5>. Еще одна немаловажная служебно-правовая гарантия российского чиновника - это право на обжалование распоряжений начальства. Наряду с названными, регулированию подверглись и другие гарантии, четко была обозначена система ответственности служащего.

<5> Законы о судопроизводстве по делам о преступлениях и проступках // ПСЗРИ. Т. XV. Кн. 2. СПб., 1857.

Таким образом, в России на протяжении XIX в. шла активная работа по оформлению статуса государственных служащих, в том числе служащих таможенных учреждений, и к концу XIX в. имела место детально проработанная нормативная база в части регламентации всех элементов статуса служащего как функциональной, так и социально-личностной направленности.