Мудрый Юрист

Определение пенсионного правоотношения: опыт России и швейцарии

Стародубцева Виктория Валентиновна, юрист ОАО "Автофрамос".

В статье автор рассматривает особенности определения пенсионного правоотношения, свойственные для советского и современного периода. Автор акцентирует внимание на том, что выплатам, предоставляемым в рамках пенсионных правоотношений, в целом не свойственна алиментарность. Сделан вывод, что усиление значения эквивалентности уплаченных взносов и размера обеспечения в пенсионных правоотношениях сближает системы пенсионного обеспечения России и Швейцарии.

Ключевые слова: социальное обеспечение, пенсия, пенсионные правоотношения, алиментарность, возмездность, социальное страхование, обеспечение за счет бюджетных средств.

Definition of pension law relation: Russian and Swiss practices

V.V. Starodubceva

Starodubceva Viktoriya Valentinovna, lawyer at OJSC "Autoframos".

In this article the author analyzes the differences in understanding of pension relationships, appropriate to the soviet and contemporary periods. The author underlines that gratuitousness is no more inherent to pensions, provided into the scope of pensions relationships. The conclusion is made that strengthening of the equality of contributions and provision in the scope of pension relationships makes the systems of pension provisions of Russia and Switzerland closer.

Key words: social security, pension, pension relationships, gratuitousness, retribution, social insurance, budget.

Вопросы исследования правоотношений всегда занимали важное место в работах отечественных ученых-теоретиков, в частности О.С. Иоффе, М.Д. Шаргородского, С.С. Алексеева <1> и др. Интерес к объекту исследования обусловлен значимостью правоотношений, поскольку в их рамках реализуются права каждого лица. Как справедливо отмечают Н.И. Матузов и А.В. Малько <2>, правоотношения - это следствие действия права как социального и государственного института. По их мнению, можно кратко определить правоотношения как урегулированные правом и находящиеся под охраной государства общественные отношения, участники которых выступают в качестве носителей взаимно корреспондирующих друг другу юридических прав и обязанностей.

<1> Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 178 - 183, 216 - 219; Алексеев С.С. Общая теория права. Курс в двух томах. Т. II. М., 1982. С. 112 - 114.
<2> Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник. М., 2004. С. 183.

В науке права социального обеспечения пенсионным правоотношениям также уделялось значительное внимание. Они исследовались в трудах Н.Г. Александрова, В.С. Андреева, Е.И. Астрахана, А.Д. Зайкина, А.Е. Пашерстника, Р.И. Ивановой, Я.М. Фогеля и др. Особо следует отметить вклад в изучение данной темы А.Д. Зайкина, который посвятил исследованию пенсионных правоотношений в СССР докторскую диссертацию.

А.Д. Зайкин определял пенсионное правоотношение как юридическое отношение, в котором одна сторона - достигший определенного возраста или нетрудоспособный гражданин (из числа рабочих, служащих, колхозников, военнослужащих и других категорий граждан и в определенных случаях членов их семей) - при наличии отдельных объективных оснований пенсионной алиментации (стаж работы, выслуга лет, потеря кормильца) имеет безусловное право на получение регулярной (периодической) выплаты социально-алиментарного назначения (пенсии), а другая сторона - орган материального обеспечения - обязана производить эту выплату и совершать в пользу пенсионера иные действия, предусмотренные законом <3>. Ученый указывал на то, что пенсионным отношениям свойственен социально-алиментарный характер.

<3> Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М.: Изд-во МГУ, 1974. С. 16.

Хотя такое понятие, как пенсионное правоотношение, в швейцарской литературе не используется, фактически реализация права лица на пенсию в Швейцарии происходит посредством его: лицо при наступлении права на пенсию (требуется наличие сложного юридического состава, где ключевыми юридическими фактами являются достижение пенсионного возраста, наступления инвалидности или потеря кормильца) обращается в компетентный орган за ее назначением, а этот орган обязан назначить ему соответствующую периодическую выплату (пенсию), ежемесячно ее выплачивать и осуществлять иные действия в пользу пенсионера, предусмотренные законом.

Обратившись к современным определениям российской науки, увидим, что М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, В.П. Галаганов предлагают определять пенсионное правоотношение как урегулированное нормами права социального обеспечения общественное отношение между пенсионным органом и гражданами по поводу предоставления пенсий лицам, достигшим установленного законом возраста, длительное время занимавшимся трудом или определенным видом деятельности, а также гражданам, признанным инвалидами либо потерявшим кормильца <4>.

<4> См., например: Галаганов В.П. Право социального обеспечения. М., КноРус, 2010. С. 117 - 118; Захаров М.Л., Тучкова Э.Г. Право социального обеспечения России. М.: Бек, 2001. С. 139 - 140.

Как видим, это определение пенсионного правоотношения во многом схоже с предложенным А.Д. Зайкиным. Но более не встречаем указания на социально-алиментарное назначение выплат, предоставляемых в рамках пенсионного правоотношения.

По нашему мнению, наиболее полная дефиниция алиментарности предложена Р.И. Ивановой, которая определила ее как способ предоставления всех видов социального обеспечения и обслуживания на справедливой основе в объеме нормального уровня жизненного стандарта, сложившегося на данном этапе развития общества, бесплатно, безэквивалентно, а не в порядке ответных действий за новый встречный труд, без применения договорных начал из фонда социального обеспечения <5>.

<5> Иванова Р.И. Правоотношения по пенсионному обеспечению в СССР. М.: Изд-во МГУ, 1986. С. 133.

Указание на алиментарность пенсионных правоотношений содержалось и в иных работах ученых советского периода <6>. Однако и тогда точка зрения об алиментарной природе социального обеспечения не была общепризнанной.

<6> См., например: Пашерстник А.Е. Правовые вопросы вознаграждения за труд рабочих и служащих. М.: Изд-во АН СССР, 1949.

Можно согласиться с теми авторами, которые считают, что российское законодательство уже далеко ушло от понятия алиментарности. В частности, Е.Е. Мачульская и Ю.Б. Корсаненкова отмечают, что алиментарность не носит сейчас всеобъемлющего характера и свойственна, главным образом, для государственной социальной помощи <7>.

<7> Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000; Корсаненкова Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. М.: Волтерс Клувер, 2010. С. 50.

Как известно, такие критерии, как способы аккумуляции денежных средств в финансовых источниках, круг лиц, обеспечиваемых за счет них, вид предоставляемого обеспечения, а также структура органов, осуществляющих социальное обеспечение, являются основополагающими для разграничения форм социального обеспечения.

В отечественной науке существует понятие формы социального обеспечения как организационно-правового способа его осуществления, способа удовлетворения потребностей граждан. Выделяют две формы социального обеспечения - социальное страхование и обеспечение за счет бюджетных средств <8>. Пенсионное обеспечение предоставляется посредством этих двух форм, и пенсии могут быть трудовыми (страховыми) и за счет бюджетных средств для тех лиц, кто вообще не трудился, а также для особых категорий граждан.

<8> Существует также точка зрения, сторонником которой была Е.Е. Мачульская, согласно которой выделяются три формы социального обеспечения: социальное страхование, обеспечение за счет бюджетных средств и государственная социальная помощь. Однако она не получила всеобщей поддержки ученых.

При этом согласно данным статистики трудовые (страховые пенсии) играют ведущую роль. Число их получателей на 2012 г. составляло 37303 тыс. чел., в то время как число получателей социальной пенсии - 2909 тыс. чел. <9>.

<9> Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/urov/urov_p2.htm (дата обращения: 21.01.2013).

Изменения, в последнее время вносимые в законодательство, имеют цель усилить связь трудового вклада лица с размером его будущей пенсии.

Принятый в конце 2013 г. Федеральный закон "О страховых пенсиях" <10> связывает размер пенсии с уплаченными за лицо страховыми взносами и предусматривает увеличение пенсии при ее отложении на несколько лет.

<10> Российская газета. 2013. N 296.

Это соответствует положениям Стратегии долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 25 декабря 2012 г. N 2524-р (далее - Стратегия) <11>, согласно которой формирование размера пенсии с учетом трудового вклада работника отнесено к задачам по совершенствованию формирования пенсионных прав в распределительной составляющей пенсионной системы.

<11> СЗ РФ. 2012. N 3 (ч. 2). Ст. 8029.

Существующие тенденции приближают Россию к некоторым зарубежным государствам. В Швейцарии также существуют формы социального обеспечения - социальное страхование и обеспечение за счет бюджетных средств. Социальное страхование сохраняет ведущую роль в системе как социального, так и пенсионного обеспечения в течение всего периода его существования.

Это проявляется в том, что пенсионное обеспечение носит страховой характер. По швейцарскому законодательству пенсионные выплаты предоставляются застрахованным лицам (или членам их семей) посредством обязательного государственного, корпоративного и добровольного страхования при наступлении страховых случаев, предусмотренных в законодательстве (наступление старости, инвалидности, потеря кормильца) <12>.

<12> Трехуровневая пенсионная система, существующая сейчас как цель в Стратегии, действует в Швейцарии.

Основой финансирования всех трех видов социального страхования Швейцарии являются страховые взносы работника и работодателя, которые могут уплачиваться ими как на паритетной основе, так и работодателем в большем размере, чем работником. Государство осуществляет софинансирование лишь выплат пенсий по обязательному государственному пенсионному страхованию, но не свыше 19,55% <13> от ее расходных обязательств.

<13> Статья 103 Федерального закона Швейцарии "О страховании по старости и на случай потери кормильца" от 20 декабря 1946. RS 831.1.

Обязанность по уплате страховых взносов распространяется на лиц, достигших возраста 21 года, независимо от осуществления ими трудовой или иной оплачиваемой деятельности. Для неработающих установлены минимальные страховые взносы. В случае если лицо не имеет возможности уплачивать их, за него это может сделать коммуна (муниципальный орган). Однако при улучшении материального положения лицо будет обязано платить взносы самостоятельно.

Размер пенсий в Швейцарии рассчитывается с учетом средней заработной платы лица за весь период его трудовой деятельности и длительности страхового стажа. Это позволяет оценить вклад конкретного лица и назначить ему пенсию, ориентированную на его прежний доход, что соответствует нормам Конвенции N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" <14> (далее - Конвенция), которая ратифицирована Швейцарией и пока не ратифицирована Российской Федерацией.

<14> Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. 1. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1055 - 1086.

Обеспечение за счет бюджетных средств в Швейцарии играет второстепенную роль и предоставляется в основном в виде доплат пенсионерам до прожиточного минимума и социальной помощи. Об этом свидетельствует тот факт, что обеспечение за счет бюджетных средств предоставляется только в случаях, когда лицо не может обеспечить себя самостоятельно посредством осуществления трудовой деятельности, не имеет права на выплаты в рамках социального страхования, а также необходимой поддержки со стороны семьи, либо если выплаты по социальному страхованию недостаточны для поддержания достойного уровня жизни. Такие правила закреплены в законодательстве кантонов - субъектов Швейцарской Конфедерации. Например, в соответствии со ст. 9 Закона кантона Женева от 22 марта 2007 г. "Об интеграции и социальной помощи" <15> обеспечение за счет бюджетных средств носит субсидиарный характер по отношению к иным способам получения лицом поддержки, в том числе от членов своей семьи, системы социального страхования.

<15> J 4 04.

Интересно то, что даже социальная помощь не всегда бывает безвозмездной - нормативно-правовые акты некоторых кантонов предусматривают необходимость ее возврата после улучшения финансового положения лица.

Таким образом, можно сказать, что понятие алиментарности не характерно для выплат, назначаемых в рамках швейцарского пенсионного правоотношения, напротив, им свойственны "возмездность" и эквивалентность вклада лица в пенсионную систему в виде уплаченных им страховых взносов и размера последующего пенсионного обеспечения.

Учитывая, что суть пенсионного правоотношения одинакова для обеих стран, отмечаем, что российское законодательство постепенно приближается к швейцарскому в части значимости "возмездности" назначаемых в его рамках выплат. Поскольку это предполагает учет трудового вклада конкретного лица, то может быть признано положительным в той части, в которой позволяет выплачивать лицу пенсию, ориентированную на его предыдущий доход, как это предписывают нормы Конвенции.

Литература

  1. Конвенция N 102 Международной организации труда "О минимальных нормах социального обеспечения" // Конвенции и рекомендации, принятые Международной конференцией труда. 1919 - 1956. Т. 1. Женева: Международное бюро труда, 1991. С. 1055 - 1086.
  2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" // Российская газета. 2013. N 296.
  3. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации // СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 2). Ст. 8029.
  4. Алексеев С.С. Общая теория права: курс в двух томах. Т. II. М., 1982.
  5. Иоффе О.С., Шаргородский М.Д. Вопросы теории права. М., 1961. С. 178 - 183, 216 - 219.
  6. Зайкин А.Д. Правоотношения по пенсионному обеспечению. М.: Изд-во МГУ, 1974. С. 16.
  7. Иванова Р.И. Правоотношения по пенсионному обеспечению в СССР. М.: МГУ, 1986.
  8. Корсаненкова Ю.Б. Социальная поддержка семей с детьми в Российской Федерации: реальность и перспективы. М.: Волтерс Клувер, 2010.
  9. Малько А.В., Матузов Н.И. Теория государства и права: учебник. М., 2004.
  10. Мачульская Е.Е. Право социального обеспечения. Перспективы развития. М., 2000.
  11. Пашерстник А.Е. Правовые вопросы вознаграждения за труд рабочих и служащих. М., АН СССР, 1949.