Мудрый Юрист

Роль современного трудового права в реализации социально-трудовых прав граждан *

<*> В основу статьи положен текст научного сообщения, сделанного автором на Ежегодной XIV Международной научно-практической конференции "Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы" (Секция трудового права и права социального обеспечения: "Конституционные основы трудового права и права социального обеспечения: состояние и перспективы"), 27 - 28 ноября 2013 г.

Скачкова Галина Семеновна, заведующая сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права Российской академии наук, доктор юридических наук, профессор.

В статье рассматриваются вопросы о роли современного трудового права в реализации социально-трудовых прав граждан, эффективности правового регулирования трудовых отношений, в том числе в рамках социального партнерства.

Ключевые слова: право на труд и принцип свободы труда, трудовой договор, дифференциация в трудовом праве, индивидуально- и коллективно-договорное регулирование трудовых отношений, социальное партнерство.

Role of contemporary labor law in implementation of social-labor rights of citizens

G.S. Skachkova

Skachkova Galina Semenovna, head of the sector for labor law and law of social security of the Institute of state and law of the Russian academy of science, doctor of juridical sciences, professor.

The article considers issues on the role of contemporary labor law in realization of social-law relations including within the framework of social partnership.

Key words: right to labor and principle of freedom of labor, labor contract, differentiation in labor law, individual and collective-contract regulation of labor relations, social partnership.

Благополучие любого общества во многом зависит от уровня развития сферы труда, что, в свою очередь, определяется эффективностью правового регулирования общественных отношений в данной сфере. Труд же проявляется в различных видах, поэтому правовая регламентация возникающих при этом отношений в зависимости от их содержания и направленности регулирования может в той или иной степени осуществляться посредством норм законодательства различной отраслевой принадлежности - трудового, гражданского, административного, о кооперативах, уголовно-исполнительного.

Особое место в системе российского права занимает трудовое право, сферой действия которого является лишь наемный (несамостоятельный), иными словами, социализированный, труд, который связан с общественным отношением особого рода - индивидуальным трудовым отношением, возникающим по поводу процесса труда (трудовой деятельности) конкретного гражданина на основе заключения им с работодателем трудового договора.

Именно такие общественно-трудовые или, как еще их именуют, социально-трудовые отношения и составляют главным образом предмет трудового права, в рамках которого большинство граждан нашей страны реализуют права в сфере труда, определяемые как международным, так и национальным правом, базирующиеся на Конституции РФ - основополагающем законе Российского государства.

Провозглашение России социальным государством (ст. 7 Конституции РФ) предопределяет направленность политики последнего на признание и гарантированность прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17).

В Конституции РФ закреплены правовые основы реализации прав и свобод человека и гражданина в сфере трудовой и иной приносящей доход деятельности, которые должны стать высшей ценностью (ст. 2). Признание их, соблюдение и защита возложены на государство, которое "обязано обеспечивать равенство стартовых возможностей граждан, защищать социальные права в качестве основных и неотчуждаемых" <1>.

<1> Конституция Российской Федерации: к 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М.: Статут, 2009. С. 10.

Статья 34 Конституции РФ провозглашает право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Тем самым закрепляется свобода экономической деятельности.

В свою очередь, в ст. 37 Конституции РФ провозглашается свобода труда и право каждого свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, с запрещением принудительного труда и дискриминации в труде. Кроме того, закреплено право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.

При этом в основе реализации права, гарантированного ст. 34 Конституции РФ, лежит самостоятельный труд, регулируемый нормами гражданского права, посредством применения которых осуществляется предпринимательская деятельность. В основе реализации права, гарантированного ст. 37 Конституции РФ, лежит труд несамостоятельный, регулируемый нормами трудового права.

К сожалению, Конституция РФ, несмотря на наличие международных стандартов в сфере труда, реально сузила право на труд до права на свободу труда (ст. 37). Наша страна, не подкрепив реализацию принципа свободы труда мерами, которые могли бы обеспечить полное его осуществление, как это предусмотрено в международных правовых актах, отказалась фактически от конституционного закрепления права на труд, признавая его лишь косвенно.

Конституция РФ, упоминая в ст. 37 о праве на труд, имеет в виду реализацию такого права лишь в определенных условиях, устанавливаемых законодателем. Поэтому такое право на труд, по мнению ряда ученых, следует отнести к категории "условных трудовых прав", позволяющих абстрактно требовать от законодателя защиты от чрезмерной эксплуатации труда, но не позволяющих выдвигать конкретные требования" <2> по реализации этого права.

<2> Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / рук. авт. кол. и отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 161.

Гарантируемая в ст. 37 Конституции РФ свобода выбора занятий и трудоустройства в конечном итоге означает, что каждый может добровольно выбрать себе место и род занятия с учетом своих желаний и что нельзя принудить человека к тому или иному занятию, на которое он не выразил своего согласия.

Но, реализуя конституционный принцип свободы труда, нельзя при этом забывать о необходимости соблюдения другого конституционного принципа - равенства прав и свобод человека и гражданина (ст. 19 Конституции РФ).

Принцип свободы труда в трудовых отношениях проявляется прежде всего в договорном характере труда, обусловливая свободу трудового договора. Вместе с тем свобода труда предполагает не только обеспечение каждому возможности на равных с другими гражданами условиях и без какой-либо дискриминации вступать в трудовые отношения, но и может быть связана с некоторыми ограничениями трудовых прав, что, по сути, говорит о введении особых условий реализации конституционного права на труд <3>.

<3> Так, Конституционный Суд РФ в своем Постановлении от 15 марта 2005 г. N 3-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 2 статьи 278 и статьи 279 Трудового кодекса Российской Федерации и абзаца второго пункта 4 статьи 69 Федерального закона "Об акционерных обществах" в связи с запросами Волховского городского суда Ленинградской области, Октябрьского районного суда города Ставрополя и жалобами ряда граждан" констатировал, что в данном случае речь идет именно об ограничении трудовых прав руководителя, которое в силу ст. 55 (ч. 3) Конституции РФ должно быть необходимым и соразмерным конституционно значимым целям // Вестник Конституционного Суда РФ. 2005. N 3.

Конституция РФ служит правовой основой для установления объективно обусловленных различий в правовом статусе лиц, вступающих в трудовые отношения, поскольку все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), с использованием факторов дифференциации по объективным и субъективным основаниям.

Дифференциация в трудовом праве постоянно развивается, из года в год увеличивается количество специальных норм, устанавливающих особые права и обязанности для некоторых категорий работников (спортсменов; работников государственных корпораций, государственных компаний; дистанционных работников; работников, занятых на подземных работах, и др.).

Вместе с тем не всегда ясна позиция законодателя при введении в Трудовой кодекс РФ норм об особенностях регулирования той или иной категории работников. В этой связи законодателю следовало бы усилить правовую регламентацию трудовых отношений ряда категорий работников, имея в виду, в частности, научных работников, путем включения в Трудовой кодекс РФ отдельной главы, посвященной особенностям регулирования их труда.

Российское государство, не гарантируя право на труд, устанавливает соответственно лишь правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения.

Тем самым определяются самые общие условия для нормального функционирования хозяйственного механизма и его эффективности, с обеспечением прав отдельных лиц, нуждающихся в особой социальной защите, путем законодательного установления для них различных гарантий, в том числе и в сфере труда.

Фактически в нашей стране декларируется опора граждан на собственные силы при незначительном зачастую участии в этом процессе государства, предоставляющего в установленных законом случаях минимальный уровень гарантий в сфере труда и социальную защиту при наступлении ряда социальных рисков (безработица, нетрудоспособность, несчастный случай на производстве или профессиональное заболевание и др.).

Изменение в условиях рыночной экономики роли права и государства в регулировании отношений общественной организации труда привело к необходимости более полно и последовательно осуществлять на практике защитную функцию трудового права, направленную на создание условий, обеспечивающих реализацию доктрины социального государства.

Трудовое законодательство России имеет свой собственный набор организационно-правовых средств, приемов и способов, с помощью которых граждане, работающие по трудовому договору, реализуют основные трудовые права и обязанности, закрепленные в Трудовом кодексе РФ, а также и дополнительные права и обязанности, определяемые соглашением сторон.

Так, в качестве гарантий их реализации можно назвать, например, законодательно установленные требования к порядку и форме заключения трудового договора основаниям его изменения и прекращения, наличие минимальных гарантий в области рабочего времени и времени отдыха, оплаты труда, привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности, обеспечения охраны жизни и здоровья работников в процессе труда, различные способы защиты прав и интересов субъектов трудового права и т.д.

В условиях перехода России к рыночной экономике возрастает роль и значение коллективно-договорного регулирования отношений в социально-трудовой сфере между работниками и работодателями, направленного на оптимальное согласование их интересов в рамках социального партнерства, получившего законодательное закрепление в Трудовом кодексе РФ (раздел II "Социальное партнерство в сфере труда").

Трудовое право, выступая в качестве элемента механизма реализации социальной политики государства, обеспечивает на основе принципов социального партнерства сотрудничество работников (представителей работников) и работодателей (представителей работодателей).

При очевидной противоположности интересов сторон трудовых отношений абсолютно понятна необходимость поиска компромисса путем достижения взаимных договоренностей. Поэтому основным назначением социального партнерства является создание и применение трудовых норм, регламентация труда с позиций расширения договорных возможностей сторон, сбалансирование интересов работников и работодателей, соблюдение взаимных прав и обязанностей.

В условиях становления в России рыночных отношений должна возрастать роль трудового права и усиливаться его социальная направленность - защита трудовых прав работника как наиболее слабой стороны трудовых отношений, при соблюдении одновременно прав и интересов другой стороны трудового договора - работодателя.

В последние годы повышение уровня социальной защищенности работников стало в значительной степени обеспечиваться посредством коллективно-договорного регулирования, особенно в рамках отраслевых (межотраслевых) соглашений, заключаемых на федеральном уровне. Для этого есть и законодательная основа, содержащаяся в ст. 48 Трудового кодекса РФ, устанавливающей порядок присоединения к заключенному на федеральном уровне отраслевому соглашению работодателей, не участвовавших в его заключении <4>.

<4> См.: Приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2007 г. N 260 "Об утверждении Порядка опубликования заключенных на федеральном уровне отраслевых соглашений и предложения о присоединении к соглашению" // Российская газета. 2007. 20 июня.

Тем самым законодатель предоставляет возможность распространения льгот, гарантий и компенсаций, устанавливаемых отраслевыми соглашениями, заключаемыми на федеральном уровне, на значительно большее число граждан, давая дополнительную социальную защиту в сфере труда тем, которые в этом особенно нуждаются (несовершеннолетним работникам, лицам с семейными обязанностями и т.д.).

Практика социального партнерства на всех его уровнях свидетельствует о том, что, когда не всегда и не до конца срабатывают централизованно установленные льготные правила при регулировании трудовых отношений с участием указанных лиц, коллективно-договорное регулирование на деле доказывает свою эффективность.

Подводя итог сказанному выше, можно констатировать, что российское трудовое право постоянно меняется и совершенствуется, стремясь выполнять свою главную стоящую перед ним задачу - обеспечивать соблюдение прав и исполнение обязанностей всех субъектов трудового права, оптимально согласовывая их интересы, гарантируя реализацию трудовых прав и свобод граждан.

Литература

  1. Конституция Российской Федерации: к 15-летию принятия Основного закона: Текст. Комментарии. М.: Статут, 2009. С. 10.
  2. Конституция Российской Федерации. Проблемный комментарий / рук. авт. кол. и отв. ред. В.А. Четвернин. М., 1997. С. 161.