Мудрый Юрист

Оплата труда как объект локального регулирования

Пряженников Максим Олегович, старший преподаватель кафедры трудового и экологического права Дальневосточного федерального университета.

Работа посвящена локальному регулированию вопросов оплаты труда в современных социально-экономических условиях, рассмотрению основных элементов системы такого регулирования (коллективных договоров, локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового и иных отраслей права, локальных актов толкования права, актов реализации прав и обязанностей), мерам повышения эффективности ее функционирования.

Ключевые слова: локальные нормативные акты, коллективные договоры, локальное нормотворчество, акты реализации прав и обязанностей, оплата труда.

Payment for labor as an object of local regulation

M.O. Pryazhennikov

Pryazhennikov Maksim Olegovich, senior teacher of the сhair of labor and ecological law of the law school of the Far East federal university.

The work concerns local regulation of issues of payment for labor in contemporary social-economy conditions, consideration of fundamental elements of the system of such regulation (collective contracts, local regulatory acts containing rules of labor and other sectors of law, local acts of interpretation of law, acts of implementation of rights and duties), measures of improvement of efficiency of functioning thereof.

Key words: local regulatory acts, collective contracts, local rule-making, acts of implementation of rights and duties, payment for labor.

Локальное регулирование, являясь специфическим видом правового регулирования, применяемым в трудовом праве, оказывает существенное влияние на уровень соблюдения прав и интересов работников, во многом предопределяет установление на локальном уровне режима законности. Обеспечение реализации работниками права на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, является одной из приоритетных задач трудового права.

Система локального регулирования оплаты труда включает в себя несколько элементов: (1) коллективный договор; (2) локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права; (3) локальные нормативные акты, содержащие нормы иных отраслей права; (4) локальные акты толкования права; (5) локальные акты реализации прав и обязанностей.

Характеризуя систему локального регулирования оплаты труда, необходимо отметить следующее:

Во-первых, реализация работниками своих прав требует не только наличия общих норм, закрепленных в трудовом законодательстве и иных нормативных правовых актах, содержащих нормы трудового права, но и соответствующих локальных правовых актов и актов реализации прав и обязанностей. Влияние на эффективность регулирующего воздействия оказывает и наличие у работодателя актов толкования, разъясняющих положения коллективного договора и локальных нормативных актов.

Во-вторых, регулирование вопросов оплаты труда отдельных категорий работников (прежде всего единоличных исполнительных органов и членов коллегиальных исполнительных органов) осуществляется как нормами трудового права, так и нормами иных отраслей, например гражданского, административного. Эти отношения предлагается называть "пограничными" отношениями сферы труда, применять к ним нормы и принципы задействованных отраслей права [1].

Роль коллективного договора как локального акта социального партнерства в регулировании вопросов оплаты труда и иных отношений, имеющих денежную оценку, возникающих между работодателем и работником, обширна, что обусловлено наличием у него большей юридической силы, чем у локальных нормативных актов работодателя. Вопросы в сфере оплаты труда, регулируемые в коллективно-договорном порядке, можно разделить на несколько групп:

  1. определение основных элементов системы оплаты труда:

а. определение сроков выплаты заработной платы (ст. 22, 136 ТК);

б. определение обязательств сторон по механизму регулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных коллективным договором (ст. 41 ТК);

в. установление порядка, размеров и условий замены части ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, которая превышает минимальную продолжительность данного отпуска, денежной компенсацией (ст. 117 ТК);

г. установление оплаты труда в неденежной форме (ст. 131), определение места и сроков выплаты заработной платы в такой форме (ст. 136 ТК);

д. определение порядка индексации заработной платы у работодателей, не финансируемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ст. 134 ТК);

е. определение условий перечисления работникам заработной платы на счета в банках (ст. 136 ТК);

ж. сохранение за работником его прежней заработной платы на период освоения нового производства (продукции) (ст. 158 ТК);

з. определение систем оплаты труда у работодателя (ст. 135, 143, 144, 159 ТК);

и. определение порядка и размеров возмещения расходов, связанных со служебными командировками (ст. 168), со служебными поездками работников, постоянная работа которых осуществляется в пути или имеет разъездной характер, а также с работой в полевых условиях, работами экспедиционного характера (ст. 168.1 ТК);

к. сохранение за работником заработной платы в случае его отказа от временного перевода на другую работу в соответствии с медицинским заключением либо в случае отстранения от работы (ст. 73 ТК);

л. установление гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением по не имеющим государственной аккредитации программам бакалавриата, программам специалитета или программам магистратуры (ст. 173), работникам, совмещающим работу с получением образования по не имеющим государственной аккредитации образовательным программам среднего профессионального образования (ст. 174), работникам, совмещающим работу с освоением не имеющих государственной аккредитации образовательных программ основного общего или среднего общего образования по очно-заочной форме обучения (ст. 176 ТК);

м. определение случаев выплаты выходных пособий, а также установление их повышенных размеров (ст. 178 ТК);

н. установление возможности замены по письменным заявлениям работников выдачи работникам по установленным нормам молока или других равноценных пищевых продуктов компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов (ст. 222 ТК);

о. установление оплаты за счет средств организации стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций или лечения для лиц, работающих в организациях, финансируемых из федерального бюджета, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (ст. 323 ТК);

п. определение размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК);

р. определение размера и порядка выплаты дополнительных компенсаций в связи с переездом на работу в другую местность, о предоставлении питания за счет работодателя; компенсация транспортных расходов; дополнительные денежные выплаты спортсмену в случаях возникновения временной нетрудоспособности или полной утраты трудоспособности в период действия трудового договора (ст. 348.10 ТК);

с. установление компенсационных выплат работникам, участвующим в забастовке (ст. 414 ТК);

т. установление льготного порядка оплаты работникам, не участвующим в забастовке, времени простоя не по вине работника (ст. 414 ТК);

  1. вопросы оплаты труда в условиях, отклоняющихся от нормальных:

а. определение порядка, размера и условий выплаты работникам, условия труда на рабочих местах которых по результатам специальной оценки условий труда отнесены к вредным условиям труда 3-й или 4-й степени или опасным условиям труда, денежной компенсации за увеличение продолжительности рабочего времени с не более чем 36 часов в неделю до не более чем 40 часов в неделю (ст. 92 ТК);

б. определение размера и порядка выплаты работникам, за исключением работников, получающих оклад (должностной оклад), за нерабочие праздничные дни, в которые они не привлекались к работе, дополнительного вознаграждения (ст. 112 ТК);

в. определение конкретного размера повышения оплаты труда работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (ст. 147);

г. определение размера выплат работникам при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных) (ст. 149, 152, 153, 154, 219 ТК);

  1. вопросы оплаты труда отдельных категорий работников:

а. определение размера оплаты времени простоя творческих работников (ст. 157 ТК);

б. установление особенностей оплаты труда творческих работников (ст. 351 ТК);

в. установление возможности выплаты выходного пособия работнику, заключившему трудовой договор на срок до двух месяцев (ст. 292 ТК);

г. повышение оплаты дней отдыха в связи с переработкой рабочего времени в пределах графика работы на вахте (дни междувахтового отдыха) (ст. 301 ТК);

д. установление надбавки за вахтовый метод работы работникам работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 302 ТК);

е. установление особенностей оплаты труда спортсменов, тренеров в ночное время, в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 348.1 ТК);

  1. иные вопросы, характеризующие отношения между работником (его представителями) и работодателем, имеющие денежную оценку. Например, порядок компенсации затрат, связанных с участием в коллективных переговорах (ст. 39), повышение размера материальной ответственности работодателя (ст. 236), порядок оплаты времени участия в качестве делегатов в работе созываемых профессиональными союзами съездов, конференций, для участия в работе выборных коллегиальных органов профессиональных союзов, времени краткосрочной профсоюзной учебы (ст. 374), порядок удержания из заработной платы работников профсоюзных взносов и их перечисления профсоюзу (ст. 377); оплата труда руководителя выборного органа первичной профсоюзной организации за счет средств работодателя (ст. 377 ТК).

Надо понимать, что понижение уровня гарантий по сравнению с уровнем, закрепленным в законодательстве или актах социального партнерства большей юридической силы в коллективно-договорном порядке, невозможно [2]: например, определением ВС РФ незаконным было признано решение работодателя на основании заключенного коллективного договора, согласно которому работникам в районах Крайнего Севера компенсировалась стоимость проезда не до фактического места использования отдыха, а за пределы неблагоприятной природно-климатической зоны. На важность соблюдения в процессе локального нормотворчества целевого назначения гарантий обратил внимание и Конституционный Суд Российской Федерации [3].

Вторым элементом системы локального регулирования вопросов оплаты труда являются локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Характерно принятие работодателем большинства этих актов с учетом мнения представителей работников. Важно понимать, что в данную группу включаются как локальные нормативные акты работодателя (например, положение о системе оплаты труда, положение о премировании), так и иные решения работодателя, носящие нормативный характер, принимаемые в форме приказа (распоряжения) работодателя (например, приказ об установлении размера выплат за выполнение работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (ст. 149)). В этом аспекте обоснованно предложение М.А. Драчук о введении термина "управленческое решение" [4].

К локальным нормативным актам и иным решениям работодателя нормативного характера, содержащим нормы трудового права, можно отнести определяющие систему оплаты труда у работодателя в целом (например, ч. 3 ст. 112, ч. 4 ст. 135, ч. 2 ст. 153, ст. 152, ч. 3 ст. 154, ст. 168); определяющие отдельные элементы системы оплаты труда в организации, в том числе компенсационные или стимулирующие выплаты, как предусмотренные законодательством, так и вводимые работодателем по своей инициативе исходя из своих экономических возможностей (например, ч. 2 ст. 146, ст. 147, ст. 149, ст. 219, ч. 4 ст. 302); регулирующие вопросы оплаты труда у отдельных категорий работников (например, ст. 157, 301).

Нельзя не отметить, что есть ряд локальных нормативных актов, содержащих нормы иных отраслей права, связанных с оплатой труда. Они формируют третий элемент системы локального регулирования оплаты труда. Примерами таких актов могут служить положение (решение общего собрания участников, общего собрания акционеров) о вознаграждении членов совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества, общества с ограниченной ответственностью (ч. 2 ст. 64 ФЗ от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" [5]; ч. 2 ст. 32 ФЗ от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" [6]), решение общего собрания участников (общего собрания акционеров) о компенсации членам совета директоров расходов, связанных с исполнением ими своих функций (ч. 2 ст. 64 ФЗ N 208-ФЗ, ч. 2 ст. 32 ФЗ N 14-ФЗ), решение общего собрания участников (общего собрания акционеров) о размере вознаграждений и компенсаций членам ревизионной комиссии (ревизору) (ч. 1 ст. 85 ФЗ N 208-ФЗ), решение совета директоров (наблюдательного совета) общества с ограниченной ответственностью об установлении размера вознаграждения и денежных компенсаций единоличному исполнительному органу, членам коллегиального исполнительного органа общества (п. 2 ч. 2.1 ст. 32 ФЗ N 14-ФЗ). Кроме того, необходимо понимать, что существенное значение в вопросах оплаты труда имеют локальные нормативные акты об органах управления юридических лиц, например положение об исполнительных органах ЗАО и положение о Совете директоров ЗАО [7].

Четвертый элемент - локальные акты толкования. В целом действующее законодательство не регулирует вопросы толкования на локальном уровне, не закрепляет требования к форме, содержанию, структуре локальных интерпретационных актов. Верно отмечено, что это пробел в праве, снижающий эффективность локально-правовой политики в целом [8]. Вместе с тем акты толкования в форме информационных писем активно используются работодателями.

Последний элемент - это акты реализации прав и обязанностей. Считаем обоснованным включать их в систему локального регулирования, поскольку именно их наличие делает возможной реализацию моделей поведения, которые закреплены в законодательстве и (или) локальных правовых актах. В силу "локальности" реализации основными субъектами своих прав и обязанностей существует большое количество актов реализации прав и обязанностей в сфере оплаты труда. К ним относятся трудовой договор, дополнительные соглашения к нему, заявление работника, приказы (распоряжения) работодателя ненормативного характера, решение выборного органа первичной профсоюзной организации (иного представительного органа работников) в рамках учета мнения представителей работников при принятии работодателем локального нормативного акта или согласования им принимаемого акта, требования профсоюза об устранении нарушений работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, условий коллективных договоров, соглашений; требования представителей работников в рамках разрешения коллективного трудового спора, иные акты реализации прав и обязанностей. Следует понимать, что качество правореализации во многом определяется правосознанием локальных субъектов трудового права (прежде всего работника, работодателя, профсоюза), уровнем информированности работников о нормах трудового права (в том числе локальных нормах), а также качеством сформированной "локальной" нормативной базы.

Институт оплаты труда тесно взаимодействует с нормами налогового законодательства и законодательства в сфере обязательного социального страхования. Во-первых, работодатель в силу ст. 226 НК РФ [9] осуществляет функции налогового агента по налогу на доходы физических лиц. Во-вторых, система локального регулирования оплаты труда оказывает влияние на объем налоговых обязательств работодателя. В соответствии с ч. 1 ст. 252 НК РФ налогоплательщик по налогу на прибыль организаций уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов, к которым относятся и расходы на оплату труда. При этом важны обоснованность и документальное подтверждение таких расходов, что в нашем случае означает наличие нормативных оснований осуществления работодателем соответствующих выплат и соответствующих актов реализации прав и обязанностей. В качестве нормативного основания выступает не только действующее трудовое законодательство, но и соответствующие локальные правовые акты, в которых должны или могут быть урегулированы соответствующие вопросы. В большинстве случаев ТК допускает альтернативное урегулирование вопросов оплаты труда либо в коллективном договоре, либо в локальном нормативном акте (либо иным решением работодателя нормативного характера, принимаемым в порядке ст. 372 ТК). Вместе с тем есть ряд случаев, когда вид локального правового акта определен законодателем безальтернативно, - например, в случаях, предусмотренных ст. 92, 131, ч. 3 - 4 ст. 136, ст. 158, ст. 173, 174, 176, 178, 222, 292, 323, 374, 377, 414 ТК. Как представляется, безальтернативность здесь должна трактоваться именно с позиций предоставления работникам возможности урегулировать указанные вопросы в коллективно-договорном порядке - работодатель в любом случае сохраняет право принять локальный нормативный акт или ненормативный акт по данным вопросам, само собой, при наличии соответствующих финансово-экономических возможностей. Также необходимо наличие соответствующих актов реализации прав локальных субъектов трудового права (например, приказа о командировании, заявления работника о выплате выходного пособия), являющихся основанием осуществления работодателем расходов на оплату труда. Несоблюдение требования обоснованности отнесения расходов к расходам на оплату труда может являться основанием для оспаривания в судебном порядке размера сумм, подлежащих уплате в качестве налога.

В-третьих, расходы на оплату труда формируют базу для исчисления страховых взносов [10], в то время как иные выплаты социального характера, производимые на основании коллективного договора, в соответствующую базу не включаются (единовременное пособие в связи с выходом на пенсию; дополнительная материальная помощь в связи со смертью членов семьи; материальная помощь одиноким родителям, вдовам, воспитывающим детей без мужа (жены); материальная помощь работникам, являющимся многодетными родителями; материальная помощь работникам, имеющим на иждивении ребенка-инвалида; частичная компенсация стоимости стоматологических услуг [11], подарки работникам, возмещение расходов за использование личного транспорта работника, компенсация работникам стоимости коммунальных услуг [10]) или страховыми взносами не облагаются (компенсационные выплаты в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 9 ФЗ от 24.07.2009 N 212-ФЗ [12]). Примечательно желание работодателей расходы на оплату труда представить в качестве расходов иного характера: например, Президиум ВАС РФ квалифицировал предусмотренную коллективным договором компенсацию морального вреда за работу с вредными и (или) опасными условиями труда в размерах, согласованных сторонами и установленных в приложении к договору, как компенсации, установленные коллективным договором согласно ст. 219 ТК в целях обеспечения прав работников на охрану труда и выплачиваемые в связи с занятостью работника на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и базу для исчисления страховых взносов [13].

Таким образом, на современном этапе формирование эффективной системы локального регулирования оплаты труда требует следующее:

формирование на локальном уровне комплекса локальных правовых актов, включающего коллективный договор, локальные нормативные акты и иные решения работодателя нормативного характера, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты и иные решения нормативного характера, содержащие нормы иных отраслей права. В своей совокупности данные акты формируют нормативную основу функционирования системы локального регулирования оплаты труда. Установление режима законности обусловлено принятием на локальном уровне всех необходимых локальных правовых актов. Более того, урегулирование в коллективном договоре или локальном нормативном акте отдельных аспектов, связанных с реализацией на локальном уровне закрепленных законодательством гарантий трудовых прав, обязательно [3];

сохранение подхода законодателя к соотношению коллективного договора и локальных нормативных актов: приоритетности положений коллективного договора при его наличии и возможности работодателя самостоятельно или с учетом мнения представителей работников принять локальные нормативные акты в сфере оплаты труда. Регулирование вопросов оплаты труда исключительно в коллективно-договорном порядке [14, 15] или внедрение процедур согласования принимаемых локальных нормативных актов [16] представляется избыточным и способным блокировать локальное нормотворчество;

реализация комплекса мероприятий по повышению правосознания основных субъектов трудового права, в том числе посредством введения требования обеспечения доступности для работников локальных правовых актов, ознакомления работников не только с принятыми на момент трудоустройства, но и с вновь принимаемыми работодателем локальными нормативными актами и иными решениями нормативного характера; разработки у работодателя маршрутных карт, связанных с реализацией работниками своих прав в сфере оплаты труда;

реализация мер, направленных на повышение уровня информированности работодателей о возможностях и условиях уменьшения налоговой базы по налогу на прибыль организаций при установлении для работников более высокого уровня гарантий в сфере оплаты труда, чем предусмотренный трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. При этом необходимо исключить ситуацию обхода работодателями требований законодательства в части уплаты страховых взносов.

Литература

  1. Кузьменко А.В. Особенности применения правовых принципов в регулировании некоторых "пограничных" отношений трудового права // Российский ежегодник трудового права. 2009. N 5 / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юридическая книга, 2010. С. 100 - 106. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
  2. Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года: утв. Президиумом ВС РФ 26 декабря 2012 г. / Бюллетень ВС РФ. 2013. N 4.
  3. По делу о проверке конституционности положения части восьмой статьи 325 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с жалобой гражданки И.Г. Труновой: Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 2-П // СЗ РФ. 2012. N 9. Ст. 1152.
  4. Драчук М.А. О юридической природе и пределах управленческих решений работодателя // Российский ежегодник трудового права. 2009. N 5 / под ред. Е.Б. Хохлова. СПб.: Юридическая книга, 2010. С. 107 - 124. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
  5. Об акционерных обществах: Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 1996. N 1. Ст. 1.
  6. Об обществах с ограниченной ответственностью: Федеральный закон от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ (ред. от 29.12.2012) // СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 785.
  7. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2012 г. N 5-КГ12-61 // Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
  8. Пестова Т.Н. Локально-правовая политика: проблемы теории и практики: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Казань, 2011. С. 25.
  9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340.
  10. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 июня 2013 г. N 215/13 по делу N А64-1493/2012 // Вестник ВАС РФ. 2013. N 11.
  11. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 мая 2013 г. N 17744/12 по делу N А62-1345/2012 // Вестник ВАС РФ. 2013. N 10.
  12. О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования: Федеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // СЗ РФ. 2009. N 30.
  13. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 4 декабря 2012 г. N 10151/12 по делу N А65-18892/2011 // Вестник ВАС РФ. 2013. N 4.
  14. Нуртдинова А.Ф. Трудовое право: некоторые аспекты развития в современном обществе // СПС "КонсультантПлюс". 2003.
  15. Орловский Ю.П. Основные направления совершенствования трудового законодательства в современных экономических условиях // Актуальные проблемы трудового законодательства в условиях модернизации экономики: монография / Е.С. Батусова, И.Я. Белицкая, Э.Н. Бондаренко и др.; отв. ред. Ю.П. Орловский. М.: Юстицинформ, 2012. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
  16. Васьков В.С., Гарипов Р.С. Эффективность коллективно-договорного регулирования трудовых прав и социальных гарантий работников // Трудовое право. 2009. N 9. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".