Мудрый Юрист

Особенности систем оплаты труда педагогических работников общеобразовательных организаций

Кучма Маргарита Ивановна, профессор кафедры трудового права юридического факультета Академии труда и социальных отношений, Заслуженный юрист РФ, кандидат юридических наук.

Аверьянова Мария Игоревна, ведущий юрисконсульт Нижегородского областного училища олимпийского резерва имени В.С. Тишина.

В статье на примере современных систем заработной платы педагогических работников показывается зависимость оплаты труда работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и прочих факторов, на которые неоднократно в своих работах обращал внимание А.Д. Зайкин.

Ключевые слова: общеобразовательная организация, педагогические работники, оплата труда, системы заработной платы.

Features of systems of compensation of pedagogical workers general education organizations

M.I. Kuchma, M.I. Aver'yanova

Kuchma Margarita Ivanovna, professor of chair of the labor law of faculty of law ALSR, honored lawyer of the Russian Federation, candidate of jurisprudence.

Aver'yanova Maria Igorevna, leading legal adviser of the Nizhny Novgorod regional school of the olympic reserve of a name of V.I. Tishin.

In article on the example of modern systems of a salary of pedagogical workers dependence of compensation of the worker on his qualification, complexity of performed work, quantity and quality of the spent work and other factors to which repeatedly in the works A.D. Zaykin paid attention is shown.

Key words: general education organization, pedagogical workers, remuneration of labour, salary systems.

Терминология "системы заработной платы" последовательно используется в науке трудового права в течение многих десятилетий, на что обращали внимание еще в середине прошлого века А.Д. Зайкин и С.И. Шкурко. Указанные авторы справедливо считали, что понятие "системы заработной платы" наиболее полно отражает правовые отношения по заработной плате, так как именно такие системы определяют правомочия и обязанности сторон трудового правоотношения по применению норм труда и норм его оплаты. Ими же отмечалось, что, несмотря на многообразие таких систем, каждая из них содержит способ измерения затрат труда и способ построения его оплаты <1>.

<1> Зайкин А.Д., Шкурко С.И. Правовые вопросы организации оплаты труда рабочих. М.: Юридическая литература. 1967. С. 21 - 22.

В действующем сегодня ТК РФ не дано определения систем заработной платы, хотя в отдельных статьях кодекса они упоминаются. В частности, имеются в виду ст. 135, 143, 144 ТК РФ. Правда, в ст. 143 кодекса есть определение тарифных систем оплаты труда, которые представлены как "системы оплаты труда, основанные на тарифной системе дифференциации заработной платы работников различных категорий". Столь неопределенная формулировка поневоле заставляет вспомнить приведенные выше слова А.Д. Зайкина и С.И. Шкурко и высказать сожаление по поводу исключения в 2006 г. из ст. 129 ТК РФ определения тарифной системы как совокупности нормативов, с помощью которых осуществляется дифференциация заработной платы работников различных категорий.

На современном этапе развития трудового законодательства по-прежнему, как и много лет назад, признается роль систем заработной платы в организации оплаты труда работающих по трудовому договору. Однако если в советское время разнообразие систем заработной платы было ограничено государственным нормированием оплаты труда, то в условиях современной России число вариантов организации заработной платы с учетом тех оснований их дифференциации, на которые указывали А.Д. Зайкин и С.И. Шкурко (неоднородность труда, условий работы, значение особенностей различных отраслей экономической деятельности, требования к квалификации работников, интенсивность труда и уплотненность рабочего дня) <2>, неизмеримо возросло. В качестве примера современного дифференцированного подхода к установлению систем заработной платы рассмотрим оплату труда педагогических работников общеобразовательных организаций.

<2> Зайкин А.Д., Шкурко С.И. Указ. соч. С. 27 - 33.

За последние годы в России были произведены коренные изменения в области регулирования оплаты труда педагогов государственных и муниципальных общеобразовательных организаций, что было связано с преобразованием всей системы оплаты труда работников, финансируемых из бюджетов различного уровня. Были разграничены полномочия по установлению размеров и условий оплаты труда между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления. Государственным и муниципальным общеобразовательным школам в регулировании вопросов оплаты труда работников была предоставлена большая самостоятельность. Значительную роль в регулировании оплаты труда педагогов стали играть договорные методы. И тем не менее установление систем оплаты труда педагогических работников указанных общеобразовательных организаций осуществляется в рамках Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений <3>, которые ежегодно утверждает Российская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (РТК). Поскольку системы заработной платы педагогов бюджетных организаций имеют свои особенности, в Единых рекомендациях РТК на 2014 г. выделен специальный раздел, посвященный организации оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций.

<3> На 2014 г. они утверждены решением РТК от 25 декабря 2013 г., протокол N 11 // Российская газета. 2013. 30 декабря.

В первую очередь следует положительно оценить рекомендацию РТК осуществлять перераспределение средств в структуре заработной платы педагогических работников так, чтобы они преимущественно направлялись на увеличение их ставок (окладов), составляющих фиксированную часть оплаты труда учителей, которая должна быть отражена в трудовом договоре. Сам же фиксированный размер заработной платы педагогических работников может быть в виде должностного оклада или ставки заработной платы за исполнение должностных обязанностей за календарный месяц либо за норму часов педагогической работы неделю (в год) за ставку заработной платы без учета компенсационных и стимулирующих выплат.

В указаниях РТК по поводу структуры заработной платы педагогических работников хотелось бы отметить три момента. Во-первых, важно, что окладам и ставкам заработной платы уделено особое внимание в части выделения на них денежных средств. Этим самым подчеркивается их особое значение. Во-вторых, становится ясным, что в основной размер заработной платы не включаются компенсационные и стимулирующие выплаты. Это положение можно назвать носящим гарантийный характер для педагогических работников, поскольку определение заработной платы, содержащееся в ст. 129 ТК РФ, привело к тому, что даже в минимальную оплату труда стали включаться доплаты и надбавки компенсационного и стимулирующего характера. И в-третьих, можно сделать вывод, что рекомендуемые структуры заработной платы ограничены двумя вариантами: основой одной из них является должностной оклад за исполнение трудовых обязанностей за календарный месяц, в основе другой - ставка заработной платы за норму часов работы в неделю (год).

На третий момент обращено внимание в связи с тем, что несколько лет назад, еще до реализации реформы оплаты труда организаций бюджетной сферы, Министерством образовании и науки РФ были разработаны специальные модельные методики оплаты труда педагогических работников <4>. Речь идет о так называемой модели оплаты труда на основе стоимости ученико-часа (имеет место, например, в Волгоградской области, Кабардино-Балкарской Республике <5>) и штатно-окладной модели (применялась в государственных общеобразовательных школах Чувашии <6>).

<4> См.: письма Минобрнауки России от 13 сентября 2006 г. N АФ-213/03 "О подготовке и направлении вариантов модельных методик", от 26 ноября 2007 г. N ИК-244/03 "О направлении модельной методики" // Администратор образования. 2007. N 4 - 5; 2008. N 10.
<5> См.: Решение Волгоградской городской Думы от 27 октября 2009 г. N 25/733 "Об утверждении системы оплаты труда и стимулирования работников образовательных учреждений Волгограда, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, участвующих в апробации новых систем оплаты труда в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Волгоградской области" // Городские вести. Царицын - Сталинград - Волгоград. 2009. 28 ноября; Постановление Правительства Кабардино-Балкарской Республики от 21 августа 2008 г. N 202-ПП "О системе оплаты труда работников отдельных государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений Кабардино-Балкарской Республики" [сайт]. URL: http://kabardinobalkaria.news-city.info/docs/sistemsw/dok_iegtai.htm (дата обращения: 18.11.2013).
<6> См.: Порядок формирования системы оплаты труда и стимулирования педагогических и руководящих работников государственных общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, участвующих во внедрении комплексного проекта модернизации образования в Чувашской Республике, утвержденный Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 25 сентября 2007 г. N 237 // Вести Чувашии. 2007. 29 сентября.

При оплате труда на основе стоимости ученико-часа в трудовом договоре, заключаемом с учителем, нет возможности определить фиксированный размер оплаты труда за норму часов преподавательской работы в неделю (ставку заработной платы), как того требуют ст. 57 ТК РФ, поскольку ставка заработной платы учителя зависит от такой переменной величины, как количество обучающихся в каждом классе <7>. Кроме того, отсутствует такой критерий дифференциации оплаты труда по его сложности, как занимаемая должность, что противоречит ст. 132 ТК РФ. На размер оклада влияют: расчетная стоимость бюджетной образовательной услуги (ученико-час); количество обучающихся в классе; количество часов по предмету по учебному плану в месяц; сложность предмета; квалификационная категория педагога.

<7> См.: Письмо ЦС Профсоюза работников образования и науки РФ от 17 февраля 2011 г. N 35 "Об особенностях применения в сфере образования Единых рекомендаций на 2011 год" // Администратор образования. 2011. N 7. С. 36 - 50.

По нашему мнению, количество обучающихся как фактор интенсивности педагогического труда должно учитываться в оплате труда педагогического работника, но не при определении размеров должностного оклада, ставок как таковых, а путем установления доплаты или повышающего коэффициента к окладу, ставке при превышении норматива учащихся, что отвечает новым условиям оплаты труда в бюджетной сфере. Размер таких доплат (коэффициента) можно поставить в зависимость от количества учеников, превышающих норматив.

Чувашская штатно-окладная модель оплаты труда учителей предусматривала должностной оклад за 36-часовой объем недельной работы (1500 часов в год) по различным видам деятельности, входящим в педагогическую работу. На размер должностного оклада учителя влияли также уровень квалификации (уровень образования и квалификационная категория) и стаж работы по специальности. Вместе с тем допускалось установление различной учебной нагрузки в рамках выполняемого должностного оклада без соответствующей дифференциации оплаты труда, что противоречило положениям федерального законодательства в области нормирования труда <8>. В итоге она была заменена на оплату труда с использованием профессиональных квалификационных групп работников в сфере образования (ПКГ), которые появились в процессе проведения реформы оплаты труда работников бюджетных организаций <9>.

<8> См.: Вифлеемский А.Б. Региональный опыт введения новых систем оплаты труда в образовательных учреждениях // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. N 8, 9. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
<9> См.: Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений Чувашской Республики, занятых в сфере образования и науки, утвержденное Постановлением Кабинета министров Чувашской Республики от 12 ноября 2007 г. N 349 // Вести Чувашии. 2008. 29 ноября.

В общеобразовательных организациях в основном используется та модель оплаты труда учителей, которая основана на ставке заработной платы за норму часов или педагогической работы в целом, или учебной (преподавательской) работы. Дело в том, что в педагогическую работу входит не только учебная (преподавательская), но и воспитательная, научная, творческая, исследовательская работа, индивидуальная работа с обучающимися и пр. (подробно составные части педагогической работы перечислены в ч. 6 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" <10>).

<10> СЗ РФ. 2012. N 53 (ч. 1). Ст. 7598.

История развития правового регулирования труда учителей свидетельствует, что установление нормы работы (она выражалась тогда в количестве уроков) за оклад жалованья относится к концу XVII в. Затраты времени на выполнение учителем иной педагогической работы не регламентировались. За некоторые виды дополнительной педагогической и иной работы (например, проверку письменных работ, заведование библиотекой, классное наставничество, управленческие функции) производились доплаты. В ходе становления российского трудового законодательства для учителя было установлено уже не определенное количество уроков за оклад жалованья, а нормальная продолжительность рабочего дня за месячную оплату труда, которая составляла 4 учебных часа в день. Таким образом, первоначально рабочее время учителя включало в себя только преподавательскую работу. От учителя не требовалось выполнения в пределах рабочего времени иных функций.

В связи с последующим расширением трудовых обязанностей учителей, выполнением ими, помимо преподавательской, также и иной педагогической работы, а также на основе результатов проведенных научных исследований было принято решение компенсировать учителям старших классов дополнительные затраты рабочего времени на подготовку к занятиям, работу с родителями, а также на методическую работу <11>. В указанных целях учителям старших классов была снижена норма учебной нагрузки за ставку заработной платы, которая согласно Постановлению СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 апреля 1936 г. "О повышении заработной платы учителям и другим школьным работникам" <12> стала составлять 18 часов преподавательской работы в неделю. Законодатель исходил из того, что именно в течение высвобожденного от учебной нагрузки времени, продолжительность которого тем не менее по-прежнему не регламентировалась, учителем будет выполняться иная педагогическая работа, теперь включенная в обязанности учителя (подготовка к учебным занятиям, методическая работа, работа с законными представителями детей и т.д.).

<11> См.: Оплата труда учителя, нормирование труда [сайт]. URL: http://www.menobr.ru/materials/38/5356/ (дата обращения: 10.11.2013).
<12> Сборник законодательства. 1936. N 19. Ст. 163.

Установленная норма часов в неделю была положена в основу оплаты учительского труда. Учителям, вырабатывающим учебную нагрузку больше нормы, производились дополнительные выплаты.

Для учителей начальных классов норма учебной нагрузки за ставку заработной платы была снижена гораздо позднее: с 24 до 20 часов в неделю в 1984 г. <13> и с 20 часов до 18 часов в неделю в 2010 г. <14>. Снижение нормы в основном было обусловлено передачей учителям-специалистам таких предметов, как "музыка", "физкультура" и "изобразительное искусство" <15>, и уравниванием нормы учебной нагрузки за ставку заработной платы между учителями классов разного уровня. В настоящее время ставки заработной платы за 18 часов преподавательской работы в неделю выплачиваются учителям с учетом выполнения ими другой педагогической работы, входящей в их должностные обязанности в соответствии с квалификационной характеристикой.

<13> См.: Постановление ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12 апреля 1984 г. N 318 "О повышении заработной платы учителей и других работников народного образования" // СП СССР. 1984. N 19. Ст. 106.
<14> См.: Приказ Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. N 2075 "О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников" // Российская газета. 2011. 11 февраля.
<15> См.: Оплата труда учителя, нормирование труда [сайт].

Когда речь идет о ставке заработной платы за норму педагогической работы в целом, то все равно состав рабочего времени таких работников включает в себя нормируемое время (часы преподавания) и ненормируемое время. Второе из них затрачивается на выполнение другой педагогической работы, которая вытекает из должностных обязанностей педагога, устава образовательной организации, правил внутреннего трудового распорядка, тарифно-квалификационных (квалификационных) характеристик. Она выполняется также в течение рабочего времени, но по количеству часов не конкретизируется и регулируется графиками и планами работ, в том числе личными планами педагога. При этом в силу действия ст. 333 ТК РФ педагогическим работникам, в отношении которых установлено нормирование преподавательской работы за ставку заработной платы, в любом случае должна быть обеспечена сокращенная продолжительность рабочего времени.

Каким бы образом ни определялась фиксированная часть заработной платы педагогического работника, его оплата труда состоит из нескольких частей. Выплаты компенсационного и стимулирующего характера в ней, как правило, присутствуют. Например, стимулирующие выплаты во многих регионах составляют до 40% заработной платы учителей <16>.

<16> См.: статистические данные, указанные в Программе поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства от 26 ноября 2012 г. N 2190-р // СЗ РФ. 2012. N 49. Ст. 6909.

Обратимся к Рекомендации МОТ/Юнеско о положении учителей 1966 г., в которой изложены основные международные принципы регулирования отношений работодателя и работника в области заработной платы. Заработная плата учителей рассматривается как особый фактор, определяющий экономическое положение данной категории работников, от которого зависят "положение учителей в обществе, уважение к их профессии" (ст. 114). Она должна: 1) соответствовать значению педагогической деятельности; 2) быть, по меньшей мере, соразмерной заработной плате, выплачиваемой лицам других профессий, требующей аналогичной или эквивалентной квалификации; 3) предоставлять учителям средства, обеспечивающие им самим и их семьям удовлетворительный жизненный уровень и дающие возможность повышать свою квалификацию путем продолжения образования и повышения культурного уровня; 4) учитывать тот факт, что определенные должности требуют более высокой квалификации, большего опыта и налагают больше ответственности (ст. 115). Статья 119 Рекомендации дополнительно предписывает устанавливать различия в заработной плате учителей на основе таких объективных критериев, как уровень квалификации, стаж работы по специальности и степень ответственности.

Анализ положений российских нормативных правовых актов, содержащих нормы об оплате учительского труда в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях, показал неполное соответствие данных норм положениям Рекомендации в части установления критериев дифференциации заработной платы. Можно сказать, что на заработной плате российских учителей отражаются: уровень квалификации работника (чаще всего с помощью отнесения должности педагога к определенному квалификационному уровню в соответствующей ПКГ), сложность выполняемой работы, или приоритетность преподаваемого предмета, профессиональное мастерство и некоторые иные личные качества работников. К сожалению, стаж педагогической работы учителя, присвоение ученой степени кандидата или доктора наук в некоторых системах оплаты труда перестали влиять на его оплату труда, хотя в первом случае подтверждается опыт работы с детьми, что никак нельзя сбрасывать со счета, а во втором - высокая квалификация учителя (работники, освоившие программу подготовки кадров в аспирантуре, получившие ученую степень, относятся согласно Закону об образовании к кадрам высшей квалификации). Что же касается обеспечения с помощью заработной платы достаточного жизненного уровня, то в соответствии с Указом Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 <17> было предусмотрено доведение средней заработной платы педагогических работников образовательных учреждений общего образования до средней заработной платы по региону уже в 2012 г. Однако по состоянию на июнь 2013 г. это было сделано лишь в 52 регионах <18>.

<17> Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" // СЗ РФ. 2012. N 19. Ст. 2334.
<18> Российская газета. 2013. 7 июня.

Литература

  1. Вифлеемский А.Б. Региональный опыт введения новых систем оплаты труда в образовательных учреждениях // Бюджетные учреждения образования: бухгалтерский учет и налогообложение. 2008. N 8, 9. Доступ из СПС "КонсультантПлюс".
  2. Зайкин А.Д., Шкурко С.И. Правовые вопросы организации оплаты труда рабочих. М.: Юридическая литература. 1967. С. 21 - 22.