Мудрый Юрист

Консолидация банковского сектора России

Носова Ирина Владимировна, научный сотрудник лаборатории финансово-экономических исследований факультета финансов и банковского дела Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Москва.

Статья посвящена исследованию тенденций в российском банковском секторе в сфере объединения коммерческих банков, в том числе вследствие проводимой в кредитных организациях регуляции.

Ключевые слова: банковский сектор, консолидация банковского сектора, регуляция банковского сектора.

Consolidation of the banking sector of Russia

I.V. Nosova

Nosova Irina Vladimirovna, research associate of laboratory of financial and economic researches of department of finance and banking of the Russian presidential academy of the national economy and public administration, Moscow.

This article is dedicated to research of trends in Russian banking sector related to commercial banks' consolidation as a result of banking regulation.

Key words: banking sector, consolidation of the banking sector, regulation of the banking sector.

Тенденция укрупнения коммерческих банков посредством приобретения ими более мелких участников рынка наблюдается на российском рынке не первый год. Статистика Банка России свидетельствует о сокращении числа рыночных игроков: общее число действующих кредитных организаций (далее также - КО) сократилось за 11 лет на 30,5%: с 1329 на 01.01.2003 до 923 на 01.01.2014. Основная причина состоит в их финансовой неустойчивости, и Центральный банк Российской Федерации (далее - ЦБ РФ) удаляет с рынка банковских услуг кредитные организации, не выполняющие требования федеральных законов <1>. Кроме того, сокращение числа кредитных организаций обусловлено наличием объединительных процессов: по состоянию на 01.12.2013 в российском банковском секторе произошла реорганизация 469 кредитных организаций, в основном в форме присоединения путем преобразования их в филиалы (табл. 1).

<1> В том числе Федерального закона от 25 февраля 1999 г. N 40-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций" в части неисполнения требований кредиторов, Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", требования Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности".

Таблица 1. Отзыв лицензий и ликвидация юридических лиц на 01.12.2013

Внесена запись в Книгу государственной регистрации кредитных организаций о ликвидации КО как юридического лица, всего

2085

в т.ч.:

в связи с отзывом (аннулированием) лицензии

1615

в связи с реорганизацией

469

в т.ч.:

в форме слияния

в форме присоединения

467

в т.ч.:

путем преобразования в филиалы других банков

381

путем присоединения к другим банкам (без образования филиала)

86

в связи с нарушением законодательства в части оплаты уставного капитала

Источник: данные официального сайта ЦБ РФ: http://www.cbr.ru/.

В то же время внесение Государственной Думой изменений в Федеральный закон "О банках и банковской деятельности" в феврале 2009 г., устанавливающих минимальный размер собственного капитала банков не менее 90 млн. руб. на 01.01.2010 и не менее 180 млн. руб. на 01.01.2012 (ранее Закон разрешал работать на рынке банкам с капиталом менее 5 млн. евро, если его размер не уменьшался по сравнению с уровнем на 01.01.2007), не сыграло существенной роли в процессе консолидации банковского сектора России [2]. Подавляющее большинство банков своевременно нарастило свой капитал в целях удовлетворения требованиям Закона. В результате мера, направленная на укрепление капитальной базы банков и ускорение консолидации, привела лишь к незначительному количеству сделок по присоединению среди кредитных организаций (рис. 1).

-------------------------------------------------------------------------------¬
¦30----------------------------------------------------------------------------¦
¦ ¦ ----¬ ¦
¦25+----------------------------------------------+*7*+------------------------¦
¦ ¦ ¦***¦ ¦
¦20+----------------------------------------------+***+------------------------¦
¦ ¦ ¦///¦ ----¬ ¦
¦15+----------------------------------------------+///+------+///+-------------¦
¦ ¦ ----¬ ¦///¦ ¦///¦ ----¬ ¦
¦10+-----------------------------------+*1*+------+/19+------+/18+------+*4*+--¦
¦ ¦ ----¬ ----¬ ¦///¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦***¦ ¦
¦ 5+--+/8/+------+/8/+------T---T------+/12+------+///+------+///+------+/7/+--¦
¦ ¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦/5/¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦///¦ ¦
¦ 0L--+---+------+---+------+---+------+---+------+---+------+---+------+---+--¦
¦ 01.01.2007 01.01.2008 01.01.2009 01.01.2010 01.01.2011 01.01.2012 01.01.2013¦
¦ ¦
¦ --¬ ¦
¦ ¦*¦Количество КО, изменивших статус банка на НКО ¦
¦ L-- ¦
¦ --¬ ¦
¦ ¦/¦Количество КО, прекративших свою деятельность в результате присоединения¦
¦ L-- ¦
L-------------------------------------------------------------------------------

Рис. 1. Структурные изменения в банковском секторе РФ в 2006 - 2012 гг.

Источник: Годовые отчеты Центрального банка РФ за 2006 - 2012 гг. - ЦБ РФ. http://www.cbr.ru/.

С высокой вероятностью можно предположить, что такой же незначительный эффект будет достигнут и в отношении банков с капиталом менее 300 млн. руб., большая часть которых, скорее всего, увеличит капитал до минимальных 300 млн. руб. на 01.01.2015 [3]. По состоянию на 01.01.2013 246 кредитных организаций (26% банковского сектора РФ) имели собственный капитал менее 300 млн. руб. Для их докапитализации требовалось около 17 млрд. руб., или 30% от текущего размера собственных средств [4].

Вместе с тем процесс внедрения стандартов банковских капиталов и ликвидности (Basel III), предусматривающих последовательное повышение минимальных требований к достаточности капитала банков, влечет за собой увеличение нагрузки на капитал, что можно решить либо за счет дополнительной капитализации, либо за счет сокращения темпов роста бизнеса. Однако еще в октябре 2013 г. заместитель Председателя ЦБ РФ М.И. Сухов заявил, что к 1 февраля 2014 г. для соответствия требованиям Basel III лишь 25 российским банкам потребуется провести докапитализацию на общую сумму около 5 млрд. руб. [5].

Тем не менее банки, не справляющиеся с требованиями регулятора, теоретически имеют стимул объединяться между собой, а их акционеры - продавать свои акции более крупным игрокам. Одновременно это должно способствовать повышению стабильности банковской системы в целом благодаря сокращению числа "неэффективных" банков и росту числа более крупных игроков, способных предлагать качественное обслуживание и широкий спектр услуг. Сделки М&А <2> - один из эффективных способов увеличения капитала и доли бизнеса, привлечения новых клиентов и оптимизации затрат. Консолидация банковского сектора РФ сможет сделать его более устойчивым в рамках мировой банковской системы, так как капитал даже средних зарубежных банков существенно выше капитала крупнейших российских игроков, а совокупный капитал банковского сектора РФ сопоставим с капиталом одного только Citigroup <3>.

<2> Сокр. от англ. Mergers and Acquisitions - слияния и поглощения.
<3> По состоянию на 1 января 2013 г. капитал банковского сектора РФ составил около 201 млрд. долл. США, в то время как капитал Citigroup - 191 млрд. долл. США.

При этом потенциал устойчивого развития банков, находящихся в рейтинге ниже 300-го места, незначителен в связи с высокими операционными затратами на содержание банка, сокращением маржи, низкой диверсификацией ресурсной базы, ростом конкуренции, а также повышением кредитных и рыночных рисков.

Следует отметить, что ускорение консолидации кредитных организаций обусловлено стремлением самих российских банков к объединению своих активов с другими участниками рынка или к продаже бизнеса более крупному банку в связи с невозможностью развиваться самостоятельно. В частности, такое намерение может быть вызвано стремлением акционеров увеличить ресурсную базу, расширить географию присутствия своей банковской сети, преобразовывая приобретаемые в регионах банки в филиалы, снизить затраты за счет роста масштаба и/или за счет увеличения номенклатуры банковских продуктов, минимизировать финансовые риски посредством диверсификации кредитного и процентного рисков, а также упростить ведение бизнеса в нескольких аффилированных между собой структурах и др.

Также укрупнение банков, создание банковских групп и холдингов способствуют потенциальному сокращению цены кредита. От размера банка зависит процент по кредиту для заемщика и, как следствие, для экономики в целом. Чем меньше по капиталу и/или активам банк, тем меньше клиентов он может кредитовать. Таким образом, эффект масштаба падает, затраты на выдачу ссуды растут, способствуя повышению процента. При этом фондирование мелких банков дороже, чем крупных, что также негативно отражается на процентной ставке. Итак, можно сделать вывод, что объединение банков в группы и холдинги, помимо всего прочего, ведет к снижению процентных выплат по обязательствам банков и сокращению процентных ставок для заемщиков из нефинансового сектора, что стимулирует рост экономики.

Консолидация банковского сектора теоретически способствует повышению эффективности распределения финансовых ресурсов на рынке. Крупные игроки обладают информационным преимуществом перед мелкими, так как имеют доступ к значительной части рынка и могут осуществлять ее мониторинг, снижая таким образом риск невозврата выданных средств.

В качестве негативного момента следует отметить, что объединение банков может способствовать снижению конкуренции на ключевых банковских рынках. Кроме того, по мере сокращения числа банков позиция более крупных банков (их влияние на рынок) усиливается, что позволяет им занижать процентные ставки по депозитам и завышать ставки по кредитам, увеличивая маржу и, как следствие, рентабельность. Так, рентабельность капитала банков, контролируемых государством, крупных частных банков и банков, контролируемых иностранным капиталом, в том числе по указанной выше причине, примерно вдвое превышает рентабельность капитала средних и малых российских банков (табл. 2).

Таблица 2. Рентабельность активов и капитала российских банков за 2011 и 2012 гг.

Рентабельность активов,%

Рентабельность капитала, %

2011 г.

2012 г.

2011 г.

2012 г.

Банки, контролируемые государством, A

2,8

2,5

20,6

20,1

Банки, контролируемые иностранным капиталом, B

2,4

2,5

17,4

18,8

в т.ч. находящиеся под существенным влиянием резидентов РФ, C

1,2

1,7

10,0

14,6

Крупные частные банки, D

1,7

1,9

14,2

16,0

Средние и малые банки Московского региона, E

1,5

1,5

8,0

8,5

Региональные малые и средние банки

1,7

1,7

10,4

10,7

Источник: Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2012 году. - ЦБ РФ. http://www.cbr.ru/.

A. Банки, в уставном капитале которых свыше 50% принадлежит государству (включая участие Банка России, Внешэкономбанка и Агентства по страхованию вкладов), а также банки, являющиеся участниками банковских групп, в которых данные банки являются головными.

B. Банки, в уставном капитале которых свыше 50% принадлежит нерезидентам.

C. Банки, в которых на решения, принимаемые участниками-нерезидентами (совокупная доля которых в уставном капитале КО составляет более 50%), существенное влияние оказывают резиденты РФ.

D. Банки из числа 200 крупнейших по величине активов (за исключением тех, которые были включены в группы банков, контролируемых государством, и банков, контролируемых иностранным капиталом).

E. Банки, оставшиеся после вычета из общего числа банков, контролируемых государством, и банков, контролируемых иностранным капиталом, крупных частных банков, разделенные на группы по географическому признаку, - средние и малые банки Москвы и Московской области и средние и малые банки других регионов.

Еще одним последствием консолидации могут стать риски системной нестабильности. Крупные банки более доходны, их активы хорошо диверсифицированы, и теоретически они более устойчивы к экономическим шокам, а власти рассматривают их как "слишком большие, чтобы обанкротиться". Однако практика показывает, что крупнейшие банки, в том числе государственные, подвержены тем же негативным тенденциям, что и банковский сектор в целом. Государство стремится поддерживать их в периоды нестабильности. Рассчитывая на помощь от государства, крупные банки более склонны к рискам, которые впоследствии могут привести их к убыткам, восполняемым в основном не за свой счет, а за счет государства. Они (крупные банки) особенно чувствительны к рискам бюджетной сферы, а также к подходам государственной власти в части поддержки финансового сектора. Вместе с тем, по мнению некоторых экспертов, в ближайшей перспективе государственная поддержка будет сокращаться в связи с усилением прогнозируемого давления на федеральный бюджет, что в случае возникновения неблагоприятных явлений в банковском секторе может особенно негативно отразиться на финансовом состоянии крупнейших банков.

При этом важно учитывать, что каждый банк независимо от размера и характера собственности играет свою роль в развитии банковского сектора и экономики. Банки, контролируемые государством, ориентированы преимущественно на задачи государственной промышленной и социальной политики, развитие банковской инфраструктуры (в связи с чем имеют доступ к более дешевому фондированию). Масштаб задач, стоящих перед госбанками, должен определять характер присутствия государства в банковском секторе. Вместе с тем доминирование банков с государственным участием в капитале, которое с каждым годом только усиливается (по оценке Standard and Poor's, с 2006 г. по 2013 г. доля таких банков возросла с 43% до 57%), создает неблагоприятную конкурентную среду, повышая риски частных финансовых институтов. Крупные частные банки сконцентрированы на развитии корпоративного и розничного кредитования, а также на взаимодействии со смежными сегментами финансового рынка. Малые и средние банки в основном сосредоточены в регионах РФ и играют роль провайдеров услуг. В то же время банки, контролируемые иностранным капиталом, представляют собой источники ресурсов для российских финансовых и нефинансовых институтов и приносят передовые практики управления.

Следует отметить, что крупнейшие банки, как и каждая из созданных банковских групп и банковских холдингов, стремятся реализовывать задачи именно в той сфере, в которой располагают конкурентными преимуществами. Чем шире спектр оказываемых ими финансовых услуг (банковские, страховые, управление активами, проч.), тем больше занимаемая доля рынка, шире география обслуживания клиентов, выше рентабельность, потенциал развития и т.д.

В идеале рынок должен самостоятельно определить, сколько банков необходимо стране. Однако качественная характеристика банковского сектора РФ настолько слаба, что сделать это без искусственного стимулирования процесса консолидации российских банков невозможно. Удаление с рынка банков, созданных для иных, "небанковских", целей, а также укрупнение кредитных организаций исключительно благоприятно отразится на его состоянии, сделав систему прозрачнее.

Литература

  1. Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 1996. N 6. Ст. 492.
  2. Федеральный закон от 28 февраля 2009 г. N 28-ФЗ "О внесении изменений в Закон "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 2009. N 9. Ст. 1043.
  3. Федеральный закон от 3 декабря 2011 г. N 391-ФЗ "О внесении изменений в Закон "О банках и банковской деятельности" // СЗ РФ. 2011. N 49 (ч. 5). Ст. 7069.
  4. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2012 году. - ЦБ РФ. http://www.cbr.ru/.
  5. Борисяк Д., Ушакова Д. Путин призвал банкиров укрупняться // Ведомости. 2014. N 9(3513).