Мудрый Юрист

Правовое регулирование финансовых рынков России в современных условиях

Фомин Владимир Николаевич, аспирант кафедры "Налоговое право" Федерального государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации".

В статье исследуются вопросы правового регулирования финансовых рынков в связи с передачей полномочий по регулированию, контролю и надзору в указанной сфере Банку России, вопросы расширения его полномочий в сфере противодействия легализации преступных доходов, анализируются категории "финансовая организация", "финансовый институт", "надзор", "контроль".

Ключевые слова: кредитная система, банковская система, парабанковская система, финансовый рынок, субъекты финансового рынка, некредитная финансовая организация, финансовая организация, финансовый институт, организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, контроль, надзор.

Legal regulation of financial markets in Russia in modern conditions

V.N. Fomin

Fomin Vladimir Nikolaevich, graduate student of the chair "Tax Law" of the Federal state educational budgetary establishment of higher professional education "Financial university attached to the Government of the Russian Federation".

The author studies issues of legal regulation of financial markets in connection with transfer of powers of regulation, control and monitoring in the sphere of combating legalization of criminal revenues, analyses categories of "financial organization", "financial institute", "monitoring" and "control".

Key words: credit system, banking system, parabanking system, financial market, subjects of financial market, non-credit financial organization, financial organization, financial institute, organizations performing operations with monetary means or other property, control, monitoring.

В соответствии с Федеральным законом от 14 марта 2013 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" <1> банковская система Российской Федерации включает в себя Банк России, кредитные организации, а также представительства иностранных банков. Филиалы иностранных банков исключены из банковской системы Российской Федерации. В связи с принятыми в 2013 г. законодательными актами роль Банка России значительно изменилась не только для банковской системы, но и в целом для всей финансовой системы страны.

<1> СЗ РФ. 2013. N 11. Ст. 1076.

В целях развития и совершенствования регулирования финансового рынка Федеральным законом от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков" <2> были внесены изменения в Гражданский и Налоговый кодексы Российской Федерации, а также в 57 иных федеральных законов. Названным Законом расширены цели и функции Банка России, увеличена область его деятельности, которая охватывает в целом финансовый рынок и его субъекты.

<2> СЗ РФ. 2013. N 30. Ч. 1. Ст. 4084.

Полномочия Банка России распространились, в частности, на деятельность новой категории субъектов - "некредитные финансовые организации" (ст. 76.1 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)"). Указанная статья определяет большинство некредитных финансовых организаций (за исключением микрофинансовых) опосредованно через виды осуществляемой ими деятельности.

Специфика некредитных финансовых организаций состоит в том, что особенности их функционирования устанавливаются отдельными федеральными законами, регулирующими эти виды деятельности. В сфере финансовых рынков компетенция Банка России является исключительной в силу принадлежности некредитных финансовых организаций к субъектам финансового рынка. У Банка России возникает альтернативная компетенция по регулированию, контролю и надзору за такими организациями в случаях, если она установлена федеральными законами, регулирующими конкретные виды деятельности таких организаций.

Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод, что частный сектор <3> представлен на финансовом рынке не только некредитными финансовыми организациями, которые участвуют в общественных отношениях, возникающих при функционировании финансового рынка, но и кредитными финансовыми организациями. Участники финансового рынка представляют совокупность разнородных субъектов, большинство из которых в качестве таковых определяются не видом организации или ее организационно-правовой формой, а, как указывалось ранее, опосредуются видом деятельности, которую они как участники правовых отношений осуществляют на финансовом рынке.

<3> Указанный термин (private sector) используется в международных актах, участником которых является Россия. См., например: Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780; Конвенция Организации экономического развития и сотрудничества по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок // СЗ РФ. 2012. N 17. Ст. 1899; Международные стандарты ФАТФ по борьбе с отмыванием денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения (International Standards on Combating Money Laundering and the Financing of Terrorism&Proliferation. The FATF Recommendations. February 2012) // URL: http://www.fatf-gafi.org/documents/documents/the40recommendationspublishedoctober2004.html (дата обращения: 14.02.2014).

Как отмечается в экономической и юридической литературе, банковская система входит в более общую категорию - кредитная система, в которую включается также небанковская (парабанковская, квазибанковская, околобанковская) система <4>. Однако фонды финансовых ресурсов парабанковской системы взаимодействуют с бюджетной системой не самостоятельно, как банковская система, а через различные другие финансовые институты. В условиях расширения рынка парабанковская система имеет тенденцию для дальнейшего развития.

<4> См.: Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России: Учеб. пособие для вузов. М.: Новый юрист, 1997. С. 135; Они же. Финансовое право: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000. С. 248 - 249; Бандурин А.В. Деятельность корпораций: Монография. М.: Буквица, 1999. С. 218 - 219; Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2004. С. 333; Терехович Ю.Б., Кравчук А.Ю. Инвестиционная привлекательность парабанковской системы // Ярославский педагогический вестник. 2008. N 1(54). С. 81; Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Юнити-Дана, 2009. С. 351.

В метафизическом аспекте финансовый рынок Российской Федерации можно представить как совокупность, состоящую из кредитной системы, в которую включаются банковская и парабанковская системы, и иных участников финансового рынка. Например, Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 414-ФЗ "О центральном депозитарии" <5> к небанковским кредитным организациям законодатель отнес организации, осуществляющие деятельность центрального депозитария.

<5> СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7356; 2013. N 30. Ч. I. Ст. 4084.

Как отмечалось ранее, кредитная система наряду с банковской системой включает в себя и парабанковскую систему, которая состоит из специализированных кредитно-финансовых институтов (ломбардов, пенсионных фондов, субъектов страхового дела, осуществляющих накопительное страхование жизни, и других институтов). Внутри данной системы субъекты, в зависимости от вида и способа оказания услуг на финансовом рынке, условно могут быть подразделены на пять групп.

Первая группа организаций осуществляет свою деятельность по выдаче денежных средств в виде займов широкому кругу участников финансового рынка. К ним относятся микрофинансовые организации <6>, которые внесены в установленном законодательством порядке в государственный реестр микрофинансовых организаций.

<6> Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ (с изм. на 23 июля 2013 г., N 251-ФЗ) "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3435; 2013. N 30. Ч. I. Ст. 4084.

Во вторую группу входят организации, которые не являются микрофинансовыми, но осуществляют микрофинансовую деятельность (в нее, например, не включаются кредитные организации, которые относятся к банковской системе, но обладающие правом осуществлять микрофинансовую деятельность).

Третью группу составляют организации, которые не выдают денежные средства в виде займов, а аккумулируют их в специальные фонды с целью социального обеспечения граждан. К таким организациям относятся негосударственные пенсионные фонды, организации, осуществляющие деятельность по привлечению и использованию денежных средств, в том числе средств граждан - членов этих организаций, с целью приобретения или строительства жилых помещений для передачи их в пользование или собственность своим членам (жилищные накопительные кооперативы, созданные как добровольное объединение граждан на основе членства в целях удовлетворения потребностей членов кооператива в жилых помещениях путем объединения членами кооператива паевых взносов) <7>.

<7> Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ (с изм. на 23 июля 2013 г., N 251-ФЗ) "О жилищных накопительных кооперативах" // СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. 1. Ст. 41; 2013. N 30. Ч. I. Ст. 4084.

Четвертая группа субъектов осуществляет деятельность, которая связана с совершением гражданско-правовых сделок с ценными бумагами или производными финансовыми инструментами и оказанием связанных с этим различных услуг. К ним, в частности, относятся организации, осуществляющие деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг (брокеров, дилеров, депозитариев, регистраторов и др.), клиринговую деятельность, а также деятельность управляющих компаний и специализированных депозитариев различных инвестиционных фондов, акционерных инвестиционных фондов.

И наконец, к последней, пятой, группе относятся особые участники финансового рынка, которые оказывают услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг; осуществляют деятельность по анализу и количественной финансовой оценке рисков или финансовых обязательств, а также по разработке и оценке эффективности методов управления финансовыми рисками; присваивают на основе финансового и качественного анализа характеристик субъекта юридическим лицам и иным образованиям различные рейтинги, включая индивидуальные рейтинги кредитоспособности, рейтинги надежности и финансовой устойчивости. К таким участникам финансового рынка относятся небанковские финансовые организации, осуществляющие деятельность бюро кредитных историй, актуарную деятельность <8>, деятельность рейтинговых агентств <9>.

<8> Проект Федерального закона N 445108-4 "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" (окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 03.07.2013) // СПС "Гарант".
<9> Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.

Для характеристики субъектов финансового рынка необходимо также учитывать положения Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" <10>, который был принят немногим ранее Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ.

<10> СЗ РФ. 2013. N 26. Ст. 3207.

Важно подчеркнуть, что указанные Законы внесли в законодательство Российской Федерации соответствующие изменения, связанные с определением категории "финансовая организация". Так, Федеральный закон от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ включил понятие "финансовая организация" в пять законодательных актов: Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" <11>, Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" <12>, Федеральный закон от 7 мая 1998 г. N 75-ФЗ "О негосударственных пенсионных фондах" <13>, Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" <14>, Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" <15>.

<11> Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56; СЗ РФ. 2013. N 30 (часть I). Ст. 4067.
<12> СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
<13> СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.
<14> СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.
<15> СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3435.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ внес изменение в перечень организаций, определяемых как финансовая организация, содержащихся в Федеральных законах от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" <16> и от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <17>. Указанный Закон ввел новую классификацию финансовых организаций (ст. 23): финансовая организация, поднадзорная Центральному банку Российской Федерации, и иная финансовая организация, не поднадзорная Банку России.

<16> СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
<17> СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. 1. Ст. 3434.

Таким образом, участников финансового рынка, представляющих частный сектор, можно классифицировать в зависимости от органа, осуществляющего контроль и надзор над их деятельностью:

  1. участники финансового рынка, поднадзорные Банку России;
  2. участники финансового рынка, не поднадзорные Банку России.

Последние включают в себя ломбарды и лизинговые компании, постановку на учет которых <18> и контроль за которыми в части выполнения законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма осуществляет Росфинмониторинг <19>.

<18> Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. N 364 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 18. Ст. 2267.
<19> Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808 // СЗ РФ. 2012. N 25. Ст. 3314.

Обращает на себя внимание то, что существуют некоторые отличия в определении "финансовая организация", содержащиеся в Федеральном законе от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ и Федеральном законе от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ. В указанной выше ст. 23 Федерального закона N 251-ФЗ в перечень субъектов, подпадающих под определение "финансовая организация", не включен акционерный инвестиционный фонд, т.е. он не отнесен ни к поднадзорным, ни к иным - не поднадзорным Банку России финансовым организациям. Отсутствует акционерный инвестиционный фонд и в ст. 16 указанного Закона, изменившей перечень финансовых организаций для целей Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" и определившей Банк России как контрольный орган по отношению к таким финансовым организациям. Однако категория "акционерный инвестиционный фонд" присутствует во всех перечнях финансовых организаций, введенных Федеральным законом N 134-ФЗ (ст. 3, 7, 9, 15, 19).

В связи с рассмотрением вопроса о расширении полномочий Банка России по контролю и надзору следует отметить, что вопрос о соотношении понятий "контроль" и "надзор", в том числе в финансовой сфере, по-прежнему остается дискуссионным среди ученых и практиков.

Например, Ю.И. Мигачев отмечает, что "по вопросу соотношения надзора и контроля существуют две точки зрения" <20>. Согласно первой надзор и контроль - это две взаимосвязанные формы осуществления контрольной деятельности государства. В соответствии с другой точкой зрения надзор и контроль - это способы обеспечения законности <21>. "При этом оценка деятельности поднадзорного объекта дается только с точки зрения законности, но не целесообразности. Поэтому при надзоре в отличие от контроля вмешательство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного исполнительного органа (должностного лица) и не допускается" <22>.

<20> См.: Правовое регулирование финансового контроля в РФ: проблемы и перспективы: Монография / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. С. 111.
<21> Там же. С. 111, 120.
<22> Там же. С. 111.

В.П. Беляев рассматривает контроль и надзор как самостоятельные виды юридической деятельности <23> или самостоятельные формы юридической деятельности <24>. "Есть мнение, что контроль и надзор - это формы обеспечения законности в государственном управлении; они представляют собой правообеспечительную деятельность компетентных государственных органов" <25>. Н.А. Рубанова говорит о двух позициях, существующих в научных кругах, по вопросу о соотношении понятий контрольной и надзорной форм государственной деятельности. Контроль и надзор рассматриваются как методы осуществления государственного управления (регулирования) либо как деятельность органов государственного управления по обеспечению охраны правовых норм <26>. Различные точки зрения существуют и на соотношение понятий "надзор" и "контроль". Согласно одной из них "надзор" и "контроль" - понятия тождественные <27>. Согласно другой "контроль" и "надзор" - это автономные правовые институты <28>. Известна также точка зрения, что понятия "контроль" и "надзор" соотносятся как частное и целое <29>, при этом одни ученые-юристы полагают, что "надзор... является разновидностью контроля" <30>, другие <31> рассматривают "контроль" как часть "надзора".

<23> Беляев В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия // Государство и право. 2006. N 7. С. 41.
<24> См.: Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: Вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. С. 5, 6, 9.
<25> Беляев В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия. С. 41 - 42.
<26> См.: Рубанова Н.А. О соотношении понятий контроля и надзора за процедурой лицензирования образовательной деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. N 7(21): В 3 ч. Ч. 1. С. 161.
<27> Беляев В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия. С. 41.
<28> Там же. С. 42.
<29> Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996. С. 57; Дьяконов В.В. Контроль и надзор в системе функций государства (теоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. С. 52.
<30> Беляев В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия. С. 41.
<31> Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2007. С. 317.

Изменения законодательства, которые произошли в связи с принятием Федерального закона от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ, не внесли ясность в упомянутую дискуссию. Так, Банк России в соответствии с Федеральным законом N 251-ФЗ:

  1. осуществляет полномочия по контролю и надзору в сфере финансовых рынков за некредитными организациями (ст. 14);
  2. осуществляет полномочия по надзору за поднадзорными финансовыми организациями (ст. 23);
  3. являясь контрольным органом, осуществляет контрольные функции в отношении финансовых организаций (ст. 16).

Другой дискуссионный вопрос, имеющий непосредственное отношение к теме нашей статьи, связан с содержанием понятия "финансовый институт". Экономисты рассматривают финансовые институты как финансовых посредников в инвестиционном процессе, осуществляющих мобилизацию инвестиционных ресурсов с последующим вложением их в предпринимательскую деятельность, и разделяют на группы, которые называют группами институциональных инвесторов. Их общей характеристикой является аккумулирование ими временно свободных денежных средств (государства, фирм, населения) с последующим вложением их в экономику <32>.

<32> См.: Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2005. С. 59 - 60.

Ученые-экономисты выделяют следующие типы финансовых институтов: коммерческие банки (универсальные и специализированные), небанковские кредитно-финансовые институты (финансовые и страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, кредитные союзы и товарищества), инвестиционные институты (инвестиционные компании и фонды, фондовые биржи, финансовые брокеры, инвестиционные консультанты и пр.) <33>.

<33> Там же. С. 60.

Проблеме раскрытия содержания понятия "финансовый институт" уделяли внимание и ученые-юристы. В свое время М.М. Прошунин проанализировал соотношение понятия "финансовый институт" (financial institution. - Прим. В.Ф.), содержащегося в том числе в актах США, Европейского Парламента и Совета Европейского союза и "международной параорганизации" <34> ФАТФ <35>, и понятия "финансовая организация", закрепленного в Федеральном законе от 26 июня 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции". По результатам проведенного анализа М.М. Прошунин пришел к выводу, что в отношении категорий "финансовый институт", "финансовая организация" или "финансовое учреждение" имеется "основание определять их как синонимичные термины, включающие физических и юридических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность путем совершения сделок и операций с денежными средствами и иными финансовыми инструментами" <36>.

<34> Хаминский Я.М. Международно-правовые меры противодействия финансированию терроризма (на примере ФАТФ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. С. 4.
<35> Группа разработки финансовых мер борьбы с отмыванием денег (ФАТФ). См.: ст. 10.1 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СЗ РФ. 2001. N 33 (часть I). Ст. 3418; 2013. N 44. Ст. 5641.
<36> Прошунин М.М. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Монография. М., 2010. С. 176.

В целом поддерживая позицию М.М. Прошунина относительно синонимичности значения указанных выше терминов в российских и международных правовых актах, полагаем необходимым уточнить их содержание по объему. Как справедливо отмечает Ю.А. Тихомиров, "правильное использование "набора средств" сравнения и сближения исключает как навязывание, так и механическое копирование "иностранных образцов" <37>.

<37> Тихомиров Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журнал российского права. 1999. N 3/4. С. 91.

Физических лиц не следует относить к категории "организация". Так, Е.Ю. Грачева в отношении понятия "организация" отмечает: "...главное в организации не структурный, а функциональный аспект" <38>, тем самым подтверждая обязательное наличие обоих аспектов. Категория "организация" является одной из базовых правовых категорий, посредством которой определяются иные понятия. В Гражданском кодексе Российской Федерации данная категория служит для определения, например, юридического лица (ст. 48 ГК РФ). И входит в такие составные термины, как медицинская организация, образовательная организация (ст. 35 ГК РФ), некоммерческая организация, коммерческая организация (ст. 50 ГК РФ) и т.п.

<38> Грачева Е.Ю. Характеристика и классификация управленческих отношений в сфере финансовой деятельности // Правовое регулирование финансового контроля в РФ: проблемы и перспективы: Монография / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. С. 79.

В публичных отраслях законодательства, например в законодательстве о налогах и сборах, также используется категория "организация", в частности для определения понятия "налогоплательщики и плательщики сборов" (ст. 19 НК РФ), которыми являются организации и физические лица. Ученые-правоведы подчеркивают, что субъектами налогового права являются не юридические лица, а организации. Все организации относятся к плательщикам налогов независимо от наличия статуса юридического лица, в частности филиалы и представительства <39>. И в этом случае в понятие "организация" физические лица не включены.

<39> См.: Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2004. С. 49.

По-разному решается вопрос с дефиницией financial institution в зарубежном законодательстве и международных актах. Следует отметить, что термин financial institution (встречаются различные варианты перевода: финансовый институт, финансовая организация или финансовое учреждение. - Прим. В.Ф.) определяется через перечисление видов/типов субъектов и/или путем перечисления осуществляемых ими видов деятельности, которые позволяют отнести субъект к категории financial institution. Например, в США указанный термин содержится в разделах 12 BANKS AND BANKING (банки и банковская деятельность), 26 INTERNAL REVENUE CODE (кодекс внутренних доходов) и 31 MONEY AND FINANCE (деньги и финансы) Свода законов Соединенных Штатов Америки (The Code of Laws of the United States of America - U.S.C.). И в каждом из этих разделов объем его понятия зависит от сферы регулирования. Так, в разделе 26 Свода законов США, глава 4, секции 1471 - 1474 <40>, которые в настоящее время известны как FATCA - Foreign Account Tax Compliance Act <41> (Закон о налогообложении иностранных счетов), финансовым институтом признается любое лицо (any entity), осуществляющее перечисленные виды деятельности. Следует отметить, что разделы 12 и 31 Свода законов США в части понятия financial institution (секции 3401 <42>, 3414 <43> и 5312 <44> соответственно) взаимно корреспондируют с отсылочными нормами для уточнения той или иной категории перечисляемых субъектов. В этом случае дефиниция financial institution в отличие от раздела 26 Свода законов определяется перечислением видов (типов) хозяйствующих субъектов и включает в себя трастовую компанию, страховую компанию, ломбард и т.д.

<40> См.: Hiring Incentives to Restore Employment Act (HIRE Act) (Стимулы найма для восстановления занятости населения. Перевод автора настоящей статьи) // The U.S. Government Printing Office (сайт Управления правительственной печати США) // URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-lllpubl147/pdf/PLAW-lllpubl147.pdf (дата обращения: 14.02.2014).
<41> Regulations Relating to Information Reporting by Foreign Financial Institutions and Withholding on Certain Payments to Foreign Financial Institutions and Other Foreign Entities (Правила, касающиеся информации об отчетности иностранных финансовых институтов и удержании отдельных платежей для иностранных финансовых институтов и других иностранных лиц. Перевод автора статьи). Page 2 // IRS (Internal Revenue Service) // URL: http://www.irs.gov/PUP/businesses/corporations/TD9610.pdf (дата обращения: 15.02.2014).
<42> United States Code, 2012 Edition, Title 12 - Banks and Banking. [Электронный ресурс] // US Government Printing Office // URL: http://uscode.house.gov/view.xhtml?req=granuleid:USC-prelim-title12-section3401&num=0&edition=prelim (дата обращения: 16.02.2014).
<43> United States Code, 2012 Edition, Title 12 - Banks and Banking. [Электронный ресурс] // US Government Printing Office // URL: http://uscode.house.gov/view.xhtml?req=granuleid:USC-prelim-title12-section3414&num=0&edition=prelim (дата обращения: 16.02.2014).
<44> United States Code, 2012 Edition, Title 31 - Money and Finance // URL: http://uscode.house.gov/view.xhtml?req=granuleid:USC-prelim-title31-section5312&num=0&edition=prelim (дата обращения: 16.02.2014).

Свои особенности дефиниция financial institution имеет в актах Европейского Парламента и Совета Европейского союза, посвященных борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма. Например, Директива от 26 октября 2005 г. N 2005/60/ЕС "О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма" <45> (с последующими изменениями) не относит к указанной категории кредитные учреждения (credit institutions). Сама категория financial institutions (финансовые учреждения) определяется через совокупность видов (типов) субъектов, а также через виды деятельности, которые они осуществляют. К этой категории относятся предприятия, осуществляющие определенные виды деятельности, инвестиционные компании, подразделения и филиалы финансовых учреждений.

<45> Official Journal of the European Union L 309, 25.11.2005, p. 15 - 36 [Электронный ресурс] // EUR-Lex // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2005:309:0015:0036:EN:PDF (дата обращения: 15.02.2014).

В Кодексе либерализации движения капиталов ОЭСР (OECD Code of Liberalisation of Capital Movements) <46> financial institutions означает банки, сберегательные банки, организации, которые специализируются на предоставлении кредитов, страховые компании, жилищно-строительные кооперативы, инвестиционные компании и другие учреждения аналогичного характера.

<46> OECD Code of Liberalisation of Capital Movements // URL: http://www.oecd.org/daf/fin/private-pensions/InvisibleOperations_WebEnglish.pdf (дата обращения: 15.02.2014).

В действующих стандартах ФАТФ термин financial institution означает любое физическое или юридическое лицо (any natural or legal person), которое осуществляет одно или более перечисленных видов деятельности или операций для или от имени клиента <47>.

<47> International Standards on Combating Money Laundering and the Financing of Terrorism&Proliferation. The FATF Recommendations. February 2012 // URL: http://www.fatf-gafi.org/documents/documents/the40recommendationspublishedoctober2004.html (дата обращения: 20.12.2013).

В контексте рассмотренного зарубежного законодательства и международных актов термин institution, по нашему мнению, является синонимом establishment <48> в значении - "нечто учрежденное" <49>, "система" <50>, "учреждение" <51>, "организация" <52>. Таким образом, часть указанных субъектов соответствуют понятию "организация" в российском законодательстве. То есть, как было сказано ранее, предполагает наличие двух аспектов: структурного и функционального.

<48> Webster's New Twentieth Century Dictionary of the English Language. Unabridged. Second Edition. Based Upon the Broad Foundations Laid Down by Noah Webster // USA: William Collins Publishers INC, 1979. P. 951.
<49> Там же.
<50> Там же.
<51> Большой англо-русский словарь: В 2 т. Ок. 160 000 слов / Ю.Д. Апресян, И.Р. Гальперин, Р.С. Гинзбург и др.; Под общ. рук. И.Р. Гальперина и Э.М. Медниковой. 4-е изд., испр., с доп. М.: Рус. яз., 1987. Т. I. А - М. С. 535.
<52> Там же.

Определенное исключение составляет сфера страхования. В частности, упомянутая Директива N 2005/60/ЕС к финансовым институтам относит страховых посредников в значении пункта 5 статьи 2 Директивы от 9 декабря 2002 г. N 2002/92/ЕС <53>, где страховой посредник означает любое физическое или юридическое лицо (any natural or legal person), которое за вознаграждение осуществляет определенную деятельность.

<53> Official Journal of the European Communities N L 9. 15.1.2003. P. 5 // EUR-Lex // URL: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2003:009:0003:0010:EN:PDF (дата обращения: 15.02.2014).

Справедливости ради следует упомянуть, что в Федеральном законе от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" <54> понятие "финансовая организация" определяется через категорию "хозяйствующий субъект", который оказывает финансовые услуги. В перечень таких субъектов включены и страховые брокеры, которыми по Закону Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 могут быть не только российские юридические лица (коммерческие организации), но и зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, постоянно проживающие на территории России физические лица. Таким образом, российским законодателем в Федеральном законе N 134-ФЗ физическое лицо отнесено к категории "организация".

<54> СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. I. Ст. 3434; 2009. N 29. Ст. 3601; 2011. N 30. Ст. 4590, N 50. Ст. 7343; СЗ РФ. 2013. N 44. Ст. 5633.

Необходимо отметить, что российское законодательство по вопросам противодействия отмыванию преступных доходов и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ), основу которого составляет Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" <55>, было разработано с учетом международных обязательств, взятых на себя Россией, и прежде всего стандартов ФАТФ. Соответствие российской системы ПОД/ФТ, включая законодательство, международным требованиям, которые предъявляются к подобного рода системам, неоднократно устанавливалось в ходе взаимных оценок со стороны стран - членов ФАТФ и региональных групп по типу ФАТФ: Манивел <56> и ЕАГ <57>. Тем самым подтверждалась полнота охвата российским законодательством субъектов, участвующих в системе противодействия. Как указывалось ранее, в стандартах ФАТФ (см. стандарты 2003 г. <58> и действующие стандарты 2012 г. <59>) термин financial institution означает любое физическое или юридическое лицо, которое в качестве хозяйствующего субъекта осуществляет один или более перечисленных видов деятельности или операций для клиента или от его имени либо по его поручению.

<55> СЗ РФ. 2001. N 33. 4.1. Ст. 3418.
<56> Транслитерация акронима Moneyval - Committee of Experts on the Evaluation of Anti-Money Laundering Measures and the Financing of Terrorism (Комитет экспертов Совета Европы по оценке мер борьбы с отмыванием денег).
<57> Евразийская группа по противодействию легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
<58> FATF 40 Recommendations. FATF Standards. 20 June 2003 (incorporating the amendments of 22 October 2004) [Электронный ресурс] // The Financial Action Task Force (FATF) // URL: http://www.fatf-gafi.org/documents/documents/the40r-ecommendationspublishedoctober2004.html (дата обращения: 26.01.2014).
<59> International Standards on Combating Money Laundering and the Financing of Terrorism&Proliferation. The FATF Recommendations. February 2012 // URL: http://www.fatf-gafi.org/documents/documents/the40recommendationspub-Hshedoctober2004.html (дата обращения: 16.02.2014).

Таким образом, в российском законодательстве о ПОД/ФТ в качестве аналога понятию financial institution, содержащемуся в стандартах ФАТФ, используется обобщающее понятие "организация, осуществляющая операции с денежными средствами или иными имуществом", закрепленное в ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ. К таким организациям Федеральным законом от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ отнесены и страховые брокеры, в качестве которых, как было сказано ранее, могут выступать и физические лица.

Из проведенного исследования видно, что российский законодатель перестает относиться к понятию "организация" как к первичному (элементарному) понятию, через которые определяются иные составные понятия. На это также указывают некоторые иные термины, введенные за последние два-три года в законодательство посредством различных дефиниций. Например, в Федеральном законе от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ (в редакции Федерального закона от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ) "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" <60> понятие "микрофинансовая организация" определено через дефиницию "юридическое лицо", а не наоборот, как это было изначально принято в ГК РФ (ст. 48). Кроме того, законодатель отнес к категории "микрофинансовая организация" учреждения (за исключением бюджетных учреждений), которыми в соответствии с ГК РФ (ст. 120) признаются некоммерческие организации. И по непонятной нам логике законодатель не исключил из категории "микрофинансовые организации" казенные учреждения, которые ст. 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации <61> лишены права предоставлять кредиты (займы).

<60> СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3435; 2013. N 26. Ст. 3207.
<61> СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2014. N 6. Ст. 552.

Указанное "несоответствие" можно отнести к погрешностям в юридической технике, но стоит вспомнить слова Жан Поль де Кора (Decorps Jean-Paul), президента Международного союза нотариусов, который, выступая 17 мая 2012 г. на пленарном заседании II Петербургского Международного юридического форума в Санкт-Петербурге, сказал, что обе правовые системы - континентального права и общего права - переживают схожие проблемы, результатом которых является недовольство правоприменителей и простых людей по причине усложнения правового поля. В континентальном праве множатся нормы и, как следствие, правовые акты становятся непонятными и зачастую противоречивыми. Понятный и транспарентный закон становится мифом. В системах континентального и общего права акты написаны сложным правовым языком, и это тенденция, которую необходимо остановить <62>.

<62> См.: Видеоматериалы пленарного заседания II Петербургского Международного юридического форума (Электронный ресурс) // Международный юридический форум Санкт-Петербург: [сайт]. [2011] // URL: http://media.spblegalforum.ru/search/search/category/17/sort_by/position?language=ru_RU (дата обращения: 15.02.2014).

Учитывая попытку терминологического сближения российского законодательства с понятиями, используемыми в международных актах, казалось бы, более уместно ввести в законодательство России понятие "финансовый институт" вместо понятия "финансовая организация". И в каждом конкретном акте, в зависимости от сферы применения, уточнять субъектный состав указанного понятия с учетом взятых на себя Россией международных обязательств. Однако необходимо отметить, что в таком случае конкретные субъекты тех или иных правоотношений определялись бы через многоаспектное понятие "институт", что не характерно для российского законодательства <63>.

<63> Законодатель использует термин "институт" в ряде актов, но не раскрывает их содержания. См., например, статью 11 Налогового кодекса Российской Федерации и название главы 17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Подводя итог проведенному исследованию, нам представляется более целесообразным ввести в российское законодательство понятие "финансовый хозяйствующий субъект" вместо понятия "финансовая организация". А также внести соответствующие уточнения в обобщенное наименование субъектов ст. 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ с целью исключения отождествления понятия "организация" с физическими лицами, как это происходит в настоящее время, после отнесения страховых брокеров к субъектам ПОД/ФТ, определенным указанной статьей.

Завершая рассмотрение обозначенной темы, следует сказать, что произошедшие интеграционные процессы в сфере финансовых рынков, связанные с упразднением <64> Федеральной службы по финансовым рынкам и предшествующим присоединением <65> к ней Федеральной службы страхового надзора, передача соответствующих полномочий Банку России затронули не только сферу финансовых рынков.

<64> Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 30. Ч. II. Ст. 4086.
<65> Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1341.

Большинство организаций, которые в соответствии с Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ являются организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, отнесены Федеральными законами от 23 июля 2013 г. N 251-ФЗ и от 28 июня 2013 г. N 134-ФЗ к категориям "некредитные финансовые организации" и "финансовая организация, поднадзорная Банку России", надзор над которыми в сфере финансовых рынков осуществляет Банк России. В настоящее время в сфере ПОД/ФТ Банк России осуществляет нормативное регулирование (самостоятельно либо по согласованию с уполномоченным органом - Росфинмониторингом) деятельности только кредитных организаций. Однако, по нашему мнению, Банку России необходимо предоставить функции по правовому регулированию в указанной сфере деятельности не только кредитных организаций, но и иных финансовых хозяйствующих субъектов, поднадзорных Банку России.

В настоящее время Россия представлена во многих международных организациях и объединениях, в частности в Базельском комитете банковского надзора; Международной организации, объединяющей национальные органы, занимающиеся регулированием фондовых рынков; Международной ассоциации страховых надзоров, ФАТФ и региональных группах по типу ФАТФ (Манивел и ЕАГ). В связи с этим Россия обязана реализовывать соответствующие договоренности, достигнутые в рамках указанных структур, которые являются своего рода международными обязательствами, относящимися к так называемому мягкому праву (soft law), и проходить процедуры взаимных оценок (проверок).

Произошедшие изменения в правовом регулировании финансовых рынков и реализация обновленных полномочий Банка России в современных условиях требуют наличия соответствующей нормативной правовой базы, которая, с одной стороны, не противоречит национальным интересам государства, а с другой стороны, отвечает требованиям принятых Россией на себя международных обязательств.

Литература

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1994. N 32. Ст. 3301.
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // СЗ РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824.
  4. Ведомости СНД и ВС РФ. 1993. N 2. Ст. 56; СЗ РФ. 2013. N 30. Ч. I. Ст. 4067.
  5. СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918.
  6. СЗ РФ. 1998. N 19. Ст. 2071.
  7. СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3823; 2014. N 6. Ст. 552.
  8. СЗ РФ. 2001. N 33. Ч. I. Ст. 3418.
  9. СЗ РФ. 2001. N 49. Ст. 4562.
  10. СЗ РФ. 2002. N 43. Ст. 4190.
  11. СЗ РФ. 2006. N 31. Ч. I. Ст. 3434; 2009. N 29. Ст. 3601; 2011. N 30. Ст. 4590, N 50. Ст. 7343; 2013. N 44. Ст. 5633.
  12. СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3435; 2013. N 26. Ст. 3207.
  13. СЗ РФ. 2011. N 50. Ст. 7356; 2013. N 30. Ч. I. Ст. 4084.
  14. СЗ РФ. 2013. N 11. Ст. 1076.
  15. СЗ РФ. 2013. N 26. Ст. 3207.
  16. СЗ РФ. 2013. N 30. Ч. I. Ст. 4084.
  17. Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 215-ФЗ "О жилищных накопительных кооперативах" // СЗ РФ. 2005. N 1. Ч. 1. Ст. 41; 2013. N 30. Ч. I. Ст. 4084.
  18. Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 190-ФЗ "О кредитной кооперации" // СЗ РФ. 2009. N 29. Ст. 3627; 2013. N 30. Ч. I. Ст. 4084.
  19. Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 196-ФЗ "О ломбардах" // СЗ РФ. 2007. N 31. Ст. 3992; 2007. N 45. Ст. 5426.
  20. Федеральный закон от 2 июля 2010 г. N 151-ФЗ "О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях" // СЗ РФ. 2010. N 27. Ст. 3435; 2013. N 30. Ч. I. Ст. 4084.
  21. Федеральный закон от 22 апреля 1996 г. N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ. 1996. N 17. Ст. 1918; 2013. N 30. Ч. I. Ст. 4084.
  22. Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. N 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" // СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4870; 2013. N 30. Ч. I. Ст. 4084.
  23. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" // СЗ РФ. 2001. N 33 Ч. I. Ст. 3418; 2013. N 44. Ст. 5641.
  24. Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13 июня 2012 г. N 808 // СЗ РФ. 2012. N 25. Ст. 3314.
  25. Указ Президента Российской Федерации от 25 июля 2013 г. N 645 "Об упразднении Федеральной службы по финансовым рынкам, изменении и признании утратившими силу некоторых актов Президента Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 30. Ч. II. Ст. 4086.
  26. Указ Президента Российской Федерации от 4 марта 2011 г. N 270 "О мерах по совершенствованию государственного регулирования в сфере финансового рынка Российской Федерации" // СЗ РФ. 2011. N 10. Ст. 1341.
  27. Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2013 г. N 364 "Об утверждении Положения о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, и признании утратившими силу некоторых решений Правительства Российской Федерации" // СЗ РФ. 2013. N 18. Ст. 2267.
  28. Проект Федерального закона N 445108-4 "Об актуарной деятельности в Российской Федерации" (окончательная ред., принятая ГД ФС РФ 03.07.2013) // СПС "Гарант".
  29. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции // СЗ РФ. 2006. N 26. Ст. 2780.
  30. Конвенция Организации экономического развития и сотрудничества по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок // СЗ РФ. 2012. N 17. Ст. 1899.
  31. OECD Code of Liberalisation of Capital Movements (Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР) (Электронный ресурс) // URL: http://www.oecd.org/daf/fin/private-pensions/InvisibleOperations_WebEnglish.pdf (дата обращения: 15.02.2014).
  32. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза от 26 октября 2005 г. N 2005/60/ЕС "О предотвращении использования финансовой системы для отмывания денежных средств и финансирования терроризма" (Электронный ресурс) // URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31224829.
  33. Директива Европейского Парламента и Совета Европейского союза от 9 декабря 2002 г. N 2002/92/ЕС (Электронный ресурс).
  34. Hiring Incentives to Restore Employment Act - (HIRE Act) (Стимулы найма для восстановления занятости населения. Перевод автора настоящей статьи) (Электронный ресурс) // URL: http://www.gpo.gov/fdsys/pkg/PLAW-lllpubl147/pdf/PLAW-lllpubl147.pdf (дата обращения: 14.02.2014).
  35. United States Code, 2012 Edition (Свод законов США, редакция 2012 г.) (Электронный ресурс) // URL: http://uscode.house.gov/view.xhtml?req=granuleid:USC-prelim-title12-section3414&num=0&edition=prelim (дата обращения: 16.02.2014).
  36. FATF 40 Recommendations. FATF Standards. 20 June 2003 (incorporating the amendments of 22 October 2004) (Стандарты ФАТФ. 40 рекомендаций ФАТФ. 2003 год с поправками 2004 года) (Электронный ресурс) // URL: http://www.fatf-gafi.org/documents/documents/the40recommendationspublished-october2004.html (дата обращения: 26.01.2014).
  37. International Standards on Combating Money Laundering and the Financing of Terrorism & Proliferation. The FATF Recommendations. February 2012 (Международные стандарты ФАТФ по борьбе с отмывание денег, финансированием терроризма и распространением оружия массового уничтожения) // URL: http://www.fatf-gafi.org/documents/documents/the40recom-mendationspublishedoctober2004.html (дата обращения: 20.12.2013).
  38. Webster's new Twentieth Century Dictionary of the English Language. Unabridged. Second Edition. Based Upon the Broad Foundations Laid Down by Noah Webster // USA William Collins Publishers INC. 1979. 2129 p. Supplements. 157 p. and Illustrations.
  39. Бандурин А.В. Деятельность корпораций: Монография. М.: Буквица, 1999. 600 с.
  40. Бахрах Д.Н. Административное право: Учебник для вузов. М.: БЕК, 1996. 368 с.
  41. Беляев В.П. Контроль и надзор как формы юридической деятельности: Вопросы теории и практики: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2006. 55 с.
  42. Беляев В.П. Сущность контроля и надзора, их сходство и различия // Государство и право. 2006. N 7. С. 31 - 42.
  43. Большой англо-русский словарь: В 2 т. Ок. 160 000 слов / Авт. Ю.Д. Апресян, И.Р. Гальперин, Р.С. Гинзбург и др.; Под общ. рук. И.Р. Гальперина и Э.М. Медниковой. 4-е изд., испр., с доп. М.: Рус. яз., 1987. Т. 1. А - М.
  44. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право России: Учеб. пособие для вузов. М.: Новый юрист, 1997. 192 с.
  45. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учеб. пособие. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юриспруденция, 2000. 304 с.
  46. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2007. 688 с.
  47. Дьяконов В.В. Контроль и надзор в системе функций государства (теоретический аспект): Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006. 209 с.
  48. Игонина Л.Л. Инвестиции: Учеб. пособие / Под ред. д-ра экон. наук, проф. В.А. Слепова. М.: Экономистъ, 2005. 478 с.
  49. Кузнецова Е.И. Деньги, кредит, банки: Учеб. пособие. 2-е изд. М.: Юнити-Дана, 2009. 568 с.
  50. Налоговое право России: Учебник для вузов / Отв. ред. Ю.А. Крохина. 2-е изд., перераб. М.: Норма, 2004. 720 с.
  51. Правовое регулирование финансового контроля в РФ: проблемы и перспективы: Монография / Отв. ред. Е.Ю. Грачева. М.: Норма; ИНФРА-М, 2013. 384 с.
  52. Прошунин М.М. Финансовый мониторинг в системе противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма: Монография. М., 2010. 392 с.
  53. Рубанова Н.А. О соотношении понятий контроля и надзора за процедурой лицензирования образовательной деятельности // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. N 7(21): В 3 ч. Ч. I. С. 161 - 165.
  54. Терехович Ю.Б., Кравчук А.Ю. Инвестиционная привлекательность парабанковской системы // Ярославский педагогический вестник. 2008. N 1(54). С. 80 - 85.
  55. Тихомиров Ю.А. Реализация международно-правовых актов в российской правовой системе // Журнал российского права. 1999. N 3/4. С. 87 - 94.
  56. Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. ред. Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. М.: ТК "Велби"; Изд-во "Проспект", 2004. 536 с.
  57. Хаминский Я.М. Международно-правовые меры противодействия финансированию терроризма (на примере ФАТФ): Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004. 24 с.
  58. Видеоматериалы пленарного заседания II Петербургского Международного юридического форума (Электронный ресурс) // URL: http://media.spblegalforum.ru/search/search/category/17/sort_by/position?language=ru_RU (дата обращения: 15.02.2014).