Мудрый Юрист

Особенности формы правления в России в контексте реализации отдельных полномочий главы государства

Мамаева Яна Юрьевна, преподаватель кафедры конституционного права Уральского юридического института МВД России.

В статье рассматриваются особенности реализации некоторых полномочий главы государства во взаимодействии с отдельными органами государственной власти, определяются исторические предпосылки для формирования действующей системы взаимоотношений между органами государственной власти, предпринята попытка определить оптимальную форму правления в Российской Федерации.

Ключевые слова: форма правления, суперпрезидентская республика, полупрезидентская республика, глава государства, полномочия.

Peculiarity of forms of government in Russia in the context of realization of some powers of the head of the state

Ya.Yu. Mamaeva

Mamaeva Yana Yur'evna, teacher of the Chair of Constitutional Law of Ural Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia.

In a scientific article the features of the implementation of some of the powers of the President in the framework of cooperation with individual public authorities on the basis of comparative legal analysis of the Russian and foreign legislation are defined. In the paper we define the most optimal form of government in the Russian Federation.

Key words: form of government, super-presidential republic, semi-presidential republic, the head of state powers.

Вопрос об определении формы правления в России нельзя назвать новым. Еще при разработке Конституции России положения о закреплении не просто республиканской формы правления, а конкретного вида республики широко обсуждались: были как сторонники, так и противники конституционного уточнения данной характеристики российского государства. Ключевым моментом всех дискуссий было установление правового положения главы государства в системе федеральных органов государства. В конечном итоге в связи с чрезмерным обострением общественно-политической ситуации в России, системным социально-экономическим кризисом, фактически открытым противостоянием главы государства и представительного органа - данный вопрос оставили без уточнения, тем самым обеспечивая стабильность Основного Закона, который выступал компромиссным вариантом, устраивавшим на тот момент основные политические силы.

По мнению автора статьи, отсутствие формального закрепления вида республики может стать в дальнейшем "миной замедленного действия", т.к. при каждом усилении или ослаблении позиций Президента Российской Федерации могут возникать вопросы о соответствии Конституции объема реальных полномочий главы государства.

В средствах массовой информации вновь звучат высказывания отдельных ученых о фактическом формировании в России суперпрезидентской республики <1>. К их высказываниям присоединяются и известные юристы, определяя при этом реальную картину конституционных правоотношений, а не формально закрепленную форму правления. Например, профессор Н.А. Боброва, определяя недостатки действующей Конституции, указывает, что "суперпрезидентская модель государственной власти является реальностью России, в чем не сомневается никто" <2>. Некоторые конституционалисты высказывали мнение о том, что "анализ конституционных норм, устанавливающих порядок формирования и компетенцию высших органов государственной власти, показывает, что в России установлен президентский вид республиканской формы правления" <3>. Отдельные исследователи утверждают, что с 1993 г. произошел переход от полупрезидентской республики к суперпрезидентской <4>.

<1> См.: Бакунин С. Зачем России суперпрезидентская власть? 24 апреля 2012 г. URL: gidepark.ru/community/ 4175/content/1320510 (дата обращения: 11.07.2012); Профессор ВШЭ выяснил, что Россия стала "суперпрезидентской республикой". Кремль протестует // Новости России. Вторник 29 марта 2011 года. URL: Newsru.com/Russia/ 29mar2011/superpres.html (дата обращения: 10.07.2012).
<2> Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 3. С. 36.
<3> Стрекозов В.Г., Казанчев Ю.Д. Конституционное право России: Учебник. М.: Новый Юрист, 1991. С. 58.
<4> Овчинникова О.Д. Эволюция формы правления Российского государства: историко-теоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9 - 10.

Таким образом, в связи с отсутствием уточнения конкретного вида республики в российском обществе и правовой науке нет единства мнений по данному вопросу. Указанная ситуация обусловлена неоднозначностью определения места Президента РФ в системе государственных органов, которая основана на дилемме соотношения реальных властных полномочий главы государства, его влияния на основные политические процессы с конституционно закрепленным статусом. В связи с этим возникает необходимость юридической оценки сложившейся действительности, анализа некоторых полномочий и прерогатив президента.

Нельзя не согласиться с мнением В.Г. Вишнякова о том, что "институт президентской власти в России развивался и развивается весьма своеобразно, выходя за пределы общего русла, в рамках которого развивается президентская власть в зарубежных странах" <5>.

<5> Вишняков В.Г. Проблемы реорганизации федеральных органов государственной власти в условиях демократизации политической системы государства // Законодательство и экономика. 2012. N 1 // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 30.06.2012).

До 1990 г. представительские функции главы государства осуществлял председатель коллегиального органа народного представительства - Верховного Совета, но конституционно закрепленного поста главы государства не было. Лишь 15 марта 1990 г. в Советском Союзе был учрежден пост единоличного главы государства - Президента СССР. Законом от 24 апреля 1991 г. одноименный орган был оформлен в России <6> (ранее учреждение этого поста было одобрено референдумом от 17 марта 1991 г.). 12 июня 1991 г. прошли первые выборы Президента РСФСР, который, являясь главой субъекта СССР, также выступал и главой исполнительной власти, а следовательно, форму правления в России того периода можно охарактеризовать как президентскую республику.

<6> О выборах Президента РСФСР: Закон РСФСР N 1096-1 от 24 апреля 1991 г. URL: http://poisk-zakona.ru/273394.html (дата обращения: 10.10.2013) (данный Закон утратил силу. - Прим. автора).

Системный кризис сентября - октября 1993 г. привел к кардинальному изменению формы правления в России. Указанные реалии повлияли на конституционное оформление Российской Федерации по типу французской республики.

Некоторые исследователи теории конституционного права придерживаются мнения о том, что данная классификация некорректно определяет положение главы государства, и предлагают именовать данный вид республики как смешанный (президентско-парламентский) <7>. Автор статьи полагает, что, если в Основном Законе найдет отражение формулировка о том, что "Россия - это смешанная республика", фактически мало что изменится, т.к. Конституция, нацеленная на широкий круг читателей, не внесет ясности - что же "намиксовали" авторы Конституции и в каких пропорциях. Если же будет закреплена "президентско-парламентская республика", то данная норма еще более запутает положение, т.к. у тех же читателей сложится впечатление, что одновременно и президент, и парламент осуществляют функции главы государства. Как представляется, закрепление вида республики должно быть произведено с учетом общепринятых в теории конституционного права формулировок, например, существует устоявшийся термин "полупрезидентская" республика, под которым можно подразумевать парламентскую форму правления с "сильным" главой государства.

<7> См.: Конституционное (государственное) право России: Курс лекций / Отв. ред. А.Т. Карасев. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2009. С. 48.

Нельзя не согласиться с мнением группы авторов, утверждающих, что "мировая практика свидетельствует о том, что институт президента во многих странах использовался при решении вопросов, связанных с выходом этих стран из кризисных ситуаций (например, во Франции)" <8>. Дело в том, что полупрезидентские республики формируются на базе парламентских, как правило, в условиях назревающего политического и социального кризиса, путем усиления позиций главы государства, его административного влияния, передачи ему существенного числа полномочий по оперативному управлению страной.

<8> Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стешенко Л.А. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 1999. С. 201.

В период с 1990 по 1993 г. в России была сформирована модель президентской республики, почему же тогда она не была трансформирована в тексте Конституции 1993 г.? Как полагает автор статьи, президентская форма правления имеет ряд существенных особенностей, которые не слишком устраивали первого Президента России. К их числу можно отнести: сильный законодательный орган, обладающий исключительной компетенцией по изданию законов, в том числе принятию бюджета страны; отсутствие у главы государства права роспуска парламента и законодательной инициативы; действенная система "сдержек и противовесов", не позволяющая увеличивать объем президентских полномочий путем издания подзаконных нормативно-правовых актов главой государства; полностью независимая судебная система, выполняющая функции высшего арбитра во взаимоотношениях государственных органов.

При полупрезидентской республике эти "угрозы полновластию" Президента не предусматриваются, что, при определенной харизме главы государства и кризисных условиях для страны, позволяет на практике реализовывать государственную власть сверх нормативно закрепленных полномочий. Именно этот вариант в большей степени устраивал Б.Н. Ельцина. Следует согласиться, что "с момента своего становления в качестве конституционного государства Российская Федерация постоянно двигалась в сторону усиления в ней черт президентской республики" <9>.

<9> Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Проспект, 2012. С. 146.

Президент России официально признается лишь главой государства, но не главой исполнительной власти (ч. 1 ст. 80 Конституции РФ 1993 г.), хотя фактически и наделяется широким кругом исполнительных полномочий. Исходя из этого наблюдается явное конституционное противоречие со ст. 10 Конституции РФ, устанавливающей только три ветви власти. Большинство конституционалистов, выявляя данную несогласованность норм, предлагали признать указанное положение особенностью российской государственности, либо, трактуя ч. 1 ст. 11 Конституции РФ, ввести четвертую ветвь власти - президентскую <10>. Академик О.Е. Кутафин, опровергая данную точку зрения, определял: "Президент РФ неизбежно должен принадлежать к одной из трех ветвей власти, и, учитывая, что в президентской деятельности превалируют черты, свойственные исполнительной власти, Президент относится к исполнительной власти" <11>. Наша позиция по указанному вопросу сводится к необходимости учреждения четвертой ветви власти, которая бы вытекала из функции Президента РФ - осуществление полномочий верховного арбитра, в связи с чем именовать данную ветвь власти предлагается "арбитражной" <12>. Хотя формально конституционно в России не закреплен статус Президента как верховного арбитра, тем не менее он логично вытекает из толкования одной из его основных функций, с чем соглашаются многие конституционалисты <13>.

<10> Боброва Н.А. Указ. соч. С. 34.
<11> Кутафин О.Е. Глава государства. М., 2012. С. 321.
<12> См.: Мамаева Я.Ю. Некоторые особенности формы правления в современной России, на примере генезиса отдельных полномочий Президента РФ // Право в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский институт - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, 2012. С. 105.
<13> См.: Безруков А.В. Роль Президента России в механизме реализации конституционных принципов федерализма, единства государственной власти и разделения властей // Политика и общество. 2013. N 3(99). С. 264; Колосова Н.М. Роль Президента РФ в системе разделения властей // Проблемы права. 2012. N 3. С. 34.

Кроме того, не следует забывать, что определение вида республики зависит от порядка формирования правительства и характера его ответственности перед высшими государственными органами <14>. В России структура федеральных органов исполнительной власти и состав Правительства определяются указом Президента, т.е. фактически он сам определяет, какие министерства, агентства, федеральные службы будут осуществлять функции исполнительной власти в государстве. По Конституции Президент до назначения Председателя Правительства РФ вносит на одобрение Государственной Думы кандидатуру главы исполнительной власти. При этом Основной Закон "развязывает руки" Президенту в выборе нужной ему кандидатуры, т.к. в случае троекратного отклонения предложенного кандидата глава государства просто распускает Государственную Думу, назначает Председателя Правительства, который "легитимно" будет осуществлять свои полномочия.

<14> См.: Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. М., 1996. С. 121 - 123; Ковешников Е.М., Марченко М.Н., Стешенко Л.А. Указ. соч. С. 63.

При назначении федеральных министров согласие парламента не требуется в принципе, эта процедура осуществляется путем консультации с Председателем Правительства. В соответствии с ч. 2 ст. 112 Конституции Председатель Правительства должен предложить Президенту кандидатуры федеральных министров и заместителей Председателя Правительства. В нарушение этого Президент фактически самостоятельно назначает как "силовых", так и других министров (п. "л" ст. 83 Конституции РФ).

Данная практика сложилась в связи с расширенным толкованием нормы о том, что "Президент Российской Федерации является Верховным главнокомандующим вооруженными силами Российской Федерации", которое возникло еще во времена первого Президента России. Конечно, в тот непростой период для эффективного управления государством, установления конституционного порядка (да и для обеспечения собственной безопасности) необходимо было иметь полномочия, позволяющие контролировать силовые структуры, чтобы иметь реальные рычаги воздействия на крайне неустойчивое и далеко не единогласное мнение народных представителей. Представляется, что в настоящее время отмеченная практика должна быть нормативно урегулирована, т.к. исходя из принципа разделения властей, формирование указанных должностей относится к прерогативам главы Правительства, следовательно, необходимо либо на конституционном уровне признать, что Президент РФ является главой исполнительной власти, либо обеспечить реализацию данных полномочий Председателем Правительства на практике.

Следует согласиться с мнением А.Ю. Калинина о том, что "преобладание личностного начала над началом учреждения является характерной чертой российского политического и правового сознания, и это касается не только политических, но и административных реформ, когда, например, структура правительства строится исходя не из отраслевых и функциональных критериев, а исходя из личностных предпочтений, которые определяют не только назначение чиновников, но и структуру органа. В частности, этим объясняется столь частое изменение структуры Правительства РФ в истории уже современной России" <15>.

<15> См.: Калинин А.Ю. Принцип разделения властей и особенности правообразования в России // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 26.06.2012).

Также необходимо указать, что, не определяя срок деятельности Правительства, Конституция практически приравнивает его к сроку полномочий Президента РФ, поскольку перед вновь избранным Президентом Правительство слагает свои полномочия. То есть по данному признаку Россия не может считаться суперпрезидентской республикой, т.к., хотя и формальная, процедура консультирования с представителями законодательной власти в РФ существует.

Кроме этого, необходимо учитывать, что сроки полномочий Президента, а следовательно, Правительства (6 лет) и Государственной Думы (5 лет) не совпадают. Таким образом, в России формируется база для еще одного злоупотребления, т.к. вопрос об истребовании доверия Правительства перед новым составом парламента, который может кардинально отличаться от предыдущего, чье доверие получено, не урегулирован.

Определяя форму правления, нельзя обойти вниманием вопрос ответственности правительства. Следует заметить, что в Российской Федерации порядок досрочного прекращения полномочий Правительства предусмотрен ст. 116, 117 Конституции РФ, из текста которых следует, что окончательное решение об отставке Правительства принимается Президентом России - закрепляя право Государственной Думы давать согласие (или отказывать в нем) на назначение Председателя Правительства Российской Федерации, Конституция РФ в то же время не предусматривает такого права в отношении освобождения от должности главы Правительства. Таким образом, главе государства принадлежит безусловное право освобождать Председателя Правительства, лишь немедленно уведомляя об этом палаты. Фактически же Государственная Дума может отказать в доверии Правительству или выдвинуть вотум недоверия Правительству, однако угроза ее роспуска Президентом существенно сковывает "порывы" парламентариев.

Конечно, многие находят в этом положительные моменты: стабильность и устойчивость Правительства, а следовательно, общей управленческой политики; отсутствие произвольного прекращения полномочий высшего органа исполнительной власти в связи с изменением партийного состава парламента и т.д.

Представляется, что данные аргументы могут быть состоятельными только при президентской форме правления, т.к. нельзя не заметить, что в условиях иных форм правления данное положение ведет как минимум к искажению принципа разделения властей и сводит на нет саму систему "сдержек и противовесов".

Также следует указать, что в России признается только солидарная (коллективная) ответственность Правительства перед парламентом, из чего следует, что влиять на состав Правительства Государственная Дума также не может. То есть фактически основной признак парламентской республики в российской действительности носит номинальный характер. Хотя предусматривается возможность постановки вопросов отдельным министрам, но последствия ответов министров, так же как и последствия отчетов министров, определяются Президентом РФ. Президент может отправить в отставку любого министра, фактически не согласовывая указанное решение ни с кем, хотя чаще всего он все же консультируется с Председателем Правительства Российской Федерации. В контексте указанного следует согласиться с мнением А.В. Крысанова о том, что "наличие абсолютных полномочий у Президента РФ по отставке Правительства РФ может повлечь злоупотребление правом, а также пренебрежение принципами ответственности в процессе конституционного применения" <16>.

<16> Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 49.

Существует точка зрения о том, что Президент РФ, выступая определенным арбитром между основными ветвями власти, вполне оправданно наделяется достаточно обширными полномочиями во всех сферах жизнедеятельности государства <17>. Президент РФ Б.Н. Ельцин получил в период 1993 - 1999 гг. 168 не установленных ранее полномочий, В.В. Путин приобрел (в 2000 - 2008 гг.) 234 полномочия, а Д.А. Медведев - 67 за 2008 - 2010 гг. <18>. Данные показатели, конечно, впечатляют, но во многом они обусловлены некоторой апатичностью российского парламента и бурно развивающимися общественными отношениями. Известный французский философ и политолог Раймон Арон заметил: "Никакому режиму не продержаться на одних только официально полученных полномочиях" <19>. Возразив на указанное суждение, автор статьи считает необходимым указать, что на российской почве "концепция скрытых полномочий" может стать благодатной средой для бесконтрольного вмешательства главы государства в исключительные компетенции органов государственной власти, будет служить платформой авторитаризма в государственном управлении.

<17> См.: Калинин А.Ю. Указ. соч.
<18> Профессор ВШЭ выяснил, что Россия стала "суперпрезидентской республикой". Кремль протестует // Новости России. Вторник 29 марта 2011 года. URL: newru.com (дата обращения: 22.06.2012).
<19> Арон Раймон Клод Фердинанд. Афоризмы и цитаты, высказывания. URL: http://xn-80ajrdcloe3a0e.xn--p1ai/ avtor-aron-reymon-klod- ferdinand.html (дата обращения: 10.11.2013).

Сравнительно-правовой анализ некоторых полномочий Президента РФ позволяет прийти к выводу о том, что разговоры о формировании суперпрезидентской республики как закрепленной формы правления в России преждевременны, т.к., исходя из общепринятой классификации, под суперпрезидентской республикой понимается форма "президентского абсолютизма", при которой отсутствуют институты гражданского общества, главой государства становится лидер единственной разрешенной политической партии или военизированной хунты, который получает государственную власть нелегитимным путем, институт выборов не используется, введена обязательная предварительная цензура и т.д. <20>.

<20> См. подробнее: Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001. С. 156 - 157.

Учитывая это, можно сделать вывод о том, что Российская Федерация - полупрезидентская (смешанная, президентско-парламентская) республика с явным тяготением к президентской форме правления. Следует согласиться, что "из президентской формы правления российская модель впитала в себя лишь то, что усиливает Президента, а из парламентской - лишь то, что ослабляет парламент, например возможность его роспуска Президентом, что исключено в президентской республике" <21>. Указанные факты, скорее, являются особенностями России, вытекающими из специфики исторического, политико-экономического развития, национального состава и географического расположения, чем свидетельствуют о формировании суперпрезидентской системы власти. Верно отмечено, что "особенности свойственны практически каждой стране, поскольку никто не хочет, да и не может, в силу обстоятельств, слепо копировать модель другой страны. Но если попытаться сравнить нынешнюю российскую форму правления с приведенными, то станет ясно, что это, скорее, полупрезидентская республика французского типа - естественно, с определенными особенностями" <22>.

<21> Боброва Н.А. Указ. соч. С. 36.
<22> Баглай М.В., Габричидзе Б.Н. Указ. соч. С. 122.

Иная форма правления на данном этапе развития российского государства вряд ли возможна, потому что для перехода как к президентской, так и к парламентской республике требуется деятельный, жизнеспособный и независимый законодательный орган, который бы смог ограничить политические амбиции Президента РФ и уравновесить исполнительные органы. В этом контексте совершенно точно и образно высказалась Н.А. Боброва: "Президентская власть - это даже не ветвь, а ствол власти, на который нанизаны другие власти в виде гипертрофированной ветви исполнительной власти и деформированных ветвей законодательной и судебной властей" <23>.

<23> Боброва Н.А. Указ. соч. С. 36.

На наш взгляд, более целесообразным видится все же закрепление конкретного вида республики в Конституции РФ во избежание конфликта интересов государственных органов и обвинений их в узурпации властных полномочий. Время конституционной реформы уже назрело, действующая Конституция слишком часто стала использоваться как "ширма для политических игр". Представляется, что при должном правовом регулировании и официальном конституционном закреплении полупрезидентская (смешанная) форма правления является оптимальной для Российской Федерации, так как позволяет эффективно функционировать в различных вновь возникающих ситуациях. При этом необходимо законодательно определить исчерпывающий перечень полномочий Президента России, при этом "минимизировав пределы политического усмотрения путем установления политико-правовых механизмов сдерживания со стороны других органов государственной власти" <24>. Доктрину "скрытых полномочий" главы государства необходимо максимально законодательно урегулировать, т.к. в указанном случае лишь Постановлениями Конституционного Суда Российской Федерации обойтись вряд ли возможно!

<24> Карасев А.Т., Морозова А.С. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 8. С. 67.

Литература

  1. Арон Раймон Клод Фердинанд. Афоризмы и цитаты, высказывания. URL: http://xn-80ajrdcloe3a0e.xn--p1ai/ avtor-aron-reymon-klod-ferdinand.html (дата обращения: 10.11.2013).
  2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов / М.В. Баглай, Б.Н. Габричидзе. М., 1996.
  3. Бакулин С. Зачем России суперпрезидентская власть? 24 апреля 2012 г. URL: www.gidepark.ru/community/ 4175/content/1320510 (дата обращения: 11.07.2012).
  4. Безруков А.В. Роль Президента России в механизме реализации конституционных принципов федерализма, единства государственной власти и разделения властей // Политика и общество. 2013. N 3(99).
  5. Боброва Н.А. 20 лет и 20 недостатков Конституции России // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 3.
  6. Вишняков В.Г. Проблемы реорганизации федеральных органов государственной власти в условиях демократизации политической системы государства // Законодательство и экономика. 2012. N 1 // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 30.06.2012).
  7. Калинин А.Ю. Принцип разделения властей и особенности правообразования в России // СПС "КонсультантПлюс" (дата обращения: 26.06.2012).
  8. Карасев А.Т., Морозова А.С. Глава государства в системе разделения властей: некоторые вопросы характеристики полномочий // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 8.
  9. Ковешников Е.М. Конституционное право стран Содружества Независимых Государств: Учебник для вузов / Е.М. Ковешников, М.Н. Марченко, Л.А. Стешенко. М.: Норма; Инфра-М, 1999.
  10. Козлова Е.И. Конституционное право России: Учебник. 5-е изд., перераб. и доп. / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. М.: Проспект, 2012.
  11. Колосова Н.М. Роль Президента РФ в системе разделения властей // Проблемы права. 2012. N 3.
  12. Конституционное (государственное) право России: Курс лекций / Отв. ред. д-р юрид. наук А.Т. Карасев. Екатеринбург: Уральский юридический институт МВД России, 2009.
  13. Крысанов А.В. Конституционно-правовая ответственность Правительства Российской Федерации и его должностных лиц: основания и порядок реализации // Конституционное и муниципальное право. 2013. N 5. С. 49.
  14. Кутафин О.Е. Глава государства. М., 2012.
  15. Мамаева Я.Ю. Некоторые особенности формы правления в современной России, на примере генезиса отдельных полномочий Президента РФ // Право в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции. Екатеринбург: Уральский институт - филиал РАНХиГС при Президенте РФ, 2012.
  16. Овчинникова О.Д. Эволюция формы правления Российского государства: историко-теоретический аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2009. С. 9 - 10.
  17. О выборах Президента РСФСР: Закон РСФСР N 1096-1 от 24 апреля 1991 года. URL: http://poisk-zakona.ru/273394.html (дата обращения: 10.10.2013).
  18. Профессор ВШЭ выяснил, что Россия стала суперпрезидентской республикой. Кремль протестует // Новости России. Вторник 29 марта 2011 года. URL: Newsru.com/Russia/29mar2011/superpres.html (дата обращения: 10.07.2012).
  19. Стрекозов В.Г. Конституционное право России: Учебник / В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчев. М.: Новый Юрист, 1997.
  20. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.