Мудрый Юрист

Межэтнические конфликты как угроза региональной и национальной безопасности

Лысенко Владлена Владимировна, доцент кафедры теории и истории государства и права, юридического факультета Приднестровского университета им. Т.Г. Шевченко, кандидат юридических наук.

В настоящей работе проанализирована и проведена типологизация этнополитических конфликтов, а также выработан общий научный инструмент исследования проблемы межэтнических конфликтов в контексте их угрозы региональной и национальной безопасности государства.

Ключевые слова: межэтнические конфликты, непризнанные государства, региональная безопасность, право наций и народов на самоопределение.

Interethnic conflicts as a threat to regional and national security

V.V. Ly'senko

Ly'senko Vladlena Vladimirovna, assistant professor of the Chair of Theory and History of State and Law of the Law Faculty of Trans-Dniester University named after T.G. Shevchenko, candidate of juridical sciences.

The article considers the urgent and important issues related to the regional and state security. Typology of ethnic conflicts, as well as development of common research tool for studying of the problems of inter-ethnic conflicts in the context of threats to regional and national security was suggested to explore.

Key words: ethnic conflicts, unrecognized states, regional security, and the right of nations to self-determination.

Понятие безопасности настолько обширно, что большинство ученых предпочитают выделение конкретных видов безопасности, очерчивающих ту или иную сферу общественных отношений. В монографиях, диссертационных исследованиях и научных статьях можно встретить упоминания о "военной", "военно-социальной", "информационной", "криминологической", "пенитенциарной", "социально-политической", "финансовой" <1>, "миграционной" <2>, "экологической", "экономической", "юридической" и других видах безопасности <3>. При этом к числу наиболее широких категорий авторы обычно относят следующие понятия: "личная безопасность", "национальная безопасность", "общественная безопасность", "социальная безопасность" и "государственная безопасность".

<1> Лазарев А.В. Уголовно-правовая защита субъектов предпринимательской деятельности. Преступления коррупционной направленности, совершаемые в отношении предпринимателей // Безопасность бизнеса. 2013. N 3. С. 27.
<2> Шаманский Д.А. Преступность в зоне миграционного конфликта: взаимная борьба или защита от преступных посягательств. Состояние, динамика и структура // Миграционное право. 2013. N 3. С. 16 - 20.
<3> Денисенко В.В., Долбиев А.Ю. Военная безопасность в системе национальной безопасности, национальных интересов и интернациональных приоритетов // Юристъ-Правоведъ. 2004. N 1. С. 60 - 64; Фатеев К.В. О некоторых проблемах обеспечения военно-социальной безопасности и их влиянии на национальную безопасность Российской Федерации // Право в Вооруженных Силах. 2004. N 12. С. 2 - 5; Кафтанчиков Д.П. Информационная безопасность регионов Российской Федерации: современное состояние и приоритеты обеспечения: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Орел, 2009. С. 9; Лебедев С.А. Криминологическая безопасность в системе национальной безопасности России // Российский криминологический взгляд. 2006. N 3. С. 104 - 110; Толкаченко А.А. Пенитенциарная безопасность в системе юридической безопасности человека // Проблемы прокурорского надзора за законностью исполнения уголовных наказаний. М.: ИПК РК Генпрокуратуры РФ, 2004. С. 48 - 58; Башкунов А.А. Социально-политическая безопасность регионов как фактор национальной безопасности современной России: Автореф. дис. ... канд. полит. наук. Орел, 2009. С. 10; Новиков Г.В. Финансовая безопасность в системе национальной безопасности страны: Автореф. дис. ... канд. экон. наук. М., 2001. С. 9; Бергенева Д.М. Экологическая безопасность как часть национальной безопасности // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке. М.: Велби, 2006. С. 355 - 356; Дерцян Г.М. Экономическая безопасность как часть национальной безопасности // Правовед. 2003. N 4. С. 94 - 97; Фомин А.А. Юридическая опасность - особая разновидность социальной безопасности: понятие и общая характеристика // Государство и право. 2006. N 2. С. 72 - 78.

Нормативное определение понятия "безопасность" вытекает из норм Закона Российской Федерации "О безопасности", в рамках которого определены основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации <4>.

<4> Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // СПС "КонсультантПлюс".

Угроза опасности может наблюдаться применительно к различным конституционно-правовым институтам - основам конституционного строя, правам и свободам человека и гражданина, федеративному устройству, организации публичной власти и гражданского общества, местному самоуправлению. Кроме того, конституционно-правовое регулирование может выступать в качестве средства, обеспечивающего безопасность общества, личности и государства, причем не только в конституционной, но и в иных сферах общественных отношений. Во всех указанных случаях проблема обеспечения безопасности приобретает конституционно-правовое содержание.

Как справедливо отмечает В.Д. Зорькин: "Фундамент социально-государственной устойчивости - стабильность системы государственной власти и системы государственного строя в целом. Именно эта стабильность обеспечивает предсказуемость будущего. Именно эта стабильность позволяет всем субъектам политики, экономики, социального действия - от партий и других общественных институтов до хозяев крупных компаний и рядовых граждан - понимать свои перспективы, нормально планировать жизнь и деятельность. Конституция, как свод главных норм прямого действия, является бесспорной и единственной в своем роде гарантией стабильности политического строя. А значит, базовым документом, на котором держится все остальное здание "предсказуемого будущего". Сейчас очень много говорится о безопасности, о различных формах и типах безопасности, которым следует уделять особое внимание в развитии России. Подчеркнул бы, что в этом ряду на особом месте должна стоять правовая конституционная безопасность" <5>.

<5> Зорькин В.Д. Россия и ее Конституция // Журнал российского права. 2003. N 11. С. 37.

Крушение на рубеже 80-х годов XX века социалистической системы, распад СССР и существенное изменение геополитической позиции и внешнеполитической доктрины России - главного преемника СССР на мировой арене - сделали другим общий фон развития региональных конфликтов, состав их участников, соотношение сил противоборствующих сторон. Рубеж XX и XXI вв. ознаменовался распадом многонациональных государств и межэтническими войнами, которые во многом опровергли гуманистический миф о планетарном сознании и едином человеке. В этот период в регионах произошло свыше 300 межгосударственных конфликтов, а более чем в 200 систематически применялись вооруженные силы <6>. Конфликты эти отличались разным происхождением, масштабом, длительностью.

<6> Блищенко В.И., Солнцева М.М. Региональные конфликты и международное право (вторая половина XX - начало XXI века). М., 2010. С. 25.

Этнополитические конфликты выдвигаются в качестве одной из основных мировых проблем современности и продолжают оставаться одним из ведущих факторов нестабильности на земном шаре. О важности исследования и предотвращения конфликтов на этнической, межнациональной основе свидетельствуют и такие цифры: по некоторым источникам, в конце XX в. число погибших в межнациональных конфликтах на постсоветском пространстве составило более одного миллиона человек <7>.

<7> Давитадзе М.Д. Причины возникновения и стадии развития межнациональных конфликтов // Стабилизация ситуации и мирное развитие на Северном Кавказе: 1-я Международная научно-практическая конференция. М.: Пробел, 1999. С. 157.

В данной статье межэтнический конфликт рассматривается как разновидность этнополитического и социально-политического конфликта <8>, субъекты которого идентифицируют себя и противоположную сторону в этнических категориях и содержанием которого является борьба за обладание политической властью. Эта борьба может продолжаться вплоть до образования собственного национального государства, трактуемого как форма самоопределения и организации той или иной нации на определенной суверенной территории, выражающая волю этой нации <9>.

<8> Теоретическую основу исследований этнополитического конфликта составляют концепции Л. Козера, Р. Дарендорфа, К. Боулдинга, Л. Крисберга, С. Хантингтона. Среди теорий общеконфликтологического характера особое место занимают концепции этнической конфликтности, разработанные исследователями Д. Горовитцем, Д. Ротшильдом, Т. Гурром, В. Хесли, М. Маршаллом, М. Гектером. Смежное направление представляют работы авторов, исследующих проблемы этничности, возникновения наций и национализма, - Э. Геллнера, Б. Андерсона, Э. Хобсбаума, Э. Смита, М. Гроха. В отечественной науке в дореволюционный и советский период складывались предпосылки для анализа этнополитических конфликтов и их регуляции. В 1990-е годы в процессе становления российской науки о конфликтах развиваются несколько направлений исследования этнических противоречий и конфликтов. На основе этнологии сложилось направление в исследовании этнополитических конфликтов, называемое "неотложной (прикладной) этнологией", к которому можно отнести работы Л.М. Дробижевой, Г.У. Солдатовой, Ю.В. Арутюняна, С.В. Чешко, В.А. Тишкова. Социологические и конфессиональные составляющие данной проблематики отражены в работах А.Г. Здравомыслова, Э.Н. Ожиганова.
<9> Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2006. С. 29.

Можно назвать ряд наиболее известных социально-политических противостояний и "горячих точек", в которых мы явно наблюдаем проявление тех или иных аспектов этнополитической конфликтности. К ним относятся арабо-израильский конфликт, "квебекский вопрос" в Канаде, проблема басков в Испании, напряженность в отношениях между валлонами и фламандцами в Бельгии, провинция Кабинда в Анголе, Северное Сомали, Коморские острова, провинция Квазу-Наталь в ЮАР, Руанда и Бурунди, столкновения в индийских штатах Джамму, в Шри-Ланке, на юге Филиппин, в Индонезии, конфликты на Балканах, на территории бывшего СССР: Приднестровье, Южная Осетия, Абхазия, Нагорный Карабах, АР Крым и другие. Только за период с 1988 по 1991 г. на этнической почве в бывших советских республиках произошло более 150 конфликтов, в том числе около 20 - повлекших человеческие жертвы <10>.

<10> Амелин В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/ History/Article/Amelin_Konflikt.php.

Вся совокупность этнополитических конфликтов на территории бывшего СССР может быть сведена к следующим основным типам <11>:

<11> При анализе этнополитических конфликтов следует иметь в виду, что нередко может наблюдаться наслоение одних конфликтных ситуаций на другие.

В последние десятилетия отмечается феномен, который называют этническим парадоксом современности. Он заключается в том, что большинство сформированных в прошлом идеологий настаивали на том, что межэтнические противоречия должны уйти в прошлое под влиянием интернационализации экономики и культуры. Но происходит обратный процесс - нарастание противоречий и конфликтов, волна суверенизации этнонациональных групп <12>. В конце XX в. американский исследователь Дж. Минахан в своей "Энциклопедии народов, этнических и национальных групп, не имеющих государственности" насчитывает более 300 народов, которые формально имеют право претендовать на создание собственного государства. По его подсчетам, это самая скромная оценка, т.к. на территориях 193 государств мира, входящих в состав ООН, в общей сложности компактно проживают более 5 тысяч этнических групп, которые, при определенном стечении обстоятельств, могут попытаться образовать собственные государства <13>. В этой связи определенный интерес представляют исследования авторов, раскрывающие вопросы изучения непризнанных государств как политико-правового феномена, а также влияния политической ситуации вокруг этих государств на мировую политику: П. Брюно, Ф. Шансе Вельмонт, О. Верник <14>, Н.В. Бабилунга <15>, С.М. Берил, В.Р. Окушко <16>, И.М. Благодатских <17>, И.Н. Галинский <18>, В.П. Степанов <19>, В.Е. Журавлев <20>, К.Ф. Затулин, С.М. Маркедонова <21>, К.Г. Мяло <22>, Н.А. Нарочницкая, А.А. Язькова <23>, А.Л. Погорельский <24> и др.

<12> Хантингтон С. Столкновение цивилизаций / Пер. с англ. Т. Велимеева. М., 2007.
<13> Minahan J. Encyclopedia of the Stateless Nations Ethnic and National Groups Around the World. URL: http://www.slavic-urope.eu/index.php?option=com_content&task= view&id=2027&ltemid=1.
<14> Брюно П., Шансе Вельмонт Ф., Верник О. Международное право и независимость Приднестровья. Бендеры: Полиграфист, 2007.
<15> Бабилунга Н.В. Территориальная идентичность как фактор политической стабильности Приднестровья // Этническая мобилизация и межэтническая интеграция. М., 1999; Бабилунга Н.В., Бомешко Б.Г. Приднестровский конфликт: исторические, демографические, политические аспекты. Тирасполь, 1998.
<16> Берил С.И., Окушко В.Р. Приднестровский университет в сфере российской надэтнической культуры // Вестник Приднестровского университета. Тирасполь, 2004. N 2(20).
<17> Благодатских И.М. Идеологический ресурс приднестровской государственности // Приднестровье в геополитической системе координат XXI века. Тирасполь, 2002.
<18> Галинский И.Н. Право приднестровского народа на самоопределение и образование суверенного государства // Приднестровская государственность: история и современность. Тирасполь, 2005.
<19> Степанов В.П. Динамика гражданской и этнической идентичности в современной Молдове // Национальные образы мира: Единство - разнообразие - справедливость: Материалы Международной научно-практической конференции 22 - 23 октября 2003 г., Кишинев.
<20> Журавлев В.Е. О применении принципа признания "де-юре" для "непризнанных" государств // Портал "Россия и соотечественники". Институт русского зарубежья. URL: http://www.russkie.org/index.php?module= fullitem&id=10114.
<21> Маркедонов С. Государства de facto // Агентство политических новостей "АПН". URL: http://www.apn.ru/publications/article10896.htm.
<22> Мяло К.Г. Россия и последние войны XX века (1989 - 2000): к истории падения сверхдержавы. М.: Вече, 2002.
<23> Язькова А.А. Косовский конфликт в балканском политическом контексте // Косово - международные аспекты кризиса. М.: Центр Карнеги, 1999; Этнополитические конфликты в Югославии и страны Юго-Восточной Европы / Под ред. А.А. Язьковой. М.: ИМЭПИ РАН; Эпикон, 2000.
<24> Непризнанные государства. Научные тетради Института Восточной Европы. Вып. 1 / Под общ. ред. А.Л. Погорельского. М.: ИД "Территория будущего", 2006.

Вопросы изучения межэтнических конфликтов и непризнанных государств обостряет вопрос изучения и применения основных принципов международного права. В масштабе человечества национальный вопрос встает в противоборстве двух тенденций. Первая - в движении наций к самоопределению и независимости, вторая, напротив, - в стремлении к интеграции, к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных "супернаций". Обе эти тенденции объективны, обе закреплены в мировом праве как "право наций на самоопределение" и "сохранение территориальной целостности государств". По мнению азербайджанского политолога Ф. Гасымова, при признании государств после распада СССР и Югославии современная практика столкнулась с такими вопросами, как критерии признания, нерушимость границ, континуитет. Применение на практике института признания в отношении новых государств, образовавшихся после распада СССР и Югославии, носило непоследовательный, а порой и противоречивый характер <25>.

<25> Гасымов Ф. Возникновение новых субъектов международного права в результате распада СССР и Югославии // Информационный юридический портал Legal.az. URL: http://www.legal.az/content/ view/176/77/#_ftn24.

Проблема межнациональных, этнополитических конфликтов на постсоветском пространстве остается одной из актуальных. Кроме целого пласта исторических предпосылок, есть и другие - это неподготовленность государства и общества к восприятию и правовому разрешению проблем национальностей, национальных меньшинств, оказавшихся в различном социально-психологическом положении после развала Союза <26>. Негативное влияние оказывает на ситуацию и неотрегулированность в этих условиях проблем взаимоотношения, во-первых, между "старыми" нациями и новыми суверенными государствами, а во-вторых, между национальным большинством, именем которого называются эти государства, и национальным меньшинством, которое хочет обрести свой собственный национально-государственный суверенитет.

<26> Тишков В.А. Межэтнические отношения и конфликты: перспективы нового тысячелетия // Антропология власти. 2012. N 2. С. 36.

Угроза или подрыв международной безопасности до недавних пор связывались почти исключительно с военной угрозой или военными действиями. В современных условиях понятие региональной безопасности охватывает не только ограждение от классических военных угроз, но и экономическую, информационную безопасность, а также, особенно в последние годы, нейтрализацию новых угроз и опасностей, среди которых - кибертерроризм и информационные войны, международный терроризм, незаконный оборот наркотиков, организованная преступность, контрабанда оружия, незаконная миграция, теневизация экономики, ослабление институтов государства <27> и др. Удельный вес непосредственно военной угрозы сокращается, хотя потенциально военная сила для обеспечения безопасности остается превалирующей, поскольку масштаб новых вызовов и угроз зачастую требует военного ответа или, по крайней мере, наличия соответствующего военного потенциала как средства сдерживания. Однако в ряде случаев при таких угрозах, как экономическая, экологическая, информационная, наркотическая, эпидемиологическая, государствам и международному сообществу приходится мобилизовывать более широкий арсенал средств, выходящий за рамки чисто военно-политических.

<27> Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 216 - 269; Воротников В.П. Из тени к свету. Российское общество на перепутье. М.: РИД ИСПИ РАН, 2004. С. 203 - 242.

Процессы интернационализации мировой экономики и политики предопределяют интернационализацию и регионализацию межгосударственных конфликтов, вовлечение в них не только сопредельных государств, но и ведущих мировых держав, международных политических и военно-политических организаций. Созданная для поддержания международного мира и безопасности и принятия с этой целью системы коллективных мер для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии и других нарушений мира, ООН наряду с решаемыми ею универсальными задачами, предпринимаемыми по линии Совета Безопасности, предусматривает в специальной VIII главе своего Устава важную роль для региональных организаций. Эти организации (по терминологии Устава ООН - региональные соглашения или региональные органы) принимают все необходимые меры для мирного разрешения региональных конфликтов до их передачи на рассмотрение Совета Безопасности, который должен поощрять развитие применения мирного разрешения местных споров такими организациями.

Современный политический порядок нестабилен, т.к. содержит тенденции распада классической, построенной на приоритете национально-государственного устройства системы. В начале XXI века в полной мере начали проявляться новые факторы региональных конфликтов, которые оказывают заметное влияние на "старые" региональные конфликты и порождают, к сожалению, новые.

Перспективы исследования проблем межэтнических конфликтов, особенно тех, которые создают реальные угрозы международному миру и безопасности, очень актуальны. Они могут дать возможность специалистам иметь более широкое представление о современной международной обстановке, основных причинах и характере региональных конфликтов и возможностях их решения.

Современная обстановка в России и в мире характеризуется поиском путей укрепления национальной безопасности, одной из составляющих которой является конституционная безопасность, проведением всесторонних исследований различных аспектов ее обеспечения. Это обусловлено необходимостью создания внутренних и внешних условий, обеспечивающих благополучие, стабильность и устойчивое поступательное развитие личности, общества и государства.

Литература

  1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 390-ФЗ "О безопасности" // СПС "КонсультантПлюс".
  2. Амелин В. Этнополитические конфликты: типы и формы проявления, региональные особенности // URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/History/ Article/Amelin_Konflikt.ph.
  3. Бабилунга Н.В. Территориальная идентичность как фактор политической стабильности Приднестровья. М., 1999. С. 67.
  4. Благодатских И.М. Идеологический ресурс приднестровской государственности // Приднестровье в геополитической системе координат XXI века. Тирасполь, 2002. С. 78.
  5. Блищенко В.И., Солнцева М.М. Региональные конфликты и международное право (вторая половина XX - начало XXI века). М., 2010. С. 25.
  6. Брюно П., Шансе Вельмонт Ф., Верник О. Международное право и независимость Приднестровья. Бендеры: Полиграфист, 2007. С. 27.
  7. Буркин А.И., Возжеников А.В., Синеок Н.В. Национальная безопасность России в контексте современных политических процессов. М.: Изд-во РАГС, 2005. С. 216 - 269.
  8. Галинский И.Н. Право приднестровского народа на самоопределение и образование суверенного государства / Приднестровская государственность: история и современность. Тирасполь, 2005. С. 45.
  9. Галустова О.В. Конфликтология в вопросах и ответах: Учебное пособие. М.: Проспект, 2006. С. 29.
  10. Гасымов Ф. Возникновение новых субъектов международного права в результате распада СССР и Югославии // Информационный юридический портал Legal.az. URL: http://www.legal.az/content/ view/176/77/#_ftn24.
  11. Давитадзе М.Д. Причины возникновения и стадии развития межнациональных конфликтов // Стабилизация ситуации и мирное развитие на Северном Кавказе: 1 Международная научно-практическая конференция. М.: Пробел, 1999. С. 157.
  12. Лазарев А.В. Уголовно-правовая защита субъектов предпринимательской деятельности. Преступления коррупционной направленности, совершаемые в отношении предпринимателей // Безопасность бизнеса. 2013. N 3.
  13. Маркедонов С. Государства de facto // Агентство политических новостей "АПН". URL: http://www.apn.ru/publications/ article10896.htm.
  14. Мяло К.Г. Россия и последние войны XX века (1989 - 2000): к истории падения сверхдержавы. М.: Вече, 2002.
  15. Непризнанные государства. Научные тетради Института Восточной Европы. Вып. 1 / Под общ. ред. А.Л. Погорельского. М.: ИД "Территория будущего", 2006. С. 128.
  16. Степанов В.П. Динамика гражданской и этнической идентичности в современной Молдове // Национальные образы мира: Единство - разнообразие - справедливость: Материалы Международной научно-практической конференции 22 - 23 октября 2003 г., Кишинев.
  17. Тишков В.А. Межэтнические отношения и конфликты: перспективы нового тысячелетия // Антропология власти. 2012. N 2. С. 36.
  18. Шаманский Д.А. Преступность в зоне миграционного конфликта: взаимная борьба или защита от преступных посягательств. Состояние, динамика и структура // Миграционное право. 2013. N 3. С. 16 - 20.
  19. Язькова А.А. Косовский конфликт в балканском политическом контексте // Косово - международные аспекты кризиса. М.: Центр Карнеги, 1999.