Мудрый Юрист

Конституционное право на определение и указание национальной принадлежности личности: пробелы в российском законодательстве

Зайнитдинов Николай Александрович, старший преподаватель кафедры конституционного, административного и муниципального права Сибирского федерального университета (г. Красноярск).

Статья состоит из двух частей: анализа российского законодательства, посвященного конституционному праву на определение и указание национальной принадлежности личности, и предложения автора о восполнении выявленного пробела.

Ключевые слова: конституционное право личности; определение и указание национальной принадлежности; пробелы в законодательстве; специальный федеральный закон.

The constitutional right to determine and to indicate the ethnicity of the person: the gaps in the Russian law

N.A. Zajnitdinov

Zajnitdinov Nikolaj Aleksandrovich, senior teacher of the chair of constitutional, administrative and municipal law of Siberian federal university (Krasnoyarsk).

The article consists of two parts: the analysis of the Russian law, providing the constitutional right to determine and to indicate the ethnicity of the person, and the suggestion of the author how to fill in the gap, exposed by the analysis.

Key words: constitutional right of the person; determination and indication of the ethnicity; gap in the law; special federal law.

Право на определение и указание национальной принадлежности (далее мы будем употреблять в качестве идентичных этому понятию термины "этническая принадлежность", "национальность") закреплено в ч. 1 ст. 26 Конституции Российской Федерации. Большинство конституционных прав личности на сегодня уже получили развернутое законодательное регулирование, чего не скажешь о рассматриваемом праве. На наш взгляд, в российском законодательстве можно выделить два подхода к регламентированию конституционных прав:

Специализированного федерального закона о праве на определение и указание национальной принадлежности в настоящее время не существует. Рассмотрим, что удалось выявить в ходе изучения действующих законодательных (и иных) актов, предметом регулирования которых являются иные отношения и институты.

Принятая под эгидой Совета Европы Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств от 1 февраля 1995 г. ETS N 157 <1> (была ратифицирована Федеральным законом от 18 июня 1998 г. N 84-ФЗ "О ратификации Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств" <2>), в ч. 1 ст. 3 устанавливает возможность для лица, принадлежащего к категории национальных меньшинств, рассматриваться или не рассматриваться в качестве такового в зависимости от его свободного выбора. Очевидно, что это может быть квалифицировано как частный случай определения лицом своей национальной принадлежности.

<1> СЗ РФ. 1999. N 11. Ст. 1256.
<2> СЗ РФ. 1998. N 25. Ст. 2833.

Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" <3> использует понятие "национальность" в качестве одного из видов сведений, которые указываются в заявлениях участников данных правоотношений, вносятся в записи актов гражданского состояния и составляют содержание документов (свидетельств) об актах гражданского состояния. Возможность появления сведений о национальности в указанных документах Закон допускает лишь по желанию соответствующих лиц. Таким образом, данный Закон предусматривает ряд случаев, когда заинтересованные лица могут документально зафиксировать свою национальность, т.е. указать ее (если вернуться к формулировке ст. 26 Конституции) в определенной форме.

<3> СЗ РФ. 1997. N 47. Ст. 5340; СЗ РФ. 2013. N 30 (ч. 1). Ст. 4075.

В ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 25 января 2002 г. N 8-ФЗ "О Всероссийской переписи населения" <4> установлено, что национальная принадлежность относится к разряду сведений о населении, которые могут собираться в ходе переписи. Каждое подлежащее переписи лицо может предоставить такие данные о себе. Напрашивается скоропалительный вывод, что это является одним из способов реализации права на определение и указание национальной принадлежности человека, однако при нынешнем состоянии закона не представляется возможным провести столь однозначную квалификацию, потому что участие в переписи (ч. 4 ст. 1 данного Закона) определяется как общественная обязанность человека и гражданина.

<4> СЗ РФ. 2002. N 4. Ст. 252.

Слабые "намеки" на возможность определения и указания национальности законодатель сделал в Федеральном законе от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ "О национально-культурной автономии" <5>. Во-первых, в ст. 1 национально-культурная автономия легально определена как форма национально-культурного самоопределения граждан, относящих себя к определенной этнической общности; во-вторых, в ст. 2 в качестве одной из ее основ установлен принцип "свободного волеизъявления граждан при отнесении себя к определенной этнической общности". В целом Закон посвящен как основному объекту регулирования - этнообъединению граждан, т.е. реализации права на объединение по этническому принципу. Право на определение и указание национальности как таковое в этом Законе подробно не раскрывается.

<5> СЗ РФ. 1996. N 25. Ст. 2965; СЗ РФ. 2003. N 46 (ч. 1). Ст. 4432.

В Федеральном законе от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом" <6> тоже можно найти положения, связанные с национальным самоопределением человека. С нашей точки зрения, системное единство по этому вопросу составляют положения ч. 3 ст. 1 и положения ч. 1 и 2 ст. 3 этого Закона. Основанием признания одной из категорий соотечественников в ст. 1 устанавливается их принадлежность к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации. В ст. 3 для таких лиц устанавливается возможность самоидентификации: очевидно, это и можно считать определением своей национальной принадлежности в отличие от принадлежности гражданской, трактуемой данным Законом как связь с государством.

<6> СЗ РФ. 1999. N 22. Ст. 2670; СЗ РФ. 2013. N 30. Ст. 4010.

В настоящее время в основном документе, удостоверяющем личность гражданина на территории России (паспорте гражданина), невозможно указать национальность, так как п. 4 и 5 Положения о паспорте гражданина Российской Федерации (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации" <7>) не предусматривают внесения таких сведений и отметок. Более того, п. 6 данного Положения дает понять, что внесение сведений, отметок или записей о национальной принадлежности гражданина повлечет в качестве юридического последствия недействительность его основного документа. Данное Постановление было принято Правительством во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 13 марта 1997 г. N 232 "Об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации" <8>. В самом этом Указе говорилось о его временном характере, так как его действие предполагалось "впредь до принятия соответствующего федерального закона об основном документе, удостоверяющем личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации". Данный закон до сих пор не принят. Кроме того, если он и будет содержать возможность внесения в паспорт сведений, записей, отметок о национальной принадлежности гражданина, как мы понимаем, это будет составлять лишь незначительную часть его содержания (предмет его регулирования будет намного шире).

<7> СЗ РФ. 1997. N 28. Ст. 3444.
<8> СЗ РФ. 1997. N 11. Ст. 1301.

Можно совершенно определенно сказать, что в вышеприведенных нормативных правовых актах определение и указание национальной принадлежности человека фигурирует в двух аспектах. С одной стороны, оно может быть самоценным, самостоятельным актом, не имеющим утилитарного значения, результатом которого будет выражение индивидуальности человека. Из рассмотренных выше случаев это характерно для Закона "Об актах гражданского состояния" и Закона "О Всероссийской переписи населения". С другой стороны, право на определение и указание национальности может выступать в качестве основы для защиты и реализации иных прав и интересов личности (мы не согласны с теми коллегами, которые утверждают, что определение национальности не влечет никаких правовых последствий <9>). Именно в таком виде оно предстает перед нами в Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств, Законе "О национально-культурной автономии", Законе "О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом". Однако если в первой группе источников акцент сделан на самой национальности как одной из разновидности сведений о человеке, а не на рассматриваемом нами праве и механизме его реализации, то вторая группа источников все же говорит о вопросе идентификации в контексте тех или иных отношений, а значит, пусть слабо, но затрагивает процедурный аспект (собственно, определение и указание этнической принадлежности).

<9> Андрианова В.В. Право национальной принадлежности - новелла личных прав // Миграционное право. 2010. N 4. С. 15.

С нашей точки зрения, рассмотренных юридических предписаний явно недостаточно, чтобы говорить о полноценном регулировании всех аспектов конституционного права личности на определение и указание своей национальной принадлежности. Во-первых, они не составляют единой непротиворечивой системы, положения разных нормативных правовых актов не взаимосвязаны друг с другом. Во-вторых, учитывая двойственную природу данного права (как самоценного и как основы для защиты иных прав личности), конечно, требуется урегулировать его более подробно, фундаментально, чтобы иные права, свободы и интересы личности в рамках отношений по их защите не могли быть легко нарушены вследствие слабой обеспеченности их основы.

Потенциал востребованности права на определение и указание национальной принадлежности можно выявить, по нашему мнению, с помощью показателей переписей населения, проведенных в Российской Федерации. Их итоги свидетельствуют о том, что для населения эта возможность важна, пусть она и не выражена персонально от имени конкретных лиц, а реализуется лишь при сборе статистических сведений. Так, в переписи 2002 г. приняли участие свыше 145 млн. человек, из них лишь 1 460 751 не назвали свою национальность <10>. В переписи 2010 г. приняли участие немногим менее 143 млн. человек, из них указали свою национальную принадлежность свыше 137 млн., отказались отвечать на вопрос о ней менее 584 тыс. участников <11>. Считаем, что эти данные можно считать довольно высоким показателем востребованности у населения данного права.

<10> Всероссийская перепись населения 2002 года. URL: http://www.perepis2002.ru/ index.html?id=17 (дата обращения: 25.11.2013).
<11> Всероссийская перепись населения 2010 года. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/ perepis_itogi1612.htm (дата обращения: 25.11.2013).

Таким образом, мы полагаем, что в настоящее время ситуацию с урегулированностью в законодательстве права личности на определение и указание национальной принадлежности следует квалифицировать как пробельную. На наш взгляд, наиболее подходящим способом восполнения данного пробела стало бы принятие специального федерального закона о праве личности на определение и указание национальной принадлежности и порядке его реализации. Попробуем примерно сформулировать, какие положения могли бы составить оптимальное содержание данного закона.

Во-первых, следовало бы определить юридическую природу права на определение и указание национальной принадлежности (с одной стороны, как самодостаточного, с другой - как основы некоторых иных прав и свобод) и его место в системе прав и свобод человека и гражданина, установленных и признаваемых Конституцией Российской Федерации. Мы не разделяем позицию некоторых авторов, утверждающих, что оно является элементом так называемого права на индивидуальность <12>. Конституция выделяет именно это право в качестве самостоятельного, в то время как право на индивидуальность в ней даже не упоминается.

<12> Андрианова В.В. Национальная и культурная самоидентификация как составляющие права на индивидуальность // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 11. С. 22 - 25.

Во-вторых, в законе нужно установить характеристики субъекта права на определение и указание национальной принадлежности. Конституция говорит, что данное право принадлежит каждому, т.е. оно никак не связывается с гражданской принадлежностью лица (именно так формулировка "каждый" понимается в отечественной науке <13>). Значит, им могут воспользоваться и граждане России, и иностранцы, и лица без гражданства. Следовательно, можно было бы более четко определить перечень ситуаций, в которых этим правом могут воспользоваться лица, не состоящие в гражданстве Российской Федерации.

<13> Югов А.А. Конституционный статус личности - ядро правовой свободы личности // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 5. С. 8.

Субъект права также характеризуется параметром возраста, с которого право может быть реализовано. Вероятно, возраст тоже мог бы стать предметом регулирования такого закона. Очевидно, что определить и указать свою национальную принадлежность человек может лишь на основе своей этнической идентичности (т.е. внутренней психологической характеристики, представляющей результат его самоопределения в этническом пространстве), которая формируется в среднем к определенному возрасту <14>. При разработке и принятии закона следует учитывать особенности формирования национальной идентичности человека.

<14> Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009. С. 133 - 138; Чибисова М.А. Понятие этнической идентичности: теоретические основы // Biz-Bote. 2010. N 2. С. 6.

В-третьих, в законе следует определить понятие национальной принадлежности. Видимо, с точки зрения достижений отечественной юридической науки (правда, ее гражданско-правовой отрасли) <15> ее следует назвать объектом рассматриваемого нами права - особым нематериальным благом. Впрочем, таковым можно признать и индивидуализацию лица по национальному признаку, которая состоялась при реализации права на определение и указание национальности.

<15> Дюбко Е.Г. Нематериальные блага и личные неимущественные права в гражданском праве // Вестник Брянского государственного университета. 2001. N 2. С. 235 - 240.

Национальную принадлежность в законе следует отграничить от понятий, которыми иногда ее подменяют и с которыми ее могут спутать: расовой принадлежности, гражданской принадлежности, вероисповедной принадлежности, языковой принадлежности. Кроме того, следует определить возможность или невозможность определения и указания для лица его национальности не только в определении принадлежности к какому-либо одному народу, но и двум и более <16>. Следует также решить вопрос о возможности применения при определении своей национальной принадлежности этнонима, который представляет собой самоназвание народа, отличающееся от общеупотребительного его наименования в Российской Федерации (на русском языке).

<16> Кряжков В.А. Национальная принадлежность (конституционно-правовые вопросы) // Право и политика. 2003. N 9. С. 6.

В-четвертых, следует раскрыть содержание (состав правомочий) права на определение и указание национальной принадлежности. Прежде всего стоит четко определить соотношение правомочия по определению и правомочия по указанию национальности. Нужно установить, возможна ли реализация одного без другого, или же связать их воедино во всех предусмотренных законом случаях.

Следует выявить возможную свободу усмотрения лица при определении национальной принадлежности. В частности, это касается случаев смешанного этнического происхождения человека. Кроме того, это может коснуться изменения решения после уже состоявшегося определения (указания) национальности (в силу смены у человека национальной идентичности, например).

В-пятых, следует определить форму и порядок (механизм) реализации права личности на определение и указание национальной принадлежности.

В-шестых, нужно установить в предполагаемом законе эффективные гарантии реализации данного права личности и гарантии недопустимости принуждения кого-либо к определению и указанию национальной принадлежности (что также предусмотрено ч. 1 ст. 26 Конституции). В законодательстве должны быть предусмотрены и меры ответственности за нарушение этого конституционного права.

Очевидно, что положения иных законодательных актов следовало бы привести в соответствие с предполагаемым федеральным законом.

Как представляется автору данной статьи, принятие специального федерального закона о праве личности на определение и указание национальной принадлежности должно было бы гарантировать максимально полную реализацию данного конституционного права.

Литература

  1. Андрианова В.В. Национальная и культурная самоидентификация как составляющие права на индивидуальность // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 11. С. 22 - 25.
  2. Андрианова В.В. Право национальной принадлежности - новелла личных прав // Миграционное право. 2010. N 4. С. 14 - 17.
  3. Дюбко Е.Г. Нематериальные блага и личные неимущественные права в гражданском праве // Вестник Брянского государственного университета. 2001. N 2. С. 235 - 240.
  4. Кряжков В.А. Национальная принадлежность (конституционно-правовые вопросы) // Право и политика. 2003. N 9. С. 4 - 9.
  5. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник для вузов. 4-е изд., испр. и доп. М.: Аспект Пресс, 2009.
  6. Чибисова М.А. Понятие этнической идентичности: теоретические основы // Biz-Bote. 2010. N 2. С. 4 - 7.
  7. Югов А.А. Конституционный статус личности - ядро правовой свободы личности // Конституционное и муниципальное право. 2011. N 5. С. 2 - 8.