Мудрый Юрист

Механизм правового обеспечения деятельности общественных объединений в странах европейского союза

Зотов Эдуард Вячеславович, соискатель Московского гуманитарного университета.

Анализ механизма правового обеспечения деятельности общественных объединений в отдельных странах Европейского союза позволил выделить закономерности, касающиеся различных организационно-правовых форм реализации права на объединение в аспекте субъектного состава конституционных правоотношений; выделение правомочия на свободное создание или образование общественных объединений на основе уведомительного порядка их государственной регистрации без особого разрешения властей; равенство в процессе реализации права на объединение; основания, обусловленные интересами общественного порядка, основами конституционного строя, идеей взаимопонимания народов, охраняемыми уголовным правом ценностями, по которым ограничивается конституционное право граждан на объединение.

Ключевые слова: общественные объединения, конституционные права, зарубежные страны, государственная регистрация.

Mechanism of legal support of public associations in the states of the European Union

E.V. Zotov

The analysis of mechanism of legal support of activities of public associations in certain states of the European Union allowed to point out regularities related to various organizational-law forms of realization of the right to association in the aspect of subject-matter elements of constitutional-law relations; accentuation of the legal power to free creation or formation of public associations on the basis of notification procedure of state registration thereof without special permission of authorities; equality in the process of realization of the right to association; grounds conditioned by interests of public order, fundamentals of the constitutional system, idea of mutual understanding of peoples, values protected by criminal law, which limit the constitutional right of citizens to unificssociationation.

Key words: public associations, constitutional rights, foreign states, state registration.

Основополагающая роль в регулировании деятельности общественных объединений принадлежит Конституции Российской Федерации, провозгласившей право на объединение в ст. 30, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. При этом содержание права на объединение конкретизируется не Конституцией Российской Федерации, а Федеральным законом "Об общественных объединениях", согласно которому право граждан на объединение включает в себя право создавать на добровольной основе общественные объединения для защиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживаться от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Данные методологические подходы имеют много общего, но есть и определенные отличия по сравнению с опытом конституционного регулирования соответствующих общественных отношений в государствах Европейского союза.

Для значительного числа европейских конституций характерно довольно общее определение основ организации и деятельности общественных объединений. Так, в Основном Законе Австрии от 21 декабря 1867 г. "Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете" <1> упоминается лишь право граждан на создание объединений. Следует отметить, что Австрия, являясь федеративным государством, образуемым из самостоятельных земель, к ведению Федерации относит законодательство и исполнительную деятельность по вопросам правового регулирования объединений и собраний <2>. В соответствии с абз. 1 ст. 15 Конституции Австрийской Республики "если какой-либо вопрос, согласно Федеральной Конституции, не отнесен определенно к компетенции Федерации в области законодательной или исполнительной деятельности, то он относится к сфере собственной компетенции земель". За Федерацией сохраняется право поручить губернатору земли осуществление исполнительной власти Федерации в отношении вопросов объединений при наличии чрезвычайных обстоятельств и там, где в день вступления в силу Федерального конституционного закона сфера местной компетенции органов федеральной полиции не совпадает с территорией какой-либо земли Федерации (абз. 2 ст. 102).

<1> Основной Закон Австрии от 21 дек. 1867 г. "Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете" // Конституции государств Европейского союза. М., 1997. С. 3 - 100.
<2> См.: абз. 7 ст. 10 Конституции Австрийской Республики. Федеральный конституционный закон от 10 нояб. 1920 г. // Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. и со вступ. ст. дир. Ин-та законодательства и сравн. правоведения при Правительстве РФ Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001. Т. 1. С. 824.

Статья 40 Конституции Ирландии <3> в самом общем виде указывает на право граждан образовывать ассоциации и союзы, причем регулирующие это право законы, с одной стороны, могут в общественных интересах вводить контроль данного права, а с другой - не должны вводить дискриминацию по политическим, религиозным или классовым основаниям. В статье 27 Конституции Бельгии <4> указывается, что бельгийцы имеют "право на объединения", причем это право "не может быть подвергнуто какой-либо предупредительной мере". В соответствии со ст. 8 Конституции Королевства Нидерландов <5> государство гарантирует право на создание общественных объединений, причем указанное право может быть ограничено Актом парламента в интересах общественного порядка.

<3> Конституция Ирландии // Конституции государств Европейского союза. М., 1997. С. 325 - 356.
<4> Конституция Бельгии // Там же. С. 101 - 144.
<5> Конституция Королевства Нидерландов // Там же. С. 469 - 508.

Другая группа европейских конституций отличается более пристальным вниманием к проблеме объединений граждан в ассоциации или союзы. Так, весьма подробно право на объединение регламентируется ст. 9 Основного Закона Федеративной Республики Германия <6>, согласно которой все немцы имеют право создавать союзы и общества; запрещаются объединения, цели и деятельность которых противоречат уголовным законам или направлены против конституционного строя или против идеи взаимопонимания народов. Право создавать объединения для охраны и улучшения условий труда и экономических условий гарантируется каждому и представителям всех профессий. Соглашения в целях ограничения этого права или затруднения его осуществления недействительны, а направленные на это меры противозаконны. В соответствии со ст. 21 Основного Закона Федеративной Республики Германия партии содействуют формированию политической воли народа, могут свободно образовываться. Их внутренняя организация должна соответствовать демократическим принципам. Партии, которые по своим целям или действиям своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя Федеративной Республики Германия, антиконституционны. Вопрос об антиконституционности решает Федеральный конституционный суд.

<6> Основной закон Федеративной Республики Германии // Конституции государств Европы: В 3 т. Т. 1. С. 580 - 634.

В соответствии со ст. 31 Основного Закона Федеративной Республики Германия (далее - Основного Закона) федеральное право имеет преимущество перед правом земель. Земли имеют право законодательствовать в той мере, в какой Основной Закон не предоставляет законодательные полномочия Федерации. Разграничение компетенции Федерации и земель определяется согласно предписаниям Основного Закона об исключительной и конкурирующей законодательной компетенции. Если Федерация не пользуется посредством закона своей законодательной компетенцией в сфере конкурирующего законодательства, в частности в области права союзов, земли имеют право законодательствовать. Федеральным законом может быть установлено, что федеральное законодательное регулирование, если в нем нет необходимости, может быть заменено правом земли <7>. Смысл названного положения заключается в том, что в сфере конкурирующего законодательства Федерация имеет право законодательства, когда и поскольку существует необходимость федерального законодательного регулирования в целях обеспечения единообразных условий жизни на территории Федерации или сохранения правового и экономического единства в общегосударственных интересах.

<7> Статья 72 Основного Закона Федеративной Республики Германия // Там же.

Устанавливая право на создание союзов и обществ, Конституция Греции <8> специально подчеркивает, что союзы и общества не имеют целью извлечение прибыли, соблюдая при этом законы, которые, однако, никогда не могут обусловливать осуществление этого права предварительным получением разрешения. Общество не может быть распущено за нарушение закона или существенного положения своего устава иначе как по решению суда. Примечательно, что ч. 4 ст. 12 Конституции Греции указывает, что право государственных служащих объединяться в союзы может быть ограничено законом; ограничение этого права может быть наложено и на служащих органов местного самоуправления либо других юридических лиц публичного права, либо государственных предприятий.

<8> Статья 12 Конституции Греции // Конституции государств Европейского союза. С. 235 - 294.

Весьма оригинальной выглядит формулировка ст. 22 Конституции Испании <9>, согласно которой признается право на объединение; объединения, которые преследуют цели или применяют средства, классифицируемые законом как преступные, являются незаконными; объединения, создаваемые на основании этой статьи, должны заноситься в реестр только с целью придания гласности их деятельности; роспуск или приостановление деятельности объединений возможно только в силу мотивированного судебного решения; запрещаются тайные и военизированные объединения. Что же касается права на объединение в профессиональные союзы, то это право регулируется в Конституции Испании отдельной ст. 28, согласно которой закон может ограничить право на свободное объединение в профессиональные союзы или предусмотреть возможность лишения его только в отношении военнослужащих и служащих вооруженных сил, а также военных и других ведомств, подчиненных военной дисциплине; закон определяет также особенности в осуществлении этого права в отношении государственных служащих. Свобода профсоюзной деятельности, согласно ст. 28 анализируемой Конституции, включает в себя право создавать профессиональные союзы и вступать в них, равно как и право профессиональных союзов объединяться в конфедерации, учреждать международные профессиональные организации и присоединяться к ним; никто не может быть принужден к вступлению в профессиональный союз.

<9> Конституция Испании // Там же. С. 357 - 414.

Сравнительно емкой выглядит формулировка ст. 18 Конституции Итальянской Республики <10>, согласно которой граждане имеют право свободно, без особого разрешения, объединяться в организации в целях, не запрещенных частным лицам уголовным законом. При этом запрещаются тайные общества и такие объединения, которые хотя бы косвенно преследуют политические цели посредством организаций военного характера. Как и Конституция Испании, Конституция Итальянской Республики выделяет в отдельную статью регламентацию свободы профсоюзной деятельности, помещая данные правовые нормы в раздел "Экономические отношения", в то время как право на объединение относится к разделу "Гражданские отношения". Статья 39 Конституции Итальянской Республики устанавливает, что организация профсоюзов свободна, профсоюзам не могут быть вменены какие-либо обязательства, кроме их регистрации в местных и центральных учреждениях согласно правилам, установленным законом; условием регистрации профсоюзов является закрепление в их уставе правил внутренней организации, которые основываются на демократических началах; зарегистрированные профсоюзы имеют права юридического лица; представительствуя с числом голосов, пропорциональным числу своих членов, они могут заключать коллективные трудовые договоры, имеющие обязательную силу для всех лиц, принадлежащих к тем категориям трудящихся, которых касаются эти договоры.

<10> Конституция Итальянской Республики // Там же. С. 415 - 450.

Статья 46 Конституции Португальской Республики <11> конституирует следующие правила: граждане имеют право свободно и без какого-либо разрешения учреждать объединения, если эти объединения не выступают за насилие и их цели не противоречат уголовному закону. Объединения свободны в достижении своих целей без вмешательства органов государственной власти и не могут быть распущены государством, а их деятельность не может быть приостановлена иначе как в случаях, предусмотренных законом, и на основании судебного решения; никто не может быть принужден стать членом какого-либо объединения или оставаться его членом; запрещаются вооруженные объединения, равно как и объединения военного типа, военизированные или квазивоенные, а также организации, проповедующие фашистскую идеологию.

<11> Конституция Португальской Республики // Там же. С. 509 - 600.

Приведенных примеров достаточно, чтобы выделить следующие закономерности, присущие европейскому конституционному регулированию права на объединение. Во-первых, в изученных нами конституциях европейских государств упоминаются разные организационно-правовые формы реализации права на объединение в аспекте субъектного состава конституционных правоотношений: объединения, ассоциации, союзы и общества. Во-вторых, в указанных нормативных правовых актах особенно подчеркивается такое правомочие, как право на свободное создание или образование общественных объединений на основе уведомительного порядка их государственной регистрации без особого разрешения властей, причем целью регистрации является придание гласности деятельности соответствующего объединения. Кроме того, из права на объединение следует обязательство государства не вмешиваться в деятельность ассоциаций и союзов, никто не может быть принужден к вступлению или выходу из состава объединения. В-третьих, конституции европейских государств подчеркивают равенство в процессе реализации права на объединение, что в числе прочего предполагает недопустимость дискриминации по политическим, религиозным или классовым основаниям. И наконец, в-четвертых, конституции европейских государств, в отличие от Конституции Российской Федерации, весьма подробным образом указывают ключевые основания, по которым ограничивается конституционное право граждан на объединение. Подобные ограничения обусловливаются интересами общественного порядка, основами конституционного строя, идеей взаимопонимания народов, охраняемыми уголовным правом ценностями. Особенно это касается тайных, нацистских и военизированных обществ, в т.ч. организаций, преследующих политические цели вооруженным путем.

Список литературы

  1. Конституции государств Европейского союза. М., 1997.
  2. Конституции государств Европы: В 3 т. / Под общ. ред. и со вступ. ст. дир. Ин-та законодательства и сравн. правоведения при Правительстве РФ Л.А. Окунькова. М.: Норма, 2001. Т. 1.
  3. Мельников В.А. Общественные объединения как субъекты административно-правового механизма ограничения прав граждан: миф или реальность? // Административное право и процесс. 2011. N 3. С. 26 - 29.
  4. Остапенко А.С. Общественные объединения в контексте "демократии участия": диалог гражд. общества и государства // Государственная власть и местное самоуправление. 2010. N 8. С. 3 - 5.
  5. Остапенко А.С. Право на объединение в контексте современного российского плюрализма: проблемы теории и практики // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. N 7. С. 3 - 5.