Мудрый Юрист

Контроль полиции за соблюдением паспортно-регистрационных и миграционных правил

Калинина Светлана Викторовна, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России, кандидат юридических наук.

Соколов Юрий Вадимович, старший преподаватель кафедры административной деятельности ОВД Московского университета МВД России.

В статье раскрываются особенности проведения органами внутренних дел контроля за соблюдением порядка временного или постоянного нахождения на территории Российской Федерации иностранными гражданами. Отдельно рассматривается роль службы участковых уполномоченных полиции, службы обеспечения безопасности дорожного движения и патрульно-постовой службы полиции в пресечении нарушений правил миграционного учета иностранными гражданами.

Ключевые слова: иностранные граждане, полиция, участковые уполномоченные, контроль.

Police control over compliance with passport registration and migration rules

S.V. Kalinina, Yu.V. Sokolov

Kalinina Svetlana Viktorovna, Senior Teacher of the Chair of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs, candidate of juridical sciences.

Sokolov Yurij Vadimovich, Senior Teacher of the Chair of Administrative Activities of the Department of Internal Affairs of Moscow University of the Ministry of Internal Affairs.

The article concerns peculiarities of carrying out of control by agencies of internal affairs over compliance with the procedure of temporary or permanent residence on the territory of the Russian Federation of foreign citizens. The authors also consider the role of district police officers, Service for Security of Road Traffic and the Patrol Guard Service in prosecution of violations of rules of migration record by foreign citizens.

Key words: foreign citizens, police, district police officer, control.

Согласно п. 33 ст. 12 ФЗ "О полиции" полиция в соответствии с поставленными перед ней задачами обязана: "участвовать в осуществлении контроля за соблюдением гражданами Российской Федерации и должностными лицами порядка регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а также за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства порядка временного или постоянного проживания, временного пребывания в Российской Федерации, въезда в Российскую Федерацию, выезда из Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции".

Содержание деятельности полиции по контролю за пребыванием в России иностранцев вытекает из социальной роли МВД России <1> в системе государственных органов, основными задачами которой являются: разработка и принятие мер по защите прав и свобод человека и гражданина, обеспечению общественного порядка и общественной безопасности; организация и осуществление мер по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений, выявлению, раскрытию и расследованию преступлений и др.

<1> Садрисламов А.К. Обеспечение общественной безопасности - социальная функция участкового уполномоченного ОВД / А.К. Садрисламов, Б.Х. Фаткуллин // Роль юридической общественности в решении проблем обеспечения национальной безопасности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Сибай: Изд-во ГУП РБ "СП", 2011. С. 91.

В целом основными задачами и функциями полиции в анализируемой области являются: охрана прав и законных интересов иностранных граждан от преступных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности в местах работы (учебы) и проживания иностранцев на обслуживаемой территории; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, связанных с иностранными гражданами; выявление причин, порождающих преступления и иные нарушения правопорядка, а также условий, способствующих их совершению, и принятие мер к их устранению; быстрое и полное раскрытие и расследование преступлений, связанных с иностранными гражданами; проведение среди граждан Российской Федерации и иностранцев пропаганды по вопросам охраны общественного порядка и борьбы с преступлениями <2>.

<2> Пересадина О.В. Профессионально-этический стандарт общения сотрудников органов внутренних дел с иностранными гражданами и лицами без гражданства // Правоохранительные органы: теория и практика. Екатеринбург, 2013. N 1. С. 139; Завьялов И.А. Преступления в сфере потребительского рынка, совершаемые мигрантами // Миграционное право. 2012. N 3. С. 5; Мотрович И.Д. Вопросы совершенствования деятельности участковых уполномоченных полиции в области индивидуальной профилактики правонарушений на современном этапе развития органов внутренних дел // Законность и правопорядок в современном обществе: Сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011. С. 20; Зуева А.С. О проведении XIII межвузовской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов на тему: "Уголовно-правовые и экономические проблемы борьбы с экономическими преступлениями в условиях кризисов финансовых систем" / А.С. Зуева, А.В. Михайлов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 3. С. 109.

В органах внутренних дел объем работы по контролю за пребыванием (проживанием) иностранных граждан и лиц без гражданства в той или иной степени возложен на ряд служб и подразделений, основное место среди которых занимают подразделения полиции, и в первую очередь, службы участковых уполномоченных полиции, службы обеспечения безопасности дорожного движения, подразделения полиции на транспорте и патрульно-постовая служба полиции.

Участковые уполномоченные полиции, прежде всего, ведут списочный учет постоянно проживающих на административном участке иностранных граждан и лиц без гражданства и должны ежемесячно осуществлять проверки их фактического проживания. О результатах проверки докладывают руководству территориального органа внутренних дел рапортом, в котором указываются дата проверки, с кем она проведена, фамилия, имя, отчество и адрес проживания проверяемого иностранца, номер и срок действия его вида на жительство.

По письменным запросам органа исполнительной власти в сфере миграции в отношении лиц, обратившихся по вопросу приобретения гражданства Российской Федерации, они проводят проверку фактического проживания данных лиц по месту регистрации, а также осуществления ими трудовой деятельности <3>. О результатах проверки в месячный срок направляют рапорт инициатору запроса.

<3> Буренок Ф.В. О некоторых проблемах в деятельности участковых уполномоченных полиции, связанных с пребыванием трудовых мигрантов в жилом секторе городской инфраструктуры // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. Хабаровск, 2012. N 2. С. 82.

За месяц до истечения срока действия вида на жительство участковые уполномоченные полиции предупреждают постоянно проживающих иностранцев о необходимости продления срока действия документа и за 10 дней проверяют, обратился ли иностранец по данному вопросу в органы внутренних дел. Они также проводят работу в жилом секторе по выявлению иностранных граждан, проживающих без регистрации или не по месту регистрации, а также граждан, пригласивших иностранцев по частным делам и не обеспечивших их своевременный учет и снятие с миграционного учета; периодически осуществляют на обслуживаемой территории проверки соблюдения миграционного учета иностранных граждан должностными лицами гостиниц, домов отдыха, санаториев и других мест пребывания иностранцев; участвуют в проверках общежитий, где проживают иностранцы, проводимых сотрудниками Федеральной миграционной службы.

Для обеспечения контроля за учетом и регистрацией, проживанием иностранцев, въехавших в Российскую Федерацию по частным делам, и своевременным выездом их из России по истечении разрешенного срока пребывания учитывают адреса граждан, получивших разрешение на приглашение иностранцев из-за границы, вступивших в брак с иностранными гражданами, и разъясняют этим гражданам правила пребывания иностранцев в Российской Федерации, порядок их регистрации и передвижения по территории России; проверяют своевременность представления иностранцами по прибытии к месту разрешенного жительства паспортов, виз, свидетельств (телеграмм) о приглашении на регистрацию в органы внутренних дел; за 10 дней до истечения срока пребывания предупреждают лиц, к которым прибыли иностранные граждане, о необходимости выезда из Российской Федерации иностранцев или своевременного продления визы; в течение трех дней после окончания срока пребывания иностранца проверяют, выехал ли он с места жительства.

При выявлении лиц, нарушивших правила пребывания, участковые уполномоченные полиции принимают решение о возбуждении производства по делам об административном правонарушении.

Немаловажная роль в охране общественного порядка в местах пребывания иностранных граждан принадлежит патрульно-постовой службе полиции, наряды которой обязаны знать адреса и особенности расположения мест проживания иностранцев на маршрутах патрулирования или в месте нахождения поста, а также места их возможного появления (рестораны, бары, стадионы и др.) и уделять особое внимание обеспечению правопорядка и безопасности на указанных объектах.

При проверке документов у иностранных граждан и лиц без гражданства патрульный (постовой) обращает внимание на место и сроки действия регистрации паспорта, вида на жительство, наличие в документах (визе, свидетельстве о приглашении, виде на жительство) соответствующих отметок, подтверждающих законность их пребывания в данном населенном пункте. При выявлении иностранцев, не имеющих при себе документов, проживающих без регистрации, а также по просроченным документам, патрульный (постовой) сообщает об этом дежурному и действует в дальнейшем по его указанию.

В случае совершения правонарушения иностранными гражданами, пользующимися дипломатическим иммунитетом, патрульный (постовой) обязан пресечь на месте противоправные действия иностранца и зафиксировать их в установленном порядке, записать фамилию правонарушителя, номер документа, подтверждающего его личную неприкосновенность, затем, отпустив его, доложить о случившемся рапортом начальнику территориального органа внутренних дел.

В обеспечении правового положения иностранных граждан участвуют и другие службы и подразделения органов внутренних дел, среди которых можно выделить дорожно-патрульную службу Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ДПС ГИБДД). В ходе обеспечения безопасности дорожного движения сотрудники ДПС ГИБДД осуществляют проверку:

а) документов, удостоверяющих личность: дипломатическую (консульскую) или служебную карточки либо удостоверение личности, выдаваемое МИД России (сотрудникам, административно-техническому и обслуживающему персоналу иностранных посольств и консульств, а также сотрудникам международных организаций, аккредитованным при МИД России), заграничный паспорт с регистрацией в территориальном органе федеральной миграционной службы, гостиницах или принимающих организациях либо разрешение на постоянное проживание и вид на жительство установленного образца (иностранным гражданам и лицам без гражданства, постоянно или временно проживающим в Российской Федерации);

б) документов на право управления автомобилем: международное или национальное водительское удостоверение, соответствующее требованиям Конвенции о дорожном движении, принятой 8 ноября 1968 г. в г. Вене на Конференции Организации Объединенных Наций по дорожному движению и ратифицированной Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 апреля 1974 г., либо удостоверение, выданное подразделениями ГИБДД МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по субъектам Российской Федерации;

в) регистрационных документов на транспортное средство, а в случае ввоза транспортного средства на территорию Российской Федерации - разрешения таможенных органов;

г) документов на право пребывания на территории Российской Федерации и передвижения по районам с регламентированным посещением; при пребывании на территории Российской Федерации до шести месяцев - водительских удостоверений, соответствующих требованиям Конвенции о дорожном движении, или национальных, с заверенным в установленном порядке переводом; со сроком пребывания свыше шести месяцев - российского национального водительского удостоверения; въездной визы (автотуристам, в т.ч. водителям иностранных автобусов); разрешения органов внутренних дел с отметкой в визе, виде на жительство или миграционной карте; разрешения на перевозку груза (иностранным водителям грузовых автомобилей). При выявлении нарушений правил дорожного движения сотрудники ГИБДД в установленном порядке осуществляют производство по делам об административных правонарушениях.

В целом хотелось бы отметить, что паспортно-регистрационная система является одним из важных элементов в механизме выявления и розыска лиц, подозреваемых в совершении преступлений и административных правонарушений, скрывающихся от органов дознания, следствия, суда, а также уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.

По нашему мнению, в настоящее время самостоятельное осуществление функций ФМС России по осуществлению контроля и надзора за соблюдением правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда иностранных граждан через территорию России не представляется возможным <4>. Это связано с недостаточно развитой нормативно-правовой, организационной и материально-технической базой службы. При этом следует указать на широкий круг полномочий сотрудников полиции в сфере предупреждения, выявления и пресечения, применения мер принуждения, а также возбуждения дел об административных правонарушениях в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации, а также исполнения административных наказаний вплоть до реализации административного выдворения.

<4> Морукова А.А. О некоторых вопросах взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел / А.А. Морукова, С.В. Калинина // Миграционное право. 2012. N 3. С. 26.

Список литературы:

  1. Буренок Ф.В. О некоторых проблемах в деятельности участковых уполномоченных полиции, связанных с пребыванием трудовых мигрантов в жилом секторе городской инфраструктуры [Текст] // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. Хабаровск, 2012. N 2.
  2. Воронина О.В. О взаимодействии органов Федеральной миграционной службы России и участковых уполномоченных полиции в работе по пресечению нарушений правил миграционного учета иностранными гражданами [Текст] // Актуальные проблемы административного и административно-процессуального права: Материалы ежегод. всерос. науч.-практ. конф., посвящ. памяти д.ю.н., проф., заслуж. деятеля науки РФ В.Д. Сорокина (22 марта 2012 г.): В 2 ч. Ч. 2. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та МВД России, 2012. С. 180 - 182.
  3. Завьялов И.А. Преступления в сфере потребительского рынка, совершаемые мигрантами [Текст] // Миграционное право. 2012. N 3.
  4. Зуева А.С. О проведении XIII межвузовской научно-практической конференции курсантов, слушателей и студентов на тему: "Уголовно-правовые и экономические проблемы борьбы с экономическими преступлениями в условиях кризисов финансовых систем" [Текст] / А.С. Зуева, А.В. Михайлов // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. 2010. N 3.
  5. Морукова А.А. О некоторых вопросах взаимодействия Федеральной миграционной службы с органами внутренних дел [Текст] / А.А. Морукова, С.В. Калинина // Миграционное право. 2012. N 3.
  6. Мотрович И.Д. Вопросы совершенствования деятельности участковых уполномоченных полиции в области индивидуальной профилактики правонарушений на современном этапе развития органов внутренних дел [Текст] // Законность и правопорядок в современном обществе: Сб. материалов III Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2011.
  7. Пересадина О.В. Профессионально-этический стандарт общения сотрудников органов внутренних дел с иностранными гражданами и лицами без гражданства [Текст] // Правоохранительные органы: теория и практика. Екатеринбург, 2013. N 1. С. 139 - 140.
  8. Садрисламов А.К. Обеспечение общественной безопасности - социальная функция участкового уполномоченного ОВД [Текст] / А.К. Садрисламов, Б.Х. Фаткуллин // Роль юридической общественности в решении проблем обеспечения национальной безопасности: Материалы Всерос. науч.-практ. конф. Сибай: Изд-во ГУП РБ "СП", 2011.
  9. Сайфиева Ж.М. Контроль за пребыванием (проживанием) иностранных граждан и лиц без гражданства органами внутренних дел [Текст] // Научные исследования высшей школы: Сб. тез. докл. и сообщ. на итоговой науч.-практ. конф. (8 февр. 2011 г.). Тюмень: Изд-во Тюмен. юрид. ин-та МВД России, 2011. С. 20 - 22.