Мудрый Юрист

Модернизация пунктов пропуска через механизм государственно-частного партнерства

Архипов Леонид Николаевич, соискатель юридического факультета Тихоокеанского государственного университета.

В данной научной статье рассматриваются основные вопросы административно-правового регулирования деятельности органов государственной власти в лице как Федерального агентства по обустройству объектов государственной границы Российской Федерации (далее - Агентство Росграницы) и его структурных подразделений: Дальневосточного территориального управления Росграницы, Хабаровского филиала Федерального государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы", государственных контрольных органов в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, так и участия в строительстве пунктов пропуска коммерческими структурами через механизм государственно-частного партнерства.

Ключевые слова: Федеральное агентство по обустройству государственной границы (Росграница), пункты пропуска через государственную границу, государственные контрольные органы, модернизация пунктов пропуска, государственно-частное партнерство по строительству объектов на государственной границе.

Modernization of checkpoints through the system of state-private partnership

L.N. Arkhipov

Arkhipov Leonid Nikolaevich, the competitor in candidates of jurisprudence Pacific state University in Khabarovsk.

In this scientific article the main questions of administrative and legal regulation of activity of public authorities in the person as Federal agency on arrangement of objects of frontier of the Russian Federation (further - Rosgranitsa Agency) and its structural divisions are considered: Far East territorial administration of Rosgranitsa, the Khabarovsk branch of Federal public state institution "Management on Construction and Operation of Objects of Rosgranitsa", the government control bodies at check points through frontier of the Russian Federation, and an uchstistiya in construction of check points by commercial structures via the mechanism of state-private partnership.

Key words: Federal frontier arrangement agency (Rosgranitsa), check points through frontier, the government control bodies, modernization of check points, state-private partnership on building of objects on frontier.

Происходящее в Российской Федерации реформирование государственных органов управления, в т.ч. и в пограничной сфере, предопределяет необходимость проведения дальнейшего изучения и анализа содержания административно-правового регулирования в области обеспечения надлежащего функционирования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации. Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно высказывались о важности вопроса административно-правового регулирования пограничной деятельности в пунктах пропуска через государственную границу. На заседании Правительства Российской Федерации в 2007 г. В.В. Путин потребовал вывести из частной собственности все пункты пропуска на государственной границе, жестко разделив работу таможенных органов и бизнес-структур. Эксперты считают, что поставленную Президентом Российской Федерации задачу можно решить следующими способами: первое - построить для пограничной службы ФСБ России и Федеральной таможенной службы новые пропускные пункты либо выкупить у собственников здания пунктов пропуска через государственную границу, которые сейчас арендуют государственные контрольные органы; второе - перевести имущество в пунктах пропуска в государственную (федеральную) собственность в установленном законом порядке. Предоставление собственником имущества по договору безвозмездного пользования помещений для размещения государственных контрольных органов является вполне допустимым и в определенной степени оптимальным вариантом для бюджета - это третий путь решения задачи, поставленной Президентом Российской Федерации. Для управления деятельностью пунктов пропуска через государственную границу и координации работы государственных контрольных органов при Правительстве Российской Федерации в 2007 г. созданы Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (агентство Росграницы) и его структурные подразделения: территориальные управления Росграницы и Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы" <1>.

<1> О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Федер. закон от 22 авг. 2004 г. N 122-ФЗ (в ред. Федер. закона от 8 нояб. 2011 г. N 309-ФЗ) // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.

Проводимые Федеральным агентством Росграницы мероприятия ориентированы на модернизацию и современное техническое оснащение пунктов пропуска, а также, в соответствии с нормами действующего законодательства, призваны создать комфортные условия для граждан и участников внешнеэкономической деятельности при пересечении государственной границы, способствовать снижению напряженности в работе пунктов пропуска и тем самым - росту внешнеторгового оборота, развитию приграничных территорий, расширению культурных связей и взаимовыгодного сотрудничества между Российской Федерацией и другими странами. Формирование нового облика государственной границы Российской Федерации, отвечающего улучшению качества обслуживания участников внешнеэкономической деятельности и туристической сферы, решение вопросов функционирования пунктов пропуска, их обустройства, увеличения пропускной способности, а также перспектив развития не представляется возможным без систематического детального анализа состояния инфраструктуры и территорий, прилегающих к пунктам пропуска, ее совершенствования и модернизации, включая транспортную, инженерную (коммунальную), телекоммуникационную и таможенную составляющие <2>.

<2> О Государственной границе Российской Федерации: Закон от 1 апр. 1993 г. N 4730-1 (в ред. Федер. закона от 3 июня 2011 г. N 116-ФЗ) // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

Однако все оказалось не так просто. В настоящее время еще существуют определенные сложности и проблемы в реализации административно-правового регулирования деятельности государственных органов управления в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Теоретически порядок в пунктах пропуска должно навести государство в лице Федерального агентства по обустройству государственной границы.

Исторически сложилось так, что после распада СССР с 1991 г. государству пункты пропуска через государственную границу не принадлежали. Не принадлежат они государству и до сих пор, потому что национализация идет крайне медленно - выкупить сразу все имущество пунктов пропуска и транспортную инфраструктуру у государства не хватает средств. Так что собственниками пунктов пропуска через границу по-прежнему являются различные хозяйствующие субъекты и частные лица. Часть имущества "частных" пунктов пропуска интегрировано в транспортные объекты, в т.ч. морские порты, аэропорты и железнодорожные станции. Отдельные помещения таких пунктов пропуска "разбросаны" в зданиях общего назначения (терминалах), что, как правило, не позволяет сформировать из них отдельный объект. В итоге в Федеральном агентстве Росграницы пришли к выводу, что "присутствие частной собственности в пунктах пропуска сегодня представляется возможным" <3>. "На сегодняшний день развитие государственно-частного партнерства в сфере обустройства государственной границы и пунктов пропуска, с одной стороны, ограничено финансовыми возможностями инвесторов, и пробелами в законодательстве - с другой", - заявил руководитель Федерального агентства Росграницы в ходе пленарного заседания Совета руководителей территориальных торгово-промышленных палат России.

<3> О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах: Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 // СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046.

В настоящее время законодательством определено, что строительство или реконструкция пунктов пропуска осуществляется за счет средств федерального бюджета. Иные источники финансирования для этих целей, в т.ч. механизмы государственно-частного партнерства (далее - ГЧП), формально не предусмотрены. По мнению руководства Федерального агентства Росграницы, перспективность использования механизмов государственно-частного партнерства для модернизации объектов пунктов пропуска не вызывает сомнений, т.к. большинство объектов пунктов пропуска не отвечает современным требованиям.

Новая Федеральная целевая программа "Государственная граница Российской Федерации", проект которой разработан Федеральным агентством Росграницы, в настоящее время рассчитана на период с 2012 по 2020 г. <4>. Недостаточные объемы необходимых инвестиций в данную сферу в условиях ограниченного бюджетного финансирования сдерживают социально-экономическое развитие страны, т.к. не реализуется полностью ее колоссальный транзитный потенциал. Привлечение частных инвестиций при понятном и прозрачном механизме компенсации затрат и исчерпывающем механизме защиты прав инвестора позволит быстрее развивать данную сферу. Руководством Федерального агентства Росграницы было подчеркнуто, что инвестиции в инфраструктуру в условиях экономического кризиса в силу своей долгосрочности и гарантированности государством окажут стимулирующее воздействие на процессы восстановления экономики. Федеральное агентство Росграницы пытается разрешить эту проблему в рамках собственных инициатив, в т.ч. и законодательно.

<4> О Федеральном агентстве по обустройству Государственной границы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 окт. 2007 г. N 1359 // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5575.

Во-первых, Агентство Росграницы принимало активное участие в подготовке предложений к проекту Федерального закона N 213114-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой в первом чтении 17 ноября 2010 г. Данным дополнением к Закону "О государственной границе РФ" <5> предлагается расширить источники финансирования пунктов пропуска, допустив их строительство и реконструкцию за счет средств юридических лиц. Немаловажное значение имеет разработка проекта Закона "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" <6>. Законопроектом "Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации" регулируются основные условия и порядок заключения соглашений о государственно-частном партнерстве между публичными образованиями, т.е. Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями, с одной стороны, и индивидуальными предпринимателями, российскими и иностранными юридическими лицами (за исключением госпредприятий, госкомпаний и госкорпораций) - с другой. Законопроект предусматривает возможность передачи во владение или пользование частному партнеру имущества, а также прав использования результатов интеллектуальной деятельности, необходимых для реализации соглашения. При этом частный партнер должен принимать на себя обязательства по полному или частичному финансированию и эксплуатации или техническому обслуживанию объекта соглашения, а также одно или более из следующих обязательств: проектирование, создание, реконструкция объекта соглашения. Соглашением о государственно-частном партнерстве может быть предусмотрен переход права собственности на объект соглашения от одной его стороны к другой. Частные партнеры должны отбираться по конкурсу, порядок проведения которого определяется соответствующим публичным образованием (Российской Федерацией и субъектами РФ). Публичным партнерам будет предоставлено право осуществления контроля за соблюдением частным партнером условий соглашения о государственно-частном партнерстве. Законопроектом устанавливаются также гарантии прав и законных интересов частных партнеров, в т.ч. возможность изменения соглашений о государственно-частном партнерстве в случае изменения федерального и регионального законодательства, ухудшающего положение частного партнера, таким образом, чтобы имущественные и финансовые интересы частного партнера были соблюдены.

<5> О Государственной границе Российской Федерации: Закон от 1 апр. 1993 г. N 4730-1 (в ред. Федер. закона от 3 июня 2011 г. N 116-ФЗ) [Текст] // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 17. Ст. 594.
<6> Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации: проект Федер. закона N 238827-6 (ред., внесенная в Государственную Думу Федер. Собр. РФ) [Электронный ресурс] URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/462648/ (дата обращения: 13.05.2013).

Во-вторых, разработан проект Федерального закона "О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" <7>, в котором прямо предусматривается возможность использования механизмов государственно-частного партнерства для строительства пунктов пропуска. В настоящее время названный законопроект дорабатывается с учетом поступивших, в т.ч. от представителей бизнеса (авиа-, автоперевозчиков, ассоциации морских портов и т.д.), замечаний и предложений.

<7> О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: проект Федер. закона [Электронный ресурс] // URL: http://www.rosgranitsa.ru/node/215 (дата обращения: 14.06.2013).

В-третьих, Агентством Росграницы подготовлен проект международного Договора о пунктах пропуска через внешнюю границу государств - членов Таможенного союза, который одобрен на заседании Экспертной группы Комиссии Таможенного союза "Обустройство и оснащение пунктов пропуска на внешней границе государств - членов Таможенного союза", проходившем 14 - 15 декабря 2010 г. в г. Москве, и направлен в Комиссию Таможенного союза. Данным проектом международного договора также предусматривается возможность строительства (реконструкции) пунктов пропуска не только за счет средств бюджета, но за счет иных источников финансирования. Вместе с тем в названных законопроектах мы не можем детально регламентировать все процедуры и механизмы государственно-частного партнерства применительно к достаточно узкой сфере - обустройству пунктов пропуска. Это должно быть сделано в рамках общего для всех федеральных органов исполнительной власти закона о государственно-частном партнерстве, который расширит возможности применения Федерального закона "О концессионных соглашениях" <8>.

<8> Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 482 // СЗ РФ. 2008. N 28. Ст. 3381.

Законодательство прямо прописывает возможность строительства и эксплуатации автомобильных пунктов пропуска. Однако Закон "О концессионных соглашениях" предполагает, что объектом концессионного соглашения могут быть инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, к которым и относятся иные пункты пропуска. В данном случае у Федерального агентства Росграницы есть все законные основания по организации концессионного проекта. Закон устанавливает обязательство инвестора по строительству и эксплуатации объекта концессионного соглашения. При нашей широкой интерпретации положений Закона инвестор будет осуществлять строительство и содержание объекта концессионного соглашения, т.к. эксплуатация пропускного пункта будет осуществляться самим Агентством Росграницы. Это соответствует природе Закона. При этом Федеральному агентству Росграницы при структурировании проекта придется учитывать различные вопросы, которые могут влиять на реализуемость проекта. Среди таких вопросов - предоставление земельного участка, гарантия компенсационных платежей, покрытие инфляционных и, возможно, валютных рисков и др. Кроме того, Федеральное агентство Росграницы должно решить, будет ли оно само заниматься проектированием, или же проектирование будет частью работы инвестора. Немаловажным вопросом является принятие решения по реализации проекта, ведь такое решение должно быть принято Правительством Российской Федерации, которое уже, в свою очередь, может уполномочить Федеральное агентство Росграницы на организацию конкурса и иные действия. Что касается вопроса возврата государством денег инвестору, то обычно в мировой практике государство выплачивает компенсационные платежи, или т.н. "плату за доступность", однако наше действующее концессионное законодательство недостаточно проработано в этом направлении, хотя запреты по использованию таких платежей также отсутствуют. У потенциальных инвесторов должно быть понимание, что осуществление платежей со стороны государства будет гарантировано, а т.к. у нас государственный бюджет имеет трехлетний плановый период, который утверждается ежегодно, то, соответственно, на более длительный срок инвесторы потребуют дополнительных гарантий или обеспечений государства. Кроме того, у Федерального агентства Росграницы при структурировании проекта должно быть понимание, что срок такого проекта должен быть достаточно длительным, чтобы обеспечить сбалансированный поток платежей в пользу частного инвестора после того, как объект будет построен. При этом Федеральному агентству Росграницы необходимо иметь в виду, что инвесторы чаще всего для реализации таких проектов привлекают банковское финансирование, поэтому плата за доступность должна включать как минимум расходы инвестора на стадии строительства, расходы на содержание пункта пропуска, банковские проценты, прибыль самого инвестора, а также некоторые иные расходы, например инфляционные.

Использование механизмов государственно-частного партнерства для модернизации объектов пунктов пропуска на государственной границе не вызывает сомнений. Но действующий Закон от 1 апреля 1993 г. N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации" предусматривает, что строительство пунктов пропуска через государственную границу РФ является финансовым обязательством Российской Федерации, поэтому до момента принятия изменений в закон говорить о привлечении частных инвестиций невозможно <9>.

<9> О Государственной границе Российской Федерации: Закон от 1 апр. 1993 г. N 4730-1 (в ред. Федер. закона от 3 июня 2011 г. N 116-ФЗ) [Текст] // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 17. Ст. 594.

В ноябре 2010 г. проект Закона был принят в первом чтении с учетом комментариев, поступивших от Правительства РФ. Статья 12 Закона РФ "О Государственной границе Российской Федерации" была дополнена тем, что открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу) <10>.

<10> О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: проект Федер. закона [Электронный ресурс] // URL: http://www.rosgranitsa.ru/node/215 (дата обращения: 14.06.2013).

Соответственно, внедрение принципов государственно-частного партнерства в "нетипичную" для России сферу может произойти только после принятия соответствующих поправок в законодательство. Тем не менее предлагаемый текст закона имеет достаточное количество "пробелов", которые могут затруднить альянс государства и частного сектора при обустройстве государственной границы. Привлечение частных инвестиций в сложные проекты, связанные с развитием инфраструктуры, возможно только при понятном и прозрачном механизме компенсации затрат инвестора, экономически обоснованном распределении рисков участников государственно-частного партнерства проекта. За рубежом строительство зданий государственных учреждений и их последующее обслуживание уже давно отдано на откуп частным инвесторам. Наиболее типичный пример государственно-частного партнерства - Германия и Англия, где более 75% подобной инфраструктуры возводится в рамках государственно-частного партнерства, включая здания тюрем.

Для Российской Федерации выбор в пользу частных денег при строительстве государственных зданий, иной инфраструктуры может стать выгодным шагом, особенно с учетом бюджетного дефицита и недофинансирования значительного количества необходимых объектов. Однако без достаточной нормативной базы и четких сигналов от государства сдвиг в сторону государственно-частного партнерства может и не произойти. Известно, что дополнительно разработан проект Федерального закона "О пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" <11>, в котором прямо предусматривается возможность использования механизмов государственно-частного партнерства для строительства пунктов пропуска. Проект активно обсуждается с учетом мнения частного сектора. Вместе с тем оба проекта не предусматривают детальной процедуры и не обозначают конкретного механизма государственно-частного партнерства, который необходимо применять для привлечения бизнеса в строительство таких объектов. Очевидно, что в такой ситуации Федеральному агентству Росграницы необходимо учесть положительный опыт применения в России концессионного законодательства и разработать, в т.ч., изменения в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" <12>, который пока является единственным нормативным актом федерального уровня, в соответствии с которым возможна реализация проектов государственно-частного партнерства в России. Действующая редакция концессионного закона не предполагает, что пункты пропуска через госграницу могут быть построены на основе концессионного механизма. В то же время другого работающего инструмента федерального уровня государственно-частного партнерства в России пока нет, а опыт его применения уже позволяет говорить о привлекательности механизма для инвесторов. Концессия в т.ч. устанавливает понятные правила возврата вложенных средств инвестору, его права и гарантии. Важным является также и то, что объект концессии не принадлежит концессионеру, а сразу передается государству в собственность после его строительства и государственной регистрации. Согласно п. 20 и 21 Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. N 482, администрация пункта пропуска создается Агентством Росграницы в целях обеспечения функционирования (эксплуатации) пункта пропуска.

<11> То же.
<12> О концессионных соглашениях: Федер. закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ (в ред. от 25 апр. 2012 г.) // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3126; Российская газета. 2005. 26 июля; Парламентская газета. 2005. 5 авг.; http://www.consultant.ru/popular/o_koncessionnyh_soglashenijah/.

Таким образом, необходимость разработки проекта Федерального закона "О пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации" вызвана отсутствием в стране законодательных основ в указанной области. Разработка проекта Федерального закона "О пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" предусмотрена п. 71 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2010 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 2063-р.

Основной идеей проекта Федерального закона "О пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" является создание современной законодательной базы, устанавливающей эффективный механизм установления, открытия, функционирования (эксплуатации), строительства, реконструкции, закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации в соответствии с международными обязательствами Российской Федерации, отечественной и зарубежной практикой.

Целесообразность принятия самостоятельного федерального закона вызвана необходимостью комплексного урегулирования в одном акте круга общественных отношений, поскольку вопросы обустройства пунктов пропуска через государственную границу носят межотраслевой характер. Внесение изменений в отдельные законодательные акты не позволит обеспечить единство и системность регулирования указанных выше отношений.

Кроме того, т.к. в настоящее время в федеральном законодательстве урегулированы лишь отдельные вопросы обустройства пунктов пропуска через государственную границу, причем в основном на уровне подзаконных актов, представляется целесообразным: поднять на законодательный уровень регламентацию вопросов, устанавливающих правовой статус субъектов, участвующих в рассматриваемых отношениях, и вопросов, затрагивающих их права и интересы; гармонизировать российское законодательство с договорами с участием Российской Федерации, включая договоры, связанные с созданием Таможенного союза и обустройством его внешних границ; сформировать понятийный аппарат, устраняющий неопределенность в правовых предписаниях.

Предлагаемый законопроект определяет правовой режим пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и регулирует отношения, возникающие при установлении, открытии, строительстве, реконструкции, функционировании (эксплуатации), закрытии пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, а также устанавливает правовые основы государственного регулирования деятельности в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Одной из целей проекта Федерального закона "О пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации" является оптимизация затрат на обустройство пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и создание условий для государственно-частного партнерства при их строительстве и реконструкции, в связи с чем законопроектом предусматривается возможность и порядок привлечения частных капиталов при строительстве и реконструкции пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Законопроект содержит норму, согласно которой информация об установлении, строительстве (реконструкции), открытии, функционировании (эксплуатации), виде и классификации, закрытии пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, включая сведения о порядке осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, о режиме в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, является открытой и общедоступной, за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Список литературы:

  1. О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации": Федер. закон от 22 авг. 2004 г. N 122-ФЗ (в ред. Федер. закона от 8 нояб. 2011 г. N 309-ФЗ) [Текст] // СЗ РФ. 2004. N 35. Ст. 3607.
  2. О Государственной границе Российской Федерации: Закон от 1 апр. 1993 г. N 4730-1 (в ред. Федер. закона от 3 июня 2011 г. N 116-ФЗ) [Текст] // Ведомости Совета народных депутатов и Верховного Совета РФ. 1993. N 17. Ст. 594.
  3. О концессионных соглашениях: Федер. закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ (в ред. от 25 апр. 2012 г.) [Текст] // СЗ РФ. 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3126; Российская газета. 2005. 26 июля; Парламентская газета. 2005. 5 авг.; http://www.consultant.ru/popular/o_koncessionnyh_soglashenijah/.
  4. О пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации: проект Федер. закона [Электронный ресурс] // URL: http://www.rosgranitsa.ru/node/215 (дата обращения: 14.06.2013).
  5. Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации: проект Федер. закона N 238827-6 (ред., внесенная в Государственную Думу Федер. Собр. РФ) [Электронный ресурс] // URL: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/462648/ (дата обращения: 13.05.2013).
  6. О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах: Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. N 824 [Текст] // СЗ РФ. 2003. N 30. Ст. 3046.
  7. О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации: Указ Президента РФ от 11 окт. 2007 г. N 1359 [Текст] // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5575.
  8. О Концепции реализации государственной политики в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации: распоряжение Правительства РФ от 11 сент. 2008 г. N 1309-р [Текст] // СЗ РФ. 2008. N 32. Ст. 4334.
  9. О создании Федерального государственного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы": распоряжение Правительства РФ от 11 сент. 2008 г. N 1308-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от 22 дек. 2010 г. N 2357-р) [Текст] // СЗ РФ. 2008. N 37. Ст. 4229.
  10. О Федеральном агентстве по обустройству Государственной границы Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 1 нояб. 2007 г. N 734 (в ред. Постановления Правительства РФ от 13 окт. 2008 г. N 759) [Текст] // СЗ РФ. 2007. N 46. Ст. 5575.
  11. Об утверждении общих требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 25 дек. 2007 г. N 930 [Текст] // СЗ РФ. 2008. N 53. Ст. 6626.
  12. Об утверждении Правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации: Постановление Правительства РФ от 26 июня 2008 г. N 482 [Текст] // СЗ РФ. 2008. N 28. Ст. 3381.
  13. Об определении заказчика - застройщика по объектам Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации: Приказ Росграницы от 26 марта 2009 г. N 44 [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".