Мудрый Юрист

Дискриминация в области труда и занятий в Российской Федерации в свете конвенции о защите прав человека и основных свобод

Швецова Марина Вячеславовна, судья Яранского районного суда Кировской области, аспирант кафедры трудового права и права социального обеспечения Российской академии правосудия.

В работе рассмотрено правовое регулирование дискриминации в сфере труда и занятий в Российской Федерации в свете Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Анализируются мнения различных ученых по проблеме дискриминации, вносятся предложения по совершенствованию Трудового кодекса РФ.

Ключевые слова: дискриминация, Конституция РФ, Конвенция о защите прав человека и основных свобод, Конвенция ООН о правах инвалидов.

Discrimination in the sphere of labor and occupation in the Russian Federation in light of the Convention on Human Rights and Fundamental Freedoms

M.V. Shvetsova

The article considers the legal regulation of discrimination in employment and occupation in the Russian Federation in the context of the Convention on the protection of human rights and fundamental freedoms. Analyzed opinions of various scholars on the issue of discrimination, proposals on improvement of the Labour code of the Russian Federation.

Key words: discrimination, the Constitution of the Russian Federation, the Convention on the protection of human rights and fundamental freedoms, the UN Convention on the rights of persons with disabilities.

Общеправовой принцип запрещения дискриминации при осуществлении прав и свобод, включая запрет любых форм ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности, а также других обстоятельств (ч. 3 ст. 17, ч. 1 ст. 19 Конституции РФ), в полной мере распространяются на сферу трудовых отношений.

Символично, что ООН в 2009 г. определила основную тему Дня прав человека, ежегодно празднуемого 10 декабря, как "Недискриминация", а в 2010 г. - "Правозащитники во всем мире, борющиеся за искоренение дискриминации" <1>.

<1> URL: http://www.un.org/ru.

Запрещение дискриминации является одним из основополагающих принципов трудового права, который закреплен в Декларации об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятой международной организацией труда 18.06.1988 <2>.

<2> Российская газета. 1998. 16 декабря. N 238.

Вместе с тем гарантированное ч. 3 ст. 37 Конституции РФ право каждого на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации не содержит расшифровки дефиниции "дискриминация".

Следует отметить, что небесспорным является высказывание Л.В. Алексеевой о том, что, как известно, Основным Законом РФ является Конституция РФ <3>, ибо сама Конституция РФ 1993 года, в отличие от Конституции РСФСР 1978 года, такого понятия не содержит.

<3> Алексеева Л.В. Обращения в международные организации и суды российских граждан по защите трудовых прав и свобод // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 57.

Запрещение дискриминации содержится в ст. 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее - Конвенция) <4>, которая корреспондирует со ст. 19 Конституции РФ: пользование правами и свободами, признанными в настоящей Конвенции, должно быть обеспечено без какой бы то ни было дискриминации по признаку пола, расы, цвета кожи, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, принадлежности к национальным меньшинствам, имущественного положения, рождения или по любым иным признакам.

<4> Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 2. Ст. 163.

Однако, как пишет М. Де Сальвиа, ни Конвенция, ни ее Протоколы не гарантируют как таковое общее право на отсутствие дискриминации. На самом деле ст. 14 Конвенция запрещает, чтобы лица подвергались дискриминации, но только в пользовании правами и свободами, признанными в Конвенции, включая действующие Протоколы, в той мере, в какой последние были ратифицированы Договаривающимися Государствами. Таким образом, ст. 14 Конвенции может быть рассмотрена только совместно с другими нормативными положениями Конвенции, которые она должна дополнять в данном случае <5>.

<5> Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящиеся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 гг. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 740.

При всем при этом само содержание понятия "дискриминация" Конвенция и Протоколы к ней, являющиеся в силу положений ст. 15 Конституции РФ составной частью российской правовой системы, также не раскрывают.

Следует отметить, что Протокол N 12 к Конвенции <6>, вступивший в силу 01.04.2005, подписанный Россией 04.11.2000 <7>, но до настоящего времени ею не ратифицированный, в корне меняет концепцию ст. 14 Конвенции. Статья 1 Протокола N 12 предусматривает общее запрещение дискриминации в пользовании фактически любым правом, признанным национальным законом, и запрещает любую дискриминацию со стороны публичной власти.

<6> СПС "КонсультантПлюс".
<7> Распоряжение Президента Российской Федерации от 31.10.2000 N 476-рп // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 45. Ст. 4458.

Таким образом, из текста ст. 14 Конвенции в новой редакции следует, что гарантируется защита от всех видов дискриминации независимо от того, признаны ли данные права в Конвенции или это иные права. Следовательно, жалоба, предметом которой являлась дискриминация, из дополнительной становится самостоятельной.

Безусловно, скорейшая ратификация названного Протокола N 12 к Конвенции увеличит в Российской Федерации гарантии защиты от дискриминации, в т.ч. в сфере трудовых и иных связанных с ними правоотношений.

Впервые определение дискриминации в сфере труда дано в ст. 1 Конвенции N 111 МОТ "Относительно дискриминации в области труда и занятий" <8>:

<8> Принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-й сессии Генеральной конференции МОТ, ратифицированной Указом Президиума ВС СССР от 31.01.1961 и вступившей в силу для СССР в соответствии с частью 3 статьи 8 данной Конвенции через двенадцать месяцев после даты регистрации его документа о ратификации - с 4 мая 1962 года // Ведомости ВС СССР. 1961. 1 ноября. N 44. С. 448.

"1. В целях настоящей Конвенции термин "дискриминация" включает:

a) всякое различие, недопущение или предпочтение, проводимое по признаку расы, цвета кожи, пола, религии, политических убеждений, иностранного происхождения или социального происхождения, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей или обращения в области труда и занятий;

b) всякое другое различие, недопущение или предпочтение, приводящее к уничтожению или нарушению равенства возможностей в области труда и занятий, определяемое соответствующим членом по консультации с представительными организациями предпринимателей и трудящихся, где таковые существуют, и с другими соответствующими органами.

  1. Любое различие, недопущение или предпочтение в отношении определенной работы, основанной на специфических требованиях таковой, не считается дискриминацией...".

ТК РФ, исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией РФ, в числе основных принципов правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений установил: запрет дискриминации в сфере труда; обеспечение равенства возможностей работников без всякой дискриминации на продвижение по работе с учетом производительности труда, квалификации и стажа работы по специальности (ст. 2).

Статья 3 ТК РФ, раскрывая принцип запрещения дискриминации в сфере труда, декларирует, что каждый имеет равные возможности для реализации своих трудовых прав.

Та же статья гарантирует, что никто не может быть ограничен в трудовых правах и свободах или получать какие-либо преимущества в зависимости от пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам (выделено мной. - М.Ш.), а также от других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работника (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 162-ФЗ) <9>.

<9> Федеральный закон от 02.07.2013 N 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2013. 5 июля. N 145.

Статья 64 ТК РФ, именуемая "Гарантии при заключении трудового договора", в ч. 1 запрещает необоснованный отказ в заключении трудового договора.

Разделяя мнение Е.А. Ершовой, полагаю ст. 64 ТК РФ точнее назвать "Трудовые споры, связанные с заключением трудового договора", ибо суды рассматривают споры, связанные не с "необоснованностью", а с нарушением трудовых прав и защищаемых законом интересов, соответственно, и ч. 1 необходимо изложить в следующей редакции: "Запрещается отказ в заключении трудового договора, нарушающий трудовые права и защищаемые законом интересы граждан" <10>.

<10> Ершова Е.А. Трудовое право в России / Рос. акад. правосудия. М.: Статут, 2007. С. 299.

Кроме того, той же статьей установлен запрет на какое бы то ни было прямое или косвенное ограничение прав или установление прямых или косвенных преимуществ при заключении трудового договора в зависимости в том числе от принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам (выделено мной. - М.Ш.), а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, за исключением случаев, в которых право или обязанность устанавливать такие ограничения или преимущества предусмотрены федеральными законами (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 162-ФЗ).

Учитывая, что на практике в соответствии с правовой позицией Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п. 10 Постановления от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", вопрос о наличии дискриминации при трудоустройстве (отказе в заключении трудового договора) решается судом <11>, установление на законодательном уровне дефиниции "дискриминация" в соответствии с международными правовыми актами в сфере трудовых и иных связанных с ними правоотношений является на сегодняшний день необходимой и адекватной мерой.

<11> СПС "КонсультантПлюс".

В настоящей работе хотелось бы остановиться на проблеме дискриминации труда такой социальной группы, как инвалиды, которая на современном рынке труда сегодня весьма актуальна для России. Как обоснованно пишет Л.И. Рогавичене, самая распространенная форма дискриминации лиц с ограниченной трудоспособностью проявляется при приеме на работу. Данные МОТ свидетельствуют о том, что в большинстве развивающихся стран уровень безработицы среди людей с ограниченной трудоспособностью достигает 80% и более. Численность инвалидов в России ежегодно увеличивается - за последние десять лет этот показатель вырос более чем вдвое (12 млн. человек, 49% из них - в трудоспособном возрасте) <12>.

<12> Рогавичене Л.И. Дискриминация на рынке труда современной России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. С. 122 - 123.

По мнению Н.А. Деменевой, защитить данную категорию от дискриминации на работе крайне сложно из-за пробелов в уголовно-процессуальном и гражданско-процессуальном законодательстве <13>.

<13> Деменева Н.А. Проблемы запрещения дискриминации в сфере наемного труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 1. С. 48.

Как правило, отказ работодателей в приеме на работу не связан с деловыми качествами претендента на вакантную должность (например, большой физической выносливостью), они просто не выражают желания вступать в трудовые правоотношения с данной категорией людей, полагая, что инвалидность может отразиться на качестве выполняемой ими работы.

В этой связи особенно актуально то, что вступившая в силу для России 25.10.2012 Конвенция ООН о правах инвалидов <14>, которую Российская Федерация подписала 24.09.2008 <15>, ратифицировала Федеральным законом от 03.05.2012 N 46-ФЗ <16>, в частности, предусматривает:

<14> Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 6. Ст. 468.
<15> Распоряжение Президента Российской Федерации от 05.08.2008 N 450-рп // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 32. Ст. 3785.
<16> Федеральный закон от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" // Российская газета. 2012. 5 мая. N 100.

"Статья 5. Равенство и недискриминация

  1. Государства-участники запрещают любую дискриминацию по признаку инвалидности и гарантируют инвалидам равную и эффективную правовую защиту от дискриминации на любой почве...

Статья 27. Труд и занятость

  1. Государства-участники признают право инвалидов на труд наравне с другими; оно включает право на получение возможности зарабатывать себе на жизнь трудом, который инвалид свободно выбрал или на который он свободно согласился, в условиях, когда рынок труда и производственная среда являются открытыми, инклюзивными и доступными для инвалидов. Государства-участники обеспечивают и поощряют реализацию права на труд, в т.ч. теми лицами, которые получают инвалидность во время трудовой деятельности, путем принятия, в т.ч. в законодательном порядке, надлежащих мер, направленных, в частности, на следующее:

a) запрещение дискриминации по признаку инвалидности в отношении всех вопросов, касающихся всех форм занятости, включая условия приема на работу, найма и занятости, сохранения работы, продвижения по службе и безопасных и здоровых условий труда".

Представляется, что принятие Россией международных обязательств и стандартов, предусмотренных Конвенцией, позволит включить их в национальное законодательство, обеспечив меры по устранению дискриминации инвалидов.

Так, например, в целях реализации положений названной Конвенции ООН принятый ФЗ от 02.07.2013 N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" <17>, вступивший в силу 14.07.2013, регламентирует: "работодателям, численность работников которых превышает 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере от 2 до 4 процентов среднесписочной численности работников. Работодателям, численность работников которых составляет не менее чем 35 человек и не более чем 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации может устанавливаться квота для приема на работу инвалидов в размере не выше 3 процентов среднесписочной численности работников".

<17> Российская газета. 2013. 5 июля. N 145.

В настоящее время на рассмотрение в Государственную Думу РФ внесен проект ФЗ "О внесении изменения в статью 21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", которым предлагается дополнить ее предложением: "Законодательством субъекта Российской Федерации может быть установлен порядок определения квоты для приема на работу инвалидов" <18>.

<18> URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/Spravka)?OpenAgent&RN=355954-6&11.

Данный проект закона представляется оправданным в связи с тем, что ФЗ прямой нормы об установлении законодательством субъектов РФ порядка (механизма) определения квоты для трудоустройства инвалидов не содержит, законопроектом предлагается законодательно закрепить это право за субъектом РФ.

В заключение хотелось бы вспомнить цитату Президента Российской Федерации В.В. Путина из статьи "Сирийская альтернатива", опубликованную в американской газете "Нью-Йорк таймс" 12.09.2013, когда, полемизируя с президентом США Б. Обамой, предпринявшим в обращении к нации от 10.09.2013 попытку обосновать исключительность американской нации, Президент Российской Федерации выразил опасение "закладывать в головы людей идею об их исключительности, чем бы это ни мотивировалось. Мы разные, но когда мы просим Господа благословить нас, мы не должны забывать, что Бог создал нас равными" <19>.

<19> URL: http://kremlin.ru/news/19205.

Литература

  1. URL: http://www.un.org/ru - официальный сайт ООН.
  2. Декларация об основополагающих принципах и правах в сфере труда, принятая МОТ 18.06.1988 // Российская газета. 1998. 16 декабря. N 238.
  3. Алексеева Л.В. Обращения в международные организации и суды российских граждан по защите трудовых прав и свобод // Трудовое право в России и за рубежом. 2012. N 1. С. 57 - 60.
  4. Конвенция о защите прав человека и основных свобод // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 2. Ст. 163.
  5. Де Сальвиа М. Прецеденты Европейского суда по правам человека. Руководящие принципы судебной практики, относящиеся к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Судебная практика с 1960 по 2002 гг. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 1072 с.
  6. Протокол N 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод // СПС "КонсультантПлюс".
  7. Распоряжение Президента РФ от 31.10.2000 N 476-рп "О подписании Протокола N 12 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2000. N 45. Ст. 4458.
  8. Конвенция N 111 МОТ "Относительно дискриминации в области труда и занятий" (принята в г. Женеве 25.06.1958 на 42-й сессии Генеральной конференции МОТ) // Ведомости ВС СССР. 1961. N 44. Ст. 448.
  9. Указ Президиума ВС СССР от 31.01.1961 "О ратификации конвенций Международной организации труда (МОТ)" // СПС "КонсультантПлюс".
  10. Федеральный закон от 02.07.2013 N 162-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О занятости населения в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" // Российская газета. 2013. 5 июля. N 145.
  11. Ершова Е.А. Трудовое право в России / Рос. акад. правосудия. М.: Статут, 2007. 620 с.
  12. Постановление Пленума ВС РФ от 17.03.2004 N 2 (ред. от 28.09.2010) "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" // СПС "КонсультантПлюс".
  13. Рогавичене Л.И. Дискриминация на рынке труда современной России: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. СПб., 2009. 225 с.
  14. Деменева Н.А. Проблемы запрещения дискриминации в сфере наемного труда // Трудовое право в России и за рубежом. 2013. N 1. С. 45 - 48.
  15. Конвенция ООН о правах инвалидов // Собрание законодательства Российской Федерации. 2013. N 6. Ст. 468.
  16. Распоряжение Президента Российской Федерации от 05.08.2008 N 450-рп "О подписании Конвенции о правах инвалидов" // Собрание законодательства Российской Федерации. 2008. N 32. Ст. 3785.
  17. ФЗ от 03.05.2012 N 46-ФЗ "О ратификации Конвенции о правах инвалидов" // Российская газета. 2012. 5 мая. N 100.
  18. ФЗ от 02.07.2013 N 183-ФЗ "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // Российская газета. 2013. 5 июля. N 145.
  19. URL: http://asozd2.duma.gov.ru/main.nsf/Spravka)?OpenAgent&RN= 355954-6&11 - официальный сайт ГД РФ.
  20. URL: http://kremlin.ru/news/19205 - официальный сайт Президента Российской Федерации.