Мудрый Юрист

Автопоезд, буксировка и ОСАГО

Танага Андрей Николаевич, доцент кафедры гражданского права ФГБОУ ВПО "КубГАУ", кандидат юридических наук.

В статье рассматриваются проблемы применения законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств при причинении вреда автопоездом третьим лицам либо одним элементом автопоезда другому, т.к. каждый из них является самостоятельным транспортным средством, требующим заключения отдельных договоров страхования. Также изложены аналогичные проблемы при буксировке транспортных средств.

Ключевые слова: буксировка, автопоезд, ОСАГО.

Transporter train, tow and Compulsory Motor Insurance

A.N. Tanaga

Tanaga Andrej Nikolaevich, assistant professor of the Chair of Civil Law of the Federal State Budgetary Educational Establishment of Higher Professional Education Kuban State Agrarian University, candidate of juridical sciences.

This article discusses the problem of application of the legislation on compulsory insurance of civil liability of vehicle owners with causing harm to a third party or a ground element combination to another, since each of them is an autonomous vehicle, calling for individual insurance contracts. Also describes a similar problem when towing vehicles.

Key words: tow, transporter train, Compulsory Motor Insurance.

Постановка проблемы

В последние годы одной из актуальных проблем обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств является причинение вреда автопоездом третьим лицам либо одним элементом автопоезда другому. Как в системе судов общей юрисдикции, так и в арбитражных судах в последние годы неоднократно ставилась задача получить однозначные ответы на данные вопросы.

Корнем проблемы является признание законодательством каждого элемента автопоезда самостоятельным (в правовом смысле) транспортным средством, требующим заключения отдельных договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее по тексту - ОСАГО).

Термин "автопоезд" употребляется в данной статье в значении, определяемом пунктом 1.2 Правил дорожного движения <1> как "механическое транспортное средство, сцепленное с прицепом (прицепами)".

<1> Правила дорожного движения Российской Федерации: утв. Постановлением Совета Министров - Правительства РФ от 23 окт. 1993 г. N 1090 в ред. Постановления Правительства РФ от 28 марта 2012 г. N 254 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1993. N 47. Ст. 4531; СЗ РФ. 1998. N 45. Ст. 5521; 2000. N 18. Ст. 1985; 2001. N 11. Ст. 1029; 2002. N 9. Ст. 931; N 27. Ст. 2693; 2003. N 20. Ст. 1899; N 40. Ст. 3891; 2005. N 52. Ст. 5733; 2006. N 11. Ст. 1179; 2008. N 8. Ст. 741; N 17. Ст. 1882; 2009. N 2. Ст. 233; 2010. N 9. Ст. 976; N 20. Ст. 2471; 2011. N 42. Ст. 5922; 2012. N 1. Ст. 154; N 15. Ст. 1780 (далее по тексту - Правила дорожного движения).

Транспортное средство определяется как устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем <2>.

<2> Статья 1 Федерального закона от 25 апр. 2002 г. в ред. Федерального закона от 28 июля 2012 г. N 131-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" // СЗ РФ. 2002. N 18. Ст. 1720; N 52 (ч. 1). Ст. 5132; 2003. N 26. Ст. 2566; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 25; N 23. Ст. 2311; N 30 (ч. 1). Ст. 3114; 2006. N 48. Ст. 4942; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 29; N 49. Ст. 6067; 2008. N 20. Ст. 2258; N 30. Ст. 3616; N 52. Ст. 6236; 2009. N 1. Ст. 17; N 9. Ст. 1045; N 49. Ст. 6067; N 52. Ст. 6420, 6438; 2010. N 6. Ст. 565; N 17. Ст. 1988; 2011. N 27. Ст. 3881; N 49. Ст. 7040; 2012. N 31. Ст. 4320 (далее по тексту - Закон об ОСАГО); Пункт 1.2 Правил дорожного движения; Пункт 4 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств: утв. Постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 г. N 263 в ред. Постановления Правительства РФ от 30 дек. 2011 г. N 1245 // СЗ РФ. 2003. N 20. Ст. 1897; 2006. N 36. Ст. 3833; N 52. Ст. 5593; 2007. N 26. Ст. 3193; 2008. N 9. Ст. 862; N 14. Ст. 1409; 2009. N 33. Ст. 4085; 2011. N 11. Ст. 5922; 2012. N 3. Ст. 444.

Разновидностью транспортного средства, не оборудованной двигателем и предназначенной для движения в составе с механическим транспортным средством, является прицеп (полуприцеп или прицеп-роспуск).

Таким образом, автопоезд представляет собой совокупность не менее двух транспортных средств, одновременно участвующих в движении и оказывающих неизбежные взаимные физические воздействия.

Одним из основных принципов ОСАГО является всеобщность и обязательность страхования гражданской ответственности владельцами транспортных средств (ст. 3 Закона об ОСАГО). Соответственно, и в отношении тягача, и в отношении прицепа (любого вида) необходимо заключить самостоятельные договоры ОСАГО (как с одним, так и с разными страховщиками).

В дорожном движении автопоезд участвует как единое целое. Соответственно, сложности правовой квалификации могут возникнуть при причинении вреда автопоездом третьим лицам.

Причинение вреда автопоездом третьим лицам

Если договоры ОСАГО заключены владельцем автопоезда с одним страховщиком, проблема не возникает, т.к. он осуществит выплату страхового возмещения. А проблемой может стать именно определение страховой организации, обязанной произвести страховую выплату, что происходит при наличии договоров ОСАГО с разными страховщиками.

Если автопоездом причинен вред третьему лицу - владельцу источника повышенной опасности (чаще всего это столкновения с автомобилями), то на основании общих норм о деликтах определяется причинитель вреда, на страховщика которого будет возложена обязанность произвести страховую выплату.

Верховный Суд РФ указал, что "при совместной эксплуатации тягача и прицепа в составе автопоезда вред в результате дорожно-транспортного происшествия будет считаться причиненным посредством обоих транспортных средств" <3>.

<3> Вопрос 3 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2012 года: утв. Президиумом Верховного Суда РФ 20 июня 2012 г. [Электронный ресурс] // СПС "КонсультантПлюс".

Далее Верховный Суд РФ позволяет квалифицировать данный долг как возникший в рамках долевого деликтного обязательства. Таковым оно будет в случаях заключения договоров ОСАГО как с разными страховщиками, так и с одним, т.к. выплаты должны будут производиться по разным обязательствам. Конечно, размер долей будет определяться в каждом случае с учетом конкретных обстоятельств дела.

Изложенное касается лишь случаев столкновения автопоезда с другим транспортным средством или прочим взаимодействием с иными источниками повышенной опасности, т.е. при применении принципа вины (абз. 2 п. 3 ст. 1079, ст. 1064 ГК РФ).

Если же автопоездом причинен вред иному объекту (не являющемуся источником повышенной опасности), то на страховщиков всех участвовавших в ДТП транспортных средств возлагается посредством п. 1 и абз. 1 п. 3 ст. 1079 ГК РФ солидарная обязанность произвести страховую выплату. Исполнение последней производится по правилам ст. 322 и 323 ГК РФ.

Долевая, или солидарная обязанность не возникает лишь при причинении вреда в результате самостоятельного движения тягача независимо от прицепа или прицепа независимо от тягача. В этом случае выплату производит лишь страховщик причинителя вреда.

Буксировка

Не является автопоездом сцепка механических транспортных средств (в автопоезде - механическое транспортное средство с прицепом) для буксировки одного другим (буксировка двух и более транспортных средств запрещена п. 20.4 Правил дорожного движения). Каждое механическое транспортное средство приводится в действие собственным двигателем, буксировка же требует тягового усилия буксирующего транспортного средства по передвижению буксируемого.

При буксировке каждое транспортное средство сохраняет юридическую самостоятельность друг по отношению к другу.

Иногда сцепка (гибкая или жесткая) разрывается и происходит столкновение участвующих в буксировке автомобилей, вызывающее механические повреждения каждого. Так как налицо взаимодействие источников повышенной опасности, отношения из причинения вреда подчиняются правилам генерального деликта (ст. 1064 ГК РФ).

В практике ставится проблема определения именно обязанного по ОСАГО страховщика: застраховавшего ответственность владельца буксируемого или буксирующего автомобиля.

В конце 2009 г. данный вопрос был вынесен на Научно-консультативный совет при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа. Во избежание обвинений в неправильном толковании вывода приведем полный его текст: "Страховое возмещение должна выплатить страховая компания, в которой застрахована ответственность владельца буксируемого автомобиля, т.к. по полису ОСАГО собственника буксируемого автомобиля считается застрахованной также гражданская ответственность любого законного владельца, в т.ч. владельца основного транспортного средства, к которому на жесткой сцепке присоединен буксируемый автомобиль. Страховой случай имеет место, поскольку вред причинен другому лицу при использовании транспортного средства, поэтому возникла обязанность страховой компании осуществить страховую выплату" <4>.

<4> Справочные материалы к заседанию научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа 27 нояб. 2009 г. (Вопрос 12). Ставрополь, 2009. С. 28 - 29.

Примечательно, что сам вопрос ставился о выборе обязанного страховщика по ОСАГО, а не по иному виду страхования! Для опровержения рекомендованного судам вывода необходимо обратиться к классификации видов страхования. ОСАГО относится к имущественному страхованию, представленному в отечественном гражданском праве тремя видами: страхованием имущества, гражданской ответственности и предпринимательских рисков. Само название относит его ко второму виду, а последний делится на страхование деликтной ответственности (ст. 931 ГК РФ) и страхование ответственности договорной (ст. 932 ГК РФ).

В силу п. 1 ст. 6 Закона об ОСАГО объектом обязательного страхования являются имущественные интересы, связанные с риском гражданской ответственности владельца транспортного средства по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу потерпевших при использовании транспортного средства на территории Российской Федерации. Таким образом, ОСАГО представляет собой разновидность страхования деликтной ответственности, возникающей при внедоговорном нарушении абсолютных прав, повлекшем возникновение вреда. Таким образом, по договорам ОСАГО может быть застрахована лишь ответственность, возникающая на основании норм гл. 59 ГК РФ.

Теперь необходимо определить правовую природу отношений по буксировке. Анализ системы юридических фактов, которые могут служить основаниями возникновения гражданских прав и обязанностей (ст. 8 ГК РФ), приводит к однозначному выводу о возможности возникновения буксировочного правоотношения исключительно на основании соглашения сторон - гражданско-правового договора (буксировки). Данный договор прямо не закреплен в Гражданском кодексе РФ, но известен в системе транспортных соглашений.

Нормы о деликтной ответственности (гл. 59 ГК РФ) не применяются к договорным отношениям, за исключением случаев т.н. "ответственности продуцента" (§ 3 гл. 59 ГК РФ).

Ответственность сторон любого договора, в т.ч. договора буксировки, в рамках относительного правоотношения контрагентов строится на нормах гл. 25 ГК РФ. Такая ответственность называется в гражданском праве договорной, страхование риска наступления которой осуществляется на основании ст. 932 ГК РФ.

ОСАГО представляет собой разновидность страхования риска деликтной ответственности, возникающей при внедоговорном причинении вреда.

Соответственно, в силу того, что при буксировке отношения сторон всегда основаны на договоре, при причинении вреда в рамках отношений "буксир - буксируемый" (т.е. если речь не идет о причинении вреда третьим лицам) деликтное правоотношение возникнуть не может. На отношения страхования риска договорной ответственности действие законодательства об ОСАГО не распространяется. Страховой случай по ОСАГО в последнем примере не наступил. Соответственно, в ответе на поставленный вопрос о страховой компании, которая будет обязана произвести выплату по договору ОСАГО, следует сказать, что ни страховая компания буксира, ни страховая компания буксируемого не должны выплачивать страховое возмещение по ОСАГО.

Конечно, в рамках одной статьи невозможно изложить все аспекты участия автопоездов и буксиров в правоотношениях по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, поэтому представлены лишь наиболее актуальные и злободневные.

Список литературы

  1. Справочные материалы к заседанию научно-консультативного совета при Федеральном арбитражном суде Северо-Кавказского округа 27 нояб. 2009 г. [Текст] Ставрополь, 2009. С. 28 - 29.