Мудрый Юрист

Концепция транзитного потенциала автотранспортной системы региона

Тохиров Тохиржон Исломжонович, ассистент кафедры автомобили и управление на транспорте политехнического института Таджикского технического университета имени академика М.С. Осими.

В статье рассматривается транзитный потенциал автотранспортной системы региона, выделены основные факторы, влияющие на степень загрузки автотранспортной системы Таджикистана транзитными грузопотоками, такие как геоэкономические, геополитические, инфраструктурные, технологические и логистического сервиса.

Ключевые слова: автотранспортная система, транзитный потенциал, геоэкономический, геополитический, инфраструктурный, технологический, логистический сервис.

Building concept of transit road transport system region

T.I. Tokhirov

Tokhirov Tokhirzhon Islomzhonovich, assistant of the Chair of Motor Vehicles and Management on Transport of Khujand Polytechnic Institute of Tajik Technical University by Academician M.S. Osimi.

The article discusses the transit potential of the road transport system in the region, and the main factors influencing the degree of utilization of the road transport system in Tajikistan transit cargo flows, such as geo-economic, geo-political, infrastructural, technological and logistic services.

Key words: transportation system, transit potential, geo-economic, geo-political, infrastructural, technological, logistic service.

Автотранспортная система Таджикистана является местом пересечения потоков международной торговли. Стратегическое месторасположение Республики Таджикистан служит мостом для транзита товаров и услуг между Китаем, Центральной Азией и странами Южной Азии и Ближнего Востока. Будучи страной, не имеющей выхода к морю и зависимой от трансграничного и транспортного доступа, Таджикистан граничит с Китаем, Кыргызстаном, Узбекистаном и Афганистаном. Ваханский коридор длиной всего 20 км отделяет Таджикистан от Пакистана.

Несмотря на свой гористый рельеф, Таджикистан располагает системой автодорожных транспортных артерий, состоящей из 17 дорог международного значения и более 80 автодорог государственного и местного значения, которые связывают Таджикистан с соседними странами.

Через республику проходят три азиатские магистрали (АМ) (рис. 1). Душанбе является центральной точкой и узлом коммуникаций для всех магистральных маршрутов. АМ-7 простирается с севера на юг и служит окном в Южную Азию через Афганистан. АМ-65 простирается с востока на запад, связывая таджикско-кыргызские и таджикско-узбекские автодорожные сети. АМ-66 пролегает через центр республики до Душанбе и уходит вверх по направлению к таджикско-китайской границе на перевале Кулма, являясь самой длинной автодорожной артерией республики.

Рис. 1. Азиатские автомобильные дороги Таджикистана

В 1990-е гг. страны Центральной Азии, не имеющие выхода к морю, стала беспокоить их изоляция от крупных региональных рынков, особенно Южной Азии и Ближнего Востока. Эта изоляция сопровождалась региональной политической нестабильностью, что в сочетании со слабой инфраструктурой и неадекватными регулятивными инструментами и институтами являло собой депрессивную ситуацию в этом регионе.

Различные исследования в области международной торговли и перевозок указывают на важность развития инфраструктуры как предпосылки для роста отрасли транзитных перевозок и более низких затрат на перевозки. Затраты на перевозку срединной страны, не имеющей выходов к морю, такой как Таджикистан, на 50% выше, чем срединного прибрежного государства. Выяснилось, что улучшение инфраструктуры на одно стандартное отклонение уменьшает транспортные затраты на сумму, эквивалентную сокращению 6500 морских километров, или 1000 км наземного проезда.

В Таджикистане развиты и успешно эксплуатируются все основные виды транспорта общего пользования: железнодорожный, воздушный, автомобильный и трубопроводный. В современных условиях расходы на транспорт и коммуникации падают, поток информации и технологий через границы увеличивается, национальные инфраструктуры становятся все более похожими друг на друга, а торговые и инвестиционные барьеры - все более низкими. Результатом этих и им подобных процессов становится явный рост объемов международной торговли и международных инвестиций [2, с. 280].

Расширение рынков сбыта и международное разделение труда усилили территориальный разрыв между местами производства и потребления товаров и привели к существенному росту объемов и номенклатуры транснациональных грузопотоков. В этих условиях деятельность транспорта становится также глобальной: усиливается взаимодействие всех видов транспорта на всем протяжении цепи поставок продукции; происходит интеграция транспортных систем отдельных стран в единую мировую транспортную систему, обслуживающую потоки грузов между странами и континентами; разрабатываются единые международные требования и стандарты к техническим параметрам транспортных средств и оборудования. В аспекте глобализации мировой экономики представляет интерес для изучения концепция транзитного потенциала транспортного комплекса. Эта задача приобрела особую актуальность в связи с вступлением Республики Таджикистан во Всемирную торговую организацию. Таджикистан занимает уникальное географическое положение.

Необходимость концептуализации теории транзитного потенциала имеет большое практическое значение для решения задач в области развития транспортно-технологической инфраструктуры. Методологические разработки по данной проблеме могут быть использованы в качестве основы при формулировании приоритетных направлений государственной транспортной политики, обеспечивающей развитие транзитного потенциала транспортного комплекса Таджикистана, а также при формировании системы программных мероприятий, непосредственно связанных с реализацией важнейших проектов развития инфраструктуры. Под транзитом понимается перемещение через территорию страны грузов третьих стран под контролем таможенных органов без взимания таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам мер государственной экономической политики. Транзит рассматривается в качестве разновидности экспорта транспортных услуг, предоставляемых национальными компаниями грузовладельцу и перевозчику при следовании груза и транспортного средства по территории Таджикистана. Набор этих услуг зависит от уровня развития отечественной товаропроводящей сети и ее качества. Прежде всего, это услуги перевозчиков, экспедиторов, связистов и т.п. Кроме того, транзит способствует развитию различных сопутствующих услуг: заправка транспортных средств топливом; торговля питанием; ремонт и сервисное обслуживание транспортных средств; гостиничный сервис и др.

Под транзитным потенциалом автотранспортной системы понимается ее способность обеспечивать высокий уровень пропускной способности транзитных потоков грузов в международном сообщении. Привлечение в Республику Таджикистан международного транзитного грузопотока является важной задачей политического, экономического и социального характера. Государственная важность этой задачи для Республики Таджикистан обуславливается тем, что максимальное использование конкурентных преимуществ, в первую очередь, выгодного для экспорта транспортных услуг географического положения страны может внести значительный вклад в улучшение сложившейся в Таджикистане экономической ситуации. Решение этой задачи позволит сделать экспорт транспортных услуг такой же важной составляющей валового национального продукта, как и экспорт товаров.

Транзит обеспечивает дополнительные поступления в бюджеты всех уровней, стимулирует развитие транспортной и сервисной инфраструктуры, способствует созданию дополнительных рабочих мест. Многие страны СНГ, в т.ч. Узбекистан, Казахстан и Россия, очень выгодно используют свое географическое положение и транспортную инфраструктуру. Для них транзит является существенной статьей доходов и рычагом политических влияний. Развитие таджикского транзита также позволит оживить экономику регионов Согд и Хатлон, по которым проходят транспортные коридоры Таджикистана. Активизация транспортных сообщений даст толчок к развитию дорожной инфраструктуры территорий, богатых полезными ископаемыми, что будет способствовать росту производства и занятости населения.

Выгодное географическое положение Таджикистана позволяет организовать обслуживание транзитных грузопотоков, в частности, между странами Центральной Азии в наземном сообщении силами и средствами автотранспортной системы региона.

Согласно "Государственной программе развития транспорта Республики Таджикистан до 2025 года" в период с 2014 по 2019 гг. Правительство планирует осуществить крупные инвестиции в реконструкцию и реабилитацию 734 км дорог международного значения на сумму 160 млн. долл. США. За этот период оно также намеревается выделить 129 млн. долл. США на ремонт дорог международного и государственного значений. В целом инвестиции в автодорожные перевозки составят около 500 млн. долл. США до 2015 г. и 680 млн. долл. США - до 2020 г.

Стратегическая задача Таджикистана в данном случае заключается в извлечении выгод из транзитных возможностей и повышении эффективности своих коридоров для содействия торговле и транспорту. Таким образом, Таджикистан мог бы внести вклад в экономическую реконструкцию Афганистана и в усилия по построению мира. Транспортный маршрут "Карамык" и таджикско-кыргызские пограничные контрольно-пропускные пункты приобрели значимость в транзите товаров широкого потребления в регионе.

Важность маршрута "Карамык" повысилась в последнее время, т.к. он обеспечивает автодорожную транспортную связь Таджикистана со странами Центральной Азии и Китаем. Тем не менее его потенциал не реализован полностью по причине недавно введенной ограничительной государственной политики со стороны Узбекистана в отношении Таджикистана, которая привела к резкому спаду транзита товаров через узбекско-таджикские пограничные контрольно-пропускные посты в 2011 г. Согласно недавним данным (рис. 2), объем товаров, в транзитном порядке пересекающих узбекско-таджикские пограничные контрольно-пропускные посты на севере Таджикистана, остается весьма низким. Тем не менее наблюдается существенный его рост на пограничных контрольно-пропускных постах "Карамык" на востоке республики.

Рис. 2. Объемы товаров, транзитом пересекающие пункты пересечения границ Таджикистана (в тоннах) Рис. 3. Объем транспортных грузов Таджикистана

При прочих равных условиях транзит через Таджикистан должен быть привлекательным для международных производителей, отправляющих свою продукцию на экспорт, т.к. он короче и быстрее и сегодня является основным на данном направлении грузоперевозок. Вместе с тем уровень транзита по территории Таджикистана является низким. Это обусловлено различными причинами, важнейшей из которых является отсутствие современной транспортно-технологической инфраструктуры. На сегодняшний день на большинстве магистральных направлений наземные транспортные сети перегружены, а их состояние не отвечает мировым стандартам. Основная масса грузов в Евразийском направлении, в т.ч. между странами СНГ и Центральной Азии, перевозится в контейнерах. Эффективность контейнерных технологий перевозок зависит от наличия специализированного подвижного состава и пунктов переработки груза, использования информационных технологий и взаимодействия экспедиторов разных стран.

Выделим основные факторы, влияющие на степень загрузки автотранспортной системы Таджикистана транзитными грузопотоками:

По многим отмеченным позициям автотранспортная система Таджикистана имеет значительные недостатки в сравнении с другими способами доставки грузов между странами Центральной Азии и Китаем: особое географическое положение; международное взаимодействие; большие сроки доставки транзитных грузов; малоразвитая инфраструктура; низкий уровень безопасности перевозок. Вместе с тем транзитный потенциал автотранспортной системы зависит не только от технических характеристик транспортных средств, сетей и инфраструктуры, но и в значительной мере - от решений по согласованию параметров транспортных потоков, которые обслуживают автотранспортную систему, их координации и интеграции. Для управления транзитными грузопотоками в автотранспортной системе могут быть использованы положения теории транспортной логистики, в соответствии с которой с позиции системного подхода интегрируются многочисленные операции процесса доставки грузов от отправителя до получателя с целью обеспечения оптимальных параметров конкретных критериев эффективности. По мнению зарубежных специалистов, таджикские перевозчики неактивно используют передовые логистические технологии. Многочисленные исследования показывают, что следствием этого являются высокие эксплуатационные расходы, в т.ч. при обслуживании транзитных грузов. Данное обстоятельство сдерживает желание международных компаний отправлять груз транзитом через Таджикистан.

Заключение

Развитие транзитного потенциала автотранспортной системы региона зависит от следующих факторов:

геоэкономических - расположения территории относительно глобальных экономических центров; геополитических - стабильности международных отношений и безопасности транспортных коридоров; инфраструктурных - пропускной способности транспортной сети и пунктов взаимодействия видов транспорта; технологических - использования бесперегрузочных технологий и логистического сервиса.

Список литературы

  1. Корчагин В.А. О решении эколого-экономических проблем открытых автотранспортных систем [Текст] / В.А. Корчагин // Автотранспортное предприятие. 2008. N 6. С. 12 - 18.
  2. Лукинский В.С. Логистика автомобильного транспорта: концепция, методы, модели [Текст] / В.С. Лукинский, В.И. Бережной, Е.В. Бережная и др. М.: Финансы и статистика, 2002.
  3. Тохиров Т.И. Анализ состояния экономической безопасности автотранспортной системы региона [Текст] / Т.И. Тохиров // Вестник НГУЭУ. 2013. N 2. С. 172 - 179.
  4. Тохиров Т.И. Концепция экономической безопасности автотранспортной системы региона [Текст] / Тохиров Т.И. // Страховое дело. 2013. N 1. С. 10 - 12.
  5. Тохиров Т.И. Оценка экономической безопасности автотранспортной системы региона [Текст] / Т.И. Тохиров // Качество. Инновации. Образование. 2013. N 7. С. 70 - 72.