Ликвидация региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий
Долгих Федор Игоревич, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Московского финансово-промышленного университета "Синергия", кандидат исторических наук, доцент.
В статье рассматриваются основания и порядок ликвидации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий. Статья основана на анализе судебной практики - преимущественно Верховного Суда РФ.
Ключевые слова: региональные отделения политических партий, ликвидация региональных отделений политических партий, устав политической партии, Верховный Суд РФ, решение суда, грубые нарушения закона.
Liquidation of regional divisions and other structural subdivisions of political parties
F.I. Dolgikh
Dolgikh Fedor Igorevich, candidate of historical sciences, assistant professor, Head of the Chair of Theory and History of State and Law of Moscow Financial-Industry University "Synergy".
The article covers the grounds and procedure for liquidation of regional offices and other structural subdivisions of political parties in the Russian Federation. Article is based on the analysis of the judicial practice - mainly the Supreme Court of the Russian Federation.
Key words: the regional offices of political parties, the liquidation of regional offices of political parties, the Statute of a political party, the Supreme Court of the Russian Federation, the decision of the court, gross violations of the law.
В политической системе общества политические партии занимают особое положение, обусловленное их двойственной природой. С одной стороны, политические партии "являются институтом гражданского общества, т.е. структурным элементом сферы частных отношений", с другой - "частью государственно-властной машины" <1>. В связи с этим к политическим партиям предъявляются более жесткие требования, чем к иным общественным объединениям. Так, установлен более сложный порядок создания и регистрации политических партий и их региональных отделений. Порядок ликвидации партий и их структурных подразделений тоже имеет ряд отличий от порядка ликвидации иных общественных объединений. Особенности ликвидации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий стали предметом рассмотрения данной статьи.
<1> Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 6. С. 3 - 4.Региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии могут быть ликвидированы по решению съезда политической партии, а в случае, предусмотренном ее уставом, также и по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, по решению суда, а также в случае ликвидации политической партии <2>.
<2> П. 1 ст. 42 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены уставом политической партии.
Так, устав политической партии "Яблоко" предусматривает, что ликвидация регионального отделения и иных структурных подразделений производится по решению Бюро партии <3>.
<3> Ст. 22.7 Устава политической партии "Яблоко".Региональное отделение и иные структурные подразделения политической партии "Яблоко" могут быть ликвидированы в случае:
- отсутствия в структурном подразделении необходимого числа членов партии, предусмотренного федеральным законом, уставом или решениями руководящих органов партии;
- неучастия структурного подразделения в выборах в течение пяти лет подряд;
- совершения деяний, противоречащих интересам партии и наносящих ей политический ущерб;
- отказа выполнять решение вышестоящего органа либо противодействия выполнению решений партии <4>.
Устав политической партии "Справедливая Россия" определяет, что региональное и местное отделение, прошедшее государственную регистрацию в качестве юридического лица, может быть ликвидировано по решению Съезда, Президиума или при ликвидации партии. Само же региональное и местное отделение не вправе самостоятельно принимать решение о своей ликвидации <5>.
<5> Ч. 2 ст. 76 Устава политической партии "Справедливая Россия".Деятельность местного отделения, созданного без образования юридического лица, может быть прекращена решением Президиума или Бюро Президиума, а также в случае ликвидации партии или ее соответствующего регионального отделения. Местное отделение не вправе самостоятельно принимать решение о прекращении своей деятельности. Деятельность первичного отделения может быть прекращена решением Президиума или Бюро Президиума, Совета или Бюро Совета регионального отделения, а также в случае ликвидации партии, ее соответствующего регионального или местного отделения или прекращения деятельности ее соответствующего местного отделения <6>.
<6> Ч. 5 - 6 ст. 76 Устава политической партии "Справедливая Россия".Региональные и иные структурные подразделения ЛДПР могут быть ликвидированы по решению Высшего Совета данной политической партии, а также в случае ликвидации самой партии <7>.
<7> Ст. 9.4 Устава политической партии "Либерально-демократическая партия России".Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае:
- создания структурных подразделений в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в государственных и негосударственных организациях;
- деятельности в органах государственной власти и органах местного самоуправления (за исключением законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований), в Вооруженных Силах РФ, в правоохранительных и иных государственных органах, в аппаратах законодательных (представительных) органов государственной власти, в государственных организациях;
- вмешательства в учебный процесс образовательных учреждений;
- неустранения в установленный решением суда срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии;
- неоднократного непредставления региональным отделением политической партии в установленный срок в соответствующий территориальный орган обновленных сведений, необходимых для внесения изменений в единый государственный реестр юридических лиц, за исключением сведений о полученных лицензиях <8>;
- грубых нарушений закона или иных правовых актов, если эти нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц <9>. При обращении в суд с иском о ликвидации региональных отделений политических партий территориальные органы Министерства юстиции РФ неоднократно ссылались именно на эту норму <10>.
<10> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 81-Г03-22 от 05.12.2003; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 81-Г03-23 от 09.12.2003.
Заявление о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа федеральным уполномоченным органом или соответствующим территориальным органом.
Исходя из анализа судебной практики, основаниями для ликвидации региональных отделений политических партий становились:
- отсутствие необходимого установленного законом числа членов, в т.ч. на момент регистрации регионального отделения <11>;
- несоблюдение установленного законом и уставом политической партии порядка приема новых членов <12>;
- непредставление информации о численности членов регионального отделения <13>;
- непредставление обновленных сведений, необходимых для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (о новом месте нахождения постоянно действующих органов, о смене руководителя регионального отделения и т.п.) <14>;
- непредставление региональным отделением сведений о внесении в устав политической партии <15>;
- неисполнение вынесенных в адрес регионального отделения письменных предупреждений <16>;
- наличие нарушений, связанных с порядком создания и переизбрания руководящих органов <17>;
- неустранение нарушений законодательства, за которые деятельность регионального отделения была приостановлена <18>;
- непредставление сведений о поступлении и расходовании средств <19>;
- закрытие расчетного счета регионального отделения в банке <20>;
- непредставление информации о продолжении деятельности регионального отделения <21>;
- неучастие в избирательных кампаниях по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления <22>;
- фактическое неосуществление деятельности регионального отделения <23>;
- изготовление агитационных материалов, возбуждающих социальную ненависть и вражду <24>;
- проведение митингов без необходимого уведомления и согласования <25>.
В действующей на данный момент редакции Федерального закона "О политических партиях" не предусмотрено такого основания для ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии, как отсутствие необходимого числа членов на момент создания и государственной регистрации регионального отделения (подп. "в" п. 3 ст. 42 Федерального закона "О политических партиях" в предыдущей редакции). Ранее же несоответствие численности регионального отделения установленным законом требованиям также признавалось судом грубым нарушением, носящим неустранимый характер, и влекло ликвидацию регионального отделения политической партии - по решению Верховного Суда Чувашкой Республики в 2003 г. <26>, по решению Вологодского областного суда в 2004 г. <27> и др.
<26> Кожевников О.А. Судебная защита прав граждан на объединение как показатель уровня развития гражданского общества в РФ // Юрист. 2006. N 5. С. 54.<27> Чередина Н.В. Некоторые вопросы судебной защиты права граждан на объединение // Журнал российского права. 2005. N 7. С. 136.
Исходя из анализа судебной практики, Верховный Суд РФ при рассмотрении кассационных жалоб на решения судов первой инстанции о ликвидации региональных отделений политических партий в большинстве случаев кассационные жалобы оставлял без удовлетворения. Но имели место и случаи, когда суды отказывали в удовлетворении исков о ликвидации региональных отделений политических партий либо когда суд вышестоящей инстанции отменял решение нижестоящего суда о ликвидации регионального отделения. Так, в декабре 2005 г. Новгородский областной суд отказал в удовлетворении иска Управлению Федеральной регистрационной службы по Новгородской области о ликвидации Новгородского регионального отделения политической партии "Республиканская партия России". Верховный Суд РФ в феврале 2006 г. оставил без удовлетворения кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Новгородской области на решение Новгородского областного суда, а само решение суда - без изменения. Отказывая в удовлетворении иска, Верховный Суд РФ исходил из того, что нарушения, на основании которых был подан иск о ликвидации регионального отделения, не были устранены в установленный срок <28> по уважительным причинам. Региональным отделением и политической партией "Республиканская партия России" были представлены требуемые документы в суд, который, исследовав их, пришел к выводу, что в основном нарушения, установленные вышеназванным решением суда, были устранены. При этом Верховный Суд РФ отметил, что суд первой инстанции "правомерно не согласился с доводом управления о том, что неустранение в установленный законом срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения, влечет безусловную его ликвидацию, поскольку в силу п. 1 ст. 42 Закона РФ "О политических партиях" решение о ликвидации регионального отделения может быть принято судом и ликвидация регионального отделения политической партии является правом, а не обязанностью суда при рассмотрении таких споров" <29>.
<28> Как было сказано выше, деятельность данного регионального отделения решением Новгородского областного суда была приостановлена сроком на шесть месяцев.<29> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 84-Г06-1 от 28.02.2006.
В марте 2010 г. Верховный Суд РФ отменил решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания о ликвидации Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Яблоко". Иск о ликвидации данного регионального отделения был подан Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Северная Осетия - Алания и основывался на том, что представленные сведения о численности отделения были недостоверны, а общее количество членов - меньше установленного законом на тот период минимума. Принимая решение о ликвидации регионального отделения, Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания указал, что в случае регистрации регионального отделения по списку членов, количественный состав которых составляет менее 250 человек (минимальная численность членов регионального отделения по действовавшей на момент рассмотрения дела редакции закона), для созданного юридического лица наступают правовые последствия в виде ликвидации, определенные абзацем 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ и подпунктом "в" п. 3 ст. 42 закона о политических партиях <30>.
<30> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 22-Г10-1 от 02.03.2010.При рассмотрении дела Верховный Суд РФ отметил, что судом первой инстанции не было учтено, что из содержания подпункта "в" п. 3 ст. 42 Закона о политических партиях, являющегося специальным, а потому действующим приоритетно по отношению к Гражданскому кодексу РФ, следует, что предусмотренное им основание для ликвидации регионального отделения политической партии (отсутствие в региональном отделении необходимого числа членов партии) должно иметь место на время разрешения спора в суде. Региональное отделение не лишено законом права устранить допущенные нарушения по численности членов партии и после выявления этих нарушений, что и было сделано указанным отделением <31>.
<31> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 22-Г10-1 от 02.03.2010.Не допускается ликвидация регионального отделения политической партии по решению суда со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ и до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 9 Федерального закона "О политических партиях".
Решение суда о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии может быть обжаловано в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом. Порядок и основания обжалования решений суда определены Гражданским процессуальным кодексом РФ.
Литература
- Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 6.
- Кожевников О.А. Судебная защита прав граждан на объединение как показатель уровня развития гражданского общества в РФ // Юрист. 2006. N 5.
- Чередина Н.В. Некоторые вопросы судебной защиты права граждан на объединение // Журнал российского права. 2005. N 7.