Мудрый Юрист

Ликвидация региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий

Долгих Федор Игоревич, заведующий кафедрой теории и истории государства и права Московского финансово-промышленного университета "Синергия", кандидат исторических наук, доцент.

В статье рассматриваются основания и порядок ликвидации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий. Статья основана на анализе судебной практики - преимущественно Верховного Суда РФ.

Ключевые слова: региональные отделения политических партий, ликвидация региональных отделений политических партий, устав политической партии, Верховный Суд РФ, решение суда, грубые нарушения закона.

Liquidation of regional divisions and other structural subdivisions of political parties

F.I. Dolgikh

Dolgikh Fedor Igorevich, candidate of historical sciences, assistant professor, Head of the Chair of Theory and History of State and Law of Moscow Financial-Industry University "Synergy".

The article covers the grounds and procedure for liquidation of regional offices and other structural subdivisions of political parties in the Russian Federation. Article is based on the analysis of the judicial practice - mainly the Supreme Court of the Russian Federation.

Key words: the regional offices of political parties, the liquidation of regional offices of political parties, the Statute of a political party, the Supreme Court of the Russian Federation, the decision of the court, gross violations of the law.

В политической системе общества политические партии занимают особое положение, обусловленное их двойственной природой. С одной стороны, политические партии "являются институтом гражданского общества, т.е. структурным элементом сферы частных отношений", с другой - "частью государственно-властной машины" <1>. В связи с этим к политическим партиям предъявляются более жесткие требования, чем к иным общественным объединениям. Так, установлен более сложный порядок создания и регистрации политических партий и их региональных отделений. Порядок ликвидации партий и их структурных подразделений тоже имеет ряд отличий от порядка ликвидации иных общественных объединений. Особенности ликвидации региональных отделений и иных структурных подразделений политических партий стали предметом рассмотрения данной статьи.

<1> Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 6. С. 3 - 4.

Региональное отделение и иное структурное подразделение политической партии могут быть ликвидированы по решению съезда политической партии, а в случае, предусмотренном ее уставом, также и по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии, по решению суда, а также в случае ликвидации политической партии <2>.

<2> П. 1 ст. 42 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".

Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению коллегиального постоянно действующего руководящего органа политической партии осуществляется на основании и в порядке, которые предусмотрены уставом политической партии.

Так, устав политической партии "Яблоко" предусматривает, что ликвидация регионального отделения и иных структурных подразделений производится по решению Бюро партии <3>.

<3> Ст. 22.7 Устава политической партии "Яблоко".

Региональное отделение и иные структурные подразделения политической партии "Яблоко" могут быть ликвидированы в случае:

<4> Ст. 22.9 Устава политической партии "Яблоко".

Устав политической партии "Справедливая Россия" определяет, что региональное и местное отделение, прошедшее государственную регистрацию в качестве юридического лица, может быть ликвидировано по решению Съезда, Президиума или при ликвидации партии. Само же региональное и местное отделение не вправе самостоятельно принимать решение о своей ликвидации <5>.

<5> Ч. 2 ст. 76 Устава политической партии "Справедливая Россия".

Деятельность местного отделения, созданного без образования юридического лица, может быть прекращена решением Президиума или Бюро Президиума, а также в случае ликвидации партии или ее соответствующего регионального отделения. Местное отделение не вправе самостоятельно принимать решение о прекращении своей деятельности. Деятельность первичного отделения может быть прекращена решением Президиума или Бюро Президиума, Совета или Бюро Совета регионального отделения, а также в случае ликвидации партии, ее соответствующего регионального или местного отделения или прекращения деятельности ее соответствующего местного отделения <6>.

<6> Ч. 5 - 6 ст. 76 Устава политической партии "Справедливая Россия".

Региональные и иные структурные подразделения ЛДПР могут быть ликвидированы по решению Высшего Совета данной политической партии, а также в случае ликвидации самой партии <7>.

<7> Ст. 9.4 Устава политической партии "Либерально-демократическая партия России".

Ликвидация регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии по решению суда осуществляется в случае:

<8> П. 3 ст. 42 Федерального закона от 11 июля 2001 г. N 95-ФЗ "О политических партиях".<9> П. 2 ст. 25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"; п. 2 ст. 61 ч. 1 Гражданского кодекса РФ.
<10> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 81-Г03-22 от 05.12.2003; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 81-Г03-23 от 09.12.2003.

Заявление о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии вносится в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и автономного округа федеральным уполномоченным органом или соответствующим территориальным органом.

Исходя из анализа судебной практики, основаниями для ликвидации региональных отделений политических партий становились:

<11> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 31-Г03-11 от 07.10.2003; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 80-Г06-5 от 28.11.2006; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 6-Г07-2 от 10.04.2007; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 18-Г07-8 от 17.07.2007; решение Верховного Суда Чувашской Республики. Дело N 3-59-2003 от 29.08.2003; решение Приморского краевого суда. Дело N 3-2/2007 от 11.01.2007.<12> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 31-Г03-11 от 07.10.2003; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 81-Г03-23 от 09.12.2003; решение Верховного Суда Республики Тыва. Дело N 3/29-06 от 15.06.2006.<13> Решение Верховного Суда Республики Тыва. Дело N 3/29-06 от 15.06.2006.<14> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 81-Г03-22 от 05.12.2003; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 81-Г03-23 от 09.12.2003; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 80-Г06-5 от 28.11.2006; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 6-Г07-2 от 10.04.2007; решение Верховного Суда Республики Тыва. Дело N В17-БН/06-С2 от 14.06.2006.<15> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 18-Г07-8 от 17.07.2007.<16> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 13-Г07-2 от 13.02.2007; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 6-Г07-2 от 10.04.2007; решение Верховного Суда Республики Тыва. Дело N В17-БН/06-С2 от 14.06.2006.<17> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 18-Г07-8 от 17.07.2007; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 80-Г06-5 от 28.11.2006.<18> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 6-Г07-2 от 10.04.2007.<19> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 71-Г06-32 от 10.10.2006; решение Верховного Суда Республики Тыва. Дело N В17-БН/06-С2 от 14.06.2006; решение Верховного Суда Республики Тыва. Дело N 3/29-06 от 15.06.2006.<20> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 18-Г07-8 от 17.07.2007; решение Верховного Суда Республики Тыва. Дело N В17-БН/06-С2 от 14.06.2006.<21> Решение Верховного Суда Республики Тыва. Дело N 3/29-06 от 15.06.2006.<22> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 18-Г07-8 от 17.07.2007; решение Верховного Суда Республики Тыва. Дело N 3/29-06 от 15.06.2006.<23> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 81-Г03-23 от 09.12.2003; Определение Верховного Суда РФ. Дело N 80-Г06-5 от 28.11.2006; решение Верховного Суда РФ. Дело N ГКПИ07-300 от 16.04.2007.<24> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 71-Г06-32 от 10.10.2006.<25> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 71-Г06-32 от 10.10.2006.

В действующей на данный момент редакции Федерального закона "О политических партиях" не предусмотрено такого основания для ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии, как отсутствие необходимого числа членов на момент создания и государственной регистрации регионального отделения (подп. "в" п. 3 ст. 42 Федерального закона "О политических партиях" в предыдущей редакции). Ранее же несоответствие численности регионального отделения установленным законом требованиям также признавалось судом грубым нарушением, носящим неустранимый характер, и влекло ликвидацию регионального отделения политической партии - по решению Верховного Суда Чувашкой Республики в 2003 г. <26>, по решению Вологодского областного суда в 2004 г. <27> и др.

<26> Кожевников О.А. Судебная защита прав граждан на объединение как показатель уровня развития гражданского общества в РФ // Юрист. 2006. N 5. С. 54.
<27> Чередина Н.В. Некоторые вопросы судебной защиты права граждан на объединение // Журнал российского права. 2005. N 7. С. 136.

Исходя из анализа судебной практики, Верховный Суд РФ при рассмотрении кассационных жалоб на решения судов первой инстанции о ликвидации региональных отделений политических партий в большинстве случаев кассационные жалобы оставлял без удовлетворения. Но имели место и случаи, когда суды отказывали в удовлетворении исков о ликвидации региональных отделений политических партий либо когда суд вышестоящей инстанции отменял решение нижестоящего суда о ликвидации регионального отделения. Так, в декабре 2005 г. Новгородский областной суд отказал в удовлетворении иска Управлению Федеральной регистрационной службы по Новгородской области о ликвидации Новгородского регионального отделения политической партии "Республиканская партия России". Верховный Суд РФ в феврале 2006 г. оставил без удовлетворения кассационную жалобу Управления Федеральной регистрационной службы по Новгородской области на решение Новгородского областного суда, а само решение суда - без изменения. Отказывая в удовлетворении иска, Верховный Суд РФ исходил из того, что нарушения, на основании которых был подан иск о ликвидации регионального отделения, не были устранены в установленный срок <28> по уважительным причинам. Региональным отделением и политической партией "Республиканская партия России" были представлены требуемые документы в суд, который, исследовав их, пришел к выводу, что в основном нарушения, установленные вышеназванным решением суда, были устранены. При этом Верховный Суд РФ отметил, что суд первой инстанции "правомерно не согласился с доводом управления о том, что неустранение в установленный законом срок нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности регионального отделения, влечет безусловную его ликвидацию, поскольку в силу п. 1 ст. 42 Закона РФ "О политических партиях" решение о ликвидации регионального отделения может быть принято судом и ликвидация регионального отделения политической партии является правом, а не обязанностью суда при рассмотрении таких споров" <29>.

<28> Как было сказано выше, деятельность данного регионального отделения решением Новгородского областного суда была приостановлена сроком на шесть месяцев.
<29> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 84-Г06-1 от 28.02.2006.

В марте 2010 г. Верховный Суд РФ отменил решение Верховного Суда Республики Северная Осетия - Алания о ликвидации Северо-Осетинского регионального отделения политической партии "Яблоко". Иск о ликвидации данного регионального отделения был подан Управлением Министерства юстиции РФ по Республике Северная Осетия - Алания и основывался на том, что представленные сведения о численности отделения были недостоверны, а общее количество членов - меньше установленного законом на тот период минимума. Принимая решение о ликвидации регионального отделения, Верховный Суд Республики Северная Осетия - Алания указал, что в случае регистрации регионального отделения по списку членов, количественный состав которых составляет менее 250 человек (минимальная численность членов регионального отделения по действовавшей на момент рассмотрения дела редакции закона), для созданного юридического лица наступают правовые последствия в виде ликвидации, определенные абзацем 2 п. 2 ст. 61 Гражданского кодекса РФ и подпунктом "в" п. 3 ст. 42 закона о политических партиях <30>.

<30> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 22-Г10-1 от 02.03.2010.

При рассмотрении дела Верховный Суд РФ отметил, что судом первой инстанции не было учтено, что из содержания подпункта "в" п. 3 ст. 42 Закона о политических партиях, являющегося специальным, а потому действующим приоритетно по отношению к Гражданскому кодексу РФ, следует, что предусмотренное им основание для ликвидации регионального отделения политической партии (отсутствие в региональном отделении необходимого числа членов партии) должно иметь место на время разрешения спора в суде. Региональное отделение не лишено законом права устранить допущенные нарушения по численности членов партии и после выявления этих нарушений, что и было сделано указанным отделением <31>.

<31> Определение Верховного Суда РФ. Дело N 22-Г10-1 от 02.03.2010.

Не допускается ликвидация регионального отделения политической партии по решению суда со дня официального опубликования решения о назначении (проведении) выборов депутатов законодательного (представительного) органа соответствующего субъекта РФ и до дня официального опубликования результатов указанных выборов, за исключением случаев, предусмотренных п. 1 ст. 9 Федерального закона "О политических партиях".

Решение суда о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии может быть обжаловано в случаях и порядке, которые установлены федеральным законом. Порядок и основания обжалования решений суда определены Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Литература

  1. Зорькин В.Д. Правовые основы российской многопартийности и практика Конституционного Суда России // Журнал конституционного правосудия. 2012. N 6.
  2. Кожевников О.А. Судебная защита прав граждан на объединение как показатель уровня развития гражданского общества в РФ // Юрист. 2006. N 5.
  3. Чередина Н.В. Некоторые вопросы судебной защиты права граждан на объединение // Журнал российского права. 2005. N 7.