Мудрый Юрист

Совокупность преступлений, предусмотренных ст. 210 УК РФ

Дмитрий Григорьев - аспирант Тюменской государственной академии мировой экономики, управления и права.

Виктор Морозов - заведующий кафедрой Тюменского филиала Академии права и управления (институт).

В литературе отмечается, что диспозиция ч. 1 ст. 210 УК РФ является единым составом с альтернативными действиями или альтернативным составом преступления <1>. Возможность объединения в одной статье нескольких составов преступлений допускается многими криминалистами. А.Н. Трайнин писал, что диспозиция и состав преступления не всегда совпадают, диспозиция уголовно-правовой нормы является "жилплощадью" состава преступления: "имеется ряд диспозиций, на "площади" которых находят место не один, а два и более составов. Так, например, диспозиция ст. 111 охватывает два состава: бездействие власти и халатность, диспозиция ст. 139 - два состава: убийство с превышением пределов необходимой обороны и неосторожное убийство" <2>.

<1> См., напр.: Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: краткий курс. М.: КОНТРАКТ; Волтерс Клувер, 2010; СПС "КонсультантПлюс"; Грачева Ю.В., Есаков Г.А., Князькина А.К. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный)/ Под ред. Г.А. Есакова. М.: Проспект, 2010; СПС "КонсультантПлюс"; Скотинина В.Н. Компаративистское исследование состава организации преступного сообщества (преступной организации): внутригосударственный, международный и зарубежный аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008. С. 45.
<2> Трайнин А.Н. Состав преступления по советскому уголовному праву. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1951. С. 274.

В.Н. Кудрявцев заметил, что следует говорить о наличии нескольких составов преступлений в одной части статьи УК РФ в следующих случаях:

"... б) разновидности преступных деяний предусмотрены в одной статье УК, но различаются между собой по непосредственному объекту, субъекту или форме виновности (а тем более по нескольким из этих признаков одновременно). С этой позиции имеется два состава в ст. 249 (нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями растений);

в) две разновидности преступления предусмотрены в одной статье, различаются только по признакам объективной стороны или (и) предмета преступления, однако различия эти существенны (например, различны способы действия, последствия и т.д.)" <3>.

<3> Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юристъ, 2006. С. 82.

Составы анализируемого деяния различаются прежде всего по признакам объективной стороны преступления. Анализ нормы позволяет выделить три самостоятельных состава преступления:

  1. Создание преступного сообщества и (или) руководство преступным сообществом или входящими в него структурными подразделениями <4>; лицо привлекается к уголовной ответственности за участие в преступном сообществе (ч. 2 ст. 210 УК РФ) только в том случае, если оно не является лицом, создавшим это сообщество или руководившим им (его структурными подразделениями).
<4> О сущности структурного подразделения преступного сообщества см.: Григорьев Д.А., Морозов В.И. К вопросу о содержании признака структурированности преступного сообщества (преступной организации) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. N 3. С. 46 - 54.
  1. Совершение лицом с использованием своего влияния на участников организованных групп следующих действий: координация преступных действий таких групп, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработка планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними.
  2. Участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 210 УК РФ преступлений.

Первый состав преступления - создание преступного сообщества и (или) руководство преступным сообществом или входящими в него структурными подразделениями - является одним составом с альтернативными действиями ввиду следующего. Создание преступного сообщества поглощает руководство им и его структурными подразделениями, в случае когда эти функции выполняет одно и то же лицо. Иными словами, лицо, создавшее преступное сообщество, может им и руководить. Т.Н. Ермакова справедливо заметила по этому поводу: "...организатор одновременно является и руководителем организованной группы или преступного сообщества (преступной организации). Однако руководителем может быть и иное лицо, а не только организатор, так как, например, руководители структурных подразделений преступного сообщества (преступной организации) могут и не являться организаторами такого сообщества (организации), а назначаться организатором" <5>.

<5> Ермакова Т.Н. Банда и преступное сообщество (преступная организация) как формы соучастия: сравнительно-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. Киров, 2009. С. 105.

На практике сказанное выражается в том, что организатору преступного сообщества, как правило, вменяется и руководство им.

Так, по делу Поварницина, Шарипова и др. суд квалифицировал действия первого лица по ч. 1 ст. 210 УК РФ по эпизоду создания преступного сообщества и руководства им, действия второго также были квалифицированы по этой же части ст. 210 УК РФ, однако вменены Шарипову были лишь действия по руководству структурным подразделением преступного сообщества <6>.

<6> Архив Свердловского областного суда за 2011 г. Уголовное дело N 2-18/2011 по обвинению Поварницина, Шарипова и др.

Таким образом, для наличия состава создания преступного сообщества и (или) руководства преступным сообществом или входящими в него структурными подразделениями достаточно установить действия либо по созданию преступного сообщества либо по руководству таким сообществом или входящими в него структурными подразделениями. Создание преступного сообщества и руководство им не образуют совокупности преступлений, когда речь идет об одном и том же сообществе.

На наш взгляд, основным критерием отграничения этого состава от других составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 210 УК РФ, является то, что деяния, содержащие признаки второго и третьего состава, всегда связаны с деятельностью, направленной на повышение эффективности функционирования других организованных групп и преступных сообществ, а не только той преступной организации (объединения организованных групп), которую лицо создало и (или) которой руководит.

Состав совершения лицом действий с использованием своего влияния на участников организованных групп включает такие действия, как координация преступных действий таких групп, создание устойчивых связей между различными самостоятельно действующими организованными группами, разработку планов и создание условий для совершения преступлений такими группами или раздел сфер преступного влияния и преступных доходов между ними (далее мы это определяем в общем виде как совершение преступления путем использования своего влияния). Этот состав, как и рассмотренный ранее, является составом с альтернативными действиями.

Отличается состав совершения преступления путем использования своего влияния на участников организованных групп от состава создания преступного сообщества и (или) руководства преступным сообществом или входящими в него структурными подразделениями тем, что, во-первых, альтернативные действия состава использования влияния (координация преступных действий и др.) могут и должны совершаться лицом, не входящим ни в одну из координируемых организованных групп (например, "вором в законе"), во-вторых, эти организованные группы могут не образовывать единого преступного сообщества, поскольку исходя из буквального толкования закона являются самостоятельно действующими <7>.

<7> Об истинном смысле этого и других нововведенных Федеральным законом от 3 ноября 2009 г. N 245-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" составов ст. 210 УК РФ говорится в Пояснительной записке к проекту Федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и в статью 100 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации": "новая диспозиция части первой статьи 210 Уголовного кодекса Российской Федерации, сформулированная с учетом практического опыта борьбы с организованной преступностью, позволит привлекать к уголовной ответственности лидеров преступной среды (так называемых воров в законе и других авторитетов преступного мира), осуществляющих руководство противоправной деятельностью, использующих свое влияние на участников организованных групп, но не совершающих лично каких-либо преступлений".

Кроме того, состав совершения преступления путем использования своего влияния на участников организованных групп отличается от других составов, указанных в ч. 1 ст. 210 УК РФ, по субъекту преступления, поскольку субъектом преступления в данном случае является лицо, имеющее влияние на участников организованных групп.

Последним составом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 210 УК РФ, является участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп в целях совершения хотя бы одного из указанных в ч. 1 ст. 210 УК РФ преступлений.

Основным критерием отграничения названного состава от двух других составов, указанных в ч. 1 ст. 210 УК РФ, является то, что лицо принимает участие в собрании вместе с представителями организованных групп, не входящих в преступное сообщество, которое указанное лицо создало или которым оно руководит. В противном случае можно говорить о составе создания преступного сообщества и (или) руководства преступным сообществом или входящими в него структурными подразделениями.

В случае когда на собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп один из его участников, пользуясь влиянием на участников собрания, совершает действия, направленные на повышение эффективности преступной деятельности организованных групп, уголовная ответственность для этого лица должна наступать не за участие в собрании, а за координацию преступных действий. Участие других лиц в обозначенном собрании будет всецело охватываться признаками состава участия в собрании. И наоборот, при отсутствии признаков состава совершения преступления путем использования своего влияния на участников организованных групп указанное лицо будет отвечать за участие в собрании наравне с остальными участниками собрания.

Таким образом, учитывая, что ч. 1 ст. 210 УК РФ предусмотрен не единый альтернативный состав преступления, а более сложная правовая конструкция, включающая в себя несколько составов, необходимо решить вопрос о том, возможна ли совокупность обозначенных выше составов преступлений.

Мы согласны с В.В. Сверчковым в том, что "преступления, образующие совокупность, могут быть разнородными, однородными или тождественными" <8>. Следовательно, в анализируемой нами норме права речь может идти о реальной совокупности преступлений в случаях, когда:

<8> Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части. М.: Юрайт, 2013. С. 164.
  1. лицо создает два и более преступных сообщества и (или) руководит ими или входящими в них структурными подразделениями;
  2. лицо, организовавшее преступное сообщество и руководившее им или входящими в него структурными подразделениями, помимо этого еще совершает преступление путем использования своего влияния на участников других организованных групп (второй состав преступления);
  3. лицо, создавшее преступное сообщество и (или) руководившее им или его структурными подразделениями, принимает участие в собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп;
  4. лицо совершает преступление путем использования своего влияния на участников других организованных групп, а затем принимает участие в другом собрании организаторов, руководителей (лидеров) или иных представителей организованных групп без использования своего влияния на представителей этих группировок.

Пристатейный библиографический список

  1. Григорьев Д.А., Морозов В.И. К вопросу о содержании признака структурированности преступного сообщества (преступной организации) // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2012. N 3.
  2. Ермакова Т.Н. Банда и преступное сообщество (преступная организация) как формы соучастия: сравнительно-правовой анализ: Дис. ... канд. юрид. наук. Киров, 2009.
  3. Грачева Ю.В., Есаков Г.А., Князькина А.К. и др. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Под ред. Г.А. Есакова. М.: Проспект, 2010; СПС "КонсультантПлюс".
  4. Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части: краткий курс. М.: КОНТРАКТ; Волтерс Клувер, 2010; СПС "КонсультантПлюс".
  5. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. 2-е изд., перераб и доп. М.: Юристъ, 2006.
  6. Сверчков В.В. Уголовное право. Общая и Особенная части. М.: Юрайт, 2013.
  7. Скотинина В.Н. Компаративистское исследование состава организации преступного сообщества (преступной организации): внутригосударственный, международный и зарубежный аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2008.
  8. Трайнин А.Н. Состав преступления по советскому уголовному праву. М.: Государственное издательство юридической литературы, 1951.