Мудрый Юрист

Институт участия третьих лиц в гражданском процессе России: исторический аспект

Поклонова Екатерина Владимировна, заместитель начальника отдела корпоративного управления, Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс".

В статье рассматриваются факторы развития процессуального законодательства и научной мысли, повлиявшие на формирование исследуемого института.

Ключевые слова: гражданский процесс, третьи лица, исторический аспект.

The institute of the third parties'participation in the civil procedure of Russia: historical aspect

E.V. Poklonova

This article covers the development factors of the procedural legislation and scientific thought, that both have influenced on the researched institute's formation.

Key words: civil procedure, third persons, historical aspect.

На каждом этапе развития процессуального законодательства и научной мысли можно выделить факторы, сыгравшие определяющую роль в формировании института участия третьих лиц, история существования которого исчисляется тысячелетиями <1>.

<1> Горелов М.В. Третьи лица в гражданском процессе: из глубины веков // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 2. С. 41.

Римское право. В римском процессе иск предполагал наличие двух лиц: истца и ответчика. Ответчиком по иску из обязательства являлось строго определенное лицо, что исключало привлечение к ответственности третьих лиц. Это обусловливалось личностным характером обязательства как отношения между должником и кредитором <2>. Указывая на чуткость римского права к потребностям практической жизни посредством установления изъятий, Д.С. Флексор констатировал отсутствие "специального института привхождения третьих лиц в дело" <3>.

<2> См., например: Флексор Д.С. Отмена решений по просьбе третьих лиц, не участвовавших в деле. СПб., 1894. С. 15 - 20.
<3> Там же. С. 16.

Влияние на формирование института третьих лиц, оказанное римским правом, заключалось в разработке римскими юристами конструкций обязательственных правоотношений с участием третьего лица. В материальных правоотношениях, по модели которых в современном гражданском процессе определяются участники дела <4>, появляется третий участник, правовая связь которого со сторонами, независимо от того, заменит ли он полностью одну из них или будет оказывать воздействие на развитие обязательства <5>, предполагает при возникновении спора между кредитором и должником или между одной из сторон и третьим участником возможное участие в нем третьего лица (третий участник, одна из сторон). Аналогично классификациям таких обязательств в современной юридической литературе <6> в римском праве можно выделить ситуации, в которых третье лицо так или иначе связано с одной из сторон обязательства:

<4> См., например: Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел. М., 1995. С. 13.
<5> Нетишинская Л.Ф. К вопросу о влиянии третьих лиц на динамику обязательственного правоотношения // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 7. С. 19.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право" (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

<6> Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2000. Том 2. Полутом 1. С. 30.<7> Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М., 2004. С. 63 - 64.<8> Там же. С. 489.

Указанные конструкции получили применение в практике и закрепление начиная с Русской Правды и до современного гражданского законодательства.

Древнерусское право. По Русской Правде в судебном процессе также участвовали две стороны - истец и ответчик.

Интересна вторая стадия процесса о пропаже имущества, именуемая по Пространной Правде "свод" (ст. ст. 35 - 39) <9>. Лицо, у которого обнаруживалась пропавшая вещь, считалось ответчиком и должно было указать, у кого это имущество приобретено. Свод продолжался до человека, который не мог объяснить, как он приобрел пропавшую вещь. На него возлагалась обязанность уплатить собственнику стоимость вещи и самому продолжать свод.

<9> Памятники русского права / Под ред. С.В. Юшкова. М., 1952. Вып. I. Памятники права Киевского государства X - XII вв. С. 35 - 36, 153 - 155.

На наш взгляд, свод - это процессуальное действие, участниками которого являлись собственник имущества, добросовестный приобретатель и каждый из предыдущих продавцов-приобретателей, а используя терминологию современного процессуального права, истец, ответчик и третье лицо без самостоятельных требований. Оно сходно с привлечением покупателем в процесс продавца имущества в случае предъявления к нему иска об изъятии приобретенного им имущества (ст. 462 ГК РФ <10>).

<10> ГК РФ // СПС "КонсультантПлюс".

О.И. Чистяков отмечает, что свод - это действие, применяемое по уголовным делам <11>. Вместе с тем считаем, что институт свода не является исключительно уголовно-процессуальным, поскольку деление процесса на уголовный и гражданский в праве Древней Руси отсутствовало, а свод применялся и в том случае, если вещь обнаруживалась у добросовестного приобретателя.

<11> История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2004. Ч. 1. С. 73, 74.

Для формирования института третьих лиц особое значение имеют ст. 24 Новгородской судной грамоты (далее - НСГ), предусматривавшая право просить отсрочки на шабры - вызов совладельцев в процесс о земле <12>, являющейся общей земельной собственностью, в результате чего в нем появлялись третьи лица - совладельцы, а также ст. 106 Псковской судной грамоты (далее - ПСГ), где определялось, что решение суда по спору о земле между сябрами и лицом, купившим участок земли, доводилось до сведения каждого заинтересованного лица <13>.

<12> Российское законодательство X - XX веков: В 9 т. М., 1984. Т. 1. Законодательство Древней Руси. С. 316.
<13> Там же. С. 382.

Приведенные статьи НСГ и ПСГ свидетельствуют о признании древнерусским законодателем наличия юридического интереса в исходе дела не только у сторон и влияния судебных решений на права и обязанности лиц, не участвовавших в процессе.

Право периода сословно-представительной монархии. Примечательной для целей исследования является ст. 155 гл. X "О суде" Соборного уложения царя Алексея Михайловича 1649 г. Согласно ей поручитель, уплативший по суду долги лица, за которого он поручился, вправе требовать возмещения последним всех понесенных им убытков <14>. То есть в статье предусмотрена правовая конструкция с участием третьего лица.

<14> Памятники русского права. М., 1957. Вып. 6. Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. С. 111, 155.

Рассмотрение споров о взыскании долга с поручителя и о возмещении ему убытков, по Соборному уложению, - два самостоятельных производства с участием исключительно сторон спорного правоотношения. Третье лицо, как и по Русской Правде, к участию в деле не привлекалось и могло осуществить защиту своих прав после обращения к нему проигравшей стороны с требованиями.

Право периода перехода к абсолютизму. В этом периоде интерес представляет Воинский устав Петра I, в п. 4 гл. 1 ч. III которого определены основные участники дела - истец и ответчик ("приговор надлежит чинить токмо над челобитчиком и ответчиком"). Вместе с тем признаются случаи, когда приговор затрагивает и других лиц ("хотя при оном и посторонние случаются") <15>.

<15> Флексор Д.С. Указ. соч. С. 38.

Право периодов абсолютизма и реформ и контрреформ. Нормы гражданского процессуального права впервые выделены в отдельный нормативный акт в 1864 г. - в Устав гражданского судопроизводства (далее - УГС) <16>, а из лиц, участвующих в деле, выделены третьи лица.

<16> Устав гражданского судопроизводства с систематизированным собранием законодательных мотивов / Сост. В. Гордон. СПб., 1914.

Проблемы участия третьих лиц в гражданском процессе рассматривались ведущими дореволюционными исследователями-процессуалистами: Д.С. Флексором - в рамках фундаментального исследования пересмотра решения суда по обращению третьих лиц, не участвовавших в деле, возможности "интервенции в процесс исполнительного производства" <17>, Т.М. Яблочковым - в рамках вопроса о субъектах процесса <18>, Е.В. Васьковским - в рамках вопроса об осложнении процесса соединением исков, соучастием, предъявлением встречного иска <19>, А.Л. Боровиковским - в рамках исследования материала дореволюционной судебной практики применения норм института "привхождения третьих лиц в процесс" <20>.

<17> Флексор Д.С. Указ. соч.
<18> Яблочков Т.М. Учебник русского гражданского судопроизводства. Ярославль, 1912. С. III, 74 - 83.
<19> Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. СПб., 1914. С. V - VIII, 415 - 419.
<20> Боровиковский А. Отчет судьи. СПб., 1909. Т. I. Ч. II. Третьи лица в процессе.

Впервые сформулированы и закреплены в законодательстве основные элементы института участия третьих лиц, сохранившиеся в советском и российском законодательстве:

Советское право периода 1918 - 1923 гг. До принятия первого советского ГПК РСФСР (далее - ГПК 1923 г.) <21> участие третьих лиц в процессе регулировалось УГС, частично действующим, и ст. 14 Постановления НКЮ РСФСР "Об основных нормах гражданского процесса" <22>.

<21> ГПК РСФСР с изменениями до 15 марта 1933 г. М., 1933.
<22> СУ РСФСР. 1923. N 8.

В Постановлении НКЮ РСФСР в качестве оснований участия предусмотрены наличие самостоятельного права на предмет спора и возможность установления для третьих лиц решением суда прав и обязанностей по отношению к одной из сторон спора; выделены два вида третьих лиц: имеющие самостоятельные права на предмет спора и вступающие в процесс путем предъявления иска, и третьи лица, для которых решение суда может создать права и обязанности по отношению к одной из сторон спора и которые привлекаются в процесс одной из сторон посредством ходатайства.

В ГПК 1923 г. впервые было предусмотрено привлечение третьих лиц по инициативе суда в делах о восстановлении в должности или на работе неправильно уволенных работников, что соответствовало принципу объективной истины и требовало от судов активного участия.

В Постановлении НКЮ РСФСР и в ГПК 1923 г. нормы о третьих лицах изложены в единых разделах с нормами об участии в процессе нескольких истцов и ответчиков, как и в УГС.

Период действия Основ гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик (далее - Основы) <23> и ГПК РСФСР (далее - ГПК 1964 г.) <24>. Качественным отличием Основ и ГПК 1964 г. от ГПК 1923 г. в части восприятия теоретических разработок института третьих лиц явилось само понятие третьих лиц: словосочетание "имеющие самостоятельные права" заменено на "заявляющие самостоятельные требования" <25>. В определении по ГПК 1923 г. факт принадлежности права третьему лицу утверждался, в то время как именно подтверждение факта принадлежности третьему лицу его самостоятельного права на предмет спора является целью обращения третьего лица в суд. Факт принадлежности права третьему лицу, а не истцу и не ответчику устанавливается в процессе рассмотрения дела и находит свое подтверждение в решении суда. До вынесения решения третье лицо правомочно заявлять лишь требования о присуждении права ему.

<23> Основы гражданского судопроизводства Союза ССР и союзных республик, утв. Законом СССР от 8 декабря 1961 г. // Ведомости ВС СССР. 1961. N 50. Ст. 526.
<24> ГПК РСФСР, утв. ВС РСФСР 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. N 24. Ст. 407.
<25> См., например: Клейнман А.Ф. Участие третьих лиц в гражданском процессе. Иркутск, 1927. С. 9.

Законодатель распространил принятое изменение на третьих лиц другого вида.

Среди принципиальных различий регулирования участия в процессе третьих лиц, содержащихся в кодексах союзных республик, от положений Основ и ГПК 1964 г. можно отметить следующее:

Проведенный Л.Ф. Лесницкой и В.К. Пучинским анализ гражданских процессуальных кодексов союзных республик показал, что содержащиеся в них нормы либо воспроизводят положения Основ, либо конкретизируют и развивают положения Основ, либо регулируют не предусмотренные Основами отношения <26>.

<26> Лесницкая Л.Ф., Пучинский В.К. Особенности ГПК союзных республик. М.: Юрид. лит., 1970. С. 3, 26.

Характеризуя советский период развития гражданского процесса, необходимо отметить, что институт участия третьих лиц был известен во многих социалистических странах. Можно выделить следующие общие особенности третьих лиц по ГПК социалистических стран <27>:

<27> См., например: Клейнман А.Ф. Гражданский процесс европейских стран народной демократии. М., 1960. С. 49 - 56.<28> См., например: Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран (источники, судоустройство, подсудность). М., 2004. С. 411 - 417.

Из приведенных особенностей института третьих лиц можно сделать вывод о том, что в этих странах в нем сочетались элементы институтов третьих лиц в советском и европейском процессуальных законодательстве и науке.

Период действия ГПК РФ <29>. С принятием ГПК РФ и вступлением его в силу с 1 февраля 2003 г. претерпели изменения и нормы о третьих лицах:

<29> ГПК РФ // СПС "КонсультантПлюс".

Таким образом, приведенное исследование исторического аспекта института участия третьих лиц свидетельствует о том, что:

<30> Боровиковский А. Указ. соч. С. 134.

Литература

  1. Боровиковский А. Отчет судьи. СПб., 1909. Т. I. Ч. II. Третьи лица в процессе.
  2. Васьковский Е.В. Учебник гражданского процесса. СПб., 1914. С. V - VIII, 415 - 419.
  3. Горелов М.В. Третьи лица в гражданском процессе: из глубины веков // Арбитражный и гражданский процесс. 2012. N 2. С. 41.

КонсультантПлюс: примечание.

Учебник "Российское гражданское право: В 2 т. Обязательственное право" (том 2) (отв. ред. Е.А. Суханов) включен в информационный банк согласно публикации - Статут, 2011 (2-е издание, стереотипное).

  1. Гражданское право: Учебник: В 2 т. / Отв. ред. Е.А. Суханов. М., 2000. Том 2. Полутом 1. С. 30.
  2. Елисеев Н.Г. Гражданское процессуальное право зарубежных стран (источники, судоустройство, подсудность). М., 2004. С. 411 - 417.
  3. История отечественного государства и права: Учебник / Под ред. О.И. Чистякова. М., 2004. Ч. 1. С. 73, 74.
  4. Клейнман А.Ф. Гражданский процесс европейских стран народной демократии. М., 1960. С. 49 - 56.
  5. Клейнман А.Ф. Участие третьих лиц в гражданском процессе. Иркутск, 1927. С. 9.
  6. Лесницкая Л.Ф., Пучинский В.К. Особенности ГПК союзных республик. М.: Юрид. лит., 1970. С. 3, 26.
  7. Нетишинская Л.Ф. К вопросу о влиянии третьих лиц на динамику обязательственного правоотношения // Арбитражный и гражданский процесс. 2005. N 7. С. 19.
  8. Особенности рассмотрения отдельных категорий гражданских дел. М., 1995. С. 13.
  9. Памятники русского права / Под ред. С.В. Юшкова. Вып. I. Памятники права Киевского государства X - XII вв. М., 1952. С. 35 - 36, 153 - 155.
  10. Памятники русского права. Вып. 6. Соборное уложение царя Алексея Михайловича 1649 г. М., 1957. С. 111, 155.
  11. Римское частное право: Учебник / Под ред. проф. И.Б. Новицкого и проф. И.С. Перетерского. М., 2004. С. 63 - 64.
  12. Устав гражданского судопроизводства с систематизированным собранием законодательных мотивов / Сост. В. Гордон. СПб., 1914.
  13. Флексор Д.С. Отмена решений по просьбе третьих лиц, не участвовавших в деле. СПб., 1894. С. 15 - 20.
  14. Яблочков Т.М. Учебник русского гражданского судопроизводства. Ярославль, 1912. С. III, 74 - 83.