"Судебная власть", "правосудие" и "судопроизводство" как базовые категории теории судебной власти
Баранов Виктор Алексеевич, кандидат юридических наук, доцент, заведующий кафедрой "Гражданский и арбитражный процесс" ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", г. Москва.
Приженникова Алена Николаевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры "Гражданский и арбитражный процесс" ФГОБУ ВПО "Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации", г. Москва.
Проводимая административная реформа в России и другие изменения в жизни государства затрагивают все ветви власти, вызывая закономерный интерес теоретиков и практиков в области права к организации и деятельности различных институтов власти, в том числе и судебной. Судебная власть в России за последние годы превратилась в один из значимых институтов государственной власти.
В период становления судебной власти было внесено множество изменений и нововведений в законодательство России. Вопрос теории судебной власти разрабатывается в различных отраслях науки: конституционного права, административного права, уголовного права. В настоящее время существует множество различных подходов к определению судебной власти, т.к. действующее российское законодательство не содержит определение понятия "судебная власть". В связи с тем что нет единства в определении понятия "судебная власть", возникла необходимость в определении соотношений понятий "суд", "правосудие", "судебная система", "судопроизводство", "процесс".
Ключевые слова: судебная власть, суд, правосудие, судебная система, судопроизводство, процесс, судебная реформа, специализированные суды, судья, судоустройство.
"Judicial power", "justice" and "legal proceedings" as the basic categories of the theory of the judiciary
V.A. Baranov, A.N. Prijennikova
The on going administrative reform in Russia and other changes in the life of the state concern all branches of power, causing a natural interest and practitioners in the field of the right to organization and activities of different institutions of power, including the judiciary. Judicial power in Russia in recent years has become one of the important institutions of state power.
During the formation of the judiciary was made many changes and innovations in the Russian legislation.
Question of the theory of the judiciary is being developed in various branches of science: constitutional law, administrative law, criminal law. Currently, there are many different approaches to the definition of the judiciary, since the current Russian legislation contains no definition of the term "judicial authority". Due to the fact that there is no unity in the definition of the concepts of "judicial power", there is a need in the determination of correlation of the concepts "court", "justice", "judicial system", "legal proceedings", "process".
Key words: judicial power, the court, justice, judicial system, judicial proceedings, process, judicial reform, specialized courts, judge, the judicial system.
Большинство ученых к определению понятия "судебная власть" пытаются подойти через уяснение таких категорий, как "суд", "правосудие", "судебная система", "судопроизводство", "процесс". Между тем, хотя данные понятия и схожи между собой, но лежат в разных плоскостях и каждое из них выполняет свое предназначение.
Категория судебной власти носит межотраслевой характер. Комплекс теоретических и научно-практических проблем, связанных с судебной властью, входит в предмет исследования конституционного, гражданского, уголовного судопроизводства. В юридической литературе категория судебной власти традиционно рассматривается в контексте разделения властей и занимает особое место. Судебная власть в структуре принципа разделения властей, во-первых, должна быть самостоятельной, во-вторых, независимой, в-третьих, обеспечивать рассмотрение возникающих споров (дел) и осуществлять в установленных пределах внешний контроль за властью законодательной и исполнительной.
Что есть судебная власть? Это частный случай проявления власти вообще, одна из форм публичной государственной власти, средство всеобщей связи для народа; присутствие в симбиозе властеотношений народа, так как само существование судебной власти вне рамок народа совершенно невозможно; субъект, осуществляющий отправление судебной власти от имени народа, адресует свои приказы объекту - опять-таки к самому народу, сопровождаемые в обязательном порядке угрозой применения негативных санкций в случае неповиновения; подчинение народа субъекту, т.е. фактически господствующему в нем мнению, есть подчинение воле осуществляющего власть субъекта, на практике это подчинение суду; наличие правовых норм, устанавливающих, что отдающий приказы субъект - суд, имеет на это право, а объект - народ - обязан подчиняться его приказам [1].
Судебную власть чаще понимают как: "образующую систему подчиненных закону органов"; "предстающую систему судебных органов государства, осуществляющих правосудие"; "деятельность по рассмотрению судебных дел, как предоставленные судам властные полномочия, как возможность и способность суда воздействовать на поведение людей и социальные процессы"; "обеспечение исполнения приговоров и иных судебных актов в деятельности судейских сообществ, организационного обеспечения деятельности судов и участия в совершенствовании законодательства с использованием права законодательной инициативы" и т.д. [2].
Мы считаем, что судебная власть это система специальных независимых государственных органов - судов. Полномочия судебной власти реализуются только в правосудии посредством различных видов судопроизводства.
Главная цель судебной власти - содействовать гражданам, их объединениям, включая экономические образования, государственным и общественным институтам в реализации законных прав.
Судебная власть обладает специфическими признаками, которые отличают ее от других ветвей власти:
- судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (ч. 2 ст. 118 Конституции РФ). Судебная власть осуществляется специально созданными государственными органами - судами, которые образуют единую судебную систему. Суд - государственный орган, независимый, который осуществляет правосудие в целях установления истины, восстановления справедливости, разрешения споров и справедливого наказания виновных лиц в форме, установленной законом;
- органы судебной власти самостоятельны. Решения органов судебной власти не могут быть пересмотрены органами других ветвей власти;
- судебная власть действует на основании принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия (ст. ст. ст. 10, 120 Конституции РФ). Принцип судебной власти - юридическая гарантия ее эффективного функционирования в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, его законных интересов;
- судебная власть характеризуется особым статусом должностных лиц - судей.
Так, судебная власть в Российской Федерации принадлежит только судам в лице судей. Судьи независимы и подчиняются Конституции РФ, закону, и в своей деятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны. Судьи, осуществляя публичную функцию по осуществлению правосудия, обеспечивают эффективный контроль за качеством правосудия. Особые требования к судьям отражены в Конституции РФ (ст. ст. 10, 119, 120 - 122, 124), в Федеральном конституционном законе от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", в Федеральном законе от 14.03.2002 N 30-ФЗ "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации", в Федеральном законе от 10 января 1996 года N 6-ФЗ "О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации" (ст. 2), в Законе РФ от 26.06.1992 N 3132-1 "О статусе судей в Российской Федерации" (ст. ст. 9, 5), в положениях международных правовых актов. Например, в решениях Конституционного Суда Российской Федерации указывается на конституционный статус судьи, будучи одной из гарантий надлежащего осуществления правосудия, и предоставления ему в будущем особого статуса судьи в отставке, что дает основания для предъявления к судьям особых требований и позволяет сохранять доверие к их компетентности, независимости и беспристрастности (Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 февраля 2002 года N 5-П, от 20 апреля 2010 года N 9-П).
Функциям судебной власти в современный период уделяется значительное внимание [3]. Важнейшими функциями судебной власти являются: правоустановительная; правоприменительная; правоохранительная; идеологическая; культурно-воспитательная; политическая; социальная; экономическая; управленческая; контрольная; диагностическая; предупредительная (превентивная, профилактическая); защитная; правовосстановительная; воспитательная.
Выражением судебной власти при рассмотрении конкретных дел выступает правосудие. Правосудие - важнейшая составляющая судебной власти, и Конституция РФ детально регламентирует основные принципы его осуществления, которые находят свое развитие в действующем законодательстве. Для каждого из видов судопроизводства характерно общее понятие правосудия. Правосудие осуществляется только государственными органами, в частности судами (Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (п. 1 ст. 4)).
В юридической литературе можно увидеть множество определений понятия "правосудие" [4]. Мы считаем, что под правосудием понимается правоприменительная деятельность судов по рассмотрению и разрешению в установленном законом порядке уголовных, гражданских, административных дел с вынесением обязательных для исполнения решений.
Понятия "правосудие" и "судопроизводство" не могут быть тождественными: 1) правосудие осуществляется только судом. В осуществлении судопроизводства участвует не только суд, но и иные субъекты;
- дела рассматриваются в определенной форме, в соответствии с установленными законом правилами. Судопроизводство представляет собой процесс рассмотрения дела в суде;
- термин "правосудие" закреплен в Конституции РФ, федеральных конституционных законах, федеральных законах. Например, в соответствии с Федеральным конституционным законом от 28.04.1995 N 1-ФКЗ "Об арбитражных судах в Российской Федерации" указанные суды осуществляют правосудие путем разрешения экономических споров (ст. 4);
- правосудие является единственной формой реализации судебной власти.
Судопроизводство (англ. court procedure, legal proceedings) - форма или способ реализации судебной власти. Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. В качестве судопроизводства определяется и сама деятельность судебных органов, связанная с разрешением конкретного дела по существу и вынесением соответствующего судебного акта.
В юридической литературе существует несколько подходов к определению понятия "судопроизводство". Судопроизводство определяется:
- как средство, способ осуществления судебной власти;
- как порядок или процессуальная форма осуществления правосудия;
- как деятельность суда по рассмотрению и разрешению юридических дел;
- как система процессуальных правоотношений;
- как совокупность процессуальной деятельности и правоотношений;
- как единство трех составляющих: процессуальной деятельности, процессуальных отношений и процессуальной формы... [5].
В буквальном значении судопроизводство определяется как совокупность процессуальных норм, определяющих порядок деятельности при отправлении правосудия, права участников процесса, гарантии их прав, общие положения (принципы) построения данной отрасли права и т.д. [6].
Понятие процесса определяется учеными по-разному. Одни ученые отождествляют понятия "судопроизводство" и "процесс" [7], другие ученые считают, что эти понятия не являются синонимами [8].
Говоря о соотношении понятий "процесс" и "судопроизводство", необходимо отметить, что это специфическая форма разрешения споров.
Словарь русского языка определяет процесс как "ход, развитие какого-нибудь явления, последовательную смену состояний в развитии чего-нибудь и порядок разбирательства судебных дел" [9].
Во многих юридических словарях (энциклопедиях) термины "судебная система", "судоустройство" означают совокупность (систему) всех судов, осуществляющих правосудие, построенных на единых демократических принципах в соответствии с их компетенцией и поставленными задачами и целями [10].
В последнее время понятие судебной системы множество. Так, судебная система представляет собой определенную совокупность судебных учреждений конкретного государства, основанную на единых принципах организации и деятельности, связанную единством целей и задач, с четко обозначенной компетенцией каждого звена, позволяющей выделить высший суд [11]; судебная система представляет собой "единую систему всех судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, имеющих общие задачи, организованных и действующих на единых демократических принципах" [12], или даже "совокупность судов, построенную в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами и целями" [13].
Для Российского государства было всегда характерно стремление к единой судебной системе с высокой степенью централизации судебных полномочий и соответствующих органов [14].
В соответствии с Федеральным конституционным законом от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" единство судебной системы РФ обеспечивается путем:
- установления судебной системы Российской Федерации Конституцией РФ и Законом о судебной системе;
- соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
- применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Федерации;
- признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
- законодательного закрепления единства статуса судей;
- финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.
В настоящее время в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов Российской Федерации, составляющие судебную систему Российской Федерации.
В заключение хотелось бы отметить, что идет глобальная судебная реформа.
- Обсуждаемым является вопрос о продолжении создания в единой судебной системе специализированных судов. Мы считаем, что судебная система достигла такого развития, что без специализации невозможно будет эффективное ее развитие.
Так, а) в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10 марта 2011 г. N 3 в целях реализации положений Федерального конституционного закона "О судах общей юрисдикции в Российской Федерации" утвержден состав Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации;
б) распоряжением Правительства РФ от 20.09.2012 N 1735-р утверждена Концепция федеральной целевой программы "Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы". В соответствии с настоящей Концепцией предлагается внести в российское законодательство изменения, предусматривающие совершенствование административного судопроизводства, направленные на повышение доступности правосудия для граждан, организаций и объединений граждан при рассмотрении споров с органами государственной власти РФ, обеспечение права общественных объединений обращаться в суды общей юрисдикции или арбитражные суды в защиту интересов граждан, а также на уточнение подведомственности судов общей юрисдикции и арбитражных судов по экономическим делам в целях исключения возможности решения хозяйственного спора посредством уголовного преследования;
в) в своих докладах Совет Европы (Европейская комиссия по эффективности правосудия) неоднократно подчеркивал необходимость выделения из общей юрисдикции отдельной административной юстиции [15];
г) в Государственную Думу 28 марта 2013 г. внесен проект Федерального закона N 246960-6 "Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации", который рассчитан на правовое регулирование административного судопроизводства в общих судах.
- Пленум ВАС РФ 02.07.2013 года принял Постановление N 51 "О начале деятельности Суда по интеллектуальным правам".
В связи с созданием Суда по интеллектуальным правам были внесены изменения в Федеральный конституционный закон от 6 декабря 2011 г. N 4-ФКЗ "О внесении изменений в Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" и Федеральный конституционный закон "Об арбитражных судах в Российской Федерации" в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам" и Федеральный закон от 8 декабря 2011 г. N 422-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с созданием в системе арбитражных судов Суда по интеллектуальным правам".
- Концепцией судебной реформы в Российской Федерации, утвержденной Верховным Советом РСФСР 24 октября 1991 г., предусматривалось создание ювенальных судов как специализированных судов.
Для апробации деятельности ювенальных судов образованы специализированные судебные составы по делам несовершеннолетних в судах Санкт-Петербурга и Москвы, Пермского края, республик Хакасия и Карелия, Ленинградской, Ростовской, Липецкой, Иркутской, Брянской, Ивановской, Волгоградской, Саратовской, Московской и других областей.
- Сразу девять статей Конституции РФ предложил откорректировать Владимир Путин для того, чтобы в России появился единый Верховный суд. Новому Верховному суду РФ, по замыслу Президента, будут переданы все полномочия и функции полностью упраздняемого Высшего арбитражного суда (ВАС) [16].
Список литературы
- Матякин Е.Е. Понятие судебной власти: постановка проблемы // Общество и право. 2011. N 3; СПС "КонсультантПлюс".
- Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. СПб., 1996. Т. 1. С. 158.
- Чарыев М.Р. Функции судебной власти // Правосудие в Российской Федерации. 2002. N 3. С. 7 - 11.
- Еремина С.Н. Юридические формы реализации права на труд при отправлении правосудия // Администратор суда. 2013. N 1.
- Райкова Н.С. Сущность конституционного судопроизводства // Журнал конституционного правосудия. 2008. N 5.
- Российская юридическая энциклопедия. М., 1999. С. 951.
- Гражданский процесс: Учебник / Под ред. В.А. Мусина, Н.А. Чечиной, Д.М. Чечота. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ПБОЮЛ Гриженко Е.М., 2001. С. 3.
- Гражданский процесс: Учебник / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М.: Волтерс Клувер, 2004. § 2 разд. I гл. I // СПС "Гарант".
- Ожегов С.И. Словарь русского языка. 16-е изд., испр. М., 1984. С. 575.
- Юридический энциклопедический словарь. М., 1984. С. 361, 365.
- Суд и правосудие в СССР / Под ред. проф. Б.А. Галкина. М.: Юрид. лит., 1981. С. 63.
- Юридическая энциклопедия / Под ред. М.Ю. Тихомирова. М.: Издание Тихомирова М.Ю., 2001. С. 830.
- Конституционное право. Энциклопедический словарь / Отв. ред. С.А. Авакьян. М.: Норма, 2001. С. 567.
- Александрова Р. Единство судебной системы - важнейший принцип судоустройства в Российской Федерации // Арбитражный и гражданский процесс. 2006. N 11. С. 10 - 14.
- European Judicial Systems. Edition 2008 (data 2006): Facts and Figures on the Basis of a Survey Conducted in 40 Council of Europe State, European Commission for the Efficiency of Justice (CEPEJ) April 2008 Belgium. URL: http://www.book.coe.int/ ftp/2871.pdf.
- Новая политика (интернет-журнал). URL: // http://www.novopol.ru.
References
- Matiakin E.E. Concept of judicial power: formulation of the problem // the Society and law. 2011. N 3 // SPS "ConsultantPlus".
- Foinitskii I.Y. Course of criminal proceedings. SPb., 1996. So 1. P. 158.
- Charyev M.P. Function of the judiciary // Justice in the Russian Federation. 2002. N 3. P. 7 - 11.
- Eremina S.N. Legal forms of the exercise of labour rights in the administration of justice // Court Administrator. 2013. N 1.
- Raikova N.S. Essence of the constitutional legal proceedings // Journal of constitutional justice. 2008. N 5.
- Russian legal encyclopedia. M., 1999. P. 951.
- Civil proceedings: a Textbook / Ed. by V.A. Musina, N.A. Tchetina, D.M. Tchechot. 3-e Izd., Rev. and supplementary. M.: Unincorporated business Grijenko E.M. 2001. P. 3.
- Civil proceedings: the Textbook / Ed. amended by Professor V.V. Yarkov. M: Walters Kluwer, 2004. Section 2 sec. I chef. I // Company "Garant".
- Ozhegov S.I. Dictionary of the Russian language. 16-e izd., corr. M., 1984. P. 575.
- Legal encyclopedic dictionary. M., 1984. P. 361, 365.
- Court and justice in the USSR / Edited by Professor B.A. Galkina. M.: Throne. lit., 1981. P. 63.
- Legal encyclopedia / Ed. M. Tikhomirova et al Atlas. M.: Publishing Tikhomirova M. et al Atlas, 2001. P. 830.
- Constitutional right. Encyclopedic dictionary / Resp. amended S.A. Avakyan. M.: Norma, 2001. P. 567.
- Aleksandrova P. Unity judicial system is the most important principle of the judicial system in the Russian Federation // Arbitration and civil procedure. 2006. N 11. P. 10 - 14.
- European Judicial Systems. Edition 2008 (data 2006): Facts and Figures on the Basis of a Survey Conducted in 40 Council of Europe State, the European Commission for the Efficiency of Justice (CEPEJ) April 2008 Belgium. URL: http://www.book.coe.int/ftp/2871.pdf.
- The new policy (Internet magazine). URL: // http://www.novopol.ru.