Мудрый Юрист

К вопросу об унификации правового регулирования косвенного налогообложения в условиях интеграции России в мировое сообщество

Цидилина Инна Андреевна, аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия".

В статье рассматриваются перспективы развития законодательства Российской Федерации в сфере косвенного налогообложения в связи с созданием Евразийского экономического союза. Делается вывод о необходимости унификации ставок косвенных налогов России, Беларуси и Казахстана.

Ключевые слова: косвенные налоги, Евразийский экономический союз, налог на добавленную стоимость, акцизы, Таможенный союз.

To a question of unification of legal regulation of the indirect taxation in the conditions of integration of Russia into the world community

I.A. Tsidilina

Tsidilina Inna Andreevna, graduate student of chair of the financial, bank and customs right Saratov state legal academy.

In article prospects of development of the legislation of the Russian Federation in the sphere of the indirect taxation in connection with creation of the Euroasian economic union are considered. The conclusion about need of unification of rates of indirect taxes of Russia, Belarus and Kazakhstan is drawn.

Key words: indirect taxes, Euroasian economic union, value added tax, excises, Customs union.

После распада СССР важной задачей для России стало укрепление экономических связей России с бывшими союзными республиками. Так, 2010 г. ознаменовался созданием Таможенного союза России, Беларуси и Казахстана (далее по тексту - ТС), после чего стороны заявили о переходе к Единому экономическому пространству (далее по тексту - ЕЭП). В 2012 г. Россия вступила во Всемирную торговую организацию.

Процессы глобализации повлекли за собой существенные изменения российского законодательства, в том числе в сфере косвенного налогообложения.

В связи с тем, что в 2015 г. Россия, Беларусь и Казахстан планируют создать Евразийский экономический союз, имеются все основания полагать, что в ближайшие годы реформирование положений о НДС и акцизах продолжится. Следует согласиться с С.Н. Ярышевым в том, что "ТС, ЕЭП и собственно ЕврАзЭС являются лишь этапами на пути к созданию Евразийского экономического союза" <1>.

<1> Ярышев С.Н. Международно-правовые вопросы формирования и функционирования Единого экономического пространства: автореф. дисс. ... д.ю.н. М., 2012. С. 16.

24 октября 2013 г. состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета, посвященное вопросам развития интеграции на евразийском пространстве. Президент РФ В.В. Путин заявил, что "Евразийский экономический союз призван обеспечить максимальную реализацию свободы передвижения товаров, услуг, капиталов, рабочей силы". Также Президент РФ отметил, что Договор о Евразийском экономическом союзе должен включать в себя долгосрочные цели взаимодействия, в нем необходимо отразить новое качество интеграции <2>.

<2> Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/news/19484 (дата обращения: 12 декабря 2013 г.).

В ходе заседания главы России, Беларуси и Казахстана подписали пакет документов, направленных на формирование Евразийского экономического союза. В их числе Решение "Об основных направлениях развития интеграции и ходе работы над проектом Договора о Евразийском экономическом союзе".

Экономический союз предусматривает наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и факторов производства также и координацию макроэкономической политики, унификацию законодательств, регулирующих экономические, хозяйственные, бюджетные, валютные и иные связанные с этим отношения <3>.

<3> Ивин В.В. Направления развития таможенного администрирования в контексте создания Таможенного союза // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. N 6. С. 25.

Исходя из этого, особую актуальность приобретает вопрос о том, как должно развиваться законодательство в сфере косвенного налогообложения в условиях Евразийского экономического союза.

Таможенный кодекс Таможенного союза (ст. 70) относит к числу таможенных платежей налог на добавленную стоимость и акцизы, взимаемые при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза. Их особое положение обусловлено принадлежностью к двум законодательно закрепленным системам обязательных фискальных платежей. С одной стороны, они относятся к таможенным платежам и в их числе образуют группу налоговых таможенных платежей, а с другой - являются составной частью действующей в Российской Федерации системы налогов и сборов и относятся к группе федеральных налогов <4>. При этом наиболее существенные отличия акциза от НДС состоят в том, что акциз, во-первых, "привязан" к конкретным товарам, перечень которых содержится в НК РФ, а во-вторых, уплачивается не каждый раз с оборота, а один раз производителем подакцизного товара или лицом, совершающим внешнеторговые операции с этим товаром <5>.

<4> Землянская Н.И. Правовая природа таможенных платежей: автореф. дисс. ... к.ю.н. Саратов, 2005. С. 18.
<5> Таможенное право: учебник / отв. ред. О.Ю. Бакаева. М.: Норма, 2008. С. 308.

Налоги выполняют многообразные функции, в частности, стимулируют экономическую деятельность, с одной стороны, и обеспечивают необходимый объем средств для покрытия общегосударственных нужд, с другой стороны <6>.

<6> Харисов И.Ф. Правовая природа налоговых и таможенных платежей // Налоги. 2009. N 4. С. 12.

Профессор О.Ю. Бакаева выделяет следующие принципы косвенного налогообложения с учетом таможенно-правовой специфики и участия России в интеграционных процессах:

  1. Всеобщность и равенство.
  2. Установление на наднациональном (союзном) и национальном уровнях.
  3. Сочетание таможенных и налоговых правовых основ.
  4. Взимание в стране назначения.
  5. Администрирование как налоговыми, так и таможенными органами.
  6. Соразмерность налогообложения.
  7. Возможность возмещения сумм НДС <7>.
<7> Бакаева О.Ю. Принципы косвенного налогообложения в условиях интеграции России в мировую экономику (таможенно-правовой аспект) // Очерки налогово-правовой науки современности: монография / под общ. ред. Е.Ю. Грачевой и Н.П. Кучерявенко. Москва - Харьков: Право, 2013. С. 584 - 591.

В настоящее время правовую основу взимания НДС и акцизов во взаимной торговле в Таможенном союзе, помимо ТК ТС, составляют: Соглашение "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе", Протокол о порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в Таможенном союзе, Протокол о порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе.

Вероятно, в связи с переходом к экономическому союзу потребуются дополнительные соглашения в сфере косвенного налогообложения.

Развитие налоговых законодательств должно осуществляться с учетом гармонизации, так как только в этих условиях возможно обеспечение свободного перемещения капитала, товаров, услуг <8>.

<8> Рустамова И.Т. Перспективы развития налогового контроля в Таможенном союзе // Таможенное дело. 2012. N 4. С. 10 - 11.

Законодательство о взимании косвенных налогов весьма объемно. Кроме того, оно подвержено регулярным изменениям и дополнениям. Принимаемые при формировании Евразийского экономического союза нормативные акты должны быть грамотными с точки зрения юридической техники, не должны содержать коллизий и пробелов. По этой причине потребуется проведение мониторинга правоприменения налогового законодательства трех стран.

Кроме того, можно сделать вывод о необходимости разработки и принятия единого для трех стран нормативного акта, закрепляющего основы налогового регулирования и налогового контроля в рамках интеграции.

Можно предположить, что таким актом мог бы стать Налоговый кодекс Евразийского экономического союза, закрепляющий общие понятия косвенного налога, налогового контроля, принципов косвенного налогообложения, и иные основополагающие понятия, механизм осуществления налогового контроля, информационного взаимодействия налоговых служб.

Для этого, безусловно, необходима систематизация принятых и ратифицированных международных договоров трех стран, а также унификация их национального законодательства в рассматриваемой сфере.

Наиболее сложным и при этом важным остается вопрос о необходимости унификации ставок рассматриваемых налогов. Так, взимание косвенных налогов производится по принципу "страны назначения", экспорт облагается НДС по ставке 0%. При импорте товаров применяется ставка, действующая в государстве-импортере. При этом в Республике Казахстан она равна 12%, в Республике Беларусь - 20%, в России - 18%. Это делает Казахстан более привлекательным для бизнеса, чем Россия и Беларусь, из-за низких налоговых ставок и щадящего налогового администрирования.

Этот вопрос остается нерешенным на протяжении нескольких лет. Думается, что при формировании правовой базы Евразийского экономического союза следует проанализировать эту проблему, поскольку только таким путем возможно создать равные условия для ведения бизнеса. Кроме того, упрощение процедуры уплаты НДС и акцизов будет способствовать их эффективному администрированию.

Реализация указанных мер потребует глубокого теоретического анализа действующего законодательства.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что в связи с интеграцией России в мировое сообщество, правовое регулирование отношений в сфере косвенного налогообложения в ближайшее время может претерпеть ряд серьезных изменений. Создание Евразийского экономического союза, безусловно, приведет к началу нового этапа развития таможенного и налогового законодательства трех стран.

Литература

  1. Бакаева О.Ю. Принципы косвенного налогообложения в условиях интеграции России в мировую экономику (таможенно-правовой аспект) / О.Ю. Бакаева // Очерки налогово-правовой науки современности: монография / под общ. ред. Е.Ю. Грачевой и Н.П. Кучерявенко. Москва - Харьков: Право, 2013. С. 584 - 591.
  2. Землянская Н.И. Правовая природа таможенных платежей: автореф. дисс. ... к.ю.н. / Н.И. Землянская. Саратов, 2005. С. 18.
  3. Ивин В.В. Направления развития таможенного администрирования в контексте создания Таможенного союза / В.В. Ивин // Российский внешнеэкономический вестник. 2010. N 6. С. 25.
  4. Официальный сайт Президента Российской Федерации. URL: http://www.kremlin.ru/news/19484 (дата обращения: 12 декабря 2013 г.).
  5. Таможенное право: учебник / отв. ред. О.Ю. Бакаева. М.: Норма, 2008. С. 308.
  6. Харисов И.Ф. Правовая природа налоговых и таможенных платежей / И.Ф. Харисов // Налоги. 2009. N 4. С. 12.
  7. Ярышев С.Н. Международно-правовые вопросы формирования и функционирования Единого экономического пространства: автореф. дисс. ... д.ю.н. / С.Н. Ярышев. М., 2012. С. 16.