Мудрый Юрист

Конституционные основы налогового декларирования

Буинцева Олеся Олеговна, аспирант кафедры финансового, банковского и таможенного права ФГБОУ ВПО "Саратовская государственная юридическая академия".

Статья посвящена изучению законодательных основ налогового декларирования, содержащихся в Конституции как главном законе государства. Анализируются проблемы вмешательства в частную жизнь граждан, связанные с функционированием института налогового декларирования. Также проводится сравнительный анализ российской и зарубежных конституций в аспекте обоснования применения данного инструмента налогового контроля.

Ключевые слова: налоговая декларация, законодательство, налоговый контроль, конституция, частная жизнь, право, свобода, институт, физическое лицо, доход.

Constitutional bases of tax declaring

O.O. Buintseva

Buintseva Olesya Olegovna, Post-graduate student of Department of financial, banking and customs law FSBEI of HPE "Saratov state law Academy".

The article is devoted to study of the ways in transformation of tax declaration institute, which are represented in norm and law documents. The comparison of Russian and foreign practices of this tax control instrument is suggested.

Key words: tax declaration, legislation, tax control, constitution, private life, right, freedom, institute, natural person, income.

Декларирование доходов и расходов налогоплательщиков является в современной системе налогообложения России и зарубежных государств обязательным и широко распространенным атрибутом в целях эффективности налогового контроля. В большинстве развитых стран конституции закрепляют основы правового регулирования функционирования данного налогового института, а уже из них вытекают соответствующие нормативно-правовые документы (как правило, налоговые кодексы и т.п.).

Налоговое декларирование в Российской Федерации представляет собой подачу налогоплательщиком соответствующих документов в налоговый орган по утвержденной форме, в которых он указывает все свои доходы, расходы и объекты налогообложения (ст. 80 - 81 Налогового кодекса РФ <1>).

<1> Часть первая Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2013. N 30 (Часть I). Ст. 4081.

Представление (как и непредставление) налоговой декларации является юридическим фактом, поскольку приводит к изменению правового статуса декларанта. В случае если декларирование рассматривается как обязанность (в соответствии с российским законодательством о налогах и сборах), юридические последствия будет также иметь и факт неисполнения обязанности представления декларации. Данные положения подтверждаются не только доктринальными толкованиями, но и законодательством.

Декларирование доходов физических лиц имеет множество "тонкостей" и "проблемных мест" с точки зрения соблюдения прав и свобод человека. Это справедливо и для России, и для других стран, где эти права и свободы не только закреплены на законодательном уровне, но и реализуются в действительности, и при этом достаточно развито законодательство по налоговому декларированию.

Прежде всего, в связи с декларированием возникает вопрос о вмешательстве в частную жизнь человека. Так, ст. 23 Конституции РФ <2> закрепляет право на "неприкосновенность частной жизни" и на "семейную и личную тайну", а ст. 24 указывает, что не допускаются "сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия". Можно предположить, исходя из прямой трактовки статей, что наличие и функционирование института налогового декларирования представляет собой нарушение данных статей Конституции РФ, поскольку сама налоговая декларация и обязанность ее представления может быть интерпретирована как нарушение частной жизни физического лица, вмешательство в нее, и, одновременно, этот инструмент может быть использован для сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни физического лица. Отсюда можно сделать вывод, что налоговое декларирование предстает как явное нарушение конституционных норм.

<2> Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12. 1993. N 237; СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 2.

Однако такая интерпретация налоговой декларации и в целом института налогового декларирования не является верной. С одной стороны, действительно, налоговая декларация содержит сведения о частной жизни физического лица и как инструмент налогового контроля предполагает, что эти сведения собираются, хранятся, используются и распространяются. С другой стороны, следует учитывать, что в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ указано: "... Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства".

Применительно к данному инструменту налогового контроля это означает, что имеет место ограничение прав и свобод человека и гражданина в связи с необходимостью функционирования государства в целом и выполнения ряда отдельных государственных функций (фискальной, контроля и др.). Необходимо отметить, что в данном случае Конституция РФ адекватна ряду международных нормативно-правовых документов. Так, ст. 1 Лимской декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ) в 1977 г. <3>, гласит: "Организация контроля является обязательным элементом управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом. Контроль - не самоцель, а неотъемлемая часть системы регулирования, целью которой является вскрытие отклонений от принятых стандартов и нарушений принципов, законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на возможно более ранней стадии с тем, чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, в отдельных случаях, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению или сокращению таких нарушений в будущем" <4>. В ст. 20 "Контроль за уплатой налогов" указанного международного документа сказано следующее:

"1. Высший контрольный орган должен быть уполномочен проверять уплату налогов до максимально возможной степени и в ходе проверки просматривать личные досье об уплате налогов.

  1. Контроль уплаты налогов в основном связан с проверкой ее законности и правильности. Однако, проверяя соблюдение закона о налогах, высший контрольный орган должен также изучать экономическую эффективность и организацию работы налоговых служб и исполнение плана поступления доходов и, если это необходимо, должен внести предложения по совершенствованию соответствующего законодательства".
<3> Документ не опубликован. Содержится в СПС "КонсультантПлюс".
<4> См. также: Хачатрян Н.Р. Административно-правовые отношения в сфере финансового контроля // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2009. N 1. С. 57.

Аналогичная ситуация с конституционным обоснованием возможности вмешательства в частную жизнь физического лица и ограничения его прав и свобод со стороны государства в силу определенных необходимостей характерна и для других развитых стран. Например, в Основном законе ФРГ от 23 мая 1949 г. <5> в п. 2 ст. 2 закреплено: "Каждый имеет право на жизнь и на личную неприкосновенность. Свобода личности ненарушима". Другими словами, в указанном нормативном акте также закреплено право каждого на частную жизнь.

<5> URL: http://rfhwb.de/Pravo/Pravo_ru/pravo_ru1.htm (дата обращения: 07.11.2013).

Однако в той же статье есть и иное: "Вмешательство в эти права допустимо только на основании закона". Очевидно, что это и обосновывает возможность вмешательства государства в частную жизнь.

Таким образом, конституционное закрепление возможного вмешательства в частную жизнь граждан (в частности, путем обязательного декларирования доходов и расходов) имеет место не только в Российском государстве, но и в развитых зарубежных странах.

В этой связи О.О. Журавлева справедливо отмечает, что вмешательство в частную жизнь человека и гражданина через налоговое декларирование имеет свои ограничения, которые законодательно закреплены в Конституции РФ <6>.

<6> См.: Журавлева О.О. Правовая природа налоговой декларации // Журнал российского права. 2007. N 11. С. 48 - 55.

Прежде всего, институт налогового декларирования должен решать конкретные цели в деятельности государства. Применительно к России можно говорить о том, что обязанность декларировать доходы и расходы позволяет государству достаточно эффективно собирать налоги, контролировать доходы физических лиц, стимулировать обычных граждан к правомерному поведению в рамках правовых норм, что позволяет последним, в свою очередь, защищать свои налоговые права и интересы при чрезмерных посягательствах государства <7> и т.д.

<7> См., напр.: Попов В.В., Тришина Е.Г. Особенности реализации налогоплательщиками права на защиту // Вестник СГАП. Саратов: ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2008. N 6 (64). С. 91 - 95; Попов В.В. Защита прав налогоплательщика в рамках конституционного судопроизводства / Материалы V Международной научно-практической конференции "Перспективы взаимодействия национальных правовых систем в условиях глобализации и регионализации" (16 - 17 октября 2010 г., Туапсе) // Финансовое право. М.: Юрист, 2011. N 10. С. 31 - 33; Попов В.В. Отдельные аспекты защиты прав и интересов физических лиц - налогоплательщиков // Современное право. М.: Новый индекс, 2011. N 5. С. 127 - 130; Попов В.В. К вопросу о презумпции невиновности налогообязанных субъектов и их обязанности по уплате налогов и сборов // Налоги. М.: Юрист, 2011. N 6. С. 14 - 16; Попов В.В., Тришина Е.Г. О проблематике применения понятия "добросовестность" при защите налогообязанными субъектами своих прав // Вестник Пермского университета. 2013. N 2 (20). С. 72 - 79.

Однако указанные цели в деятельности государства должны быть четко определены и зафиксированы.

Также в качестве ограничения налогового декларирования как способа вмешательства в частную жизнь выступает определение уровня нормативно-правового документа, предписывающего раскрытие сведений о частной жизни физического лица. В России таким уровнем является федеральный нормативный правовой акт - Налоговый кодекс РФ, который, в свою очередь, основывается на Конституции РФ.

Следует обратить внимание, что законодательное закрепление обязательной подачи декларации имеет "выгоду" не только для государства, но и для самих граждан. Согласно российскому законодательству в определенных случаях представление декларации, будучи обязанностью субъекта, является необходимым условием реализации иных прав, в частности прав на получение имущественных налоговых вычетов при приобретении или строительстве жилья (п. 2 ст. 220 НК РФ <8>). Таким образом, субъект стимулируется к подаче декларации и ее достоверному заполнению с соответствующими возникающими юридическими последствиями.

<8> Часть вторая Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4084.

Тем самым конституционное закрепление и обоснование налогового декларирования как инструмента налогового контроля характерно как для Российского государства, так и для других государств. И экономическая целесообразность от налогового декларирования возникает не только для публичных субъектов, но и для населения.

Литература

  1. Лимская декларация руководящих принципов контроля (принята в г. Лиме 17.10.1977 - 26.10.1977 IX Конгрессом Международной организации высших органов финансового контроля (ИНТОСАИ)) // Документ не опубликован. Содержится в СПС "КонсультантПлюс".
  2. Конституция РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 25.12.1993. N 237; СЗ РФ. 2009. N 1. Ст. 2.
  3. Основной закон ФРГ от 23 мая 1949 г. URL: http://rfhwb.de/Pravo/Pravo_ru/pravo_ru1.htm (дата обращения: 07.11.2013).
  4. Часть первая Налогового кодекса РФ от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // СЗ РФ. 1998. N 31. Ст. 3824; 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4081.
  5. Часть вторая Налогового кодекса РФ от 5 августа 2000 г. N 117-ФЗ // СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3340; 2013. N 30 (ч. I). Ст. 4084.
  6. Журавлева О.О. Правовая природа налоговой декларации / О.О. Журавлева // Журнал российского права. 2007. N 11. С. 48 - 55.
  7. Попов В.В., Тришина Е.Г. Особенности реализации налогоплательщиками права на защиту / В.В. Попов, Е.Г Тришина / Вестник СГАП. Саратов: ГОУ ВПО "Саратовская государственная академия права", 2008. N 6 (64). С. 91 - 95.
  8. Попов В.В. Защита прав налогоплательщика в рамках конституционного судопроизводства / Материалы V Международной научно-практической конференции "Перспективы взаимодействия национальных правовых систем в условиях глобализации и регионализации" (16 - 17 октября 2010 г., Туапсе) // Финансовое право. М.: Юрист, 2011. N 10. С. 31 - 33.
  9. Попов В.В. Отдельные аспекты защиты прав и интересов физических лиц - налогоплательщиков / В.В. Попов // Современное право. М.: Новый индекс, 2011. N 5. С. 127 - 130.
  10. Попов В.В. К вопросу о презумпции невиновности налогообязанных субъектов и их обязанности по уплате налогов и сборов / В.В. Попов // Налоги. М.: Юрист, 2011. N 6. С. 14 - 16.
  11. Попов В.В., Тришина Е.Г. О проблематике применения понятия "добросовестность" при защите налогообязанными субъектами своих прав / В.В. Попов, Е.Г. Тришина // Вестник Пермского университета. 2013. N 2 (20). С. 72 - 79.
  12. Хачатрян Н.Р. Административно-правовые отношения в сфере финансового контроля / Н.Р. Хачатрян // Труды Института государства и права Российской академии наук. 2009. N 1.