Становление и развитие национальной государственности чеченской республики
Иналкаева Казбан Саматовна, доцент кафедры конституционного и административного права Чеченского государственного университета, кандидат юридических наук.
Актуальность исследования обусловлена потребностями конституционно-правового осмысления развития государственности Чеченской Республики. В статье предпринята попытка провести периодизацию истории становления государственности Республики.
Ключевые слова: Советский Союз, чеченцы, Горская республика, закон, конституция.
Formation and Development of National Statehood of the Chechen Republic
K.S. Inalkaeva
Inalkaeva Kazban S., Assistant Professor of the Department of Constitutional and Administrative Law in Chechen State University, Candidate of Legal Sciences.
The importance of research driven by the needs of constitutional and legal interpretation of the development of statehood of the Chechen Republic. The article attempts to provide a periodization of history of the statehood of the Republic.
Key words: Soviet Union, Chechens, Mountain Republic, the law, a constitution.
Общественно-политическую организацию любого народа можно анализировать либо в рамках государственной организованности, либо мы можем говорить о способности народа к единению и консолидации, т.е. ключевые элементы, вокруг которых объединяются все составляющие политической жизни, - это государство и власть, в основе своей равнозначно содержащие в себе отношения государства и подчинения. Равноценным понятием является упорядоченность общественных отношений, независимо от того, благодаря каким ресурсам власти они исполняются. В обоих случаях речь идет о политическом устройстве, но о разных его формах.
Начиная с 90-х гг. прошедшего столетия небольшая Чеченская Республика, о которой в советские времена мало кто знал не только за рубежом, но и в Советском Союзе, стала широко известной всему миру в связи с происходившими здесь драматическими событиями. Естественно, что это обстоятельство возбудило интерес многих людей к чеченцам, их истории, современному положению.
Пытаясь разобраться в нынешних глобальных проблемах, мы то и дело натыкаемся на "мины из прошлого" - будь то незрелость гражданских общественных институтов, сложности в области отношений между народами или пробелы в государственном и правовом развитии. Очевидно, что корни многих ключевых проблем, которые сейчас волнуют российский народ, находятся в прошлом.
Вопросы права и государственности народов Северного Кавказа стали предметом научного интереса не только российских и зарубежных ученых, но также энтузиастов, ведущих постоянный поиск сведений по этническому наследию народов России.
Чеченцы - один из древнейших коренных народов Кавказа, сыгравший видную роль в этническом, социально-политическом, экономическом и культурном развитии региона. Согласно исследованию кавказоведа Б.К. Дамат все чеченское племя занимало горную полосу Северного Кавказа, гранича на северо-западе с осетинами, казаками, кабардинцами и кумыками; на востоке - с лезгинскими племенами; на юге - с грузинскими. С покорением Чечни в 1859 году она получила следующее административное деление: 1) округ Ичкерийский, заключавший общества: Ичкерию, Гумбет, Андию и Технуцал; 2) округ Аргунский, заключавший общества: Акинское, Шатойское, Чантийское (с включением Шаро, Шикаро и мелких обществ в верховьях Аргуна), Чаберлоевское и Чамалальское. Участок Ауховский потом был присоединен к Кумыцкому округу; 3) округ Чеченский <1>.
<1> Далат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892 - 1894 гг. М.: ИМЛН РАН, 2008. С. 42 - 43.С 1 января 1871 года в Терской области, куда входили чеченцы, ингуши, осетины, кабардинцы, балкарцы, а также территории Терского казачьего войска, было введено гражданское управление, причем территория была разделена на семь полицейских округов: Владикавказский, Пятигорский, Грозненский, Аргунский, Хасавюртовский, Веденский и Кизлярский. Чеченцы жили в Грозненском, Аргунском, Веденском и на части Хасавюртовского округа, причем Веденский округ был составлен из двух прежних округов - Ауховского и Ичкерийского, а прежний Чеченский округ переименован в Грозненский <2>.
<2> Там же.Февральская революция, падение самодержавия всколыхнули народные массы. В бурном потоке событий того времени выделяется Северный Кавказ с его пестрой национальной спецификой, политическими и социальными противоречиями. Как нигде, здесь проявилась активизация политических партий и движений, перед которыми помимо решения политических задач стояли проблемы национального самоопределения.
2 (15) ноября 1917 года была опубликована "Декларация прав народов России", где впервые было сказано о "добровольном и честном союзе народов России": этот союз определялся как форма решения вопроса о праве наций на самоопределение (в частности, говорилось о праве наций (народов) на самоопределение вплоть до отделения и образования самостоятельного государства) <3>.
<3> Терские ведомости // Владикавказ. 1917.В 1917 году на Северном Кавказе создается "Союз объединенных горцев Кавказа" (Горское правительство). Логическим завершением формирования Национальных Советов стало проведение 14 мая 1917 года во Владикавказе I съезда горских народов Кавказа. Программа национального самоуправления предусматривала в первую очередь защиту общих интересов горских народов и проведение в жизнь некоторых элементов национально-территориальной автономии. В целом она совпала с практической частью его политической программы: проведение реформы местной власти, судопроизводства, просвещения, аграрной реформы, введение земского самоуправления и др. До сих пор в исторической литературе нет единого мнения относительно функций Союза объединенных горцев, некоторые исследователи считают его национально-политическим движением. Действительно, Союз объединенных горцев ставил перед собой определенные политические задачи (укрепление демократии, отстаивание гражданских свобод, расширение национального самоуправления, создание национально-территориальной автономии, участие в политической борьбе и выборных кампаниях, в частности в выборах в Учредительное собрание страны) <4>.
<4> Музаев Т.М. Союз горцев. Русская революция и народы Северного Кавказа, 1917 - март 1918 года / 2-е изд., исп. и доп. Нальчик: ООО "Печатный двор", 2012. С. 49 - 101.Росло социальное напряжение, участились столкновения между горцами и казаками, Центральный комитет Союза объединенных горцев пошел на заключение союза с казачеством, подписав договор о создании "Юго-Восточного Союза казачьих войск, горцев Кавказа и вольных народов степей". Собственно, это соглашение было последней попыткой горской социальной верхушки сохранить свое положение в союзе с российской правящей верхушкой. Однако Октябрьская революция в Петрограде показала слабость российского союзника, а разгоревшаяся на Тереке война с казачеством наглядно демонстрировала всю непопулярность в народе политического союза с ним. Совершенно очевидно, что в конце 1917 года Союз объединенных горцев начинает склоняться к курсу на создание независимой Горской республики. 11 мая 1918 года публикуется "Декларация об объявлении независимой Горской республики". Во главе Горской республики встали Абдул-Межид (Тапа) Чермоев и Гайдар Бамматов. В декабре 1918 года был сформирован состав коалиционного правительства Горской республики. Независимая Горская республика просуществовала 3 года. После окончания Гражданской войны и восстановления советской власти в марте 1920 года видными деятелями Коммунистической партии и Советской России немало усилий было потрачено на поиски наиболее оптимального варианта самоопределения горцев Северного Кавказа, тем более что прецедент был создан в лице "независимой" Горской республики. В новых условиях расклада политических сил Горская республика не могла быть призвана как приемлемая форма управления горцами.
Краевое совещание коммунистических организаций Дона и Кавказа, созванное в октябре 1920 года Кавказским бюро ЦК РКП(б) в г. Владикавказе, высказалось за создание на Северном Кавказе Горской и Дагестанской автономных республик, считая это одним из наиболее верных способов организации горских автономных советских республик, и решило внести этот вопрос на обсуждение Советов народов Терека и Дагестана <5>.
<5> Очерки истории Чечено-Ингушской АССР, 1917 - 1920 годы. Т. 2. Грозный, 1972. С. 54.17 ноября 1920 года на съезде народов Терской области была провозглашена автономия Горской Советской Социалистической Республики.
20 января 1921 года Президиум Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета издал декрет об образовании Горской Автономной Социалистической Советской Республики, в котором постановлялось образовать Автономную Горскую Социалистическую Советскую Республику как часть РСФСР, в состав коей включить территорию, занимаемую ныне чеченцами, осетинами, ингушами, кабардинцами, балкарцами и карачаевцами и живущими между ними казаками и иногородними, а именно:
- Чеченской округ (бывшие Веденский и Грозненский округа, Правотеречная часть Кизлярского отдела и восточная часть бывшего Сунженского отдела);
- Назрановский округ (Ингушетия);
- Владикавказский округ (Осетия и западная часть бывшего Сунженского отдела);
- Кабардинский округ (северная часть бывшего Нальчикского округа);
- Балкарский округ (южная часть бывшего Нальчикского округа);
- Карачаевский округ (западная часть бывшего Нальчикского, южная часть Пятигорского отдела и южная часть Баталпашинского отдела Кубанской области).
Становление российского федерализма в Северо-Кавказском регионе стало вектором формального обеспечения чистоты реализации принципа создания федерации по национальному признаку, становления этнической государственности.
Органами управления Горской АССР было признано иметь: Центральный исполнительный комитет и Совнарком Горской АССР, местные Советы, избираемые на основе Конституции РСФСР. Первые выборы сельских Советов в областях, входящих в Горскую АССР, были проведены в июле 1920 года; из состава сельского Совета 2 человека с соответствующими мандатами направлялись в качестве делегатов на Окружной съезд Советов; одновременно 1 делегат направлялся на Областной съезд Советов, который созывался в г. Владикавказе в августе этого же года. Наряду с собраниями представителей всех областей Горской АССР собирались также сельские сходы для выборов должностных лиц, поземельных депутатов, доверенных от сельского общества для обсуждения хозяйственных и других вопросов.
Горская АССР сыграла огромную роль в национально-государственном строительстве объединившихся в ее составе горских народов. Единая территориальная автономия позволяла аккумулировать и наиболее целесообразно использовать экономические и природные ресурсы, культурные силы, партийные кадры, что, в свою очередь, способствовало быстрейшему решению первоочередных задач советской власти.
Выражением учета местных условий, различий в уровне политического, экономического и культурного развития, особенностей семьи и быта, национальных традиций и обычаев горцев явилось временное сохранение среди горских народов шариатских судов наряду с народными, предоставление мусульманскому духовенству в 1921 году права участия в выборах в Советы, создание национальных партийных секций, административно-территориальных Советов для национальных меньшинств, создание национальных клубов и специальных учебных заведений для горянок <6>.
<6> Бугаев А.М. Советская автономия Чечни - Чечено-Ингушетии: очерки истории становления и развития. Грозный, 2012. С. 34.В рамках следующего периода (1922 - 1936 гг.) был осуществлен переход к другой форме государственности - национальной советской автономии. Интересы дальнейшего экономического и культурного развития, стремление к более тесным связям с РСФСР потребовали выделения из состава Горской АССР Кабарды (1921 г.), Карачая, Балкарии и Чечни (1922 г.).
Так, например, ВЦИК на своем заседании от 30 ноября 1922 г., приняв решение о выделении Чечни из состава Горской АССР в автономную область, утвердил состав Ревкома Чеченской автономной области в количестве 13 человек и предложил Совнаркому РСФСР выделить необходимые средства для оказания помощи Чечне <7>.
<7> Декрет ВЦИК от 30 ноября 1922 года "Об образовании автономной области Чечни". Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 80. Ст. 1009.К 1924 году каждая народность Горской АССР окрепла и экономически, и политически, что являлось надежной основой для дальнейшего успешного советского строительства горских народов. В этих условиях исчезла необходимость существования Горской АССР. Более того, ее сохранение в новых условиях могло создать дополнительные трудности в национально-территориальном строительстве горских народов.
7 июля 1924 г. Декретом ВЦИК РСФСР Горская АССР была упразднена, а на ее основе образованы Ингушская и Осетинская области <8>.
<8> Собрание узаконений РСФСР. 1924. N 66. Ст. 656.Рассматривая этапы движения народов Северного Кавказа к нынешней форме государственного устройства, мы не можем обойти стороной и создание на юге России Северо-Кавказского края с центром в г. Ростове-на-Дону. От 10 января 1925 г. специальным декретом ВЦИК было принято решение "образовать из Донской области, Кубано-Черноморской, Терской и Ставропольской губерний, г. Грозного и автономных областей Кабардино-Балкарской, Карачаево-Черкесской, Адыгейской (Черкесской) и Чеченской - Северо-Кавказский край с центром в г. Ростове-на-Дону". (Упразднен Декретом ВЦИК РСФСР от 10 января 1934 г.)
5 января 1934 г. Постановлением Президиума ВЦИК были объединены автономные области Чеченская и Ингушская.
Следующий этап в развитии государственности Чечено-Ингушетии (1936 - 1944 гг.) связан с преобразованием Чечено-Ингушской автономной области в автономную республику на основе Конституции СССР 1936 года без принятия соответствующих актов высших органов власти РСФСР и характеризуется как трансформация "национальной государственности" в "советскую государственность". Конституция РСФСР 1937 года устанавливала, что "каждая автономная республика имеет свою конституцию, учитывающую особенности автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР" (ст. 20) <9>.
<9> Конституция (Основной Закон) РСФСР 1937 года. Утв. Постановлением Чрезвычайного XVII Всероссийского съезда Советов от 21.01.1937.Третий этап в развитии государственности Чечено-Ингушетии (40-е гг.) - депортация чеченцев, ингушей, в том числе карачаевцев, калмыков, балкарцев, и ликвидация государственности этих народов. Указы об упразднении автономии депортированных народов полностью противоречили Конституции СССР. Документы о выселении нередко оформлялись после фактически совершившегося события. Лишенные государственности, эти народы получили запрет на национальное самоопределение. Были стерты с карт и спешно переименовывались исторические названия населенных пунктов, горных вершин, рек и других географических и исторических памятников.
Вопрос о восстановлении попранных прав репрессированных народов был поставлен на XX съезде КПСС в феврале 1956 года. Н.С. Хрущев в известном докладе "О культе личности и его последствиях" осудил грубое нарушение основных принципов национальной политики Советского государства. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 июля 1956 г. гласил: "Снять с учета спецпоселения и освободить из-под административного надзора Министерства внутренних дел СССР чеченцев, ингушей, карачаевцев и членов их семей, высланных в период Великой Отечественной войны с Северного Кавказа".
Реабилитационные процессы второй половины 50 - 60-х гг. были возобновлены в конце 80-х - начале 90-х годов XX века, когда были приняты: Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 г. "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, обеспечении их прав", Закон РСФСР от 26 апреля 1991 г. "О реабилитации репрессированных народов".
Национальные процессы позволяют определить, какие уроки дает история развития СССР за этот период, каким является их содержание, правильно отличить то негативное, наносившее вред связям народов в процессе совершенствования государственности, использовать ценное и полезное для суверенной России, строящейся на основах правового государства.
Последние десятилетия российской истории ознаменовались распадом не только единого государства СССР, но и некогда общего исторического пространства. Поиск новых форм самоорганизации народов стал прологом становления и нового знания о прошлом. Особенно остро проблема формирования пространства примиряющей исторической памяти ощущается на Северном Кавказе - регионе, в сравнительно небольших пределах которого сосуществуют представители различных языковых и этнических групп, чей исторический опыт взаимоотношений с российской государственной властью переживается по-разному. Следствием его переработки стали далеко не безопасные проекты административно-территориального переустройства региона, консолидации его отдельных народов, а также не лишенные основания предложения по созданию новых национальных историй.
Итак, период 1991 - 1999 гг.: в Чеченской Республике не созданы государственно-правовые институты, соответствующие основам конституционного строя Российской Федерации, отсутствует законодательство Чеченской Республики как субъекта Российской Федерации и органы государственной власти, предусмотренные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Это наиболее сложный и драматический этап истории чеченского народа, переполненный всевозможными потрясениями, небывалыми разрушениями и людскими потерями.
Здесь необходимо указать, что 4 июня 1992 г. Верховный Совет РСФСР своим Законом образовал новую республику в составе Российской Федерации - Ингушскую Республику, выделив ее из состава Чечено-Ингушской Республики.
С 1999 года руководством Российской Федерации принимаются меры по возвращению Чеченской Республики в правовое поле Российской Федерации.
Наиболее насыщенным в плане политико-правовых изменений является следующий этап развития государственности чеченского народа. Конституция Чеченской Республики, принятая на референдуме Чеченской Республики 23 марта 2003 г., закрепила конституционные основы государственности чеченского народа <10>. Ее принятие положило начало возвращению Республики в конституционное поле Российской Федерации и созданию в ней правоспособных органов власти.
<10> Конституция Чеченской Республики. Принята на референдуме Чеченской Республики 23 марта 2003 г. (ред. от 30.09.2014) // СПС "КонсультантРегион".Проведение на должном уровне государственной политики как федеральным центром, так и самой Чеченской Республикой способствовали стратегическим успехам государственно-правового развития Чеченской Республики. На основе взаимоотношений и сотрудничества, поиска разумных компромиссов удалось снять многие проблемы и обеспечить политическую стабильность, мир и согласие в Чеченской Республике.
Сегодня чеченское общество ориентировано на усиление функций государства, на укрепление роли государства в общественном развитии, что обусловлено целым рядом факторов.
Во-первых, только государство в состоянии выступить главным орудием реформирования общества, поддержания в нем стабильности и правопорядка.
Во-вторых, чеченское общество традиционно располагало средствами и санкциями, с помощью которых могло воздействовать на членов общества в целях соблюдения общепринятых норм и принципов поведения. Таковыми были у чеченцев нравственно-нормативные устройства, сконцентрированные в адате. Тоталитарное государство с усиленным репрессивным аппаратом существенно ослабило этническое начало в общественно-политической жизни чеченцев. Попытки реанимации традиционных ресурсов власти в постсоветский период в Чеченской Республике закончились неудачей. Поскольку власть стала главным ресурсом авторитета и общественного влияния, следовательно именно ей необходимо блокировать разрушительные тенденции и направить их в созидательное русло.
В-третьих, политические традиции чеченцев, основанные на принципах морали, этики, этикета и базирующиеся на таком мощном нравственно-психологическом фундаменте, как совесть, выполняли в чеченском обществе функцию внутреннего механизма достижения общественного согласия. Но в сложном переплетении политических и социальных интересов, обусловленных законами рыночной экономики, стабилизирующим внешним механизмом воздействия, несомненно, может выступать только система государственных органов.
В-четвертых, государство является одним из главных действующих лиц в процессе формирования нации из разрозненных социальных и этнических групп. Государство, являясь институтом народной власти, его представительных органов, должно стать исполнителем воли народа.
Литература
- Бугаев А.М. Советская автономия Чечни - Чечено-Ингушетии: очерки истории становления и развития. Грозный. 2012. С. 34.
- Далат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследование и материалы 1892 - 1894 гг. М.: ИМЛН РАН, 2008. С. 42 - 43.
- Декларация Верховного Совета СССР от 14 ноября 1989 года "О признании незаконными и преступными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, обеспечении их прав" // СПС "КонсультантПлюс".
- Декрет ВЦИК от 30 ноября 1922 года "Об образовании автономной области Чечни" // Собрание узаконений РСФСР. 1922. N 80. Ст. 1009.
- Музаев Т.М. Союз горцев. Русская революция и народы Северного Кавказа, 1917 - март 1918 года / 2-е изд., исп. и доп. Нальчик: ООО "Печатный двор", 2012. С. 49 - 101.
- Очерки истории Чечено-Ингушской АССР, 1917 - 1920 годы. Т. 2. Грозный, 1972. С. 54.
- Собрание узаконений РСФСР. 1924. N 66. Ст. 656.
- Терские ведомости // Владикавказ. 1917.